Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Финансирование выборов депутатов представительных органов
Статья 44. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет финансовых средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.
2. Ассигнования на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. Главным распорядителем указанных средств является избирательная комиссия муниципального образования.
3. Финансовые средства на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов поступают в распоряжение избирательной комиссии муниципального образования в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.
4. Если финансирование выборов депутатов представительных органов за счет средств местного бюджета не осуществляется, а также в случае перечисления средств избирательной комиссии муниципального образования с нарушением указанного в пункте 3 настоящей статьи срока, подготовка и проведение выборов осуществляются за счет кредитов банков, которые предоставляются на конкурсной основе этой избирательной комиссии или Избирательной комиссии Мурманской области, если избирательная комиссия муниципального образования не является юридическим лицом.
При этом допустимый объем расходования средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии, осуществлявшей подготовку и проведение аналогичных предыдущих выборов, о расходовании средств при проведении указанных выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правительство Мурманской области, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей избирательной комиссии дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.
5. Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются из средств местного бюджета. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются законом Мурманской области или нормативным правовым актом о местном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.
Статья 45. Порядок создания избирательного фонда кандидата
1. Кандидат обязан создавать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) до его регистрации этой избирательной комиссией.
2. При численности избирателей в избирательном округе менее пяти тысяч создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат письменно уведомляет соответствующую окружную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
3. Кандидат вправе назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченные представители по финансовым вопросам регистрируются окружными избирательными комиссиями на основании представления кандидатом письменных заявлений лиц о согласии быть уполномоченными представителями по финансовым вопросам. Уполномоченным представителям по финансовым вопросам окружными избирательными комиссиями выдаются удостоверения.
4. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах Мурманского отделения Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций кандидат определяет по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
5. Кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда.
6. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета средств избирательных фондов и отчетности по этим средствам устанавливается Избирательной комиссией Мурманской области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Мурманской области.
7. Избирательный фонд кандидата может создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 30 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Законом;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, которые в совокупности не могут превышать 30 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Законом;
3) добровольных пожертвований граждан, которые в совокупности не могут превышать 5 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Законом;
4) добровольных пожертвований юридических лиц, которые в совокупности не могут превышать 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Законом.
8. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов:
1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;
2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 17 настоящего Закона;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;
9) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов;
10) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами, а также организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в подпунктах 5 и 9 настоящего пункта;
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным организациям, религиозным объединениям и учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям (гражданин рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес его места жительства или если им указаны недостоверные сведения о себе; юридическое лицо рассматривается как анонимный жертвователь, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты или если указаны недостоверные сведения);
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах.
9. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес его места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, название, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии государственной или муниципальной доли в уставном (складочном) капитале либо о наличии такой доли с указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в уставном (складочном) капитале либо о наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об отсутствии в числе учредителей государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц, указанных в подпунктах 5 и 9 пункта 8 настоящей статьи.
10. Пожертвования, указанные в пункте 8 настоящей статьи, пожертвования, внесенные с нарушением требований пункта 9 настоящей статьи, или часть пожертвования, превышающая установленный настоящим Законом размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета.
11. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата не может превышать соответствующее количество минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов представительных органов, при численности избирателей в соответствующем избирательном округе:
до 5 тысяч человек - 300 МРОТ;
до 20 тысяч человек - 500 МРОТ;
до 50 тысяч человек - 1200 МРОТ;
до 80 тысяч человек - 2500 МРОТ;
до 500 тысяч человек - 15000 МРОТ.
12. При поступлении в распоряжение соответствующей окружной избирательной комиссии либо избирательной комиссии муниципального образования информации о перечислении добровольных пожертвований с нарушением требований настоящей статьи, указанная информация незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам либо их уполномоченным представителям по финансовым вопросам.
13. Кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, если эти выборы проводятся на одной и той же территории либо на территориях, одна из которых включена в другую, создает избирательные фонды в соответствии с пунктами 1 и 5 настоящей статьи, однако предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности, по наибольшему из указанных предельных размеров.
14. В случае дополнительного выдвижения кандидатов, баллотирующихся по многомандатным избирательным округам, при обстоятельствах, указанных в пункте 5 статьи 27 настоящего Закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательных фондов ранее зарегистрированных кандидатов увеличивается в 1,5 раза.
Статья 46. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Право распоряжаться средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.
2. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
3. Средства избирательных фондов могут использоваться:
1) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) на предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании;
4) на внесение избирательного залога.
4. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
5. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку кандидатам только через соответствующие избирательные фонды.
6. Запрещаются без письменного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами депутатов представительных органов и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах.
7. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов без привлечения третьих лиц.
8. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.
9. Кредитная организация - держатель специального избирательного счета по требованию соответствующей окружной избирательной комиссии, кандидата обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата. Кредитная организация - держатель специального избирательного счета по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии , а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования - немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
10. Соответствующая окружная избирательная комиссия периодически, но не менее 2 раз до дня голосования, направляет в редакции муниципальных периодических печатных изданий для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов. Редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны опубликовать указанные сведения в течение трех дней со дня их поступления. Обязательному опубликованию подлежат сведения об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него.
