Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28 марта 2006 г. N 100-ПП (в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 17 сентября 2007 г. N 430-ПП/16, от 24 июля 2008 г. N 347-ПП, от 22 сентября 2008 г. N 453-ПП, от 12 декабря 2008 г. N 617-ПП/24, от 30 декабря 2008 г. N 665-ПП) настоящая Программа изложена в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 7 апреля 2005 г. N 119-ПП
Региональная целевая программа
"Защита населения Мурманской области от туберкулеза" на 2004-2008 годы
(с изменениями от 28 марта, 30 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 24 июля, 22 сентября, 12, 30 декабря 2008 г.)
Паспорт
региональной целевой программы Мурманской области
Наименование -"Защита населения Мурманской области от туберкулеза"
программы на 2004-2008 годы (далее - Программа)
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской области от
решения о 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке региональных
разработке целевых программ"
Программы
Дата утверждения - постановление Мурманской областной Думы от
Программы 11.11.2003 N 908 "О проекте региональной целевой
программы "Защита населения Мурманской области от
туберкулеза" на 2004-2008 годы
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик
- ГОУ "Управление капитального строительства
Основные - комитет по здравоохранению Мурманской области;
разработчики - ГУЗ "Мурманский областной противотуберкулезный
Программы диспансер"
Цели и задачи - цели:
Программы стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной
с туберкулезом на территории Мурманской области;
развитие материально - технической базы
противотуберкулезной службы;
совершенствование методов ранней диагностики
туберкулеза;
повышение качества медицинской помощи больным
туберкулезом;
профилактика заболеваний туберкулезом медицинского
персонала
- задачи:
внедрение в практику работы фтизиатрической службы
современных методов лечения больных туберкулезом;
внедрение системы контроля качества работы
лабораторной службы;
усовершенствование системы мониторинга за динамикой
эпидемического процесса;
повышение профессиональных знаний медицинских
работников по вопросам профилактики, диагностики и
лечения больных туберкулезом
- обеспечение своевременной госпитализации и изоля-
ции в условиях стационара пациентов, страдающих
заразными формами туберкулеза
Важнейшие 2004 2005 2006 2007 2008
целевые индикаторы год год год год год
и показатели (%) (%) (%) (%) (%)
- увеличение
клинического
излечения больных 10,0 10,5 11,0 11,5 12,0
туберкулезом
органов дыхания с
10,0% до 12,0%
- прекращение
бактерио-выделения
у впервые
выявленных
пациентов с
туберкулезом 45,0 45,5 46,0 46,5 47,0
органов дыхания с
45,0% до 47,0%
- достижение
конверсии
(негативации)
мазка мокроты
после интенсивной
фазы лечения
(через 2-3 месяца
лечения) у
впервые
выявленных 50,0 50,5 51,0 51,5 52,0
пациентов с
50,0% до 52,0%
- достижение
показателя
излечиваемости
впервые
выявленных
пациентов с
положительным
мазком с 30,0 30,5 31,0 31,5 32,0
30,0% до 32,0%
- достижение сво-
евременной
госпитализации
и изоляции в
условиях стаци-
онара пациентов,
страдающих
заразными формами
туберкулеза - - - 95% 95%"
Сроки и этапы - 2004-2008 годы
реализации
Программы
Объемы и - Общее финансирование:
источники 2004 год - 49496 тыс. рублей;
финансирования 2005 год - 42028 тыс. рублей;
2006 год - 27813,9 тыс. рублей;
2007 год - 49196 тыс. рублей;
2008 год - 62413 тыс. рублей,
в том числе:
из федерального бюджета:
2004 год - 12360 тыс. рублей;
2005 год - 13462 тыс. рублей;
2006 год - 3864 тыс. рублей;
2007 год - 4303 тыс. рублей;
2008 год - 4788 тыс. рублей,
в том числе из бюджета Минюста РФ:
2004 год - 12360 тыс. рублей;
2005 год - 9462 тыс. рублей;
2006 год - 3864 тыс. рублей;
2007 год - 4303 тыс. рублей;
2008 год - 4788 тыс. рублей,
из областного бюджета:
2004 год - 22685 тыс. рублей;
2005 год - 20133 тыс. рублей;
