Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональная целевая программа
"Защита населения Мурманской
области от туберкулеза" на 2004-2008 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 28 марта 2006 г. N 100-ПП)
Паспорт
региональной целевой программы Мурманской области
Наименование -"Защита населения Мурманской области от туберкулеза"
программы на 2004-2008 годы (далее - Программа)
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской области от
решения о 05.08.2002 N 285-ПП "О разработке региональных
разработке целевых программ"
Программы
Дата утверждения - постановление Мурманской областной Думы от
Программы 11.11.2003 N 908 "О проекте региональной целевой
программы "Защита населения Мурманской области от
туберкулеза" на 2004-2008 годы
Государственный - комитет по здравоохранению Мурманской области
заказчик
Основные - комитет по здравоохранению Мурманской области;
разработчики - ГУЗ "Мурманский областной противотуберкулезный
Программы диспансер"
Цели и задачи - цели:
Программы стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной
с туберкулезом на территории Мурманской области;
развитие материально - технической базы
противотуберкулезной службы;
совершенствование методов ранней диагностики
туберкулеза;
повышение качества медицинской помощи больным
туберкулезом;
профилактика заболеваний туберкулезом медицинского
персонала
- задачи:
внедрение в практику работы фтизиатрической службы
современных методов лечения больных туберкулезом;
внедрение системы контроля качества работы
лабораторной службы;
усовершенствование системы мониторинга за динамикой
эпидемического процесса;
повышение профессиональных знаний медицинских
работников по вопросам профилактики, диагностики и
лечения больных туберкулезом
Важнейшие 2004 2005 2006 2007 2008
целевые индикаторы год год год год год
и показатели (%) (%) (%) (%) (%)
- увеличение
клинического
излечения больных 10,0 10,5 11,0 11,5 12,0
туберкулезом
органов дыхания с
10,0% до 12,0%
- прекращение
бактерио-выделения
у впервые
выявленных
пациентов с
туберкулезом 45,0 45,5 46,0 46,5 47,0
органов дыхания с
45,0% до 47,0%
- достижение
конверсии
(негативации)
мазка мокроты
после интенсивной
фазы лечения
(через 2-3 месяца
лечения) у
впервые
выявленных 50,0 50,5 51,0 51,5 52,0
пациентов с
50,0% до 52,0%
- достижение
показателя
излечиваемости
впервые
выявленных
пациентов с
положительным
мазком с 30,0 30,5 31,0 31,5 32,0
30,0% до 32,0%
Сроки и этапы - 2004-2008 годы
реализации
Программы
Объемы и источники - Общее финансирование:
финансирования 2004 год - 49 496 тыс. руб.
2005 год - 41 028 тыс. руб.
2006 год - 37 957 тыс. руб.
2007 год - 36 847 тыс. руб.
2008 год - 26 393 тыс. руб.
в том числе:
из федерального бюджета:
2004 год - 12 360 тыс. руб.
2005 год - 12 462 тыс. руб.
2006 год - 3 864 тыс. руб.
2007 год - 4 303 тыс. руб.
2008 год - 4 788 тыс. руб.
в т.ч. бюджет Минюста РФ:
2004 год - 12 360 тыс. руб.
2005 год - 9 462 тыс. руб.
2006 год - 3 864 тыс. руб.
2007 год - 4 303 тыс. руб.
2008 год - 4 788 тыс. руб.
из областного бюджета:
2004 год - 22 685 тыс. руб.
2005 год - 20 133 тыс. руб.
2006 год - 16 268 тыс. руб.
2007 год - 17 569 тыс. руб.
2008 год - 18 975 тыс. руб.
из муниципальных бюджетов:
2004 год - 14 451 тыс. руб.
2005 год - 8 433 тыс. руб.
2006 год - 17 825 тыс. руб.
2007 год - 14 975 тыс. руб.
2008 год - 2 630 тыс. руб.
в т.ч. бюджет ЗАТО:
2004 год - 727,5 тыс. руб.
2005 год - 589,5 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - улучшение ранней диагностики туберкулеза;
результаты - улучшение обеспечения пациентов, страдающих
реализации туберкулезом, противо-туберкулезными препаратами;
Программы и повышение эффективности лечения пациентов,
показатели страдающих туберкулезом;
социально- - улучшение качества жизни пациентов, страдающих
экономической туберкулезом;
эффективности - улучшение обеспечения персонала средствами защиты
для профилактики заболеваний туберкулезом;
- улучшение эпидемиологической ситуации по
туберкулезу в Мурманской области
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Программа разработана во исполнение постановлений Правительства РФ от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 13.11.2001 N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2002-2006 годы) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Программа должна способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом и его осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, лечения туберкулеза.
В Российской Федерации туберкулез остается одной из наиболее значимых и неотложных проблем здравоохранения. С 1991 года заболеваемость в стране возросла в 2,7 раза. В 2001 году показатель заболеваемости составил 88,2 на 100 000 населения, смертности от туберкулеза - 20,1 на 100 000 населения.
