Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 27 апреля 2006 г. N 157-ПП/4
Региональная целевая программа
"Комплексная безопасность образовательного учреждения" на 2007-2010 годы
Паспорт региональной целевой программы
Наименование программы - "Комплексная безопасность образовательного
учреждения" на 2007 - 2010 годы (далее -
Программа)
Дата принятия решения о - постановление Правительства Мурманской
разработке Программы, области от 29.12.2005 N 525-ПП/15 "О
дата ее утверждения разработке региональной целевой программы
(наименование и номер "Комплексная безопасность образовательного
соответствующего учреждения" на 2007-2010 годы"
нормативного акта)
Государственный заказчик - комитет по образованию Мурманской области
Основные разработчики - комитет по образованию Мурманской области
Программы (далее - КОМО);
- муниципальные органы управления
образованием (далее - МОУО);
- Главное управление Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий
по Мурманской области (далее - ГУ ГОЧС
МЧС МО);
- Управление внутренних дел Мурманской
области (далее - УВД МО);
- государственное областное учреждение
"Управление по делам гражданской обороны,
защите населения от чрезвычайных ситуаций
и пожарной безопасности Мурманской
области" (далее - ГОУ ГОЧС и ПБ МО)
Цели и задачи Программы - основная цель:
обеспечение безопасности обучающихся,
воспитанников, работников учреждений
системы образования Мурманской области
во время их трудовой и учебной
деятельности путем повышения
безопасности жизнедеятельности:
пожарной, электрической,
антитеррористической и технической
безопасности зданий, сооружений в
образовательных учреждениях всех типов и
видов на основе использования
современных достижений науки и техники в
этой области
- основная задача:
реализация государственной политики и
требований законодательных и иных
нормативных правовых актов в области
обеспечения безопасности образовательных
учреждений, направленных на защиту
здоровья и сохранение жизни обучающихся,
воспитанников и работников во время их
трудовой и учебной деятельности от
возможных пожаров, аварий и других
опасностей; приведение образовательных
учреждений в соответствие с правилами и
нормами пожарной, электрической,
экологической безопасности и
требованиями охраны труда
Важнейшие целевые 1. Увеличение к 2010 году:
индикаторы и показатели - процента оснащенности зданий
образовательных учреждений
автоматической пожарной сигнализацией
до 88,5 %;
- процента оснащенности зданий
образовательных учреждений кнопкой
тревожной сигнализации до 87,5 %.
2. Сокращение объемов материальных потерь при
чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС)
ежегодно на 5 %
Сроки и этапы - 2007-2010 годы
реализации Программы
Объемы и источники - средства федерального, областного и
финансирования местных бюджетов, привлеченные средства,
всего - 1578203 тыс. руб., в том числе:
2007 - 480404 тыс. руб.;
2008 - 432760 тыс. руб.;
2009 - 358430 тыс. руб.;
2010 - 306609 тыс. руб.;
федеральный бюджет - 40255 тыс.руб.:
2007 - 15860 тыс. руб.;
2008 - 10810 тыс. руб.;
2009 - 7726 тыс. руб.;
2010 - 5859 тыс. руб.;
областной бюджет - 165656 тыс.руб.:
2007 - 68352 тыс. руб.;
2008 - 41309 тыс. руб.;
2009 - 29335 тыс. руб.;
2010 - 26660 тыс. руб.;
местные бюджеты - 1346526 тыс.руб.:
2007 - 389745 тыс. руб.;
2008 - 374269 тыс. руб.;
2009 - 314906 тыс. руб.;
2010 - 267606 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 25766 тыс.руб.:
2007 - 6447 тыс. руб.;
2008 - 6372 тыс. руб.;
2009 - 6463 тыс. руб.;
2010 - 6484 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - реализация программы позволит повысить
результаты реализации безопасность образовательных учреждений, в
Программы и показатели том числе обеспечить сокращение количества
социально-экономической пожаров, аварий и других чрезвычайных
эффективности ситуаций на объектах системы образования,
случаев гибели и травмирования людей при
чрезвычайных ситуациях, создать
необходимую материально-техническую базу
по организации охраны учебных заведений от
террористической угрозы, пожаров и других
опасностей, сократить потери от
чрезвычайных ситуаций
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей учреждений системы образования от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и в первую очередь: пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для учреждений системы образования приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закон Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области, регулирующие отношения в области безопасности.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики учреждений системы образования и вероятности возникновения тех или иных угроз, путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.12.2005 N 525-ПП/15 "О разработке региональной целевой программы "Комплексная безопасность образовательного учреждения" на 2007-2010 годы", а также на основе анализа состояния пожарной, электрической и технической безопасности учреждений системы образования Мурманской области и сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Помимо мероприятий, указанных в Программе, органы местного самоуправления (ОМС) самостоятельно разрабатывают систему мер по обеспечению комплексной безопасности муниципальных образовательных учреждений.
Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.
1.1. Материальная база учреждений системы образования
В настоящее время материально-техническое обеспечение образовательных учреждений (ОУ) характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, инженерных сетей и коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности учреждений системы образования, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля за поддержанием их в исправном состоянии.
В Мурманской области действует 625 муниципальных и 23 областных учреждения системы образования. В учреждениях всех типов имеется более 800 различных зданий учебного, производственного, культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Материально-техническая база основной части учреждений находится в процессе длительной эксплуатации. Здания 177 школ и школ-интернатов (72%) построены до 1980 года.
В подведомственных областных государственных учреждениях системы образования более 60 зданий и сооружений, срок эксплуатации которых составляет свыше 20 лет.
Кроме того, в области функционируют 36 образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей (детские дома и интернаты), которые нуждаются в проведении различного рода мероприятий капитального характера, в том числе:
детских домов - 20 (общее количество детей 1028);
общеобразовательных школ-интернатов общего типа - 3 (450 детей);
специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот - 1 (85 детей);
специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей:
с нарушением слуха - 1 (99 детей);
с нарушением речи - 1 (126 детей);
с умственной отсталостью - 10 (993 ребенка).
Всего в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей содержится 2781 ребенок. Из общего количества учреждений системы образования более 50% размещены в типовых зданиях постройки 30-60-х годов, не соответствующих современным нормам и имеющих деревянные конструкции кровель, стен, перегородок и перекрытий.
1.2. Оценка ситуации противопожарной безопасности органами государственного пожарного надзора
В 2005 году на объектах образования произошло 22 пожара, в 2004 зарегистрировано 25 пожаров. В период подготовки учреждений системы образования к новому 2005-2006 учебному году комитетом по образованию совместно с муниципальными органами управления образованием проведена значительная работа по приведению в пожаробезопасное состояние подведомственных объектов. Проведенные мероприятия позволили снизить количество пожаров на объектах образования на 12% по отношению к 2004 году.
При проведении мероприятий по контролю (надзору) за пожарной безопасностью на объектах образования в 2005 году, органами инспекции государственного пожарного надзора (ИГПН) было проведено 1144 плановых и внеплановых мероприятий, по результатам которых руководителям учреждений вручено 343 обязательных для выполнения предписаний ИГПН. При проведении данных мероприятий было предложено 2301 противопожарное мероприятие, из них 1436 в общеобразовательных учреждениях и 771 в дошкольных. По фактам неудовлетворительного противопожарного состояния объектов было направлено 15 информаций, из них 12 - в органы исполнительной власти и 3 - в прокуратуру. За нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 105 должностных лиц и 1 юридическое, из них 70 - должностные лица общеобразовательных учреждений, 33 - в детских дошкольных учреждениях и 3 должностных лица образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными выявленными нарушениями в учреждениях системы образования являются:
-отсутствие или неисправное состояние средств противопожарной автоматики (АПС);
-отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);
-отсутствие проведения работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений и стеллажей в складских помещениях;
-эксплуатация электропроводки с нарушением правил технической эксплуатации электрооборудования потребителей (ПТЭЭП);
-хранение сгораемых материалов в необорудованных помещениях, использование подвальных помещений для хранения сгораемых материалов с нарушением правил пожарной безопасности (ППБ);
-неустановление специальных противопожарных (сертифицированных) дверей в электрощитовых, складских и других пожароопасных помещениях;
-оборудование окон помещений глухими металлическими решетками.
1.3. Обучение лиц, ответственных за пожарную, электрическую безопасность и охрану труда
Обучение руководителей, специалистов и педагогических работников учреждений системы образования и проверка знаний по вопросам охраны труда проводится по типовым программам, разработанным и утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с учетом должностных обязанностей работников и характера их производственной деятельности. Обучение осуществляется учебным центром охраны труда Мурманской области за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, государственного образовательного учреждения "Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры" (ГОУ МОИПКРОиК).
