Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Пути и средства повышения эффективности управления государственной собственностью Мурманской области
2.1. Правовые, организационные и экономические меры стимулирования приватизации государственного имущества Мурманской области
В соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" приоритетным направлением приватизации государственного имущества на территории Мурманской области на ближайшую перспективу является переориентация приватизационных процессов от преимущественно бюджетно-фискальной идеологии на схемы, ориентированные на реформирование и финансовое оздоровление приватизируемых объектов. В итоге это должно привести к структурной перестройке производства и экономическому росту.
Для эффективного применения Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в Мурманской области необходимо максимально использовать возможности, предоставленные данным законом субъекту Российской Федерации, в том числе по нормативному регулированию отдельных аспектов приватизации имущества, относящегося к государственной собственности Мурманской области. Для этого целесообразно:
- разработать и принять нормативный правовой акт, устанавливающий виды и величину затрат на организацию и проведение приватизации;
- разработать во взаимодействии с федеральным органом управления государственным имуществом и федеральным органом охраны памятников истории и культуры методические подходы к приватизации находящихся в государственной собственности Мурманской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также объектов, представляющих историческую ценность в качестве культурного наследия;
- сформулировать и представить в установленном порядке предложения для включения в федеральное законодательство перечня видов имущества, которые должны находиться в исключительной собственности Российской Федерации, Мурманской области и муниципальных образований (ограничены в обороте);
- применительно к собственности Мурманской области разработать критерии сохранения контрольных пакетов акций в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации и имеющих определяющее значение для обеспечения социально-экономической стабильности области;
- разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления полномочий высшего органа управления акционерного общества - общего собрания акционеров от имени Мурманской области в акционерных обществах, 100% акций которых находится в собственности области;
- разработать и реализовать меры, направленные на приведение учредительных документов ранее созданных акционерных обществ с участием Мурманской области в уставном капитале в соответствие с Федеральными законами "Об акционерных обществах" в действующей редакции и "О приватизации государственного и муниципального имущества".
2.2. Вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот
Потенциально высокая рыночная стоимость объектов интеллектуальной собственности и объективные возможности ускорения научно-технического прогресса в результате их реализации вызывает необходимость формирования государственной политики Мурманской области в области защиты от несанкционированного применения и регулирования использования интеллектуальной собственности, полученной за счет средств бюджета области. Для этого должны быть созданы соответствующие экономические и административные условия, которые предусматривают:
- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности и организацию соответствующей инфраструктуры для ее реализации;
- максимально возможное вовлечение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
- использование лицензионных договоров;
- соблюдение правил добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Управление интеллектуальной собственностью и другими видами нематериальных активов должно включать:
- поиск, инвентаризацию, восстановление в учете объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов, созданных за счет областного бюджета, а также оформление прав на них;
- формирование нормативной базы учета объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат Мурманской области или юридическим лицам, основанным на собственности Мурманской области;
- оценку интеллектуальной собственности при приватизации предприятий.
Следует вводить затраты, связанные с использованием, воспроизводством и правовой охраной интеллектуальной собственности, в себестоимость изготовления сложной наукоемкой продукции. Интеллектуальная собственность должна быть учтена в качестве обязательной составляющей рыночной цены приватизируемых имущественных комплексов.
Для повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью в области целесообразно:
- образовать в Правительстве Мурманской области комиссию, на которую возложить обязанность обеспечения координации деятельности органов государственной власти области в сфере выявления, учета, управления и защиты прав области на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств бюджета области;
- принять нормативный правовой акт, регулирующий распределение полномочий между органами государственной власти в сфере защиты, управления и использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих области.
2.3. Управление имуществом казны и формирование областного бюджета развития
Казну Мурманской области составляют средства областного бюджета и иное имущество области, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными областными унитарными предприятиями и государственными областными учреждениями.
