Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 22 июня 2006 г. N 238-ПП/6
Прогноз сводного финансового баланса Мурманской области на 2007 - 2009 годы
Прогноз сводного финансового баланса Мурманской области на 2007 - 2009 годы
Показатели | Единица измерения | Отчет | Оценка 2006 г. |
Прогноз | ||||||
2004 г. | 2005 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|||||
Финансы | ||||||||||
Доходы | ||||||||||
Прибыль прибыльных организаций |
млн. рублей | 19544.5 | 18794.3 | 21613.2 | 20913.5 | 22172.1 | 16400.0 | 21269.7 | 13859.6 | 21688.7 |
Справочно: сальдо прибылей и убытков |
млн. рублей | 17210.7 | 16298.4 | 18019.3 | 18239.4 | 20403.7 | 13783.2 | 19459.8 | 11363.5 | 19879.9 |
Амортизационные отчисления |
млн. рублей | 6502.0 | 6744.0 | 7725.0 | 8020.0 | 8199.0 | 8316.0 | 8749.0 | 8626.0 | 9088.0 |
Налоги на прибыль, доходы |
млн. рублей | 11153.0 | 13221.0 | 15414.8 | 16734.1 | 17270.2 | 17191.6 | 18750.3 | 18031.9 | 20471.9 |
налог на прибыль организаций |
млн. рублей | 4708.0 | 5478.6 | 5776.8 | 5636.1 | 5938.2 | 4600.6 | 5769.3 | 4023.9 | 5902.9 |
налог на доходы физических лиц |
млн. рублей | 6445.0 | 7742.4 | 9638.0 | 11098.0 | 11332.0 | 12591.0 | 12981.0 | 14008.0 | 14569.0 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
млн. рублей | 12383.7 | 11990.2 | 13966.1 | 15772.5 | 15940.8 | 17502.3 | 17688.7 | 19104.8 | 19280.5 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
млн. рублей | 2624.0 | 4226.4 | 4946.9 | 5440.8 | 5442.8 | 6019.7 | 5864.7 | 6795.9 | 6365.9 |
из них: | ||||||||||
налог на добавленную стоимость |
млн. рублей | 2153.8 | 3803.4 | 4439.0 | 4925.0 | 4927.0 | 5484.0 | 5329.0 | 6228.0 | 5798.0 |
акцизы | млн. рублей | 470.2 | 423.0 | 507.9 | 515.8 | 515.8 | 535.7 | 535.7 | 567.9 | 567.9 |
Налоги на совокупный доход |
млн. рублей | 396.6 | 550.7 | 707.5 | 889.8 | 889.8 | 1028.2 | 1028.2 | 1165.4 | 1165.4 |
Налоги на имущество | млн. рублей | 1533.7 | 1717.4 | 2367.1 | 2560.0 | 2597.0 | 2725.9 | 2833.9 | 2903.7 | 3050.7 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
млн. рублей | 1715.4 | 1995.0 | 3028.6 | 3071.4 | 3083.3 | 3130.9 | 3142.0 | 3252.8 | 3265.6 |
налог на добычу полезных ископаемых |
млн. рублей | 514.0 | 522.5 | 719.0 | 767.9 | 779.8 | 822.6 | 833.7 | 935.2 | 948.0 |
Прочие налоговые доходы |
млн. рублей | 390.8 | 1.0 | 121.1 | 95.7 | 95.7 | 98.8 | 98.8 | 101.8 | 101.8 |
Неналоговые доходы | млн. рублей | 1212.7 | 1524.2 | 1818.2 | 1833.6 | 1833.6 | 1886.8 | 1886.8 | 1956.0 | 1956.0 |
Прочие доходы | млн. рублей | 683.4 | 278.3 | 192.9 | 101.8 | 101.8 | 87.9 | 87.9 | 81.0 | 81.0 |
Итого доходов | млн. рублей | 53431.8 | 55563.9 | 66124.6 | 69797.1 | 71687.9 | 69787.5 | 75630.7 | 71855.0 | 80612.6 |
Сальдо взаимоотношений с федеральным уровнем власти |
млн. рублей | 21509.3 | 26037.5 | 23021.6 | 25054.9 | 24924.4 | 28025.2 | 27813.0 | 29218.4 | 28845.1 |
Средства, передаваемые на федеральный уровень власти |
млн. рублей | 10226.2 | 11401.2 | 13500.0 | 14835.0 | 14965.5 | 16042.6 | 16254.8 | 17338.5 | 17469.5 |
в федеральный бюджет | млн. рублей | 4241.0 | 6886.8 | 8352.0 | 8819.9 | 8908.5 | 9126.4 | 9292.5 | 9777.3 | 9861.6 |
часть единого социального налога, централизуемая государственными внебюджетными фондами |
млн. рублей | 5985.2 | 4514.4 | 5148.0 | 6015.1 | 6057.0 | 6916.2 | 6962.3 | 7561.2 | 7607.9 |
Средства, получаемые от федерального уровня власти |
млн. рублей | 31735.5 | 37438.7 | 36521.6 | 39889.9 | 39889.9 | 44067.8 | 44067.8 | 46556.9 | 46314.6 |
из федерального бюджета |
млн. рублей | 27354.1 | 31502.9 | 29952.2 | 32215.1 | 32215.1 | 34064.9 | 34064.9 | 34503.1 | 34260.8 |
от государственных внебюджетных фондов |
