Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная программа
"Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы"
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 24 апреля 2003 г. N 120-ПП/7)
Паспорт региональной программы
"Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы"
Наименование - региональная программа "Развитие жилищно -
Программы коммунального комплекса Мурманской области
на 2003 - 2010 годы" (далее Программа)
Наименование, - постановление Правительства Мурманской области
номер и дата от 28.01.02 N 23-ПП/1; принятия решения
протокол заседания Комиссии по реализации
о разработке Стратегии экономического развития Мурманской
Программы области на период до 2015 года от 21.12.2002
года
Государственный - департамент строительства, архитектуры и
заказчик жилищно-коммунальной реформы Мурманской
Программы области - координатор Программы; муниципальные
образования
Основные - муниципальные образования Мурманской области,
разработчики управление по реформе жилищно-коммунального
Программы комплекса, департамента строительства,
архитектуры и жилищно-коммунальной реформы
Мурманской области
Цели и задачи - основной целью Программы является повышение
устойчивости и надежности функционирования
жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения
населения, улучшения качества жилищно-
коммунальных услуг, адресная социальная защита
населения при оплате за жилищно-коммунальные
услуги, снижение нерациональных затрат,
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс
Сроки и этапы - 2003 - 2010 годы
реализации 1-й этап - 2003 - 2005 годы
2-й этап - 2006 - 2010 годы
Система - программные мероприятия включают:
программных - реструктуризацию и ликвидацию задолженности
мероприятий предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- ликвидацию дотационности и обеспечение
стабильности и достаточности финансирования
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение мер социальной защиты малоимущих
слоев населения;
- обеспечение эффективного и целевого
использования средств на финансирование
жилищно-коммунального комплекса;
- проведение работы по полной инвентаризации
жилищно-коммунального комплекса;
- формирование условий для привлечения
финансовых средств для реконструкции и
модернизации систем жилищно-коммунального
комплекса;
- совершенствование деятельности по внедрению
энергоэффективных и ресурсосберегающих
технологий;
Ожидаемые - в результате реализации программы будет
конечные достигнуто: повышение качества
результаты реализации жилищно-коммунального обслуживания потребителей,
Программы обеспечение надежности работы инженерных систем
жизнеобеспечения, комфортности и безопасности
проживания, социальная защита населения в
оплате жилищно-коммунальных услуг
Исполнители - департамент строительства, архитектуры и
жилищно-коммунальной реформы Мурманской области,
органы местного самоуправления Мурманской
области, предприятия и организации жилищно-
коммунального комплекса Мурманской области
Система - государственный заказчик - координатор
контроля за осуществляет общее руководство реализацией
исполнение программы, организует и контролирует выполнение
Программы непосредственной работы по реализации
мероприятий, предусмотренных настоящей
Программой
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Региональная Программа "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003 - 2010 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 28.01.2002 года N 23-ПП/1.
Программа разработана во исполнение федеральной целевой программы "Жилище", концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.97 года N 425, подпрограммы "Реформирование и модернизация ЖКК РФ", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.01 года N 797.
Основной целью Программы является решение задач по повышению надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшению качества жилищно-коммунальных услуг, переход на безубыточное, самоокупаемое функционирование на основе снижения затрат на производство услуг, сокращения нерациональных расходов, обеспечение реальной социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Сложное положение жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления на всех уровнях, неудовлетворительным финансовым положением, дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, отсутствием приборов учета потребляемых услуг, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ, предполагалось что в достаточно короткий период будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы. Выше указанными нормативными документами уже в 2003 году предусматривалось перевести стоимость жилищно-коммунальных услуг на 100% оплату населением. Однако социально-экономическое положение значительной группы населения не позволило завершить этот переход в намеченные сроки.
К началу 2003 года население Российской Федерации в среднем оплачивало 80 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
На территории Мурманской области, по состоянию на 01 января 2003 года органами местного самоуправления установлен предельный уровень платежа населением за ЖКУ, в среднем в размере 73,5%, фактическое начисление платежей, с учетом льгот и субсидий составляет 42,0%.
Разница в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг и фактическим уровнем платежей граждан должна покрываться за счет бюджетов всех уровней.
Задолженность потребителей (включая и бюджеты) за использованные жилищно-коммунальные услуги перед предприятиями-поставщиками в течение ряда лет не снижается.
С самого начала экономических реформ в стране, жилищно-коммунальное хозяйство выступает в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен. При свободном ценообразовании на все составляющие затраты жилищно-коммунальных услуг (топливо, сырье, материалы и др.), тарифы на услуги ЖКХ подлежат регулированию, часто носят политический, а не экономический характер.
