Постановление Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП
"О программах обучения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
31 января 2011 г., 16 декабря 2013 г., 27 июня 2014 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 декабря 2013 г. N 729-ПП преамбула настоящего постановления изложена в новой редакции
В соответствии с Законами Мурманской области от 29.12.2004 N 585-01-ЗМО "О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 09.07.2010 N 1255-01-ЗМО "О пожарной безопасности в Мурманской области", постановлениями Правительства Мурманской области от 30.05.2005 N 206-ПП "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.05.2005 N 207-ПП "Об организации обучения населения в области гражданской обороны" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Программу подготовки (повышения квалификации) должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее муниципальных и объектовых звеньев;
- Программу первоначальной подготовки спасателей Мурманской области;
- Программу специального первоначального обучения пожарных Государственной противопожарной службы Мурманской области;
- Программу специального первоначального обучения личного состава Государственной противопожарной службы Мурманской области на право работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
- Программу специального первоначального обучения диспетчеров пожарной связи подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области и лиц, их подменяющих;
- Программу специального первоначального обучения водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области;
- Программу повышения квалификации начальников пожарных частей и заместителей начальников пожарных частей подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области;
- Программу повышения квалификации начальников караулов и командиров отделений подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области;
- Программу повышения квалификации диспетчеров пожарной связи подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области и лиц, их подменяющих;
- Программу повышения квалификации водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области;
- Программу переподготовки водителей пожарных автолестниц подразделений Государственной противопожарной службы Мурманской области;
- Программу пожарно-технического минимума для руководителей, главных специалистов, председателей пожарно-технических комиссий, лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности промышленных предприятий ("Минимум");
- Программу пожарно-тактической подготовки добровольных пожарных.
2. Признать утратившей силу "Программу обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее муниципальных и объектовых звеньев в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Государственного областного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.01.2007 N 36-ПП "Об утверждении примерных программ обучения населения в области безопасности жизнедеятельности".
Первый |
А. Макаров |
Программа
подготовки (повышения квалификации) должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее муниципальных и объектовых звеньев
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП)
16 декабря 2013 г.
См. текст Программы
Программа
первоначальной подготовки спасателей Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП)
16 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 декабря 2013 г. N 729-ПП в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Федеральными законами от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
Программа предназначена для первоначальной подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований и служб, осуществляющих свою деятельность на территории Мурманской области.
В программе изложены организация и методика осуществления первоначальной подготовки спасателей, задачи обучения, требования к уровню знаний, умений и навыков обучаемых, а также учебные планы по каждому предмету обучения (наименование тем и содержание занятий, отводимое на изучение темы).
Расчет часов по предметам обучения
N п/п |
Предмет обучения |
Количество часов на каждый предмет обучения |
||
Всего |
Теоретические |
Практические |
||
1. |
Медицинская подготовка |
64 |
18 |
46 |
2. |
Противопожарная подготовка |
30 |
11 |
19 |
3. |
Психологическая подготовка |
20 |
8 |
12 |
4. |
Специальная (техническая) подготовка |
6 |
2 |
4 |
5. |
Подготовка по радиационной, химической и биологической защите |
3 |
3 |
- |
6. |
Подготовка по связи |
3 |
3 |
- |
7. |
Тактико-специальная подготовка |
20 |
16 |
4 |
Всего: |
146 |
61 |
85 |
Медицинская подготовка
Задачи обучения:
усвоить основы анатомии и физиологии человека, основы гигиенических знаний и эпидемиологии;
изучить содержание и объем первой медицинской помощи (ПМП) пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очагов поражения и их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены;
овладеть приемами оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях;
выработать устойчивые навыки практических действий по оказанию ПМП и эффективному применению средств оказания ПМП.
Методические указания по проведению занятий
Занятия по данному предмету обучения проводятся с привлечением медицинских работников, специалистов Мурманского территориального центра медицины катастроф, работников Мурманского областного отделения общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест".
Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом на 50 % обучаемых, так как для достижения эффективности обучения при отработке практических действий по оказанию ПМП обучаемые разбиваются на две подгруппы. Одна из подгрупп обучаемых выступает в роли спасателей, другая - в качестве статистов, затем подгруппы меняются местами.
Навыки в проведении сердечно-легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах.
Для выработки устойчивых навыков действий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим практическое выполнение приемов ПМП должно составлять не менее 70 % всего объема медицинской подготовки.
По окончании изучения всех тем медицинской подготовки проводится зачет.
В результате медицинской подготовки спасатель должен
Знать:
задачи и объем первой медицинской помощи (ПМП);
юридические основы своих действий при оказании ПМП;
достоверные признаки клинической и биологической смерти;
средства оказания ПМП;
виды ран, осложнения ранений, понятие об асептике и антисептике;
виды кровотечений, способы остановки кровотечений;
признаки внутреннего кровотечения;
признаки вывиха, растяжения связок, виды переломов и их осложнения;
особенности оказания ПМП при переломах различной локализации;
особенности способов переноски и транспортировки пострадавших;
признаки синдрома длительного сдавливания, последовательность в оказании ПМП;
виды сочетанных, комбинированных поражений, последовательность в оказании ПМП;
признаки ожога, отморожения и способы оказания ПМП;
приемы простейших реанимационных мероприятий;
квалификацию опасных химических веществ, признаки поражения и способы оказания ПМП;
первые признаки лучевой болезни и ее профилактику;
особенности ПМП при острых психических расстройствах;
признаки инфекционных заболеваний, меры профилактики;
правила соблюдения личной гигиены при работе в различных чрезвычайных ситуациях;
правила работы спасателя при карантине и обсервации.
Уметь:
распознать признаки смерти;
правильно применять основные средства оказания ПМП;
оказывать ПМП при ранениях различной локализации;
владеть приемами остановки наружного кровотечения;
распознать признаки внутреннего кровотечения;
провести простейшие противошоковые мероприятия;
владеть способами ПМП при вывихах, растяжениях связок и ушибах;
использовать табельные и подручные средства иммобилизации при оказании ПМП при переломах;
владеть различными способами переноски и транспортировки пострадавших одним или двумя спасателями;
определить степень жизнедеятельности конечности и оказать адекватную ПМП;
определить ведущее поражение при комбинированных, сочетанных повреждениях и оказать ПМП в необходимой последовательности;
оказывать ПМП, исходя из степени ожога (отморожения);
владеть различными способами искусственного дыхания и приемами непрямого массажа сердца;
вводить антидот, пользоваться индивидуальным противохимическим пакетом, аптечкой индивидуальной, надеть противогаз на пораженного, пользоваться средствами индивидуальной защиты;
оказывать ПМП пострадавшим на загрязненной территории;
оказывать ПМП при острых психических расстройствах;
проводить дезинфекцию.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
1. |
Медико-тактическая характеристика очагов аварий, катастроф и стихийных бедствий Определение понятий "авария", "катастрофа", "стихийное бедствие", их классификация и характеристика. Поражающие факторы: механический, термический, химический, радиационный, биологический, психогенный. Медикотактические характеристики поражающих факторов. Санитарные потери, их величина и структура |
1 |
1 |
групповое занятие |
2. |
Первая медицинская помощь. Юридические основы прав и обязанностей спасателей при оказании ПМП Виды медицинской помощи, задачи и объем ПМП. Обязанности спасателя по оказанию ПМП. Юридические основы прав и обязанностей спасателя по оказанию ПМП. Понятие о медицинской сортировке, эвакуации |
1 |
1 |
лекция |
3. |