В Мурманской области эпидемиологическое благополучие закончилось в 1990 году. Показатель заболеваемости постоянного населения к 2002 году увеличился в 3 раза и составил 45,9 на 100 000 населения против 15,7 в 1990 году. Регистрируются все более тяжелые острозаразные формы туберкулеза, протекающие по типу скоротечной чахотки. 75% таких больных умирают в течении первых двух месяцев после выявления заболевания. Смертность от туберкулеза на территории области по сравнению с 1990 годом возросла в 9,5 раз (1990 г. - 1,2; 2002 г. - 11,5 на 100 000 населения), причем на долю умерших до одного года наблюдения приходится более трети случаев. Ежегодно растет заболеваемость детей (1990 г. - 0,7; 2002 г. - 6,6 на 100 000 детского населения). В 2002 году впервые за последние десятилетия в области зарегистрирована детская смертность от туберкулеза.
Остается высокой заболеваемость туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы Мурманской области, несмотря на то, что в последние годы отмечается тенденция к стабилизации показателей (СИЗО - 2001 г. - 480,0; 2002 г. - 486,6 на 100 000 осужденных; тюрьмы - 2001 г. - 1861,2; 2002 г. - 1476,0 на 100 000 заключенных).
Особенностью современного периода является рост численности больных с лекарственноустойчивыми формами туберкулеза. По итогам 2000 года в Российской Федерации среди впервые выявленных бактериовыделителей множественная лекарственная устойчивость была зарегистрирована у 7,2%. Начиная с 1991 года, в Мурманской области увеличилось количество пациентов с заразной формой туберкулеза с 280 до 660 человек. Ежегодно увеличивается удельный вес пациентов с лекарственно-устойчивыми формами (первичная устойчивость в 1991 году - 15%, в 2002 году - 44%; вторичная устойчивость в 1991 году - 57%, в 2002 году - 84%).
На низком уровне осуществляются мероприятия по раннему выявлению туберкулеза. Профилактическими флюорографическими осмотрами охвачено только 50% населения, что приводит к недовыявлению 30% больных и ведет к утяжелению впервые выявленных форм туберкулеза, длительной лекарственной терапии, повышению выхода на инвалидность, росту источников инфекции.
Регулярное обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом и их правильное использование - два ключевых момента, обеспечивающих успех лечения.
На современном этапе лечение больных туберкулезом должно быть комплексным, включающим не менее четырех-пяти противотуберкулезных препаратов основного ряда. Лечение пациентов с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза должно включать не менее пяти-шести противотуберкулезных препаратов резервного ряда.
Закупки лекарственных препаратов на 2005-2008 годы приведены в соответствие с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2004 N 645 "Об утверждении правил обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных в амбулаторных условия в Федеральных специализированных медицинских учреждениях".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 (в ред. от 14.02.2002) N 890 и приказом комитета по здравоохранению Мурманской области от 13.05.2005 N 301 правом на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета обладают больные туберкулезом. Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2001 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в РФ" диспансерному наблюдению подлежат и другие категории пациентов: последствия туберкулеза, состояния, подозрительные на туберкулез (дифференциальная диагностика, определение активности процесса), аномальные реакции на туберкулиновую пробу, осложнения от введения вакцины БЦЖ, контакт с туберкулезной инфекцией, данные категории пациентов также получают по показаниям химиотерапию противотуберкулезными препаратами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Приказа Минздрава РФ N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" следует читать как "от 21 марта 2003 г."
На основании постановления Правительства РФ от 17.11.2004 N 645 "к лицам, подлежащим лечению от туберкулеза и получающим в связи с этим бесплатные медикаменты, относятся больные туберкулезом, и лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом".
В соответствии со ст. 14.4. Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и ст. 17.4 Закона Мурманской области от 07.12.2001 N 314-01-ЗМО "О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области "Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области" "лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, обеспечиваются лекарственными средствами для лечения туберкулеза бесплатно".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
Согласно приказу МЗ РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" п.5 раздела II "Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом" определяет режим химиотерапии (комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований), а также организационные формы проведения лечения в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.
Так, I, II и III режимы лечения (для больных с лекарственно-чувствительными формами туберкулеза) включают минимум четыре противотуберкулезных препарата с длительностью курса лечения не менее 6 месяцев.
Так, IV режим лечения (для больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза) включает минимум пять противотуберкулезных препаратов с длительностью курса лечения не менее 12 месяцев. При неэффективности терапии курс лечения удлиняется до 24 месяцев на различных фазах.
Федеральные поставки противотуберкулезных препаратов для лечения больных, особенно с устойчивыми формами туберкулеза, осуществляются в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительное финансирование из муниципальных бюджетов. В 2002 году потребность в препаратах резервного ряда была удовлетворена только на 15%.
Значительный резервуар неизвестных источников инфекции сосредоточен в основном в среде социально - неблагополучных категорий населения. В Мурманской области около 60% впервые выявленных больных не имеют постоянного места работы, ежегодно растет число лиц без определенного места жительства, мигрантов.
Высока заболеваемость туберкулезом в тюрьмах, находящихся на территории Мурманской области (2000 год - 1861,2 на 100 000 заключенных).
