Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к прогнозу
социально-экономического
развития Мурманской области
на 2005 год
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Мурманской области на 2005 год
Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2005 год разработан на основе анализа тенденций развития отраслей экономики и социальной сферы региона, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации с учетом индексов-дефляторов цен, рекомендованных Минэкономразвития России.
В целом в 2005 году прогнозируется увеличение темпов роста экономики в условиях поддержания внутреннего спроса (потребительского и инвестиционного) и сохранения благоприятной конъюнктуры на мировых рынках для российского экспорта.
Такие показатели, как величина валового регионального продукта и объем промышленного производства, рассчитаны по двум вариантам: первый - умеренный, второй - оптимистичный.
Валовой региональный продукт
В 2005 году прирост валового регионального продукта в умеренном варианте прогнозируется в размере 1.8%, в благоприятном варианте - в размере 3%.
Промышленность
По первому (умеренному) варианту объем промышленного производства в 2005 году ожидается в размере 88.9 млрд.рублей, индекс физического объема - 102%.
Прогнозируется рост физических объемов в электроэнергетике (101%), черной и цветной металлургии (106% и 101% соответственно), химической промышленности (102%), промышленности строительных материалов (101%), машиностроении и металлообработке (101%), пищевой промышленности, включая рыбную (102%), в том числе в рыбной (101.8%).
В остальных отраслях объемы производства прогнозируются на уровне 2004 года
По номенклатуре продукции производственно-технического назначения увеличится выпуск электро- и теплоэнергии (100.3% и 100.6% соответственно), цветных металлов (100.8%), железорудного (106%), апатитового (100.7%), нефелинового (105.6%) и бадделеитового (103.4%) концентратов.
В пищевой промышленности возрастет производство цельномолочной продукции (102.6%), пива (108.3%), ликероводочных изделий (105%).
Сводный индекс-дефлятор цен на промышленную продукцию составит 105.9%.
Второй (оптимистичный) вариант рассчитан при более высоких темпах роста объемов производства в цветной металлургии, электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, рыбной отрасли и сохранении благоприятной внешней конъюнктуры.
Объем промышленного производства по этому варианту прогнозируется в размере 89.98 млрд.рублей, индекс физического объема - 103.7%.
Во втором варианте предполагается рост физических объемов в цветной металлургии (103.0%), электроэнергетике (101.5%), машиностроении и металлообработке (108.0%), пищевой промышленности (103.8%), в том числе в рыбной (103.5%).
В черной металлургии, химической промышленности объемы производства прогнозируются как и в I варианте.
В остальных отраслях объемы производства сохранятся на уровне 2004 года
Сводный индекс-дефлятор цен на промышленную продукцию во II варианте составит 105.4%.
Транспорт
Объем коммерческих перевозок грузов транспортом общего пользования составит 37.3 млн.тонн (101.8% к уровню 2004 года).
ОАО "Мурманское морское пароходство" планирует перевезти 10 млн.тонн грузов, что на 4% больше, чем в 2004 году.
Пассажироперевозки всеми видами транспорта по-прежнему будут снижаться, что связано в основном со снижением численности населения Мурманской области. Исключение составят железнодорожные и воздушные перевозки, где планируется рост в среднем на 3-5% и на 6% соответственно.
Переработка грузов морскими портами Мурманской области (включая ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" и ЗАО "Агросфера") в 2005 году по сравнению с текущим годом возрастет на 3% и составит около 21 млн.тонн.
В 2005 году в Мурманском морском рыбном порту планируется начало реконструкции нефтеперегрузочного комплекса, что позволит увеличить грузопереработку на 16% (до 1.3 млн.тонн) за счет нефтепродуктов.
ОАО "Мурманский морской торговый порт" в следующем году предполагает переработать 11.5 млн.тонн грузов, что на 5% превышает уровень текущего года.
Сельское хозяйство
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства в 2005 году прогнозируется в размере 92.4%.
