Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 23 марта 2006 г. N 94-ПП/3
Региональная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы
14 декабря 2006 г., 3 марта, 1 сентября 2008 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 1 сентября 2008 г. N 413-ПП в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование - "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области"
программы на 2006-2008 годы
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской области от
решения о 27.09.2005 N 371-ПП "О разработке региональной целевой
разработке программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской
программы области" на 2006-2008 годы"
Государственные - управление по делам молодежи Мурманской области
заказчики: - департамент строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Мурманской области
Государственный - управление по делам молодежи Мурманской области
заказчик-
координатор
Основные - управление по делам молодежи Мурманской области;
разработчики - департамент экономического развития Мурманской
программы области;
- департамент строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Мурманской области
Цель программы - предоставление государственной поддержки в решении
жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучше-
нии жилищных условий, для улучшения демографической
ситуации в Мурманской области
Основные задачи - формирование организационных и финансовых механизмов
программы государственной поддержки молодых семей по приобретению
(строительству) жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями
собственных средств, финансовых средств банков и других
организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты
и займы для приобретения (строительства) жилья;
- создание системы управления реализацией Программы
Важнейшие - улучшение жилищных условий молодых семей;
целевые - улучшение демографической ситуации в регионе;
индикаторы и - вовлечение средств молодых семей в сферу жилищного
показатели строительства
Срок реализации 2006 г. - I этап
программы 2007-2008 гг. - II этап
Объемы и - общие затраты на реализацию Программы за счет всех
источники источников финансирования составят - 95907,82 тыс.руб.,
финансирования в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 27183,55 тыс. руб.
2006 г.- 0 руб.
2007 г. - 12515,4 тыс. руб.
2008 г. - 14668,15 тыс. руб.
- муниципальных бюджетов - 7619,67 тыс. руб.
2006 г. - 0 руб.
2007 г. - 3349,71 тыс. руб.
2008 г. - 4269,96 тыс. руб.
- внебюджетных источников - 61104,6 тыс. руб.
2006 г. - 0 руб.
2007 г. - 28748,61 тыс. руб.
2008 г. - 32355,99 тыс. руб.
Ожидаемые - дополнительное обеспечение жильем 150 молодых семей,
конечные нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе
результаты в 2007 году - 70 молодых семей,в 2008 году - 80 молодых
реализации семей;
программы и - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансо-
показатели вых средств банков и других организаций,предоставляющих
социально- ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств
экономической граждан;
эффективности - развитие и закрепление положительных демографических
тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение уровня соци-
альной напряженности в Мурманской области
I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программными методами
Программа "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа) является среднесрочной программой Правительства Мурманской области, направленной на решение жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и улучшение демографической ситуации в регионе.
Демографическая ситуация в области, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, наметившиеся в последние годы, остается сложной и характеризуется низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, продолжающимся миграционным оттоком населения.
На 1 января 2006 года численность населения области составила около 865 тыс. человек и, по сравнению с 1995 годом, уменьшилась на 202 тыс. человек (или на 19%).
Основной причиной сокращения численности населения региона является миграционная убыль, на долю которой приходится почти 90% от общего снижения численности жителей.
Другой причиной уменьшения численности населения является естественная убыль (отрицательная разница между родившимися и умершими), которая суммарно за последние 5 лет достигла 15,6 тыс. человек.
С 2000 года в области наблюдается рост числа родившихся, на который в последние годы "работает" демографическое прошлое: в репродуктивный возраст вступило более многочисленное поколение, рожденное в 80-е годы ХХ века. В 2004 году общий коэффициент рождаемости составил 10,2 родившихся на 1000 населения против 8,6 в 2000 году и 9,9 в 2003 году (по России - 10,5). Возросла частота рождений вторых и третьих детей - удельный вес повторных рождений в общем числе родившихся в 2004 году вырос до 38,3% (2003 год - 37,5%). Однако в 2005 году рождаемость вновь снизилась до 9,7 человек на 1000 населения. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения и остается почти наполовину ниже уровня, необходимого для простого численного замещения поколений родителей их детьми (2,15 рождений на одну женщину в возрасте 15 - 49 лет). На ситуацию с рождаемостью определенное влияние оказывает состояние с брачностью, которое в последние годы нестабильно.
Население области стареет. Средний возраст жителей области, по данным переписи населения 2002 года, составляет 35,1 года, что почти на 5 лет больше уровня 1989 года. Число детей и подростков сократилось в 2,3 раза, а число пожилых выросло в 1,2 раза.