Большинство пациентов противотуберкулезного диспансера - бывшие заключенные, лица без определенного места жительства и работы, страдающие алкоголизмом. Около 40% больных прерывают назначенное лечение по собственной инициативе. До 50% досрочных выписок из стационара Мурманского областного противотуберкулезного диспансера обусловлено злостными нарушениями режима.
Остро стоит вопрос кадрового обеспечения.
Специальность врача-фтизиатра стала не престижной. Недостаточное количество средств индивидуальной защиты при работе с пациентами, несоблюдение санитарных норм и правил по размещению инфекционных больных ежегодно приводит к заболеванию сотрудников противотуберкулезной службы области.
Здание стационара не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм САНПиН 2.1.3.1375-03.
Условия стационара не позволяют разделить потоки больных с заразными и незаразными, чувствительными и нечувствительными к антибактериальным препаратам формами туберкулеза, что приводит к внутрибольничному инфицированию больных и персонала и увеличению числа пациентов с устойчивыми формами туберкулеза.
С 1997 года на территории области действует международная программа Мурманск - Финляндия "Противотуберкулезный проект по повышению эффективности профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области".
I этап реализации - 1997-2001 годы;
II этап реализации - 2002-2004 годы;
III этап реализации - 2005-2007 годы.
Цели проекта:
1. Повышение эффективности диагностики и безопасности лабораторий, исследующих биоматериал.
2. Развитие стратегий контроля и лечебных услуг.
3. Развитие системы поставок и снабжение лекарственными препаратами.
4. Обучение и обмен экспертами.
Проект финансируется в рамках финской двухсторонней программы сотрудничества с соседними области Северо-Запада России и Балтийскими странами с обязательным участием российской стороны. С 01.06.2001 реализуется международный российско-норвежский проект "Здоровые соседи. Больницы городов Мурманска и Киркенеса".
Основные области сотрудничества:
1. Приобретение медицинского оборудования.
2. Двухстороннее обучение медицинского персонала.
3. Обмен опытом по внедрению экспертной оценки.
В 2002 году проведена значительная работа по улучшению материально-технического состояния областного противотуберкулезного диспансера: введен в строй после реконструкции пищеблок, закончен капитальный ремонт рентгенологического отделения и зубоврачебного кабинета за счет средств областного бюджета. В 2003 году начата реконструкция стационара противотуберкулезного диспансера за счет средств областного бюджета и с привлечением денежных средств Королевства Норвегия.
В рамках действия международных программ производится закупка медицинского и лабораторного оборудования, компьютеров, лекарственных препаратов; проводится обучение сотрудников противотуберкулезной, лабораторной службы, общелечебной сети, системы УИН на национальных и международных курсах; осуществляется социальная поддержка больных туберкулезом.
Благодаря совместной работе противотуберкулезных служб области и УИН, более 75% освобождающихся больных туберкулезом удается привлечь к продолжению лечения.
Противотуберкулезная служба Мурманской области постоянно взаимодействует с Мурманским региональным отделением Российского Красного Креста.
На территории области с октября 1999 года реализуется программа "РОКК против туберкулеза и СПИДа в России" при финансовой поддержке Норвежского Красного Креста.
Основным направлением деятельности является медико-социальная поддержка больных туберкулезом. Сотрудниками МРО РКК оказываются медицинские и социально-бытовые услуги, приобретаются белковые и гигиенические наборы.
За время действия Программы МРО РКК передало противотуберкулезной службе области и УИН 23 микроскопа, медицинское оборудование, расходные материалы на 20000 исследований для лаборатории.
Несмотря на проводимые в области мероприятия по профилактике туберкулеза, проблема остается одной из приоритетных и требует дальнейшего развития. Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение противотуберкулезными препаратами для лечения больных туберкулезом; подготовка кадров врачей-фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из бюджетов всех уровней, общественных организаций, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить в рамках региональной целевой программы.
Консолидация бюджетов всех уровней, привлечение внебюджетных средств позволит реализовать программные мероприятия и стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Мурманской области.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеванием туберкулезом на территории Мурманской области (своевременное выявление больных, стабилизация показателей заболеваемости, смертности);
- повышение качества медицинской помощи больным туберкулезом;
- предупреждение развития лекарственно-устойчивых форм туберкулеза;
- совершенствование методов ранней диагностики туберкулеза;
- профилактика заболеваний туберкулезом медицинского персонала;
- улучшение материально-технической базы областной фтизиатрической службы.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- дальнейшее внедрение в практику работы фтизиатрической службы области современных принципов оказания медицинской помощи населению согласно действующим нормативным документам;
- улучшение работы лабораторной службы области по применению микроскопического метода исследования биологического материала на кислото-устойчивые бактерии, внедрение системы контроля качества работы лабораторий;
- усовершенствование системы мониторинга за динамикой эпидемического процесса;
- повышение профессиональных знаний медицинских работников по вопросам эпидемиологии, профилактики, диагностики, лечения больных туберкулезом в соответствии с современными требованиями;
- разработка и применение на практике элементов инфекционного контроля с учетом особенностей течения туберкулезного процесса и сложившейся эпидемиологической ситуации.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
N | Наименование | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Увеличение клинического излечения больных туберкулезом органов дыхания с 10,0% до 12,0% |
10,0 | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 12,0 |
2. | Прекращение бактериовыделения у впервые выявленных пациентов с туберкулезом органов дыхания с 45,0% до 47,0% |
45,0 | 45,5 | 46,0 | 46,5 | 47,0 |
3. | Достижение конверсии (негативации) мазка мокроты после интенсивной фазы лечения (через 2-3 месяца лечения) у впервые выявленных пациентов с 50,0% до 52,0% |
50,0 | 50,5 | 51,0 | 51,5 | 52,0 |
4. | Достижение показателя излечиваемости впервые выявленных пациентов с положительным мазком с 30,0% до 32,0% |
30,0 | 30,5 | 31,0 | 31,5 | 32,0 |
Сроки реализации Программы 2004-2008 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Для решения задач Программы и достижения поставленных целей предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
- улучшение материально-технической базы фтизиатрической службы области;
- обеспечение лекарственными препаратами больных туберкулезом;
- приобретение рентгенофлюорографического оборудования и туберкулина для улучшения диагностики ранних форм туберкулеза;
- решение вопросов, связанных с социальной поддержкой больных туберкулезом;
- мероприятия по защите медицинского персонала от внутрибольничного заражения.