Управление и распоряжение средствами областного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Управление и распоряжение имуществом казны Мурманской области, за исключением средств областного бюджета, (далее- имуществом казны) должно быть направлено на следующие цели:
- увеличение доходов бюджета Мурманской области;
- привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории области;
- содействие сохранению и созданию новых рабочих мест;
- удовлетворение потребностей населения Мурманской области в жизненно необходимых товарах и услугах;
- обеспечение обязательств области по гражданско-правовым сделкам.
Необходимо совершенствование нормативный базы, регулирующей порядок управления и распоряжения имуществом казны Мурманской области. В частности, необходимо уточнение порядка регистрации прав на объекты собственности и сделок с ними в установленных федеральными законами случаях, передачу имущества областной казны государственным унитарным предприятиям и учреждениям, а также его внесение в уставные капиталы хозяйственных обществ. Следует четко распределить полномочия в данной сфере между органами государственной власти Мурманской области.
Порядок страхования имущества областной казны целесообразно урегулировать нормативным правовым актом Мурманской области.
Имущество казны должно стать важным источником формирования бюджета развития Мурманской области в части социально значимых проектов и программ.
Наличие бюджета развития Мурманской области позволит перейти от финансирования отдельных объектов к комплексному обеспечению финансовыми ресурсами инвестиционных проектов во всех сферах деятельности.
2.4. Использование залога имущества как способа обеспечения исполнения обязательств области по гражданско-правовым сделкам
Для выполнения функций Мурманской области, как публично-правового образования, в том числе, в социальной сфере, а также обновления основных фондов и финансового оздоровления организаций Мурманской области целесообразно использовать залог имущества казны Мурманской области в качестве инструмента, способствующего получению кредитов, привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Это обусловливает необходимость привлечения внебюджетных средств на возвратной и возмездной основе в виде займов, кредитов, денежных средств населения, банков, предпринимателей, отечественных и иностранных кредиторов и инвесторов.
Создавать и практически использовать залоговый механизм следует с учетом того, что предметом залога может быть только не изъятое и не ограниченное в обороте имущество Мурманской области, поскольку реализация механизма залога предполагает отчуждение его предмета.
2.5.Организация доверительного управления государственной собственностью Мурманской области
Применительно к объектам государственной собственности Мурманской области доверительное управление следует осуществлять в отношении двух основных видов имущества:
- государственных пакетов акций, когда Мурманская область как учредитель передает доверительному управляющему по договору на определенный срок (до 5 лет) управление государственной собственностью в виде пакетов акций;
- объектов недвижимого имущества казны Мурманской области.
При организации доверительного управления областные органы управления государственным имуществом должны обеспечить:
- гласный, открытый и конкурсный характер выбора доверительных управляющих, который позволяет выделить результативных управляющих и сформировать конкурентную среду для их соперничества;
- осуществление доверительного управления на основе специального договора, заключаемого по каждому объекту государственной собственности Мурманской области, согласно которому доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этой собственностью в интересах Мурманской области в соответствии с установленными целями, сроками, методами контроля и условиями доверительного управления;
- представление доверительным управляющим учредителю управления регулярных отчетов о своей деятельности в срок и в порядке, которые установлены законодательством и договором.
О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области см. Закон Мурманской области от 11 января 2011 г. N 1315-01-ЗМО
2.6. Концессия государственного имущества
Одним из наиболее перспективных механизмов управления государственным имуществом на территории Мурманской области является концессия, объектами которой может быть государственное или муниципальное имущество, ограниченно оборотоспособное или изъятое из оборота (предприятия, природные ресурсы и виды деятельности монопольного характера, локального или естественного типа). В условиях ограниченных возможностей финансирования инвестиционных программ объектов государственной собственности Мурманской области из средств областного бюджета, концессия может стать одним из наиболее доступных и эффективных инструментов привлечения иностранного капитала в экономику области, не увеличивающего долговые обязательства и не снижающего кредитный рейтинг.
