Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Мурманской области от 23 июня 2016 г. N 307-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 9 марта 2004 г. N 64-ПП
Концепция
управления государственной собственностью Мурманской области
23 июня 2016 г.
Общие положения
О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года см. Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. N 768-ПП/20
Разработка Концепции управления государственной собственностью Мурманской области (далее по тексту - Концепция) вызвана необходимостью конкретизации задач по управлению государственной собственностью, сформулированных в "Основных положениях стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года", и приведения основных принципов и механизмов управления государственной собственностью Мурманской области в соответствии с разработанной Министерством имущественных отношений Российской Федерации новой моделью реализации государственной политики в области имущественных и земельных отношений (далее по тексту - Новая модель). Основные положения этой модели отражены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р, и предусматривают:
- разработку основных принципов и механизмов формирования программы управления федеральным имуществом, ее увязку с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прогнозным финансовым планом и федеральным бюджетом на очередной год;
- определение критериев оценки эффективности управления федеральным имуществом (активами);
- переход к управлению федеральным имуществом на основе 3-летних программ с детализацией показателей на очередной финансовый год и прогнозом на два последующих;
- совершенствование и разработку новых механизмов управления федеральной собственностью, включая привлечение профессиональных управляющих компаний, передачу государственного имущества в концессию;
- формирование механизма опубликования информации о приватизируемом имуществе и имуществе, которое может быть передано в аренду, доверительное управление или концессию, включая как объекты казны, так и имущество, находящееся в ведении государственных предприятий и учреждений (в том числе объекты, не завершенные строительством).
В Концепции сформулированы принципиальные подходы и показаны механизмы реформирования системы управления государственной собственностью Мурманской области. Вопросы управления объектами муниципальной, акционерной и частной собственности рассмотрены в той мере, в какой это необходимо для реализации системного подхода к управлению государственной собственностью в рамках действующего законодательства Российской Федерации и только в части, относящейся к компетенции органов государственной власти Мурманской области с позиций достижения максимальной эффективности управления указанными объектами.
Вопросы управления государственной собственностью в работе рассмотрены исходя из необходимости создания благоприятных условий для развития гражданского оборота недвижимости и формирования связанной с ним инфраструктуры, обеспечения эффективного функционирования отдельных регионов и страны в целом, регулирования органами власти имущественных отношений с учетом интересов субъектов всех форм собственности.
Управление государственной собственностью Мурманской области заключается, во-первых, в сознательной и целенаправленной реализации правомочий Мурманской области как собственника имущества и, во-вторых, осуществлении по поручению органов федеральной и муниципальной властей функций управления расположенными на территории области объектами федеральной и муниципальной собственности для реализации генеральной цели - обеспечения устойчивого эффективного функционирования базовых отраслей Мурманской области. Это позволит повысить качество жизни населения Мурманской области и существенно улучшить состояние окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.
Особое геополитическое, военно-стратегическое и природно-климатическое положение, наличие достаточных для промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов предопределило в структуре экономики Мурманской области преобладание объектов государственной собственности.
По состоянию на 1.10.2003 г. в реестре государственного имущества Мурманской области учтено:
1. Всего организаций - 178, в том числе,
46 - государственных областных унитарных предприятий,
93 - государственных областных учреждения,
16 - хозяйственных обществ, имеющих в уставном капитале долю областной собственности или закрепленное за ними областное имущество
23 - федеральных учреждения, имеющих закрепленное за ними областное имущество.
2. Всего объектов недвижимого имущества - 10757, в том числе на балансе
областных унитарных предприятий - 9933 объектов,
областных учреждений - 786 объектов.
федеральных учреждений - 25 объектов.
акционерных обществ - 13 объектов.
3. Балансовая стоимость основных средств - 11606 млн. руб.
4. Балансовая стоимость объектов недвижимого имущества (с учетом объектов незавершенного строительства) - 12480 млн. руб.
По состоянию на 01.10.2003 г. в реестре федерального имущества учтено:
1. Всего организаций - 462;
2. Всего объектов недвижимого имущества - 16195.
Доходы консолидированного бюджета Мурманской области от управления и распоряжения государственной собственностью по состоянию на 1.10.2003 г. составили 450 401 тыс. руб., в том числе:
473 тыс.руб. - дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности;
302 094 тыс.руб. - арендная плата за земли;
128 907 тыс.руб. - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Мурманской области и муниципальной собственности;
18 927 тыс.руб. - прочие доходы от управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом.
Постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране и области, недостаточно четкое разграничение функций федеральных, региональных и муниципальных органов власти по управлению соответствующими объектами собственности на территории области, а также необходимость вовлечения в процесс управления таких важнейших объектов государственной собственности, как земля и интеллектуальная собственность, обусловили необходимость совершенствования процессов управления государственной собственностью Мурманской области. В этой связи потребуется приведение нормативных правовых актов Мурманской области в сфере управления государственной собственностью в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и иными федеральными законами, а также принципами Новой модели. Помимо этого предстоит оптимизировать систему контроля органами государственной власти Мурманской области соблюдения собственниками и иными лицами действующего законодательства в процессе использования имущества в различных его формах.
Для эффективного управления государственной собственностью органам власти Мурманской области потребуется разработать и реализовать комплекс законодательных, нормативных правовых, административных актов и экономических мер, объединенных единой политикой и направленных на ее сбалансированное функционирование в соответствии с интересами государства и области.
Для обоснования оптимальных решений по управлению государственной собственностью на территории области и, в частности, преобразованию ее структуры, возникнет необходимость проведения постоянного мониторинга рынка труда, выявления профессионально-квалификационной потребности в рабочей силе и дополнительных рабочих местах.
Сложность и многогранность проблем управления таким капиталоемким, экономически и социально значимым ресурсом, как государственное имущество, обусловливает необходимость рассматривать его как стратегический ресурс, эффективное управление которым может быть обеспечено только при использовании принципов и механизмов стратегического планирования и управления. Стратегический подход предполагает анализ и разработку областных программ управления государственной собственностью Мурманской области на долгосрочный период в прямой увязке с Основными положениями стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года.
На территории Мурманской области преобладают федеральные объекты управления - транспорт, в том числе ледокольный флот, пути сообщения, оборонное производство, граница, континентальный шельф и т.д. До настоящего времени еще не разграничены надлежащим образом полномочия по управлению федеральной собственностью между Правительством Российской Федерации и Правительством Мурманской области. Для надлежащего оформления названных правоотношений уже существует соответствующая законодательная база. Это федеральный закон от 6.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции федерального закона от 4.07.2003 N 95-ФЗ. В этом законе, вступающем в силу с 1.01.2005 г., устранена неопределенность содержания ст. 72 Конституции и перечислены конкретные полномочия, которые вправе и обязаны осуществлять органы власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 26.3). Этой же статьей предусмотрена возможность наделения отдельными указанными в п. 2 государственными полномочиями органов местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов. В законе конкретизированы не только полномочия субъекта Российской Федерации, но и виды имущества, необходимые для их осуществления (ст. 26.11).)
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им реализацию части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам (ст. 26.5). Соглашения заключают в случае, если осуществление этих полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти Российской Федерации. При этом обязательна передача необходимых материальных и финансовых ресурсов. Соглашения вступают в силу после их утверждения Правительством Российской Федерации.
Разграничение полномочий может быть установлено также и на основании договора между Российской Федерацией и ее субъектом, который утверждается федеральным законом. Такой договор заключают в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации. В договоре устанавливают перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производят иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяют порядок и условия осуществления этих полномочий, срок действия договора, основания и порядок досрочного расторжения.
Закон вступает в действие поэтапно, поэтому настоятельно необходимо определить подлежащее разграничению имущество и, с учетом особенностей экономики и географического положения Мурманской области, заключить соответствующее соглашение с федеральными органами исполнительной власти.
Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 г. обозначила проблемы развития области на основе реализации принципа федерализма с учетом федеральных и региональных интересов. Их надо решать не на основании договора о разграничении предметов ведения, которые могут быть изменены только Конституцией, а путем разграничения полномочий между федеральным центром и Мурманской областью. Для этого необходимо уточнить объекты управления и финансовую составляющую процессов управления, и на этой основе начать работу над корректировкой упомянутой Концепции социально-экономического развития области на базе Новой модели.
Новая модель управления государственной собственностью, одобренная Правительством Российской Федерации, базируется на следующих двух основополагающих принципах.
Первый принцип - соответствие состава государственного имущества функциям государства:
- обеспечения деятельности, возложенной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами исключительно на государство и местное самоуправление, в том числе роли общественного регулятора.
Второй принцип - владение, пользование и распоряжение государственной собственностью на плановой основе.
В этой связи на базе Новой модели целесообразно предусматривать разработку и ежегодное утверждение Программы управления государственным имуществом Мурманской области, которая должна состоять из трех частей: планов приобретения, использования и выбытия имущества Мурманской области. Ежегодно утверждаемая Программа управления государственным имуществом Мурманской области должна быть дополнена прогнозами на ближайшие два года и согласована с действующим порядком бюджетного и инвестиционного планирования в стране.
Порядок планирования, использования и распоряжения государственным имуществом Мурманской области приведен в Приложении N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.