Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Мурманского городского Совета
от 3 июня 2005 г. N 9-115
Положение
о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования город Мурманск
(с изменениями от 30 сентября 2005 г., 7 февраля 2006 г.)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", Законом Мурманской области от 31.12.2003 N 462-01-ЗМО "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области", Уставом города-героя Мурманска, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области.
1.2. Настоящее Положение распространяется на земли, находящиеся в собственности муниципального образования город Мурманск (далее - город).
Временно, до разграничения государственной собственности на землю, Положение распространяется на все земли в границах города.
1.3. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на правах, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).
1.4. В Положение могут вноситься дополнения и изменения по мере принятия новых нормативных и законодательных актов, регулирующих земельные отношения.
II. Основные понятия, применяемые в настоящем положении
2.1. Арендаторы земельных участков - лица, владеющие, пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
2.2. Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
2.3. Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.
2.4. Земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
2.5. Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.
2.6. Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
2.7. Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
2.8. Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) - план, на котором в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
2.9. Межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
2.10. Проект территориального землеустройства - землеустроительная документация, которая содержит правовые, экономические, технические документы, включающие в себя расчеты, описание, проектные планы, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической и текстовой формах мероприятия, реализация которых предусматривается при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков.
2.11. Собственность муниципального образования город Мурманск на земельные участки - собственность муниципального образования на земельные участки, которая возникает с момента государственной регистрации права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.12. Сервитут - право собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя или собственника иного недвижимого имущества на ограниченное пользование земельным участком (иным недвижимым имуществом), находящимся в собственности (владении, пользовании) другого лица, устанавливаемое в силу оформленного между сторонами соглашения, решения суда или иного юридического основания.
Публичный сервитут - сервитут, налагаемый в общественных интересах на земельный участок, иную недвижимость или ее часть органами государственной власти, органами местного самоуправления или решением суда.
III. Полномочия органов местного самоуправления города Мурманска в области земельных отношений
3.1. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории города определяются действующим законодательством Российской Федерации и Мурманской области, Уставом города-героя Мурманска, настоящим Положением и иными нормативными актами.
3.2. Мурманский городской Совет в области земельных отношений в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
- устанавливает Порядок управления и распоряжения земельными участками;
- утверждает Правила землепользования и застройки города, устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливает порядок принятия и рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о приобретении прав на земельные участки;
- утверждает Порядок информирования о градостроительной деятельности на территории города и участия населения в принятии решений по вопросам застройки и использования территории города;
- утверждает Программы по рациональному использованию и охране земель;
- утверждает Положение о муниципальном земельном контроле;
- утверждает Положение об арендной плате за использование земель в границах города; утверждает Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за пользование землей;
- устанавливает размер платы за предварительное согласование мест размещения объектов, условия и сроки ее внесения;
- утверждает Порядок проведения общественных слушаний в целях установления публичного сервитута для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения;
- устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной собственности или собственности города, предоставляемых гражданам в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
- устанавливает максимальные размеры земельных участков, находящихся в собственности города, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области;
- принимает решения о согласовании проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков для строительства в собственность или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и утверждает перечень земельных участков, выставляемых на торги (аукционы, конкурсы);
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области;
- участвует в комиссии по выбору земельных участков для предварительного согласования места размещения объектов.
3.3.Администрация города Мурманска в области земельных отношений в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
- управляет и распоряжается земельными участками в границах города;
- разрабатывает и реализует городские Программы по использованию и охране земель;
- принимает постановления о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами в случаях не относящихся к компетенции иных органов, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
- принимает постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении места установки объекта, предоставлении (переоформлении) земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования;
- принимает постановления об установлении и прекращении в отношении земельного участка публичного сервитута (срочного или постоянного) для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения;
- устанавливает ограничения прав на землю (бессрочно или на определенный срок) для обеспечения интересов города;
- во исполнение решения Мурманского городского Совета принимает постановления о проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков для строительства в собственность или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- устанавливает минимальные размеры земельного участка для земель различного разрешенного использования;
- переводит из одной категории в другую земли, находящиеся в собственности города или частной собственности за исключением земель сельскохозяйственного назначения;
- осуществляет муниципальный земельный контроль;
- резервирует земельные участки для муниципальных нужд;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством и нормативными правовыми актами Мурманской области, органов местного самоуправления города Мурманска.
3.4. Специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города в области земельных отношений в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
- готовит программы и предложения по совершенствованию системы землепользования и платежей за землю на территории города;
- разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам регулирования земельных отношений на территории города;
- выступает в качестве организатора торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- выступает в качестве продавца земельных участков, заключает договоры купли- продажи земельных участков;
- готовит проекты постановлений администрации города Мурманска о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования;
- заключает договоры аренды земельных участков, безвозмездного срочного пользования, ограниченного пользования земельными участками, ведет учет договоров;
- контролирует выполнение арендаторами земельных участков, юридическими лицами, использующими земельные участки на праве безвозмездного и ограниченного пользования, условий договоров, в том числе за своевременным поступлением арендной платы по договорам аренды земли, проводит работу по взысканию задолженности по арендной плате за землю, в том числе через судебные инстанции;
- организует ведение банка данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов города, их распределении и использовании;
- выполняет функции заказчика на заключение договоров подряда с землеустроительными предприятиями на выполнение землеустроительных и земельно-кадастровых работ на территории города;
- обеспечивает изготовление проектов территориального землеустройства и утверждает их;
- согласовывает проекты границ земельных участков при проведении инвентаризации земель города;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством и нормативными правовыми актами Мурманской области, органов местного самоуправления города Мурманска.