Такое отношение к системе приводит к тому, что финансовых ресурсов не хватает для поддержания текущей эксплуатации и совершенно недостаточно для проведения капитального ремонта, модернизации и перевооружения основных фондов ЖКХ.
В результате техническое состояние жилфонда и коммунальной инфраструктуры еще более ухудшается, снижается коэффициент полезного действия мощностей, растут потери энергоносителей. В конечном итоге увеличиваются расходы, которые приходится оплачивать населению и бюджетам всех уровней.
Невыполнение бюджетных обязательств, долги за оказанные услуги ЖКХ, отсутствие четких нормативов и правил формирования тарифов, сдерживают развитие конкурентных отношений в сфере ЖКК, создают отрицательный эффект инвестиционной привлекательности, использование частного капитала коммерчески невыгодно.
2. Состояние жилищно-коммунального комплекса Мурманской области
Общая площадь жилищного фонда Мурманской области составляет 19791,3 тыс.кв. метров, в том числе:
в городской местности - 93,9%;
в сельской местности - 6,1%.
По форме собственности жилфонд находится в:
частной - 9611,8 тыс. кв. м - 48,6%;
муниципальной - 8623,6 тыс. кв. м - 43,6%;
государственной - 1149,7 тыс. кв. м - 5,8%;
смешанной формы - 406,2 тыс. кв. м - 2,0%.
В среднем на одного жителя области приходится 20,3 кв. метров площади жилья, по России - 19,7 кв. метров.
98% от общей площади жилфонда области - благоустроенное жилье, в среднем по России - 74%.
По техническому состоянию на 01.01.2003 года - в ветхом и аварийном состоянии находится 2,8% жилого фонда, или 508,3 тыс. кв. метров.
По состоянию на 01.01.2003 года балансовая стоимость основных фондов ЖКХ составляет более 1/3 от всей стоимости основных фондов области.
В среднем по области износ основных фондов достиг: по жилищному хозяйству - 21,2%; по предприятиям коммунального хозяйства - 58,5%.
Теплоснабжение обеспечивают 145 единиц котельных, с суммарной мощностью 5738,4 Гкал/час, из них работающих:
на твердом топливе - 43 единицы;
на жидком топливе - 67 единиц.
За 2001 год произведено 11118,4 тыс. Г/кал тепловой энергии.
Физический износ котельных достигает 73%.
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении составляет 1510,4 км. В полной замене нуждаются 190,4 км, или 12,6% сетей.
По срокам эксплуатации сети подразделяются на:
до 15 лет - 25,4%;
до 20 лет - 9,6%;
свыше 20 лет - 61,5%.
Физический износ сетей сложился от 55 до 87%.
Водоснабжением население обеспечивается по 779,4 км одиночному протяжению уличной водопроводной сети. Нуждается в замене 29,8% сетей, или 232,4 км.
В 2001 году подано в сеть 241394 тыс.куб.м воды.
Техническое состояние водопроводных сетей и сооружений характеризуется следующими показателями.
По срокам эксплуатации:
до 15 лет - 18,8%;
до 20 лет - 12,5%;
свыше 20 лет - 69,0%.
Физический износ составляет от 45 до 89%.
Водоотведение осуществляется на 544 км одиночному протяжению уличной канализационной сети, в замене нуждается 22,7%, или 123,6 км сетей.
В 2001 году пропущено 133746 тыс.куб.м сточных вод.
Техническое состояние характеризуется следующими показателями.
По срокам эксплуатации:
до 15 лет - 12,8%;
до 20 лет - 7,7%;
свыше 20 лет - 79,4%.
Физический износ составляет от 36 до 82%.
Данные по фактическому техническому состоянию всего жилищно-коммунального комплекса области требуют значительной доработки. Основная причина в том, что муниципальными образованиями не проведена техническая и экономическая инвентаризации, паспортизация и государственная регистрация основных фондов. Во многих муниципальных образованиях к этой работе еще и не приступали, практика показывает, что жилфонд не паспортизирован, зачастую отсутствует и необходимая техническая документация.
Особого анализа требует ведомственный, частный и общественный жилищный фонд, а также инфраструктура его обслуживающая. Техническое состояние ведомственного жилфонда находится на низком уровне, отсутствует соответствующая документация, эксплуатация осуществляется некачественно, предприятия не в полной мере осуществляют финансирование, так как предполагается передача жилфонда в муниципальную собственность. Нередки случаи возникновения спорных вопросов по принадлежности жилфонда, сетей и обслуживающей инфраструктуры.
