Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 22 июня 2007 г. N 298-ПП/11
Прогноз
сводного финансового баланса Мурманской области на 2008-2010 годы
Показатели | Единица измерения |
2005 г. | 2006 г. | Оценка 2007 г. |
Прогноз | |||||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2006 г. (%) | |||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|||||
Доходы | ||||||||||||
Прибыль прибыльных организаций |
млн. рублей |
19087.3 | 31203.7 | 43305.3 | 38612.4 | 40141.8 | 38444.7 | 40052.2 | 35026.5 | 38011.2 | 112.3 | 121.8 |
Справочно: сальдо прибылей и убытков |
млн. рублей |
14748.3 | 27900.8 | 40694.2 | 36883.9 | 38576.3 | 36894.6 | 38701.1 | 33474.9 | 36668.4 | 120.0 | 131.4 |
Амортизационные отчисления |
млн. рублей |
7129.0 | 8243.0 | 9218.0 | 10251.0 | 10322.0 | 11404.0 | 11561.0 | 12610.0 | 13374.0 | 153.0 | 162.2 |
Налоги на прибыль, доходы |
млн. рублей |
13221.0 | 18553.2 | 23925.3 | 24417.0 | 25104.0 | 26106.7 | 27002.5 | 27146.4 | 28470.7 | 146.3 | 153.5 |
налог на прибыль организаций |
млн. рублей |
5478.6 | 9122.7 | 12593.3 | 11467.0 | 11834.0 | 11426.7 | 11812.5 | 10506.4 | 11222.7 | 115.2 | 123.0 |
налог на доходы физических лиц |
млн. рублей |
7742.4 | 9430.5 | 11332.0 | 12950.0 | 13270.0 | 14680.0 | 15190.0 | 16640.0 | 17248.0 | 176.4 | 182.9 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
млн. рублей |
11990.2 | 13860.5 | 15820.7 | 17546.0 | 17754.2 | 19230.3 | 19576.3 | 20932.0 | 21419.9 | 151.0 | 154.5 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
млн. рублей |
4226.4 | 4001.1 | 3143.6 | 3262.2 | 3305.7 | 3596.7 | 3484.6 | 4282.0 | 4704.2 | 107.0 | 117.6 |
из них: | ||||||||||||
налог на добавленную стоимость |
млн. рублей |
3803.4 | 3524.5 | 2671.0 | 2764.8 | 2808.3 | 3068.6 | 2956.5 | 3720.1 | 4142.3 | 105.5 | 117.5 |
акцизы | млн. рублей |
423.0 | 476.6 | 472.6 | 497.4 | 528.1 | 561.9 | 117.9 | ||||
Налоги на совокупный доход |
млн. рублей |
550.7 | 681.9 | 807.7 | 902.5 | 974.9 | 1046.6 | 153.5 | ||||
Налоги на имущество |
млн. рублей |
1717.4 | 2383.6 | 2756.4 | 3014.9 | 3023.9 | 3319.6 | 3391.6 | 3644.0 | 3879.0 | 152.9 | 162.7 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
млн. рублей |
1995.0 | 3160.9 | 2798.0 | 2848.9 | 2875.6 | 2888.7 | 2925.6 | 2936.3 | 3008.6 | 92.9 | 95.2 |
из них: | ||||||||||||
налог на добычу полезных ископаемых |
млн. рублей |
522.5 | 901 | 948.7 | 989.4 | 996.5 | 1039.9 | 1042.2 | 1092.9 | 1115.6 | 121.3 | 123.8 |
Прочие налоговые доходы |
млн. рублей |
1.0 | -6.5 | 75.5 | 119.4 | 123.8 | 129.0 | |||||
Неналоговые доходы | млн. рублей |
1524.2 | 2577.5 | 2082.7 | 2047.3 | 2145.4 | 2228.3 | 86.5 | ||||
Прочие доходы | млн. рублей |
278.3 | 203.7 | 83.8 | 64.9 | 68.6 | 73.3 | 36.0 | ||||
Итого доходов | млн. рублей |
56241.9 | 75739.9 | 91423.7 | 91619.5 | 93827.3 | 96876.7 | 99494.0 | 99548.0 | 105122.1 | 131.4 | 138.8 |
Сальдо взаимоотношений с федеральным уровнем власти |
млн. рублей |
26382.6 | 30832.9 | 37508.8 | 45248.4 | 44880.8 | 52026.3 | 51662.7 | 60257.1 | 57507.7 | 195.4 | 186.5 |
Средства, передаваемые на федеральный уровень власти |
млн. рублей |
11401.2 | 13859.6 | 13138.8 | 13095.9 | 13425.6 | 13593.6 | 13894.1 | 14264.5 | 15324.1 | 102.9 | 110.6 |
в федеральный бюджет |
млн. рублей |
6886.8 | 8349.8 | 7912.3 | 7643.4 | 7802.8 | 7968.3 | 7985.9 | 8399.0 | 9060.5 | 100.6 | 108.5 |
часть единого социального налога, централизуемая государственными внебюджетными фондами |
млн. рублей |
