Постановление Правительства Мурманской области от 18 июня 2007 г. N 293-ПП/10
"Об утверждении результатов расчетов по определению необходимых объемов строительства жилья на территории Мурманской области"
29 апреля 2008 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 9 ноября 2007 г. N 533-ПП настоящее постановление снято с контроля
Постановлением Правительства Мурманской области от 29 апреля 2008 г. N 199-ПП в преамбулу настоящего постановления внесены изменения
О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года см. Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. N 768-ПП/20
В соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, постановлениями Правительства Мурманской области от 13.07.2006 N 280-ПП/7 "Об утверждении плана реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Мурманской области", от 24.11.2005 N 441-ПП/14 "О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года", Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые результаты расчетов по определению необходимых объемов строительства жилья на территории Мурманской области.
2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам строительной отрасли, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности утвержденными результатами расчетов.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 августа 2007 года с использованием утвержденных результатов расчетов, разработать перечень предложений и мероприятий, направленных на развитие жилищного фонда на территории муниципального образования, строительство нового жилья, расселение аварийного жилищного фонда и застройки территорий, занятых им, обеспечение жилыми помещениями граждан социальных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.) совместно с департаментом экономического развития Мурманской области (Макаров А.В.) в срок до 1 августа 2007 года разработать перечень дополнительных предложений, направленных на увеличение объемов строительства жилья и представить на рассмотрение комиссии по реализации приоритетных национальных проектов в Мурманской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора - руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.
Губернатор |
Ю. Евдокимов |
Результаты расчетов по определению необходимых объемов строительства жилья в Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 18 июня 2007 г. N 293-ПП/10)
1. Цель выполнения расчетов
Главной целью выполнения расчетов является осуществление оценки состояния существующего на территории Мурманской области жилищного фонда для выработки последующего решения о необходимости строительства нового жилья в регионе с учетом происходящих экономических преобразований и демографических процессов, а также для определения необходимых объемов производственных мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций.
2. Особенности и условия выполнения расчетов
Особенностью выполненных расчетов является отсутствие типовой методики расчета, учитывающей специфические условия региона, а также отсутствие обновленных данных по ветхому и аварийному жилищному фонду. Последний раз инвентаризация жилищного фонда производилась в 90-х годах, в связи с чем в данном вопросе имеются значительные расхождения между статистическими данными и данными, предоставляемыми муниципальными образованиями. Поэтому в основу расчетов были заложены данные, представленные муниципальными образованиями, по состоянию на 01.01.2007 года с планируемыми изменениями до 2015 года.
3. Перечень основных показателей использованных при выполнении расчетов
По данным, представленным муниципальными образованиями:
- объем существующего жилищного фонда независимо от форм собственности;
- объем ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, с учетом его прироста до 2015 года;
- объем имеющегося на территории муниципального образования пустующего жилищного фонда;
- планируемые объемы освобождающегося жилья за счет программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и территорий приравненных к ним;
- количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- количество семей, проживающих в жилищном фонде, подлежащем расселению.
По статистическим данным:
- объем существующего жилищного фонда по области с 1992 года (приложение 1);
- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя по области (приложение 2);
- численность населения по городам и районам Мурманской области на 01.01.2007 г. (приложение 3)
Алгоритм расчета приведен в приложении 4.
4. Условия расчета
Для осуществления расчета были заданы следующие условия:
- для определения необходимого объема жилищного фонда принята в качестве норматива средняя площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя Мурманской области (по данным Росстата на конец 2005 года - 22,5 м2). При этом исходили из того, что данный показатель до 2015 года останется постоянным. В среднем по России этот показатель равен 20,9 м2, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" указанный норматив определен одним из целевых показателей, который должен к 2010 году достигнуть среднего значения - 22,5 - 22,7 м2. В расчетах с целью получения сравнимых результатов для всех муниципальных образований применен общий показатель - 22,5 м2.
- в основу расчетов положены сведения о численности населения по области на 01.01.2007 года. Принято, что численность населения в Мурманской области по отношению к показателю на начало текущего года, учитывая перспективы развития экономики региона, планируемое строительство крупных производственных объектов, и предпринимаемые государственные меры поддержки семьи, значительно не изменится, несмотря на сложившуюся за последнее время тенденцию уменьшения.
