Постановление Правительства Мурманской области
от 9 декабря 2005 г. N 488-ПП
"О региональной целевой программе "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы"
(с изменениями от 27 февраля, 1 июня, 25 июля, 12 декабря 2006 г., 9 февраля, 14 июня, 10 августа, 14 ноября, 4 декабря 2007 г.)
Постановлением Правительства Мурманской области от 25 июля 2006 г. N 293-ПП в преамбулу настоящего постановления внесены изменения
В соответствии с федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 70 Устава Мурманской области, постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2005 N 447-ПП "О разработке региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области.
3. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) производить финансирование Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете.
4. Контроль за ходом реализации Программы возложить на председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области Бичука Н.И.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора Мурманской области |
А. Селин |
Региональная целевая программа
"Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 9 декабря 2005 г. N 488-ПП)
(с изменениями от 27 февраля, 1 июня, 25 июля, 12 декабря 2006 г., 9 февраля, 14 июня, 10 августа, 14 ноября, 4 декабря 2007 г.)
См. региональную целевую программу "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2009-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 12 октября 2007 г. N 471-ПП/18
Паспорт
Наименование - "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение
программы экологической безопасности в Мурманской области"
на 2006-2008 годы (далее - Программа)
Основание и дата - постановление Правительства Мурманской области
принятия решения от 28.11.2005 N 447-ПП
о разработке
Программы
Государствен- - комитет по природным ресурсам и охране окружающей
ный заказчик среды Мурманской области
Программы
Основные комитет по природным ресурсам и охране окружающей
разработчики среды Мурманской области
Программы
Цели и задачи 1. Создание условий и обеспечение постепенного
Программы: снижения негативного воздействия хозяйственной
деятельности человека и предприятий на здоровье
населения и окружающую природную среду (атмосферу,
водные объекты, ландшафты).
Задачи:
- техническое перевооружение предприятий;
- внедрение в производство новых технологий и
технологических процессов;
- строительство и реконструкция сооружений по
очистке отходящих газов и сточных вод в
промышленности и жилищно-коммунальном секторе.
2. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия
отходов производства и потребления на окружающую
среду, а также максимальное вовлечение отходов в
хозяйственный оборот.
Задачи:
- разработка программы по рациональному
использованию и обезвреживанию отработанных
нефтепродуктов и нефтешламов на территории
Мурманской области;
- строительство полигонов, приведение в порядок
санкционированных и ликвидация несанкционированных
свалок;
- строительство установок по переработке и
обезвреживанию отдельных видов накопившихся отходов
(нефтешламы, автошины, отходы жилищно-коммунального
и сельского хозяйства, биологические отходы и др.).
3. Обеспечение экологической безопасности
Мурманской области, а также управления и охраны
региональных особо охраняемых природных территорий
(далее - ООПТ) в целях сохранения растительного и
животного мира.
Задачи:
- создание и обеспечение охраны региональных
заказников, укрепление их материально-технической
базы;
- сохранение редких и исчезающих видов животных и
растений;
- организация и осуществление экологического
контроля на территории Мурманской области.
4. Обеспечение регулярного сбора информации
(ведение территориального мониторинга) о состоянии
окружающей среды в целях обеспечения экологической
безопасности населения.
Задачи:
- проведение территориального экологического
мониторинга поверхностных и подземных вод на
участках интенсивного негативного воздействия на
окружающую среду (районы гг. Апатиты, Мончегорска,
Заполярного, п. г. т. Никель, Кольского залива);
- радиационный мониторинг по системе АСКРО;
- создание и функционирование единой информационно-
аналитической системы природопользования и охраны
окружающей среды Мурманской области.
5. Дальнейшее развитие на территории области
экологического образования, воспитания и
просвещения.
6. Продолжение работы по переориентации
хозяйственно - питьевого водоснабжения из
поверхностных источников на подземные воды.
Задачи:
- поиск, оценка, разведка и обустройство
водозаборов на подземных источниках.
Важнейшие 1. Площадь области, тыс. кв. км 144,9
целевые
индикаторы и 2. Численность населения, тыс. чел.
показатели 2006 г. - факт - 857,0
Программы 2007 г. - план - 853,2
2008 г. - прогноз - 845,9
3. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных источников, тыс. т
2006 г. - факт - 292,5
2007 г. - план - 290,0
2008 г. - прогноз - 285,0
4. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные
водные объекты, млн. куб. м
2006 г. - факт - 329,8
2007 г. - план - 333,0
2008 г. - прогноз - 336,0
5. Образование токсичных отходов (1-4 класс
опасности), млн. т
2006 г. - факт - 178,0
2007 г. - план - 170,0
2008 г. - прогноз - 170,0
6. Направлено средств на природоохранные
мероприятия за счет областного бюджета, млн. руб.
2006 г. - факт - 87,2
2007 г. - план - 98,5
2008 г. - прогноз - 133,7
7. Плата за негативное воздействие на окружающую
среду в бюджет территории, млн. руб.
2006 г. - факт - 131,0
2007 г. - план - 110,8
2008 г. - прогноз - 118,8
8. Объем предотвращенного экологического ущерба,
млн. руб.
2006 г. - факт - 190,0
2007 г. - план - 205,0
2008 г. - прогноз - 220,0
Сроки и этапы начало - 1 января 2006 г.
реализации окончание - 31 декабря 2008 г.
Программы
Объёмы и 1. Бюджет Мурманской 2006 г. - факт - 11,7
источники области, млн. руб. 2007 г. - план - 22,9
финансиров. 2008 г. - прогноз - 38,9
Программы
2. Зачёт встречных 2006 г. - факт - 63,5
обязательств (за счёт 2007 г. - план - 65,0
средств предприятий, 2008 г. - прогноз - 65,0
предусмотренных к
поступлению в областной
бюджет), млн. руб.
Итого за счёт средств 2006 г. - факт - 75,2
областного бюджета, млн. 2007 г. - план - 87,9
руб. 2008 г. - прогноз - 103,9
3. Бюджеты муниципальных 2006 г. - факт - 0,0
образований, млн. руб. 2007 г. - план - 0,5
2008 г. - прогноз - 0,0
Всего по Программе, 2006 г. - факт - 75,2
млн. руб. 2007 г. - план - 88,4
2008 г. - прогноз - 103,9
Ожидаемые - основные показатели социально - экономической
конечные эффективности Программы - снижение негативного
результаты воздействия на окружающую среду и человека -
реализации отражены в разделе Паспорта "Важнейшие целевые
Программы и индикаторы и показатели Программы".