4514.4 | 5509.8 | 5226.5 | 5452.5 | 5622.8 | 5625.3 | 5908.2 | 5865.5 | 6263.6 | 106.5 | 113.7 |
Средства, получаемые от федерального уровня власти |
млн. рублей |
37783.8 | 44692.5 | 50647.6 | 58344.3 | 58306.4 | 65619.9 | 65556.8 | 74521.6 | 72831.8 | 166.7 | 163.0 |
из федерального бюджета |
млн. рублей |
31848.0 | 37499.5 | 42800.9 | 49361.9 | 54615.6 | 61877.2 | 60277.2 | 165.0 | 160.7 | ||
от государственных внебюджетных фондов |
млн. рублей |
5935.8 | 7193.0 | 7846.7 | 8982.4 | 8944.5 | 11004.3 | 10941.2 | 12644.4 | 12554.6 | 175.8 | 174.5 |
Всего доходов | млн. рублей |
82624.5 | 106572.8 | 128932.5 | 136867.9 | 138708.1 | 148903.0 | 151156.7 | 159805.1 | 162629.8 | 149.9 | 152.6 |
Расходы | ||||||||||||
Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций |
млн. рублей |
20737.7 | 30324.0 | 39930.0 | 37396.4 | 38629.8 | 38422.0 | 39800.7 | 37130.1 | 40162.5 | 122.4 | 132.4 |
из них: | ||||||||||||
на инвестиции | млн. рублей |
10786.4 | 11715.7 | 15400.0 | 15050.0 | 14200.0 | 11660.0 | 12660.0 | 99.5 | 108.1 | ||
Затраты на государственные инвестиции |
млн. рублей |
2934.3 | 2724.9 | 4230.0 | 4290.0 | 4900.0 | 5350.0 | 196.3 | ||||
из них за счет: | ||||||||||||
средств федерального бюджета |
млн. рублей |
1363.7 | 1145.2 | 1560.0 | 1940.0 | 2200.0 | 2350.0 | 205.2 | ||||
средств бюджета субъекта Федерации |
млн. рублей |
1570.6 | 1579.7 | 2670.0 | 2350.0 | 2700.0 | 3000.0 | 189.9 | ||||
Общегосударствен- ные вопросы |
млн. рублей |
3710.3 | 4664.2 | 6130.1 | 7297.3 | 8054.0 | 8952.1 | 191.9 | ||||
обслуживание государственного и муниципального долга |
млн. рублей |
69.0 | 64.6 | 92.2 | 95.0 | 95.0 | 100.0 | 154.8 | ||||
фундаментальные исследования |
млн. рублей |
363.3 | 491.7 | 531.0 | 571.9 | 612.5 | 654.2 | 133.0 | ||||
Национальная оборона |
млн. рублей |
14475.9 | 18057.9 | 21219.1 | 24477.1 | 27608.3 | 30925.6 | 171.3 | ||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
млн. рублей |
6071.8 | 7306.7 | 8593.5 | 10057.3 | 11265.9 | 12622.7 | 172.8 | ||||
Национальная экономика |
млн. рублей |
1952.0 | 2386.5 | 3082.3 | 3475.0 | 3715.4 | 3933.1 | 164.8 | ||||
Жилищно- коммунальное хозяйство |
млн. рублей |
3483.7 | 4877.9 | 2492.1 | 2995.9 | 2814.4 | 2683.4 | 55.0 | ||||
Охрана окружающей среды |
млн. рублей |
143.5 | 175.7 | 212.6 | 233.8 | 250.2 | 267.9 | 152.5 | ||||
Социально- культурные мероприятия |
млн. рублей |
28687.1 | 35216.5 | 42979.8 | 48917.4 | 55600.8 | 61843.0 | 175.6 | ||||
из них: | ||||||||||||
образование | млн. рублей |
7015.8 | 8820.1 | 10611.3 | 11861.4 | 12849.1 | 14166.6 | 160.6 | ||||
культура, кинематография и средства массовой информации |
млн. рублей |
704.5 | 851.5 | 1029.7 | 1178.0 | 1278.3 | 1408.9 | 165.5 | ||||
здравоохранение и спорт |
млн. рублей |
5973.2 | 7697.8 | 9093.1 | 9793.4 | 11485.0 | 12514.7 | 162.6 | ||||
Социальная политика |
млн. рублей |
14993.6 | 17847.1 | 22245.7 | 26084.6 | 29988.4 | 33752.8 | 189.1 | ||||
в том числе: | ||||||||||||
пенсионное обеспечение |
млн. рублей |
10314.1 | 12033.6 | 13642.8 | 16424.8 | 19496.1 | 22283.4 | 185.2 | ||||
социальное обслуживание населения |
млн. рублей |
399.0 | 508.9 | 660.3 | 752.3 | 810.9 | 889.3 | 174.7 | ||||
социальное обеспечение населения |
млн. рублей |
3581.1 | 4969.9 | 7440.3 | 8316.3 | 9046.8 | 9892.5 | 199.0 | ||||
борьба с беспризорностью, опека, попечительство |
млн. рублей |
100.6 | 127.3 | 249.8 | 273.3 | 288.8 | 304.2 | 239.0 | ||||