Не на должном уровне осуществляется контроль и учет за качеством и фактическими объемами, оказываемых жилищно-коммунальных услуг, отсутствуют приборы учета, высоки потери энергетических ресурсов, воды и других услуг.
Анализ финансово-экономической деятельности жилищно-коммунального комплекса, в динамике с 1998 по 2002 год характеризуется следующими данными:
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | Коэф.роста 2002г. к 1998- 1999г.г. |
Коэф.роста 2002г. к 2000г. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Объем бюджетного финансирования на коммунальные услуги (млн.руб.) |
- | 1733,6 | 2148,0 | 2014,1 | 2112,2 | - | 3,14 | 2,51 | 1,95 |
Доходы населения в действующих ценах (млн.руб.) |
18258,1 | 28174,1 | 39704,1 | 50690,5 | 62109,6 | 3,40 | 2,20 | 1,56 | 1,23 |
Розничный товарооборот в действующих ценах (млн.руб). |
9227,2 | 15927,5 | 20489,5 | 25000,3 | 29171,8 | 3,16 | 1,83 | 1,42 | 1,17 |
Среднемесячные доходы на душу населения (руб.) |
1496,7 | 2347,4 | 3364,9 | 4352,2 | 5393,1 | 3,60 | 2,30 | 1,60 | 1,24 |
Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий (руб) |
1711,0 | 2687,0 | 3746,9 | 5357,2 | 7026,3 | 4,11 | 2,61 | 1,88 | 1,31 |
в том числе: ЖКХ |
1663,0 | 2133,8 | 2888,2 | 3791,6 | 5064,45 | 3,05 | 2,37 | 1,75 | 1,34 |
Средний размер назначенной пенсии в действ.ценах (руб.) |
507,0 | 561,4 | 824,3 | 1195,0 | 1702,1 | 3,36 | 3,03 | 2,06 | 1,42 |
Среднемесячный размер начисленных субсидий на одну семью (руб.) |
41,4 | 77,2 | 116,3 | 184,0 | 416,9 | 10,07 | 5,40 | 3,58 | 2,27 |
Среднемесячный размер начисленных льгот на одного пользователя (руб.). |
33,1 | 40,9 | 45,6 | 77,1 | 80,2 | 2,42 | 1,96 | 1,76 | 1,04 |
Прожиточный минимум (руб.) |
692,7 | 1177,6 | 1327,4 | 2170,0 | 2670,5 | 3,86 | 2,27 | 2,01 | 1,23 |
Стоимость потребитель- ской корзины |
1670,0 | 2028,0 | 2520,0 | 3,64 | 2,14 | 1,51 | 1,24 | ||
В т.ч.: стоимость продуктов питания |
878,0 | 988,0 | 1145,0 | 1,65 | 0,97 | 1,30 | 1,16 | ||
стоимость непродовольст- венных товаров |
463,0 | 565,0 | 671,0 | 0,97 | 0,57 | 1,45 | 1,19 | ||
стоимость услуг |
329,0 |
475,0 |
704,0 |
1,02 |
0,60 |
2,14 |
1,48 |
||
в т.ч. ЖКУ | 143,0 | 227,0 | 393,0 | 0,57 | 0,33 | 2,75 | 1,73 |
Из приведенной таблицы видно, что в составе потребительской корзины, изменение затрат на жилищно-коммунальных услуг значительно отставали от роста стоимости потребительских товаров и других видов услуг и роста общего дохода граждан. При ежегодном увеличении стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер бюджетного финансирования также увеличивался, включая и расходы на социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
Наряду с изменением уровня платежа населения за жилищно-коммунальные услуги, увеличивался объем адресной социальной защиты граждан в виде начисления субсидий. Эти данные показывают, что начиная с 2000 года, бюджетное финансирование расходов на ЖКХ стало носить более целевой, адресный характер.
За 2002 год общий объем жилищно-коммунальных услуг оказан на сумму более 10209,7 млн. рублей. По муниципальным образованиям, финансируемым из областного бюджета на 7569,7 млн. рублей. При этом среднемесячная стоимость 1 кв. метра жилья в целом по области составила 42,97 рубля, без ЗАТО - 38,7 руб. при утвержденном стандарте в 32,00 рубля.
Увеличение стоимости 1 кв. метра жилья произошло за счет значительного удорожания стоимости топочного мазута на производство отопления и горячего водоснабжения. Сверх нормативные расходы на производство жилищно-коммунальных услуг, остались не профинансированными потребителями (включая бюджеты) и увеличили задолженность предприятиям - поставщикам услуг.