показатели Будут разработаны программы и начата их
социально- реализация:
экономической - по обеспечению экологической безопасности
эффективности Кольского залива;
- по рациональному использованию, обезвреживанию
отработанных нефтепродуктов и нефтешламов;
- по ликвидации брошенных и затопленных судов;
- по обращению с отходами производства и
потребления на территории Мурманской области.
Продолжится восстановление природных комплексов
Мурманской области, нарушенных антропогенной
деятельностью (восстановление земель в районе гг.
Мончегорск, Заполярный, пос. Никель и Кузомень).
Начнется работа по управлению и охране
региональными ООПТ, регулярный сбор информации
(ведение территориального мониторинга) о состоянии
окружающей среды.
Будут продолжены работы по поиску, оценке,
разведке и обустройству водозаборов на подземных
источниках.
Будут продолжены работы по созданию и развитию
экологического центра, обеспечению функционирования
единой информационно - аналитической системы
природопользования и охраны окружающей среды
Мурманской области.
Раздел 1. Характеристики проблем, на решение которых направлена Программа
Состояние экологической обстановки и проблемы экологической безопасности в Мурманской области имеют как общие для всей страны черты, так и ярко выраженные региональные особенности.
Мурманская область относится к крупным горнорудным районам России. Здесь сконцентрированы крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на окружающую природную среду.
Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности в 2006 году
Основными источниками загрязнения окружающей среды Мурманской области являются предприятия горно-промышленного комплекса, черной и цветной металлургии, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
За последние 8-10 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от основных предприятий-природопользователей составило порядка 20 %. Такое снижение достигнуто по наиболее опасным компонентам загрязнения - SO2, Ni, Cu и другим металлам - в ходе реализации проектов реконструкции действующего производства на промышленных предприятиях области: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Апатитская ТЭЦ".
В целях снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ природопользователями области за прошедшие годы проведена большая работа.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в целом по Мурманской области
Тем не менее наряду с данными положительными тенденциями необходимо отметить увеличение с каждым годом массы выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников. В 2006 году эта величина возросла по сравнению с 2000 годом на 27,8 %.
От выхлопных газов автомобильного транспорта создаются высокие концентрации диоксида азота, оксида углерода, формальдегида. Структура суммарных выбросов (от стационарных источников и автотранспорта) в целом по области и в областном центре имеет существенные различия: по области превалирует диоксид серы (43,9 %), а в г. Мурманске - окись углерода (54 %), причем 97,5 % окиси углерода поступает в атмосферу областного центра от автотранспорта.
Общее экологическое состояние водных объектов, расположенных на территории Кольского полуострова, можно расценивать как удовлетворительное, в районах мало подверженных техногенному воздействию, качество воды приближается к эталонному.
Характерной особенностью водных объектов Кольского полуострова является присутствие в природных незагрязненных водах ионов меди, железа, марганца. Максимальные и повышенные концентрации этих металлов в водных объектах при отсутствии сбросов сточных вод и выбросов предприятий наблюдаются в меженные периоды, когда питание осуществляется преимущественно грунтовыми водами.
Динамика воздействия хозяйственной деятельности на водные ресурсы Мурманской области
Следует отметить, что из общего объема загрязненных сточных вод, требующих очистки, доля проходящих через очистные сооружения составляет 81,5 %, а очищенных до нормативных величин - 5,4 %.
Крупнейшими промышленными предприятиями, определяющими водохозяйственную обстановку на территории Мурманской области, являются комбинаты "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ловозерский ГОК" и ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания". В зоне влияния этих горнодобывающих и металлургических производств наблюдается высокое и экстремально высокое содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений азота и др.
Наиболее сильному загрязнению подвергаются крупнейшие озера области - Имандра, Умбозеро и Ловозеро, а также реки Нюдуай, Печенга, Патсо-йоки, Колос-йоки, Сергевань, Ковдора.
Значительный вклад в загрязнение водоемов области вносят также предприятия ЖКХ: ГОУП "Мурманскводоканал", "Оленегорскводоканал", "Кандалакшаводоканал", МУП "Североморскводоканал", ОАО "Апатитыводоканал", "Мончегорскводоканал", ООО "Тепловодоснабжение" г. Полярные Зори, "Тепловодоканал" г. Ковдор. Объем сточных вод этой отрасли составляет 32% от общего количества загрязненных вод.
В конце 2005 года введена в строй 1-я очередь комплекса очистных сооружений Северного района города Мурманска производительностью 100 тыс.м3/сутки, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в Кольском заливе. На ряде станций биологической очистки Мурманской области проводятся работы по установке оборудования для ультрафиолетового обеззараживания сточных вод (гг. Кировск, Заполярный, пос. Никель, Мурмаши-3).
Самым грязным водным объектом Кольского залива является ручей Варничный. Он протекает через центральную часть города Мурманска, собирая по пути стоки с дорог, строительных площадок, а также сточные воды Мурманской ТЭЦ и других мелких предприятий города.
Гигиеническая характеристика водоемов I и II категорий
Категория водоемов |
Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, % | |||||||
по санитарно- химическим показателям |
динамика к 2005 г. |
по микробиологическим показателям |
динамика к 2005 г. |
|||||
2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | |||
I | 1,9 | 0,6 | 0 | | |
0,4 | 2,0 | 0 | | |
II | 5,0 | 30,5 | 14,6 | | |
5,0 | 4,5 | 4,5 | = |
За 2006 год состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве питьевого водоснабжения (I категория), и для рекреации (II категория) в санитарно-эпидемиологическом отношении по сравнению с 2005 годом улучшилось.
Состояние водных объектов II категории по микробиологическим показателям остается на уровне 2005 года.
Обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, повышения уровня жизни населения и обеспечения его безопасности.
Основными проблемами питьевого водоснабжения Мурманской области являются:
- Низкое качество питьевой воды из поверхностных источников;
- Интенсивные антропогенные нагрузки на поверхностный водный фонд;
- Потенциальная угроза радиационного заражения поверхностных источников от Кольской АЭС и др. объектов;
- Расточительное водопользование;
- Неудовлетворительное качество очистки сточных вод;
- Высокая степень износа гидротехнических и водохозяйственных сооружений и объектов.
