Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 23.07.2008 N 344-ПП
"Региональная целевая программа
"Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы
Паспорт
Наименование программы |
- "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа) |
|||
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
- постановление Правительства Мурманской области от 28.11.2005 N 447-ПП "О разработке региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы"; - постановление Правительства Мурманской области от 09.12.2005 N 488-ПП "О региональной целевой программе "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы" |
|||
Государственные заказчики Программы |
- комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области (кроме мероприятий по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства на 2008 год); - комитет по лесному хозяйству Мурманской области (мероприятия по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства на 2008 год) |
|||
Государственный заказчик-координатор Программы |
- комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области |
|||
Основные разработчики Программы |
- комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области; - комитет по лесному хозяйству Мурманской области |
|||
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду Задачи Программы: 1. Создание условий и обеспечение постепенного снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности человека и предприятий на здоровье населения и окружающую природную среду (атмосферу, водные объекты, ландшафты). 2. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот. 3. Обеспечение управления и охраны региональных особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в целях сохранения растительного и животного мира. 4. Обеспечение регулярного сбора информации (ведение территориального мониторинга) о состоянии окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности населения. 5. Дальнейшее развитие на территории Мурманской области экологического образования, воспитания и просвещения. 6. Продолжение работы по переориентации хозяйственно-питьевого водоснабжения из поверхностных источников на подземные воды. 7. Обеспечение постепенного снижения ущерба, наносимого лесной экосистеме Кольского полуострова в результате лесных пожаров, незаконных порубок, захламления лесов промышленными и бытовыми отходами, массовых нарушений правил санитарной и пожарной безопасности в лесах |
|||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
план |
план |
план |
||
1. Площадь области, тыс. км2 |
144,9 |
отменен |
||
2. Численность населения, тыс. чел. |
857,0 |
853,2 |
отменен |
|
3. Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в % к предыдущему периоду |
92,9 |
98,3 |
отменен |
|
4. Объем сброса загрязненных сточных вод, в % к предыдущему периоду |
92,4 |
101,0 |
отменен |
|
5. Образование отходов, в % к предыдущему периоду |
106,0 |
95,5 |
отменен |
|
6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет, млн. руб. |
131,0 |
110,8 |
отменен |
|
7. Объем предотвращенного экологического ущерба, млн. руб. |
190,0 |
205,0 |
220,0 |
|
8. Объем сброшенных сточных вод, очищенных до установленных норм, в % к общему объему сброса |
|
|
5,7 |
|
9. Объем уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, в % от общего объема выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ |
|
|
89,0 |
|
10. Удельный вес отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов, % |
|
|
27,0 |
|
11. Площадь Мурманской области, занятая ООПТ регионального значения, тыс. га |
|
|
450,0 |
|
12. Доля редких, находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, сохраняемых на ООПТ, к их общему количеству, % |
|
|
90,2 |
|
13. Степень формирования единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области, % |
|
|
75,0 |
|
14. Число учащихся школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, принявших участие в проведении экологических семинаров, конференций, выставок, тыс. чел. |
|
|
50,0 |
|
15. Количество разведанных запасов подземных вод или оцененных ресурсов подземных вод, тыс.м3/сутки |
|
|
56,1 |
|
16. Предотвращение возникновения очагов вредителей и болезней на площади лесного фонда, га |
|
|
300,0 |
|
17. Снижение площади загрязнения земель лесного фонда бытовыми и промышленными отходами, га |
|
|
3,5 |
|
Сроки реализации Программы |
|
2006-2008 годы |
||
Объемы и источники финансирования Программы |
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
план |
план |
план |
||
1. Областной бюджет, млн. руб. |
11,7 |
22,9 |
46,9 |
|
2. Объем корректировки размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду, млн. руб. |
49,5 |
55,9 |
52,0 |
|
Итого за счет средств областного бюджета, млн. руб. |
61,2 |
78,8 |
98,9 |
|
3. Бюджеты муниципальных образований, млн. руб. |
0,0 |
0,5 |
0,0 |
|
Всего по Программе, млн. руб. |
61,2 |
79,3 |
98,9 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- увеличение объема сброшенных сточных вод, очищенных до установленных норм; - увеличение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения; - рост предотвращенного экологического ущерба в результате выполнения запланированных природоохранных мероприятий; - увеличение доли отходов, направленных на использование и обезвреживание; - полное формирование и обеспечение функционирования единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области; - дальнейшее развитие экологического образования и воспитания, ежегодное увеличение числа учащихся школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, принявших участие в проведении экологических семинаров, конференций, выставок; - увеличение количества разведанных запасов и оцененных ресурсов подземных вод; - предотвращение возникновения очагов вредителей и болезней на территории лесного фонда; - снижение площади загрязнения земель лесного фонда бытовыми и промышленными отходами. Кроме того, в результате реализации мероприятий будут разработаны и начнут реализовываться программы по: - обеспечению экологической безопасности Кольского залива; - обращению с отходами производства и потребления на территории Мурманской области |
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Состояние экологической обстановки и проблемы экологической безопасности в Мурманской области имеют как общие для всей страны черты, так и ярко выраженные региональные особенности.