По состоянию на 01 января 2003 года общая сумма задолженности предприятиям, за оказанные ЖКУ составила свыше 1685,3 млн. рублей, или 18,4% от объема оказанных услуг, в том числе:
предприятиями и организациями федеральной собственности - 124,1 млн. рублей;
предприятиями и организациями местной собственности - 1561,3 млн. рублей.
Население задолжало за полученные жилищно-коммунальные услуги 1129,0 млн. рублей.
При федеральном стандарте в 90%, по состоянию на 01 января текущего года органами местного самоуправления Мурманской области установлен средне областной уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 73,5%.
На эту же дату допустимая доля платежей граждан в совокупном семейном доходе составила 19,1%, при федеральном стандарте в 22%.
На конец 2002 года общий рост оплаты населением за жилищно-коммунальные услуги составил 67%, как за счет роста тарифов, так и за счет увеличения уровня платежей граждан.
В результате этого увеличилось количество граждан, нуждающихся в социальной защите.
За 2002 год 115,7 тысячам семей начислена субсидия, при оплате за ЖКУ, что составляет 31,3% от общего числа семей. За 2001 год субсидии получали 76,3 тысяч семей, или 20,7% от общего числа семей.
Сумма начисленных субсидий за 2002 год составила 578,7 млн. рублей, погашено из средств бюджетов городов и районов области 484,5 млн. рублей, недофинансирование составило - 94,2 млн. рублей.
За 2002 год средний размер начисленных субсидий составил 416,9 рублей в месяц, при 185,6 рублей за 2001 год.
За 2002 год 351,5 тысячам семей начислено льгот, на общую сумму 454,3 млн. рублей. Возмещено из бюджетов 335,1 млн. рублей, недофинансировано 119,2 млн. рублей.
Рост количества граждан по начислению льгот и субсидий в значительной степени увеличило нагрузку на работу расчетно-кассовых центров.
В настоящее время расчетно-кассовые центры во многих муниципальных образованиях находятся в стадии становления, действующие - требуют увеличения численности работников, технического оснащения и упорядочения структур.
Кроме того, необходимо совершенствовать нормативную базу и обучать специалистов, обслуживающих население, так как многочисленные жалобы, поступающие от жителей области на неправильные расчеты за ЖКУ и начислению льгот и субсидий, подтверждаются проводимыми проверками.
До настоящего времени во многих муниципальных образованиях не упорядочена деятельность всей системы жилищно-коммунального хозяйства. Зачастую совмещение функций управляющей компании и хозяйственной деятельности создает внутренний конфликт интересов поставщиков услуг и потребителей, не осуществляется должный контроль за качеством и объемами предоставляемых услуг, затратами на их производство.
3. Основные цели и задачи
Основными целями Программы являются:
обеспечение устойчивости и надежности функционирования системы жилищно-коммунального комплекса,
улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат,
создание условий для развития конкуренции при предоставлении услуг и привлечения инвестиций,
развитие и упорядочение адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для реализации настоящих целей необходимо решить следующие задачи:
- учитывая проблемный характер финансового состояния отрасли, в качестве первоочередных необходимо решать проблему оздоровления финансов, обеспечения стабильного и достаточного уровня финансирования жилищно-коммунального комплекса. Для достижения этого - провести полную инвентаризацию задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги;
- с изменением уровня платежей граждан за оказываемые жилищно-коммунальные услуги, не снижать объемы бюджетного финансирования системы, для обеспечения возможности ремонта и обновления жилфонда и предприятий коммунального назначения;
- для реально незащищенных слоев населения, неспособных оплачивать уровень жилищно-коммунальных услуг, обеспечить своевременное начисление субсидий и льгот, вне зависимости от форм собственности жилищного фонда;
- с целью улучшения обслуживания граждан и своевременного расчета с поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг, упорядочить деятельность расчетно-кассовых центров;
- с учетом поступающих обращений граждан, а также сложившейся практики, усовершенствовать нормативную базу по порядку начисления субсидий населению;
- во всех муниципальных образованиях осуществить пересмотр и упорядочение служб, от имени собственника выполняющих функции по управлению жилищным фондом (служб заказчика, управляющих компаний или других структур);
- создать условия для активного развития конкурентной среды в сфере управления и оказания жилищно-коммунальных услуг населению;
- договора подрядных работ на оказание жилищно-коммунальных услуг должны заключаться на конкурсной основе;
- сформировать региональную законодательную базу и условия для привлечения долгосрочных инвестиций в строительство, модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунального комплекса;
- осуществить координацию деятельности заинтересованных организаций по конкурсному отбору проектов строительства, реконструкции и модернизации основных фондов ЖКК;
- шире использовать рыночные отношения при организации всей деятельности ЖКК.