Перечень мероприятий прилагается.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджета, бюджетов городов и районов Мурманской области.
Объем финансирования представлен в следующей таблице:
Тыс. руб.
Источники и направления финансирования |
Годы реализации | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего, | 49496 | 41028 | 37957 | 36847 | 26393 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет всего, | 12360 | 12462 | 3864 | 4303 | 4788 |
в том числе бюджет учреждений Минюста РФ |
12360 | 9462 | 3864 | 4303 | 4788 |
областной бюджет | 22685 | 20133 | 16268 | 17569 | 18975 |
муниципальный бюджет, | 14451 | 8433 | 17825 | 14975 | 2630 |
в том числе бюджет ЗАТО | 727,5 | 589,5 | - | - | - |
Увеличение стоимости основных средств всего, |
33730 | 25535 | 25480 | 19190 | 6285 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет всего, | 6215 | 8990 | - | - | - |
в том числе бюджет учреждений Минюста РФ |
6215 | 5990 | - | - | - |
областной бюджет | 14000 | 9000 | 8000 | 4560 | 4000 |
муниципальный бюджет всего, | 13515 | 7545 | 17480 | 14630 | 2285 |
в том числе бюджет ЗАТО | 90 | - | - | - | - |
Прочие расходы всего, | 15766 | 15493 | 12477 | 17657 | 20108 |
в том числе: | |||||
федеральный бюджет всего, | 6145 | 3472 | 3864 | 4303 | 4788 |
в том числе бюджет учреждений Минюста РФ |
6145 | 3472 | 3864 | 4303 | 4788 |
областной бюджет | 8685 | 11133 | 8268 | 13009 | 14975 |
муниципальный бюджет всего, | 936 | 888 | 345 | 345 | 345 |
в том числе: бюджет ЗАТО | 637,5 | 589,5 | - | - | - |
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке с учетом имеющихся финансовых возможностей.
Кроме того, предусмотрено привлечение внебюджетных средств в рамках реализации международных проектов "Противотуберкулезный проект по повышению профилактики и лечения туберкулеза в Мурманской области" (Мурманск - Финляндия), российско-норвежского проекта "Здоровые соседи. Больницы городов Мурманска и Киркенеса".
5. Механизм реализации Программы
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы комитет по здравоохранению Мурманской области ежегодно согласовывает с департаментом экономического развития и департаментом финансов Мурманской области уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые комитетом по здравоохранению Мурманской области, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
Комитет по здравоохранению Мурманской области направляет:
- ежеквартально в департамент экономического развития Мурманской области аналитическую информацию о реализации Программы;
- ежегодно до 1 февраля в департамент экономического развития Мурманской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области.
6. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности Программы
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в снижении прямых и косвенных экономических потерь.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу (снизить заболеваемость и смертность взрослого и детского населения, подследственных и заключенных);
- сократить сроки лечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
- снизить заболеваемость туберкулезом контактных лиц в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- выявлять при профилактических осмотрах не менее 65% впервые заболевших;
- повысить уровень излечиваемости впервые выявленных больных туберкулезом до 70-75%;
- снизить уровень лекарственно-устойчивых форм туберкулеза;
- сократить расходы на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи больным туберкулезом;
- обеспечить условия труда персонала противотуберкулезной службы области в соответствии с санитарными правилами;
- укомплектовать противотуберкулезную службу области врачебными и сестринскими кадрами.