В целях решения вышеназванных проблем Правительством Мурманской области принято решение о разработке целевой региональной программы "Питьевое водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017 годы.
Основной целью программы должна стать разработка программных мероприятий по обеспечению населения Мурманской области качественной питьевой водой из защищенных от негативного воздействия источников водоснабжения (подземных источников); по повышению устойчивости и надежности работы систем водоснабжения и их элементов, снижению аварийности на сетях водопровода, и уменьшению непроизводительных потерь воды.
За последние 15 лет в рамках региональных и федеральных программ выявлены и разведаны подземные источники водоснабжения для гг. Апатиты, Ковдор, Кандалакша, Мурманск, пп. Африканда, Зеленоборский. Имеются перспективы выявления подземных источников для гг. Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори и других населенных пунктов.
Из образующихся в Мурманской области твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТБО) 52 % поступает на санкционированные и несанкционированные свалки, 48 % отходов - термически утилизируются на ОАО "Завод термической обработки ТБО".
Исходя из динамики прошлых лет, растет доля отходов, размещаемых на свалках области.
Остальные города и другие населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.
Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обуславливаются:
- необоснованным выбором площадки для организации свалки ТБО;
- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;
- недостаточным контролем поступления на свалки ТБО токсичных веществ и опасных отходов, которые должны обезвреживаться на полигонах промышленных отходов.
Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд проблем, основные из которых:
- слабо стимулируются рециклинг и вторичное использование отходов;
- сбор ТБО коммунальными службами и частными предприятиями в населенных пунктах области не обеспечивает отделения из них вторичного сырья и, что особенно важно, - опасных отходов (опасные промышленные отходы, приборы, оборудование, содержащие ртуть (кроме люминесцентных ламп), кадмий и другие токсичные металлы, источники тока, отходы, содержащие нефтепродукты, поливинилхлорид и другие галогенсодержащие полимеры и др).
Более 90 % образующихся отработанных нефтепродуктов передаются на котельные, ТЭЦ в городах и поселках области, частично сжигаются на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть (около 3 %) отходов повторно используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы).
Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию. Остро стоит проблема утилизации твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка, промасленной ветоши и т.д., резиновых отходов, в том числе автошин.
На территории области лицензии на обращение с опасными отходами имеют 3 организации, принимающие ртутные лампы и другие ртутьсодержащие отходы для обезвреживания. Существует проблема финансирования организации сдачи на переработку ртутьсодержащих ламп и приборов, образующихся в бюджетных и муниципальных организациях области. На территории Мурманской области 39 предприятий в той или иной степени занимаются приемом и переработкой всех видов отходов (1-4 класса опасности), но все они не обеспечивают полностью потребности Мурманской области в переработке отходов.
Путь решения проблемы обращения с вышеперечисленными видами отходов - выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области через создание централизованной управляемой рыночной системы.
Правительством Мурманской области было принято решение о разработке и утверждении в рамках настоящей Программы целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Мурманской области на период 2006-2008 гг.".
Цели данной программы:
- выработка стратегии управления отходами на территории области (обеспечение экономически выгодного подхода);
- составление проектно-сметной документации.
Акватория Кольского залива, где располагаются морской, торговый и рыбный порты, базы Северного флота и погранвойск, испытывает серьезные экологические нагрузки.
В последнее время антропогенная нагрузка на окружающую среду прибрежных районов резко возросла, что связано прежде всего с ростом объемов перевозки морским путем различных грузов, в том числе и нефтепродуктов. В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды Арктики. По результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов, проведенного Росгидрометом и рядом научных институтов области, содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива в десятки-сотни раз выше, чем на других его участках. Все эти факторы оказывают значительное негативное воздействие на все экосистемы Баренцева моря. Кроме того, так как перенос стойких органических соединений в пределах Арктики обеспечивается постоянными приливно-отливными течениями, проблема очистки Кольского залива от брошенных судов и очистки его дна приобретает не только местное, но и международное значение.
В рамках настоящей Программы предусмотрена разработка целевой программы "Обеспечение экологической безопасности Кольского залива" по следующим основным направлениям:
- очистка Кольского залива от брошенных и затопленных судов;
- мероприятия по снижению негативного воздействия на водную среду Кольского залива;
- обеспечение экологической безопасности Кольского залива при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Расположение горнодобывающих и металлургических предприятий в районах Крайнего Севера, где экосистемы обладают пониженной способностью к восстановлению, а также в непосредственной близости от границ Российской Федерации, создает угрозу трансграничного переноса загрязняющих веществ, накладывает на предприятия повышенные обязательства в области охраны окружающей среды.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды
Предприятия области - главный источник инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. Их доля составляет порядка 87 % в общем объеме инвестиций. Кроме того, осуществление средств на данные цели ведется в рамках адресной инвестиционной программы Мурманской области и за счет средств федерального бюджета.
Показатели, характеризующие экологическую обстановку по регионам Северо-Западного федерального округа в 2005 году
а) выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников
б) сброшено загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
в) инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды
Анализ сложившейся экологической ситуации и оценка факторов, оказывающих на нее влияние, дают основания полагать, что все еще значительной остается антропогенная нагрузка предприятий области на окружающую среду.
Многообразие назревших проблем требует одновременного, комплексного и сбалансированного подхода к их решению, развития смежных, горизонтально и вертикально интегрированных компонентов, систем и подсистем, наличия четко определенных критериев и оценочных параметров для принятия обоснованных решений, а также определения средне-долгосрочных ориентиров и перспектив. Эти причины обусловливают необходимость анализа и решения комплекса задач на основе программно-целевых методов, являющихся в условиях современной рыночной экономики самым эффективным и действенным механизмом государственного регулирования и стратегического управления.
Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере охраны окружающей среды является настоящая Программа, в которой нашли отражение приоритеты экологической политики нашего государства, заложенные в Указах Президента Российской Федерации, Экологической доктрине Российской Федерации, основных направлениях экологической политики Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Мурманской области.
Основные направления, реализуемые в рамках Программы:
- обеспечение экологической безопасности Мурманской области;
- развитие особо охраняемых природных территорий;
- мероприятия по экологическому образованию и воспитанию;
- поиск экологически чистых источников водоснабжения.
Необходимо отметить, что доля средств, выделенных из областного бюджета на реализацию мероприятий программы, в 2006 году выросла по сравнению с 2004 годом на 30 %.