другие вопросы в области социальной политики |
млн. рублей |
598.8 | 207.4 | 252.4 | 318.0 | 345.7 | 383.4 | 184.9 | ||||
Прочие расходы | млн. рублей |
26.1 | 822.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | |||||
Всего расходов | млн. рублей |
82222.4 | 106556.3 | 128869.5 | 139140.2 | 140373.6 | 152631.0 | 154009.7 | 163707.9 | 166740.3 | 153.6 | 156.5 |
Превышение доходов над расходами (+), или расходов на доходами (-) |
млн. рублей |
402.1 | 16.5 | 63.0 | -2272.3 | -1665.5 | -3728.0 | -2853.0 | -3902.8 | -4110.5 |
Пояснительная записка к прогнозу сводного финансового баланса Мурманской области на 2008-2010 годы
Прогноз сводного финансового баланса составлен в двух вариантах, соответствующих вариантности прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2008-2010 годы.
Формирование доходов и расходов сводного финансового баланса осуществлено исходя из действующего на момент его составления бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, активной реализации целого ряда государственных реформ.
В прогнозе сводного финансового баланса учтены:
- финансовые результаты развития Мурманской области за 2006 год (по материалам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области и департамента финансов Мурманской области);
- предложения ведущих предприятий Мурманской области, органов местного самоуправления, а также территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
1. Финансовые результаты социально-экономического развития Мурманской области за первый квартал текущего года
В первом квартале 2007 года сфера региональных финансов характеризуется положительными тенденциями, сформировавшимися в предыдущем году.
Крупные и средние организации области обеспечили высокий прирост прибыли (прибыль достигла 10.8 млрд. рублей, что в 2 раза выше соответствующего периода прошлого года), отмечается рост положительного сальдированного финансового результата (9.2 млрд. рублей, что в 2.2 раза выше аналогичного периода 2006 года).
Вместе с тем сохранился высокий удельный вес убыточных предприятий, сумма их убытков возросла на 47.3 %.
В отчетном периоде улучшилось состояние расчетов, снизился удельный вес просроченных задолженностей в их общем объеме, сократилось количество предприятий, имеющих просроченные задолженности.
Однако сохранились проблемы с платежеспособностью организаций на сухопутном транспорте, в строительстве, в производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа и воды.
Совокупный объем кредитов (без межбанковского кредита), предоставленных кредитными организациями, осуществляющими деятельность на территории области, с начала года увеличился на 1.7 млрд. рублей (5.9 %) и по состоянию на 1 апреля 2007 года составил 31 млрд. рублей.
Качество кредитного портфеля улучшилось. Сумма просроченных кредитов с начала года сократилась на 7.1 процентных пункта и составила 253 млн. рублей или 0.8 % от общего объема кредитования.
Сохраняется зависимость области от конъюнктуры мирового рынка цветных металлов, экономической и финансовой политики холдингов.
За рассматриваемый период увеличился объем налоговых и неналоговых поступлений, чему способствовали положительные тенденции в производстве, устойчивое финансовое положение бюджетообразующих предприятий, рост заработной платы и собираемости налогов. Без учета единого социального налога, в бюджеты всех уровней поступило 7.6 млрд. рублей с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 28 % или 1.7 млрд. рублей.