Мурманская область относится к крупным горнорудным районам России. Здесь сконцентрированы крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на окружающую природную среду.
Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности в 2006 году
Основными источниками загрязнения окружающей среды Мурманской области являются предприятия горно-промышленного комплекса, черной и цветной металлургии, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
За последние 8-10 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от основных предприятий-природопользователей составило порядка 20 %. Такое снижение достигнуто по наиболее опасным компонентам загрязнения - SO2, Ni, Cu и другим металлам - в ходе реализации проектов реконструкции действующего производства на промышленных предприятиях области: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Апатитская ТЭЦ".
В целях снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ природопользователями области за прошедшие годы проведена большая работа.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта в целом по Мурманской области
Тем не менее наряду с данными положительными тенденциями необходимо отметить увеличение с каждым годом массы выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников. В 2006 году эта величина возросла по сравнению с 2000 годом на 27,8 %.
От выхлопных газов автомобильного транспорта создаются высокие концентрации диоксида азота, оксида углерода, формальдегида. Структура суммарных выбросов (от стационарных источников и автотранспорта) в целом по области и в областном центре имеет существенные различия: по области превалирует диоксид серы (43,9 %), а в г. Мурманске - окись углерода (54 %), причем 97,5 % окиси углерода поступает в атмосферу областного центра от автотранспорта.
Общее экологическое состояние водных объектов, расположенных на территории Кольского полуострова, можно расценивать как удовлетворительное. В районах, мало подверженных техногенному воздействию, качество воды приближается к эталонному.
Характерной особенностью водных объектов Кольского полуострова является присутствие в природных незагрязненных водах ионов меди, железа, марганца. Максимальные и повышенные концентрации этих металлов в водных объектах при отсутствии сбросов сточных вод и выбросов предприятий наблюдаются в меженные периоды, когда питание осуществляется преимущественно грунтовыми водами.
Динамика воздействия хозяйственной деятельности на водные ресурсы Мурманской области
Сброшено загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
Следует отметить, что из общего объема загрязненных сточных вод, требующих очистки, доля проходящих через очистные сооружения составляет 81,5 %, а очищенных до нормативных величин - 5,4 %.
Крупнейшими промышленными предприятиями, определяющими водохозяйственную обстановку на территории Мурманской области, являются комбинаты "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ловозерский ГОК" и ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания". В зоне влияния этих горнодобывающих и металлургических производств наблюдается высокое и экстремально высокое содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений азота и др.
Наиболее сильному загрязнению подвергаются крупнейшие озера области - Имандра, Умбозеро и Ловозеро, а также реки Нюдуай, Печенга, Патсо-йоки, Колос-йоки, Сергевань, Ковдора.
Значительную долю в загрязнение водоемов области вносят также предприятия ЖКХ: ГОУП "Мурманскводоканал", "Оленегорскводоканал", "Кандалакшаводоканал", МУП "Североморскводоканал", ОАО "Апатитыводоканал", "Мончегорскводоканал", ООО "Тепловодоснабжение" (г. Полярные Зори), "Тепловодоканал" (г. Ковдор). Объем сточных вод этой отрасли составляет 32 % от общего количества загрязненных вод.
