Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидата
Статья 19. Инициатива выдвижения кандидата
1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.
2. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа.
3. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.
4. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
Статья 20. Условия выдвижения кандидата
1. Выдвижение кандидата, включая сбор подписей избирателей, начинается не ранее чем за 65 дней до дня голосования и заканчивается не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Выдвижение кандидата по соответствующему избирательному округу на повторных и дополнительных выборах может производиться после публикации решения о назначении этих выборов.
2. О выдвижении кандидата в соответствующую окружную избирательную комиссию в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется письменное уведомление по формам, установленным в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону.
3. Одновременно с уведомлением в окружную избирательную комиссию кандидат лично представляет следующие документы:
1) заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, гражданство (в случае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государства, даты и оснований приобретения гражданства), вид, серия и номер (номер) документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о гражданстве и об адресе места жительства, наименование и код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и свой статус в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом указанного общественного объединения;
2) заявление о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам и нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения);
3) если кандидат одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении кандидатом на других выборах;
4) сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (представляются справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, от организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем подпункте, представляются по форме, предусмотренной федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. В случае если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим подпунктом, и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Законом Мурманской области от 16 февраля 2004 г. N 467-01-ЗМО в пункт 4 статьи 20 внесены изменения
4. В случае если кандидат баллотируется по избирательному округу, образованному в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, он освобождается от обязанности представлять в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 3 настоящей статьи,
5. Документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые).
6. Документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и пунктах 18 и 19 статьи 22 настоящего Закона, принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если документы представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, - при предъявлении документа, удостоверяющего его личность и статус). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата (личность и статус уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока), изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии предъявителя, заверяется подписью лица, принявшего документы, и прилагается к этим документам. Кандидат (уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
7. При выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов со средней нормой представительства избирателей менее десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов не проводится. В этом случае для выдвижения кандидата в депутаты представительного органа достаточно представить письменное уведомление о выдвижении, подписанное не менее чем 30 избирателями (с указанием фамилии, имени и отчества, адреса места жительства), а также заявление самого кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Указанные уведомление о выдвижении кандидата и заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу представляются в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
8. Окружная избирательная комиссия обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей и статьей 22 настоящего Закона, выдать кандидату (уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока) подтверждение их получения в письменной форме.
9. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и пунктах 18 и 19 статьи 22 настоящего Закона.
10. Если к моменту выдвижения кандидата окружная избирательная комиссия не сформирована, документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и пунктах 18 и 19 статьи 22 настоящего Закона, направляются в избирательную комиссию муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования передает указанные документы в окружную избирательную комиссию после ее сформирования и назначения председателя.
11. Окружная избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.
12. Окружная избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования.
13. Окружная избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Статья 21. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения
Самовыдвижение кандидата производится путем представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 20 настоящего Закона, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата или внесением избирательного залога.
Статья 22. Выдвижение кандидата избирательными объединениями, избирательными блоками
1. В выборах депутатов представительных органов вправе участвовать:
1) избирательные объединения, которыми являются политические партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональные отделения или иные структурные подразделения политических партий, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах депутатов представительных органов;
2) избирательные объединения, которыми являются общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах, которые созданы в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированы в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов депутатов представительных органов в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общероссийского общественного объединения;
3) избирательные блоки. Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах депутатов представительных органов добровольный союз двух или трех избирательных объединений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Избирательным блоком также является добровольный союз одного или двух избирательных объединений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, с соответственно не более чем двумя или одним избирательным объединением, указанным в подпункте 2 настоящего пункта.
2. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата, в многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидатом лицо, не являющееся членом избирательных объединений, входящих в избирательный блок.
3. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
4. Избирательные блоки образуются после опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов депутатов представительных органов.
5. Не могут входить в избирательные блоки общественные объединения, указанные в пункте 5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
6. Решения о вхождении в избирательный блок принимаются на съездах (конференциях, собраниях) каждого избирательного объединения с указанием наименования тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать избирательный блок, и оформляются в соответствии с уставами указанных избирательных объединений, после чего представителями этих избирательных объединений подписывается соглашение о создании избирательного блока и заверяется печатями соответствующих избирательных объединений.
7. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периодов, предусмотренных настоящим Законом, а также в течение срока полномочий представительного органа в случае если кандидат, выдвинутый этим избирательным блоком, будет избран.
8. Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие документы:
1) нотариально удостоверенные копии уставов избирательных объединений, вошедших в избирательный блок;
2) решения съездов (конференций, собраний) избирательных объединений о вхождении в избирательный блок;
3) соглашение о создании избирательного блока;
4) сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока, которые определяются в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Изменение наименований избирательного блока после их представления в избирательную комиссию муниципального образования не допускается.
9. Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем в пятидневный срок после представления соответствующих документов.
10. Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть:
1) отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 8 настоящей статьи;
2) несоответствие одного или нескольких вошедших в избирательный блок избирательных объединений требованиям пункта 25 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
3) иные нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона.
Не может служить основанием для отказа в регистрации избирательного блока создание избирательного блока с меньшим составом его участников, чем это было зафиксировано в решении съезда (конференции, собрания) одного или нескольких избирательных объединений, создавших данный избирательный блок, за исключением случая, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии или ее регионального отделения.
11. После регистрации избирательного блока в избирательной комиссии муниципального образования в его состав не могут быть включены какие-либо иные избирательные объединения.
12. Избирательные объединения, входящие в избирательный блок, не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
13. Регистрация избирательного блока отменяется избирательной комиссией муниципального образования в случае принятия данным избирательным блоком решения об отказе от участия в избирательной кампании, а также в случае, когда в избирательном блоке не остается ни одной политической партии.
14. По запросу избирательной комиссии муниципального образования регистрирующие органы обязаны не позднее чем через десять дней со дня получения запроса представить в указанную избирательную комиссию список избирательных объединений, а также список общероссийских общественных объединений, отвечающих требованиям пунктов 4 и 5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по состоянию на день получения запроса.
15. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением, избирательным блоком принимается на съезде (конференции, собрании) избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", уставом объединения, настоящей статьей.
16. Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции, собрания);
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока;
3) решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданств и итоги голосования по этому решению;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока;
5) дата принятия решения.
17. Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата заверяется подписью руководителя избирательного объединения, избирательного блока. При выдвижении кандидата от избирательного блока решение съезда (конференции, собрания) политической партии, съезда (конференции, собрания) иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, о выдвижении лица, намеченного к выдвижению кандидатом, заверяется подписью руководителя этой политической партии, иного общероссийского общественного объединения и печатью политической партии, иного общероссийского общественного объединения, а решение съезда (конференции, собрания) избирательного блока о выдвижении кандидата - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в этот избирательный блок.
18. Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с уведомлением о выдвижении кандидата, оформленном в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы:
1) решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата;
2) нотариально удостоверенную копию устава избирательного объединения.
19. Уполномоченный представитель избирательного блока одновременно с уведомлением о выдвижении кандидата, оформленном в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы:
1) решение съезда (конференции, собрания) избирательного блока о выдвижении кандидата;
2) протоколы съездов (конференций, собраний) политических партий, съездов (конференций, собраний) иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок, с решениями о выдвижении лица, намеченного к выдвижению кандидатом от избирательного блока.
20. Одновременно с документами, указанными в пунктах 18 и 19 настоящей статьи, кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, лично либо в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Закона, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 20 настоящего Закона.
Статья 23. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата
1. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем получения окружной избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
2. В поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей в количестве:
при выборах депутатов представительных органов по одномандатным избирательным округам - 1 процент подписей от числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа,
при выборах депутатов представительных органов по многомандатным избирательным округам - 1 процент подписей от числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в данном округе.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в проведении сбора подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается.
Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
4. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
5. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов и не вносят избирательный залог.
Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам депутатов представительных органов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата.
6. Подписные листы изготавливаются по формам, установленным приложениями 3 и 4 к настоящему Закону, за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. Подписной лист может заполняться как с лицевой, так и с оборотной стороны. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
7. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, гражданство Российской Федерации, дата рождения, место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), место жительства кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается, а также инициатор выдвижения кандидата - избирательное объединение, избирательный блок (с указанием наименования) либо делается запись: "Независимый кандидат". В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости, гражданства иностранного государства, то сведения о судимости и о гражданстве с указанием наименования соответствующего государства отражаются в подписном листе. В подписном листе также указываются сведения о принадлежности кандидата к общественному объединению, о членстве (участии) в котором он указал в заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении.
8. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только от руки.
9. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, которые напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
10. После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому населенному пункту, входящему в избирательный округ, где проводился их сбор, а также общее число подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования.