- объем ветхого жилищного фонда принят с учетом его прироста до 2015 года. Принято, что к ветхому фонду будут относиться жилые дома с процентом износа по нормативному сроку службы более 65 % (по данным ГУПТИ к 2015 году практически 100 % деревянных и каркасных многоквартирных жилых домов).
- предполагается, что за период до 2015 года все ветхое и аварийное жилье, подлежащее сносу, должно быть расселено. Изменение объема существующего жилфонда до 2015 года рассчитывалось с учетом его планового расселения и сноса.
- при определении потребности в жилье по годам предполагалось вовлечение в оборот дополнительно освобождающегося жилья за счет программы переселения граждан из районов Крайнего Севера, и дополнительно введенного жилья после реконструкции и капитального ремонта.
- в расчетах не учитывались объемы начатого и находящегося в стадии строительства жилья, а также планируемые объемы нового строительства за исключением объектов жилищного строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета.
- в расчете учитывались объемы имеющегося на территории муниципального образования пустующего жилья в качестве резерва площадей, который может быть вовлечен в общий фонд.
- принято, что средний состав семьи состоит из трех человек.
5. Результаты расчета
5.1. По результатам проделанных расчетов определен необходимый объем строительства нового жилья в разрезе муниципальных образований Мурманской области. В целом, согласно принятым условиям расчета, необходимо построить до 2015 года 1 386 тыс. м2, но учитывая, что норма обеспеченности жильем в закрытых муниципальных образованиях по состоянию на 01.01.07 существенно превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации, происходящие преобразования в вооруженных силах, направленные на их сокращение, а также наличие пустующего (брошенного) жилья в некоторых военных городках и необходимость решения перспективы развития ЗАТО совместно с Министерством обороны Российской Федерации, департамент предлагает исключить из общего расчетного объема строительства нового жилищного фонда расчетный объем дефицита жилищного фонда в ЗАТО. С учетом этого объем строительства нового жилья по области составит - 1093,2 тыс. м2 (приложение 5).
5.2. В результате расчетов выявлено, что в ряде муниципальных образований потребность в дополнительном объеме строительства жилья отсутствует (г. Кировск, п.г.т. Туманный, г. Островной), улучшение жилищных условий жителей данных муниципальных образований предлагаем решать за счет капитального ремонта и реконструкции имеющегося пустующего жилья.
5.3. Расчеты показывают, что по отдельным муниципальным образованиям, а также в целом по области существует потребность в дополнительных объемах строительства нового жилья, значительная часть которого должна восполнить замену жилищного фонда, пришедшего в непригодное для проживания состояние. При этом вопрос о строительстве жилья необходимо рассматривать дифференцированно не только по муниципальным образованиям, но и по населенным пунктам с учетом перспективы их развития в ближайшие годы.
6. Выводы и предложения
6.1. Развитие жилищного строительства на территории области необходимо рассматривать в комплексе с перспективой развития региона, решениями, осуществляемыми федеральными органами в части реорганизации и размещения вооруженных сил, обеспечения государственной политики по переселению пенсионеров в среднюю полосу.
6.2. Необходимо нацеливать муниципальные образования на разработку документов перспективного развития, градостроительной документации по территориальному планированию, прогнозов и перспективных планов развития, в том числе в части развития жилищной сферы.
6.3. Результаты расчетов показывают необходимость создания условий и осуществление строительства в первую очередь на территории тех муниципальных образований, где существует дефицит и требуется восполнение жилищного фонда, пришедшего в непригодное состояние. При этом наращивание объемов строительства нового жилья до 100 - 150 тыс. в год к 2015 году (приложение 7) должно обеспечиваться привлечением инвестиций из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, в том числе средств граждан.
6.4. Увеличение объемов строительства жилья потребует развития базы стройиндустрии, применения новых эффективных технологий. При этом потребность в строительных материалах и конструкциях должна обеспечиваться с учетом имеющейся региональной минерально-сырьевой базы путем расширения и реконструкции существующих, а также строительства новых предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции на территории области.