В консолидированный бюджет Мурманской области (без внутренних оборотов) зачислены доходы в общей сумме около 7.4 млрд. рублей, что в 1.3 раза выше отчетного периода прошлого года. Значительный прирост собственных доходов бюджета обеспечил его бездефицитное исполнение.
2. Предварительная оценка финансовых показателей социально-экономического развития Мурманской области в 2007 году
В 2007 году ситуация в сфере финансов области будет складываться под воздействием следующих позитивных факторов:
- превышение темпов роста объемов отгруженной продукции, выполненных работ и услуг в действующих ценах над темпами роста затрат на производство продукции практически по всем основным видам деятельности предприятий региона;
- благоприятная конъюнктура цен на рынке цветных и черных металлов;
- стабилизация цен на рынке нефтепродуктов (по данным Минэкономразвития России индекс цен производителей нефтепродуктов в 2007 году по отношению к 2006 году составит 94.4 %);
- высокие темпы роста оборота розничной торговли и платных услуг;
- интеграция промышленных и сельскохозяйственных предприятий области;
- реализация национальных проектов;
- дальнейшее развитие предпринимательской деятельности;
- снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- рост сбережений граждан на срок более 1 года;
- рост объемов долгосрочного кредитования юридических лиц.
К числу негативных факторов можно отнести недостаточность доходов консолидированного бюджета для формирования бюджета развития области в виду значительного роста текущих расходов, в том числе на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы.
В 2007 году рост положительной динамики отмечается по всем финансовым показателям области.
Доходы сводного финансового баланса области оцениваются в размере 128.9 млрд. рублей с ростом 121 % к 2006 году.
Одной из основных составляющих доходной части является прибыль прибыльных организаций.
По оценке сальдированный финансовый результат и прибыль рентабельных предприятий достигнут рекордной за последние годы величины. Этот уровень не предполагается превысить до конца прогнозного периода.
Финансовые результаты деятельности организаций по полному кругу сложатся следующим образом:
- прибыль прибыльных организаций оценивается в сумме 43.3 млрд. рублей (138.8 % к 2006 году);
- убыток нерентабельных организаций определен в сумме 2.6 млрд. рублей (79.1 % к 2006 году);
- сальдированный финансовый результат составит 40.7 млрд. рублей с ростом по отношению к 2006 году на 45.9 %.
Рост прибыли будет достигнут по всем основным видам экономической деятельности, за исключением сельского хозяйства, где в силу исключения фактора непроизводственных доходов (перепродажа имущества в 2006 году) ожидается снижение прибыли.
Прирост прибыли в общей сумме на 955 млн. рублей (13.9 %) ожидается на предприятиях по добыче полезных ископаемых за счет увеличения производства и цен железорудного, апатитового и нефелинового концентратов.
В обрабатывающих производствах рост прибыли в 1.5 раза будет обеспечен в основном предприятиями металлургического производства и производства готовых металлических изделий, предприятиями по производству пищевых продуктов, включая напитки, и по производству машин и оборудования.
Наиболее значительный прирост прибыли (на 51.2 %) рассчитан в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий с учетом сложившейся благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке цветных металлов, ожидаемого роста контрактных цен на никель в среднем в 1.6 раза и увеличения производства металла ОАО "КГМК" из собственного сырья.
В текущем году в 2.2 раза (на 522.4 млн. рублей) возрастет прибыль рентабельных предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в том числе и за счет оздоровления финансового состояния теплоэнергетического комплекса области в результате установления регулируемых тарифов на тепловую энергию на уровне, позволяющем компенсировать изменение цен на нефтепродукты.
Тем не менее, сальдированный финансовый результат по данному виду деятельности составит всего 21 млн. рублей прибыли, т.к. до конца не урегулирован вопрос о компенсации ожидаемого убытка ОАО "Колэнергосбыт", образованного за счет превышения тарифа на электроэнергию, покупаемую с оптового рынка, над отпускными тарифами на электроэнергию, установленными комитетом по тарифному регулированию Мурманской области с учетом предельно допустимого уровня.
В рыболовстве с учетом увеличения добычи водных биоресурсов предприятиями прибрежного промысла и роста цен на донные породы рыб и рыбу мороженную, производимую на борту, рост прибыли оценивается в 1.3 раза (на 540 млн. рублей).