Приложение
к региональной целевой программе
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Перечень программных мероприятий
N п\п |
Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители | Стоимость (тыс. руб.) | Источники финансирования |
||||
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||
I. Организационные мероприятия | |||||||||
1. | Проведение коллегии комитета по здравоохранению "Противотуберкулезная помощь населению Мурманской области" |
ежегодно | комитет по здравоохранению, МОПТД |
||||||
2. | Обеспечение изолированным жильем больных заразными формами туберкулеза (приложение N 1) |
ежегодно | администрации муниципальных образований |
47 квартир | по потреб ности (в зависимости от заболе- ваемости) |
по потреб ности (в зависимости от заболе- ваемости) |
по потреб ности (в зависимости от заболе- ваемости) |
по потреб ности (в зависимости от заболе- ваемости) |
муниципальные бюджеты |
3. | Оказание содействия областному противотуберкулезному диспансеру в пресечении антиобщественного поведения больных, привлечении к обследованию и лечению |
постоянно | УВД | по показаниям |
по показаниям |
по показаниям |
по показаниям |
по показаниям |
финансирования не требует |
4. | Продолжение сотрудничества с противотуберкулезной службой УИН |
постоянно | МОПТД, УИН Минюста РФ по Мурманской области |
финансирования не требует |
|||||
5. | Содействие в трудоустройстве больных туберкулезом |
постоянно | администрации муниципальных образований |
по пред- ставлению МОПТД |
по пред- ставлению МОПТД |
по пред- ставлению МОПТД |
по пред- ставлению МОПТД |
по пред- ставлению МОПТД |
финансирования не требует |
6. | Реконструкция стационара областного противотуберкулезного диспансера |
2004-2008 годы |
комитет по здравоохранению |
14000,0 | 9000,0 3000,0 |
8000,0 | 2000,0 | 4000,0 | областной бюджет федеральный бюджет |
II. Приобретение оборудования | |||||||||
1. | Замена рентгенофлюорографической техники (приложение N 2) |
2004-2008 годы |
комитет по здравоохранению |
- | - | - | 2560,0 | - | областной бюджет |
администрации муниципальных образований |
12300,0 | 7500,0 | 17480,0 | 14630,0 | 2240,0 | муниципальные бюджеты |
|||
УИН Минюста РФ по Мурманской области |
5990,0 | 5990,0 | - | - | - | федеральный бюджет |
|||
2. | Обеспечение вытяжными шкафами клинико- диагностические лаборатории ЛПУ (приложение N 3) |
2004-2008 годы |
администрации муниципальных образований |
1125,0 | 45,0 | - | - | 45,0 | муниципальные бюджеты |
администрации ЗАТО |
90,0 | - | - | - | - | бюджеты ЗАТО | |||
УИН Минюста РФ по Мурманской области |
225,0 | - | - | - | - | федеральный бюджет |
|||
III. Лечебно-профилактические мероприятия | |||||||||
1. | Обеспечение планового флюорографического обследования населения области старше 15 лет |
ежегодно | главы администраций, руководители организаций, предприятий всех видов собственности |
не требует допол- нительного финан- сирования |
|||||
2. | Обеспечение обязательного флюорографического обследования мигрантов, беженцев, лиц без определенного места жительства, лиц, помещенных в приемники-распределители |
постоянно при регистра- ции, выявле- нии |
миграционная служба, лечебно- профилактические учреждения, УВД |
не требует дополнитель- ного финансирова- ния |
|||||
3. | Не допускать приема на работу без данных флюорографического обследования |
постоянно | руководители организаций, предприятий всех видов собственности |
финансирования не требует |
|||||
4. | Не вселять в общежития и коммунальные квартиры лиц без предварительного флюорографического следования |
постоянно | главы администраций, руководители организаций, предприятий всех видов собственности |
финансирования не требует |
|||||
5. | Обеспечение не менее 95% охвата детей и подростков вакцинацией и ревакцинацией против туберкулеза Обеспечение 100% охватом детей и подростков туберкулинодиагностикой (приложение N 4) |
в соответст- вии с действующи- ми норматив- ными документа- ми |
лечебно- профилактические учреждения |
63,5 | 63,5 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | муниципальные бюджеты бюджеты ЗАТО |
8,5 | 8,5 | - | - | - | |||||
6. | Потребность и стоимость противотуберкулезных препаратов (без УИН) приложение N 5 |
2004-2008 годы |
комитет по здравоохранению |
8000,0 | 9444,0 | 7353,0 | 10836,0 | 12598,0 | областной бюджет |
6.1. | Потребность и стоимость гепатопротекторов для лечения больных в амбулаторно-поликлинических условиях (УИН) приложение N 6 |
комитет по здравоохра- нению |
- | 1004,0 | 230,0 | 1488,0 | 1692,0 | областной бюджет |
|
6.2. | Стоимость противотуберкулезных препаратов для лечения больных по УИН и ЗАТО (приложение N 7) |
УИН Минюста РФ по Мурманской области |
5941,0 | 3268,0 | 3660,0 | 4099,0 | 4584,0 | федеральный бюджет бюджеты ЗАТО |
|
администрации ЗАТО |
591,0 | 543,0 | - | - | - | ||||
