Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. Региональную целевую программу "Развитие донорского движения и службы крови Мурманской области" на 2007-2009 гг., утвержденную Постановлением Правительства Мурманской области от 31 августа 2006 г. N 338-ПП/8
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 27 декабря 2002 г. N 447-ПП/14
Региональная целевая программа
"Развитие донорского движения и службы крови
Мурманской области на 2003-2006 годы"
Паспорт региональной целевой программы
"Развитие донорского движения и службы крови
Мурманской области на 2003-2006 годы"
Наименование Программы - региональная целевая программа "Развитие
донорского движения и службы крови Мурманской
области на 2003-2006 годы"
Дата принятия решения - постановление Правительства Мурманской области
о разработке Программы от 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке
региональных целевых программ"
Основания для - Закон РФ от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве
разработки Программы крови и ее компонентов";
- Закон Мурманской области от 17.03.97 N
50-01-ЗМО "О дополнительных льготах донорам
Мурманской области"
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик Программы
Основные разработчики - комитет по здравоохранению Мурманской области,
Программы государственное учреждение здравоохранения
"Мурманская областная станция переливания
крови"
Цели и задачи - развитие, организация и пропаганда донорства
Программы крови и ее компонентов, расширение номенклатуры
компонентов крови и повышение их качества,
совершенствование технологии производства
компонентов крови
Сроки реализации - Программа выполняется в 2003-2006 годах
Программы
Исполнители Программы - комитет по здравоохранению Мурманской области,
государственное учреждение здравоохранения
"Мурманская областная станция переливания
крови"
Объемы и источники - средства областного бюджета в общем объеме
финансирования (ценах 2001 г.) в 2003-2006 годах 34927 тысяч
Программы рублей, в т.ч.:
2003 год - 7098 тыс. рублей
2004 год - 8793 тыс. рублей
2005 год - 9758 тыс. рублей
2006 год - 9278 тыс. рублей
Финансовые средства ежегодно уточняются в
установленном порядке с учетом имеющихся
возможностей
Ожидаемые конечные - стабилизация структуры донорских кадров,
результаты реализации качественное улучшение производства компонентов
Программы крови, обеспечение практически достоверной
инфекционной безопасности компонентов крови,
удовлетворение потребностей лечебных учреждений
в компонентах крови, повышение устойчивости
службы крови при возникновении чрезвычайных
ситуаций
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за осуществляется департаментом экономики
исполнением Программы Мурманской области, текущее управление
Программой осуществляется комитетом по
здравоохранению Мурманской области
(государственным заказчиком Программы)
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Разработке Программы предшествовал всесторонний анализ службы крови Мурманской области, ее технологических возможностей по производству компонентов крови и устойчивости при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По своим климато-географическим особенностям и насыщенности потенциально опасными для населения объектами Мурманская область относится к числу регионов с экстремальными условиями проживания. Это обусловливает значимость укрепления и дальнейшего совершенствование службы крови на территории области.
Служба крови является одним из важнейших разделов здравоохранения, направленных на снижение смертности и инвалидности населения от несчастных случаев, острых и хронических заболеваний, в том числе при катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Стабильное ее функционирование неразрывно связано с сохранением в области донорского потенциала, необходимостью постоянного обновления и восполнения технического и специального оснащения, организацией современного технологического производства компонентов крови.
Единственным источником донорской крови и плазмы является взрослый человек в возрасте от 18 до 60 лет, не имеющий противопоказаний к крово- и плазмодаче.
В Мурманской области по состоянию на 01 января 2002г. проживает 3623 Почетных доноров России, которые пользуются установленными законодательством льготами:
Мурманск - 1664
Апатиты - 925
Кировск - 248
Мончегорск - 242
Кандалакша - 140
Никель - 125
Оленегорск - 108
Североморск - 74
Ковдор - 49
Заполярный - 48
Ежегодно право на получение звания "Почетный донор России" получают 300-400 жителей области.
