Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу
социально-экономического
развития Мурманской области
на 2005 год
Предварительная оценка основных показателей социально-экономического развития Мурманской области в 2004 году
Социально-экономическая ситуация в 2004 году характеризуется сохранением положительных тенденций развития Мурманской области. По оценке до конца года темпы роста большинства макроэкономических показателей превысят параметры прошлого года.
Увеличится выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики: объем производства промышленной продукции (в городах Мурманск, Мончегорск, Снежногорск, Полярные Зори, Апатиты и Ковдорском районе), инвестиции в основной капитал (в городах Мурманск, Кировск, Оленегорск, Полярный), объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, грузооборот транспорта. Возрастут объемы платных услуг населению и розничной торговли, реальные располагаемые денежные доходы населения.
Высокие цены на мировом рынке обеспечат рост экспортных поставок, что будет способствовать увеличению внешнеторгового оборота области.
Продолжат улучшаться финансовые результаты деятельности организаций основных отраслей экономики.
Валовой региональный продукт
По предварительной оценке объем валового регионального продукта (ВРП) составит 93.4 млрд.рублей, что на 2.8% превысит уровень 2003 года. В структуре ВРП доминирующее положение по-прежнему будет занимать промышленность.
Промышленность
Объем выпуска промышленной продукции предприятиями области в 2004 году достигнет 82.31 млрд.рублей. В 2003 году было выпущено промышленной продукции на 67.07 млрд.рублей. Индекс промышленного производства к прошлому году составит 103.6%.
В структуре промышленного производства не произошло существенных изменений, как и прежде более половины занимает горнопромышленный комплекс, 22% - электроэнергетика, около 14% - пищевая промышленность, более 80% в которой составляет рыбная отрасль.
Рост объемов производства по оценке ожидается практически во всех отраслях промышленности: в цветной и черной металлургии (104.4% и 107% соответственно), электроэнергетике (102.4%), химической промышленности (102%), машиностроении и металлообработке (111.4%), промышленности строительных материалов (109.5%), полиграфической промышленности (101.6%).
Несмотря на сокращение объемов в I полугодии (92.9%), в рыбной отрасли также ожидается незначительный рост (100.5%). Компенсация потерь ожидается за счет увеличения вылова путассу в Фарерской рыболовной зоне, выделенных квотируемых водных биоресурсов в зоне Марокко и организации промысла краба в Баренцевом море.
Увеличатcя объемы в молочной (105.6%), мукомольно-крупяной (106%), ликероводочной (105%) и пивоваренной отраслях (103.2%).
По номенклатуре выпускаемой продукции производственно-технического назначения увеличится выпуск электро- и теплоэнергии (101.3% и 102.9% соответственно), железорудного (107%), апатитового (101.7%) и нефелинового (101.2%) концентратов, никеля, кобальта, алюминия.
Ожидается уменьшение, по сравнению с прошлым годом, производства меди рафинированной, бадделеитового концентрата, древесины деловой.
Сводный индекс-дефлятор цен на промышленную продукцию составит 118.4%. На его формирование в значительной степени влияют изменения цен в основных экспортно-ориентированных отраслях промышленности, а также рост цен на продукцию и услуги естественных монополий.
В текущем году росту производства промышленной продукции на ведущих предприятиях региона способствовала реализация мер по укреплению рудной базы, модернизации производства, вовлечению в переработку нетрадиционных видов сырья, использованию передовых технологий переработки и выпуска продукции, расширению ее ассортимента и повышению качества.
К примеру, в ОАО "Олкон" начато строительство подземного рудника, что позволит восполнить выбывающие запасы железной руды открытой добычи, обеспечить производство железорудного концентрата на уровне 3.5 млн.тонн в год, сохранить свыше 400 рабочих мест и более чем на два десятилетия продлить эффективную работу комбината.
Для обеспечения стабильной работы на открытых горных выработках и возможного увеличения производства железорудного концентрата ОАО "Олкон" и ОАО "Ковдорский ГОК" обновляют парк собственных машин большегрузными самосвалами "БелАЗ".
ОАО "Кольская ГМК" ведет строительство нового подземного рудника "Северный-Глубокий", уже в четвертом квартале т.г. первый пусковой комплекс должен выдать 200 тыс.тонн медно-никелевой руды.
ОАО "Апатит" в 1 полугодии т.г. инвестировало более 866 млн.рублей капитальных вложений в развитие рудно-сырьевой базы, реконструкцию и техперевооружение предприятия.