В конце 2005 года введена в строй 1-я очередь комплекса очистных сооружений Северного района города Мурманска производительностью 100 тыс.м3/сутки, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в Кольском заливе. На ряде станций биологической очистки Мурманской области проводятся работы по установке оборудования для ультрафиолетового обеззараживания сточных вод (гг. Кировск, Заполярный, пос. Никель, Мурмаши-3).
Самым грязным водным объектом Кольского залива является ручей Варничный. Он протекает через центральную часть города Мурманска, собирая по пути стоки с дорог, строительных площадок, а также сточные воды Мурманской ТЭЦ и других предприятий города.
Гигиеническая характеристика водоемов I и II категорий
Категория водоемов |
Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, % |
|||||||
по санитарно-химическим показателям |
динамика к 2005 г. |
по микробиологическим показателям |
динамика к 2005 г. |
|||||
2004 |
2005 |
2006 |
2004 |
2005 |
2006 |
|||
I |
1,9 |
0,6 |
0 |
0,4 |
2,0 |
0 |
||
II |
5,0 |
30,5 |
14,6 |
5,0 |
4,5 |
4,5 |
= |
За 2006 год состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве питьевого водоснабжения (I категория) и для рекреации (II категория), в санитарно-эпидемиологическом отношении по сравнению с 2005 годом улучшилось.
Состояние водных объектов II категории по микробиологическим показателям остается на уровне 2005 года.
Обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, повышения уровня жизни населения и обеспечения его безопасности.
Основными проблемами питьевого водоснабжения Мурманской области являются:
- низкое качество питьевой воды из поверхностных источников;
- интенсивные антропогенные нагрузки на поверхностный водный фонд;
- потенциальная угроза радиационного заражения поверхностных источников от Кольской АЭС и др. объектов;
- расточительное водопользование;
- неудовлетворительное качество очистки сточных вод;
- высокая степень износа гидротехнических и водохозяйственных сооружений и объектов.
В целях решения вышеназванных проблем Правительством Мурманской области принято решение о разработке региональной целевой программы "Водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017 годы.
Основной целью программы должна стать разработка мероприятий по обеспечению населения Мурманской области качественной питьевой водой из защищенных от негативного воздействия источников водоснабжения (подземных источников), повышению устойчивости и надежности работы систем водоснабжения и их элементов, снижению аварийности на сетях водопровода и уменьшению непроизводительных потерь воды.
За последние 15 лет в рамках региональных и федеральных целевых программ выявлены и разведаны подземные источники водоснабжения для гг. Апатиты, Ковдор, Кандалакша, Мурманск, пос. Африканда, Зеленоборский. Имеются перспективы выявления подземных источников для гг. Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори и других населенных пунктов.
Из образующихся в Мурманской области твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТБО) 52 % поступает на санкционированные и несанкционированные свалки, 48 % отходов термически утилизируется на ОАО "Завод термической обработки ТБО".
С учетом динамики прошлых лет растет доля отходов, размещаемых на свалках области. Города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.
Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обусловливаются:
- необоснованным выбором площадки для организации свалки ТБО;
- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;
- недостаточным контролем поступления на свалки ТБО токсичных веществ и опасных отходов, которые должны обезвреживаться на полигонах промышленных отходов.
Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд проблем, основные из которых:
- слабо стимулируются рециклинг и вторичное использование отходов;
- сбор ТБО коммунальными службами и частными предприятиями в населенных пунктах области не обеспечивает отделения из них вторичного сырья и, что особенно важно, - опасных отходов (опасные промышленные отходы, приборы, оборудование, содержащие ртуть (кроме люминесцентных ламп), кадмий и другие токсичные металлы, источники тока, отходы, содержащие нефтепродукты, поливинилхлорид и другие галогенсодержащие полимеры, и другие отходы).
Более 90 % образующихся отработанных нефтепродуктов передается на котельные, ТЭЦ в городах и поселках области, частично сжигается на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть (около 3 %) отходов повторно используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы).
Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию. Остро стоит проблема утилизации твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка, промасленной ветоши и т.д., резиновых отходов, в том числе автошин.