Будет произведено 7.8 тыс.тонн мяса всех видов, 90 млн.штук яиц, 23.5 тыс.тонн молока, что ниже уровня 2004 года.
Предпринимательство и малый бизнес
В 2005 году ожидается увеличение количества малых предприятий до 3.1 тысяч. Среднесписочная численность (без совместителей и работающих по договорам подряда) возрастет по сравнению с 2004 годом на 0.7 тыс.человек и составит 29.3 тыс.человек. Сохранится следующая структура занятости по основным отраслям: промышленность и торговля - примерно по 30%, строительство - около 20%. Ожидается незначительное увеличение численности занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, сфере бытовых услуг, туризме.
Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями области составит 17.3 млрд.рублей или 110% к уровню 2004 года. Рост произойдет как за счет создания новых предприятий, так и за счет развития производства товаров и услуг на действующих предприятиях. Наибольший прирост объемов ожидается в науке, информационновычислительном обслуживании, здравоохранении и строительстве.
Инвестиции
В 2005 году объем инвестиций в основной капитал составит 17.8 млрд.рублей или 112.4%. Доля инвестиций за счет собственных средств предприятий в общем объеме составит 60.9%.
В отрасли промышленности будут направлены инвестиции в объеме 11 млрд.рублей. Будет продолжаться реконструкция и техническое перевооружение предприятий горнометаллургического комплекса области.
ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" проводит реконструкцию обогатительно-металлургического производства на комбинате "Печенганикель", которая позволит повысить степень извлечения металлов в товарную продукцию, значительно сократить выбросы в атмосферу пыли, металлов и диоксида серы.
Завершается строительство нового подземного рудника "Северный-Глубокий", первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в конце 2004 года с постепенным выводом к 2010 году на мощность 6 млн.тонн медно-никелевой руды в год.
Ведутся поисковые работы на металлы платиновой группы, геологоразведочные и исследовательские работы на рудной базе Гремяха-Вырмес с целью организации титанового производства и создания около 6000 новых рабочих мест.
Компанией "СУАЛ-Холдинг" ведется разработка проекта и решаются другие вопросы начала строительства нового алюминиевого завода КАЗ-2 мощностью более 200 тыс.тонн продукции. Создание нового производства позволит в дальнейшем существенно увеличить валовой региональный продукт, налоговую базу, создать новые рабочие места.
ОАО "Ковдорский ГОК" планирует освоение месторождения апатит-штаффелитовых руд. Ввод мощностей по добыче и обогащению обеспечит производство дополнительно свыше 500 тыс.тонн фосфатных продуктов и 100 тыс.тонн железорудного концентрата.
Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составит 17.1%. Рост объема инвестиций по сравнению с 2004 годом (133.4%) из бюджетов всех уровней прогнозируется за счет увеличения финансирования федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы.
По программе "Дети-инвалиды" планируется расширение дома-интерната для умственно-отсталых детей в г.Мончегорске. По программе "Здоровый ребенок" - расширение лечебно-оздоровительного корпуса Апатитского специализированного дома ребенка. Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" предусматривает строительство семи объектов: баз охотников, рыболовов, саамского этнического и культурного центров и др.
Решение жилищных проблем осуществляется по пяти программам.
На жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, заявлено 275 млн.рублей для приобретения 21.3 тыс.кв.метров жилья (500 квартир) для граждан, проживающих в закрывающихся населенных пунктах, и для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера в очередном порядке.
По программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" заявлено 30 млн.рублей.
По программам "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" - 4.5 млн.рублей, "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" - 2.1 млн.рублей.
Программа "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" предусматривает снос ветхого жилья (58.9 тыс.кв.метров) и переселение 3000 жителей.
В федеральной программе "Модернизация транспортной системы России" область представлена в трех подпрограммах: "Гражданская авиация" (реконструкция аэродромных покрытий ИВПП аэропорта "Мурманск"), "Автомобильные дороги" (мостовой переход через Кольский залив на автодороге Кола-Печенга) и "Морской транспорт" (объект 92).