На Кольской АЭС завершена программа реконструкции второго энергоблока с целью повышения его безопасности и продления проектного срока эксплуатации.
Улучшается ситуация в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка. В ноябре прошлого года СРЗ "Нерпа" заключены 5 контрактов с Германией на утилизацию атомных подводных лодок на общую сумму 18 млн.евро. Все работы по контрактам выполняются с опережением графика. Кроме того, на заводе строятся 5 маломерных судов для прибрежного рыболовства. По подписанным контрактам с его стапелей будет спущено на воду всего 16 таких судов. Мурманская судоверфь получила заказ Главкомата ВМФ России на ремонт двух танкеров Северного флота.
В текущем году Правительство Мурманской области совместно с местными органами власти заключило соглашения с крупнейшими промышленными предприятиями региона: ОАО "Кольская ГМК", компанией "ЕвроХим" (ОАО "Ковдорский ГОК"), компанией "ФосАгро" (ОАО "Апатит"), которые направлены на объединение усилий для улучшения жизненного уровня северян, решения экономических, экологических и социальных задач, повышения инвестиционной привлекательности региона.
В рамках этих соглашений предприятия осуществляют эффективное развитие производства. ОАО "Ковдорский ГОК" наращивает объемы выпуска железорудного и апатитового концентратов. В первом полугодии их производство выросло к уровню прошлого года соответственно на 14.5% и 3.3%. ОАО "Апатит" планирует в т.г. направить на производственное строительство 1 млрд. 941 тыс.рублей капитальных вложений. По текущим платежам в консолидированный бюджет за 6 месяцев т.г. ОАО "Кольская ГМК" выполнило свои годовые обязательства на 63.8%, ОАО "Ковдорский ГОК" - на 56%. Предприятия участвуют в финансировании благотворительной деятельности и социальных программ региона. ОАО "Ковдорский ГОК" с начала года на эти цели выделено более 5 млн.рублей. ОАО "Апатит" выделено 21.5 млн.рублей на реализацию программы "Новый автобус". Приобретенные автобусы переданы автотранспортным предприятиям городов и районов области.
Транспорт
По оценке объем коммерческих перевозок грузов транспортом общего пользования возрастет по сравнению с 2003 годом на 4% и составит 36.7 млн.тонн. Рост планируется обеспечить за счет увеличения объемов перевозок грузов на морском и железнодорожном транспорте.
ОАО "Мурманское морское пароходство" в текущем году планирует перевезти около 9.6 млн.тонн грузов, что на 15% больше, чем в 2003 году. Это обусловлено увеличением экспорта апатитового концентрата и перевозки нефтеналивных грузов в каботажном плавании.
Транспортом общего пользования предполагается перевезти 345 млн.пассажиров, что несколько ниже уровня прошлого года, в основном за счет автомобильного транспорта.
Переработка грузов морскими портами Мурманской области составит 20 млн.тонн, что почти на 13% больше, чем переработано за 2003 год. ОАО "Мурманский морской торговый порт" предполагает увеличить объемы грузопереработки на 21%. Рост обусловлен увеличением объема переработки угля на экспорт и переориентацией экспортных отправок апатитового концентрата, ранее проходивших через ФГУП "Кандалакшский морской торговый порт".
ООО "Морской порт Витино" планирует довести объемы переработки нефтеналивных грузов на экспорт до 6 млн.тонн.
ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" планирует переработать в 2004 году свыше 1 млн.тонн грузов, однако это на 4% ниже уровня прошлого года.
Сельское хозяйство
В текущем году положение в сельском хозяйстве ухудшилось, отраслевые проблемы обострились. Снижается производство сельскохозяйственной продукции, ухудшается финансовое состояние предприятий, возрастает число убыточных. В отрасли 73% предприятий работают с убытком.
В хозяйствах области за 7 месяцев т.г. поголовье птицы сократилось на 38.5%, свиней и крупного рогатого скота соответственно на 27.7% и 8.1%. Производство молока сократилось на 8.3%, мяса всех видов - на 36.6%. По итогам года ожидается сокращение производства яиц не менее чем на 12% (по итогам 7 месяцев т.г. был рост). Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции ожидается в 2004 году по всем основным видам, индекс физического объема продукции сельского хозяйства составит 95.2%.