2006 год - 23829 тыс. рублей;
2007 год - 44893 тыс. рублей;
2008 год - 57625 тыс. рублей,
из муниципальных бюджетов:
2004 год - 14451 тыс. рублей;
2005 год - 8433 тыс. рублей;
2006 год - 120,9 тыс. рублей,
в том числе из бюджета ЗАТО:
2004 год - 727,5 тыс. рублей;
2005 год - 589,5 тыс. рублей;
2006 год - 15,4 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - улучшение ранней диагностики туберкулеза;
результаты - улучшение обеспечения пациентов, страдающих
реализации туберкулезом, противо-туберкулезными препаратами;
Программы и повышение эффективности лечения пациентов,
показатели страдающих туберкулезом;
социально- - улучшение качества жизни пациентов, страдающих
экономической туберкулезом;
эффективности - улучшение обеспечения персонала средствами защиты
для профилактики заболеваний туберкулезом;
- улучшение эпидемиологической ситуации по
туберкулезу в Мурманской области
- обеспечение своевременной госпитализации и изоляции
в условиях стационара пациентов, страдающих зараз-
ными формами туберкулеза;
- улучшение условий пребывания пациентов в стационаре
Мурманского областного противотуберкулезного диспа-
нсера
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа разработана во исполнение постановлений Правительства РФ от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2002-2006 годы) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Программа должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, лечения туберкулеза.
В Российской Федерации туберкулез остается одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. С 1991 года заболеваемость в стране возросла в 2,7 раза. В 2001 году показатель заболеваемости составил 88,2 на 100 000 населения, смертности от туберкулеза - 20,1 на 100 000 населения.
В Мурманской области эпидемиологическое благополучие закончилось в 1990 году. Показатель заболеваемости постоянного населения к 2002 году увеличился в 3 раза и составил 45,9 на 100 000 населения против 15,7 в 1990 году. Регистрируются все более тяжелые острозаразные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. 75% таких больных умирают в течении первых двух месяцев после выявления заболевания. Смертность от туберкулеза на территории области по сравнению с 1990 годом возросла в 9,5 раз (1990 г. - 1,2; 2002 г. - 11,5 на 100 000 населения), причем на долю умерших до одного года наблюдения приходится более трети случаев. Ежегодно растет заболеваемость детей (1990 г. - 0,7; 2002 г. - 6,6 на 100 000 детского населения). В 2002 году впервые за последние десятилетия в области зарегистрирована детская смертность от туберкулеза.
Остается высокой заболеваемость туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Мурманской области, несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к стабилизации показателей (СИЗО - 2001 г. - 480,0; 2002 г. - 486,6 на 100 000 осужденных; тюрьмы - 2001 г. - 1861,2; 2002 г. - 1476,0 на 100 000 заключенных).
Особенностью современного периода является рост численности больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. По итогам 2000 года в Российской Федерации среди впервые выявленных бактериовыделителей множественная лекарственная устойчивость была зарегистрирована у 7,2%. Начиная с 1991 года, в Мурманской области увеличилось количество пациентов с заразной формой туберкулеза с 280 до 660 человек. Ежегодно увеличивается удельный вес пациентов с лекарственно-устойчивыми формами (первичная устойчивость в 1991 году - 15%, в 2002 году - 44%; вторичная устойчивость в 1991 году - 57%, в 2002 году - 84%).
На низком уровне осуществляются мероприятия по раннему выявлению туберкулеза. Профилактическими флюорографическими осмотрами охвачено только 50% населения, что приводит к недовыявлению 30% больных и ведет к утяжелению впервые выявленных форм туберкулеза, длительной лекарственной терапии, повышению выхода на инвалидность, росту источников инфекции.
Регулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом и их правильное использование - два ключевых момента, обеспечивающих успех лечения.
На современном этапе лечение больных туберкулезом должно быть комплексным, включающим не менее четырех-пяти противотуберкулезных препаратов основного ряда. Лечение пациентов с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза должно включать не менее пяти-шести противотуберкулезных препаратов резервного ряда.
Закупки лекарственных препаратов на 2005-2008 годы приведены в соответствие с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 N 645 "Об утверждении правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных в амбулаторных условия в Федеральных специализированных медицинских учреждениях".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 (в ред. от 14.02.2002) N 890 и приказом комитета по здравоохранению Мурманской области от 13.05.2005 N 301 правом на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета обладают больные туберкулезом. Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2001 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ" диспансерному наблюдению подлежат и другие категории пациентов: последствия туберкулеза, состояния, подозрительные на туберкулез (дифференциальная диагностика, определение активности процесса), аномальные реакции на туберкулиновую пробу, осложнения от введения вакцины БЦЖ, контакт с туберкулезной инфекцией, данные категории пациентов также получают по показаниям химиотерапию противотуберкулезными препаратами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Приказа Минздрава РФ N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" следует читать "от 21 марта 2003 г."
На основании постановления Правительства РФ от 17.11.2004 N 645 "к лицам, подлежащим лечению от туберкулеза и получающим в связи с этим бесплатные медикаменты, относятся больные туберкулезом, и лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом".
В соответствии со ст. 14.4. Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и ст. 17.4 Закона Мурманской области от 07.12.2001 N 314-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области "Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области" "лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обеспечиваются лекарственными средствами для лечения туберкулеза бесплатно".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" раздел II п.5 "Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом" определяет режим химиотерапии (комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований), а также организационные формы проведения лечения в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.
Так, I, II и III режимы лечения (для больных с лекарственно-чувствительными формами туберкулеза) включают минимум четыре противотуберкулезных препарата с длительностью курса лечения не менее 6 месяцев.
Так, IV режим лечения (для больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза) включает минимум пять противотуберкулезных препаратов с длительностью курса лечения не менее 12 месяцев. При неэффективности терапии курс лечения удлиняется до 24 месяцев на различных фазах.
Федеральные поставки противотуберкулезных препаратов для лечения больных, особенно с устойчивыми формами туберкулеза, осуществляются в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительное финансирование из муниципальных бюджетов. В 2002 году потребность в препаратах резервного ряда была удовлетворена только на 15%.
Значительный резервуар неизвестных источников инфекции сосредоточен в основном в среде социально - неблагополучных категорий населения. В Мурманской области около 60% впервые выявленных больных не имеют постоянного места работы, ежегодно растет число лиц без определенного места жительства, мигрантов.
Высока заболеваемость туберкулезом в тюрьмах, находящихся на территории Мурманской области (2000 год - 1861,2 на 100 000 заключенных).
Большинство пациентов противотуберкулезного диспансера - бывшие заключенные, лица без определенного места жительства и работы, страдающие алкоголизмом. Около 40% больных прерывают назначенное лечение по собственной инициативе. До 50% досрочных выписок из стационара Мурманского областного противотуберкулезного диспансера обусловлено злостными нарушениями режима.
Остро стоит вопрос кадрового обеспечения.
Специальность врача-фтизиатра стала не престижной. Недостаточное количество средств индивидуальной защиты при работе с пациентами, несоблюдение санитарных норм и правил по размещению инфекционных больных ежегодно приводит к заболеванию сотрудников противотуберкулезной службы области.
Здание стационара не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм САНПиН 2.1.3.1375-03.
Условия стационара не позволяют разделить потоки больных с заразными и незаразными, чувствительными и нечувствительными к антибактериальным препаратам формами туберкулеза, что приводит к внутрибольничному инфицированию больных и персонала и увеличению числа пациентов с устойчивыми формами туберкулеза.
