Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Мурманского городского Совета
от 7 апреля 2005 г.
Целевая программа
"Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005- 2010 годы"
Паспорт целевой программы
"Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 - 2010 годы"
Наименование - целевая программа "Переселение граждан города
программы Мурманска из ветхого и аварийного жилищного
фонда на 2005 - 2010 годы"
Наименование, - постановление Правительства Российской Федерации
номер и дата от 22.01.02 г. N 33
принятия решения - постановление Правительства Мурманской области
о разработке программы от 27.02.03 г. N 50-ПП/4
Заказчик программы - администрация города Мурманска
Основные разработчики - структурные подразделения администрации
программы города Мурманска
Цели и задачи - основными целями программы являются:
программы а) обеспечение жильем граждан, проживающих
в домах, признанных непригодными для
постоянного проживания;
б) поэтапная ликвидация существующего в
настоящее время аварийного жилищного фонда.
- основными задачами программы являются:
а) подготовка условий и разработка механизма
переселения граждан из жилищного фонда,
непригодного для проживания;
б) снос ветхого и аварийного жилищного фонда;
в) оптимизация развития территорий, занятых в
настоящее время жилищным фондом, непригодным для
проживания.
Сроки и этапы - 2005 - 2010 годы
реализации программы I - й этап - 2005 - 2007 годы
II - й этап - 2008 - 2010 годы
Перечень основных - а) формирование правовой и нормативной
мероприятий базы для предоставления жилья гражданам;
б) привлечение и аккумулирование финансовых
средств различных уровней для реализации
программы;
в) установление очередности сноса жилищного
фонда, непригодного для проживания;
г) поэтапное переселение жильцов и снос
аварийного и ветхого жилищного фонда.
Исполнители - администрация города Мурманска, комитет
программы имущественных отношений города Мурманска,
структурные подразделения администрации города
Мурманска.
Объемы и источники - общий объем финансирования по городу Мурманску -
финансирования 1 806 069 тыс. руб.,
в т. ч. муниципальный фонд - 1 599 962 тыс. руб.
ведомственный жилфонд - 206 107 тыс. руб.
Финансирование осуществляется за счет средств из
бюджетов разных уровней и прочих источников.
Ожидаемые конечные - переселение до 2010 года из аварийного и ветхого
результаты жилищного фонда около 10 000 жителей города
Мурманска, в том числе 1100 человек, проживающих в
настоящее время в ведомственном жилищном фонде.
Система контроля - заказчик программы осуществляет руководство
за исполнением ее реализацией, управляет бюджетными и
программы внебюджетными средствами, предоставляет
департаменту промышленности, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области
отчет о ходе реализации программы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Целевая программа "Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 - 2010 годы" разработана на основании постановления Правительства Мурманской области от 27.02.2003 г. N 50-ПП/4 "О региональной целевой программе "Переселение граждан Мурманской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003 - 2010 годы" и является частью региональной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003 - 2010 г.г.", а также федеральной подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Основная задача программы - реализовать право граждан, проживающих в жилых домах, не соответствующих установленным санитарным и техническим требованиям, на улучшение жилищных условий.
По состоянию на 01.09.2004 г. в городе Мурманске проживает 10 тыс. человек, в том числе 1,1 тыс. человек ведомственного жилищного фонда, в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного безопасного проживания. Суммарная площадь ветхого и аварийного жилфонда в городе Мурманске составляет 185,6 тыс. кв. м. с учетом ведомственного ветхого фонда, что соответствует 390 жилым домам, из которых 44 муниципальных жилых дома находятся в аварийном состоянии.
В муниципальном жилищном фонде города Мурманска по состоянию на 01.09.2004 г. насчитывается 2256 жилых домов, общей площадью 6497,12 тыс. кв. м., в том числе ветхий деревянный фонд составляет 350 жилых домов, общей площадью 167,4 тыс. кв. м. В процентном отношении ветхий и аварийный фонд составляет 15,5% от муниципального жилищного фонда; аварийный от ветхого - 12,5%. Количество проживающих в муниципальном ветхом и аварийном жилищном фонде по состоянию на 01.09.2004 г. составляет 9724 человека, в том числе в аварийном фонде - 1346 человека.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех административных округах города Мурманска. Преобладающая часть ветхого жилфонда имеет сроки застройки как до 1950 года, так и после. Часть жилых домов Первомайского административного округа была построена с 1931 по 1935 годы. Передаваемый ведомственный жилищный фонд в муниципальную собственность находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии и не обеспечивается в достаточной мере финансовыми ресурсами, предназначенными на содержание и восстановление ветхих жилых домов.