4. Сроки и этапы реализации
По срокам реализации Программа предусматривает два этапа:
1-й этап - среднесрочная на 2003 - 2005 годы;
2-й этап - перспективная на 2006 - 2010 годы
Таблица мероприятий по срокам и этапам реализации прилагается (Приложение N 1)
5. Система программных мероприятий
5.1 Обеспечение финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса
5.1.1. Реструктуризация и ликвидация задолженности
Обеспечение финансовой стабильности системы жилищно - коммунального комплекса достигается путем реструктуризации и ликвидации имеющейся задолженности перед предприятиями, поставщиками услуг ЖКХ.
Для выполнения этой задачи предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, необходимо провести инвентаризацию задолженности со всеми потребителями, с подписанием актов сверок.
По долгам бюджета и бюджетных организаций, подготовить и утвердить порядок реструктуризации задолженности, с участием департамента финансов, депутатского корпуса, муниципальных образований и управления по реформе ЖКК.
Данный порядок должен определить реальные и четкие сроки погашения задолженности, ответственность сторон за нарушения, предусмотреть, что образовавшиеся в отчетном году долги дополнительно включаются в бюджеты следующего года.
С целью обеспечения расчетов с предприятиями за использованные жилищно-коммунальные услуги, муниципальным образованиям продолжить работу по упорядочению уровня платежей граждан в пределах федерального стандарта и своевременного финансирования из бюджетов.
Для обеспечения возврата долгов населения за жилищно-коммунальные услуги, муниципальным образованиям провести инвентаризацию каждого лицевого счета, по которому не осуществляются своевременные платежи. По результатам инвентаризации установить причину образования долгов, малообеспеченным и престарелым гражданам оказать содействие в оформлении субсидий, к беспричинным неплательщикам предъявить исковые требования.
5.1.2. Ликвидация дотационности и обеспечение стабильности финансирования системы жилищно-коммунального комплекса
Поэтапное доведение уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги до федерального стандарта.
Не снижая общих объемов бюджетного финансирования ЖКК, поэтапно перевести дотацию по оплате за услуги ЖКХ в адресную социальную защиту населения в виде субсидий, а освободившиеся ресурсы направить на модернизацию и реконструкцию основных фондов системы.
В срок до 01.01.2004 год муниципальным образованиям принять соответствующие нормативные акты, по переводу расчетов с потребителями за водопотребление и водоотведение без перекрестного субсидирования.
5.1.3. Обеспечение мер социальной защиты населения
С целью обеспечения социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги, в виде предоставления льгот и субсидий, усовершенствовать действующий порядок предоставления субсидий.
Сохранить предоставление льгот гражданам, установленных действующим законодательством.
Муниципальным образованиям упорядочить деятельность рассчетно-кассовых# центров, для обеспечения своевременного расчета за жилищно-коммунальные услуги и полного начисления субсидий, нуждающимся гражданам.
Органам государственной власти и местного самоуправления своевременно и в полном объеме предусматривать бюджетное финансирование расходов предприятий, связанных с предоставлением населению адресной социальной защиты.
5.1.4. Обеспечение эффективного и целевого использования средств на финансирование жилищно-коммунального комплекса
Учитывая тот факт, что система жилищно-коммунального комплекса в значительной степени финансируется из бюджетов всех уровней, а также является структурой жизнеобеспечения граждан, упорядочить деятельность ведомств, ответственных за функционирование системы ЖКХ, контролем за качеством предоставляемых населению услуг и целевым использованием финансовых ресурсов.
5.1.5. Проведение инвентаризации жилищно-коммунального комплекса
Для обеспечения надежности и безопасности жилищно-коммунальных систем, уточнения объемов и фактического состояния, в 2003 году муниципальным образованиям провести техническую и экономическую инвентаризацию жилфонда, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также всей инфраструктуры, его обслуживающей. Для непосредственного проведения инвентаризации органам местного самоуправления создать муниципальные комиссии. Для подведения итогов инвентаризаций, проводимых муниципальными образованиями создать областную инвентаризационную комиссию. В состав комиссии должны войти специалисты энергетического и технического надзора, депутатского корпуса, архитектуры, департамента финансов, государственной жилищной инспекции, управления по реформе жилищно-коммунального комплекса и других заинтересованных ведомств.
Результаты муниципальных инвентаризаций представить в областную комиссию в срок до 01.01.2004 года.
