Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 7 апреля 2005 г. N 119-ПП
Региональная
целевая программа
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Паспорт Программы
Наименование - региональная целевая программа "Защита
Программы населения Мурманской области от
туберкулеза" на 2004-2008 годы (далее -
Программа)
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской
решения о области от 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке
разработке региональных целевых программ"
Программы
Основание для - постановление Правительства Российской
решения о Федерации от 13.11.2001 N 790 "О федеральной
разработке целевой программе "Предупреждение и борьба с
Программы заболеваниями социального характера
(2002-2006)";
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ
"О предупреждении распространения
туберкулеза в Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в
связи с принятием федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации"
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской
заказчик области
Программы
Основные - комитет по здравоохранению Мурманской
разработчики области;
Программы - Мурманский областной противотуберкулезный
диспансер
Цели и задачи - стабилизация эпидемиологической
Программы ситуации,
связанной с туберкулезом на территории
Мурманской области (своевременное
выявление больных, стабилизация показателей
заболеваемости, смертности);
- развитие материально-технической базы
противотуберкулезной службы;
- совершенствование методов ранней
диагностики туберкулеза;
- повышение эффективности лечения больных
туберкулезом;
- профилактика заболеваний туберкулезом
медицинского персонала;
- подготовка медицинских кадров по вопросам
профилактики, диагностики и лечения
туберкулеза
Сроки и этапы - 2004-2008 г.г.
реализации
Программы
Исполнители - администрации городов и районов Мурманской
Программы и области;
основных - комитет по здравоохранению Мурманской
мероприятий области;
- областной противотуберкулезный диспансер;
- орган, осуществляющий государственный
санитарно-эпидемиологический надзор на
территории Мурманской области;
- УИН Минюста РФ по Мурманской области
Объемы и источники - общее финансирование:
финансирования 2004 год - 49 496 тыс. руб.
2005 год - 47 225 тыс. руб.
2006 год - 57 230 тыс. руб.
2007 год - 57 586 тыс. руб.
2008 год - 51 165 тыс. руб.
- из областного бюджета:
2004 год - 22 685 тыс.руб.
2005 год - 26 330 тыс.руб.
2006 год - 35 541 тыс.руб.
2007 год - 37 246 тыс.руб.
2008 год - 42 559 тыс.руб.
- из федерального бюджета:
2005 год - 3 000 тыс. руб.
- из муниципальных бюджетов:
2004 год - 13 860 тыс. руб.
2005 год - 7 890 тыс. руб.
2006 год - 17 035 тыс. руб.
2007 год - 14 975 тыс. руб.
2008 год - 2 630 тыс. руб.
- из бюджета Минюста РФ:
2004 год - 12 360 тыс. руб.
2005 год - 9 462 тыс. руб.
2006 год - 3 864 тыс. руб.
2007 год - 4 303 тыс. руб.
2008 год - 4 788 тыс. руб.
- из бюджетов ЗАТО:
2004 год - 591 тыс. руб.
2005 год - 543 тыс. руб.
2006 год - 790 тыс. руб.
2007 год - 1 062 тыс. руб.
2008 год - 1 188 тыс. руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в
установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.
Ожидаемые конечные - стабилизация заболеваемости туберкулезом
результаты взрослого населения области на уровне
реализации показателей - 63,9 на 100 тыс. и детского
Программы населения - 7,3 на 100 тыс.;
- снижение заболеваемости туберкулезом
контактных лиц в очагах инфекции;
- повышение процента выявляемости больных
туберкулезом при профилактических осмотрах
до 60%;
- обеспечение безопасных условий труда
персонала, отсутствие случаев
внутрибольничного заражения туберкулезной
инфекцией;
- увеличение укомплектованности врачебными и
сестринскими кадрами соответственно до 70 и
85%.
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за осуществляет заместитель Губернатора
исполнением Мурманской области, курирующий отрасль
Программы здравоохранения
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Программа разработана во исполнение постановления Правительства РФ от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Программа должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, лечения и реабилитации.
В Российской Федерации туберкулез остается одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. С 1991 года заболеваемость в стране возросла в 2,7 раза. В 2001 году показатель заболеваемости составил 88,2 на 100000 населения, смертности от туберкулеза - 20,1 на 100000 населения.