Рост прибыли предприятий транспорта и связи на 256 млн. рублей (22.4 %) обеспечен в основном за счет увеличения грузоперевозок предприятиями морского транспорта. Значительно будет увеличен сальдированный финансовый результат этого вида деятельности за счет сокращения убытков портов и перегрузочных комплексов.
Сохранение объемов выполненных работ на уровне 2006 года и рост цен на оказываемые услуги позволит повысить финансовый результат строительных организаций.
В структуре прибыли рентабельных организаций произойдет перераспределение долей в сторону увеличения удельного веса предприятий металлургического производства и производства готовых металлических изделий с 57.8 % в 2006 году до 62.9 % и предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды с 1.4 % до 2.2 %.
Доля предприятий по добыче полезных ископаемых снизится с 22 % до 18.1 %, транспорта и связи с 3.7 % до 3.2 %.
Благоприятные условия социально-экономического развития области позволят кредитным организациям увеличить свою прибыль в 1.4 раза.
В целом состояние банковского сектора Мурманской области в 2007 году оценивается как стабильное и характеризуется следующими особенностями развития:
- дальнейшим ростом объема ресурсов кредитных учреждений, преимущественно за счет вкладов населения;
- увеличением спроса на банковские услуги;
- опережающим ростом кредитной активности предприятиям и организациям по сравнению с ростом объемов потребительских ссуд, предоставляемых населению.
Совокупные ресурсы банковского сектора на конец года достигнут 44.8 млрд. рублей с приростом за год на 26.0 %.
Прирост вкладов граждан со сроком более одного года составит более 30 %, объем достигнет 22.1 млрд. рублей, до 1 года - 4.7 % и 6.4 млрд. рублей.
Позитивным моментом года станет наращивание темпов роста долгосрочных кредитов предприятий. Объем кредитов на срок более одного года увеличится в 1.7 раза и составит 11.8 млрд. рублей.
Амортизационные отчисления оцениваются в размере 9.2 млрд. рублей с ростом 111.8 % к прошлому году.
Финансовые источники инвестиций за счет собственных средств предприятий (прибыль и амортизация) составят 39.9 млрд. рублей с ростом 131.7 %.
Налоговые и неналоговые доходы бюджетной системы РФ, собранные на территории области, включая доходы консолидированного бюджета Мурманской области, федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, оцениваются в 2007 году в сумме 51.4 млрд. рублей с приростом к уровню 2006 года на 6.1 млрд. рублей (13.4 %).
Основной объем прироста налогов будет обеспечен:
- налогом на прибыль организаций на 3.5 млрд. рублей (рост на 38 %),
- налогом на доходы физических лиц на 1.9 млрд. рублей (20.2 %),
- налогами и взносами на социальные нужды (ЕСН, страховые взносы в ПФР и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) на 2 млрд. рублей (14.1 %).
В 2007 году в связи с внесенными изменениями в налоговое законодательство ожидается снижение поступлений налога на добавленную стоимость из-за перехода от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в результате снижения ставки сбора по крабу камчатскому.
Поступление неналоговых доходов в бюджеты снизится на 511 млн. рублей (20.3 %) по причине реализации в предыдущем году муниципального имущества, ранее сдаваемого в аренду.
В структуре налоговых и неналоговых доходов основная доля - 30.8 % будет принадлежать налогам и взносам на социальные нужды, на долю налога на прибыль и налога на доходы физических лиц придется соответственно 24.5 % и 22 %.
Из общей суммы налоговых и неналоговых доходов на федеральный уровень (в федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды) будет перечислено 13.1 млрд. рублей (94.8 % к 2006 году), в доходы консолидированного бюджета области поступит 27.5 млрд. рублей (120.1 %), в территориальные отделения государственных внебюджетных фондов 10.8 млрд. рублей (125.3 %).
Объем средств, получаемых с федерального уровня, в 2007 году оценивается в сумме 50.6 млрд. рублей с ростом по отношению к 2006 году на 13.3 % (около 6 млрд. рублей). Практически вся величина прироста будет сформирована финансовыми ресурсами, направляемыми из вышестоящих бюджетов на финансирование органов федерального подчинения и выполнение федеральных полномочий на территории области.
Объем средств, получаемых непосредственно бюджетом области, снизится и составит 97.2 % к уровню 2006 года. Прирост расходов консолидированного бюджета будет обеспечен его собственными доходами.
