Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статегия развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 6 февраля 2004 г. N 35-ПП)
"2.6. Туристский комплекс
1. Природно-географические ресурсы туризма
Мурманская область, в силу своего географического положения и особенностей исторического развития располагает необходимыми ресурсами для развития туризма. Почти вся территория области находится в тундровой и лесотундровой зонах севернее Полярного круга. Две трети территории области покрыто лесами. Водоемы области, а это свыше 20 тысяч рек, речек и ручьев разной величины и 111,5 тысяч озер, богаты рыбой: семга - лосось атлантический, форель, кумжа, голец и т. д. (около 30 видов). На западе и в центре Кольского полуострова расположены многочисленные горные массивы, возвышающиеся над уровнем моря на 800-1200 метров. На полуострове 4 заповедника, 10 заказников и более 450 памятников истории и культуры. Из Мурманского порта начинаются морские путешествия в Арктику и к Северному полюсу.
Ресурсы позволяют формировать разнообразные, ориентированные на конкретных потребителей, туристские продукты. Это-горнолыжные туры в Кировске, скалолазные маршруты, экстремальные авторалли "Арктик - Трофи", водный туризм по рекам, озерам и Белому морю, минералогические экскурсии по Хибинскому горному массиву, охотничьи туры; познавательные, экологические, приключенческие, историко-этнографические туры и экскурсии, рассчитанные на самые различные категории туристов.
Край полярной зимы и незаходящего летнего солнца привлекает российских и иностранных граждан культурными и историческими памятниками прошлых веков, времен второй мировой войны, эпохи социалистического строительства. Возрастающим спросом пользуются бизнес - мероприятия и научные конференции, фольклорные фестивали, культурно-познавательные экскурсии по Мурманску и городам области, посещение саамских и поморских селений, а также различные мероприятия, проводимые в рамках Праздника Севера, Встречи солнца.
Визитная карточка въездного туризма Кольского полуострова - рекреационная рыбалка на семужьих реках. На территории области в устьях нерестовых рек расположены 17 баз для иностранных и российских туристов, оснащенные всем необходимым для осуществления рыболовных туров. Более полутора тысяч иностранных туристов из 38 стран мира ежегодно посещают Кольский полуостров с целью лова семги нахлыстом.
Мурманская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом. Соседство с Финляндией, Норвегией, Швецией, имеющими на туристских рынках Европы положительный имидж, позволяет развивать туризм в рамках совместных международных проектов: "Мурманский коридор", "Баренцева зона" и "Баренцев путь", межграничные сафари, лыжные гонки через три страны "Лыжня Дружбы Баренцрегиона". Транспорт, средства коммуникации, другая инфраструктура между Центральной Европой и Скандинавией - хороший потенциал для развития связей мурманских туроператоров с туристскими организациями Европы.
2. Инфраструктура
2.1. Транспорт и связь (Коммуникации)
Главная железнодорожная линия связывает Мурманск с Санкт-Петербургом через Петрозаводск. На станции Беломорской железная дорога ответвляется на восток и далее в Архангельск. Имеется железнодорожный путь к п. Никель и г. Ковдор. Общая протяженность железнодорожной сети области около 900 км. Вокзалы не в полной мере отвечают современным требованиям по приему туристов.
Морской транспорт: Из морского порта "Мурманск" начинаются все арктические круизы. Мурманск является городом для заходов круизных судов из Европы. Порт Кандалакшы при условии реконструкции может стать востребованным на круизных маршрутах. Сегодня практически отсутствуют круизные суда, которые могут осуществлять круизные рейсы на Соловецкие острова, порты Норвегии и западный сектор Арктики. Мурманское Морское Пароходство возобновило круизы Мурманск- Архангельск- Соловки и прогулки по Кольскому заливу.
Авиа: Из Мурманского аэропорта осуществляются пассажирские перевозки в Москву, Санкт - Петербург, Архангельск, в Рованиеми (Финляндия), Лулео (Швеция), Тромсе, Киркенес, Осло (Норвегия). Воздушные перевозки иностранных любителей рекреационной рыбалки с международного аэропорта на отдаленные реки полуострова осуществляются с помощью вертолетов. Воздушные суда среднего класса может принимать аэропорт "Хибины" в г. Апатиты.