Значительно снизили объемы производства молока к уровню 2003 года ГОУСП "Тулома" (12.6%), ОАО агрофирма "Индустрия" (16.2%). В кризисном положении оказалось птицеводство: прекращена производственная деятельность на бройлерной птицефабрике "Снежная", объемы производства яиц на птицефабрике "Мурманская" в июле месяце сократились почти в 10 раз. В результате неплатежеспособности прекратил свое существование ФГУСП "Пригородный". Вновь созданное на его производственной базе ООО "Свинокомплекс Пригородный" испытывает те же проблемы: недостаток финансовых средств на оплату электроэнергии, кормов.
Несмотря на то, что оленеводство считается высокодоходной отраслью, что гарантировано устойчивым спросом на мясо оленей на внутреннем и внешнем рынках и значительной государственной поддержкой отрасли, снижение цен на мясо оленей на внешнем рынке, а также проблемы, связанные с проведением убойной компании, сократят доходность отрасли к уровню прошлых лет примерно на 30-40%.
В сложном финансовом положении находится пушное звероводство, которым занимается единственное в области предприятие - ФГУП "Совхоз "Мурманск". Из-за резкого роста цен на корма, незначительной и малоэффективной государственной поддержки отрасли сокращается поголовье пушных зверей и объемы производства пушнины. Признан банкротом и прекратил существование племенной зверосовхоз "Кольский".
Основными причинами кризисного состояния отрасли являются диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемую на ее производство промышленную продукцию и услуги, а также слабый менеджмент. Необходимо разработать и реализовать комплекс мер развития отрасли с учетом социальной направленности, а также реальной потребности области в объемах производства сельскохозяйственной продукции, определить приоритеты государственной поддержки сельского хозяйства.
Предпринимательство и малый бизнес
В 2004 году будет завершено выполнение Программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000-2004 годы. В области созданы удовлетворительные условия для предпринимательской деятельности. В 2004 году состоялись ставшие традиционными Дни предпринимательства области, конкурс "Предприниматель года", впервые проведен конкурс инвестиционных проектов. Принята региональная целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005-2008 гг.
В 2004 году количество малых предприятий (оценочно) возрастет с 2.7 до 3.0 тысяч. Среднесписочная численность (без совместителей и работающих по договорам подряда) увеличится с 27.2 тыс. до 28.6 тыс.человек. Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями области вырастет с 10.3 млрд.рублей. до 14.8 млрд.рублей. Наибольший прирост объемов производства ожидается в торговле и общественном питании (включая оптовую торговлю товарами производственного назначения), информационно-вычислительном обслуживании, ЖКХ и туризме.
Инвестиции
В текущем году продолжается рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников составит 14.6 млрд.рублей или 103.2% к уровню 2003 года.
За счет собственных средств предприятий намечается освоение 10.2 млрд.рублей, что составит 69.9% от общего объема инвестиций (в прошлом году - 63.5%), из них около двух третьих будут приходиться на цветную металлургию и химическую промышленность.
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составит 14.4% (в прошлом году - 13.9%). Доля инвестиций за счет средств федерального бюджета в объеме бюджетных средств составит 49.2% (в 2003 году - 49.1%). Финансирование по федеральным программам ожидается в размере 414 млн.рублей, в том числе 59 млн.рублей - по федеральной адресной программе.
За счет средств федерального бюджета ведутся работы на объектах социальной сферы:
- по отрасли "Здравоохранение" - в г. Апатиты (дом ребенка), в г.Оленегорске (родильное отделение центральной районной больницы), в г.Мончегорске (дом-интернат для умственно отсталых детей), в г.Мурманске (родильный дом и медицинский центр для подростков-наркоманов), в г.Кандалакша (инфекционный корпус) и в п.Ревда Ловозерского района (центр социальной помощи семье и детям с отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями);
- по отрасли "Образование" - в г.Кола (реконструкция школы N 2), в с.Варзуга (школа с интернатом и детским садом) и в г.Мурманске (реконструкция корпуса Мурманского государственного педагогического университета);
- по отрасли "Культура" - в ЗАТО Скалистый (дом детского творчества).
Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" создаются промежуточные базы охотников и рыболовов в с.Каневка, с.Краснощелье и с.Ловозеро.
В текущем году продолжается строительство мостового перехода через Кольский залив и строительство ряда природоохранных объектов.