Основы анатомии и физиологии человека: Понятие об анатомии и физиологии человека. Понятие об органах, системах организма. Скелет и его функции. Кости головы, конечностей, таза. Позвоночник, грудная клетка. Суставы верхних и нижних конечностей. Мышечная система, сухожилия. Органы кровообращения. Понятие о кровообращении. Количество крови в организме человека, ее свертываемость. Значение своевременной остановки кровотечения. Сердце, сосуды, их строение. Работа сердца. Главнейшие артерии верхних и нижних конечностей, сонная артерия. Определение мест прижатия важнейших артерий. |
1 |
2 |
лекция |
Практикум по данной теме |
3 |
6 |
практ. зан. |
|
4. |
Средства оказания первой медицинской помощи: Назначение, устройство и правила пользования аптечкой индивидуальной (АИ), пакетом перевязочным медицинским индивидуальным (ППМИ), сумкой медицинской санитарной, пакетом противохимическим индивидуальным (ИПП), перевязочным материалом. ППМИ, его устройство, состав, правила вскрытия. Наложение с помощью ППМИ окклюзионных повязок. Аптечка индивидуальная, состав, правила пользования. Использование аптечки индивидуальной для обезболивания, при отравлении фосфорорганическими отравляющими веществами (ФОВ), для профилактики лучевых поражений, при первичной реакции ОЛБ, для профилактики инфекциионных заболеваний. Виды перевязочного материала: марля, бинты, легнин, косынки, индивидуальный перевязочный материал, салфетки |
1 |
2 |
практическое занятие |
5. |
Первая медицинская помощь при ранениях: Общее понятие о закрытых и открытых повреждениях. Понятие о ране, опасность ранения (кровотечение, загрязнение раны, повреждение жизненно важных органов). Проникающие ранения черепа, груди, живота. Симптомы, первая медицинская помощь. Понятие об асептике. Правила обращения со стерильным материалом. Понятие об антисептике. Первичная повязка. |
1 |
2 |
лекция |
Наложение повязки на голову и шею, на глаза, лоб, ухо, волосистую часть головы, нижнюю челюсть, подбородок. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. Сетчато-трубчатые повязки. |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
Наложение повязок на грудь, живот и промежность. Особенности оказания ПМП и наложение окклюзивной повязки при проникающих ранениях живота, грудной клетки с открытым пневмотораксом. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи. |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
Наложение повязки на верхние и нижние конечности. Повязка на область плечевого сустава, плеча, локтевого сустава, кисти, пальцев. |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
Повязка на паховую область, верхнюю часть бедра, тазобедренный сустав, среднюю часть бедра, коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопу. Особенности наложения повязок зимой. Наложение повязок в порядке само- и взаимопомощи |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
6. |
Первая медицинская помощь при кровотечениях: Кровотечение и его виды. Способы временной остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, прием закрутки. Максимальное сгибание конечности. Правильное наложение жгута. Изготовление жгута из подручных средств. ПМП при кровотечении из внутренних органов. |
1 |
2 |
практическое занятие |
Тренировка спасателей в наложении повязок, жгута, оказании ПМП при внутреннем кровотечении |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
7. |
Первая медицинская помощь при травматическом шоке: Понятие о травматическом шоке, его признаки, причины, профилактика. ПМП при шоке |
1 |
2 |
практическое занятие |
8. |
Первая медицинская помощь при острых заболеваниях: Острая коронарная недостаточность. Стенокардия. Инфаркт миокарда, кардиогенный шок. Острая сосудистая недостаточность. Асфиксия (механическая). Почечная колика. Острые нарушения мозгового кровообращения. Коматозные состояния. Симптомы. ПМП. |
1 |
1 |
лекция |
Способы и порядок оказания ПМП при острых заболеваниях |
2 |
2 |
практ. занятие |
|
9. |
Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей: Понятие о переломах. Виды и признаки переломов. Виды транспортных шин, подручные средства. Способы оказания ПМП при переломах костей конечностей. |
1 |
1 |
групповое занятие |
Причины и признаки ушибов, растяжений и вывихов. Ушибы мягких тканей в сочетании с переломами костей. Порядок оказания ПМП. |