Автомобильный транспорт обслуживает внутригородские перевозки и перевозки между всеми городами Мурманской области. Область связана регулярным автобусным сообщением с Финляндией (Мурманск-Ивало, Кандалакша - Кемиярви) и Норвегией (Мурманск-Киркенес). Основная автомобильная дорога: Санкт - Петербург - Петрозаводск - Мурманск. Все города области связаны с Мурманском дорогами с твердым покрытием. Мурманск связан автомобильными дорогами с международными автомобильными пунктами пропуска "Лотта" и "Салла" на российско - финляндской границе и "Борисоглебск" на российско-норвежской границе. В настоящее время проводятся работы по реконструкции отдельных участков этих дорог по асфальтированию Норвегией. Существенно расширился поток туристов с вводом автомобильной дороги Кандалакша - Алакуртти - Салла через новый контрольно - пропускной пункт на российско-финской границе.
Связь. Все города и населенные пункты Мурманской области имеют проводную междугороднюю телефонную связь. За последние два года преодолено отставание Мурманской области от соседних регионов Баренцева Евро-Арктического региона по мобильной телефонизации. Интенсивно развивается сеть Интернет. Практически все туристические фирмы пользуются электронной почтой и имеют собственные страницы в Интернете. Открыт туристский информационный центр Мурманской области с туристским порталом в Интернете.
2.2. Гостиницы и другие средства размещения
В Мурманской области насчитывается 95 объектов размещения, из них 52 гостиничного типа, 43 специализированных предприятия (санатории- профилактории, базы отдыха, турбазы, включая ведомственные). Номерной фонд гостиниц составляет 2419 номера, рассчитанных на 4087 мест, 401 номеров (16,6%) имеют категорию "люкс", 563 номеров (23,3%) от общего количества составляют номера "без удобств".
Для приема и размещения иностранных туристов используются гостиница "Печенга" в городе Заполярный, гостиницы "Отель Руссландия - Полярные зори", "Меридиан", "Арктика", "Огни Мурманска", "Морская", "Валгалла" в Мурманске, гостиница "Северная" в Кировске, гостиница "Уют" в Ковдоре. Другие гостиницы и объекты размещения имеют ограниченное применение в туриндустрии, поскольку не предоставляют полного набора услуг (питание, услуги связи, бытовые услуги, транспортные, экскурсионные услуги). Многие гостиницы нуждаются в реконструкции и благоустройстве. Для эффективного использования туристских ресурсов области необходимо развивать сеть кемпингов вдоль основных дорог.
2.3.Объекты питания и развлекательные учреждения
В последнее время туристская инфраструктура Мурманской области существенно пополнилась современными ресторанами, барами, кафе и развлекательными центрами европейского уровня. Объекты питания предлагают самое разнообразные меню, комплексное питание, широкий ассортимент блюд и продуктов. В областном центре около 30 ресторанов и кафе, 7 развлекательных центров, 3 казино, 2 боулинг - центра, залы бильярда, игровых автоматов, дискотеки и т.д.
В области работают 3 театра, 6 музеев, картинная галерея, десятки спортивных сооружений.
2.4 Турфирмы
В Мурманской области зарегистрировано 55 фирм, оказывающих туристские услуги. Лицензии на турагентскую деятельность имеют 49 фирм, на туроператорскую - 32 фирмы. Большинство турфирм - 39 из 55 (73%) находятся в областном центре - г. Мурманске, 4 - в г. Апатиты, по 2 в городах Кировск и Полярные Зори, по 1 в Никеле, Умбе, Кандалакше, Мончегорске, Коле. 16 крупнейших турпредприятий области объединились в регональную ассоциацию "Баренц - туризм".
По сравнению с 1999 годом численность занятых в турфирмах увеличилась в 3,1 раза, выручка - в 1,6 раза. Сумма собственных средств, направленных на развитие турпредприятий в 2002 году, составила 33, 1 млн. руб.
2.5. Туристские потоки
В 2001 - 2002 г. в Мурманской области наблюдаются положительные среднегодовые темпы роста туристско-экскурсионных услуг.
В 2002 году число иностранных туристов, принятых турфирмами области составило 7,2 тысяч, число жителей области, отправленных на отдых в качестве туристов за рубеж 8,9 тысяч, в пределах Российской Федерации - 2,5 тысяч.