В рамках областной адресной программы продолжаются работы по строительству объектов жилищного хозяйства (дома в п.Ревда, п.Умба и п.Зеленоборский), коммунального хозяйства (биокотельная в п.Умба, магистральные сети и улицы в п.Зеленоборский и др.), 11 объектов здравоохранения, 3 объекта образования и культуры, сельского хозяйства и экологии. Предполагается освоить 110.6 млн.рублей.
За счет всех источников финансирования намечается ввести 23.5 тыс.кв.метров общей площади жилья (177% к уровню 2003 года).
Иностранные инвестиции в экономику области составят 22.3 млн.долларов США (сохранится уровень 2003 года). Основная доля инвестиций будет направлена на обновление рыболовецких флотов, совместное финансирование экологических программ, развитие приграничного сотрудничества.
Объем инвестиций в природоохранные объекты составит 700.24 млн.рублей (130.8% к уровню 2003 года).
Инвестиции в основной капитал, направленные на строительство природоохранных объектов за счет средств федерального бюджета, составят 40 млн.рублей или 131.1% к уровню 2003 года.
Размер средств, выделяемых на природоохранные мероприятия из бюджета региона, планируется на уровне 17.24 млн.рублей (117% к уровню 2003 года).
Будет продолжено осуществление природоохранных мероприятий на всех крупных предприятиях области за счет собственных средств в размере 643 млн.рублей (131.2% к уровню 2003 года).
По сравнению с предыдущим годом объемы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух составят 99.2%, снизятся сбросы загрязненных сточных вод в водоемы области - 99.8%, увеличится объем оборотного и повторно-последовательного использования воды - 102.4%. Предотвращенный экологический ущерб составит 145 млн.рублей.
Демография
Демографическая обстановка в области характеризуется дальнейшим уменьшением численности населения. Сокращение численности происходит в основном из-за миграционного оттока, а также за счет естественной убыли населения.
На начало 2004 года численность постоянного населения составляла 880 тыс.человек или 98.9% к уровню 2003 года.
Как и в течение предыдущих лет, в 2004 году продолжается спад миграционной активности населения. Причем сокращается число выбывших из области при одновременном росте числа прибывших. Превышение числа прибывших в область наблюдается впервые после 1994 года.
Другая причина сокращения численности населения - естественная убыль. По оценке в 2004 году она несколько снизится и составит порядка 3.4 тыс.человек.
Наметилась тенденция роста рождаемости. По оценке в 2004 году по сравнению с предыдущим годом увеличится общий коэффициент рождаемости, а уровень смертности, напротив, несколько снизится. При этом уровень смертности остается все же высоким. Общая тенденция динамики смертности населения характеризуется высокой смертностью людей трудоспособного возраста - 46-47% от общего числа умерших.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни, которая составляет в настоящее время 65.6 лет.
Нерегулируемые процессы естественного движения населения, а также последствия кризисов предшествующих лет оказывают негативное влияние на половозрастную структуру населения и изменяют возрастные соотношения в "пользу" лиц пожилого возраста. В области преодолен порог демографического старения населения (7%): доля людей 65-ти лет и старше выросла до 8.2%. Средний возраст жителей области по данным переписи населения составляет 35.1 года, что на 5 лет больше уровня 1989 года.
Характерными позитивными демографическими особенностями области остаются существенно высокая доля населения трудоспособного возраста и повышенный удельный вес мужского населения, что обусловлено в основном промышленным характером освоения северных территорий в советский период и связанной с этим обстоятельством потребностью в преимущественно мужских рабочих кадрах. В общей численности населения области доля населения трудоспособного возраста на 12% выше среднероссийского уровня.
Ожидается дальнейшее снижение показателя демографической нагрузки - соотношения численности нетрудоспособного и трудоспособного населения.
Рынок труда, занятость
По оценке в 2004 году общая численность занятых в экономике составит 431 тыс.человек и уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 2.4 тысячи.
Доля занятых на крупных и средних предприятиях в общей численности занятых в экономике сократится до 61.3% против 62.5% в 2003 году. Такая ситуация складывается в результате проводимых крупными и средними предприятиями мероприятий по оптимизации численности работников.
В последнее время просматривается тенденция к увеличению масштабов привлечения иностранной рабочей силы в Мурманскую область.
В области достаточно высок потенциал невостребованной рабочей силы: в поисках работы постоянно зарегистрированы в службе занятости 23-24 тыс. граждан при имеющейся потребности 5-6 тыс. вакансий.