млн. рублей | 4381.4 | 5935.8 | 6569.4 | 7674.8 | 7674.8 | 10002.9 | 10002.9 | 12053.8 | 12053.8 |
Всего доходов | млн. рублей | 74941.1 | 81601.4 | 89146.2 | 94852.0 | 96612.3 | 97812.7 | 103443.7 | 101073.4 | 109457.7 |
Расходы | ||||||||||
Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций |
млн. рублей | 21338.5 | 20059.7 | 23561.4 | 23297.4 | 24432.9 | 20115.4 | 24249.4 | 18461.7 | 24873.8 |
из них на инвестиции | млн. рублей | 8073.8 | 10347.4 | 12668.1 | 13056.5 | 13056.5 | 12778.7 | 12778.7 | 13800.0 | 13800.0 |
Затраты на государственные инвестиции |
млн. рублей | 2119.0 | 2600.0 | 3100.0 | 4022.0 | 4022.0 | 4762.0 | 4762.0 | 4240.0 | 4240.0 |
из них за счет: | ||||||||||
средств федерального бюджета |
млн. рублей | 895.4 | 1176.0 | 1200.0 | 2052.0 | 2052.0 | 2697.0 | 2697.0 | 2100.0 | 2100.0 |
средств бюджета субъекта Федерации |
млн. рублей | 1223.6 | 1424.0 | 1900.0 | 1970.0 | 1970.0 | 2065.0 | 2065.0 | 2140.0 | 2140.0 |
Общегосударственные вопросы |
млн. рублей | 2565.5 | 3936.1 | 4419.1 | 4777.6 | 4782.5 | 4923.1 | 4929.3 | 5050.4 | 5057.0 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
млн. рублей | 111.4 | 68.7 | 108.9 | 160.0 | 160.0 | 130.0 | 130.0 | 90.0 | 90.0 |
фундаментальные исследования |
млн. рублей | 302.3 | 363.3 | 102.9 | 110.8 | 110.8 | 117.8 | 117.8 | 122.5 | 122.5 |
Национальная оборона | млн. рублей | 13656.5 | 14475.9 | 13248.6 | 14017.7 | 14018.8 | 14701.6 | 14704.1 | 15283.6 | 15286.1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
млн. рублей | 5214.2 | 6071.8 | 5823.6 | 6115.5 | 6122.2 | 6312.7 | 6321.2 | 6411.9 | 6500.5 |
Национальная экономика |
млн. рублей | 2018.2 | 1912.3 | 2415.6 | 2591.4 | 2640.7 | 2760.3 | 2813.2 | 2904.6 | 2974.4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
млн. рублей | 4347.1 | 3483.7 | 3433.8 | 3159.8 | 3159.9 | 3115.3 | 3115.5 | 3292.5 | 3292.7 |
Охрана окружающей среды |
млн. рублей | 140.0 | 143.5 | 143.3 | 160.8 | 160.8 | 170.1 | 170.1 | 178.9 | 178.9 |
Социально-культурные мероприятия |
млн. рублей | 23267.6 | 28726.8 | 34013.0 | 38568.2 | 38636.9 | 42650.7 | 42974.6 | 46377.0 | 47053.6 |
из них: | ||||||||||
образование | млн. рублей | 6150.7 | 7020.0 | 8282.7 | 8859.5 | 8948.5 | 9140.4 | 9253.8 | 9286.3 | 9535.0 |
культура, кинематография и средства массовой информации |
млн. рублей | 550.7 | 710.4 | 676.0 | 722.8 | 761.3 | 751.4 | 799.0 | 771.8 | 824.3 |
здравоохранение и спорт |
млн. рублей | 4594.1 | 6002.8 | 6831.1 | 7548.5 | 7753.3 | 7941.7 | 8385.0 | 8297.5 | 8991.2 |
социальная политика | млн. рублей | 11972.1 | 14993.6 | 18223.2 | 21437.4 | 21173.8 | 24817.2 | 24536.8 | 28021.4 | 27703.1 |
в том числе: | ||||||||||
пенсионное обеспечение |
млн. рублей | ...1) | 10314.2 | 11809.8 | 13651.3 | 13745.0 | 16380.4 | 16484.8 | 18993.9 | 19088.8 |
социальное обслуживание населения |
млн. рублей | ...1) | 399.0 | 623.3 | 808.0 | 808.0 | 866.0 | 866.0 | 910.3 | 910.3 |
социальное обеспечение населения |
млн. рублей | ...1) | 3583.6 | 4938.1 | 6006.6 | 5649.3 | 6489.3 | 6104.5 | 6945.3 | 6532.1 |
борьба с беспризорностью, опека, попечительство |
млн. рублей | ...1) | 100.7 | 202.6 | 272.1 | 272.1 | 332.1 | 332.1 | 372.5 | 372.5 |
другие вопросы в области социальной политики |
млн. рублей | ...1) | 596.1 | 649.4 | 699.4 | 699.4 | 749.4 | 749.4 | 799.4 | 799.4 |
Прочие расходы | млн. рублей | ...1) | ||||||||
Всего расходов | млн. рублей | 74666.6 | 81409.8 | 90158.4 | 96710.4 | 97976.7 | 99511.2 | 104039.4 | 102200.6 | 109457.0 |
Превышение доходов над расходами (+), или расходов на доходами (-) |
млн. рублей | 274.5 | 191.6 | -1012.2 | -1858.4 | -1364.4 | -1698.5 | -595.7 | -1127.2 | 0.7 |
1) Данные отсутствуют в связи с изменением с 2005 года бюджетной классификации.