3.5. Специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции осуществляет в области земельных отношений следующие полномочия:
- обеспечивает разработку, согласование и утверждение документов территориального планирования города;
- обеспечивает выбор и формирование земельных участков для строительства и для целей не связанных со строительством;
- обеспечивает изготовление проектов территориального землеустройства;
- определяет градостроительные ограничения при предоставлении земельных участков;
- готовит проекты постановлений администрации города Мурманска о предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении места установки объекта, предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования для строительства и для целей, не связанных со строительством;
- обеспечивает постановку на государственный кадастровый учет земельных участков в случае проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
- обеспечивает в случаях, установленных действующим законодательством, своевременную публикацию информации о земельных участках, предоставляемых на определенном праве и условиях, а также о предполагаемом строительстве на земельных участках;
- выдает разрешение на выполнение предприятиями города топографогеодезических и инженерно-геологических работ;
- осуществляет контроль за производством и качеством топографо-геодезических работ на территории города;
- выдает в установленном порядке разрешения на производство земляных работ и на выполнение всех видов инженерно-строительных работ;
- согласовывает проекты границ земельных участков при проведении инвентаризации земель города в части соответствия земельных участков нормам отвода земель и установленным градостроительным регламентам, необходимости установления публичных сервитутов; готовит заключение об обременениях земельных участков и ограничениях их использования;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством и нормативными правовыми актами Мурманской области, органов местного самоуправления города Мурманска.
3.6. Специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города в области земельных отношений в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
- обеспечивает постановку на государственный кадастровый учет земельных участков и их частей:
а) при предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное), безвозмездное срочное пользование и на праве ограниченного пользования под жилые здания, объекты общего пользования (площади, проспекты, скверы, дороги и т.п.) другие объекты, находящиеся в собственности города;
б) при установлении частного сервитута, где правообладателем сервитута является администрация города Мурманска;
- заключает соглашения и обеспечивает их государственную регистрацию при наличии на земельных участках:
а) ограничений, публичных сервитутов, установленных постановлениями администрации города для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения;
б) частных сервитутов, где правообладателем сервитута является администрация города Мурманска;
- согласовывает проекты границ земельных участков при проведении инвентаризации земель города;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством и нормативными правовыми актами Мурманской области, органов местного самоуправления города Мурманска.
IV. Общие правила предоставления земельных участков
4.1. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории города осуществляется на основании постановления администрации города Мурманска.
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 7 февраля 2006 г. N 17-206 в пункт 4.2 Положения настоящего решения внесены изменения
4.2. В границах города земельные участки предоставляются:
а) гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду;
б) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год;
в) религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование или собственность бесплатно.
г) общероссийским общественным организациям инвалидов и организациям, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, имеющим на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности здания, строения, сооружения, в собственность бесплатно.
4.3. Право ограниченного пользования земельным участком устанавливается в случаях:
- установления частного сервитута в соответствии с гражданским законодательством;
- установления публичного сервитута законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, постановлением администрации города Мурманска с учетом результатов общественных слушаний;
- предоставления неделимого земельного участка для эксплуатации здания, правообладателями помещений в котором являются федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, в отношении этих лиц.
4.4. При приватизации зданий, строений, сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, одновременно с приобретением имущества осуществляется отчуждение земельных участков, на которых оно расположено, а также необходимых для его использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений, сооружений с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Собственники объектов недвижимого имущества вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на этом земельном участке.
4.5. Земельный участок может быть предоставлен как одному лицу, так и нескольким лицам.
4.6. Права на землю могут быть ограничены в интересах города по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
4.7. В отношении земельных участков могут быть установлены частные сервитуты, а также публичные сервитуты, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления, местного населения.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. При этом осуществление сервитута должно быть наименее обременительно для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Сервитуты, ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
4.8. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации за исключением случаев, установленных федеральными законами.
V. Правила предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность
5.1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения (далее - объекты недвижимого имущества), расположенные на земельных участках имеют право на приобретение этих земельных участков в собственность за исключением случаев, установленных законодательством.
5.2. Администрация города Мурманска принимает решения о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами в случаях не относящихся к компетенции иных органов, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области.
5.3. Предоставление земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам осуществляется за плату.
Предоставление земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и настоящим Положением.
5.4. При продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в соответствии с действующим законодательством. Оплата стоимости земельного участка производится единовременно, если иное не установлено действующим законодательством.
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 7 февраля 2006 г. N 17-206 в пункт 5.5 Положения настоящего решения внесены изменения
5.5. Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно имеют:
- граждане, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, однократно;
- граждане, обладающие земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, однократно;
- граждане, в фактическом пользовании которых находятся земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными гражданами в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, однократно;
- собственники многоквартирного дома и иных зданий, строений, сооружений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;
- религиозные организации, имеющие в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, имеющие на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности здания, строения, сооружения.
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области.
5.6. Не подлежат предоставлению в собственность:
- спорные земельные участки, в отношении которых ведется административное или судебное разбирательство, до вступления в силу соответствующего решения, а также земельные участки в случае судебного спора по границам земельных участков, о принадлежности зданий, строений, сооружений, находящихся на них;
- земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- земельные участки, не подлежащие приватизации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- земельные участки, зарезервированные для государственных и муниципальных нужд на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации;
- земли общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами и другими объектами;
- земельные участки, сформированные, в том числе из земель, расположенных за красными линиями проспектов, дорог, улиц, проездов, за исключением случаев, когда за границами красных линий расположены части зданий строений, сооружений не являющихся самовольными постройками;
- земельные участки с не установленными на местности границами и не прошедшие государственный кадастровый учет;
- части земельных участков.
5.7. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другому лицу, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
При отказе от права собственности на земельный участок, этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права собственности на земельный участок оформляется заявлением об отказе и предоставляется в администрацию города Мурманска.