Областной комиссии, обобщив результаты инвентаризации муниципальных образований, представить на утверждение Правительства Мурманской области реестр жилищного фонда, инфраструктуры и стоимость жилищно-коммунальных услуг в разрезе муниципальных образований.
Утвержденные результаты инвентаризации должны использоваться для принятия решений по всем формам функционирования жилищно - коммунального хозяйства области. Эти данные должны применяться при планировании объемов финансирования на расходы по текущему ремонту и содержанию жилфонда, строительство, реконструкцию и снос ветхого жилья, капитальный ремонт и модернизацию основных фондов, при принятии решений по уровню тарифов, расчетам с населением, а также обеспечение социальной защиты населения и другим вопросам деятельности отрасли.
По результатам инвентаризации должна быть составлена полная схема жилищного фонда Мурманской области и его инфраструктуры.
5.1.6. Реконструкция и модернизация жилищно-коммунального комплекса
С целью улучшения качества жилищного фонда и предоставляемых коммунальных услуг, сокращения потерь в сетях при подаче тепла, воды и электроэнергии, предполагается провести реконструкцию и модернизацию жилфонда и коммунальной инфраструктуры, а аварийный жилфонд подлежит сносу.
По состоянию на 01 января 2003 года в ветхом и аварийном состоянии находится 508,3 тысячи кв. метров жилья.
Из ветхого и аварийного жилфонда подлежит переселению 12,8 тысяч семей, или более 29 тысяч человек.
Наиболее остро стоят вопросы по сносу ветхого жилья в Печенгском районе, в пгт. Мурмаши, Молочный, городах Мурманска и др.
Вопрос по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда будет решаться в рамках региональной целевой программы, одобренной постановлением Правительства МО от 27.02.03 N 50-ПП/4, на реализацию которой предусматривается 3,6 млрд. рублей, в результате которой предполагается до конца 2010 года снести и ликвидировать 409,7 тыс. кв. метров ветхого и аварийного жилья и реконструировать 98,6 тыс. кв. метров жилья. В 2003 году в соответствии с планом капитального строительства, в областном бюджете предусмотрено целевое финансирование на достройку дома в пос. Ревда на сумму 7,6 млн. рублей и 100-квартирного дома в пос. Зеленоборский на сумму 4,5 млн. рублей. Кроме того, муниципальные образования самостоятельно разрабатывают программы капитального ремонта и реконструкции жилфонда, рассчитанные по срокам и этапам, с учетом наличия финансовых ресурсов.
По всем муниципальным образованиям области предусматривается проведение работ по достройке, реконструкции и модернизации оборудования и сетей ЖКК, в том числе:
- отопительных котельных и тепловых сетей, с объемом работ на сумму свыше 800 млн. рублей в действующих ценах предусматривается в городах: Мурманске, Мончегорске, Кандалакше и прилегающей территории Зеленоборске, Полярных Зорях, Оленегорске, Коле, Гаджиево и Североморске, Кольском, Ловозерском и Печенгском районах, на территории других муниципальных образований;
- водопроводно-канализационных систем, с объемом работ на сумму превышающую 1770 млн. рублей, в том числе: водозаборы и очистные сооружения, водопроводные, канализационные сети и другое оборудование в городах Мурманске, Мончегорске, Североморске и прилегающей территории, Апатитах, Полярные Зори, Оленегорске, Кандалакше и прилегающей территории (пос.Зеленоборский), Кольском, Ловозерском, Печенгском районах, ремонт очистных сооружений в п. Ена и других муниципальных образованиях;
- электрических сетей, таких как: строительство сетей в Терском районе (до села Варзуга), ЛЭП п. Борисоглебский - госграница, в пос. Лесозаводский, модернизация сетей в Кандалакше и прилегающей территории.
Таблицы объектов и объемы финансирования прилагаются по приложению N 2.
С целью бесперебойного обеспечения теплом жителей села Умба Терского района, продолжается работа по изучению вопроса строительства котельной, работающей на нетрадиционном топливе, с оценкой технико-экономического обоснования возможности и целесообразности использования имеющихся отходов деревообработки, или иных предложений.
Предусмотрено финансирование в 2003 году на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации реконструкции отопительной системы в пгт. Мурмаши в сумме 1,5 млн. рублей.
Модернизация и реконструкция производственных фондов и сетей будет осуществляться в рамках настоящей Программы и целевой региональной программы ресурсосберегающих технологий, которая будет дополнительно разработана и утверждена соответствующим образом.
Многие вопросы модернизации и реконструкции ЖКК будут решаться в соответствии с федеральными программами, включая и международное сотрудничество с Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Северным инвестиционным банком - NIB, Шведским агентством международного развития - SIDA и другими международными организациями.