Пояснительная записка к прогнозу сводного финансового баланса Мурманской области на 2007-2009 годы
О бюджетном процессе в Мурманской области см. Закон Мурманской области от 11 декабря 2007 г. N 919-01-ЗМО
Прогноз сводного финансового баланса Мурманской области на 2007-2009 годы разработан в соответствии со статьями 175 и 182 Бюджетного кодекса РФ, Законом Мурманской области от 15.06.2000 N 203-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", а также постановлением Правительства Мурманской области от 23.03.2006 N 87-ПП/3 "О разработке прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2007 год, основных параметров прогноза на 2008-2009 годы, проекта закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2007 год", проекта прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Мурманской области на 2007 год".
В прогнозе учтены:
финансовые результаты развития Мурманской области за 2005 год (по материалам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области и департамента финансов Мурманской области);
предложения ведущих предприятий Мурманской области, органов местного самоуправления, а также территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
В баланс включены финансовые ресурсы областного и местных бюджетов (в том числе закрытых административно-территориальных образований), государственных социальных внебюджетных фондов, предприятий и учреждений, а также средства федерального бюджета, поступающие в Мурманскую область через территориальное управление Федерального казначейства (по кругу организаций, финансируемых на отчетную дату через казначейскую систему).
Прогноз сводного финансового баланса составлен в двух вариантах, соответствующих вариантности прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2007-2009 годы.
Формирование доходов и расходов сводного финансового баланса осуществлено исходя из действующего на момент его составления бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
1. Финансовые результаты социально-экономического развития Мурманской области за первый квартал текущего года
Финансовые результаты деятельности предприятий
Сальдированный финансовый результат (прибыль) хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий области сформировался в сумме 4.3 млрд. рублей со снижением к соответствующему периоду прошлого года на 13.7 %.
Прибыль рентабельных предприятий составила 5.4 млрд. рублей (снижение на 5.9 %). Убытки получены в сумме 1.2 млрд. рублей с увеличением в 1.4 раза.
Снижение сальдированного финансового результата имеет место по всем основным видам экономической деятельности, за исключением рыболовства и рыбоводства, металлургического производства, оптовой и розничной торговли, а также связи.
Наибольшее снижение прибыли - в 4.2 раза - допущено предприятиями по добыче минерального сырья для химических производств и производства удобрений, что обусловлено уменьшением выпуска апатитового концентрата, временным прекращением выпуска нефелинового концентрата, а также значительным ростом затратных составляющих.
В 3.4 раза снизилась сальдированная прибыль транспорта и предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии.
Сальдированная прибыль предприятий по рыболовству и рыбоводству возросла в 3.9 раза, главным образом, за счет увеличения вылова рыбы на 26.8 %.
В условиях сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры на 8.6 % возросла прибыль металлургического производства.
Объемы просроченных дебиторской и кредиторской задолженностей крупных и средних предприятий области сформировались в сумме 11.4 и 10 млрд. рублей (с приростом с начала года, соответственно, на 21.5 % и 6.2 %).
Реальный сектор экономики области в целом является дебитором: просроченная дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 14.5 %.
Напряженным остается состояние расчетов предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды: их доля в совокупном объеме просроченной дебиторской задолженности составляет 38 %, кредиторской - 35 %.
Особенно сложное положение у теплоснабжающих предприятий: удельный вес просроченной дебиторской задолженности достиг у них 78 %.
Банковская деятельность
Состояние банковского сектора Мурманской области в I квартале 2006 года оценивается как стабильное и характеризуется следующими особенностями:
- дальнейшим ростом объема ресурсов кредитных учреждений, преимущественно за счет вкладов населения;
- увеличением спроса на банковские услуги;
- активной экспансией на территорию региона филиалов иногородних банков;
- увеличением кредитной активности, в том числе предприятиям и организациям;
- высокой динамикой роста объема предоставленных потребительских ссуд населению.
Совокупные ресурсы банковского сектора увеличились с начала года на 2.1 млрд. рублей (7.6 %) и составили 30 млрд. рублей. Основной удельный вес в объеме ресурсов занимают привлеченные средства - 91.8 %.
На 72.1 % они сформированы вкладами населения.
Вклады и депозиты физических лиц увеличились с начала года на 893 млн. рублей (4.7 %) и достигли 19.8 млрд. рублей.
Рост ресурсной базы кредитных организаций в I квартале 2006 года позволил им увеличить объемы активных операций, в первую очередь - кредитования.
Совокупный объем кредитов (без межбанковского кредита), предоставленных кредитными организациями области, увеличился с начала года на 3.8 % и по состоянию на 1 апреля текущего года достиг 21.7 млрд. рублей. Основная часть кредитного портфеля - кредиты, предоставленные предприятиям и организациям - 12.6 млрд. рублей (57.9 %), физическим лицам - 8.8 млрд. рублей (40.5 %). С начала года прирост кредитов предприятиям и организациям составил 3 %, физическим лицам - 7 %.