На территории Мурманской области лицензии на обращение с опасными отходами имеют 3 организации, принимающие ртутные лампы и другие ртутьсодержащие отходы для обезвреживания. Существует проблема финансирования организации сдачи на переработку ртутьсодержащих ламп и приборов, образующихся в бюджетных и муниципальных организациях области. На территории Мурманской области 39 предприятий в той или иной степени занимаются приемом и переработкой всех видов отходов (1-4 классов опасности), но все они не обеспечивают полностью потребности Мурманской области в переработке отходов.
Путь решения проблемы обращения с вышеперечисленными видами отходов - выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области через создание централизованной управляемой рыночной системы.
Правительством Мурманской области принято решение о разработке и утверждении в рамках настоящей Программы региональной инвестиционной программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Мурманской области" на 2009-2013 годы.
Цели данной программы:
- выработка стратегии управления отходами на территории Мурманской области (обеспечение экономически выгодного подхода);
- составление проектно-сметной документации.
Акватория Кольского залива, где располагаются морской, торговый и рыбный порты, базы Северного флота и погранвойск, испытывает серьезные экологические нагрузки.
В последнее время антропогенная нагрузка на окружающую среду прибрежных районов резко возросла, что связано прежде всего с ростом объемов перевозки морским путем различных грузов, в том числе и нефтепродуктов. В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды Арктики. По результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов, проведенного Росгидрометом и рядом научных институтов области, содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива в десятки-сотни раз выше, чем на других его участках. Все эти факторы оказывают значительное негативное воздействие на все экосистемы Баренцева моря. Кроме того, перенос стойких органических соединений в пределах Арктики обеспечивается постоянными приливно-отливными течениями, поэтому проблема очистки Кольского залива от брошенных судов и очистки его дна приобретает не только местное, но и международное значение.
В рамках настоящей Программы предусмотрена разработка целевой программы "Обеспечение экологической безопасности Кольского залива" по следующим основным направлениям:
- очистка Кольского залива от брошенных и затопленных судов;
- мероприятия по снижению негативного воздействия на водную среду Кольского залива;
- обеспечение экологической безопасности Кольского залива при транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Анализ статистических данных показывает, что ежегодно наблюдается увеличение количества лесных пожаров, следовательно, возрастает и размер ущерба, наносимого лесной экосистеме Кольского полуострова. Страдают не только леса, но и животный мир, водные объекты. Так, с 1997 по 2006 год в лесном фонде на территории Мурманской области произошло 2949 пожаров на общей площади 34271,97 га. Ущерб лесному хозяйству Мурманской области составил более 5 млрд. рублей.
Кроме того, в связи с огромным увеличением количества автотранспортных средств, в том числе и повышенной проходимости, большому числу граждан стали доступными отдаленные лесные участки. Следствием увеличения посещаемости гражданами лесов стал рост зафиксированных нарушений природоохранного законодательства: незаконные порубки, захламление лесов промышленными и бытовыми отходами, массовые нарушения правил санитарной и пожарной безопасности в лесах.
В целях недопущения усугубления экологической обстановки и стабилизации сложившейся ситуации в рамках Программы предусмотрены мероприятия по сохранению лесных экосистем, по обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства на территории Мурманской области.
Расположение горнодобывающих и металлургических предприятий в районах Крайнего Севера, где экосистемы обладают пониженной способностью к восстановлению, а также в непосредственной близости от границ Российской Федерации создает угрозу трансграничного переноса загрязняющих веществ, накладывает на предприятия повышенные обязательства в области охраны окружающей среды.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды
Предприятия области - главный источник инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды. Их доля составляет порядка 87 % в общем объеме инвестиций. Кроме того, осуществление средств на данные цели ведется в рамках адресной инвестиционной программы Мурманской области и за счет средств федерального бюджета.
Показатели, характеризующие экологическую обстановку по регионам Северо-Западного федерального округа в 2005 году
а) выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников
б) сброшено загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты
в) инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды
Анализ сложившейся экологической ситуации и оценка факторов, оказывающих на нее влияние, дают основания полагать, что все еще значительной остается антропогенная нагрузка предприятий области на окружающую среду.