На рынке туристских услуг "выездной" туризм превалирует над "въездным". Мурманчане и жители области приобретают туруслуги как в области, так и за ее пределами. В турфирмы области обращаются более 12 тысяч человек. Страны, в которые наиболее часто отправляются жители области: Финляндия, Норвегия, Турция, Египет, Болгария и др. Значительное количество мурманчан и жителей области самостоятельно организуют свой отдых и путешествия.
Консульствами Финляндии и Норвегии в Мурманске в 2001 году было выдано жителям Мурманской области более 26 тыс. различных виз на въезд в эти страны.
Общее количество пересечений границы в пунктах пропуска на территории Мурманской области в 2001 году составило 222 648, из них иностранными гражданами было совершено 73 677 пересечений. 46% пересечений иностранными гражданами совершено на КП "Борисоглебский", 24% КП "Салла", 22% КП "Лота", 8% КП "Аэропорт". В 2001 году в органах УПВС ОВИР было зарегистрировано 23 860 иностранных граждан (с различными целями посещения) со сроком проживания более 3 суток, что на 38% больше чем, в 1999 году. С 2003 года, после введения миграционных карт, туристская статистика будет иметь более точные данные по количественному и качественному составу "въезда" и "выезда".
Значительный поток составляют самодеятельные туристы. Богатство и разнообразие природы Кольского Заполярья многие годы привлекает на полуостров любителей лыжных, пешеходных, водных, велосипедных, горнолыжных и других видов туризма. Существует около 27 известных самодеятельных маршрутов по Кольскому полуострову различных по протяженности, продолжительности и сложности. Самыми посещаемыми являются горы Хибины, Хибинские и Ловозерские тундры, озера Имандра, Умбозеро и Ловозеро, реки Тумча и Кутса. По различным оценкам Мурманскую область посещают до 30 тысяч самодеятельных туристов в год, которым услуги по размещению и другие необходимые услуги оказывают местные жители. Доходы от такого туризма практически не пополняют бюджеты муниципальных образований.
2.6. Подготовка кадров
Новый порядок лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, принятый в 2002 году, повысил требования к качественному составу работников турфирм. Персонал фирм периодически повышает квалификацию, при приеме на работу учитывается специальное образование работника.
Подготовку специалистов для сферы туризма в Мурманской области осуществляют филиал Санкт-Петербургского института управления и экономики по специальности "социально-культурный сервис и туризм" и Петровский колледж по специальности "менеджер туризма". Дополнительное образование по специальности "гид-переводчик, организатор туризма" предоставляется негосударственным образовательным центром "Логос".
3. Проблемы регионального туризма
3.1. Проблемы развития и использования потенциала туристских ресурсов
- информационный дефицит: отсутствие возможности получить точную, подробную, достоверную информации о туристских ресурсах региона для планирования туристического путешествия (как для туроператоров, потенциальных инвесторов так и для туристов, и самостоятельных путешествующих);
- слабая маркетинговая инфраструктура: торговля в региональной туристской индустрии сфокусирована на продажу путевок за рубеж, неразвиты дистрибьютерские каналы, связывающие провайдеров продукта с международной инфраструктурой туроператоров;
- низкое качество продукта: недостаток мест размещения, соответствующих международному уровню, стандарты презентаций достопримечательностей неудовлетворительны;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры и туристских маршрутов не позволяет использовать уникальные памятники природы и природные объекты Кольского полуострова, а также ресурсы зоны Арктики;
- недостаточное количество средств размещения, низкий уровень сервисного обслуживания, значительный износ существующей материальной базы;
- спортивные и гостиничные комплексы предприятий слабо используются в туристских целях, не готовы к приему туристов и не планируются для использования как туристские объекты;
- использование природных рекреационных ресурсов без соблюдения нормативов антропогенной нагрузки в Ловозерском, Терском, Кандалакшском районах, Хибинских горах в "зеленых зонах" г. Мурманска и других городов области;
- фактическое отсутствие охраны особо охраняемых природных территорий и природных.