Роль филиалов иногородних банков остается лидирующей: на их долю приходится 88.5 % совокупного объема предоставленных кредитов.
При привлечении заемных средств предприятия отдавали предпочтение национальной валюте (71.3 %).
Бюджетная система региона
Налоговые и неналоговые платежи (без учета ЕСН) поступили в бюджеты всех уровней в сумме 5.6 млрд. рублей с приростом к соответствующему периоду прошлого года на 35 %. Рост поступлений отмечается по всем налоговым и неналоговым доходам, за исключением акцизов по подакцизным товарам и земельного налога.
Доля федерального бюджета в общем объеме налоговых и неналоговых поступлений возросла и составила 32 % против 29.1 % в прошлом году.
Совокупная задолженность организаций по налогам и сборам достигла по состоянию на 1 апреля т.г. объема 9.9 млрд. рублей и увеличилась с начала года на 5.6 %.
Более половины задолженности (5.7 млрд. рублей) приходится на налоги и сборы, приостановленные к взысканию по решению суда, в числе которых основная доля (85 %) числится за предприятиями по добыче полезных ископаемых.
В общем объеме задолженности на недоимку приходится 1.7 млрд. рублей, ее объем сократился с начала года на 1.3 млрд. рублей, главным образом, в связи с вынесением судебных актов о приостановлении решений налогового органа о взыскании задолженности.
Наибольшая доля недоимки приходится на налог на добавленную стоимость - 36 %, налог на прибыль - 16 %, региональные налоги - 21 %.
В консолидированный бюджет Мурманской области (без внутренних оборотов, включая ЗАТО) поступили доходы в сумме 5.4 млрд. рублей с приростом к прошлому году на 15.7 %.
Из них налоговые и неналоговые доходы составили 4.2 млрд. рублей с приростом к прошлому году на 29.6 %, главным образом, за счет увеличения поступлений налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
По расходам бюджет исполнен в сумме 4.9 млрд. рублей с приростом на 10.1 % против уровня прошлого года.
Профицит бюджета сформировался в объеме 575 млн. рублей или 13.4 % к доходам без учета финансовой помощи из федерального бюджета. С профицитом исполнены как областной (183 млн. рублей), так и местные бюджеты (427 млн. рублей).
2. Предварительная оценка финансовых показателей развития экономики Мурманской области в 2006 году
В 2006 году на ситуацию в сфере финансов области воздействуют следующие позитивные факторы:
- рост объемов промышленного производства и отгрузки предприятий добывающих, обрабатывающих производств и электроэнергетики;
- увеличение объемов перевалки нефти и нефтепродуктов на экспорт; благоприятная конъюнктура цен на рынке цветных и черных металлов;
- достаточно высокие темпы роста оборота розничной торговли и платных услуг, опережающие динамику реальных располагаемых денежных доходов населения;
- рост объемов сельскохозяйственного производства;
- дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.
К числу негативных факторов относятся:
- рост издержкоемкости производств в связи с сохранением высоких цен на топливо; диспаритет цен на топливо и отпускных тарифов на электро- и теплоэнергию, которые, в соответствии с действующим законодательством, не подлежат пересмотру до конца года;
- снижение контрактных цен на экспортную поставку железорудного концентрата;
- значительный рост расходов регионального бюджета в связи с увеличением численности муниципальных образований, заработной платы работников бюджетной сферы, а также включением бюджетов ЗАТО в бюджетную систему Мурманской области;
- недостаточный объем финансовой помощи из федерального бюджета для осуществления полномочий на территории ЗАТО.
Финансовые результаты деятельности предприятий
По оценке, совокупный сальдированный финансовый результат хозяйственной деятельности организаций Мурманской области, включая малые предприятия и кредитные организации, сформируется в 2006 году в объеме 18 млрд. рублей, выше уровня прошлого года на 1.7 млрд. рублей (10.4 %).
Прибыль рентабельных предприятий (основа для формирования налоговой базы по налогу на прибыль) оценивается в сумме 21.6 млрд. рублей с приростом к 2005 году на 2.8 млрд. рублей (15 %).
Прибыль рентабельных производств по отношению к валовому региональному продукту в 2006 году увеличится и составит 14.5 % против 14 % в 2005 году.
Убытки нерентабельных производств ожидаются в сумме 3.6 млрд. рублей с увеличением к 2005 году на 1.1 млрд. рублей (в 1.4 раза).
Удельный вес убыточных предприятий по итогам 2006 года оценивается в размере 41-42 %. В числе убыточных, в основном, предприятия транспорта, строительства, а также предприятия по производству и распределению электро- и теплоэнергии.
Рост сальдированного финансового результата в 2006 году ожидается в следующих видах деятельности: добыча железных руд - на 4.6 % (прирост на 199.4 млн. рублей), добыча минерального сырья для химических производств и производств удобрений - в 22.4 раза (на 970.4 млн. рублей), металлургическое производство - на 24.5 % (на 2.24 млрд. рублей), оптовая и розничная торговля - в 1.1 раза (на 82.7 млн. рублей), банковская деятельность - в 1.2 раза (на 20.9 млн. рублей).
В 2006 году предприятия сельского хозяйства увеличат в 2.1 раза (на 15.1 млн. рублей) положительный сальдированный финансовый результат, сложившийся в 2005 году благодаря росту сельскохозяйственного производства при существенном увеличении ассигнований (более чем в 2 раза) из областного бюджета.