С 1997 года на территории области действует международная программа Мурманск - Финляндия "Противотуберкулезный проект по повышению эффективности профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области".
I этап реализации - 1997-2001 годы;
II этап реализации - 2002-2004 годы;
III этап реализации - 2005-2007 годы.
Цели проекта:
1. Повышение эффективности диагностики и безопасности лабораторий, исследующих биоматериал.
2. Развитие стратегий контроля и лечебных услуг.
3. Развитие системы поставок и снабжение лекарственными препаратами.
4. Обучение и обмен экспертами.
Проект финансируется в рамках финской двухсторонней программы сотрудничества с соседними области Северо-Запада России и Балтийскими странами с обязательным участием российской стороны. С 01.06.2001 реализуется международный российско-норвежский проект "Здоровые соседи. Больницы городов Мурманска и Киркенеса".
Основные области сотрудничества:
1. Приобретение медицинского оборудования.
2. Двухстороннее обучение медицинского персонала.
3. Обмен опытом по внедрению экспертной оценки.
В 2002 году проведена значительная работа по улучшению материально-технического состояния областного противотуберкулезного диспансера: введен в строй после реконструкции пищеблок, закончен капитальный ремонт рентгенологического отделения и зубоврачебного кабинета за счет средств областного бюджета. В 2003 году начата реконструкция стационара противотуберкулезного диспансера за счет средств областного бюджета и с привлечением денежных средств Королевства Норвегия.
В рамках действия международных программ производится закупка медицинского и лабораторного оборудования, компьютеров, лекарственных препаратов; проводится обучение сотрудников противотуберкулезной, лабораторной службы, общелечебной сети, системы УИН на национальных и международных курсах; осуществляется социальная поддержка больных туберкулезом.
Благодаря совместной работе противотуберкулезных служб области и УИН, более 75% освобождающихся больных туберкулезом удается привлечь к продолжению лечения.
Противотуберкулезная служба Мурманской области постоянно взаимодействует с Мурманским региональным отделением Российского Красного Креста.
На территории области с октября 1999 года реализуется программа "РОКК против туберкулеза и СПИДа в России" при финансовой поддержке Норвежского Красного Креста.
Основным направлением деятельности является медико-социальная поддержка больных туберкулезом. Сотрудниками МРО РКК оказываются медицинские и социально-бытовые услуги, приобретаются белковые и гигиенические наборы.
За время действия Программы МРО РКК передало противотуберкулезной службе области и УИН 23 микроскопа, медицинское оборудование, расходные материалы на 20000 исследований для лаборатории.
Несмотря на проводимые в области мероприятия по профилактике туберкулеза, проблема остается одной из приоритетных и требует дальнейшего развития. Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из бюджетов всех уровней, общественных организаций, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить в рамках региональной целевой программы.
Консолидация бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных средств позволит реализовать программные мероприятия и стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Мурманской области.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеванием туберкулезом на территории Мурманской области (своевременное выявление больных, стабилизация показателей заболеваемости, смертности);
- повышение качества медицинской помощи больным туберкулезом;
- предупреждение развития лекарственно-устойчивых форм туберкулеза;
- совершенствование методов ранней диагностики туберкулеза;
- профилактика заболеваний туберкулезом медицинского персонала;
- улучшение материально-технической базы областной фтизиатрической службы.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- дальнейшее внедрение в практику работы фтизиатрической службы области современных принципов оказания медицинской помощи населению согласно действующим нормативным документам;
- улучшение работы лабораторной службы области по применению микроскопического метода исследования биологического материала на кислото-устойчивые бактерии, внедрение системы контроля качества работы лабораторий;
- усовершенствование системы мониторинга за динамикой эпидемического процесса;
- повышение профессиональных знаний медицинских работников по вопросам эпидемиологии, профилактики, диагностики, лечения больных туберкулезом в соответствии с современными требованиями;
- разработка и применение на практике элементов инфекционного контроля с учетом особенностей течения туберкулезного процесса и сложившейся эпидемиологической ситуации.