5.8. Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной собственности или собственности города:
- для ведения личного подсобного хозяйства - соответственно 0.02 га (200 кв.м) и 0.12 га (1200 кв.м);
- для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) - соответственно 0.04 га (400 кв.м) и 0.12 га (1200 кв.м).
5.9. Максимальные размеры земельных участков, находящихся в собственности города, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, составляют:
- для ведения личного подсобного хозяйства - 0.06 га (600 кв.м);
- для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) - 0.06 га (600 кв.м).
VI. Порядок предоставления (переоформления) гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения
6.1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, приобретают права на эти земельные участки в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 7 февраля 2006 г. N 17-206 в пункт 6.2 Положения настоящего решения внесены изменения
6.2. Для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города (далее - уполномоченный орган) с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- опись представленных документов;
- доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя) и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
- копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (в двух экземплярах) и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- прошитые копии Устава предприятия либо Положения об учреждении;
- копия информационного письма Госкомстата;
- копия договора купли-продажи имущества с актом приемки-передачи либо договора хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования имуществом;
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на здания, строения, сооружения, их части или иного документа, подтверждающего право на здания, строения, сооружения, их части (два экземпляра);
До разграничения государственной собственности на землю юридические лица, являющиеся правообладателями имущества, относящегося к федеральной (областной) форме собственности, представляют свидетельство о внесении в реестр федерального (областного) имущества (копии в двух экземплярах).
- копия технического паспорта на объект недвижимости;
- кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра):
- пять экземпляров (четыре оригинала, одна копия) в случае приобретения права аренды или ограниченного пользования земельным участком;
- два оригинала - в случае приобретения права безвозмездного срочного пользования земельным участком;
- один оригинал - в случае приобретения земельного участка в собственность или права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В случае отсутствия кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) представляется копия технического отчета по установлению на местности границ земельного участка или копия утвержденного проекта территориального землеустройства.
- справка ГУПТИ об общей площади здания с указанием площади собственных помещений (при наличии других правообладателей помещений в здании);
- заключение Центра Госсанэпиднадзора (для объектов, влияющих на состояние окружающей среды).
При одновременном изменении функционального назначения здания (помещений) дополнительно представляются:
- постановление администрации города Мурманска об изменении функционального назначения объекта, архитектурно-планировочное задание, акт рабочей комиссии о приемке объекта в эксплуатацию, распоряжение управления административного округа о вводе объекта в эксплуатацию (копии);
- генплан с размещением автостоянки, план благоустройства, транспортно-пешеходная схема с указанием площади автостоянки либо количества машино/мест, необходимых для эксплуатации объекта (копии).
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 7 февраля 2006 г. N 17-206 в пункт 6.3 Положения настоящего решения внесены изменения
6.3. Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок готовит проект постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка:
а) в собственность (бесплатно или за плату);
б) на праве аренды;
в) на праве постоянного (бессрочного), безвозмездного срочного пользования, ограниченного пользования для юридических лиц, имеющих такое право.
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 7 февраля 2006 г. N 17-206 в пункт 6.4 Положения настоящего решения внесены изменения
6.4. На основании постановления администрации города Мурманска уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица, в двухнедельный срок, готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка, проект договора безвозмездного срочного или ограниченного пользования земельным участком и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Государственная регистрация оформленных в установленном порядке договоров осуществляется заявителем за счет собственных средств.
6.5. В случае обращения правообладателя объекта недвижимого имущества об оформлении документов на несформированный земельный участок, уполномоченный орган уведомляет заявителя о необходимости выполнения проекта территориального землеустройства и установления на местности границ земельного участка.
Проект территориального землеустройства утверждается уполномоченным органом на основании доверенности администрации города Мурманска.
На основании утвержденного проекта территориального землеустройства или утвержденных материалов инвентаризации земельного участка заявитель за свой счет по договору с землеустроительной организацией устанавливает границы земельного участка на местности и обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка.
Уполномоченный орган готовит проект постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Положения.
После принятия администрацией города Мурманска постановления о предоставлении в пользование земельного участка заявитель в месячный срок представляет в уполномоченный орган кадастровый план земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра) для подготовки документа на пользование земельным участком в соответствии с пунктом 6.4 настоящего Положения.
6.6. При приобретении здания, строения, сооружения, находящегося на делимом земельном участке, правообладатели объектов недвижимого имущества, по своему желанию могут провести землеустройство - разработать проекты территориального землеустройства на вновь образуемые земельные участки, необходимые для эксплуатации здания, строения, сооружения.
Правообладатели зданий, строений, сооружений могут совместно использовать земельный участок, в границах ранее сформированных для эксплуатации нескольких объектов, при этом проведения землеустройства не требуется.
Правила использования и содержания земельного участка могут регулироваться соглашением между правообладателями объектов недвижимого имущества в рамках заключенного договора аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора.
Плата за пользование земельным участком определяется пропорционально отношению площади здания, строения, сооружения, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, к общей площади всех объектов, расположенных на земельном участке.
6.7. При необходимости устранения недостатков в землеустройстве и упорядочении границ предоставленных в пользование земельных участков арендаторы, землепользователи, землевладельцы за свой счет разрабатывают проект территориального землеустройства и устанавливают на местности границы вновь образованных земельных участков.
Утвержденный проект территориального землеустройства представляется арендаторами, землевладельцами, землепользователями в уполномоченный орган для подготовки проекта постановления администрации города Мурманска о предоставлении в пользование земельных участков в новых границах и внесения изменений в договоры аренды земли, договоры безвозмездного срочного и ограниченного пользования земельными участками.
6.8. Арендатором по договору аренды земельного участка может выступать любое физическое и (или) юридическое лицо.
6.9. В случаях, установленных Земельным кодексом РФ, на стороне арендатора в договоре аренды земельного участка могут выступать несколько лиц (договор аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора). При этом договор аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации здания, строения, сооружения, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей объекта недвижимого имущества.