Финансовые результаты предприятий остальных видов деятельности ухудшатся.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 36.3 % ожидается снижение сальдо прибыли предприятий по рыболовству и рыбоводству, в основном, по причине роста стоимости дизельного топлива и флотского мазута.
В 2.8 раза возрастет сальдо - убыток предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, что связано с диспаритетом цен на топливо и отпускными тарифами на электро- и теплоэнергию.
Из-за жестких условий конкуренции, незначительного роста тарифа перевозки 1 тонны груза (на 2 %) при росте цен на приобретаемое топливо и необходимости ремонта и обновления основных фондов прибыль предприятий морского транспорта снизится на 26 % (650 млн. рублей).
Ведущие предприятия пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, благодаря тарифной политике и ассигнованиям из бюджетов области выйдут на нулевую рентабельность.
В структуре сальдированного финансового результата усилится лидирующая роль предприятий металлургического производства - в 2006 году их доля составит 63.3 % против 56.3 % в 2005 году. На втором месте - предприятия по добыче полезных ископаемых (30.6 % против 26.2 %).
Снижение просроченных задолженностей ожидается незначительное.
Необходимо отметить тенденцию снижения количества предприятий, имеющих просроченные задолженности, а также то, что с 2004 года реальный сектор экономики области перестал быть потенциальным должником: просроченная дебиторская задолженность превысила уровень просроченной кредиторской задолженности и этот процесс нарастает. Разрыв между просроченными задолженностями на конец текущего года ожидается не ниже 15 %.
Вместе с тем, неплатежи потребителей услуг предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, опережающий (по сравнению с увеличением тарифов) рост цен на топливо способствуют напряженности в сфере расчетов, росту заемных средств со стороны предприятий для расчетов с поставщиками материальных ресурсов и, как следствие, к увеличению кредиторской и дебиторской задолженностей.
Сохранятся проблемы с платежеспособностью у организаций сухопутного транспорта, сельского хозяйства, рыбоводства и рыболовства, где кредиторская задолженность является основным источником привлеченного капитала.
Качественного улучшения состояния расчетов в реальном секторе экономики области можно ожидать в ходе проводимых реформ сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также при условии повышения платежеспособности бюджетной системы области и ликвидации либо значительного снижения ее кредиторской задолженности перед коммунальными предприятиями.
Банковская деятельность
Устойчивое финансовое положение реального сектора экономики области создает предпосылки для дальнейшего развития банковского сектора региона.
В 2006 году сохранится тенденция концентрации ресурсов и активов кредитных организаций.
Совокупные ресурсы банковского сектора на конец года достигнут 35.5 млрд. рублей с приростом за год на 27.4 %. Доля региональных банков в общем объеме ресурсов составит около 13 %.
Привлеченные ресурсы - основной источник формирования совокупного объема кредитных организаций - сохранятся на уровне 92 %. В течение года их структура не претерпит значительных изменений и будет обеспечена за счет вкладов населения.
Снижающаяся инфляция, а также стабильность в банковском секторе и на валютном рынке области будут способствовать росту склонности населения к сбережениям. Прирост вкладов населения составит 24.7 %, на конец года их объем достигнет 23.6 млрд. рублей.
Существенно увеличатся вложения граждан во вклады со сроками более одного года, что значительно повышает их ценность как инвестиционного ресурса для долгосрочного кредитования. Прирост вкладов граждан со сроком более одного года составит 31 %, объем достигнет 17.3 млрд. рублей, до 1 года - соответственно 10 % и 6.3 млрд. рублей.
В 2006 году будет явно прослеживаться тенденция опережающего роста рублевых вкладов по сравнению с валютными.
Рост ресурсной базы кредитных организаций позволит им значительно увеличить объемы активных операций, и в первую очередь - кредитования.
Совокупный объем предоставленных кредитов всем группам пользователей увеличится за год на 8.8 млрд. рублей или 42.3 % и достигнет 29.6 млрд. рублей. Более 52 % составят кредиты предприятиям и организациям, кредиты физическим лицам - 44.9 %, госорганам - 2 %.
Позитивным моментом года станет наращивание темпов долгосрочных кредитов предприятий. Объем кредитов на срок более одного года увеличится на 15 % и составит 4.3 млрд. рублей (для сравнения: рост долгосрочных кредитов в 2005 году по отношению к 2004 году составил 9.3 %).
Высокими темпами продолжит развиваться кредитование населения: объем задолженности по данным кредитам возрастет за год в 1.6 раза и достигнет 13.3 млрд. рублей.
Бюджетная система региона
Общий объем налоговых и неналоговых поступлений (без учета налогов и взносов на социальные нужды, зачисляемых в государственные внебюджетные фонды, а также поступлений, контролируемых таможенными органами) оценивается в сумме 28.2 млрд. рублей с приростом к уровню 2005 года на 5.1 млрд. рублей (22.2 %).