Сохраняется ряд негативных тенденций в структуре рынка труда. В числе ищущих работу граждан продолжает расти удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет, увеличивается число выпускников школ и профессиональных образовательных учреждений, а также граждан, ранее не работавших. Среди безработных по-прежнему высока доля женщин, в большинстве своем имеющих детей дошкольного возраста.
Среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных оценивается в 20.5 тыс.человек. Уровень безработицы составит 4.2% против 4.4% в 2003 году.
В ряде районов области (Ловозерский, Терский, Печенгский, Ковдорский) уровень регистрируемой безработицы останется высоким и, по-прежнему, будет превышать среднеобластной показатель в 2-5 и более раз.
На реализацию Программы содействия занятости населения области в текущем году из федерального бюджета выделено 300 млн.рублей (2003 год - 263 млн.рублей). При этом почти на 700 тыс.рублей снижены объемы финансирования на реализацию специальных программ, содействующих занятости граждан (организация общественных работ, трудоустройство лиц, особо нуждающихся в защите, ярмарок вакансий), что затруднит трудоустройство граждан, особенно тех, кто имеет длительный перерыв в работе, а также ищет работу впервые и не имеет специальности. В местных бюджетах на реализацию программ предусмотрено 7.4 млн.рублей.
Индексы потребительских цет и тарифов
В 2004 году сохранится высокий уровень инфляции при сложившейся общей тенденции к снижению инфляционных процессов.
По оценке темпы роста потребительских цен на товары и услуги за год (к декабрю 2003 года) составят около 11%, что позволит впервые за последние годы приблизиться к среднему по России показателю инфляции - 10%. Среднемесячный прирост цен в 2004 году оценивается чуть меньше 1% (2003 год - 1.1%).
Уровень жизни
Оценка показателей уровня жизни населения разработана на основе анализа социально-экономической ситуации в регионе, а также оценки пропорций составных частей баланса денежных доходов и расходов населения.
Доходы жителей области вырастут по сравнению с предыдущим годом примерно на 15% и сложатся в сумме 87 млрд.рублей.
Их реальное содержание превысит уровень 2003 года на 2.5%. Однако в результате некоторого замедления динамики реальных денежных доходов в 2001-2003 годах их реальное наполнение так и не достигнет докризисного уровня - 1997 года - примерно на 3-4 %.
Более высокие темпы роста среднедушевых денежных доходов (около 4%) обусловят снижение доли жителей области с доходами ниже прожиточного минимума примерно на 1.5-2.5%. При этом продолжится перераспределение общего объема денежных доходов в пользу населения с наивысшими доходами. Среднедушевые денежные доходы в наиболее обеспеченных слоях населения будут расти быстрее, чем у населения с наименьшими доходами.
Основной вклад в рост располагаемых доходов внесут увеличение реальных среднемесячной заработной платы и назначенной месячной пенсии.
По оценке среднемесячная заработная плата вырастет в 2004 году в 1.2 раза и составит 10300-10350 рублей. Ее реальное содержание превысит уровень 2003 года более чем на 6%.
Рост реальной заработной платы будет способствовать повышению ее покупательной способности, которая составит по оценке 2.6 раза против 2.5 в 2003 году.
Сохранится тенденция отставания величины оплаты труда в непроизводственных отраслях, в том числе в бюджетной сфере, от уровня оплаты труда в промышленности. Так, размер средней заработной платы работников бюджетных организаций почти на треть не достигнет размера заработной платы работников, занятых в материальном производстве.
Четвертую часть населения области составляют пенсионеры.
Удельный вес социальных выплат сохранится примерно на уровне 2003 года - 11.9%.
Размер пенсии в среднем за год сложится в 1.3 раза выше, чем за предшествующий период, и составит примерно 2575 рублей, ее реальная величина возрастет по сравнению с 2003 годом более чем на 14%.
Однако размер пенсии в среднем за год так и не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера примерно на 6 % (в 2003 году - на 16.3%). Экономическое положение пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан по-прежнему останется сложным.
Величина прожиточного минимума на 1 жителя в месяц оценивается в среднем за год около 3712 рублей с ростом к 2003 году на 14 %.
Потребительский рынок
Рост реальных располагаемых доходов населения приведет к росту потребительских расходов.
Общий объем оборота розничной торговли оценивается в сумме 38.9 млрд.рублей, физические объемы оборота розничной торговли превысят уровень 2003 года на 3.9%.