7. | Обеспечение средствами индивидуальной защиты сотрудников противотуберкулезной службы области (приложение N 8) |
2004-2008 г. г. |
комитет по здравоохранению |
685,0 | 685,0 | 685,0 | 685,0 | 685,0 | областной бюджет |
администрации муниципальных образований |
235,0 | 235,0 | 273,0 | 273,0 | 273,0 | муниципальные бюджеты |
|||
администрации ЗАТО |
38,0 | 38,0 | - | - | - | бюджеты ЗАТО |
|||
УИН Минюста РФ по Мурманской области |
204,0 | 204,0 | 204,0 | 204,0 | 204,0 | федеральный бюджет |
|||
Всего | 49496,0 | 41028,0 | 37957,0 | 36847,0 | 26393,0 | ||||
в том числе: | |||||||||
федеральный бюджет всего: | 12360,0 | 12462,0 | 3864,0 | 4303,0 | 4788,0 | ||||
в том числе: | |||||||||
бюджет учреждений Минюста РФ | 12360,0 | 9462,0 | 3864,0 | 4303,0 | 4788,0 | ||||
областной бюджет | 22685,0 | 20133,0 | 16268,0 | 17569,0 | 18975,0 | ||||
муниципальный бюджет всего | 14451,0 | 8433,0 | 17825,0 | 14975,0 | 2630,0 | ||||
в том числе бюджет ЗАТО | 727,5 | 589,5 | - | - | - |
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 1
к Перечню
программных мероприятий
региональной целевой программы "Защита
населения Мурманской области от
туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность в обеспечении изолированным жильем
больных с заразными формами туберкулеза на 2004 год
на территории Мурманской области
N п\п |
Города и районы | Потребность (количество больных заразными формами туберкулеза, нуждающихся в выделении изолированной жилой площади) |
1. | г. Мурманск | 12 |
2. | г. Апатиты | 5 |
3. | г. Кандалакша | 3 |
4. | г. Кировск | - |
5. | г. Мончегорск | 5 |
6. | г. Оленегорск | 1 |
7. | Ковдорский р-он | 2 |
8. | Кольский р-он | 13 |
9. | Ловозерский р-он | - |
10. | Печенгский р-он | 3 |
11. | Терский р-он | 1 |
12. | ЗАТО г. Полярный | - |
13. | ЗАТО г. Североморск | 2 |
14. | ЗАТО Скалистый | - |
15. | ЗАТО г. Островной | - |
16. | ЗАТО г. Заозерск | - |
17. | с. Териберка | - |
Итого | 47 |
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 2
к Перечню
программных мероприятий региональной
целевой программы "Защита населения
Мурманской области от туберкулеза"
на 2004-2008 годы
Потребность лечебно-профилактических учреждений
городов и районов области в рентгенофлюорографической технике
на 2004-2008 годы
NN п/п |
Учреждение | Потребность (штук) | Стоимость (тыс. руб.) | ||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | МОПТД | р\а | 2560 | ||||||||
2. | МСЧ "Севрыба" г. Мурманска |
р\а | 7500 | ||||||||
3. | Поликлиника N 2 г.Мурманска |
мцру* | 3990 | ||||||||
4. | Поликлиника N 3 г. Мурманска |
р/а флюор ограф |
3750 2240 |
||||||||
5. | Поликлиника N 4 г. Мурманска |
флюор ограф |
2240 | ||||||||
6. | Поликлиника N 5 г. Мурманска |
р\а флюор ограф |
3750 2240 |
||||||||
7. | Поликлиника N 7 г. Мурманска |
флюор ограф |
2240 | ||||||||
8. | ЦРБ Ковдорского района |
р\а | флюор ограф |
3750 | 2240 | ||||||
9. | ЦГБ г. Апатиты | ||||||||||
10. | ЦГБ г. Кировска | р\а | 2560 | ||||||||
11. | ЦРБ Ловозерского района |
р\а | р\а | мцру | 3750 | 3750 | 3200 | ||||
12. | ЦРБ Терского района |
р\а | мцру | 3750 | 3200 | ||||||
Итого | 12300 | 7500 | 17480 | 14630 | 2240 | ||||||
13. | УИН | флюор ограф |
флюор ограф |
5990 | 5990 | ||||||
Всего | 6 | 4 | 6 | 4 | 1 | 18290 | 13490 | 17480 | 17190 | 2240 |
р\а - рентгендиагностический аппарат
мцру - малодозная цифровая рентгенустановка
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 3
к Перечню
программных мероприятий
региональной целевой программы
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность в вытяжных шкафах на 2004-2008 годы
для клинико-диагностических лабораторий ЛПУ
N | Города и районы | Потребность в вытяжных шкафах (шт.) |
Стоимость (тыс. руб.) | ||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. | г. Мурманск | 4 | 1 | 1 | 180 | 45 | 45 | ||||
2. | Зеленоборская ГБ | 1 | 45 | ||||||||
3. | г. Кандалакша | 3 | 135 | ||||||||
4. | г. Кировск | 1 | 45 | ||||||||
5. | г. Мончегорск | 2 | 90 | ||||||||
6. | г. Оленегорск | 2 | 90 | ||||||||
7. | Ковдорский район | 3 | 135 | ||||||||
8. | Кольский район | 5 | 225 | ||||||||
10. | Печенгский район | 3 | 135 | ||||||||
11. | Терский район | 1 | 45 | ||||||||
Итого муниципальные бюджеты: |
25 | 1125 | 45 | 45 | |||||||
12. | г. Полярный | 1 | 45 | ||||||||
13. | г. Североморск | 1 | 45 | ||||||||
14. | г. Скалистый | ||||||||||
Итого бюджеты ЗАТО | 2 | 90 | |||||||||
16. | Медицинский отдел ГУ УИН Минюста РФ по Мурманской области |
5 | 225 | ||||||||
Всего | 32 | 1 | 1 | 1440 | 45 | 45 |
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 4
к Перечню
программных мероприятий
региональной целевой программы
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность в туберкулине на 2004-2008 годы
N N |