Решение всех вышеперечисленных задач позволит сделать конкретные шаги на пути стабилизации экологической обстановки в области, сохранения хрупкой северной природы, улучшения здоровья людей, живущих на Кольской земле.
Основные риски, связанные с процессом реализации Программы:
- недостаточный объем финансирования природоохранных мероприятий в рамках Программы;
- выполнение мероприятий Программы исполнителями работ не в с рок и не в полном объеме;
Важнейшие 1. Площадь области, тыс. кв. км 144,9
целевые 2. Численность населения, 2006 г. - факт - 857,0
индикаторы и тыс. чел. 2007 г. - план - 853,2
показатели 2008 г. - прогноз - 845,9
3. Выброс загрязняющих 2006 г. - факт - 292,5
веществ в атмосферу от 2007 г. - план - 290,0
стационарных источников, 2008 г. - прогноз - 285,0
тыс. т
4. Сброс загрязненных 2006 г. - факт - 329,8
сточных вод в 2007 г. - план - 333,0
поверхностные водные 2008 г. - прогноз - 336,0
объекты, млн. куб. м
5. Образование токсичных 2006 г. - факт - 178,0
отходов (1-4 класс 2007 г. - план - 170,0
опасности), млн. т 2008 г. - прогноз - 170,0
6. Направлено средств на 2006 г. - факт - 87,2
природоохранные 2007 г. - план - 98,5
мероприятия за счет 2008 г. - прогноз - 133,7
областного бюджета,
млн. руб.
7. Плата за негативное 2006 г. - факт - 131,0
воздействие на окружающую 2007 г. - план - 110,8
среду в бюджет 2008 г. - прогноз - 118,8
территории, млн. руб.
8. Объем предотвращенного 2006 г. - факт - 190,0
экологического ущерба, 2007 г. - план - 205,0
млн. руб. 2008 г. - прогноз - 220,0
Нумерация разделов приведена в соответствии с источником
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсным обеспечением Программы являются средства областного бюджета, уточнённые департаментом финансов и департаментом экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учётом поданных на финансирование мероприятий Программы заявок, а также средства промышленных предприятий, подлежащие перечислению в областной бюджет и использованные ими на реализацию природоохранных мероприятий.
Основным источником финансирования природоохранных мероприятий в Мурманской области продолжает оставаться плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Бюджетному кодексу, с 2006 года платежи за негативное воздействие на окружающую среду распределяются в соотношении: 20 % - федеральный бюджет, 40 % - областной бюджет, 40 % - местный бюджет.
Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2005-2008 годы приведен в таблице.
Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2006-2008 годы (млн. руб.)
NN | Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
факт | план | прогноз | ||
1. | Плата за негативное воздействие на окружающую среду - всего |
227,3 | 218,3 | 227,6 |
2. | ОАО "Кольская ГМК", всего в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
64,6 31,0 |
62,5 29,2 |
69,8 32,2 |
3. | ОАО "Апатит", всего в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
52,6 32,6 |
56,1 35,8 |
61,4 32,8 |
4. | ОАО "Ковдорский ГОК", всего в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
16,3 0 |
19,3 0 |
21,2 0 |
5. | Филиал ОАО "СУАЛ" "КАЗ "СУАЛ", всего в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
5,9 0 |
7,0 0 |
7,0 0 |
6. | ОАО "Олкон", всего в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
18,7 0 |
22,6 0 |
16,0 0 |
7. | Прочие, всего | 69,2 | 50,8 | 52,2 |
Раздел 5. Управление и контроль за реализацией Программы
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 28.04.2005. N 165-ПП/5 комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области с 1 апреля 2005 года выполняет функции государственного заказчика региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области", а также функции разработчика данной Программы.
Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области ведёт ежеквартальную отчётность по реализации Программы, контролирует соответствие запланированных и достигнутых целевых индикаторов, подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты, а также механизм реализации программных мероприятий, осуществляет управление исполнителями Программы, подготавливает ежегодный доклад о ходе её реализации.
Раздел 6. Социально-экономические и экологические последствия реализации Программы
Настоящая Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области.
В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов, улучшающих экологическую обстановку в регионе и снижающих уровень экологической опасности промышленных объектов в 2008 году по сравнению с 2005 годом:
- уменьшение выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 9,6%;
- уменьшение сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты на 6,6%;
- увеличение финансирования природоохранных мероприятий в рамках экологической программы в 2 раза;
- рост величины предотвращения экологического ущерба на 48 млн. рублей (5-10 млн. рублей ежегодно).
Постановлением Правительства Мурманской области от 4 декабря 2007 г. N 589-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к региональной целевой программе
"Охрана и гигиена окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности
в Мурманской области" на 2006-2008 гг.
Мероприятия по охране и гигиене окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Мурманской области на 2006-2008 годы
(с изменениями от 27 февраля, 1 июня, 25 июля, 12 декабря 2006 г., 9 февраля, 14 июня, 10 августа, 14 ноября, 4 декабря 2007 г.)