На решение проблемы расселения и сноса ветхих и аварийных жилых домов города Мурманска в период с 2005 по 2010 г.г. требуется в ценах текущего года 1 806 069 тыс. руб., в том числе 206 107 тыс. руб. на расселение граждан из ветхого ведомственного фонда при передаче его в муниципальную собственность до конца 2004 г., в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р. Учитывая, что основной целью программы является ликвидация от 2005 г. существующего муниципального аварийного фонда и до 2010 г. ветхого жилищного фонда, признанного таковым в 2000 г., необходимые средства для переселения граждан только из аварийного жилищного фонда, насчитывающего 22867 кв. м., составляют 221 619 тыс. руб. I этап - 2005-2006-2007 г.г. (приложение N 2, 3); в том числе:
- покупка жилья на вторичном рынке:
в 2005 году - 32 080 тыс. руб.
в 2006 году - 134 260 тыс. руб.
в 2007 году - 55 279 тыс. руб.
Аварийность 44 жилых домов подтверждается актами технического состояния и заключением проектных лицензированных организаций.
Средства для переселения граждан из ветхого муниципального фонда, 306 жилых домов общей площадью 144524 кв. м., составляют - 1 378 343 тыс. руб. Ветхость 306 жилых домов установлена актами обследования технического состояния и данными технических паспортов зданий по предельному физическому износу.
Расчет показателей программы "Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005 - 2010 г.г." выполнен на основании:
- данных технических характеристик по ветхим и аварийным деревянным домам,
- перечней ветхих и аварийных домов муниципального и ведомственного жилфонда,
- общей площади ветхих и аварийных домов,
- наличия проживающих граждан в данной категории домов,
- потребности в жилье для граждан, подлежащих переселению, при норме общей площади на 1 гражданина для города Мурманска - 18,0 кв. м.
- средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на I квартал 2004 г. для г. Мурманска, составляющей 9,14 тыс. руб. (таблица и диаграмма),
- стоимости 1 кв. м. ликвидации ветхого и аварийного жилья (снос), составляющей 1,2 тыс. руб. (справка).
Расчет потребности общей площади и финансовых ресурсов для переселения граждан г. Мурманска выполнен на 2005 , 2006, 2007 г. - по аварийному муниципальному фонду, на 2007 - 2010 г. по ветхому муниципальному фонду (приложение N 2) и по ведомственному ветхому фонду (приложение N 11).
Исходя из параметров ветхого и аварийного жилья, а также стоимости затрат на переселение граждан и снос жилья по действующим ценам в городе Мурманске, необходимо финансовых средств в сумме - 1 806 069 тыс. руб., в том числе: I- й этап:
- 349 020 тыс. руб. - муниципальный аварийный и ветхий фонд,
II- й этап - 1 457 049 тыс. руб., в том числе:
- 1 250 942 тыс. руб. - ветхий муниципальный фонд
- 206 107 тыс. руб. - ветхий ведомственный фон
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможности бюджетного финансирования различных уровней.
2. Основные цели и задачи.
Основными целями программы являются:
- Обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
- ликвидация до 2008 года аварийного жилфонда, признанного таковым в 2000 году, и с учетом прироста ветхого фонда до 2010 года.
Основными задачами программы являются:
- разработка правовых и методических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилфонда;
- формирование концепции администрации города по сносу и переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда;
- формирование финансовых ресурсов для обеспечения граждан благоустроенным жильем;
- привлечение федеральной и региональной поддержки к решению настоящей проблемы;
взаимосвязь данной программы с другими программами, в частности, решение проблемы ветхого и аварийного жилья с учетом федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 02.10.2002 г. N 125-ФЗ.
3. Сроки и этапы реализации.
Программа предусматривает срок действия на 2005-2010 годы.
Реализация программы планируется поэтапная.