В Мурманской области эпидемиологическое благополучие закончилось в 1990 году. Показатель заболеваемости постоянного населения к 2002 году увеличился в 3 раза и составил 45,9 на 100,0 тыс. населения против 15,7 в 1990 году. Регистрируются все более тяжелые острозаразные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. 75 % таких больных умирают в течение первых двух месяцев после выявления заболевания. Смертность от туберкулеза на территории области по сравнению с 1990 годом возросла в 9,5 раз (1990 г. - 1,2; 2002 г. - 11,5 на 100,0 тыс. населения), причем на долю умерших до 1 года наблюдения приходится более трети случаев. Ежегодно растет заболеваемость детей (1990 г. - 0,7; 2002 г. - 6,6 на 100,0 тыс. детского населения). В 2002 году впервые за последние десятилетия в области зарегистрирована детская смертность от туберкулеза.
Остается высокой заболеваемость туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Мурманской области, несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к стабилизации показателей (СИЗО - 2001 г. - 480,0; 2002 г.- 486,6 на 100 тыс. осужденных; тюрьмы - 2001 г. - 1861,2; 2002 г. - 1476,0 на 100 тыс. заключенных).
Особенностью современного периода является рост численности больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. По итогам 2000 года в Российской Федерации среди впервые выявленных бактериовыделителей множественная лекарственная устойчивость была зарегистрирована у 7,2% пациентов. Начиная с 1991 г. в Мурманской области увеличилось количество пациентов с заразной формой туберкулеза с 280 до 660 человек. Ежегодно увеличивается удельный вес пациентов с лекарственно-устойчивыми формами (первичная устойчивость в 1991 г.- 15%, 2002 г. - 44%; вторичная устойчивость в 1991 г. - 57%, 2002 г. - 84 %).
На низком уровне осуществляются мероприятия по раннему выявлению туберкулеза. Профилактическими флюорографическими обследованиями охвачено только 50% населения, что приводит к недовыявлению 30% больных ежегодно и ведет к утяжелению форм туберкулеза, длительной лекарственной терапии, повышению выхода на инвалидность, росту источников инфекции.
На современном этапе лечение больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза должно быть комплексным, включающим не менее пяти-шести противотуберкулезных препаратов, стоимость которых значительно превышает стоимость препаратов используемых при чувствительных формах туберкулеза.
Регулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью и их правильное использование - два ключевых момента, обеспечивающих успех лечения данной группы больных.
Порядок обеспечения лекарственными препаратами приведен в соответствие с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 17.11.2004 N 645 "Об утверждении правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях"
Курс лечения пациентов с множественной устойчивостью (согласно рекомендациям ВОЗ "Руководство по организации пилотных проектов, направленных на лечение туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, 2002 г.") предусматривает следующие принципы:
- минимум четыре препарата (а в некоторых случаях восемь), к которым сохранена чувствительность;
- высшие дозы из рекомендуемых;
- продолжительность от 18 до 24 месяцев.
Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" раздел II п.5 "Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом" режим химиотерапии - комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований, а также организационные формы проведения лечения - определяются в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.
Так, режим IY (лечение больных с множественной лекарственной устойчивостью) включает минимум пять противотуберкулезных препаратов с длительностью фазы не менее шести месяцев и три противотуберкулезных препарата на фазе продолжения с длительностью фазы не менее 12 месяцев. При неэффективности терапии курс лечения удлиняется до 24 месяцев на различных фазах.
Федеральные поставки противотуберкулезных препаратов для лечения больных с устойчивыми формами туберкулеза осуществляются в недостаточном количестве, поэтому необходимо финансирование из областного бюджета. В 2002 году потребность в препаратах резервного ряда была удовлетворена только на 15%.
Значительный резервуар неизвестных источников инфекции сосредоточен в основном среди социально-неблагополучных категорий населения. В Мурманской области около 60 % впервые выявленных больных не имеют постоянного места работы, ежегодно растет число лиц без определенного места жительства, мигрантов.
Высока заболеваемость туберкулезом в тюрьмах, находящихся на территории Мурманской области (2001г. - 1861,2 на 100,0 тыс. заключенных).
Большинство пациентов - бывшие заключенные, лица без определенного места жительства и работы, страдающие алкоголизмом. Около 40 % больных прерывают назначенное лечение по собственной инициативе. До 50 % досрочных выписок из стационара МОПТД обусловлены злостными нарушениями режима.
Остро стоит вопрос кадрового обеспечения.