При принятии решения о возобновлении панельного домостроения на территории Мурманской области представляется целесообразным рассматривать возможность строительства завода с мощностью 70-100 тыс. м2 жилья в год. При этом, одним из наиболее эффективных видов технологии на данном этапе, учитывая степень загрузки в настоящее время существующих производственных мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций (приложение 6), является строительство каркасно-монолитных жилых домов с монолитным и сборно-монолитным выполнением основных несущих элементов.
Приложение 1
к результатам расчетов по
определению необходимых
объемов строительства жилья
в Мурманской области
Динамика изменения объема жилищного фонда по Мурманской области
по годам | объем жилищного фонда тыс. м2 |
ежегодный ввод жилья тыс. м2 |
1991 | 472,00 | |
1992 | 17220,4 | 386,90 |
1993 | 18168,8 | 302,70 |
1994 | 18474,6 | 130,60 |
1995 | 18913,4 | 79,20 |
1996 | 19227,7 | 68,10 |
1997 | 19761 | 29,10 |
1998 | 19665,8 | 23,60 |
1999 | 19652,8 | 14,40 |
2000 | 19710,1 | 27,90 |
2001 | 19791,3 | 7,80 |
2002 | 19668,8 | 4,50 |
2003 | 19656,5 | 13,26 |
2004 | 19488,8 | 6,50 |
2005 | 19465,3 | 8,07 |
2006 | 19448,0 | 13,70 |
Приложение 2
к результатам расчетов
по определению необходимых
объемов строительства жилья
в Мурманской области
Отдельные показатели, характеризующие жилищные условия населения, по России и регионам Северного экономического района на конец 2005 года
Республика Карелия |
Республика Коми |
Архангель- ская область |
Вологод- ская область |
Мурман- ская область |
Справочно Россия |
|
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя - всего м2 |
22,4 |
22,6 |
23,3 |
23,8 |
22,5 |
20,9 |
в городских поселениях |
21,5 |
22,1 |
21,8 |
21,8 |
22,6 |
20,5 |
в сельской местности |
25,1 |
24.2 |
27,3 |
28.1 |
21,4 |
21,8 |
Удельный вес числа семей, стоящих на учете, в качестве нуждающихся в жилых помеще- ниях, в общем числе семей |
11 |
10 |
12 |
11 |
5 |
7 |
Приложение 3
к результатам расчетов по
определению необходимых объемов
строительства жилья в
Мурманской области
Численность населения по городам и районам Мурманской области на 01.01.2007 года
N п/п |
Наименование муниципального образования | численность населения на 01.01.2007, чел. |
1 | 2 | 3 |
1 | Город Мурманск | 317510 |
2 | Город Апатиты с подведомственной территорией | 62560 |
3 | Мончегорск с подведомственной территорией | 52554 |
4 | Полярные Зори с подведомственной территорией | 18401 |
5 | Кировск с подведомственной территорией | 33385 |
6 | Оленегорск с подведомственной территорией | 32405 |
7 | Кандалакша с подведомственной территорией | 57059 |
8 | Кольский район | 50319 |
9 | Ловозерский район | 13219 |
10 | Печенгский район | 45252 |
11 | Ковдорский район | 22850 |
12 | Терский район | 6523 |
13 | ЗАТО город Полярный | 16961 |
14 | ЗАТО город Североморск | 73441 |
15 | ЗАТО город Заозерск | 13243 |
16 | ЗАТО город Снежногорск | 14128 |
17 | ЗАТО город Островной | 4518 |
18 | ЗАТО поселок Видяево | 6993 |
19 | ЗАТО Скалистый | 15648 |
Всего по области | 856969 |
Приложение 4
к результатам расчетов по
определению необходимых объемов
строительства жилья в
Мурманской области
Алгоритм расчета
N п/п |
Наименование показателей | Способ определения |
1. | Предположительная численность населения (N) |
заполняется на основе статистических данных |