- обеспечение своевременной госпитализации и изоляции в условиях стационара пациентов, страдающих заразными формами туберкулеза.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
N | Наименование | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Увеличение клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания с 10,0% до 12,0% |
10,0 | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 12,0 |
2. | Прекращение бактериовыделения у впервые выявленных пациентов с туберкулезом органов дыхания с 45,0% до 47,0% |
45,0 | 45,5 | 46,0 | 46,5 | 47,0 |
3. | Достижение конверсии (негативации) мазка мокроты после интенсивной фазы лечения (через 2-3 месяца лечения) у впервые выявленных пациентов с 50,0% до 52,0% |
50,0 | 50,5 | 51,0 | 51,5 | 52,0 |
4. | Достижение показателя излечиваемости впервые выявленных пациентов с положительным мазком с 30,0% до 32,0% |
30,0 | 30,5 | 31,0 | 31,5 | 32,0 |
5. | Достижение своевременной госпитализации и изоляции в условиях стационара пациентов, страдающих заразными формами туберкулеза |
- | - | - | 95% | 95% |
Сроки реализации Программы 2004-2008 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Для решения задач Программы и достижения поставленных целей предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
- улучшение материально-технической базы фтизиатрической службы области;
- обеспечение лекарственными препаратами больных туберкулезом;
- приобретение рентгенофлюорографического оборудования и туберкулина для улучшения диагностики ранних форм туберкулеза;
- решение вопросов, связанных с социальной поддержкой больных туберкулезом;
- мероприятия по защите медицинского персонала от внутрибольничного заражения.
Перечень мероприятий прилагается.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджета, бюджетов городов и районов Мурманской области.
Объем финансирования представлен в следующей таблице:
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.
Кроме того, предусмотрено привлечение внебюджетных средств в рамках реализации международных проектов "Противотуберкулезный проект по повышению профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области" (Мурманск - Финляндия), российско-норвежского проекта "Здоровые соседи. Больницы городов Мурманска и Киркенеса".
5. Механизм реализации Программы
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы комитет по здравоохранению Мурманской области ежегодно согласовывает с департаментом экономического развития и департаментом финансов Мурманской области уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые комитетом по здравоохранению Мурманской области, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд. Комитет по здравоохранению Мурманской области в установленном порядке вносит изменения в перечень и объемы лекарственных средств (приложение N 5), закупаемых в рамках данной Программы, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на соответствующий финансовый год, с учетом изменения цен, появления новых лекарственных препаратов, динамики показателей медицинской статистики по туберкулезу, изменений стандартов лечения туберкулеза и федеральных поставок препаратов.
Комитет по здравоохранению Мурманской области направляет:
- ежеквартально в департамент экономического развития Мурманской области аналитическую информацию о реализации Программы;
- ежегодно до 1 февраля в департамент экономического развития Мурманской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в снижении прямых и косвенных экономических потерь.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу (снизить заболеваемость и смертность взрослого и детского населения, подследственных и заключенных);
- сократить сроки лечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
- снизить заболеваемость туберкулезом контактных лиц в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- выявлять при профилактических осмотрах не менее 65 % впервые заболевших;
- повысить уровень излечиваемости впервые выявленных больных туберкулезом до 70-75%;
- снизить уровень лекарственно-устойчивых форм туберкулеза;
- сократить расходы на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи больным туберкулезом;
- обеспечить условия труда персонала противотуберкулезной службы области в соответствии с санитарными правилами;
- укомплектовать противотуберкулезную службу области врачебными и сестринскими кадрами.
- добиться своевременной госпитализации и изоляции в условиях стационара пациентов, страдающих заразными формами туберкулеза;
- улучшить условия пребывания пациентов в стационаре Мурманского областного противотуберкулезного диспансера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.