Договор аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора заключается с правообладателем объекта недвижимого имущества первым обратившимся с заявлением о приобретении прав на земельный участок. С другими правообладателями объекта недвижимого имущества заключаются соглашения о присоединении к указанному договору.
При одновременном обращении нескольких правообладателей объекта недвижимого имущества с заявлением о приобретении прав на земельный участок договор аренды земли с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен с любым правообладателем объекта недвижимого имущества по согласованию между ними.
Плата за пользование земельным участком определяется пропорционально отношению площади помещений, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, к общей площади здания, строения, сооружения.
6.10. Земельные участки под здания, строения, сооружения передаются гражданам и юридическим лицам в аренду на срок:
- при переходе прав на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, предоставленном в аренду предыдущему правообладателю объекта недвижимого имущества - на срок, установленный предыдущему арендатору земельного участка;
- под капитальные (кирпичные, панельные, блочные и т.п.) здания, строения, сооружения - от 10 до 49 лет;
- под временные строения с металлическим каркасом - до 5 лет;
- под остановочно-торговые комплексы - до 5 лет;
- под стационарные автозаправочные станции - до 10 лет;
- под автозаправочные станции контейнерного типа - до 5 лет;
- под капитальные гаражные боксы - до 20 лет;
- под деревометаллические гаражные боксы - до 10 лет;
- под стоянки автотранспорта - до 5 лет;
- под рекламные щиты - на срок предоставления права распространения рекламы;
- под временные некапитальные сооружения без фундаментов - до 3 лет;
- под временные складские площадки, спортивные площадки - до 5 лет.
Срок аренды земельного участка устанавливается по согласованию со специально уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности. При прохождении по земельным участкам красных линий улиц срок аренды земельных участков согласовывается со специально уполномоченным органом местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города.
После окончания срока пользования земельным участком по заявлению гражданина или юридического лица право пользования земельным участком, при возможности, может быть продлено при выполнении арендаторами земельных участков условий договоров аренды земли и действующего законодательства.
6.11. Право постоянного (бессрочного), безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на незастроенный земельный участок, в случае перехода прав на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, другому лицу, а также принудительно по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
При отказе лица от права постоянного (бессрочного), безвозмездного срочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется администрацией города Мурманска.
Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком оформляется заявлением об отказе и предоставляется в администрацию города Мурманска.
6.12. Аренда земельного участка прекращается:
а) по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством;
б) по инициативе арендодателя, если это отражено в условиях договора на аренду земельного участка;
в) при переходе другим лицам права, в том числе собственности на объекты, расположенные на земельном участке.
г) по инициативе арендатора при миновании надобности в земельном участке в порядке, определенном разделом XII настоящего Положения.
Заявления о расторжении договоров аренды земли, договоров безвозмездного срочного и ограниченного пользования земельными участками или о внесении изменений, дополнений в указанные договоры направляются гражданами и юридическими лицами в уполномоченный орган.
VII. Порядок формирования земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения
7.1. Границы и размеры земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, в существующей застройке определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Для образования новых и упорядочения существующих земельных участков составляется проект территориального землеустройства.
7.2. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий застройки, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, включая откосы, примыкающие к земельному участку, в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организацией территории.
7.3. Границы земельного участка формируются с минимальным количеством поворотных точек. Не допускается изломанность границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
7.4. В общую площадь земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, включается площадь непосредственно занятая этими объектами и площадь прилегающей территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимого имущества в соответствии с установленными нормами.
Территория, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) объекта недвижимого имущества, включает:
- элементы благоустройства в соответствии с проектом благоустройства, разработанным в составе проекта на строительство объекта;
- инженерные коммуникации, предназначенные для эксплуатации объекта;
- проходы и проезды к объекту, включая железнодорожные пути;
- автостоянки, складские, разгрузочные, разворотные площадки и т.п.
Обеспечение земельного участка доступом в виде прохода и проезда обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута (собственником объекта недвижимого имущества или земельного участка), и собственником соседнего земельного участка.
7.5. Если фактическая площадь земельного участка, занимаемого объектом недвижимого имущества, в существующей застройке меньше нормативных размеров и увеличение размеров земельного участка не представляется возможным, то границы земельного участка устанавливаются по фактически существующим границам.
7.6. Не формируются земельные участки:
- под рекламные щиты, автостоянки, железнодорожные пути, наружные коммуникации, опоры ЛЭП, другие подобные объекты, расположенные в красных линиях улиц;
- под павильоны, киоски, рекламные щиты, групповые резервуарные установки, наружные коммуникации, опоры ЛЭП, автостоянки, деревометаллические гаражные боксы, голубятни и другие подобные объекты, расположенные на придомовых территориях жилых зданий и земельных участках, сформированных под здания, строения, сооружения;
- в случае формирования новых земельных участков, предназначенных для размещения объектов и разделения существующих земельных участков, если площадь земельного участка менее установленного минимального размера земельного участка для земель различного разрешенного использования.
7.7. Земельный участок может быть делимым и неделимым.
Раздел делимого земельного участка с целью образования новых земельных участков должен осуществляться таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок соответствовал утвержденному минимальному размеру земельного участка, имел подъезды и подходы и мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
7.8. Предельные (минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам из находящихся в государственной собственности или собственности города земель, устанавливаются:
- постановлением администрации города Мурманска для конкретных видов деятельности;
- в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
VIII. Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов
8.1. Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением случаев:
- предоставления земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства;
- предоставления земельных участков для муниципальных нужд.
8.2. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и градостроительным регламентом, а также в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
8.3. Передача земельных участков для строительства в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) осуществляется при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
8.4. Решение о согласовании проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договора аренды земельных участков для строительства принимает Мурманский городской Совет.