В связи с комплексом экономических, социальных и медико-демографических причин число доноров в Мурманской области сократилось с 19497 в 1995 г. до 12434 в 2001 г., а объем заготавливаемой донорской крови уменьшился с 15296 литров в 1995 г. до 12375 литров в 2001 г.; число крово- и плазмодач в этот же период сократилось соответственно с 40000 до 25000.
В связи с этим лечебные учреждения испытывают затруднения в оказании гемотрансфузионной помощи, имеют место случаи переноса плановых операций на более поздний срок.
Крайне острой остается проблема стратегического запаса гемотрансфузионных сред в связи с возможными природными катаклизмами, стихийными бедствиями, авариями на промышленных объектах Мурманской области, которые могут привести к многочисленным политравмам.
Трансфузия крови, ее компонентов и препаратов - это весьма эффективный метод лечения больных. Альтернативы донорской крови и ее компонентам сейчас нет.
Поэтому политика в области комплектования донорских кадров и предоставления им льгот, объемов заготовки, переработки и хранения донорской крови и ее компонентов является государственной. В настоящее время общепризнано, что заготовка, переработка и хранение крови и ее компонентов должны производиться с использованием только современных технологий и пластикатных расходных материалов, позволяющих увеличивать заготовку плазмы крови и ее карантинизацию при одновременном уменьшении заготовки клеточного эритроцитарного компонента. Это в свою очередь ведет к снижению возможности развития посттрансфузионных осложнений, а также в целом позволит уменьшить общий объем заготовки крови.
В 2001 г. в Мурманской области проведено 47415 трансфузий крови и ее компонентов.
Значимость решаемых службой крови задач требует значительных материальных затрат. Подготовка и переподготовка специалистов должна проводиться с определенной периодичностью. Медицинское и специальное имущество службы крови подлежит постоянному восполнению и освежению по мере расходования, износа и истечения срока эксплуатации.
С развитием службы появляются новые технологии производства компонентов крови, современные формы управления, прогнозирования и расчета сил и средств производственной трансфузиологии. Все большую значимость в этом направлении обретает автоматизированная система управления, основанная на высоких компьютерных технологиях.
В рамках реализации Программы ожидается стабилизация структуры донорских кадров, качественное улучшение производства компонентов крови, обеспечение практически достоверной инфекционной безопасности компонентов крови, удовлетворение потребностей лечебных учреждений в качественных компонентах крови.
Основные цели и задачи программы
Программа разработана в целях реализации Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.93 N 5142-1, а также законов Мурманской области от 17.03.97 N 50-01-ЗМО "О дополнительных льготах донорам Мурманской области" и от 20.11.2000 N 266-01-ЗМО "О внесении изменений в Закон Мурманской области от 17.03.97 N 50-01 ЗМО " О дополнительных льготах донорам Мурманской области".
Целью Программы является развитие, организация и пропаганда донорства крови и ее компонентов, расширение номенклатуры компонентов крови и повышение их качества, совершенствование технологии производства компонентов крови, а в итоге удовлетворение потребностей лечебных учреждений в компонентах крови и повышение устойчивости службы крови к функционированию при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Для достижения указанных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
- совершенствование агитационной пропаганды донорства крови и ее компонентов;
- обеспечение правовой и социальной защиты доноров;
- расширение номенклатуры компонентов крови;
- совершенствование технологического процесса производства компонентов крови;
- повышение изосерологической и инфекционной безопасности компонентов крови;
- совершенствование технологии хранения компонентов крови;
- повышение устойчивости службы крови к функционировании при развитии чрезвычайных ситуаций.
Сроки выполнения программы
Основные направления реализации программы
Программа рассчитана на четыре года.
В рамках Программы будет выполняться ряд взаимосвязанных и скоординированных во времени мероприятий, конечным результатом которых должно быть значительное повышение качества производимых компонентов крови и полное удовлетворение потребностей в них лечебных учреждений.