Статья 47. Избирательный залог
1. Избирательная комиссия муниципального образования обязана обратиться не позднее чем в пятидневный срок до дня начала выдвижения кандидатов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для принятия и хранения избирательного залога (далее - специальный залоговый счет).
2. Избирательная комиссия муниципального образования сообщает кандидату, выдвинутому по одномандатному или многомандатному избирательному округу, реквизиты специального залогового счета в филиале Сберегательного банка Российской Федерации.
3. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного пунктом 11 статьи 45 настоящего Закона предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.
4. Избирательный залог вносится кандидатом исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный залоговый счет не ранее дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов о выдвижении кандидата и не позднее дня представления в указанную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата.
5. Избирательный залог признается невнесенным в случае внесения кандидатом на специальный залоговый счет в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 3 настоящей статьи, использования средств, внесенных жертвователями на соответствующий залоговый счет кандидата с нарушением положений пункта 9 статьи 45 настоящего Закона, либо внесения избирательного залога на специальный залоговый счет после истечения срока представления документов для регистрации кандидатов.
6. Если кандидат внес избирательный залог, но был зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей, окружная избирательная комиссия не позднее 5 дней со дня регистрации указанного кандидата перечисляет внесенный им избирательный залог на специальный залоговый счет данного кандидата.
7. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход местного бюджета.
8. Избирательный залог перечисляется в доход местного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанные отказ в регистрации, снятие кандидатуры, отзыв приводят к отложению выборов или назначению повторных выборов депутатов представительных органов и в случае отмены регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным статьей 65 настоящего Закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов депутатов представительных органов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд кандидата.
9. Кандидат, на специальный залоговый счет которого соответствующая окружная избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращает (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены только для внесения избирательного залога.
Статья 48. Отчетность по средствам избирательного фонда кандидата
1. Кандидат обязан вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов.
2. Кандидат обязаны представить в соответствующую окружную избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью:
1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в установленном настоящим Законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
2) второй финансовый отчет - не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
3) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов депутатов представительных органов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, а также материалы, указанные в пункте 3 статьи 42 настоящего Закона.
Копии финансовых отчетов передаются окружными избирательными комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.
3. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи итогового финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом.
4. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходования средств указанных фондов устанавливается федеральными законами.
5. До представления итогового финансового отчета кандидат обязан возвратить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном залоговом счете после дня голосования, гражданам и юридическим лицам, осуществившим добровольные пожертвования в его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку.
6. Кандидат, не зарегистрированный в соответствующей окружной избирательной комиссии, до представления итогового финансового отчета, но не ранее возврата избирательной комиссией средств, внесенных в качестве избирательного залога (если избирательный залог был внесен), обязан возвратить неизрасходованные денежные средства избирательного фонда гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования в избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам.
7. По истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств на специальном залоговом счете кредитная организация обязана поступить следующим образом: в бесспорном порядке по письменному указанию соответствующей окружной избирательной комиссии перечислить на счет избирательной комиссии причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся денежные средства - в доход местного бюджета.
8. Избирательные комиссии муниципальных образований осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов. Государственные органы и уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, по представлениям избирательных комиссий обязаны в пятидневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных юридическими лицамижертвователями в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в соответствующие избирательные комиссии.
Статья 49. Финансовая отчетность избирательных комиссий
1. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов, устанавливается Избирательной комиссией Мурманской области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Мурманской области.
2. Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается, за пользование денежными средствами, находящимися на указанных счетах, проценты банком не уплачиваются. Избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.
3. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами,
выделенными на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
4. Участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов, не позднее чем через 10 дней со дня голосования.
5. Окружная избирательная комиссия представляет в избирательную комиссию муниципального образования отчет о поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных данной окружной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов, не позднее чем через 20 дней со дня голосования.
6. Избирательная комиссия муниципального образования представляет в соответствующий представительный орган местного самоуправления и передает в муниципальные средства массовой информации отчет о расходовании средств местного бюджета, выделенных на проведение выборов депутатов представительных органов, а также сведения о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов депутатов представительных органов.
Статья 50. Контрольно-ревизионные службы
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктом 3 статьи 20 настоящего Закона сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при избирательных комиссиях муниципальных образований создаются контрольно-ревизионные службы с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Мурманский филиал Сберегательного банка Российской Федерации.
2. Порядок формирования, срок полномочий, основные направления деятельности, организационно-техническое обеспечение контрольно-ревизионной службы установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Мурманской области "Об избирательных комиссиях в Мурманской области", настоящим Законом.
3. Контрольно-ревизионная служба при проведении выборов депутатов представительных органов по поручению избирательной комиссии муниципального образования:
1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, нижестоящих избирательных комиссий;
2) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
3) организует проверку достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, о денежных вкладах, ценных бумагах, об акциях и ином участии в капитале коммерческих организаций;
4) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании кандидатов;
5) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов;
6) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании кандидатов;
7) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок;
8) выполняет иные полномочия, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Мурманской области "Об избирательных комиссиях в Мурманской области".
4. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать государственную автоматизированную информационную систему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.