Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Статья 32. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой муниципального образования (главой местной администрации). Возмещение расходов производится избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для тайного голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд с информацией обо всех кандидатах на должность главы муниципального образования, баллотирующихся в избирательном округе, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и адреса постоянного места жительства каждого кандидата на должность главы муниципального образования, а также разъяснения о порядке заполнения избирательного бюллетеня.
Статья 33. Избирательные бюллетени
1. Для выборов главы муниципального образования каждый избиратель получает избирательный бюллетень, текст которого утверждается территориальной избирательной комиссией.
2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты на должность главы муниципального образования с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и адреса места жительства, принадлежности кандидата на должность главы муниципального образования к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшему кандидата на должность главы муниципального образования, или указание о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования непосредственно избирателями. После перечня кандидатов на должность главы муниципального образования помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
5.Избирательные бюллетени для голосования печатаются по распоряжению соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов.
6. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки по избирательному участку, более чем на 0,5 процента.
7. На обороте избирательных бюллетеней ставятся печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
8. В случае выбытия отдельных кандидатов на должность главы муниципального образования до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию территориальных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах на должность главы муниципального образования либо по решению территориальной избирательной комиссии изготавливаются новые избирательные бюллетени.
Статья 34. Порядок голосования
1. В день выборов голосование по выборам глав муниципальных образований проводится с 8.00 часов до 22.00 часов по местному времени.
2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
3. На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.
4. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной избирательной комиссии (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой избирательной комиссии (за 3-1 день до дня выборов).
5. При досрочном голосовании заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии и подписи двух членов избирательной комиссии.
Территориальные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом граждан.
6. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печатей, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списках избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени опускаются в избирательные ящики, после чего приглашаются избиратели для голосования.
7. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлению, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
8. Голосование производится путем нанесения избирателем какого- либо знака в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата на должность главы муниципального образования, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
9. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
10. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
12. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом отметку в списке избирателей напротив фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Статья 35. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.
2. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол об итогах голосования, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их.
3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.
4. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными, о чем участковая избирательная комиссия принимает решение. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
5. При подсчете голосов прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, изготовленные неофициально, не заверенные печатью участковой избирательной комиссии и подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также такие, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей.
6. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
7. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
8. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколе указываются:
- общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку и число избирателей, внесенных в список дополнительно;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
- число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
- число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов на должность главы муниципального образования;
- число действительных голосов, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- число поступивших в комиссию жалоб (заявлений) по порядку голосования и принятые по ним решения.
9. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
10. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии немедленно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения участковой избирательной комиссии.
11. В целях исключения возможности фальсификации результатов голосования подсчет голосов проводится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов на должность главы муниципального образования, избирательные объединения и избирательные блоки.
12. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставлять копию протокола об итогах голосования.
Статья 36. Установление результатов выборов
1. Территориальная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производят подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
Законом Мурманской области от 25 сентября 1996 г. N 33-01-ЗМО в пункт 2 статьи 36 настоящего закона внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного закона
2. На основании протоколов участковых избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней со дня выборов определяет результаты выборов главы муниципального образования. Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При определении результатов голосования число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках, а число избирателей, принявших участие в выборах, - по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.
Территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
- число участковых избирательных комиссий, образованных на территории избирательного округа;
- число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен протокол;
- число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу, и число избирателей, внесенных в списки дополнительно;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов на должность главы муниципального образования;
- число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
- одно из следующих решений:
а) признание избранным кандидата на должность главы муниципального образования, получившего более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
б) признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
в) признание выборов несостоявшимися, если в них приняло участие менее
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.