Специальность врача-фтизиатра стала не престижной. Отсутствие средств индивидуальной защиты при работе с пациентами, несоблюдение санитарных норм и правил по размещению инфекционных больных ежегодно приводят к заболеванию сотрудников противотуберкулезной службы области.
Здания стационара не соответствуют санитарным правилам устройства, оборудования и эксплуатации больниц. Условия стационара не позволяют разделить потоки больных с заразными и незаразными, чувствительными и нечувствительными к антибактериальным препаратам формами туберкулеза, что приводит к внутрибольничному инфицированию больных и персонала и увеличению числа пациентов с устойчивыми формами туберкулеза.
С 1997 года на территории области действует международная программа Мурманск-Финляндия "Противотуберкулезный проект по повышению эффективности профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области".
I этап - 1997-2001 годы
II этап - 2002- 2004 годы
Цели проекта:
1. Повышение эффективности диагностики и безопасности лабораторий, исследующих биоматериал.
2. Развитие стратегий контроля и лечебных услуг.
3. Развитие системы поставок и снабжения лекарственными препаратами.
4. Обучение и обмен экспертами.
Проект финансируется в рамках финской двухсторонней Программы Сотрудничества с соседними областями СевероЗапада России и Балтийскими странами.
Бюджет Проекта на 1997-2001 годы составил 582868 EURO (3465579 FIM), на 2002-2004 годы - 605473 EURO (3600000 FIM).
С 01.06.2001 года реализуется проект "Здоровые соседи. Больницы городов Мурманска и Киркенеса".
Основные области сотрудничества:
1. Приобретение медицинского оборудования.
2. Двустороннее обучение медицинского персонала.
3. Обмен опытом по внедрению экспертной оценки.
Проектный бюджет составляет 700000 NOK или 3100 тыс. рублей.
В 2002 году проведена значительная работа по улучшению материально-технического состояния областного противотуберкулезного диспансера: введен в строй после реконструкции пищеблок, закончен капитальный ремонт рентгенологического отделения и зубоврачебного кабинета. В 2003 году начата реконструкция стационара противотуберкулезного диспансера за счет средств областного бюджета и с привлечением денежных средств Королевства Норвегия.
В рамках действия международных программ производится закупка медицинского и лабораторного оборудования, компьютеров, лекарственных препаратов; проводится обучение сотрудников противотуберкулезной, лабораторной служб, общелечебной сети, системы УИН на национальных и международных курсах; осуществляется социальная поддержка больных туберкулезом.
Благодаря совместной работе противотуберкулезных служб области и УИН в 2002 году более 75% освобожденных больных туберкулезом удалось привлечь к продолжению лечения.
Противотуберкулезная служба Мурманской области постоянно взаимодействует с Мурманским региональным отделением Российского Красного Креста.
На территории области с октября 1999 года реализуется программа "РОКК против туберкулеза и СПИДа в России" при финансовой поддержке Норвежского Красного Креста.
Основным направлением деятельности является медикосоциальная поддержка больных туберкулезом. За 2002 год сотрудники МРО РКК оказали 1450 медицинских и социально-бытовых услуг, было выделено 682473 руб. на приобретение белковых и гигиенических наборов, обеспечение горячего питания.
За время действия программы МРО РКК передало противотуберкулезной службе области и УИН 23 микроскопа, медицинское оборудование, расходные материалы на 20000 исследований для лаборатории.
Несмотря на проводимые в области мероприятия по профилактике туберкулеза, проблема остается одной из приоритетных и требует дальнейшего развития. Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем требующих неотложного решения: укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом с лекарственной устойчивостью; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из бюджетов всех уровней, общественных организаций, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить в рамках региональной целевой программы.
С целью дальнейшего совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с туберкулезом в представленной Программе разработан перечень основных мероприятий (прилагается), включающий разделы:
- улучшение материально-технической базы фтизиатрической службы области;
- обеспечение лекарственными препаратами больных лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза;
- приобретение рентгенофлюорографического оборудования и туберкулина для улучшения диагностики ранних форм туберкулеза;
- решение вопросов, связанных с социальной поддержкой больных туберкулезом;
- мероприятия по защите медицинского персонала от внутрибольничного заражения.