Решением о согласовании проведения торгов определяется форма проведения торгов и утверждается перечень земельных участков, выставляемых на торги (аукционы, конкурсы).
8.5. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
8.5.1. Специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности:
- проводит работы по формированию земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, иной градостроительной и землеустроительной документацией;
- обеспечивает составление и согласование проекта территориального землеустройства;
- обеспечивает установление границ земельного участка на местности;
- обеспечивает постановку земельного участка на государственный кадастровый учет;
- разрабатывает градостроительные регламенты;
- готовит заключения:
- о красных линиях застройки;
- о необходимости установления публичных сервитутов, об обременениях земельного участка и ограничениях его использования;
- о наличии предварительного согласования о подключении к инженерным коммуникациям и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- о местоположении объектов инженерной инфраструктуры с указанием размера охранной зоны;
- определяет условия конкурса при проведении конкурса по продаже земельного участка в собственность или права на заключение договора аренды земельного участка;
- обеспечивает своевременную публикацию в газете "Вечерний Мурманск" информации о наличии предлагаемых для строительства земельных участков;
- готовит проекты решения Мурманского городского Совета и постановления администрации города Мурманска о проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договора аренды земельных участков для строительства;
- готовит проект постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) в случае, если имеется только одна заявка, поданная гражданином или юридическим лицом.
8.5.2. Специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города:
- обеспечивает своевременную публикацию в газете "Вечерний Мурманск" извещения о проведении торгов (аукциона, конкурса);
- организует и проводит торги (аукцион, конкурс) по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договора аренды земельных участков для строительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом РФ;
- оформляет протокол о результатах торгов (аукционов, конкурсов), готовит проекты договоров купли-продажи земельного участка или аренды земельного участка при предоставлении земельного участка без проведения торгов (аукционов, конкурсов);
- обеспечивает публикацию информации в газете "Вечерний Мурманск" о результатах торгов.
8.6. Протокол о результатах торгов (аукционов, конкурсов) или постановление администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для:
- заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
- заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
8.7. В случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах).
8.8. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков для строительства, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота и ограничения в обороте земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- установленного Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
IX. Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов
9.1. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование на срок не более, чем один год.
Религиозным организациям земельные участки, предназначенные для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения, предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
9.2. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства (далее - заявитель), обращаются в администрацию города Мурманска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении указывается назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя), и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
- копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
9.3. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
9.3.1. Специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования;
- готовит акт о выборе земельного участка;
- готовит для согласования акта о выборе земельного участка графическое приложение к акту с указанием места размещения объекта;
- разрабатывает градостроительные регламенты;
- готовит заключения:
- о красных линиях застройки;
- о необходимости установления публичных сервитутов, об обременениях земельного участка и ограничениях его использования;
- о наличии предварительного согласования о подключении к инженерным коммуникациям и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- о местоположении объектов инженерной инфраструктуры с указанием размера охранной зоны;
- обеспечивает публикацию в газете "Вечерний Мурманск" информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в целях обеспечения прав граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального самоуправления участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций;
- информирует граждан и юридических лиц, имеющих земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования и аренды, интересы которых могут быть затронуты возможным изъятием земельных участков для муниципальных нужд в связи с предоставлением земельных участков для размещения объектов;
- информирует граждан и юридических лиц, имеющих земельные участки в собственности, о возможном выкупе земельных участков для муниципальных нужд в связи с предоставлением земельных участков для размещения объектов;
- готовит проект постановления администрации города Мурманска о предварительном согласовании места размещения объекта либо уведомляет граждан и юридических лиц об отказе в размещении объекта;
- обеспечивает составление проекта территориального землеустройства при предоставлении земельного участка для муниципальных нужд;
- готовит проект постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства объекта.
9.3.2. Специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города:
- готовит проекты договоров аренды земельного участка либо безвозмездного срочного пользования земельным участком;
- выкупает у граждан и юридических лиц находящиеся в собственности земельные участки для муниципальных нужд в связи с предоставлением земельных участков для размещения объектов.
9.4. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
9.5. Согласованный акт о выборе земельного участка с графическим приложением выдается заявителю для составления проекта территориального землеустройства, который после его утверждения прилагается к акту о выборе земельного участка.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Составление проекта территориального землеустройства не требуется при размещении новых объектов (пристроек) на земельном участке, предоставленном гражданину или юридическому лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования и аренды. При этом площадь земельного участка, ранее предоставленного гражданину или юридическому лицу, должна соответствовать нормам отвода земель для конкретных видов деятельности с учетом объектов, вновь размещаемых на земельном участке.
9.6. Границы и размеры земельного участка, предназначенного для строительства объекта, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий застройки, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, включая откосы, примыкающие к земельному участку, в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организацией территории. Границы земельного участка формируются с минимальным количеством поворотных точек. Не допускается изломанность границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
9.7. После представления заявителем утвержденного проекта территориального землеустройства на земельный участок, предназначенный для строительства объекта, специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности готовит проект постановления администрации города Мурманска о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающий акт о выборе земельного участка.
9.8. При формировании земельного участка для строительства объекта, в том числе за счет земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования и аренды одновременно с составлением проекта территориального землеустройства на земельный участок, предназначенный для строительства объекта, составляется проект территориального землеустройства на вновь образуемый смежный земельный участок, ранее предоставленный гражданину или юридическому лицу.
Формирование земельного участка для строительства объекта за счет смежных земельных участков допускается при соответствии оставшейся площади этих земельных участков нормам отвода земель для объектов, расположенных на земельных участках.