За 2005 год прошли обучение более 8,5 тысяч работников учреждений образования. Обучение и проверка знаний по охране труда сотрудников рабочих специальностей в образовательных учреждениях Мурманской области проводится в соответствии с ГОСТом 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда. Общие положения".
В соответствии с Правилами пожарной безопасности для образовательных учреждений, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" необходимо обучить ответственных лиц: за пожарную и электрическую безопасность в 2007 году - 380 человек, в 2008 году - 306 человек, в 2009 году - 301 человека, в 2010 году - 351 человека.
Обучение ответственных за пожарную безопасность лиц планируется проводить в год назначения на должность с последующей переподготовкой один раз в 5 лет, ответственных за электрическую безопасность лиц проводить в год назначения на должность с последующей очередной проверкой знаний 1 раз в год в специализированных образовательных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право деятельности в сфере образования по подготовке лиц данной категории.
2. Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Основные цели Программы:
-обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждений системы образования Мурманской области во время их трудовой и учебной деятельности;
-предотвращение пожаров, недопущение гибели людей при их возникновении;
-ликвидация аварийных зданий, сооружений, помещений и систем жизнеобеспечения;
-обеспечение необходимых условий укрепления пожарной, электрической, технической и антитеррористической безопасности образовательных учреждений;
-уменьшение материального ущерба от пожаров и других чрезвычайных ситуаций.
Задачи Программы:
-реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на сохранение жизни и защиту здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей;
-усиление взаимодействия деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, государственных органов контроля и надзора, организаций профсоюзов по вопросам укрепления безопасности образовательных учреждений и охраны труда;
-дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по вопросам безопасности;
-совершенствование механизма государственного управления комплексной безопасностью;
-повышение уровня знаний по пожарной, электрической, антитеррористической безопасности и охране труда;
-приведение образовательных учреждений в соответствие с правилами и нормами пожарной, электрической, экологической безопасности и требованиями охраны труда;
-защита от преступлений против личности и имущества;
-поддержание общественного порядка на территории образовательного учреждения;
-повышение экономической заинтересованности руководителей образовательных учреждений в обеспечении безопасных условий труда и учебы.
Сроки реализации Программы: 2007-2010 годы.
Целевые индикаторы и показатели:
Индикаторы, показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Процент оснащенности зданий образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией (АПС) |
20,5 | 37,5 | 54,5 | 71,5 | 88,5 |
Процент оснащенности зданий образовательных учреждений кнопкой тревожной сигнализации (КТС) |
55,5 | 62,7 | 71,0 | 79,3 | 87,5 |
Сокращение размера материальных потерь при чрезвычайных ситуациях в анализируемом периоде к предыдущему периоду (в %) |
5 | 5 | 5 | 5 |
3. Перечень программных мероприятий с указанием сроков, исполнителей, объемов и источников финансирования
Перечень программных мероприятий включает 5 подразделов, сгруппированных по основным направлениям деятельности (приложение N 1 к Программе):
3.1. Организационные мероприятия
3.1.1. Проведение региональных совещаний по безопасности соответствующих должностных лиц образовательных учреждений и МОУО.
3.1.2. Разработка Паспорта безопасности образовательного учреждения.
3.1.3. Проведение аттестации рабочих и ученических мест по условиям труда во всех образовательных учреждениях области.
3.1.4. Создание служб охраны труда в органах управления образованием в соответствии с нормативными документами по охране труда.
3.1.5. Организация обучения и проверки знаний специалистов областных, муниципальных органов управления образованием, культуры, комитетов по делам молодежи, спорту и туризму правил безопасности: пожарной, электрической, охраны труда.
3.1.6. Проведение анализа состояния травматизма детей в образовательных учреждениях с выявлением причин несчастных случаев, приведение рабочих мест в соответствие с требованиями безопасности учебного процесса.
3.1.7. Проведение конкурсов, слетов, соревнований по правилам поведения населения в различных чрезвычайных ситуациях: пожарной, террористической, техногенной.
3.1.8. Проведение совместных учений с ГУ ГОЧС МЧС России по Мурманской области по действиям в чрезвычайных ситуациях.
3.1.9. Проведение совместных учений с городскими, районными, окружными отделами внутренних дел управления внутренних дел Мурманской области (ГРООВД УВД).
3.2. Пожарная безопасность
3.2.1. Приобретение и установка автоматической пожарной сигнализации (АПС).
3.2.2. Сервисное обслуживание вновь установленных АПС до завершения финансового года.