Прирост налоговых поступлений будет обеспечен, главным образом:
налогом на прибыль (0.3 млрд. рублей или 5.4 %);
налогом на доходы физических лиц (1.9 млрд. рублей или 24.5 %) в связи с сопоставимым ростом доходов населения;
налогом на добавленную стоимость (0.6 млрд. рублей или 16.7 %) - рост налогооблагаемых оборотов превышает рост возмещения по экспортным операциям;
налогами на имущество (0.6 млрд. рублей или в 1.4 раза) за счет роста всех налогов, входящих в данную группу, но преимущественно налога на имущество организаций (на 24 %) в связи с отменой федеральных льгот в части объектов жилищно-коммунального комплекса и социально-культурной сферы и ввода новых основных фондов, а также за счет роста поступлений по земельному налогу в 1.8 раза в результате использования в качестве налогооблагаемой базы кадастровой стоимости земли;
сбором за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (0.8 млрд. рублей или в 1.8 раза), в связи с увеличением квоты на вылов дорогостоящих морепродуктов (краба камчатского).
Доля зачисления в федеральный бюджет немного снизится и составит 29.6 % против 29.8 % в 2005 году.
В 2006 году в результате роста налогооблагаемой базы по единому социальному налогу на 21.1 % сумма налогов и взносов на социальные нужды возрастет на 16.5 % и составит 14 млрд. рублей. Из нее 5.1 млрд. рублей будут переданы на федеральный уровень. Территориальными подразделениями государственных внебюджетных фондов от вышестоящих головных структур будет получено 6.6 млрд. рублей на выполнение возложенных на них функций.
В сумме безвозмездные средства, полученные бюджетом области, внебюджетными фондами и на реализацию федеральных целевых программ, составят 13.3 млн. рублей против 13.5 млн. рублей, переданных областью на федеральный уровень.
Ожидаемые темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области (включая ЗАТО) немного выше, чем по общему объему поступлений.
По оценке, в территориальный бюджет будут зачислены налоги в сумме 19.9 млрд. рублей с приростом на 3.7 млрд. рублей (22.7 %).
Объем прироста образуется за счет:
налога на прибыль (211.5 млн. рублей);
налога на доходы физических лиц (1.9 млрд. рублей);
налогов на имущество (649.7 млн. рублей);
налогов и сборов за пользование природными ресурсами (339.7 млн. рублей);
неналоговых доходов (219.5 млн. рублей).
Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета области составит 75.4 % против 71.6 % в прошлом году при соответствующем снижении доли средств, выделяемых из федерального бюджета, с 28.3 % до 24.3 %.
Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета бюджету Мурманской области, без учета средств на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, оценивается в сумме 6.4 млрд. рублей, т.е. практически на уровне прошлого года, что явно недостаточно для выполнения возросших бюджетных полномочий. В результате дефицит бюджета оценивается в сумме 1.1 млрд. рублей, что составляет 4.8 % к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
3. Прогноз финансовых результатов социально-экономического развития Мурманской области на 2007 - 2009 годы
Прогноз финансовых результатов социально-экономического развития Мурманской области составлен в двух вариантах:
Первый вариант - инерционный, характеризуется снижением в 2008-2009 годах финансовых результатов деятельности предприятий, сохранением убытков теплоснабжающих организаций, замедлением темпов роста налоговых поступлений, усилением дотационной зависимости бюджета области ввиду недостаточности собственных доходов для эффективного функционирования региональной бюджетной сферы. Первый вариант прогноза разработан с учетом замедления темпов роста промышленного производства, сокращения выпуска апатитового концентрата, цветных металлов при стабилизации и последующем ухудшении (начиная с 2008 года) ценовой конъюнктуры на рынке цветных металлов, а также снижения цен в прогнозном периоде на железорудный концентрат.
Второй вариант - умеренно оптимистичный, предполагает рост финансовых показателей деятельности предприятий, основанный на благоприятных факторах функционирования региональной экономики, сохраняющихся высоких ценах на цветные металлы, увеличении производства железорудного концентрата.
В обоих вариантах учтен тот фактор, что в региональной экономике по-прежнему будет иметь место моновариантность формирования доходной базы консолидированного бюджета области, высокая зависимость его от внешних факторов (конъюнктуры мировых рынков металлов, объемов внешнеторгового оборота, соотношения курса рубля и доллара), а также от политики холдингов, в состав которых входят бюджетообразующие предприятия области.
Финансовые результаты деятельности предприятий
В 2007 году по первому варианту сальдированный финансовый результат будет формироваться с ростом на 1.9 млрд. рублей (11.9 %) по отношению к 2005 году, при этом прибыль рентабельных предприятий возрастет на 2.1 млрд. рублей (11.3 %), убытки увеличатся на 178 млн. рублей.
По второму варианту сальдированный финансовый результат и прибыль рентабельных предприятий достигнут рекордной за годы реформ величины, с приростом против 2005 года соответственно на 4.1 млрд. рублей (25.2 %) и на 3.4 млрд. рублей (18 %).
Убытки снизятся на 728 млн. рублей (на 30 %). Наибольшее снижение убытков ожидается за счет улучшения финансового состояния предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды вследствие прогнозируемой стабилизации цен на топливо и устранения диспропорции между отпускными тарифами и топливной составляющей в себестоимости продукции (услуг) предприятий.
В 2007 году по второму варианту прогнозируемый среднегодовой рост тарифов на электроэнергию составит 10 %, тепловую энергию - 7 %, что выше инфляции цен в промышленности и роста цен на топливо. Сальдированный финансовый результат предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - прибыль в сумме 518 млн. рублей против 448 млн. рублей убытка в 2005 году.