В макроструктуре оборота розничной торговли по-прежнему преобладает реализация продовольственных товаров (до 54%). Наметилась тенденция постепенного увеличения темпов роста объема продаж промышленных товаров.
Товарные запасы сохраняются на уровне предыдущего года и обеспечивают в среднем 27-30 дней торговли.
Ситуация на рынке платных услуг продолжает оставаться сложной. Положительным моментом является создание в этой сфере конкурентоспособной среды и расширение видов предоставляемых услуг. Однако опережающий рост цен и тарифов на предоставляемые услуги не позволяет динамично развиваться данному сектору потребительского рынка.
Объем услуг населению в 2004 году оценивается в сумме 16.6 млрд.рублей, при этом реальные объемы будут опережать уровень предыдущего года более чем на 17.9%.
Структура общего объема услуг претерпевает существенные изменения. Более высокие темпы роста услуг обязательного характера, в том числе жилищно-коммунальных, транспорта, образования и медицинских, повышают их удельный вес в общей структуре платных услуг.
Уровень начисленных платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным ставкам и тарифам, в 2004 году оценивается в размере 85% (в 2003 году - 73.5 %).
По оценке в 2004 году ожидается снижение физических объемов санаторно-оздоровительных услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговая конъюнктура на мировых рынках сохраняется достаточно благоприятной для основных товаров российского и мурманского экспорта.
По оценке внешнеторговый оборот области увеличится к уровню 2003 года на 7.9 % и составит 1212.2 млн.долларов США.
Доля экспорта товаров во внешнеторговом обороте предполагается в размере 83.7%, импорта - 16.3%.
Сальдо внешней торговли положительное. Коэффициент покрытия импорта экспортом - 5.1.
На экспорт будет поставлено продукции на сумму 1014.4 млн.долларов США (108.8% к уровню 2003 года). Главными товарами экспорта являются черные и цветные металлы (49.2%), рыба и морепродукты (26.4%), апатитовый концентрат (12.8%).
По сравнению с прошлым годом наблюдается рост прогнозной экспортной цены на никель (116.2%) и кобальт (167.4%).
Как в натуральном, так и в стоимостном выражении увеличатся поставки на экспорт руд и концентратов железных, черных металлов и изделий из них, электроэнергии, лесоматериалов необработанных и обработанных, товарной пищевой рыбопродукции.
При сокращении физических объемов поставки на экспорт цветных металлов и изделий из них (97.3%) в долларовом исчислении их поставки увеличились на 12.6%.
Доля стран СНГ в общем объеме экспорта товаров составит 2.2%. Основным партнером по экспортным операциям останется Беларусь.
В 2004 году будет оказано экспортных услуг на сумму 200 млн.долларов США. Основную долю по-прежнему будут занимать услуги морского транспорта.
Импорт товаров увеличится к уровню 2003 года на 3.8% и составит 197.8 млн.долларов США. Наибольший удельный вес в структуре импорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства (65%). Импорт международных услуг вырастет на 12.6% и составит 140 млн.долларов США.
Финансы
Формирование ситуации в региональной сфере финансов в 2004 году характеризуется некоторым усилением положительных тенденций, наметившихся в предыдущие годы, что обусловлено дальнейшим укреплением финансового состояния большинства бюджетообразующих предприятий и отраслей за счет роста промышленного производства, увеличения улова предприятиями рыбной отрасли, сохранения благоприятной конъюнктуры на рынках сбыта производимой продукции, в том числе на рынке цветных металлов, существенного роста инвестиций в развитие и перевооружение предприятий.
Существенную роль в стабилизации финансового положения области сыграли ежегодно заключаемые соглашения о сотрудничестве между предприятиями базовых отраслей, Правительством Мурманской области и органами местного самоуправления.
В 2004 году ожидается значительный рост сальдированного финансового результата, в том числе прибыли рентабельных предприятий (налоговой базы по налогу на прибыль). Продолжится тенденция сокращения убытков нерентабельных предприятий при сохранении на достаточно высоком уровне их удельного веса.
Существенно увеличатся налоговые поступления в консолидированный бюджет области, однако их прирост будет недостаточен для финансирования первоочередных текущих нужд бюджетной сферы. Совокупный сальдированный финансовый результат (прибыль) хозяйственной деятельности предприятий области, включая малые, составит в 2004 году 14.0 млрд.рублей - увеличение по сравнению с 2003 годом на 7.2 млрд.рублей или в 2.1 раза.