3.2.3. Приобретение и установка систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СооПиУЭ).
3.2.4. Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
3.2.5. Обеспечение средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
3.2.6. Ремонт пожарного водопровода.
3.2.7. Приобретение специального оборудования (огнетушителей, пожарных рукавов, мотопомп и др.).
3.3. Электрическая безопасность
3.3.1. Замена аварийных светильников.
3.3.2. Замена электрической проводки.
3.3.3. Приобретение и установка автоматической системы отключения электрощитовых.
3.3.4. Приобретение, установка, ремонт аварийных понижающих трансформаторов напряжения, обеспечивающих электроснабжение ОУ.
3.3.5. Ремонт и совершенствование системы наружного и внутреннего освещения территории ОУ.
3.3.6. Ремонт линий электропередач, подающих электрический ток для нужд ОУ.
3.3.7. Установка заземляющего контура в зданиях и сооружениях ОУ в соответствии с ПТЭЭП.
3.3.8. Замена силового вводного кабеля, обеспечивающего электроснабжение ОУ.
3.4. Техническая безопасность
3.4.1. Проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования ОУ.
3.4.2. Строительство и реконструкция зданий и сооружений (в том числе областной бюджет - строительство резервной ЛЭП-500 для нужд государственного образовательного учреждения "Областной загородный стационарный лагерь круглогодичного действия "Гандвиг" (ГОУ ОЗСЛКД "Гандвиг") и реконструкция забойного участка государственного областного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 10" (ГООУ УНПО ПУ N 10) .
3.4.3 Капитальный ремонт муниципальных ОУ.
3.4.4. Текущий ремонт муниципальных ОУ.
3.4.5. Оборудование учебных мастерских принудительной вытяжной вентиляцией.
3.4.6. Благоустройство территорий ОУ.
3.5. Антитеррористическая безопасность
3.5.1. Приобретение и установка кнопок тревожной сигнализации (КТС) в учебных и спальных корпусах, общежитиях ОУ.
3.5.2. Сервисное обслуживание вновь установленных КТС до завершения финансового года.
3.5.3. Установка и модернизация наружных ограждений территорий ОУ.
3.5.4. Совершенствование и развитие систем контроля доступа в ОУ и на его территорию.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
На реализацию мероприятий Программы, кроме средств областного бюджета, будут направляться средства муниципальных бюджетов Мурманской области в рамках реализации муниципальных целевых программ, а также средства федерального бюджета, привлекаемые в рамках реализации федеральных целевых программ, и средства из внебюджетных источников.
(тыс.руб.)
Источники финансирования | Всего за 2007- 2010 гг. |
в том числе: | |||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Областной бюджет | 165656 | 68352 | 41309 | 29335 | 26660 |
Федеральный бюджет | 40255 | 15860 | 10810 | 7726 | 5859 |
Местный бюджет | 1346526 | 389745 | 374269 | 314906 | 267606 |
Внебюджетные средства | 25766 | 6447 | 6372 | 6463 | 6484 |
Итого | 1578203 | 480404 | 432760 | 358430 | 306609 |
Объемы финансирования программных мероприятий по годам реализации, источникам финансирования, экономическим статьям расходов, видам и типам образовательных учреждений, в разрезе муниципальных образований представлены в приложениях N 2, 3, 4 к Программе.
Приведенные консолидированные объемы финансирования Программы на 2007-2010 годы за счет средств областного бюджета и из других источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного и муниципальных бюджетов, бюджетов федеральных целевых программ на соответствующий год.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения Программы, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих мероприятий.
5. Механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом реализации программы
Выполнение мероприятий Программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов исполнителей Программы.
Комитет по образованию Мурманской области осуществляет текущую координацию и организационно-информационное обеспечение реализации Программы, обеспечивает представление отчетности о ходе реализации Программы в формах и сроки, установленные постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области".
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области ежегодно заслушивает информацию о ходе выполнения Программы на своих заседаниях.
Финансовые и имущественные взаимоотношения участников Программы регулируются договорами о совместной деятельности по реализации Программы, являющимися неотъемлемой частью Программы.
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы
Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов:
-усиление внимания к вопросам безопасности;
-повышение безопасности трудового и учебного процессов;
-снижение уровня травмирования и смертности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-сокращение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций;
-обеспечение 100% образовательных учреждений современными первичными средствам пожаротушения, АПС и системами оповещения людей о пожаре;
-повышение эффективности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.