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|NN |Наименование мероприятия |Способ размещения,|Сроки |Полная |Объем финансирования, |Ожидаемые конечные результаты реализации|
| | |исполнитель |---------------|стоимость |областной бюджет |мероприятия, показатели эффективности, |
| | | |Нача |Окончание|(тыс. руб.)|(тыс. руб.) |целевые индикаторы |
| | | |ло | | |---------------------------| |
| | | | | | |2006 |2007 |2008 | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Раздел 1. Обеспечение экологической безопасности Мурманской области |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Разработка комплексной программы |конкурс |2006 |2008 |2 300 |300 |1 000 |1 000 |1. Повышение экологической безопасности |
| |обеспечения экологической | | | | | | | |Кольского залива при транспортировке и |
| |безопасности Кольского залива при | | | | | | | |перевалке нефтепродуктов. |
| |транспортировке нефти и | | | | | | | |2. Создание системы ликвидации аварийных|
| |нефтепродуктов | | | | | | | |разливов нефти на акватории Кольского |
| | | | | | | | | |залива, повышение эффективности мер по |
| | | | | | | | | |предупреждению и снижению уровня |
| | | | | | | | | |воздействия последствий аварийных |
| | | | | | | | | |разливов нефти на окружающую среду |
| | | | | | | | | |залива. |
| | | | | | | | | |3. Подготовка окончательного отчета о |
| | | | | | | | | |выполненных работах и комплексной |
| | | | | | | | | |программы обеспечения экологической |
| | | | | | | | | |безопасности Кольского залива при |
| | | | | | | | | |транспортировке и перевалке |
| | | | | | | | | |нефтепродуктов |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.2. |Проведение мониторинга негативного |конкурс |2006 |2008 |2 950 |0 |1 450 |1 500 |отбор проб, сбор, систематизация и |
| |воздействия существующих источников | | | | | | | |анализ сведений в районах интенсивного |
| |загрязнения на водную среду и | | | | | | | |негативного воздействия на водную среду |
| |биоресурсы Кольского залива | | | | | | | |и биоресурсы Кольского залива |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.3. |Разработка и реализация программы |конкурс |2006 |2008 |900 |300 |600 |0 |1. Разработка и реализация программы по |
| |по обращению с твердыми бытовыми | | | | | | | |рациональному использованию, |
| |отходами, обезвреживанию и | | | | | | | |обезвреживанию отработанных |
| |использованию, утилизации | | | | | | | |нефтепродуктов и нефтешламов на |
| |отработанных нефтепродуктов и | | | | | | | |территории Мурманской области. |
| |нефтешламов на территории Мурманской| | | | | | | |2. Определение источников |
| |области | | | | | | | |финансирования, организаций, |
| | | | | | | | | |ответственных за реализацию программы |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.4. |Санитарная очистка водоохранной зоны|конкурс |2006 |2008 |3 000 |1 000 |1 000 |1 000 |1. Ликвидация брошенных и затопленных |
| |в районе реки Лавна | | | | | | | |металлических конструкций, находящихся в|
| | | | | | | | | |районе устья реки Лавна, как объектов |
| | | | | | | | | |экологической и навигационной опасности.|
| | | | | | | | | |2. Подготовка окончательного отчета о |
| | | | | | | | | |выполненных работах с документальным |
| | | | | | | | | |подтверждением достигнутых результатов |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.5. |Мониторинг окружающей среды |конкурс |2006 |2008 |2 950 |550 |1 000 |1 400 |1. Сбор, систематизация и анализ |
| |(экологический мониторинг) | | | | | | | |сведений по экологическому мониторингу |
| |Мурманской области | | | | | | | |в районах интенсивного техногенного |
| | | | | | | | | |воздействия (пообъектный мониторинг |
| | | | | | | | | |предприятий). |
| | | | | | | | | |2. Ежеквартальное представление |
| | | | | | | | | |информации о загрязнении окружающей |
| | | | | | | | | |природной среды Мурманской области на |
| | | | | | | | | |сайте комитета по природным ресурсам и |
| | | | | | | | | |охране окружающей среды Мурманской |
| | | | | | | | | |области и в ежегодном докладе. |
| | | | | | | | | |3. Реализация мероприятий по снижению |
| | | | | | | | | |негативного воздействия сточных вод |
| | | | | | | | | |Умбозерского рудника за пределами |
| | | | | | | | | |горного отвода |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.6. |Развитие Мурманской территориальной |единственный |2006 |2008 |2 400 |800 |800 |800 |информационная интеграция пунктов сбора |
| |автоматизированной сети контроля |исполнитель: ФГУП | | | | | | |информации о радиационной обстановке в |
| |радиационной обстановки в городах |"Федеральный центр| | | | | | |единую сеть данных, создание архива об |
| |Мурманской области (вторая очередь) |геоэкологических | | | | | | |экологической обстановке, автоматизация |
| | |систем" | | | | | | |процесса создания отчетной документации |
| | | | | | | | | |о радиационной обстановке, |
| | | | | | | | | |автоматический контроль стабильности |
| | | | | | | | | |радиационной обстановки |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.7. |Обеспечение функционирования единой |конкурс |2006 |2008 |13 880 |4 380 |5 200 |4 300 |создание и функционирование |
| |информационно-аналитической системы | | | | | | | |информационной системы |
| |природопользования и пополнение базы| | | | | | | |природопользования Мурманской области. |
| |данных по природным ресурсам и | | | | | | | |Обеспечение сохранности первичной |
| |охране окружающей среды | | | | | | | |информации по природным ресурсам, |
| | | | | | | | | |полученной за счет средств областного |
| | | | | | | | | |бюджета |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.8. |Обеспечение лабораторного контроля |конкурс |2006 |2008 |800 |0 |300 |500 |1. Количественный химический анализ |
| |подконтрольных предприятий | | | | | | | |сточных вод, их влияние на поверхностные|
| |Мурманской области | | | | | | | |водные объекты, количественный |
| | | | | | | | | |химический анализ промышленных выбросов |
| | | | | | | | | |и их влияния на атмосферный воздух. |
| | | | | | | | | |2. Проверка достоверности информации, |
| | | | | | | | | |предоставляемой предприятиями- |
| | | | | | | | | |природопользователями |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.9. |Разработка декларации о намерениях |конкурс |2007 |2007 |400 |0 |400 |0 |определение стратегических направлений |
| |инвестирования в систему обращения | | | | | | | |обращения с отходами производства и |
| |с отходами производства и | | | | | | | |потребления на территории Мурманской |
| |потребления на территории | | | | | | | |области |
| |Мурманской области | | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.10.|Проектирование работ по снижению |конкурс |2007 |2008 |3 500 |0 |2 000 |1 500 |определение путей и методов снижения |
| |негативного воздействия на водную | | | | | | | |негативного воздействия на водную |