1. По совершенствованию агитации и пропаганды донорства крови и ее компонентов (приложение N 2, п.1):
- разработка тематической радиопередачи по информированию населения по вопросам донорства, формированию у населения реальных побудительных мотивов и стимулов к донорству;
- изготовление видеоролика о донорстве для показа по телевидению;
- выпуск массовым тиражом буклетов и памяток о донорстве;
- изготовление рекламных цветных плакатов о донорстве;
- освещение проблематики донорства в местных газетах.
2. По обеспечению правовой и социальной защиты доноров (приложение N 2, п. 2):
- изготовление удостоверений и нагрудных знаков "Почетный донор России";
- выплата денежной компенсации на обед за каждую крово- и плазмадачу в размере 75% базовой суммы обязательных социальных выплат;
- выплата денежной компенсации донорам на контрактной основе из расчета трех размеров базовой суммы обязательных социальных выплат за 1 литр сданной крови в пределах 14% планового объема заготовки крови;
- выплата страховой единовременной помощи в случае заражения его инфекционным заболеванием в соответствии с законодательством.
3. По расширению номенклатуры компонентов крови (приложение N 3, пп. 1-4, 7, 8):
- уменьшение объема заготовки донорской консервированной крови;
- уменьшение объема заготовки эритроцитарной массы;
- широкое применение технологии производства эритроцитарной массы, обедненной лейкоцитами;
- освоение производства замороженной эритроцитарной массы;
- сохранение необходимого для лечебных учреждений объема заготовки концентрата тромбоцитов и отмытых эритроцитов;
- увеличение производства нативной плазмы методом плазмафереза;
- переход на производство свежезамороженной карантинизированной плазмы;
- сохранение объема производства компонентов и препаратов крови лечебного действия (криопреципитат замороженный, антистафилококковая плазма, альбумин, иммуноглобулин);
- сохранение объема производства гемостандартов.
4. По совершенствованию технологического процесса производства компонентов крови (приложение N 2, п. 3):
- оснащение современными функциональными донорскими креслами (эквивалент МД-4000);
- оснащение современными высокоскоростными многофункциональными центрифугами (эквивалент "Sarval" США);
- оснащение автоматическими плазмаэкстракторами (эквивалент "Оpti-press" Baxster);
- оснащение быстрозамораживателями (эквивалент МР-500 "Termogenesis" США);
- оснащение аппаратами для получения плазмы методом плазмафереза (эквивалент "Hemonetic" Baxter);
- оснащение отсасывателями хирургическими и электрическими запаивателями;
- оснащение компьютерной техникой основных участков технологического процесса;
- оснащение выездной бригады приспособленным автотранспортом;
- обеспечение пластикатным расходным материалом разового применения (гемаконы, компопласты, системы для переливания крови, физиологический раствор, лейкофильтры).
5. По повышению изосерологической и инфекционной безопасности компонентов крови (приложение N 2, п. 4):
- оснащение анализаторами гематологическими и для белковых фракций (с расходным материалом - реактивами);
- оснащение иммуноферментным анализатором (эквивалент "Санофи" Франция);
- освоение ПЦР-лаборатории для идентификации вирусов;
- оснащение гелевой технологией изосерологических исследований (эквивалент "Диамед", Швейцария);
- оснащение паровыми стерилизаторами типа ГК-100 и ГП-400;
- обеспечение тест-системами на определение гемовирусов.
6. По совершенствованию технологии хранения компонентов крови (приложение N 2, п. 5, N 3):
- оснащение морозильниками сверхнизкой температуры (-860 С) для карантинизации и резервного хранения плазмы в замороженном виде до 1 года;
- оснащение морозильниками низкой температуры (-350 С) для хранения свежезамороженной плазмы до 6 месяцев;
- переоснащение бытовым холодильным оборудованием для хранения компонентов крови, готовых к выдаче в лечебные учреждения;
- оснащение тромбомиксерами для хранения концентрата тромбоцитов.