Многообразие назревших проблем требует одновременного, комплексного и сбалансированного подхода к их решению, развития смежных, горизонтально и вертикально интегрированных компонентов, систем и подсистем, наличия четко определенных критериев и оценочных параметров для принятия обоснованных решений, а также определения средне- и долгосрочных ориентиров и перспектив. Эти причины обусловливают необходимость анализа и решения комплекса задач на основе программно-целевых методов, являющихся в условиях современной рыночной экономики самым эффективным и действенным механизмом государственного регулирования и стратегического управления.
Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере охраны окружающей среды является настоящая Программа, в которой нашли отражение приоритеты экологической политики нашего государства, заложенные в указах Президента Российской Федерации, Экологической доктрине Российской Федерации, основных направлениях экологической политики Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Мурманской области.
Основные направления, реализуемые в рамках Программы:
- обеспечение экологической безопасности Мурманской области;
- развитие особо охраняемых природных территорий;
- мероприятия по экологическому образованию и воспитанию;
- поиск экологически чистых источников водоснабжения;
- мероприятия по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства.
Необходимо отметить, что доля средств, выделенных из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, в 2006 году выросла по сравнению с 2004 годом на 30 %.
Решение всех вышеперечисленных задач позволит сделать конкретные шаги на пути стабилизации экологической обстановки в области, сохранения хрупкой северной природы, улучшения здоровья людей, живущих на Кольской земле.
Основные риски, связанные с процессом реализации Программы:
- недостаточный объем финансирования природоохранных мероприятий в рамках Программы;
- выполнение мероприятий Программы исполнителями мероприятий не в срок и не в полном объеме.
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели
Цель Программы: обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Задачи Программы:
1. Создание условий и обеспечение постепенного снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности человека и предприятий на здоровье населения и окружающую природную среду - атмосферу, водные объекты, ландшафты.
Целевые индикаторы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
план |
план |
план |
|
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в % к предыдущему периоду |
92,9 |
98,3 |
отменен |
Объем сброса загрязненных сточных вод, в % к предыдущему периоду |
92,4 |
101,0 |
отменен |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет, млн. руб. |
131,0 |
110,8 |
отменен |
Объем предотвращенного экологического ущерба, млн. руб. |
190,0 |
205,0 |
220,0 |
Объем сброшенных сточных вод, очищенных до установленных норм, в % к общему объему сброса |
|
|
5,7 |
Объем уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения, в % от общего объема выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ |
|
|
89,0 |
2. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
Целевые индикаторы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
план |
план |
план |
|
Образование отходов, в % к предыдущему периоду |
106,0 |
95,5 |
отменен |
Удельный вес отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов, % |
|
|
27,0 |
3. Обеспечение управления и охраны региональных ООПТ в целях сохранения растительного и животного мира.
Целевые индикаторы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
план |
план |
план |
|
Площадь Мурманской области, тыс. км2 |
144,9 |
отменен |
|
Площадь Мурманской области, занятая ООПТ регионального значения, тыс. га |
|
|
450,0 |
Доля редких, находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, сохраняемых на ООПТ, к их общему количеству, % |
|
|
90,2 |
4. Обеспечение регулярного сбора информации (ведение территориального мониторинга) о состоянии окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности населения.
Целевые индикаторы |
2008 г. |
план | |
Степень формирования единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области, % |
75,0 |
5. Дальнейшее развитие на территории Мурманской области экологического образования, воспитания и просвещения.
Целевые индикаторы |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
план |
план |
план |
|
Численность населения, тыс. чел. |
857,0 |
853,2 |
отменен |
Число учащихся школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, принявших участие в проведении экологических семинаров, конференций, выставок, тыс. чел. |
|
|
50,0 |
6. Продолжение работы по переориентации хозяйственно-питьевого водоснабжения из поверхностных источников на подземные воды.