Уменьшится и доля убыточных предприятий до 32-33 % против 35.2 % в 2005 году.
В обоих вариантах основной прирост прибыли будет обеспечен:
- металлургическим производством на 731 млн. рублей (8 %) по первому варианту и 1.7 млрд. рублей по второму варианту;
- предприятиями по добыче железных руд, соответственно, 307 млн. рублей (7 %) и 400 млн. рублей (9 %);
- ОАО "Апатит" на 1.2 млрд. рублей (в 27.5 раза). Столь высокое расхождение прибыли ОАО "Апатит" с 2005 годом обусловлено незначительностью данного показателя в прошлом году - 45.3 млн. рублей, по причине отнесения на финансовый результат убытков прошлых лет в сумме около 1.8 млрд. рублей.
В 2009 году, в соответствии с вышеперечисленными факторами по первому варианту прогнозируется снижение сальдированного финансового результата и прибыли рентабельных предприятий на 4.9 млрд. рублей (26.3 %) по отношению к 2005 году, в том числе по металлургическому производству - на 3.9 млрд. рублей (43 %), по предприятиям по добыче полезных ископаемых - на 1.5 млрд. рублей (35 %).
По второму варианту рост указанных показателей в 1.2 раза и, соответственно, на 3.6 млрд. рублей и на 2.9 млрд. рублей будет сформирован в основном за счет металлургического производства, где прирост прибыли составит 4 млрд. рублей (1.4 раза).
Соответствующим образом произойдут изменения в структуре прибыли прибыльных предприятий. В 2005 году на долю металлургического производства и предприятий по добыче полезных ископаемых в общем объеме прибыли рентабельных предприятий приходилось 72.3 % (48.8 % и 23.5 %). В прогнозном периоде их общая доля по первому варианту снизится до 58.9 % (с распределением на 37.8 % и 21.1 %), а по второму варианту возрастет до 74.4 % (соответственно 60.4 % и 14 %).
В обоих вариантах прогнозируется:
- рост сальдо прибыли предприятий рыболовства и рыбоводства в 2009 году на 12.5 % (прирост к 2005 году на 58.6 млн. рублей) за счет небольшого увеличения вылова рыбы и выпуска дорогостоящих видов товарной продукции;
- рост сальдо прибыли организаций оптовой и розничной торговли в 1.4 раза (прирост на 317 млн. рублей) за счет роста объемов товарооборота для удовлетворения платежеспособного спроса населения.
С учетом обеспечения адекватной господдержки и роста объемов сельскохозяйственной продукции сальдированный финансовый результат (прибыль) сельского хозяйства к концу прогнозного периода оценивается по первому варианту в сумме 39.2 млн. рублей (рост в 3 раза к уровню 2005 года), по второму варианту 56 млн. рублей (рост в 4.2 раза). Улучшение финансового результата рассчитано с учетом реализации национального проекта "Развитие АПК", предусматривающего увеличение поставок племенного скота и техники по системе федерального лизинга, а также субсидирование процентной ставки по долгосрочным инвестиционным кредитам, направленным на расширение возможностей сельхозпредприятий по обновлению основных фондов и выходу на качественно новый уровень производства.
В 2007-2009 годах прибыль рентабельных предприятий по отношению к валовому региональному продукту будет снижаться с 14 % в 2005 году до 7.8 % по первому варианту и 11.3 % - по второму варианту в 2009 году, что соответствует тенденции по России.
В обоих вариантах прогнозируется повышение ликвидности предприятий - снижение просроченных задолженностей, сокращение их доли в общем объеме задолженностей, уменьшение количества предприятий, имеющих просроченные задолженности.
Более половины инвестиций в Мурманской области по первому варианту и около 30 % по второму варианту будут осуществляться за счет собственных средств предприятий - прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, и амортизации.
Снижение прибыли рентабельных предприятий в 2007-2009 годах по первому варианту обусловит сокращение собственных источников для инвестиций в 2009 году по отношению к 2005 году на 1.6 млрд. рублей (на 8 %), при этом доля амортизации в их общем объеме возрастет с 33.3 % до 46.5 %.
По второму варианту за рассматриваемый период объем источников для инвестиций возрастет и в 2009 году увеличится по сравнению с 2005 годом на 4.8 млрд. рублей (на 24 %). Соотношение между прибылью и амортизацией - две трети и одна треть - в их общем объеме сохранится.
Расчет амортизационных отчислений осуществлен исходя из прогноза ввода-выбытия основных фондов без учета переоценок на начало года и без начисления амортизации на объекты жилого фонда, так как в Мурманской области жилой фонд в основном на балансе некоммерческих организаций. В прогнозе также учтено начисление амортизационной премии в размере 10 % на половину из вводимых объектов.
Банковская деятельность
Финансовая устойчивость предприятий, повышение материального благосостояния населения, прогнозируемое снижение инфляции в 2007-2009 годах, снижение ставки рефинансирования обусловят необходимость расширения коммерческого кредитования.
Совокупный объем предоставленных кредитов всех групп заемщиков на конец 2007 года достигнет 39.7 млрд. рублей (в 1.9 раза к 2005 году), 2009 года - 67.3 млрд. рублей (3.2 раза).