7. По повышению устойчивости службы крови к функционированию при развитии чрезвычайной ситуации:
- служба крови при чрезвычайных ситуациях является одной из составных частей всего комплекса мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
- деятельность службы крови при различных чрезвычайных ситуациях, при выполнении задач медицинской службы гражданской обороны и в особый период должна соответствовать виду и объему помощи на этапах медицинской эвакуации;
- для устойчивого функционирования службы крови в первые двое суток при возникновении чрезвычайной ситуации содержится неснижаемый резерв компонентов и препаратов крови:
свежезамороженная плазма - 30-40 л,
раствор альбумина - 40-50 л,
эритроцитарная масса - 40-50 л,
гемостандарты - 5-6 л,
т.е. в количествах, необходимых для обеспечения лечебных учреждений;
- кроме того, областная станция переливания крови должна иметь неснижаемый и постоянно обновляемый запас расходных материалов (пластикатные сдвоенные контейнеры "Гемакон", системы для переливания крови, марля, бинты, спирт 96 и т.д.) для экстренной заготовки донорской крови в количестве 5000 литров в месяц с целью
- выполнения мероприятий, связанных с обеспечением медицинской службы гражданской обороны и в особый период;
- управление службой крови при чрезвычайной ситуации должно быть непрерывным, результативным, соответствующим характеру обстановки и строиться на принципе единоначалия;
- расходы по выполнению настоящей задачи учтены в текущем финансировании.
Ресурсное обеспечение программы
Проработка финансово-экономических и организационных мер проведена на основе перечня заданий государственного заказчика Программы по наиболее остро стоящим проблемам.
Ввиду того, что выполнение Программы направлено на обеспечение потребностей лечебных учреждений Мурманской области в компонентах донорской крови с целью решения задач жизнеобеспечения и безопасности населения, ее финансирование будет вестись за счет средств областного бюджета. Комитету по здравоохранению Мурманской области - государственному заказчику Программы для ее выполнения потребуется финансирование из областного бюджета в объеме (ценах 2001 г.):
2003 год - 7098 тыс. рублей
2004 год - 8793 тыс. рублей
2005 год - 9758 тыс. рублей
2006 год - 9278 тыс. рублей
Итого - 34927 тыс. рублей (приложение N 1).
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляется исполнительной властью в установленном порядке.
Текущее управление, координацию работ Программы осуществляет комитет по здравоохранению Мурманской области.
Государственное учреждение здравоохранения "Мурманская областная станция переливания крови" с учетом выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на мероприятия Программы, механизм ее реализации и состав исполнителей.
При необходимости государственное учреждение здравоохранения "Мурманская областная станция переливания крови" вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации мероприятий Программы.
Контроль за ходом реализации Программы ведется на основе периодической отчетности исполнителей мероприятий Программы, государственной статистической отчетности, проверки исполнения договоров и соглашений. Отчетность представляется в адрес государственного заказчика Программы комплексно по кварталам.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств перед департаментом финансов Мурманской области в соответствии с установленным порядком.
Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет комитет по здравоохранению Мурманской области - государственный заказчик Программы.
Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Мероприятия Программы имеют большое социальное и экономическое значение.
Реализация Программы позволит:
- стабилизировать численность и структуру донорских кадров;
- увеличить производство компонентов крови из плазмы с возможностью их хранения до 1 года при одновременном уменьшении общего объема заготовки донорской крови;
- обеспечить практически достоверную инфекционную безопасность компонентов донорской крови;
- повысить качество производимых компонентов крови;
- полностью удовлетворить потребности лечебных учреждений в компонентах донорской крови;
- повысить устойчивость службы крови, как структуры территориального здравоохранения, при возникновении чрезвычайной ситуации.
Реализация Программы к 2006 году создаст необходимые условия для устойчивого функционирования службы крови Мурманской области на качественно новом уровне, что в свою очередь позволит лечебным учреждениям повысить качество помощи населению области и снизить уровень смертности и инвалидности от несчастных случаев, острых хронических заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.