2. | Площадь жилого помещения, принятая в качестве нормативного показателя для расчета на 1 человека (F) |
22,5 м2 (средняя площадь, приходящаяся на 1 жителя области по данным статистики на конец 2005 года) |
3. | Необходимый объем жилищного фонда исходя из нормы площади жилого помещения, приходящейся на 1 человека (Vн) |
Рассчитывается по формуле: Vн = N х F |
4. | Объем жилищного фонда независимо от формы собственности по состоянию на 01.01.2007 (V ж.ф. ) |
заполняется на основе данных муниципального образования |
5. | Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда согласно результатам технической инвентаризации с учетом его прироста (V в.а.) |
заполняется на основе данных муниципального образования |
6. | Планируемые объемы сноса аварийного жилищного фонда (V сн. в.а.) |
Объемы сноса аварийного жилья планируются муниципа- льным образованием в расчет на его ликвидацию к 2015 г. |
7. | Дефицит объемов жилищного фонда с учетом планируемых демографических изменений (Vдеф.) |
Рассчитывается по формуле: Vдеф. = Vн - V ж.ф.+ V сн.в. |
8. | Количество семей, стоящих в очереди на переселение из районов Крайнего Севера и районов приравненных к ним |
заполняется на основе данных муниципального образования |
9. | Планируемое количество семей, выезжающих по программе переселения (N 1) |
заполняется на основе данных муниципального образования исходя из практики предыдущих лет |
10. | Планируемая освобождаемая площадь жилья по данной программе (F1) |
Рассчитывается исходя из величины нормы площади жилья и состава переселяемой (выезжающей) семьи исходя из среднего значения состава семьи - 3 человека в семье. F1 = F х (N х 3) |
11. | Наличие выморочных (пустующих) квартир (F2) |
заполняется на основе данных муниципального образования |
12. | Планируемые объемы капитального ремонта жилого фонда (F3) |
Объем капитального ремонта планируются муниципальным образованием |
13. | Планируемые объемы реконструкции жилищного фонда (F4) |
Объемы реконструкции жилищного фонда планируются муниципальным образованием |
14. | Планируемые объемы строительства нового жилья (F5) |
Рассчитывается по формуле: F5 = Vдеф - F1- F2- F3- F4 |
15. | Общее количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также количество семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде |
заполняется на основе данных муниципального образования |
Приложение 5
к результатам расчетов по
определению необходимых объемов
строительства жилья в
Мурманской области
Расчет необходимых объемов нового строительства жилья по данным муниципальных образований на 01.01.2007 (вариант 2)
N п/п |
Наименование муниципального образования |
численность населения на 01.01.2007, чел. |
Площадь, приходя- щаяся на 1 жителя, м2 |
Необходи- мый объем, исходя из расчетной площади тыс.м2 |
объем сущест- вующего жилого фонда, тыс.м2 |
дефицит жилищного фонда, тыс.м2 |
распре- деление объемов стр-ва по годам для вос- полнения дефицита |
объем ветхого, аварий- ного жил. фонда тыс.м2 |
ежегод- ный плани- руемый объем сноса ветхого и ава- рийного фонда |
Потреб- ность в жилье по состоя- нию на 01.01.2007 тыс. м2 |
число семей, нуждаю- щихся в улучше- нии жил. условий |
С учетом поправоч- ного коэффици- ента К=0,5 |
потреб- ность для расселе- ния нуждаю- щихся в соцжилье |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Г. Мурманск | 317 510 | 22,02 | 7143,98 | 6 990,30 | 153,67 | 17,07 | 185,56 | 20,62 | 339,23 | 8288 | 4144 | 174,05 |