После утверждения проектов территориального землеустройства на земельный участок, предназначенный для строительства объекта, и вновь образуемый смежный земельный участок специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности готовит проект постановления администрации города Мурманска о предоставлении гражданину или юридическому лицу в пользование вновь образованного земельного участка под существующие объекты, о зачислении неиспользуемой части смежного земельного участка в земельный участок, не закрепленный за конкретными лицами, и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства объекта возможно после постановки гражданином или юридическим лицом вновь образованного смежного земельного участка на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на земельный участок.
Затраты, связанные с составлением проекта территориального землеустройства на вновь образуемый смежный земельный участок, его постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права на земельный участок несет лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства.
9.9. Постановление администрации города Мурманска о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно-изыскательских работ заявителем, последующего принятия постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решением Мурманского городского Совета от 30 сентября 2005 г. N 12-153 пункт 9.10 изложен в новой редакции
9.10. Плата за предварительное согласование места размещения объекта устанавливается от действующей ставки земельного налога за единицу площади за весь срок предварительного согласования с коэффициентом: 0,5 - за первый год предварительного согласования, 0,75 - за второй, 1,0 - за третий. При этом плата за предварительное согласование места размещения объекта может вноситься заявителем единовременно либо ежеквартально.
9.11. Постановление администрации города Мурманска о предварительном согласовании места размещения объекта и утвержденный проект территориального землеустройства являются основанием для установления в соответствии с обращением заявителя и за его счет границ испрашиваемого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном законодательством.
9.12. После утверждения проектной документации на строительство объекта заявитель направляет в администрацию города Мурманска заявление о предоставлении предварительно согласованного земельного участка для строительства объекта с приложением кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра).
9.13. Постановления администрации города Мурманска о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка для строительства объекта принимаются в двухнедельный срок со дня обращения заявителя и представления всех необходимых документов.
9.14. После принятия постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства объекта заявитель в десятидневный срок обращается в специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города с заявлением о заключении договора аренды земельного участка либо договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- опись представленных документов;
- доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя) и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
- копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (в двух экземплярах) и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- прошитые копии Устава предприятия либо Положения об учреждении;
- копии информационного письма Госкомстата;
- кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) - пять экземпляров (четыре оригинала, одна копия) при заключении договора аренды земельного участка; два оригинала - при заключении договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
9.15. На основании постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства объекта и обращения заявителя специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города в двухнедельный срок готовит проект договора аренды земельного участка или проект договора безвозмездного срочного пользования земельным участком.
9.16. Отсутствие без уважительной причины заявления об оформлении договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком в течение одного месяца с момента принятия постановления администрации города Мурманска, а равно как отсутствие в течение одного месяца сведений о принятии либо непринятии условий направленного заявителю проекта договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, расценивается как отказ заявителя от заключения договора и подписания акта приема-передачи земельного участка.
Отказ заявителя от заключения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком является основанием для отмены постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка. При этом понесенные заявителем затраты на проектно-изыскательские работы не возмещаются.
9.17. Использование земельного участка, предоставленного для строительства объекта, разрешается после вступления в силу договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
9.18. В случаях не использования земельного участка, предоставленного для строительства объекта, в течение трех лет или его использования для других целей, неисполнения постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка для строительства объекта, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, земельный участок подлежит изъятию.
Процедура принудительного изъятия земельного участка осуществляется в судебном порядке.
9.19. По окончании строительства объекта арендаторы, землепользователи обязаны:
- предъявить объект приемочной комиссии для приемки в эксплуатацию;
- зарегистрировать право на объект недвижимого имущества в управлении Федеральной регистрационной службы по Мурманской области;
- выполнить и представить в специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности контрольноисполнительную съемку М 1:500 в границах объемов работ.
X. Порядок предоствления# земельных участков для целей, не связанных со строительством
10.1. Для целей, не связанных со строительством, земельные участки могут предоставляться:
10.1.1. Гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.
10.1.2. Гражданам и юридическим лицам для размещения киосков, павильонов, остановочно-торговых комплексов, рекламных щитов, автостоянок, автодромов, полигонов, деревометаллических гаражных боксов, открытых складских и спортивных площадок и других подобных объектов, для выполнения благоустройства территории.
10.2. Предоставление гражданам и юридическим лицам - правообладателям зданий, строений, сооружений земельных участков осуществляется в соответствии с разделами V. и VI. настоящего Положения.
10.3. Размещение объектов, указанных в подпункте 10.1.2. Положения (далее - объект) осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта или места установки объекта.
10.4. Предоставление гражданину и юридическому лицу земельного участка для размещения объекта осуществляется в аренду. Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования.
10.5. Объекты могут размещаться как на земельных участках не закрепленных за конкретными лицами, так и на придомовых территориях жилых зданий, земельных участках, предоставленных гражданам и юридическим лицам для эксплуатации зданий, строений, сооружений, в красных линиях улиц, а также на зарезервированных земельных участках на срок, не превышающий срока резервирования.
10.6. Размещение объекта может осуществляться как с формированием земельного участка, так и без формирования земельного участка.
При размещении объектов на земельных участках, предоставленных гражданам и юридическим лицам для эксплуатации зданий, строений, сооружений, земельные участки для этих объектов не формируются. При этом территория, предназначенная для размещения и функционирования объекта, является частью земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу для эксплуатации здания, строения, сооружения.
В случае формирования земельного участка для строительства зданий, строений, сооружений границы вновь образуемого земельного участка для строительства могут формироваться, в том числе за счет земельного участка, ранее предоставленного для целей, не связанных со строительством. При этом земельный участок, ранее предоставленный для размещения объекта, будет частью вновь образуемого земельного участка.
Для размещения объекта, при необходимости, может быть сформирован земельный участок (составлен проект территориального землеустройства) на часть проспекта, улицы, проезда, расположенных в соответствующем квартале города, придомовую территорию, земельный участок, необходимый для эксплуатации зданий, строений, сооружений и одновременно на часть земельного участка, предназначенную для размещения объекта.