Города и районы | Потребность в туберкулине (дозы) | Стоимость (тыс. руб.) | ||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. | г. Мурманск | 130,432 | 130,432 | 130,432 | 130,432 | 130,432 | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 |
2. | г. Апатиты | 26,166 | 26,166 | 26,166 | 26,166 | 26,166 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
3. | г. Кандалакша | 22,656 | 22,656 | 22,656 | 22,656 | 22,656 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4. | г. Кировск | 14,38 | 14,38 | 14,38 | 14,38 | 14,38 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5. | г. Мончегорск | 25,502 | 25,502 | 25,502 | 25,502 | 25,502 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
6. | г. Оленегорск | 13,716 | 13,716 | 13,716 | 13,716 | 13,716 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7. | Ковдорский район | 4,778 | 4,778 | 4,778 | 4,778 | 4,778 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Кольский район | 22,18 | 22,18 | 22,18 | 22,18 | 22,18 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9. | Ловозерский район | 5,14 | 5,14 | 5,14 | 5,14 | 5,14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Печенгский район | 15,346 | 15,346 | 15,346 | 15,346 | 15,346 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
11. | Терский район | 2,722 | 2,722 | 2,722 | 2,722 | 2,722 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12. | с.Териберка | 0,518 | 0,518 | 0,518 | 0,518 | 0,518 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Итого муниципальные бюджеты: |
283,536 | 283,536 | - | - | - | 63,5 | 63,5 | - | - | - | |
13. | ЗАТО г. Полярный | 8,362 | 8,362 | 8,362 | 8,362 | 8,362 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14. | ЗАТО г. Североморск | 8,647 | 8,647 | 8,647 | 8,647 | 8,647 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
15. | ЗАТО г. Скалистый | 6,826 | 6,826 | 6,826 | 6,826 | 6,826 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
16. | ЗАТО г. Островной | 3,486 | 3,486 | 3,486 | 3,486 | 3,486 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17. | ЗАТО г. Заозерск | 7,726 | 7,726 | 7,726 | 7,726 | 7,726 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого бюджеты ЗАТО | 35,047 | 35,047 | - | - | - | 8,5 | 8,5 | - | - | - | |
Всего муниципальные бюджеты |
- | - | 318,583 | 318,583 | 318,583 | - | - | 72 | 72 | 72 | |
Итого | 318,583 | 318,583 | 318,583 | 318,583 | 318,583 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 |
Потребность в туберкулине подлежит коррекции ежегодно с учетом рождаемости, эпидемиологической ситуации по туберкулезу в области
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 5
к Перечню
программных мероприятий региональной
целевой программы "Защита населения Мурманской
области от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность и стоимость лечения больных
туберкулезом (без УИН)
N п/п |
Наименование препарата |
Стои- мость 1 упаковки на 2004 г. тыс. руб. |
Стои- мость 1 упаков ки с 2005 г. тыс. руб. |
Кол-во упаковок на всех больных | Стоимость лечения (тыс. руб.) | ||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||||
1. | Пиразинамид 0,5 N 100 |
0,071 | 0,16 | 465 | 582 | - | 600 | 700 | 33 | 93 | - | 96 | 112 |
2. | Таривид 0,2 N 10 /офлоксацин/ |
0,194 | 0,214 | 794 | 1200 | 2115 | 3025 | 3687 | 154 | 257 | 453 | 647 | 789 |
3. | Циклосерин 0,25 N100 /майзер/ |
10,835 | 10,090 | 200 | 364 | 300 | 310 | 340 | 2167 | 3677 | 3027 | 3128 | 3431 |
4. | Протионамид 0,25 N 50 |
0,205 | 0,166 | 390 | 550 | - | 600 | 720 | 80 | 91 | - | 100 | 120 |
5. | Паск 4,0 | 0,134 | 0,171 | 38500 | 27925 | 15000 | 22281 | 26439 | 5159 | 4775 | 2565 | 3810 | 4521 |
6. | Ломфлокс 0,4 N5 /ксенаквин/ |
0,226 | 0,149 | 1800 | 3700 | 1100 | 3000 | 3600 | 407 | 551 | 164 | 447 | 536 |
7. | Рифабутин 0,15 N30 /микобутин/ |
2,86 | - | - | 400 | 448 | 502 | - | - | 1144 | 1281 | 1281 | |
8. | Изониазид 0,3 N100 |
0,11 | - | - | - | 1092 | 1092 | - | - | - | 120 | 120 | |
9. | Изониазид 10%-5,0 N10 |
0,11 | - | - | - | 700 | 700 | - | - | - | 77 | 77 | |
10. | Канамицин 1,0 | 0,005 | - | - | - | 23920 | 23920 | - | - | - | 120 | 120 | |
11. | Комбутол 0,4 N100 /этамбутол/ |
0,115 | - | - | - | 2369 | 2369 | - | - | - | 272 | 272 | |
12. | Рифампицин 0,15 N20 |
0,022 | - | - | - | 21890 | 21890 | - | - | - | 482 | 482 | |
13. | Амикацин 0,5 | 0,016 | - | - | - | 1120 | 1250 | - | - | - | 18 | 20 | |
14. | Капреомицин 1,0 |
0,71 | - | - | - | 335 | 1010 | - | - | - | 238 | 717 | |
Количество больных -из них с лекарственной устойчивостью |
146 |
163 |
190 |
740* 210 |
780 230 |
||||||||
Итого | 8000 | 9444 | 7353 | 10836 | 12598 |
* В 2004-2006 г.г. программа рассчитана на лечение пациентов с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза без ЗАТО, с 2007г. - на лечение пациентов с чувствительными и лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, включая ЗАТО.