В настоящее время с участием иностранного капитала на территории Мурманской области продолжают проводиться работы по строительству и модернизации водопроводно-канализационных и тепловых систем. В рамках международной программы "Северное измерение", на базе ГОУТП "ТЭКОС", разрабатывается проект реконструкции системы теплоснабжения Ленинского района г. Мурманска, на реализацию которого ориентировочно ожидается привлечь иностранных инвестиций около 20-25 млн. Евро, под гарантии федеральных органов. Конкретная сумма инвестиций будет уточнена после утверждения технико-экономического обоснования проекта.
Вместе с тем, все федеральные и международные программы предусматривают софинансирование со стороны региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников местного уровня, включая средства промышленных предприятий и населения.
На первом этапе всех Программ, основным источником финансирования капитальных вложений в систему, будут являться бюджетные ресурсы, в дальнейшем предполагается более активно использовать привлечение внебюджетных источников.
Предполагается, что социальная защита населения, в том числе и на капитальные вложения, будет непременно адресная и граждане будут в значительной степени влиять на качество услуг, принимая непосредственное участие в полной оплате с личных доходов и финансовой помощи государства, которая будет поступать на личные счета.
На базе двух городов Мурманской области (Мурманск и Полярные Зори) закончена работа и подготовлена нормативная база по переводу обслуживания населения через систему персонифицированных счетов с участием С. Петербургского международного центра Социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".
Переход на бездотационную схему финансирования, полную окупаемость услуг и адресную социальную защиту населения, учитывая особую важность отрасли в жизнеобеспечении населения, обеспечивающую ей стабильное функционирование, будет способствовать заинтересованности инвестирования в систему ЖКК. Конкурсный отбор подрядных организаций на оказание услуг ЖКК будет основой деятельности всей системы.
5.1.7. Совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным комплексом Мурманской области
Для выполнения всех вышеизложенных задач, на территории области должна функционировать система управления жилищно-коммунальным комплексом области, в том числе:
от имени Правительства Мурманской области - государственный орган, осуществляющий координацию действий системы жилищно-коммунального хозяйства области (включая предприятия областной, муниципальной и других форм собственности), по всем вопросам, касающимся деятельности ЖКК. Координация должна осуществляться в пределах предоставленных полномочий и рамках действующего законодательства;
от имени муниципальных образований - органы управления (службы заказчика, управляющие компании и др.), осуществляющие функции управления жилищно-коммунальным комплексом, находящимся в муниципальной собственности и координирующие деятельность ведомств и других собственников по вопросам ЖКК, расположенных на территории муниципального образования. Деятельность этих органов также должна осуществляться в пределах предоставленных прав и полномочий, включая право по заключению договоров с населением и предприятиями по полному кругу вопросов, оказания жилищно - коммунальных услуг, найма и использования жилфонда, а также обладать функциями контроля за качеством и объемами, предоставляемых населению услуг. Кроме того, органы местного самоуправления создают муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие функции учета, расчетов, начислением льгот и субсидий, а также сбор средств с населения и перечисления их предприятиям - поставщикам услуг (расчетно-кассовые центры).
Взаимодействие всех органов должно осуществляться в рамках действующего законодательства, по единой нормативно-методической базе, системе учета и отчетности, а также четкого взаимодействия при выполнении своих функций.
6. Ресурсное обеспечение
На выполнение работ по реализации настоящей Программы, в действующих ценах ожидается направить - 125,6 млрд. руб., в том числе:
- затраты на текущее содержание и ремонт жилфонда - 119,2 млрд. руб.;
- капитальный ремонт, реконструкцию и снос ветхого и аварийного жилфонда, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры - 6,4 млрд. руб.
Источниками финансирования Программы будут являться:
- финансовые ресурсы населения, в виде оплаты за жилищно-коммунальные услуги, по регулируемым тарифам - 111,1 млрд. руб.;
- бюджетное финансирование на дотацию затрат по уровню платежа, в соответствии с федеральными стандартами - 8,1 млрд. руб.;
- средства консолидированного бюджета на финансирование капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилфонда и инфраструктуры - 1,7 млрд. руб.;
- средства федерального бюджета на финансирование реконструкции и модернизацию системы ЖКК - 1,9 млрд. руб.;
- средства предприятий на реконструкцию и модернизацию основных фондов - 1,3 млрд. руб.;
- средства других инвесторов - 1,5 млрд. руб.
Кроме того, предусматривается выделение бюджетного финансирования на адресную социальную защиту населения, в виде льгот и субсидий, связанных с платежами за жилищно-коммунальные услуги в размере - 12,1 млрд. рублей.