Расходы сводного финансового баланса оцениваются в сумме 128.9 млрд. рублей с ростом в 1.2 раза к уровню 2006 года. Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций, превысят уровень прошлого года в 1.3 раза, затраты на государственные инвестиции возрастут в 1.6 раза, текущие расходы увеличатся на 15.2 %. Рост текущих расходов на социально-культурные мероприятия ожидается на 19.8 %.
Превышение доходов сводного финансового баланса над расходами составит 63 млн. рублей. Исполнение консолидированного бюджета ожидается с незначительным дефицитом.
3. Прогноз финансовых показателей социально-экономического развития Мурманской области на 2008 - 2010 годы
Прогноз показателей сводного финансового баланса региона осуществлен в двух вариантах на основе прогноза социально-экономических показателей развития области.
Оба варианта учитывают повышение обменного курса доллара США, снижение мировых цен на цветные металлы, снижение цен на внутреннем рынке на железорудный концентрат, рост цен и тарифов на услуги естественных монополий, снижение налоговой нагрузки на бизнес, рост благосостояния граждан, рост сбережений граждан, увеличение темпов кредитования юридических лиц на срок более 1 года, обеспечение повышения заработной платы работников бюджетной сферы и эффективности социальной поддержки населения, рост бюджетных инвестиций и инвестиций предприятий.
В прогнозном периоде предусматривается стабилизация налогового и бюджетного законодательства, межбюджетных отношений. Изменения налогового законодательства будут направлены в основном на модернизацию системы администрирования. Введение в действие изменений в Бюджетный кодекс РФ направленно на повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
По первому варианту (инерционному) показатели сводного финансового баланса будут формироваться в менее благоприятных внешних условиях и с учетом замедления темпов развития экономики области, что приведет к значительному снижению темпов роста основных финансовых показателей и налоговых поступлений, недостатку собственных налоговых и неналоговых доходов, наращиванию дефицита консолидированного бюджета до предельно допустимого уровня, необходимости получения дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения сбалансированности бюджета.
Второй вариант (умеренно оптимистичный) предполагает более благоприятные внешние условия и рост экономических показателей в результате реализации крупных инвестиционных проектов и в связи с этим более медленное снижение темпов роста, чем в первом варианте, основных финансовых показателей и налоговых поступлений, отсутствие необходимости привлечения дополнительного безвозмездного финансирования из федерального бюджета при сохранении максимально допустимого уровня дефицита.
Сохранится зависимость области от конъюнктуры мирового рынка цветных металлов, экономической и финансовой политики холдингов. Прибыль рентабельных организаций по первому и второму вариантами не превысит уровень 2007 года. Вместе с тем при исключении металлургического производства прогнозируется увеличение прибыли к 2007 году в пределах инфляционного роста.
Только в случае достижения показателей развития экономики, предусмотренных по третьему (оптимистическому) варианту, прибыль прибыльных организаций в 2010 году в отличие от первых двух сможет превысить уровень 2007 года, а расходы консолидированного бюджета области будут обеспечены доходами без дополнительного привлечения федеральных средств и наращивания дефицита до максимально допустимого уровня.
В прогнозном периоде (2008-2010 г.г.) доходы сводного финансового баланса составят по первому варианту 136.9-159.8 млрд. рублей, что на 128.4-149.9 % выше уровня 2006 года, по второму варианту - 138.7-162.6 млрд. рублей с ростом 130.2-152.6 %.
В 2008-2010 годах сальдированный финансовый результат экономики области будут формироваться со снижением по отношению к 2007 году по первому варианту на 9.4 %-17.7 %, по второму варианту на 5.2 %-9.9 %, но в обоих вариантах выше уровня 2006 года.
По первому варианту объем прибыли рентабельных организаций прогнозируется в 2008 году в сумме 38.6 млрд. рублей, в 2010 году со снижением до 35 млрд. рублей. По второму варианту прибыль рассчитана в сумме 40.1 млрд. рублей и 38 млрд. рублей соответственно.
Темп роста финансовых показателей экономики области в прогнозируемом периоде по отношению к 2006 году составит:
Показатели | 2008 г. к 2006 г. (%) | 2010 г. к 2006 г. (%) | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 1 | вариант 2 | |
Прибыль прибыльных организаций |
123.7 | 128.6 | 112.3 | 121.8 |
Сальдо прибылей (убытков) | 132.2 | 138.3 | 120 | 131.4 |
При этом рост прибыли по отношению к 2006 году прогнозируется по всем основным видах деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых в 2010 году, где прибыль снизится по первому варианту на 13.2 %, по второму варианту на 4.5 %. По второму варианту снижение прибыли меньше, т.к. при ее расчете учтен выпуск новых видов продукции - платинометалльного и ильменитового концентратов.