Учитывая возможность появление новых противотуберкулезных препаратов, возможна корректировка в схемах лечения.
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 6
к Перечню
программных мероприятий
региональной целевой программы
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность и стоимость гепатопротекторов для лечения
больных в амбулаторно-поликлинических условиях (без УИН)
N п/п |
Наименование препарата |
Стоимость 1 упаковки (руб.) |
Кол-во упаковок на всех больных |
Стоимость лечения (тыс. руб.) |
||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1. | Эссенциале | 207 | 1800 | 1000 | 3400 | 3900 | 373 | 207 | 704 | 807 |
2. | Карсил | 63,11 | 5625 | 360 | 7900 | 8900 | 355 | 23 | 499 | 562 |
3. | Лив - 52 N 100 | 63,42 | 4355 | - | 4500 | 5100 | 276 | - | 285 | 323 |
Итого | 1004 | 230 | 1488 | 1692 |
Учитывая возможность появления новых
препаратов для лечения больных, возможна
корректировка в схемах лечения.
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 7
к Перечню
программных мероприятий
региональной целевой программы
"Защита населения Мурманской области
от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность в противотуберкулезных препаратах для
лечения больных УИН и ЗАТО
Города и районы, медицинские учреждения |
Количество больных (чел.) | Стоимость (тыс. руб.) | |||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. | ЗАТО г. Полярный | 1 | 1 | 137 | 120 | ||||||
2. | ЗАТО г. Североморск | 2 | 2 | 294 | 282 | ||||||
3. | ЗАТО г. Скалистый | - | - | - | - | ||||||
4. | ЗАТО г. Островной | - | - | - | - | ||||||
5. | ЗАТО г. Заозерск | 1 | 1 | 160 | 141 | ||||||
Итого | 4 | 4 | 591 | 543 | |||||||
6. | УИН33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 5941 | 3268 | 3660 | 4099 | 4584 |
Председатель комитета |
И.В. Ковалев |
Приложение N 8
к Перечню
программных мероприятий региональной
целевой программы "Защита населения Мурманской
области от туберкулеза" на 2004-2008 годы
Потребность в масках-фильтрах для сотрудников
противотуберкулезной службы на 2004-2008 годы
N п/п |
Учреждение | Потребность (шт.) | Стоимость лечения (тыс. руб.) | ||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
1. | МОПТД | 4032 | 4032 | 4032 | 4032 | 4032 | 685 | 685 | 685 | 685 | 685 |
2. | ЦГБ г. Апатиты | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 | 61 | 61 | 61 | 61 | 61 |
3. | ЦРБ г. Кандалакша | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 37 | 37 | 37 | 37 | 37 |
4. | ЦГБ г. Кировска | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
5. | ЦГБ г. Мончегорска | 192 | 192 | 192 | 192 | 192 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
6. | ЦГБ г. Оленегорска | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
7. | ЦРБ Ковдорского района |
96 | 96 | 96 | 96 | 96 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
8. | ЦРБ Кольского района | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
9. | ЦРБ Лавозерского района |
72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
10. | ЦРБ Печенгскго района | 96 | 96 | 96 | 96 | 96 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
11. | ЦРБ Терского района | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Итого муниципальные бюджеты: |
1320 | 1320 | 1548 | 1548 | 1548 | 235 | 235 | 273 | 273 | 273 | |
12. | ЗАТО г. Полярный | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
13. | ЗАТО г. Североморска | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
14. | ЗАТО г.Скалистый | 48 | 48 | 48 | 48 | 48 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
15. | ЗАТО г. Островной | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
16. | ЗАТО г. Заозерск | 48 | 48 | 48 | 48 | 48 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Итого бюджеты ЗАТО: | 228 | 228 | - | - | - | 38 | 38 | - | - | - | |
Всего по муниципальному бюджету |
1548 | 1548 | 1548 | 1548 | 1548 | 273 | 273 | 273 | 273 | 273 | |
17. | УИН МЮ РФ | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 204 | 204 | 204 | 204 | 204 |
Всего | 6780 | 6780 | 6780 | 6780 | 6780 | 1162 | 1162 | 1162 | 1162 | 1162 |
Расчет потребности в масках-фильтрах для Мурманского областного противотуберкулезного диспансера проведен из расчета на 230 сотрудников при смене масок согласно инструкции по их применению не реже 1 раза в две недели.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 28 марта 2006 г. N 100-ПП "О новой редакции региональной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.