Если для размещения объекта формируется земельный участок, то площадь земельного участка должна быть не менее установленного минимального размера земельного участка для земель различного разрешенного использования. Предоставление земельных участков, в этих случаях, осуществляется в соответствии с разделом IX. настоящего Положения.
10.7. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в размещении объекта обращаются в администрацию города Мурманска с заявлением о согласовании места размещения объекта или места установки объекта с указанием предполагаемого места размещения объекта.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя) и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
- копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
10.8. Специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности на основании заявления гражданина или юридического лица (далее - заявитель) готовит и согласовывает акт о выборе места размещения объекта или места установки объекта (далее - акт). К акту прикладывается графическое приложение с указанием места размещения объекта.
10.9. После согласования акта специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности готовит проект постановления администрации города Мурманска о согласовании места размещения объекта или об утверждении места установки объекта.
10.10. Постановление администрации города Мурманска о согласовании места размещения объекта и об утверждении места установки объекта принимается в двухнедельный срок после согласования акта.
10.11. При размещении объекта на земельном участке, предоставленном гражданину или юридическому лицу для эксплуатации зданий, строений, сооружений, земельный участок используется на условиях договора с множественностью лиц на стороне арендатора либо на праве ограниченного пользования, безвозмездного срочного пользования.
Заключение договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком и соглашения об ограниченном пользовании земельным участком осуществляется в соответствии с пунктами 9.14., 9.15., 9.16 настоящего Положения.
XI. Порядок оформления декларации (заявления) о факте использования земельного участка
Утратил силу с 1 января 2006 г.
См. текст раздела XI
XII. Порядок сдачи-приема свободных от строений земельных участков (их частей), при миновании надобности, для зачисления в земельные участки, не закрепленные за конкретными лицами, либо для их дальнейшего использования
12.1. К земельным участкам, не закрепленным за конкретными лицами, относятся земли, находящиеся в собственности города и не предоставленные гражданам и юридическим лицам.
12.2. Принятие у арендаторов, землепользователей, землевладельцев земельных участков производится на основании актов сдачи-приема земельных участков.
12.3. Размер (площадь) части сдаваемого земельного участка определяется проектом территориального землеустройства, разработанным арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка и утвержденным специально уполномоченным органом местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города.
Арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка разрабатываются проекты территориального землеустройства под существующие объекты и с целью увеличения площади земельных участков, не закрепленных за конкретными лицами, расположенных в соответствующем квартале города (по месту размещения земельного участка).
12.4.Земельные участки (части участков) сдаются арендаторами, землепользователями, землевладельцами в следующих случаях:
- по окончании срока действия договоров аренды земли;
- при отсутствии надобности в земельном участке (части).
12.5. Принятие части земельного участка производится в случаях:
- часть земельного участка является смежной с земельным участком, не закрепленным за конкретными лицами;
- часть земельного участка (его площадь и конфигурация) может рассматриваться как самостоятельный объект недвижимости, пригодный для застройки и не представляет собой вклинивание или чересполосицу;
- площадь оставшейся части земельного участка не менее установленного минимального размера земельного участка для земель различного разрешенного использования.
12.6. Обследование земельного участка (части) производится на основании письменного заявления арендатора, землепользователя, землевладельца, комиссионно, с выходом на место.
12.7. Заявление на принятие земельного участка (части) направляется арендатором, землепользователем, землевладельцем в специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города.
12.8. Заявление оформляется в произвольной форме с указанием в нем полного наименования арендатора, землепользователя, землевладельца, причин сдачи земельного участка (части), кадастрового номера, площади земельного участка и номера договора аренды земли. К заявлению прилагается план сдаваемого земельного участка (части).
В случаях, предусмотренных пунктом 12.11. настоящего раздела, к заявлению прилагается кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра).
12.9. В состав комиссии входят:
Сдающая сторона:
- арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, либо его представитель, обладающий правом подписи по доверенности. Принимающая сторона:
- представитель специально уполномоченного органа местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города.
Члены комиссии:
- представитель управления административного округа, к которому территориально относится сдаваемый земельный участок (часть);
- представитель специально уполномоченного органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности;
- представитель комитета по охране окружающей природной среды города Мурманска.
Принятие решения о необходимости участия в обследовании земельного участка представителей управлений административных округов, специально уполномоченного органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, комитета по охране окружающей природной среды города Мурманска и уведомление членов комиссии о месте и времени обследования земельного участка возлагается на специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города.
12.10. При обследовании земельного участка (части) комиссия определяет возможность принятия земельного участка и, в дальнейшем, части земельного участка для зачисления в земельный участок, не закрепленный за конкретными лицами, либо для их дальнейшего использования.
Результаты обследования земельного участка (части) оформляются актом (приложение N 3) с указанием необходимости разработки арендатором, землепользователем, землевладельцем проектов территориального землеустройства.
Принятие земельного участка от арендатора, землепользователя, землевладельца производится после предоставления утвержденных проектов территориального землеустройства с оформлением акта сдачи-приема земельного участка.
12.11. В случае отказа органа государственной власти Российской Федерации (его территориального органа), государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, другой некоммерческой организации, созданной органом государственной власти Российской Федерации, от права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды земли принятие земельных участков (части) производится после предоставления утвержденных проектов территориального землеустройства (при сдаче части участка) и принятия Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом решения о предоставлении незастроенного земельного участка (части) для федеральных нужд либо уведомления администрации города Мурманска об отсутствии предложений по использованию незастроенного участка (части) для федеральных нужд.