3.2. Проблемы формирования регионального туристского рынка
- частный, средний и малый бизнес в регионе не имеет достаточных ресурсов и не выдерживают конкурентной борьбы с зарубежными и крупными отечественными туроператорами;
- емкость рынка туристских услуг ограничена и жестко коррелирует с невысокими доходами большей части населения и его возрастной структурой;
- значительная часть, извлекаемого социально-экономического эффекта от наиболее доходных видов туризма, изымается и обращается в теневом секторе экономики.
3.3. Проблемы нормативно-правового обеспечения
- визовый режим: порядок направления запросов о визовой поддержке задолго до фактической поездки является серьезным ограничением для бысторастущих сегментов рынка: самостоятельных путешественников и краткосрочных поездок из стран Скандинавии и западной Европы;
- значительные территории Кольского полуострова, находятся в зоне с регламентированным посещением иностранных граждан;
- не разработаны дифференцированные ставки платежей (сборов) за пользование рекреационными ресурсами;
- не разработан кадастр природных рекреационных ресурсов Мурманской области, не осуществлено разграничение прав собственности на туристские ресурсы между органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти и туристскими фирмами;
- отсутствуют региональные правила по проектированию туристских объектов и застройке рекреационных территорий в районах Крайнего Севера;
4. Основные направления развития туризма и туристской индустрии
- Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в сфере туризма в Мурманской области.
- Разработка маркетинговой туристской стратегии для Мурманской области, предусматривающей инвентаризацию туристских ресурсов, исследование потенциальных рынков, определение приоритетов рынка и рыночных сегментов, создание марочного продукта, обеспечение его продвижение на внутреннем и внешнем рынках.
- Создание новых туристских продуктов, отвечающих потребностям стратегии маркетинга как путем организации внедрения новой продукции на существующие рынки, так и осуществляя пересмотр и обновление уже имеющейся продукции отвечая потребностям рынков.
- Укрепление материально-технической базы и развитие ключевых центров туристского обслуживания:
- предприятий гостеприимства: гостиниц, пансионатов, кемпингов, иных средств размещения;
- системы транспортного обслуживания, включая дороги, вокзалы, аэропорты, пограничные контрольно-пропускные пункты;
- объектов показа природно-рекреационного, историко-культурного и индустриального потенциала Мурманской области;
- сети ресторанов, придорожных кафе, других объектов общественного питания; объектов и средств развлечения;
- объектов оздоровительного, познавательного, профессионально - делового, спортивного и иного назначения;
- организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность; организаций, предоставляющих информационные и рекламные услуги и экскурсионные услуги гидов-переводчиков, гидов, экскурсоводов;
5. Цели и задачи стратегии
5.1 Основной целью стратегии является
- создание современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения области, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока денежных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Мурманской области.
5.2. Основные задачи:
- обеспечить сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного-рекреационного и культурного-исторического наследия;
- создать региональный марочный туристический продукт, обеспечивающий позитивный имидж и узнаваемость Мурманской области на туристском рынке;
- повысить конкурентоспособность региональных туристических услуг за счет улучшения качества обслуживания туристов, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- сформировать систему территориального регулирования туристской деятельностью включая муниципальный уровень;
- содействовать развитию межрегиональных и международных туристских связей на основе взаимной выгоды;
- обеспечить развитие инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
- создать условия для развития гостиничных, сервисных, транспортных услуг, услуг связи в соответствии с международными стандартами, обеспечивающими потребности российских и иностранных граждан при совершении путешествий;
- обеспечить создание новых рабочих мест в сфере предоставления туристских услуг и увеличение доходов, поступающих в местные и областной бюджеты.
6. Основные мероприятия и проекты
6.1. В качестве первоочередных и долгосрочных мер по развитию туризма необходимо:
- оптимизировать систему управления туризмом на областном и муниципальном уровнях, в том числе создать сеть информационных центров местах сосредоточения основных туристских ресурсов (Кандалакшский, Терский, Ловозерский районы, г.Кировск);
- разработать и принять региональную целевую программу развития туризма и на ее основе муниципальные целевые программы. Согласовать программу со стратегией развития туризма СЗФО, а так же другими туристскими программами, охватывающими территорию Мурманской области;
- привести региональные нормативные акты в соответствие с потребностями развития туризма в Мурманской области и требованиями Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и других федеральных нормативно-правовых актов;
- внести в Закон Мурманской области "О развитии туризма в Мурманской области" дополнения, касающиеся мер государственной поддержки туризма и изменений в системе государственного регулирования;
- разработать, как составную часть земельного кадастра Мурманской области, реестр туристских территорий, включающий рекреационные зоны, памятники природы, особоохраняемые природные территории;
- разработать правовую основу (двух- и многосторонние соглашения между участниками) для координации туристской деятельности и объединения туристских ресурсов туристских фирм, промышленных предприятий, транспортных компаний, гостиниц, учреждений культуры, органов местного самоуправления и органов государственной и исполнительной власти;
- продолжить проведение научных исследований в области туризма.