В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий прибыль за рассматриваемый период (2008-2010 г.г.) будет снижаться и вместе с тем составит по отношению к 2006 году:
- по первому варианту 120.5 % в 2008 году и 100.3 % в 2010 году;
- по второму варианту 127.8 % в 2008 году и 111.6 % в 2010 году.
В 2008-2010 годах положительная тенденция роста прибыли по отношению к 2006 году прогнозируется по обоим вариантам:
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 3.8 и 5.5 раза за счет значительного роста средних тарифов (на электроэнергию 127.4-137.9 %, на теплоэнергию 166.5-180.3 %);
- на предприятиях транспорта, в связи с планомерным ростом объемов перевозок и переработки грузов, кроме того, по второму варианту в 2010 году, в связи началом работы ЗАО "Синтез-Петролиум";
- в оптовой и розничной торговле и строительстве.
В сельском хозяйстве результаты реализации национального проекта и поддержка сельхозпредприятий из бюджета в целом, несмотря на опережение роста цен на потребляемые материальные ресурсы над ростом цен производимой сельхозпродукции, позволят увеличить производственный потенциал предприятий и стабилизировать их финансовое положение. Прибыль увеличится по первому варианту 5.7-6.9 %, по второму варианту 9.2-10.9 %.
В структуре прибыли рентабельных организаций к 2010 году снизится удельный вес обрабатывающих производств до 54.6-55.7 % против 59.7 % в 2006 году, производств по добыче полезных ископаемых до 17-17.3 % (22 % в 2006 г.).
Удельный вес предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды увеличится с 1.4 % до 7.1-6.5 %, предприятий транспорта и связи с 3.7 % до 5.1-5.2 %.
По оптимистичному варианту, который предполагает ускоренное освоение месторождения Федорова Тундра (производство продукции в 2010 году составит 50 %), рост промышленного лова мойвы, начиная с 2008 года, увеличение мощности портового перегрузочного комплекса ЗАО "Синтез Петролеум", прибыль и сальдированный финансовый результат деятельности организаций Мурманской области в 2010 году, в отличие от первых двух вариантов, превысят уровень 2007 года и составят 43.9 млрд. рублей (101.5 %) и 42.6 млрд. рублей (104.7 %).
Рост прибыли кредитных организаций прогнозируется в 2008-2010 г.г. по первому и второму вариантам в 1.8-2.1 раза к уровню 2006 года.
Совокупный объем предоставленных кредитов всех групп заемщиков на конец 2008 года достигнет 55.2 млрд. рублей (рост к 2006 году - 1.9 раза), в 2010 году - 96.3 млрд. рублей (3.3 раза).
Позитивным моментом данного периода станет рост кредитования предприятий и организаций. Объем предоставленных им кредитов достигнет в 2008 году 34 млрд. рублей (рост к 2006 году - 2 раза), в 2010 году - 61.4 млрд. рублей (3.6 раза).
Опережающими темпами будут расти долгосрочные кредиты (на срок более одного года) юридическим лицам. В 2008 году их объем составит 18.8 млрд. рублей (рост к 2006 году - 2.6 раза), в 2010 году - 40.6 млрд. рублей (5.7 раза).
Рост долгосрочного кредитования юридических лиц станет возможным в основном за счет привлечения средств населения. Объем сбережений граждан в 2008 году достигнет 34.5 млрд. рублей (рост к 2006 году - 1.5 раза), в 2010 году - 49 млрд. рублей (2.1 раза).
Темпы роста кредитования населения несколько снизятся и будут отставать от темпов роста кредитов, предоставленных предприятиям и организациям.
Финансовые источники инвестиций за счет собственных средств предприятий прогнозируются по первому варианту в размере 34.7-37.0 млрд. рублей, по второму -38.6-40.2 млрд. рублей, по обоим вариантам ниже, чем в 2007 году, но значительно выше, чем в 2006 году (123.3-122.1 % - по первому, 127.4-132.4 % - по второму).
В 2008-2010 годах с учетом тенденций прогнозируемых в сфере материального производства и постепенного снижения поступлений по налогу на прибыль организаций по отношению к 2007 году, темпы роста налоговых и неналоговых доходов, собранных на территории области, замедляться.