На первом этапе 2005-2007 г.г. (муниципальный жилфонд) реализация программных мероприятий будет осуществляться за счет местного бюджета и прочих средств (приложение N 3): потребность в финансовых средствах всего:
- 349 020 тыс. руб. по муниципальному жилфонду, в том числе:
федеральный бюджет - 0 тыс. руб., областной бюджет - 0 тыс. руб.
местный бюджеты - 199 440 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2005 год (аварийный фонд) - 32 080 тыс. руб., в том числе:
местный бюджет - 32 080 тыс. руб.
2006 год (аварийный фонд) - 134 260 тыс. руб., в том числе:
местный бюджет - 62 970 тыс. руб.
прочие источники - 71 290 тыс. руб.
2007 год (ветхий и аварийный фонд) - 182 680 тыс. руб., в том числе:
местный бюджет - 104 390 тыс. руб.
прочие источники - 78 290 тыс. руб.
По первому комплексу мероприятий, реализация которых должна начаться в 2005 году, необходимо:
- осуществить разработку правовых нормативных актов на основании федеральных нормативных актов по части улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- определить, привлечь и аккумулировать необходимые финансовые ресурсы;
- установить очередность сноса зданий аварийного и ветхого жилищного фонда по административным округам города (приложение N 5, 6, 7, 8, 9, 10);
- установить очередность переселяемых граждан в зависимости от наличия финансовых ресурсов;
- переселить граждан и снести аварийный и ветхий фонд;
- решить проблемы финансирования незавершенного жилищного строительства.
Второй этап программы 2008 - 2010 г.г. предусматривает:
- потребность в финансовых средствах всего - 1 457 049 тыс. руб., в том числе:
- 1 250 942 тыс. руб. по муниципальному ветхому фонду,
- 206 107 тыс. руб. по ветхому ведомственному фонду.
- формирования жилфонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу,
- переселение жильцов и снос ветхого жилищного фонда,
- подготовка освобожденных земельных участков под новую застройку и продажа права аренды земельных участков на конкурсной основе.
4. Программные мероприятия.
Работа по определению программных мероприятий складывается из трех направлений:
- правовое и методическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- потребность в финансировании программы по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение N 2);
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Правовое и методическое обеспечение.
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому и аварийному.
На основании актов технического состояния и заключения проектных организаций в городе Мурманске составлен реестр ветхих и аварийных домов, с указанием численности проживающего в них населения (приложение N 1). Данные реестра ежегодно подлежат корректуре ввиду изменения показателей физического износа зданий и движения численности проживающих граждан.
Формирование нормативно-правовой базы.
Реализация настоящей программы должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках жилищного законодательства.
Эти документы должны предусматривать следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодным для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом норме предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частное (приватизированное), квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;
в) граждане, проживающие в ветхих или аварийных жилых домах и желающие получить жилье большей площади, обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилья, а именно - очередностью сноса того или иного строения.
Механизм улучшения условий переселяемых граждан.
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление гражданам жилья на условиях социального найма.
Предоставляемое жилье может являться:
а) жильем, освободившемся от прекращения предыдущего договора найма,
б) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости,
в) жильем, построенным в качестве муниципального социального жилья,
г) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и долевого участия в развитии инженерной инфраструктуры города.
Муниципальной программой определяется критерий выбора жилья. Главным критерием должна стать минимальная стоимость жилья при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
Финансовая потребность.
Финансовые средства для решения проблемы переселения граждан их ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней (приложение N 4).
Бюджетные средства - это средства федерального, областного и местного бюджетов.
На первом этапе бюджетные средства являются основными финансовыми источниками реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилфонда (приложение N 4). В дальнейшем их доля в финансировании должна сокращаться за счет привлечения внебюджетных источников.
Общий объем финансирования по I - ому этапу (муниципальный жилфонд) составляет 349 020 тыс. руб., в том числе:
- 199 440 тыс. руб. - средства местного бюджета,
- 149 580 тыс. руб. - прочие источники.
Общий объем финансирования по II этапу (муниципальный и ведомственный фонд) составляет - 1 457 049 тыс. руб. (приложения N 2, 11).
5. Ресурсное обеспечение.
Расходы на реализацию программы составляют 1 806 069 тыс. руб., в том числе:
- муниципальный жилфонд - 1 599 962 тыс. руб.