В дополнение к указанным суммам, из внебюджетных источников предполагается привлечь иностранные инвестиции под конкретные целевые программы на модернизацию и реконструкцию основных фондов системы ЖКК, в суммах, согласно технико-экономических обоснований, в том числе и на реконструкцию теплоснабжения Ленинского района г. Мурманска, ориентировочно в пределах 20-25 млн. Евро.
Потребность в финансовых источниках по срокам реализации Программы составит:
(млрд. руб.)
Отрасли ЖКК |
Финансовые средства всего |
В том числе по годам | ||
2003 | 2004-2005 | 2006-2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Текущее содержание жилфонда Реконструкция и модернизация: Снос и реконструкция ветхого и аварийного жилфонда |
119,2 2,8 3,6 |
11,3 0,5 0,1 |
25,9 0,7 0,8 |
82,0 1,6 2,7 |
Итого: | 125,6 | 11,9 | 27,4 | 86,3 |
По источникам финансирования:
(млрд. руб.)
Отрасли ЖКК |
Финансовые средства всего |
В том числе по годам | ||
2003 | 2004-2005 | 2006-2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансовые ресурсы населения Финансирование из консо- лидированного областного бюджета на дотации ЖКУ Федеральный бюджет на капитальные вложения Консолидированный бюджет области на кап. вложения Средства предприятий и другие внебюджетные источники |
111,1 8,1 1,9 1,5 3,0 |
8,5 2,8 0,1 0,1 0,4 |
22,1 3,8 0,5 0,4 0,6 |
80,5 1,5 1,3 1,0 2,0 |
Итого: | 125,6 | 11,9 | 27,4 | 86,3 |
7. Ожидаемые конечные результаты
В результате реализации настоящей Программы будет достигнуто:
1. Улучшение жилищно-коммунального обслуживания потребителей предполагается достичь за счет:
- переселения 29 тысяч граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- ликвидации 409,7 тысяч кв. метров ветхого и аварийного жилья;
- строительства, реконструкции и приобретения 522,9 тысяч кв. метров жилищного фонда;
- обеспечения адресной социальной защиты населения, не способного оплачивать жилищный фонд за счет собственных ресурсов;
- сохранения гражданам льгот, установленных действующим законодательством;
- обеспечения населению комфортности и безопасности проживания за счет проведения реконструкции и модернизации основных фондов жилищного комплекса;
- упорядочения деятельности предприятий, путем ликвидации задолженности, обеспечения своевременного финансирования на капитальный ремонт и модернизацию основных фондов, что позволит сократить потери на инженерных системах коммунального хозяйства, а также снизить стоимость оплаты жилищно-коммунальных услуг.
2. Капитально реконструированы и модернизированы системы:
теплоснабжения, в том числе: в Ленинском районе г. Мурманска, теплотрассу в городах Полярные Зори, Мончегорске, Кандалакше и прилегающей территории, ликвидировать нерациональные котельные в поселке Зеленоборский, оптимизировать теплоснабжение в гтп. Мурмаши и др;
водопроводно - канализационнного хозяйства, путем внедрения технологии обеззараживания воды посредством электролиза в г.Полярные Зори, перевод водозаборной системы в г. Апатиты на подземные источники, реализация проекта позволит снизить затраты на хлорирование воды и потери при транспортировке, модернизация канализационной системы в г. Кандалакша позволит уменьшить неочищенные выбросы в Белое море и уменьшить оплату за сверхнормативное загрязнение природной среды, будет закончены работы по строительству очистных сооружений в г. Мурманске, в Ловозерском районе, выполнены другие работы по всем муниципальным образованиям области;
электроснабжения, за счет окончания строительства линии электропередачи до села Варзуга, капитального ремонта сетей в пос. Лесозаводский, Ковдорском районе, ЗАТО Островной и др. территориях.
Достроены дома в пос. Ревда, Зеленоборский, благоустроены территории городов и районов области.
3. Упорядочены нормы и правила предоставления коммунальных услуг, стандарты качества и методики расчета и перерасчета оплаты за жилье.
Эти результаты будут достигнуты за счет упорядочения деятельности системы, оздоровления финансового положения предприятий ЖКК, демонополизации и развития конкуренции, участия населения в управлении системой, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных монополий, государственной поддержки инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
Приложение - таблицы на 32 листах.
<< Назад |
Приложение 1. >> Сроки и этапы реализации Программы |
|
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 24 апреля 2003 г. N 120-ПП/7 "О региональной программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.