В 2008 году объем налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней прогнозируется по первому варианту в сумме 54.1 млрд. рублей с ростом к уровню 2006 года на 19.4 % (8.8 млрд. рублей), по второму варианту 55.1 млрд. рублей - на 21.5 % (9.8 млрд. рублей).
Ожидается рост по всем налогам, кроме налога на добавленную стоимость, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и неналоговых доходов.
В 2010 году с территории Мурманской области в бюджеты всех уровней прогнозируются поступления по первому варианту в сумме 62.3 млрд. рублей, по второму варианту 64.9 млрд. рублей, с ростом к 2006 году соответственно на 37.5 % (17 млрд. рублей) и на 43.1 % (19.5 млрд. рублей).
Снижение поступлений сохранится по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов и неналоговым доходам.
В прогнозируемом периоде усилится лидирующее положение налогов и взносов, зависящих от доходов физических лиц. В приведенных суммах прироста бюджетных доходов на долю налога на доходы физических лиц и налогов и взносов на социальные нужды приходится по первому варианту 82-84 %, по второму варианту более благоприятному для экономики области, предусматривающему замедление темпов снижения цен на цветные металлы и ввод новых производств, 79.2-78.7 %.
Доля налога на прибыль организаций в общем объеме поступлений снизится в 2008 году по первому варианту до 21.2 %, по второму варианту до 21.5 %, в 2010 году соответственно до 16.9 % и 17.3 %.
На федеральный уровень будет передано в 2008 году по первому варианту 13.1 млрд. рублей (94.5 % к 2006 году), по второму варианту 13.4 млрд. рублей (96.9 %), в 2010 году 14.3 млрд. рублей (102.9 %) и 15.3 млрд. рублей (110.6 %).
В консолидированный бюджет области будет зачислено в 2008 году по первому варианту 28.8 млрд. рублей (125.6 %), по второму варианту 29.4 млрд. рублей (128.2 %), в 2010 году - 32.8 млрд. рублей (143.2 %) и 34.2 млрд. рублей (149.3 %).
Темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области прогнозируются выше, чем по общему объему поступлений, но недостаточно для обеспечения полного объема бюджетных услуг и формирования бюджета развития региона.
Расходная часть сводного финансового баланса прогнозируется по первому варианту в размере 139.1-163.7 млрд. рублей с превышением на 30.6-53.6 % уровня 2006 года, по второму варианту - 140.4-166.7 млрд. рублей (рост 131.7-156.5 %).
Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций, превысят уровень 2006 года на 123.3-122.4 % по первому варианту, по второму варианту - 127.4-132.4 %.
Рост затрат на государственные инвестиции прогнозируется одинаковый по первому и по второму вариантам - 157.4-196.3 % к уровню 2006 года.
Текущие расходы увеличатся на 32.6-64.9 % по первому и по второму вариантам, что не превышает уровень инфляции и целевых показателей по увеличению заработной платы бюджетников.
Текущие расходы на социально-культурные мероприятия прогнозируются с ростом к 2006 году по первому и второму вариантам на 138.3-178.0 %.
Объем средств, получаемых с федерального уровня, в 2008-2010 г.г. может составить 58.3-74.5 млрд. рублей с ростом по отношению к 2006 году на 30.5-66.7 % по первому варианту, 58.3-72.8 млрд. рублей с приростом 30.5-63 % - по второму варианту.
Практически вся величина прироста будет сформирована финансовыми ресурсами, направляемыми из вышестоящих бюджетов на финансирование органов федерального подчинения и выполнение федеральных полномочий на территории области.
Объем средств, получаемых непосредственно бюджетом области, по второму варианту сохранится практически на уровне 2006 года, с учетом инфляционных процессов и средств по федеральной адресной инвестиционной программе. При этом сбалансированность бюджета будет достигнута наращиванием его дефицита до предельно допустимого по Бюджетному кодексу уровня.
По первому варианту для реализации всех расходных полномочий консолидированного бюджета, в том числе осуществление прогнозируемых региональных капитальных вложений, и при этом не допущения превышения максимального уровня дефицита, в расчеты заложены дополнительные федеральные средства в размере 1.6 млрд. рублей.
В прогнозируемом периоде обеспеченность расходов сводного финансового баланса доходами составит 98.4-97.6 % - по первому варианту, по второму - 98.8-97.5 %. Дефицит прогнозируется за счет прогнозных параметров консолидированного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.