Целевые индикаторы |
2008 г. |
план | |
Количество разведанных запасов подземных вод или оцененных ресурсов подземных вод, тыс.м3/сутки |
56,1 |
7. Обеспечение постепенного снижения ущерба, наносимого лесной экосистеме Кольского полуострова в результате лесных пожаров, незаконных порубок, захламления лесов промышленными и бытовыми отходами, массовых нарушений правил санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Целевые индикаторы |
2008 г. |
план | |
Предотвращение возникновения очагов вредителей и болезней на площади лесного фонда, га |
300,0 |
Снижение площади загрязнения земель лесного фонда бытовыми и промышленными отходами, га |
3,5 |
Сроки реализации Программы: 2006-2008 годы
Раздел 3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия Программы приведены в приложениях NN 1-5.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсным обеспечением Программы являются средства областного бюджета, уточненные департаментом финансов Мурманской области и департаментом экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных на финансирование мероприятий Программы заявок.
Согласно федеральному законодательству, негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, которая возмещает затраты на компенсацию негативного воздействия, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Согласно Бюджетному кодексу, с 2006 года плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется в соотношении: 20 % - федеральный бюджет, 40 % - областной бюджет, 40 % - местный бюджет.
Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2006-2008 годы в консолидированный бюджет Мурманской области приведен в таблице.
Прогноз поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2006-2008 годы (млн. руб.)
N п/п |
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
план |
план |
план |
||
1. |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, всего |
136,6 |
184,4 |
170,9 |
2. |
ОАО "Кольская ГМК", всего, в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
51,7
24,8 |
87,7
31,0 |
54,4
33,1 |
3. |
ОАО "Апатит", всего, в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
42,1
23,7 |
44,8
23,7 |
49,1
18,0 |
4. |
ОАО "Ковдорский ГОК", всего, в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
13,0
0 |
18,1
0 |
17,0
0 |
5. |
Филиал ОАО "СУАЛ" "КАЗ "СУАЛ", всего, в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
4,7
0 |
5,2
0 |
5,6
0 |
6. |
ОАО "Олкон", всего, в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
15,0
0 |
14,4
0 |
12,8
0 |
7. |
ГОУП "Мурманскводоканал", всего, в том числе: в распоряжении предприятий в результате проведения корректировки |
2,1
1,0 |
2,6
1,3 |
2,6
1,0 |
8. |
Прочие, всего |
8,0 |
11,5 |
29,4 |
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Текущую координацию деятельности государственных заказчиков осуществляет комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области.
Государственные заказчики реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Программой предусмотрен комплекс мероприятий по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории Мурманской области.
Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории Мурманской области осуществляется в форме субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.
Государственные заказчики направляют в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области:
- ежеквартально информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области.
На основании сведений государственных заказчиков комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области направляет в департамент финансов Мурманской области и департамент экономического развития Мурманской области сводную информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, сводный доклад о ходе работ по выполнению Программы - ежегодно, до 1 февраля.
По завершении срока реализации Программы комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области готовит и до 1 марта текущего года предоставляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Доклад должен включать информацию о результатах реализации Программы за истекший период и за весь период реализации Программы, в том числе и оценку значений целевых индикаторов и показателей.
Раздел 6. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы
Настоящая Программа является единым по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплексом социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области экологического и социально-экономического развития Мурманской области.
В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов, улучшающих экологическую обстановку в регионе и снижающих уровень экологической опасности (2008 год к уровню 2005 года):
- увеличение объема сброшенных сточных вод, очищенных до установленных норм;
- увеличение доли уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения;
- рост предотвращенного экологического ущерба;
- увеличение доли отходов, направленных на использование и обезвреживание;
- полное формирование и обеспечение функционирования единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области;
- продолжение развития экологического образования и воспитания, ежегодное увеличение числа учащихся школ, дошкольных образовательных учреждений, вузов, принявших участие в проведении экологических семинаров, конференций, выставок;
- увеличение количества разведанных запасов и оцененных ресурсов подземных вод;
- предотвращение возникновения очагов вредителей и болезней на площади лесного фонда;
- снижение площади загрязнения земель лесного фонда бытовыми и промышленными отходами.