Позитивным моментом данного периода станет рост кредитования предприятий и организаций. Объем предоставленных им кредитов достигнет в 2007 году 20.8 млрд. рублей (рост к 2005 году в 1.7 раза), 2009 году - 35.6 млрд. рублей (3 раза).
В 2007 году объем долгосрочных кредитов составит 5.6 млрд. рублей (рост к 2005 году в 1.5 раза), 2009 году - 9.4 млрд. рублей (2.5 раза).
Рост долгосрочного кредитования юридических лиц станет возможным в основном за счет привлечения средств населения. Объем сбережений граждан в 2007 году достигнет 30 млрд. рублей (рост к 2005 году - 1.6 раза), 2008 году - 37.2 млрд. рублей (почти в 2 раза), 2009 году - 44.6 млрд. рублей (2.4 раза).
Основным фактором, обеспечивающим динамичный рост долгосрочного кредитования, станет опережающий темп роста вложения средств граждан во вклады со сроком более одного года над краткосрочными.
Их объем в 2007 году достигнет 22.9 млрд. рублей (рост к 2005 году в 1.7 раза), 2009 году - 35.6 млрд. рублей (2.7 раза). Рост краткосрочных вкладов 2009 года к 2005 году составит 1.5 раза, объем - 9 млрд. рублей.
Высокими темпами продолжит развиваться кредитование населения: объем задолженности по данным кредитам в 2007 году достигнет 18 млрд. рублей (рост к 2005 году 2.2 раза), 2008 году - 23.7 млрд. рублей (2.9 раза), 2009 году - 30.7 млрд. рублей (3.7 раза).
Бюджетная система региона
В 2007 - 2009 годах темпы роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней замедлятся. Это обусловлено снижением темпов роста по отношению к предыдущему периоду поступлений по всем налогам, но в большей степени налога на прибыль, в связи с изложенной выше ситуацией в сфере материального производства.
Общий объем налоговых и неналоговых поступлений (без учета налогов и взносов на социальные нужды, зачисляемых в государственные внебюджетные фонды) прогнозируется в 2007 году по первому варианту в сумме 30.4 млрд. рублей с приростом к 2005 году на 7.3 млрд. рублей (в 1.3 раза), по второму варианту 31 млрд. рублей - на 7.9 млрд. рублей или на 34.3 %.
Основной объем прироста налогов будет обеспечен налогом на доходы физических лиц, налогом на добавленную стоимость, налогом на имущество организаций и сборами за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В 2009 году с территории Мурманской области в бюджеты всех уровней прогнозируются поступления в сумме 34 млрд. рублей по первому варианту и 36.1 млрд. рублей по второму варианту, с ростом к 2005 году соответственно на 47 % и на 56.4 %. Основной прирост также обеспечат перечисленные в оценке 2006 года налоги. Налог на прибыль организаций по первому варианту будет получен со снижением на 1.5 млрд. рублей, по второму варианту с ростом на 7.7 % (424 млн. рублей).
Доля налога на прибыль в общем объеме налоговых поступлений снизится с 23.7 % в 2005 году до 11.8 % по первому варианту и 16.3 % по второму варианту в 2009 году, при росте доли налога на доходы физических лиц с 33.5 % до 40-41 %.
По этой причине снизится и удельный вес поступлений в федеральный бюджет с 29.8 % в 2005 году до 28.8 - 27.3 % в 2009 году.
Темпы роста налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области прогнозируются несколько выше, на 1-2 пункта, чем по общему объему поступлений.
Всего в бюджет области в 2007 году поступят налоговые и неналоговые платежи в сумме 21.6 млрд. рублей - по первому варианту с приростом к 2005 году на 33.3 % (5.4 млрд. рублей), по второму варианту - 22.1 млрд. рублей на 36.4 % или 5.9 млрд. рублей, что крайне недостаточно для выполнения полного объема бюджетных услуг с учетом инфляции затрат и прогнозируемого повышения заработной платы работников бюджетной сфере на 41 - 42.7 % по отношению к 2005 году.
В результате дефицит консолидированного бюджета области сформируется в 2007 году в сумме 1.7 млрд. рублей (7.1 % к доходам бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета) по первому варианту и 1.3 млрд. рублей (5 %) - по второму варианту. Средства, выделяемые из федерального бюджета должны составить не менее 6.7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 0.3 млрд. рублей (без учета средств на реализацию федеральной адресной программы).
В 2009 году только для обеспечения минимально необходимого роста расходов, не превышающего уровень инфляции, потребность области в безвозмездных поступлениях из федерального бюджета должна составить 7.2 млрд. рублей по первому варианту, увеличившись против 2005 года на 12.5 % или 0.8 млрд. рублей, по второму варианту - 6.9 млрд. рублей.
Финансовые взаимоотношения с федеральным уровнем власти в целом складываются в пользу области. Превышение совокупного объема средств, получаемых областью с федерального уровня над переданными составит в 2007 году 25 млрд. рублей (снижение на 3.8 % по отношению к 2005 году), в 2009 году - 29.2 - 28.8 млрд. рублей (рост на 11.5 %).
Без учета средств, получаемых с федерального уровня на финансирование расходов федерального бюджета на территории области (территориальных подразделений федеральных органов власти, учреждений Минобороны России и т.п.) превышение составит всего в 2007 году 0.4-0.2 млрд. рублей, в 2009 году 2.9-2.4 млрд. рублей.
Первый заместитель |
С.Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.