| |среду Кольского залива | | | | | | | |среду Кольского залива |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.11.|Проведение предпроектных работ в |конкурс |2006 |2008 |150 |150 |0 |0 |получение экспертного заключения |
| |области природопользования, охраны | | | | | | | |проектных работ в области |
| |окружающей среды, обеспечения | | | | | | | |природопользования, охраны окружающей |
| |экологической безопасности | | | | | | | |среды, обеспечения экологической |
| | | | | | | | | |безопасности |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.12.|Осуществление проектных работ в |конкурс |2007 |2008 |800 |0 |400 |400 | |
| |области развития нетрадиционных | | | | | | | | |
| |возобновляемых источников энергии в | | | | | | | | |
| |Мурманской области обоснование | | | | | | | | |
| |целесообразности развития на | | | | | | | | |
| |территории Мурманской области | | | | | | | | |
| |нетрадиционных возобновляемых | | | | | | | | |
| |источников энергии | | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.13.|Устройство защитной зеленой зоны |конкурс |2007 |2008 |1 100 |0 |0 |1 100 |устройство защитной зеленой зоны вокруг |
| |вокруг пос. Кузомень в целях | | | | | | | |пос. Кузомень в целях предотвращения |
| |предотвращения ветровой эрозии на | | | | | | | |котлов выдувания и развеивания песков |
| |территории поселения | | | | | | | |на территории поселка |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.14.|Осуществление проектных и других |конкурс |2008 |2008 |4 000 |0 |0 |4 000 |разработка проектов строительства |
| |видов работ в области обращения с | | | | | | | |полигонов для размещения отходов, |
| |отходами производства и потребления | | | | | | | |включая оценку целесообразности |
| |на территории Мурманской области на | | | | | | | |насыщения системы обращения с отходами |
| |примере конкретных муниципальных | | | | | | | |мусоросортировочными комплексами, |
| |образований (пос. Умба, с. Варзуга) | | | | | | | |мусороперегрузочными станциями на |
| | | | | | | | | |территории Мурманской области с учетом |
| | | | | | | | | |административно-производственного |
| | | | | | | | | |деления, транспортной инфраструктуры, |
| | | | | | | | | |геолого-почвенных и гидрологических |
| | | | | | | | | |характеристик мест размещения |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.15.|Реализация комплекса мероприятий по |конкурс |2008 |2008 |800 |0 |0 |800 |1. Повышение экологической безопасности |
| |обеспечению экологической | | | | | | | |Мурманской области при эксплуатации |
| |безопасности Мурманской области при | | | | | | | |особо опасных объектов. |
| |эксплуатации особо опасных объектов | | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.16.|Разработка и реализация комплекса |конкурс |2008 |2008 |5 000 |0 |0 |5 000 |разработка комплекса мероприятий |
| |мероприятий по обращению с | | | | | | | |по рациональному и экологически |
| |медицинскими и биологическими | | | | | | | |безопасному обращению с медицинскими |
| |отходами на территории Мурманской | | | | | | | |и биологическими отходами на территории |
| |области | | | | | | | |области |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.17.|Осуществление государственного |конкурс |2008 |2008 |900 |0 |0 |900 |1. Контроль состояния, режима дебита и |
| |мониторинга родников Мурманской | | | | | | | |химического состава подземных вод |
| |области | | | | | | | |родников Мурманской области, |
| | | | | | | | | |используемых населением для питьевых |
| | | | | | | | | |целей. |
| | | | | | | | | |2. Повышение уровня санитарно- |
| | | | | | | | | |эпидемиологического благосостояния |
| | | | | | | | | |населения, его экологической |
| | | | | | | | | |безопасности |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.18 |Развитие территориальной |конкурс |2008 |2008 |1 000 |0 |0 |1 000 |1. Обеспечение мониторинга загрязнения |
| |автоматизированной сети контроля за | | | | | | | |атмосферного воздуха в районах |
| |состоянием атмосферного воздуха в | | | | | | | |Мурманской области, подверженных |
| |городах Мурманской области (гг. | | | | | | | |наибольшему антропогенному загрязнению. |
| |Заполярный, Никель, Мончегорск, | | | | | | | |2. Получение оперативной информации о |
| |Кандалакша, Мурманск) | | | | | | | |загрязнении атмосферы в данных районах. |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|1.19.|Осуществление опытных работ по экс- |конкурс |2007 |2007 |750 |0 |750 |0 |получение экспериментальных результатов |
| |периментальной очистке нефтезагряз- | | | | | | | |по эффективности очистки нефтезагряз- |
| |ненных почвогрунтов с использованием| | | | | | | |ненных почвогрунтов с использованием |
| |нефтеокисляющих бактерий в условиях | | | | | | | |нефтеокисляющих бактерий в условиях |
| |Мурманской области | | | | | | | |Мурманской области |
|-----+-----------------------------------------------------------------------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| |Итого по разделу 1: |47 580 |7 480 |14 900 |25 200 | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Раздел 2. Развитие особо охраняемых природных территорий |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.1. |Разработка паспортов и мероприятий |конкурс |2007 |2008 |600 |0 |0 |600 |разработка паспортов и мероприятий по |
| |по охране региональных ООПТ. Ведение| | | | | | | |охране региональных ООПТ; учет видов, |
| |Красной книги Мурманской области | | | | | | | |внесенных в Красную книгу Мурманской |
| | | | | | | | | |области |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|2.2. |Долевое финансирование проекта |переходный объект:|2005 |2008 |1 600 |400 |400 |400 |обеспечение экономической устойчивости |
| |"Модельный лес" |автономная | | | | | | |лесного комплекса, обеспечение и |
| | |некоммерческая | | | | | | |поддержание экологических функций |
| | |организация "Центр| | | | | | |лесов, сохранение их биоразнообразия |
| | |содействия и | | | | | | | |
| | |развития лесного | | | | | | | |
| | |хозяйства" | | | | | | | |
|-----+-----------------------------------------------------------------------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| |Итого по разделу 2: |2 200 |400 |400 |1 000 | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Раздел 3. Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1. |Проведение Общероссийских дней |единственный |2006 |2008 |330 |100 |110 |120 |повышение уровня экологического |
| |защиты от экологической опасности |исполнитель: | | | | | | |воспитания и образования |
| | |Мурманский | | | | | | | |
| | |областной совет | | | | | | | |
| | |ВООП | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.2. |Эколого-валеологическое воспитание |единственный |2006 |2008 |225 |70 |75 |80 |создание центра экологической адаптации |
| |детей-инвалидов в условиях Крайнего |исполнитель: | | | | | | |детей-инвалидов |
| |Севера |ГООУ "Мурманская | | | | | | | |
| | |областная специа- | | | | | | | |
| | |льная (коррекцион-| | | | | | | |
| | |ная) общеобразова-| | | | | | | |
| | |тельная школа- | | | | | | | |