6.2. Осуществить ряд организационных мер по выполнению в Мурманской области федеральных законов, регулирующих таможенный и паспортно-визовой режимы с целью создания комфортных условий для международного туризма, в том числе решить вопрос о безвизовом въезде и выезде для краткосрочных туристских программ на приграничных территориях
6.3. Разработать и осуществить ряд организационно-технических мероприятий по обеспечению функционирования системы сертификации и лицензирования в сфере туризма на территории Мурманской области.
6.4. Осуществить комплекс мер по рекламно-информационному обеспечению туризма в регионе, в том числе:
- периодическое участие Мурманской области в крупнейших туристских выставках и ярмарках единым стендом "Туризм на Мурмане", в тематическом блоке "Туризм на Северо - Западе России";
- проведение рекламной кампании в российских специализированных СМИ с целью формирования имиджа региона как благоприятного для туризма;
- изготовление рекламно-информационной продукции: путеводители, карты, схемы, буклеты, проспекты для организованных и индивидуальных туристов;
- развитие и наполнение Интернет-портала "Туристский портал Мурманской области";
- осуществить изготовление видео-фильмов, компакт-дисков, о туристских возможностях Мурманской области;
- ежегодно организовывать туристские форумы (выставки, научно - практические конференции, семинары, круглые столы).
6.5. Осуществить комплекс мер для создания марочного турпродукта Мурманской области, в том числе:
- восстановить вводные туристические маршруты морских путешествий: Мурманск-Архангельск-Соловецкие острова, Мурманск-Кандалакша и их продолжение в зарубежные страны (Киркенес, Архипилаг Шпицберген);
- сформировать туристские продукты с включением событий традиционного "Праздника" Севера" на его основе с использованием фирменных логотипов;
- разработать календарь крупных областных культурных и спортивных мероприятий.
6.6. Осуществлять сотрудничество в рамках единой стратегии развития туризма в Северо - Западном Федеральном Округе, согласно действующим межрегиональным соглашениям о сотрудничестве с субъектами РФ, странами СНГ, зарубежными странами в области развития туристских связей.
6.7. Построить и реконструировать следующие физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты:
- аквапарк в г. Мурманске;
- центральный стадион в г. Мурманске;
- оборудованные подъемниками горнолыжные спуски в гг.Мурманске, Кандалакше, Мончегорске, Оленегорске;
- освещенные лыжные трассы в городах Мурманской области.
6.8. Завершить строительство и благоустройство:
- автомобильных дорог из Мурманска через пос. Приречный на Никель и на Лотту;
- дороги из Кандалакши на Алакуртти к госгранице (Салла);
- мостового перехода через Кольский залив;
- сети кемпингов, остановок для отдыха, автозаправочных станций и станций технического обслуживания автотранспорта, придорожных кафе и магазинов, организация торговли сувенирами и предметами первой необходимости, наличия почтово-телефонной связи и дорожной информации (знаки, путеводители, практические советы путешественникам).
6.9. Осуществить комплекс мер по привлечению отечественных и иностранных инвесторов в проекты по реконструкции и новому строительству туристских объектов.
7.Механизмы реализации стратегии
Данная стратегия будет реализовываться в соответствие с планом (прилагается) и региональной целевой программой развития туризма в Мурманской области, которая должна быть разработана в 1 квартале 2004 года. Важным условием успешной реализации Стратегии будет координация усилий региональных и местных органов власти и управления, крупных предприятий, турфирм и предпринимателей, общественных и некоммерческих организаций, работающих в сфере туризма и обслуживания.
Государство должно взять на себя функцию создания и развития инфраструктуры туризма - аэропортов, дорог, реставрации исторических памятников, нормативно-правовое обеспечение развития туризма.