Консолидация бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных средств позволит реализовать программные мероприятия и стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Мурманской области.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеванием туберкулезом на территории Мурманской области (своевременное выявление больных, стабилизация показателей заболеваемости, смертности);
- повышение качества медицинской помощи больным туберкулезом;
- предупреждение развития лекарственно устойчивых форм туберкулеза;
- совершенствование методов ранней диагностики туберкулеза;
- улучшение материально-технической базы МОПТД;
- профилактика заболеваний туберкулезом медицинского персонала;
- укрепление материально-технической базы областной фтизиатрической службы.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- дальнейшее внедрение в практику работы фтизиатрической службы области современных принципов оказания медицинской помощи населению согласно действующим нормативным документам;
- улучшение работы лабораторной службы области по применению микроскопического метода исследования биологического материала на кислото-устойчивые бактерии, внедрение системы контроля качества работы лабораторий;
- усовершенствование системы мониторинга за динамикой эпидемического процесса;
- повышение профессиональных знаний медицинских работников по вопросам эпидемиологии, профилактики, диагностики, лечения больных туберкулезом и в соответствии с современными требованиями;
- разработка и применение на практике элементов инфекционного контроля с учетом особенностей течения туберкулезного процесса и сложившейся эпидемиологической ситуации.
Сроки реализации Программы
Сроки реализации программных мероприятий рассчитаны на 2004-2008 годы.
Нормативное и ресурсное обеспечение Программы
Программа разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), постановлениями Правительства РФ от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ", от 17.11.2004 N 645 "Об утверждении правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях", Законом Мурманской области от 16.06.1997 N 67-01-ЗМО "Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области" (в ред. от 27.12.2004).
Программа реализуется за счет средств областного
бюджета, бюджетов городов и районов Мурманской области.
Объем финансирования составит:
общее финансирование:
2004 год - 49 496 тыс. руб.
2005 год - 47 225 тыс. руб.
2006 год - 57 230 тыс. руб.
2007 год - 57 586 тыс. руб.
2008 год - 51 165 тыс. руб.
из областного бюджета:
2004 год - 22 685 тыс. руб.
2005 год - 26 330 тыс. руб.
2006 год - 35 541 тыс. руб.
2007 год - 37 246 тыс. руб.
2008 год - 42 559 тыс. руб.
из федерального бюджета:
2005 год - 3 000 тыс. руб.
из муниципальных бюджетов:
2004 год - 13 860 тыс. руб.
2005 год - 7 890 тыс. руб.
2006 год - 17 035 тыс. руб.
2007 год - 14 975 тыс. руб.
2008 год - 2 630 тыс. руб.
из бюджета Минюста РФ:
2004 год - 12 360 тыс. руб.
2005 год - 9 462 тыс. руб.
2006 год - 3 864 тыс. руб.
2007 год - 4 303 тыс. руб.
2008 год - 4 788 тыс. руб.
из бюджета ЗАТО:
2004 год - 591 тыс. руб.
2005 год - 543 тыс. руб.
2006 год - 790 тыс. руб.
2007 год - 1 062 тыс. руб.
2008 год - 1 188 тыс. руб.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей и объема централизованных поставок лекарственных препаратов за счет средств федерального бюджета.
Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Реализация Программы осуществляется путем совместной деятельности комитета по здравоохранению Мурманской области, областного противотуберкулезного диспансера, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, органов управления и учреждений здравоохранения городов и районов области, УИН Минюста РФ по Мурманской области, Мурманской региональной организации Российского Красного Креста. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется заместителем Губернатора Мурманской области, курирующим отрасль здравоохранения.
Комитет по здравоохранению Мурманской области ежеквартально представляет в департамент финансов и в департамент экономического развития Мурманской области информацию о ходе выполнения Программы и использовании бюджетных средств.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в снижении прямых и косвенных экономический потерь.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- стабилизировать заболеваемость туберкулезом взрослого населения области на уровне показателей - 63,9 на 100 тыс. и детского населения - 7,3 на 100 тыс.;
- снизить заболеваемость туберкулезом контактных лиц в очагах инфекции;
- повысить процент выявляемости больных туберкулезом при профилактических осмотрах до 60%;
- обеспечить безопасные условия труда персонала с целью профилактики внутрибольничного заражения туберкулезной инфекцией;
- увеличить укомплектованность врачебными и сестринскими кадрами соответственно до 70 и 85%.
Сведения о государственном заказчике
Государственным заказчиком является -
комитет по здравоохранению Мурманской области
адрес: 183038 г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д.20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.