В случае отказа органа государственной власти Мурманской области, государственного учреждения, государственного унитарного предприятия, другой некоммерческой организации, созданной органом государственной власти Мурманской области от права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды земли принятие земельных участков (части) производится после предоставления утвержденных проектов территориального землеустройства (при сдаче части участка) и принятия Правительством Мурманской области решения о предоставлении незастроенного земельного участка (части) для нужд Мурманской области либо уведомления администрации города Мурманска об отсутствии предложений по использованию незастроенного участка (части) для нужд Мурманской области.
12.12. Сдаваемый земельный участок (часть) должен быть в удовлетворительном состоянии, освобожден от строений, конструкций и имущества арендатора, землепользователя, землевладельца, пригодным для дальнейшего использования либо для зачисления в земельный участок, не закрепленный за конкретными лицами.
Земельный участок может быть принят с улучшениями без возмещения затрат (благоустроен, заасфальтирован и т.д.), что отражается в акте сдачи-приема.
При освобождении арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка (части) от строений, конструкций указанные лица предварительно разрабатывают рабочий проект (рабочую документацию) на снос, демонтаж строений, конструкций, согласовывают его в установленном порядке и получают разрешение на выполнение работ.
В случае, если использование земельного участка могло привести к ухудшению качественных характеристик земель и экологической обстановки, арендаторы, землепользователи, землевладельцы проводят экологическую экспертизу.
12.13. Если на сдаваемом земельном участке (части) предусматривалась рекультивация земель, то сдача и принятие данного участка (части) осуществляется с учетом основных положений о рекультивации земель, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.
12.14. При соответствии земельного участка (части) требованиям, установленным нормами настоящего раздела для его сдачи-приемки составляется и подписывается акт сдачи-приема земельного участка (приложение N 4).
12.15. При несоответствии земельного участка (части) требованиям, установленным нормами настоящего раздела для его сдачи-приемки, арендатору, землепользователю, землевладельцу выдается акт обследования земельного участка с отмеченными недостатками и предложением их устранения.
12.16. После устранения арендатором, землепользователем, землевладельцем причин, по которым не был принят земельный участок (часть), и повторного выезда на место подписывается и выдается каждому из участников комиссии акт сдачи-приема земельного участка.
12.17. Земельный участок (часть) считается сданным арендатором, землепользователем, землевладельцем и принятым представителем специально уполномоченного органа местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города после подписания акта сдачи-приема земельного участка.
12.18. Акт сдачи-приема земельного участка является основанием для подготовки в месячный срок специально уполномоченным органом местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города:
- соглашений о расторжении договора аренды земли, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком;
- проекта постановления администрации города Мурманска о предоставлении в пользование земельного участка под существующие объекты в новых границах либо о признании утратившим силу ранее принятого постановления администрации города Мурманска;
- проекта постановления администрации города Мурманска о зачислении принятого по акту участка в земельный участок, не закрепленный за конкретными лицами.
12.19. Арендаторы, землепользователи, землевладельцы несут ответственность за техническое, санитарное состояние участка и производят платежи за пользование землей в соответствии с правоустанавливающими документами на землю:
- до государственной регистрации арендатором, землепользователем, землевладельцем прекращения права пользования участком - при сдаче всего земельного участка;
- до даты принятия постановления администрации города Мурманска о предоставлении в пользование земельного участка под существующие объекты в новых границах - при сдаче части земельного участка.
12.20. Контроль за санитарным и техническим состоянием принятых по акту земель осуществляют управления административных округов города в пределах своей компетенции:
- с момента государственной регистрации арендатором, землепользователем, землевладельцем прекращения права пользования участком - при сдаче всего земельного участка;
- с даты принятия постановления администрации города Мурманска о предоставлении в пользование земельного участка под существующие объекты в новых границах - при сдаче части земельного участка.
XIII. Заключительные и переходные положения
13.1. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории города до разграничения государственной собственности на землю определяются действующим законодательством Российской Федерации и Мурманской области, Уставом города Мурманска, настоящим Положением и иными нормативными актами.
13.2. Мурманский городской Совет в области земельных отношений в пределах своей компетенции до разграничения государственной собственности на землю осуществляет следующие полномочия:
- принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании перечней земельных участков, представляемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, на которые у Российской Федерации и Мурманской области возникает право собственности на территории Мурманской области в границах города;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области.
13.3. Специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города в области земельных отношений в пределах своей компетенции до разграничения государственной собственности на землю осуществляет следующие полномочия:
- формирует документы для включения в дело на каждый земельный участок и сведения об участках для включения в перечень земельных участков, на которые у города в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возникает право собственности;
- рассматривает подготовленные Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации или Мурманской области возникает право собственности, и готовит проекты решений о согласовании или об отказе в согласовании перечней земельных участков;
- информирует территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в случае прекращения прав на незастроенные земельные участки, которые были предоставлены органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, другим некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Российской Федерации, а также в случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды такими земельными участками;
- информирует Департамент имущественных отношений Мурманской области в случае прекращения прав на незастроенные земельные участки, которые были предоставлены органам государственной власти Мурманской области, государственным учреждениям, государственным унитарным предприятиям Мурманской области, другим некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Мурманской области, а также в случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды такими земельными участками;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области.
13.4. Специально уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности:
- готовит по заявлению органа государственной власти, государственного учреждения или государственного унитарного предприятия перечни свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта, и направляет их заявителю и в органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками;
- готовит перечни земельных участков, предлагаемых для изъятия для государственных нужд, в случае отсутствия на территории города свободных от прав третьих лиц земельных участков;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области.
13.5. В случае изменения земельного законодательства Российской Федерации, Мурманской области, регулирующего земельные отношения, настоящее Положение применяется в части, не противоречащей новому законодательству, и подлежат приведению в соответствие с ним.
<< Назад |
||
Содержание Решение Мурманского городского Совета от 3 июня 2005 г. N 9-115 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.