Приложение N 1
к Программе
Мероприятия по охране и гигиене окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Мурманской области на 2006-2008 годы
Приложение N 2
к Программе
Объем корректировки размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий
N п/п |
Исполнитель мероприятия |
Сроки выполнения |
Объем корректировки (тыс. руб.) |
|||
начало |
окончание |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
ОАО "Кольская ГМК" |
2006 |
2008 |
24 791,0 |
30 989,6 |
|
2. |
ОАО "Апатит" |
2006 |
2008 |
23 749,0 |
23 680,0 |
|
3. |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
2007 |
2008 |
995,8 |
1 258,0 |
|
|
всего: |
|
|
49 535,8 |
55 927,6 |
52 000,0 |
Приложение N 3
к Программе
Мероприятия по обеспечению экологической безопасности Терского района
N п/п |
Наименование мероприятия |
Организация - заказчик |
Способ размещения, исполнитель |
Сроки реализации |
Полная стоимость (тыс. руб.) |
Объем финансирования, бюджеты муниципальных образований (тыс.руб.) |
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятия, показатели эффективности, целевые индикаторы |
|||
начало |
окончание |
2006 |
2007 |
2008 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Санитарная очистка охранных зон от несанкционированных свалок |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 |
2007 |
250 |
0 |
250 |
0 |
предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления |
2. |
Лабораторный экологический контроль предприятий муниципального подчинения |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 |
2007 |
100 |
0 |
100 |
0 |
1. Количественный химический анализ сточных вод, их влияние на поверхностные водные объекты. Количественный химический анализ промышленных выбросов и их влияния на атмосферный воздух. |
3. |
Обеспечение централизованного сбора и передачи на демеркуризацию ртутьсодержащих отходов от населения и предприятий поселка |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 |
2007 |
100 |
0 |
100 |
0 |
предотвращение загрязнения окружающей среды ртутьсодержащими отходами |
4. |
Экологическое воспитание и образование в общеобразовательных учреждениях, участие в семинарах и конференциях |
администрация Терского района |
администрация Терского района |
2007 |
2007 |
50 |
0 |
50 |
0 |
повышение уровня экологического образования и воспитания |
|
всего: |
|
500 |
0 |
500 |
0 |
|
Приложение N 4
к Программе
Мероприятия по сохранению лесных экосистем, обеспечению соблюдения требований лесного иприродоохранного законодательства
N п/п |
Наименование мероприятия |
Способ размещения, исполнитель |
Срок реализации |
Объем финансирования в 2008 г., областной бюджет |
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятия, показатели эффективности,целевые индикаторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Проведение воздушного и космического мониторинга состояния лесных экосистем |
конкурс |
2008 |
5 500 |
оперативное принятие мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в лесах; предотвращение возникновения очагов вредителей и болезней на площади лесного фонда 300 га |
2. |
Проведение мероприятий по выявлению несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, нарушений правил санитарной и пожарной безопасности |
конкурс |
2008 |
2 500 |
предотвращение ущерба окружающей среде и вреда здоровью населения Мурманской области; снижение площади загрязнения земель лесного фонда бытовыми и промышленными отходами на 3,5 га |
|
всего: |
|
|
8 000 |
|
Приложение N 5
к Программе
Мероприятия по обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории Мурманской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Организация - заказчик |
Способ размещения, исполнитель |
Сроки реализации |
Объем финансирования в 2008 г., субсидии из областного бюджета (тыс.руб.) |
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятия, показатели эффективности, целевые индикаторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Размещение установки по термическому обеззараживанию медицинских и биологических отходов |
по решению рабочей комиссии |
конкурс |
2008 |
665 |
реализация комплекса мероприятий по рациональному и экологически безопасному обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории муниципального образования |
2. |
Разработка проектно-сметной документации по размещению установки по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов, расположенной на полигоне твердых бытовых и промышленных отходов |
по решению рабочей комиссии |
конкурс |
2008 |
1 000 |
реализация комплекса мероприятий по рациональному и экологически безопасному обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории муниципального образования |
3. |
Приобретение и установка оборудования для термического обезвреживания медицинских отходов |
по решению рабочей комиссии |
конкурс |
2008 |
3 335 |
реализация комплекса мероприятий по рациональному и экологически безопасному обращению с медицинскими и биологическими отходами на территории муниципального образования |
|
всего: |
|
5 000 |
" |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 23 июля 2008 г. N 344-ПП "О внесении изменений в региональную целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.