- ведомственный жилфонд - 206 107 тыс. руб.
Программа предусматривает использование средств местного бюджета в 2005 г., в дальнейшем из местного и федерального бюджетов.
Следует также учитывать:
- финансовые ресурсы для завершения строительства объектов жилищного фонда, что может быть достигнуто за счет соотношения объемов бюджетных средств и внебюджетных источников, с учетом привлечения инвестиционных ресурсов для обеспечения граждан благоустроенным жильем,
- финансовые средства от платы за аренду земельных участков, используемых под коммерческое строительство, что составят по I-ому этапу (по аварийным домам) - 1 965 тыс. руб., в том числе по 2005 г. - 286,5 тыс. руб.,
- средства от отсутствия обслуживания расселенных аварийных домов, что составит 1 914,4 тыс. руб. (приложение N 13); в том числе за 2005 г. - 259,7 тыс. руб.,
- финансовые средства, освобождающиеся от продажи права аренды земельных участков после сноса аварийного фонда в 2005 г. составят 1982,1 тыс. руб.,
- финансовые средства, необходимые на снос аварийных домов в 2005 г. составят 3723,6 тыс. руб.
6. Механизм реализации программы.
Реализация программы осуществляется администрацией города Мурманска.
Задачами администрации города Мурманска являются:
- формирование адресной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создание нормативно-правовой базы, включающей в себя процедуру приобретения жилья, процедуру выбора подрядчика для проведения строительных и ремонтных работ по сносу жилья;
- своевременное составление отчета расходования средств, направленных на реализацию адресной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и предоставление его в департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
- ежегодный контроль за использованием средств муниципального целевого бюджетного фонда.
Задачами структурных подразделений администрации города Мурманска являются:
- формирование адресной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- создание необходимой нормативно-правовой базы, включающей в себя процедуру приобретения жилья, процедуру выбора подрядчика для проведения строительных и ремонтных работ и работ по сносу жилья;
- своевременное составление отчета расходования средств, направленных на реализацию адресной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и предоставления его в Департамент промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
- ежегодный контроль за использованием средств муниципального целевого бюджетного фонда.
7. Организация управления реализации программы.
Управление реализацией программы осуществляет администрация города Мурманска. Управление реализации программы предусматривает:
- рассмотрение, утверждение и контроль порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- осуществление финансирование программы и контроль за целевым выделением средств;
- организацию работы межведомственной муниципальной комиссии по установлению непригодности жилья для проживания граждан;
- осуществления контроля за сроками переселения граждан.
8. Оценка эффективности реализации программы.
Первым критерием эффективности реализации программы будет являться количество граждан, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда. В результате реализации программы к концу 2010 г. должны быть переселены все граждане, проживающие по состоянию на 01.01.2005 г. в ветхом и аварийном жилфонде. До конца 2010 г. должно быть ликвидировано в г. Мурманске 167 391,0 кв. м. муниципального жилья и 18 156,4 кв. м. ведомственного жилья, в том числе
по I - ому этапу:
из муниципального жилфонда -
2005 год - 3103 кв. м. (7 жилых домов),
2006 год - 14452 кв. м. (27 жилых дома),
2007 год - 17 724 кв. м. (35 жилых дома).
по II - ому этапу:
из муниципального жилфонда -
2008-2009-2010 годы - 132 112 кв. м. (281 жилой дом),
из ведомственного жилфонда -
2009-2010 годы - 18 156 кв. м. (40 жилых домов).
Конкретные объемы площадей по расселению граждан их ветхого и аварийного жилищного фонда должны уточняться, исходя из возможностей финансовых ресурсов на соответствующий год.
При реализации программы будет достигнуто:
- выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- снижение социальной напряженности в обществе, создание рабочих мест при выполнении строительных и монтажных работ.
Вторым критерием эффективности реализации программы может стать размер привлекаемых внебюджетных средств для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда. Освоение данных средств приведет к улучшению городской среды, так как позволит комплексно освоить территории города после сноса ветхих домов, поднимет и оживит строительное производство в городе Мурманске и увеличит объем налоговых поступлений в бюджет города.
<< Назад |
||
Содержание Решение Мурманского городского Совета от 7 апреля 2005 г. N 6-60 "Об утверждении целевой программы "Переселение граждан города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.