Региональные власти и бизнес-структуры-решение проблем безопасности, совершенствование инфраструктуры, реконструкцию, модернизацию, ремонт и реставрацию культурно-исторических, спортивных, культурных, общественных и рекреационных объектов, а также городской уличной сети (площадей, дорог, тротуаров, набережных, городских парков и др).
Предприниматели должны создавать новые турпродукты, туристские дистрибьютерские и агентские сети, развивать и укреплять материально-техническую базу "малой" инфраструктуры, объектов показа и обслуживания.
8.Ожидаемый результат
Реализация стратегии развития туризма в Мурманской области обеспечит в период до 2005 г. развитие отрасли туризма в основном за счет роста платежеспособного спроса занятого в базовых отраслях экономики населения. Рост туристского сектора экономики и туристской индустрии, в целом, будут выше, чем в материальном производстве и в других отраслях социальной сферы. Произойдет увеличение числа туристских фирм. Увеличится импорт турпродукта (число зарубежных посетителей вырастет с 35 до 50 тыс. чел. в год.), что повлечет за собой рост объема регионального ВВП туристской индустрии в 2005 г. в 2,4 раза по сравнению с 2002 г.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе 2005 - 2015 годах интерес к услугам туристических фирм возрастет, в связи с увеличением реальных денежных доходов населения, насыщением потребительского спроса на различные виды платных услуг, значительным ростом автомобилизации населения и увеличение свободного времени. К 2010 г. можно ожидать реализацию крупных межрегиональных кольцевых туристских маршрутов по уникальным объектам европейского Севера России, с посещением Санкт-Петербурга и Москвы, увеличение количества морских маршрутов по Белому и Баренцеву морю, ледокольных путешествий на Северный полюс и другие районы Арктики. Объем продаж туристских услуг в 2015 г. увеличится более чем в 3,6 раза по сравнению с 2005 г. В долгосрочной перспективе будут полностью исчерпаны возможности рекреационных природных объектов для роста количества туристов, принимаемых из-за рубежа. Однако это ограничение будет компенсироваться ростом масштабов приграничных туристских поездок и событийным туризмом.
Общее число туристских фирм в Мурманской области достигнет 70, среди них по-прежнему будут преобладать малые фирмы со средним числом занятых от 7 до 10 человек. Число занятых в туристическом частном бизнесе вырастет к 2015 г. в 1,3 раза. Учитывая, что доля туристских фирм (агентов) в стоимости услуги (путевки) не превышает 3-5 %, основная масса денежных средств (более 60%) остается у предприятий гостеприимства и у транспортных организаций - перевозчиков туристов. Личные расходы туристов на покупки, развлечения, экскурсии, услуги связи, оформления документов составляют более 30 %. В этом состоит мультипликативный эффект реализации стратегии.
На территории области будет создана институциональная среда, благоприятная для функционирования туристской индустрии и инвестирования в развитие сферы туризма.
Основные показатели реализации стратегии развития туристской отрасли:
/----------------------------------------------------------\
| Показатели |2002 г.|2005 г.|2010 г.|2015 г.|
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Объем ВВП системы |114,37 |164,5 |309,6 |597,3 |
|туристского обслуживания | | | | |
|(млн. руб.) | | | | |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Число обслуженных туристов|21600 |26300 |35400 |50550 |
|(чел.). | | | | |
| В том числе: | | | | |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|- принято из-за рубежа |7284 |8800 |12600 |18100 |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|- отправлено за рубеж |8923 |10100 |13200 |17200 |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|- отправлено в регионы РФ |4744 |6100 |7000 |10300 |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Количество туристических |48 |65 |75 |80 |
|фирм |38/28 |48/40 |50/42 |50/45 |
|(туроператоров/турагентов)| | | | |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Численность занятых в |420 |550 |600 |650 |
|турфирамх. (чел.). | | | | |
|--------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Уплата налогов и сборов в |24 |36 |71 |143 |
|бюджет и внебюджетные | | | | |
|фонды по индустрии туризма| | | | |
|(млн.руб.) | | | | |
\----------------------------------------------------------/"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 6 февраля 2004 г. N 35-ПП "О Стратегии развития туризма в Мурманской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.