Кроме того, по непрограммной части в адресной инвестиционной программе по отраслям здравоохранение, образование и другим предполагается 12 объектов строительства.
Объем инвестиций на природоохранные мероприятия прогнозируется в сумме 797.4 млн.рублей (104.8% к уровню 2004 года), в т.ч. средства федерального бюджета - 90.5 млн.рублей (208.3%), областного - 25 млн.рублей (133.5%), средства предприятий - 681.9 млн.рублей (97.6%).
Снижение объемов собственных средств предприятий объясняется завершением строительства и вводом в эксплуатацию ряда крупных природоохранных объектов: газоочистных сооружений электролизного производства на филиале ОАО "СУАЛ" "КАЗ - СУАЛ", комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов на Кольской АЭС.
Прогнозируемая величина предотвращенного ущерба - 160 млн.рублей.
Демография
В 2005 году в области продолжится процесс сокращения численности населения, обусловленный миграционной и естественной убылью. Сохранятся сложившиеся тенденции в возрастной структуре. Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении уменьшится до 866.9 тыс.человек (99% к уровню 2004 года), однако темпы сокращения численности будут существенно ниже чем в 2002-2003 годах.
Следует отметить, что в ближайшие годы в связи с вступлением в репродуктивный возраст более многочисленного поколения, рожденного в 70-80-е годы XX века, ожидается некоторый рост рождаемости (до 9.6 родившихся на 1000 населения).
Рынок труда, занятость
Численность занятых в экономике области сократится до 428.8 тыс.человек, что на 2.2 тыс.человек меньше, чем в 2004 году. Будет развиваться процесс дальнейшего "сброса" лишней численности крупными и средними предприятиями, что приведет к сокращению работающих до 331.1 тыс.человек.
По оценке статус безработного будут иметь примерно 19.5 тыс.человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы несколько снизится и составит 4%.
Уровень жизни
Денежные доходы в 2005 году по расчетам сложатся в сумме 99.8 млрд.рублей, предполагается увеличение их реального содержания по сравнению с 2004 годом почти на 4%.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения будет определяться, прежде всего, общей динамикой потребительских цен. Размер прожиточного минимума прогнозируется в сумме 4130 - 4160 рублей (с ростом к 2004 году на 11 - 12%). Уровень бедности будет сокращаться и составит 18 - 19% против 22.3% в 2003 году и 20 - 21% - в 2004 году.
Размер среднемесячной заработной платы занятых на предприятиях области по полному кругу вырастет по сравнению с 2004 годом на 17% и составит примерно 12000 - 12100 рублей.
В 2005 году предполагается увеличение доли социальных выплат - пенсий и пособий - в общем объеме денежных доходов, получаемых населением области. Удельный вес социальных трансфертов составит более 12%.
Среднегодовая величина назначенных пенсий увеличится по сравнению с 2004 годом на 14% и составит около 2935 рублей.
Несмотря на повышение размеров пенсий и пособий, их реальная величина по-прежнему не сможет обеспечить достойную поддержку пенсионерам. Каждый третий пенсионер будет продолжать трудовую деятельность.
Предполагается, что будет ликвидирована задолженность по выплате пособий на детей.
В структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку товаров будет снижаться, при этом доля расходов на услуги будет расти. Незначительно снизится удельный вес расходов на обязательные платежи.
Динамика реальных располагаемых денежных доходов будет иметь устойчивый позитивный характер.
Потребительский рынок. Индексы потребительских цен и тарифов.
Продолжится постепенное снижение темпов инфляции. Сохранит свою характерность динамика сезонных ценовых изменений: усиление инфляционных процессов в 1-м и 4-м кварталах, снижение - во 2-м и 3-м.
Темпы роста потребительских цен на товары и услуги за год (к декабрю 2004 года) составят более 10%. Среднемесячный прирост цен сохранится на уровне предыдущего года.
Постепенный рост реальных доходов населения стимулирует розничный товарооборот, одновременно расширяет и качественно изменяет потребительские предпочтения.