| | |интернат N 3 I-IV | | | | | | | |
| | |видов | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.3. |Организация и проведение комплекса |единственный |2006 |2008 |280 |50 |110 |120 |1. Проведение конференций, презентаций, |
| |мероприятий по экологическому |исполнитель: | | | | | | |премьер, "круглых столов", встреч со |
| |просвещению населения и |Мурманская | | | | | | |специалистами, фото-, художественных , |
| |взаимодействию библиотек области |областная | | | | | | |книжно-иллюстративных выставок. |
| | |универсальная | | | | | | |2. Пополнение фонда документов |
| | |научная | | | | | | |экологической направленности , в том |
| | |библиотека | | | | | | |числе на электронных носителях, |
| | | | | | | | | |периодическими и информационными |
| | | | | | | | | |изданиями. |
| | | | | | | | | |3. Подготовка и издание сборников по |
| | | | | | | | | |материалам конференций, методико- |
| | | | | | | | | |библиографических пособий в помощь |
| | | | | | | | | |экологическому просвещению для |
| | | | | | | | | |библиотек области |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.4. |Участие учащихся Мурманской области |единственный |2006 |2008 |615 |190 |205 |220 |повышение уровня экологического |
| |во Всероссийских экологических и |исполнитель: | | | | | | |просвещения всех слоев населения |
| |эколого-туристических мероприятиях |Мурманский | | | | | | | |
| | |областной центр | | | | | | | |
| | |детского и | | | | | | | |
| | |юношеского | | | | | | | |
| | |туризма и | | | | | | | |
| | |экскурсий | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.5. |Проведение Международного конкурса |единственный |2006 |2008 |420 |130 |140 |150 |ознакомление юных читателей с природными|
| |детской рукописной книги, итоговое |исполнитель: | | | | | | |ресурсами области, воспитание любви к |
| |издание справочно-информационных |Мурманская | | | | | | |природе |
| |пособий для учащихся |областная детско- | | | | | | | |
| | |юношеская | | | | | | | |
| | |библиотека | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.6. |Экологическое воспитание детей с |ГОУ "Минькинская |2008 |2008 |100 |0 |0 |100 |повышение уровня экологического |
| |ограниченными возможностями здоровья|областная | | | | | | |воспитания детей с ограниченнми |
| | |специальная | | | | | | |возможностями здоровья |
| | |(коррекционная) | | | | | | | |
| | |общеобразователь- | | | | | | | |
| | |ная школа - | | | | | | | |
| | |интернат для | | | | | | | |
| | |детей с тяжелыми | | | | | | | |
| | |нарушениями речи | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.7. |Проведение полевых экологических |конкурс |2006 |2008 |360 |130 |110 |120 | |
| |экспедиций и экологических выставок,| | | | | | | | |
| |конференций | | | | | | | | |
| |проведение конкурсов, выставок, | | | | | | | | |
| |экологических экспедиций в целях | | | | | | | | |
| |повышения экологического воспитания | | | | | | | | |
| |и образования | | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.8. |Организация массовых природоохранных|конкурс |2006 |2008 |795 |250 |265 |280 |обучение детей навыкам практической |
| |мероприятий по экологическому | | | | | | | |природоохранной и исследовательской |
| |воспитанию населения | | | | | | | |деятельности, организация досуга |
| | | | | | | | | |детей из малообеспеченных семей |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.9. |Подготовка и издание доклада по |конкурс |2006 |2008 |1 250 |380 |420 |450 |обеспечение информацией администрации |
| |охране окружающей среды и | | | | | | | |области и органов самоуправления |
| |рациональному использованию | | | | | | | | |
| |природных ресурсов Мурманской | | | | | | | | |
| |области | | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.10.|Подготовка и издание книги |конкурс |2006 |2008 |900 |300 |300 |300 |сбор и систематизация материалов по |
| |"Ловозерский район" - второй части | | | | | | | |геологическим, ботаническим, |
| |серии "Памятники природы и | | | | | | | |ландшафтным и культурно-историческим |
| |достопримечательности Мурманской | | | | | | | |памятникам природы и |
| |области", издание (допечатка) | | | | | | | |достопримечательностям Ловозерского |
| |тиража (1000 экз.) книги "Терский | | | | | | | |района. Создание разделов книги. |
| |район" - первой части серии | | | | | | | |Редакция и предпечатная подготовка. |
| |"Памятники природы и | | | | | | | |Макетирование. Издание тиража 2000 |
| |достопримечательности Мурманской | | | | | | | |экз. Использование книги в процессе |
| |области" | | | | | | | |экологического воспитания и научно- |
| | | | | | | | | |экологического туризма. Также |
| | | | | | | | | |допечатка книги "Терский район" - |
| | | | | | | | | |первой части серии "Памятники |
| | | | | | | | | |природы и достопримечательности |
| | | | | | | | | |Мурманской области". Тираж книги |
| | | | | | | | | |1000 экз. |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.11.|Проведение мероприятий по подготовке|конкурс |2008 |2008 |500 |0 |0 |500 |организация обучения добровольцев в |
| |добровольцев по борьбе с аварийными | | | | | | | |рамках развития системы предупреждения |
| |разливами нефтеропдуктов в | | | | | | | |и ликвидации аварийных разлиов нефти, |
| |Мурманской области на базе | | | | | | | |формирование штата добровольцев для их |
| |Российско-Норвежского "Центра | | | | | | | |привлечения к операциям по очистке |
| |обучения и реагирования в Баренцевом| | | | | | | |береговой линии от загрязнения |
| |регионе" | | | | | | | |нефтепродуктами. |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|3.12.|Выпуск рекламных роликов |конкурс |2008 |2008 |100 |0 |0 |100 |повышение уровня экологического |
| |экологической направленности на | | | | | | | |образования и воспитания у населения |
| |телевидении | | | | | | | | |
|-----+-----------------------------------------------------------------------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| |Итого по разделу 3: |5 875 |1 600 |1 735 |2 540 | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Раздел 4. Поиски экологически чистых источников водоснабжения |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Оценка подземных вод для |переходный объект |2005 |2007 |4 793 |1 000 |0 |0 |выявление альтернативного источника |
| |водоснабжения пос. Абрам-мыс |ОАО "МГРЭ" | | | | | | |водоснабжения, предварительная оценка |
| | | | | | | | | |эксплуатационных запасов по С1+С2 в |
| | | | | | | | | |количестве 2 тыс. м3/сут |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|4.2. |Разведка подземных вод для |конкурс |2005 |2008 |8 320,350 |1 170 |1 740,350|3 910 |поисково-оценочные работы |
| |водоснабжения г. Кандалакша | | | | | | | |проводились на объекте начиная с |
| | | | | | | | | |1991 года. В настоящее время |
| | | | | | | | | |необходимо проведение разведки |
| | | | | | | | | |месторождения подземных вод в долине |
| | | | | | | | | |р. Нива, утверждение запасов |
| | | | | | | | | |подземных вод в ГКЗ по кат. С1+С2 в |