Прибыль рентабельных предприятий сформируется в объеме 16.2 млрд.рублей (рост в 1.7 раза). В ее составе около половины приходится на прибыль предприятий цветной металлургии, 11% - предприятий химической промышленности, 8% - черной металлургии, около 6% - предприятий транспорта.
Совокупный объем убытков нерентабельных предприятий снизится на 20% и составит 2.2 млрд.рублей, их доля оценивается на уровне 43-44% (в 2003 году - 42.1%). Среди убыточных предприятий главным образом предприятия среднего масштаба - сельского и жилищно-коммунального хозяйств, машиностроения, строительства, торговли.
Основной объем прироста прибыли будет обеспечен предприятиями базовых отраслей: цветной и черной металлургии, химии, электроэнергетики, а также морского транспорта.
Впервые, начиная с 2002 года, ожидается незначительный объем прибыли в рыбной отрасли против убытков в 2003 году в сумме 422 млн.рублей (за счет отмены аукционных квот и увеличения объемов вылова и производства товарной пищевой продукции).
Незначительно сократятся убытки жилищно-коммунального хозяйства, возрастут убытки сельского хозяйства.
Формирование финансовых результатов проходит в условиях продолжения "сброса" излишней численности крупными и средними предприятиями области при сохранении достаточно высоких темпов роста средней заработной платы и фонда оплаты труда.
Динамичный рост и финансовое оздоровление в основном характерны для крупных предприятий ряда отраслей промышленности и транспорта области, остальные отрасли региональной экономики малорентабельны либо убыточны. Большое количество средних и малых предприятий по-прежнему финансово неустойчивы, испытывают высокий дефицит собственных оборотных средств, не имеют серьезной ресурсной основы для роста инвестиций.
Всего налоговые и неналоговые доходы, собранные на территории области в 2004 году, составят 27.4 млрд.рублей (прирост на 16.5% против 25.6% в 2003 году), в том числе в федеральный бюджет будет передано 13.1 млрд.рублей платежей, из них 8.6 млрд.рублей - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, контролируемые таможенными органами.
Общий объем налоговых и неналоговых поступлений от предприятий области, учитываемых налоговыми органами, оценивается в сумме 18.9 млрд.рублей (с приростом на 25.9% против 2.9% в 2003 году), в том числе в территориальный бюджет - 14.3 млрд.рублей (прирост на 26.8%). Доля платежей, переданных в федеральный бюджет, снизится и составит 24.2% против 26.3% в 2003 году.
Прирост поступлений в сумме 3.9 млрд.рублей будет обеспечен главным образом увеличением поступлений по налогу на прибыль (1.5 млрд.рублей или в 1.6 раза), по налогу на доходы физических лиц (1.1 млрд.рублей или на 20.4%), налогу на добавленную стоимость (350 млн.рублей), налогам на имущество (213 млн.рублей), платежам за пользование природными ресурсами (423 млн.рублей).
В структуре поступлений первое место занимает налог на доходы физических лиц (34.9%), далее следуют налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (по 20.6%).
В течение года ожидается дальнейшее снижение недоимки, но темпы ее сокращения будут незначительными, поскольку оставшаяся неурегулированной недоимка в значительной мере сформирована задолженностями полностью неплатежеспособных предприятий (потенциальных банкротов), а также организаций, прекративших свое существование либо находящихся длительное время в состоянии системного кризиса, а также бюджетных организаций.
Формирование и исполнение областного и местных бюджетов проходит в 2004 году в условиях сохранения тенденции недостаточного роста доходов для покрытия возросших потребностей региональной бюджетной сферы, связанных главным образом с увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы и высокой инфляционной составляющей в жилищно-коммунальной отрасли.
Недостаточные темпы роста налоговых поступлений в значительной мере обусловлены возможностями, предоставленными плательщикам Налоговым кодексом РФ, по легальной минимизации налоговых платежей, значительным объемом выпадающих доходов бюджета области в ходе реформирования налогового и бюджетного законодательств, крайне недостаточными объемами финансовой помощи из федерального бюджета.
По оценке потери консолидированного бюджета области за счет отмены с 1 января 2004 года налога с продаж и ряда местных налогов оцениваются в 2004 году в сумме 380 млн.рублей.