Статья 24. Представление документов для регистрации кандидата
1. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 20 и пунктами 18 и 19 статьи 22 настоящего Закона документов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 5 статьи 23 настоящего Закона.
2. Для регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы:
1) подписные листы с подписями избирателей (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
3) сведения об изменениях данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона;
4) документы о внесении избирательного залога, предусмотренные статьей 47 настоящего Закона (если сбор подписей избирателей не проводился);
5) решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 5 статьи 23 настоящего Закона, о выдвижении кандидата (в случае выдвижения кандидата соответствующей политической партией, избирательным блоком);
6) первый финансовый отчет кандидата.
3. Подписные листы, представляемые в окружную избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы в виде папок и пронумерованы.
4. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, содержащееся в подписных листах, представляемых в окружную избирательную комиссию, может превышать необходимое для регистрации кандидата количество подписей, установленное настоящим Законом, но не более чем на 25 процентов.
5. При приеме избирательных документов окружная избирательная комиссия заверяет каждую папку с подписными листами печатью соответствующей окружной избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме приема избирательных документов, в том числе подписных листов, с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема избирательных документов.
6. Окружная избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 25. Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатом
1. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня приема документов обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
2. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата.
3. В случае если необходимое для регистрации количество подписей избирателей не превышает одну тысячу подписей, проверке подлежат все подписи.
4. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования. При проведении проверки достоверности подписей избирателей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей кандидат, уполномоченный представитель кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей кандидат, уполномоченный представитель кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
5. Соответствующая окружная избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, своим решением создает рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если исключение (вычеркивание) специально отмечено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписей избирателей в избирательную комиссию.
7. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
10. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
11. Недействительными подписями признаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, в частности:
1) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, с которого был разрешен сбор подписей;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в избирательном округе;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, названными уполномоченными представителями, кандидатом;
9) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных настоящим Законом.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 9 и 11 пункта 11 настоящей статьи.
13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 10-12 настоящей статьи.
14. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
15. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей окружная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.
16. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
17. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос регистрации кандидата, должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Статья 26. Регистрация кандидатов
1. Соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
2. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое указанными политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
3. Окружная избирательная комиссия в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, может осуществить регистрацию кандидата, баллотирующегося по избирательному округу со средней нормой представительства избирателей менее десяти тысяч, без представления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку указанного кандидата, после проверки представленных документов, оформленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 20 и пунктами 18 и 19 статьи 22 настоящего Закона.
4. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
5. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
6. В случае отказа в регистрации кандидата соответствующая окружная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, которыми в соответствии с федеральным законом могут быть:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных федеральным законом, регулирующим деятельность политических партий, выдвинутых иными общественными объединениями, - требований федерального закона, устанавливающего основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации;
3) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Законом;
4) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета (грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей);
5) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог либо не представлено решение политической партии, избирательного блока в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи);
6) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 3 статьи 20 настоящего Закона;
7) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Законом создание избирательного фонда не обязательно);
8) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
9) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
10) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 2 статьи 43 настоящего Закона;
11) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
12) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах.
7. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
8. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия муниципального образования, окружные избирательные комиссии направляют в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.
9. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
10. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации для опубликования.
11. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
Статья 27. Выбытие кандидата, зарегистрированного кандидата
1. Зарегистрированный по одномандатному, многомандатному избирательному округу кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. На основании полученного заявления окружная избирательная комиссия в течение суток принимает решение об отмене регистрации подавшего заявление кандидата.
2. Действия, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, не лишают лицо, их совершившее, права на повторное выдвижение на тех же выборах по любому избирательному округу в порядке и сроки, предусмотренные законом.
3. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого ими по одномандатному или многомандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования.
4. Соответствующая окружная избирательная комиссия, принявшая решение об отмене регистрации кандидата, уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и направляет ему копию решения.
5. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, проведение голосования в данном избирательном округе по решению избирательной комиссии муниципального образования откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, указанных в пункте 9 настоящей статьи.
6. В случае наступления указанных в пункте 5 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные соответствующей окружной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
7. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок - к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
8. Соответствующая окружная избирательная комиссия признает кандидата выбывшим в случае его смерти, признания его умершим.
9. В случае наступления указанных в пункте 5 настоящей статьи обстоятельств голосование в одномандатном избирательном округе по одной кандидатуре проводится, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.