По прогнозным оценкам численность населения области к началу 2009 года составит порядка 848 - 850 тыс. человек. Рождаемость оценивается на уровне 9,8 - 10,0 родившихся в расчете на 1000 населения, смертность - на уровне 13,4 - 13,6 умерших на 1000 населения.
Усилится процесс старения населения области и в перспективе выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста, что приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения путем формирования соответствующей политики в регионе. Репродуктивную функцию выполняют в основном молодые семьи, поскольку, согласно результатам статистического наблюдения, 80 % детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход, по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации области необходимо, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Статистические данные свидетельствуют, что на начало 2005 года 788 молодых семей состояли на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Необходимо отметить, что подобный показатель может быть гораздо выше, поскольку не все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обращаются в администрации муниципальных образований из-за отсутствия уверенности в получении жилья.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, кредитных и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 3 марта 2008 г. N 81-ПП в раздел II настоящего Приложения внесены изменения
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Основные понятия Программы:
"Молодая семья" - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей.
В данной Программе под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
"Заявитель" - молодая семья, подавшая заявление на участие в Программе, отвечающая следующим условиям:
- брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
- все члены семьи являются гражданами Российской Федерации;
- все члены семьи зарегистрированы по месту постоянного жительства на территории Мурманской области;
- семья признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий (один из супругов состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).
"Участник Программы" - молодая семья, прошедшая конкурсный отбор из числа заявителей в участники Программы и заключившая договор на участие в Программе (на момент заключения договора на участие в Программе каждому из супругов должно быть не больше 35 лет).
"Субсидия" - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (денежные средства, предоставляемые молодой семье за счет средств областного и местных бюджетов на безвозвратной и безвозмездной основе на оплату части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья).
"Внебюджетные средства" - денежные средства на безвозвратной (возвратной) основе, предоставляемые участникам Программы кредитными организациями, работодателями участников Программы, другими юридическими и физическими лицами на частичную оплату стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.
"Свидетельство на приобретение жилья" - именной документ, не являющийся ценной бумагой, удостоверяющий право молодой семьи на получение субсидии, не подлежащий передаче другим лицам. Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для улучшения демографической ситуации в Мурманской области.
Приоритетными категориями молодых семей в рамках настоящей Программы (в порядке убывания) являются:
- молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.;
- молодые семьи, имеющие детей, работающие в организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;
- молодые семьи, имеющие трех и более детей;
- молодые семьи, имеющие двух детей;
- неполные молодые семьи, имеющие одного и более детей;
- молодые семьи, имеющие одного ребенка;
- молодые семьи, имеющие детей, проживающие в общежитиях или в помещениях на основании договора социального найма;
- молодые семьи, имеющие детей, проживающие в одном помещении с родителями и другими членами семьи;
- другие молодые семьи, не относящиеся к вышеперечисленным категориям.
Основными задачами Программы являются:
- формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья;
- создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения (строительства) жилья;
- создание системы управления реализацией Программы.
Основными принципами реализации Программы являются:
- добровольность участия в Программе молодых семей;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках данной Программы только один раз;
- комбинирование социальных и рыночных механизмов;
- дифференцированный подход к определению способов улучшения жилищных условий в зависимости от:
- работы в бюджетных организациях региона;
- наличия и количества детей;
- заинтересованности бюджетных организаций региона в привлечении и закреплении молодых специалистов;
- степени нуждаемости в улучшении жилищных условий;
- уровня материального достатка.
Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Программа будет выполняться поэтапно в период с 2006 по 2008 годы.
На первом этапе в 2006 году будут осуществляться:
- разработка нормативного правового и организационного механизмов Программы;
- создание финансового механизма обеспечения жильем молодых семей;
- отработка указанных механизмов и форм взаимодействия участников Программы;
- формирование системы мониторинга и контроля выполнения Программы.
На втором этапе - 2007 - 2008 годы будут осуществляться:
- внедрение механизма реализации Программы на территории Мурманской области;
- совершенствование и развитие созданных на первом этапе организационных и финансовых механизмов с учетом итогов реализации Программы на практике органами местного самоуправления.
Уровень достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, выражается посредством количественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект от реализации Программы. К таким показателям и индикаторам можно отнести:
- улучшение жилищных условий молодых семей;
- вовлечение средств молодых семей в сферу жилищного строительства.