Дефицит доходов стал причиной дальнейшего наращивания кредиторской задолженности консолидированного бюджета области, которая достигла по состоянию на 1 июля 2004 года объема 3.3 млрд.рублей (22% плановых расходов бюджета на 2004 год) и возросла с начала года на 11.6%.
Бюджет области по-прежнему является только источником ресурсов для финансирования текущих нужд бюджетной сферы и не имеет направленности на развитие.
Финансовые взаимоотношения "центра" и области в 2004 году характеризуются превышением совокупного объема средств, ожидаемых к получению областью с федерального уровня, над передаваемыми на федеральный уровень (в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды), которое составит по оценке 12.8 млрд.рублей (в 1.7 раза).
Без учета средств, полученных с федерального уровня для финансирования расходов федерального бюджета на территории области (науки, правоохранительных органов и судебной системы, территориальных подразделений федеральных органов власти, учреждений Минобороны РФ и т.п.), сальдо взаимоотношений с "центром" сложится не в пользу области: превышение средств, переданных на федеральный уровень, над полученными составит в 2004 году 8.3 млрд.рублей (в 1.8 раза).
Состояние кредитной системы Мурманской области в 2004 году оценивается как стабильное и характеризуется дальнейшим существенным ростом объема ресурсов кредитных учреждений, увеличением объема оказываемых ими банковских услуг, а также активной экспансией на территорию региона банков из-за пределов области, которые стали занимать ведущие позиции в кредитовании реального сектора экономики области. Финансовое оздоровление предприятий области, повышение их деловой активности способствовали росту кредитования, в том числе и на долгосрочные цели, что является свидетельством улучшения экономического климата в регионе. Существенно увеличились объемы кредитования населения.
Только в первом полугодии 2004 года открыли свои филиалы на территории области банки "Александровский" (Санкт-Петербург), "Петрокоммерц" (Москва), "ВИП БАНК" (Москва).
К концу первого полугодия 2004 года объем предоставленных кредитных ресурсов достиг 11.8 млрд.рублей с приростом с начала года на 30.8%, при этом кредитование предприятий увеличилось на 23.7%, физических лиц - в 1.5 раза.
Рост кредитования реального сектора экономики области проходил на фоне превалирования краткосрочных кредитных ресурсов, однако при этом отмечается рост кредитования на срок свыше одного года (их удельный вес возрос с 29.8% до 32.8%).
Сохраняется тенденция преобладающей роли филиалов иногородних кредитных организаций в кредитовании реального сектора экономики области: в общем объеме кредитов на их долю приходится около 87%.
Основное место в формировании кредитного портфеля области занимает кредитование промышленности (41.8%), что несколько выше тенденций по России в целом (35.7%). В общем объеме кредитов промышленности в Мурманской области преобладают кредиты, выданные предприятиям электроэнергетики (19.1%), в то время как в России - предприятиям машиностроения (21.2%).
На долю предприятий транспорта и связи в Мурманской области приходится 24.1% кредитного портфеля (по России - лишь 6.2%), торговли и общественного питания - 13.1% (по России существенно больше - 22.8%).
Региональные кредитные организации в основном кредитуют предприятия промышленности и торговли. Кредитные организации, зарегистрированные на других территориях и имеющие филиалы в Мурманской области, отдают предпочтение предприятиям промышленности, транспорта и связи.
Высокими темпами нарастает кредитование государственных органов власти: с начала года их долг перед коммерческими банками увеличился в 2.1 раза, что является следствием недостаточности собственных доходов бюджетов области для финансирования бюджетной сферы.
Снижающаяся инфляция, а также стабильность в банковском секторе и на валютном рынке области способствуют росту склонности населения к сбережениям, при этом отмечается существенное увеличение вложений средств граждан во вклады со сроками более одного года, что существенно повышает их ценность как инвестиционного ресурса для долгосрочного кредитования. В первом полугодии 2004 года вклады населения увеличились на 19.8%, при этом прирост вкладов со сроком привлечения до одного года составил 2.2%, свыше одного года - 31.7% (удельный вес таких вкладов достиг 53%).
Наиболее высокие темпы роста вкладов населения отмечаются в региональных кредитных организациях (ранее - в Сбербанке).
Прослеживается явная тенденция роста рублевых вкладов и снижения валютных, что объясняется укреплением рубля и ослаблением доллара США: рублевые вложения граждан возросли в первом полугодии на 24.3%, вклады в инвалюте - лишь на 7.2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.