Оборот розничной торговли в 2005 году прогнозируется в размере 44.0 млрд.рублей, реальные объемы увеличатся на 4.2% по сравнению с 2004 годом.
Оборот предприятий общественного питания сложится в сумме 2.2 млрд.рублей, физические объемы вырастут почти на 3%.
Сохранится тенденция в продвижении отечественных товаров на потребительский рынок, особенно товаров продовольственной группы.
Товарные запасы сохранятся на уровне предыдущих лет и будут пополняться в основном за счет завоза товаров из других регионов России.
Платные услуги населению прогнозируются в сумме 19.5 млрд.рублей, физические объемы превысят уровень 2004 года на 5%.
Структура платных услуг, оказываемых населению, сохранится приблизительно на уровне предыдущих лет. При этом продолжится повышение удельного веса коммунальных услуг, связи, бытовых и медицинских услуг.
Долю услуг жилищно-коммунального хозяйства, оплачиваемых населением, предполагается довести до 90% от полной стоимости услуг.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговый оборот области увеличится к уровню 2004 года на 4.4% и составит 1265.7 млн.долларов США.
Доля экспорта товаров во внешнеторговом обороте - 84.3%, импорта - 15.7%.
Сальдо баланса торговли положительное. Коэффициент покрытия импорта товаров экспортом - 5.4.
По прогнозным расчетам, экспорт товаров в целом возрастет на 5.2% и составит 1067.1 млн.долларов США. В стоимостном выражении увеличатся поставки товарной пищевой рыбопродукции - на 15.8%, руд и концентратов железных - на 13.6%, электроэнергии - на 3%. Экспорт цветных металлов и изделий из них останется на уровне предыдущего года, черных металлов и изделий из них - сократится на 8.3%.
На экспорт будет поставлено от общего выпуска (в натуральном выражении) товарной пищевой рыбопродукции 44%, железорудного концентрата - 10.7%, электроэнергии - 3.8%.
Импорт товаров прогнозируется с ростом к уровню текущего года на 0.4% (198.6 млн.долларов США).
Перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых будет направлена политика Правительства Мурманской области в 2005 году
Перечень основных социально-экономических проблем и задач в наиболее полном и расширенном виде сформулирован в Программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы, одобренной Правительством области (постановление от 04.06.2004 N 190-ПП).
В число проблем и задач, на решение которых будет направлена политика и практическая деятельность Правительства Мурманской области в 2005 году, входят:
1. Обеспечение экономического роста за счет дальнейшего улучшения делового и инвестиционного климата в области (совершенствование регионального инвестиционного законодательства, тарифного регулирования, поддержка крупных инвестиционных и социально-значимых проектов, развитие частно-государственного партнерства).
2. Создание условий для формирования рынка доступного жилья, развития ипотеки, роста жилищного строительства и увеличения темпов сноса ветхого и аварийного жилья.
3. Создание условий для развития Мурманского транспортного узла, реализации Генеральной схемы развития Мурманского порта, обновления автобусного парка области.
4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, научно-технической деятельности и инноваций.
5. Обеспечение стабилизации сельскохозяйственного производства и повышение эффективности государственной (финансовой) поддержки отрасли.
6. Осуществление комплекса мероприятий по повышению занятости населения и сокращению безработицы, увеличению доходов населения, сокращению задолженности по заработной плате, снижению уровня бедности.
7. Оптимизация управления госзакупками, обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств.
8. Укрепление, модернизация и развитие материально-технической базы здравоохранения и образования.
9. Разработка и реализация мероприятий по выравниванию условий социально-экономического развития муниципальных образований, повышению эффективности расходования бюджетных средств в городах и районах области.
10. Осуществление комплекса мер по эффективному управлению государственной собственностью Мурманской области.
11. Формирование новой модели межбюджетных отношений на основе разработки и принятия региональных нормативных правовых актов, регламентирующих взаимоотношения между органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Руководитель департамента |
А. Рузанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.