| | | | | | | | | |количестве 25 тыс. м3/сут |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|4.3. |Оценка прогнозных ресурсов подземных|конкурс |2006 |2008 |9 993,650 |0 |4 000,650|5 993 |выявление альтернативного источника |
| |вод для хозяйственно-питьевого | | | | | | | |водоснабжения, предварительная оценка |
| |водоснабжения г. Мончегорска. | | | | | | | |эксплуатационных запасов по кат. Р, |
| |Мониторинг качественного состава вод| | | | | | | |сбор и анализ информации о качественном |
| |в родниках Мурманской области | | | | | | | |составе воды по родникам Мурманской |
| | | | | | | | | |области |
|-----+-----------------------------------------------------------------------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| |Итого по разделу 4: |23 107 |2 170 |5 741 |9 903 | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Раздел 5. Прочие мероприятия |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|5.1. |Проведение государственной экспер- |отдел государст- |2006 |2008 |195,075 |70 |25,075 |100 |выполнение постановления Мурманской |
| |тизы и государственной экологической|венной экологи- | | | | | | |областной Думы от 25.06.2004 N 1262, |
| |экспертизы нормативных правовых |ческой экспертизы | | | | | | |получение заключений государственной |
| |документов, проектов в сфере приро- |Росприроднадзора, | | | | | | |экспертизы и государственной эколо- |
| |допользования и охраны окружающей |Ростехнадзора по | | | | | | |гической экспертизы |
| |среды |Мурманской облас- | | | | | | | |
| | |ти, комитета по | | | | | | | |
| | |природным ресурсам| | | | | | | |
| | |и охране окружаю- | | | | | | | |
| | |щей среды Мурманс-| | | | | | | |
| | |кой области, ГОУ | | | | | | | |
| | |"Управление госу- | | | | | | | |
| | |дарственной вневе-| | | | | | | |
| | |домственной экс- | | | | | | | |
| | |пертизы по Мур- | | | | | | | |
| | |манской области" | | | | | | | |
|-----+------------------------------------+------------------+-----+---------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
|5.2. |Разработка нормативных правовых |конкурс |2007 |2008 |294,925 |0 |94,925 |200 |совершенствование законодательной |
| |актов в области природопользования и| | | | | | | |и нормативной правовой базы в |
| |охраны окружающей среды | | | | | | | |области природопользования и |
| | | | | | | | | |охраны окружающей среды |
|-----+------------------------------------+----------------------------------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| |Итого по разделу 5: | |490 |70 |120 |300 | |
|-----+------------------------------------+----------------------------------+-----------+---------+---------+-------+----------------------------------------|
| |Всего по разделам: | |79 252 |11 720 |22 896 |38 943 | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Председатель комитета |
Н. Бичук |
Постановлением Правительства Мурманской области от 4 декабря 2007 г. N 589-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к региональной целевой программе
"Охрана и гигиена окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности
в Мурманской области" на 2006-2008 гг.
Природоохранные мероприятия, финансируемые за счет зачета встречных обязательств
(с изменениями от 4 декабря 2007 г.)
NN | Исполнитель мероприятия | Сроки исполнения работ |
Зачет встречных обязательств (тыс. руб.) |
Примечание | |||
начало | окончание | 2006 | 2007 | 2008 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | ОАО "Кольская ГМК" | 2006 | 2008 | 30 989,0 | 38 737,0 | ||
2. | ОАО "Апатит" | 2006 | 2008 | 32 550,0 | 29 600,0 | ||
3. | ГОУП "Мурманскводоканал" | 2007 | 2008 | 0,0 | 1 572,5 | ||
Всего: | 63 539,0 | 69 909,5 | 65 000,0 |
Председатель комитета |
Н. Бичук |
Приложение N 3
к региональной целевой программе
"Охрана и гигиена оружающей среды и
обеспечение экологической безопасности
в Мурманской области" на 2006-2008 гг.
Мероприятия по обеспечению экологической безопасности Терского района
NN | Наименование мероприятия | Организация - заказчик |
Способ размещения, исполнитель |
Сроки исполнения работ | Полная стоимость (тыс. руб.) |
Объем финансирования, бюджеты муниципальных образований (тыс.руб.) |
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятия, показатели эффективности, целевые индикаторы |
|||
Начало | Окончание | 2006 | 2007 | 2008 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1.1. | Санитарная очистка охранных зон от несанкционированных свалок |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 | 2007 | 250 | 0 | 250 | 0 | предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления |
1.2. | Лабораторный экологический контроль предприятий муниципального подчинения |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 | 2007 | 100 | 0 | 100 | 0 | количественный химический анализ сточных вод, их влияние на поверхностные водные объекты. Количественный химический анализ промышленных выбросов и их влияния на атмосферный воздух. Проверка достоверности информации, предоставляемой предприятиями- природопользователями. Определение размеров платежей за негативное воздействие, размеров штрафных санкций |
1.3. | Обеспечение централизованного сбора и передачи на демеркуризацию ртутьсодержащих отходов от населения и предприятий поселка |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 | 2007 | 100 | 0 | 100 | 0 | предотвращение загрязнения окружающей среды ртутьсодержащими отходами |
1.4. | Экологическое воспитание и образование в общеобразовательных учреждениях, участие в семинарах и конференциях |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 | 2007 | 50 | 0 | 50 | 0 | повышение экологического образования и воспитания |
Итого по разделу 1: | 500 | 0 | 500 | 0 | ||||||
Всего: | 500 | 0 | 500 | 0 |
Председатель комитета |
Н. Бичук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 9 декабря 2005 г. N 488-ПП "О региональной целевой программе "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 15 декабря 2005 г. N 239
Постановлением Правительства Мурманской области от 30 июня 2014 г. N 334-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 13 октября 2008 г. N 484-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 23 июля 2008 г. N 344-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 1 февраля 2008 г. N 31-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 4 декабря 2007 г. N 589-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 14 ноября 2007 г. N 541-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 10 августа 2007 г. N 382-ПП/14
Постановление Правительства Мурманской области от 14 июня 2007 г. N 290-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 9 февраля 2007 г. N 73-ПП/2
Постановление Правительства Мурманской области от 12 декабря 2006 г. N 483-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 25 июля 2006 г. N 293-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 1 июня 2006 г. N 214-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 27 февраля 2006 г. N 56-ПП/2