Целевые индикаторы и показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия. Доля в процентах к предыдущему году. |
750 - |
820 109,3 % |
900 109,7 % |
Количество молодых семей, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации данной Программы. Доля в процентах от общего количества молодых семей, улучшивших жилищные условия. |
- - |
70 семей 8,5 % |
80 семей 8,8 % |
Доля оплаченных свидетельств. | - | 100% | 100% |
III. Перечень программных мероприятий
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- информационное обеспечение реализации Программы;
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.
Постановлением Правительства Мурманской области от 1 сентября 2008 г. N 413-ПП в раздел IV настоящей программы внесены изменения
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет:
- средств молодых семей, используемых для частичной оплаты стоимости приобретаемого или строящегося жилья;
- средств областного бюджета;
- средств бюджетов муниципальных образований Мурманской области;
- средств заинтересованных в закреплении молодых специалистов предприятий и организаций, используемых для предоставления займов молодым семьям;
- средств банков, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья;
- привлечения средств путем участия в конкурсе по предоставлению средств субъектам Российской Федерации, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на соответствующий год исходя из возможностей областного бюджета и других источников.
Общий объем прогнозируемых затрат на реализацию Программы за счет всех источников составит 95907,82 тыс. руб.
Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 27183,55 тыс. руб.
Объем финансирования Программы:
Источники финансирования | Объем финансирования, в том числе по годам, тыс. руб. |
|||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Всего в 2006-2008 гг. | |
Областной бюджет | - | 12515,4 | 14668,15 | 27183,55 |
Бюджеты муниципальных образований |
- |
3349,71 |
4269,96 |
7619,67 |
Внебюджетные источники | - | 28748,61 | 32355,99 | 61104,6 |
Всего: | - | 44613,72 | 50429,7 | 95907,82 |
Данные средства являются безвозмездными и безвозвратными перечислениями.
Постановлением Правительства Мурманской области от 1 сентября 2008 г. N 413-ПП в раздел V настоящей программы внесены изменения
V. Механизм реализации Программы
См. Порядок предоставления субсидий молодым семьям - участникам региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 гг., утвержденный Постановлением Правительства Мурманской области от 8 августа 2006 г. N 314-ПП
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Субсидия также может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение. Данная субсидия предоставляется для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет финансовых средств на реализацию Программы приведен в приложении N 2 к Программе.
Размер субсидий и порядок их предоставления определяет Правительство Мурманской области.
Выполнение Программы финансируется из областного, муниципального бюджетов, за счет средств предприятий и организаций, собственных средств молодых семей и иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Общий объем средств, необходимых для реализации Программы за счет всех источников финансирования, составляет 95907,82 тыс. руб., в том числе за счет средств:
- областного бюджета - 27183,55 тыс. руб.
2006 г. - 0 руб.
2007 г. - 12515,4 тыс. руб.
2008 г. - 14668,15 тыс. руб.
- муниципальных бюджетов - 7619,67 тыс. руб.
2006 г. - 0 руб.
2007 г. - 3349,71 тыс. руб.
2008 г. - 4269,96 тыс. руб.
- внебюджетных источников - 61104,6 тыс. руб.
2006 г. - 0 руб.
2007 г. - 28748,61 тыс. руб.
2008 г. - 32355,99 тыс. руб.
Объем финансирования подлежит уточнению исходя из возможностей регионального и местных бюджетов на очередной финансовый год.
Исполнителями Программы являются: управление по делам молодежи Мурманской области (заказчик-координатор), департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (государственный заказчик), органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области
Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:
- количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
- количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
Выполнение мероприятий Программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов исполнителей Программы.
Государственный заказчик и основные исполнители мероприятий Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Исполнители Программы направляют в управление по делам молодежи Мурманской области:
- ежеквартально информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области, в соответствии с требованиями Порядка разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9.
На основании полученных сведений управление по делам молодежи Мурманской области направляет в департамент экономического развития Мурманской области сводную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, сводный доклад о ходе работ по выполнению Программы - до 1 февраля, а по окончании Программы подготавливает и до 1 марта текущего года предоставляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад о выполнении Программы в целом, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший год и за весь период реализации Программы, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.
Текущую координацию и организационно-информационное обеспечение реализации Программы осуществляет управление по делам молодежи Мурманской области.
VI. Оценка эффективности социально-экономических результатов реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств областного и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств, в том числе средств муниципальных бюджетов;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения (строительство) жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
- доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов), в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит дополнительно обеспечить жильем 150 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2007 году - 70 молодых семей, в 2008 году - 80 молодых семей, а также будет способствовать:
- привлечению в жилищную сферу собственных средств граждан, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы;
- развитию и закреплению положительных демографических тенденций в обществе;
- укреплению семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в Мурманской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.