2 | Г.Апатиты с подв.т. | 62 560 | 23,13 | 1407,60 | 1 447,00 | -39,40 | - | 1,3 | 0,14 | 1,3 | 226 | 113 | 4,75 |
3 | Г. Мончегорск с подв.т. | 52 554 | 24,88 | 1182,47 | 1 307,68 | -125,22 | - | 21,7 | 2,41 | 21,7 | 710 | 355 | 14,91 |
4 | Г. Полярные Зори с подв.т. | 18 401 | 22,08 | 414,02 | 406,3 | 7,72 | 0,86 | 16,77 | 1,86 | 24,49 | 232 | 116 | 4,87 |
5 | Г. Кировск с подв.т. | 33 385 | 27,16 | 751,16 | 906,8 | -155,64 | - | - | - | - | 120 | 60 | 2,52 |
6 | Г. Оленегорск с подв.т. | 32 405 | 21,09 | 729,11 | 683,41 | 45,70 | 5,08 | 11,45 | 1,27 | 57,15 | 150 | 75 | 3,15 |
7 | Г. Кандалакша с подв.т. | 57 059 | 22,35 | 1283,83 | 1275,26 | 8,57 | 0,95 | 188,71 | 20,97 | 197,28 | 1430 | 716 | 30,03 |
8 | Кольский район | 50 319 | 18,67 | 1132,18 | 939,42 | 192,76 | 21,42 | 49,3 | 5,48 | 242,06 | 923 | 464 | 19,4 |
9 | Ловозерский район | 13 219 | 19,28 | 297,43 | 254,8 | 42,63 | 4,74 | 15,3 | 1,7 | 57,93 | 233 | 117 | 4,89 |
10 | Печенгский район | 45 252 | 20,40 | 1018,17 | 923,3 | 94,87 | 10,54 | 5,36 | 0,6 | 100,23 | 224 | 112 | 4,7 |
11 | Ковдорский район | 22 850 | 23,72 | 514,13 | 542,07 | -27,95 | - | 12 | 1,33 | 12 | 37 | 19 | 0,78 |
12 | Терский район | 6 523 | 24,90 | 146,77 | 162,4 | -15,63 | - | 24,34 | 2,7 | 24,34 | 104 | 52 | 2,18 |
13 | ЗАТО г.Полярный | 16 961 | 27,27 | 381,62 | 462,54 | -80,92 | - | - | - | - | 281 | 141 | 5,9 |
14 | ЗАТО г.Североморск | 73 441 | 20,26 | 1652,42 | 1 488,00 | 164,42 | 18,27 | 13,3 | 1,48 | 13,3 | 550 | 275 | 11,55 |
15 | ЗАТО г.Заозерск | 13 243 | 19,20 | 297,97 | 254,3 | 43,67 | 4,85 | 2,2 | 0,24 | 2,2 | 109 | 55 | 2,29 |
16 | ЗАТО г.Снежногорск | 14 128 | 20,11 | 317,88 | 284,1 | 33,78 | 3,75 | - | - | - | 520 | 260 | 10,92 |
17 | ЗАТО г.Островной | 4 518 | 49,96 | 101,66 | 225,7 | -124,05 | - | - | - | - | 0 | 0 | 0 |
18 | ЗАТО п.Видяево | 6 993 | 26,60 | 157,34 | 186 | -28,66 | - | - | - | - | 90 | 45 | 1,89 |
19 | ЗАТО Скалистый | 15 648 | 19,25 | 352,08 | 301,27 | 50,81 | 5,65 | - | - | - | 371 | 186 | 7,79 |
Итого по всем муниципальным образованиям |
856 969 |
19040,65 |
43,83 |
547,29 |
60,8 |
1093,21 |
14598 |
306,57 |
Приложение 6
к результатам расчетов по
определению необходимых объемов
строительства жилья в
Мурманской области
Сведения по производству строительных материалов и конструкций, производимых основными предприятиями Мурманской области
N п/п |
Наименование | Единица измерения |
Факт | Мощность |
1 | Песок | тыс. куб. м | 31,4 | 220,0 |
2 | Щебень | тыс. куб. м | 2 529,0 | 3 484,0 |
3 | Бетон + ЖБИ + раствор | тыс. куб. м | 285,0 | 1 465,0 |
4 | Кирпич силикатный (усл. ед.) | млн. шт. | 3,45 | 66,0 |
Приложение 7
к результатам расчетов по
определению необходимых объемов
строительства жилья в
Мурманской области
Ввод в действие жилья на территории области (квадратных метров общей площади)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
введено жилья - всего | 27947 | 7784 | 4465 | 13263 | 6474 | 8090 | 13700 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 18 июня 2007 г. N 293-ПП/10 "Об утверждении результатов расчетов по определению необходимых объемов строительства жилья на территории Мурманской области"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 10 июля 2007 г. N 126
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 29 апреля 2008 г. N 199-ПП
Настоящий документ снят с контроля