Внедрение концессионного механизма целесообразно проводить в два этапа: первый этап предполагает концессионирование имущественных объектов Мурманской области, соглашение по которым может быть реализовано без дотационных (теневых) платежей областного бюджета, что одновременно позволяет получить очевидный положительный бюджетный эффект и сформировать позитивное общественное мнение о данном механизме. Эти два фактора позволят перейти ко второму этапу, на котором при поддержке населения Мурманской области могут быть реализованы проекты социальной сферы, инвестиционные и операционные расходы на которые не могут быть полностью профинансированы за счет средств хозяйственной деятельности концессионера, и поэтому требующие дотационной поддержки областного бюджета.
Ключевым проектом первого этапа, например, может стать привлечение ресурсов на основе концессионного соглашения о возрождении эффективного функционирования Северного морского пути. Это позволит провести мероприятия по формированию на новом техническом и организационно-управленческом уровнях арктического флота и развитию береговой инфраструктуры для переориентации внешнеторговых грузов на отечественные морские порты и освоению топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и биологических ресурсов арктической зоны России. Проект будет включать блок соглашений по объектам федеральной и областной собственности.
Прежде всего, могут быть заключены соглашения на развитие и эксплуатацию уже существующих объектов. Наиболее перспективна концессия ледокольного флота, целью которой может быть преодоление дефицита финансирования и снижение себестоимости услуг. Другой блок соглашений может быть направлен на финансирование создания новых объектов производственной и социальной инфраструктуры. Концессия на строительство и эксплуатацию магистрального трубопровода углеводородов, консолидирующего транспорт сырой нефти с Варандея, Колгуева и Приобских месторождений, помимо доходов в федеральный бюджет и бюджет Мурманской области позволит получить значительный социально-экономический эффект для всего Северо-Западного Федерального округа.
Имеются большие возможности для концессии утилизации всех видов отходов, в том числе радиоактивных отходов, а также судов различного типа и назначения. Весьма перспективно для этого привлечение ресурсов международных организаций в рамках безвозмездного международного сотрудничества в Баренцевом и Евро-Арктическом регионе с целью последующего их участия в проектах Мурманской области в статусе концессионера. Большой интерес у зарубежных инвесторов вызывает концессия сырьевых ресурсов. Заключение соглашений такого плана во избежание злоупотреблений и возможной дискредитации этого инструмента управления государственной собственностью целесообразно только после завершения формирования в области организационно-экономического механизма концессионирования.
Учитывая многоплановость реализуемых задач, для координации концессионной деятельности целесообразно создать специализированный орган Мурманской области по выдаче концессий и осуществления контроля реализации соглашений. Внедрение концессионной деятельности в хозяйственный оборот потребует внесения дополнений, конкретизирующих механизм концессий, в статью 13 Закона Мурманской области от 8.10.98. N 112-01-ЗМО "Об инвестиционной деятельности и гарантиях ее осуществления в Мурманской области".
2.7. Имущественная поддержка малого предпринимательства
Для успешного развития малого предпринимательства на федеральном уровне предусмотрено создание особого режима налогообложения, упрощение отчетности, облегчение доступа к финансовым и иным ресурсам, инфраструктуре.
В масштабах Мурманской области следует проводить постоянную имущественную поддержку малых и средних предприятий, которая предполагает передачу им в аренду или в собственность неэффективно используемого и неиспользуемого государственного имущества Мурманской области. Следует создать банк данных с информацией о таком имуществе (недвижимость, акции и другие объекты, находящиеся в собственности Мурманской области), регламентировать процедуру его использования для поддержки малого предпринимательства.
К числу основных элементов имущественной поддержки малого предпринимательства относятся:
- аренда недвижимости по льготным ставкам;
- проведение специализированных конкурсов на право аренды;
- поддержка инновационных и инвестиционных проектов малого предпринимательства;
- предоставление субъектам малого предпринимательства на льготных условиях результатов научно-технических разработок и других принадлежащих Мурманской области объектов интеллектуальной собственности для их использования в производстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.