1 |
1 |
групповое занятие |
|
Практикум по оказанию ПМП при вывихах, переломах конечностей, ребер, костей черепа, позвоночника и таза. Отработка способов транспортировки при различных переломах |
2 |
4 |
практические занятия |
|
10. |
Основы сердечно-легочной реанимации: Понятие о реанимации. Терминальные состояния, определение признаков клинической и биологической смерти. Определение объема и последовательности реанимационных мероприятий. |
1 |
1 |
лекция |
Проведение искусственного дыхания методами "рот в рот", "рот в нос", с помощью воздуховода. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации одним или двумя спасателями |
2 |
3 |
практические занятия |
|
11. |
Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавливания: Понятие о синдроме длительного сдавливания. Вид компрессии: раздавливание, прямое сдавливание, позиционное сдавливание. Локализация. Сочетание поврежденных мягких тканей. Осложнения, степени тяжести, периоды компрессии, комбинации с другими поражениями. Классификация компрессионного синдрома. Ишемия конечностей, классификация, клинические признаки ишемии конечностей. Некроз конечности. Прогноз. Определение комбинированных поражений конечностей. Особенности оказания ПМП, правила освобождения пострадавших из-под завалов. Профилактика осложнений |
1 |
2 |
практическое занятие |
12. |
Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях Ожоги, их причины и признаки, виды и классификация. Отморожение, причины, признаки, виды и классификация. Ожоги от воздействия агрессивных сред. Профилактика ожогов и отморожений. ПМП при ожогах. ПМП при отморожениях Общее охлаждение, особенности оказания ПМП при общем охлаждении |
1 |
2 |
практическое занятие |
13. |
Первая медицинская помощь при несчастных случаях: ПМП при утоплении. Белая и синяя асфиксия. ПМП при поражении электрическим током и молнией. Профилактика теплового и солнечного удара. Первая помощь. (Инструктаж и практикум по теме) |
1 |
2 |
практическое занятие |
14. |
Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и аварийно химически опасными веществами (АХОВ): Отравляющие и аварийно химически опасные вещества, их классификация по воздействию на организм человека. Признаки поражения. Антидоты. Средства защиты. Оказание ПМП. Особенности оказания ПМП при отравлении продуктами горения. Использование аптечки индивидуальной, антидотная терапия. (Инструктаж и практикум по теме) |
1 |
2 |
практическое занятие |
15. |
Первая медицинская помощь при радиационных поражениях: Лучевая болезнь, ее начальные признаки. Оказание ПМП. Профилактические мероприятия, способствующие увеличению сопротивляемости организма спасателя к воздействию проникающей радиации. Особенности оказания ПМП пораженным на загрязненной местности. Использование аптечки индивидуальной. (Инструктаж и практикум по теме) |
1 |
2 |
практическое занятие |
16. |
Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики Признаки расстройства психики у пострадавших в очагах чрезвычайных ситуаций. ПМП, особенности ее оказания. Правила ухода и транспортировки пострадавших. |
1 |
1 |
групповое занятие |
Практикум по данной теме |
1 |
2 |
практ. зан. |
|
17. |
Основы гигиенических знаний: Личная гигиена и ее значение в сохранении здоровья спасателя. Знание личной гигиены в мероприятиях по защите человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Гигиена одежды, обуви, снаряжения. Меры защиты продуктов питания от порчи, радиоактивного загрязнения, химического заражения. Определение зараженности (загрязнения) тары, продуктов. |
1 |
1 |
групповое занятие |
Требования предъявляемые к качеству воды, потребность ее для организма. Индивидуальное обеззараживание воды во флягах с помощью таблеток. Выбор места и размещение в полевых условиях. Способы утепления, отопления, вентиляции и уборки помещений, в которых размещаются спасатели. Устройство и оборудование туалетов |
1 |
1 |
практическое занятие |
|
18. |
Основы эпидемиологии: Инфекционные заболевания, источники, причины, пути распространения. Возбудители инфекционных заболеваний. Пути заражения: контактный, пищевой, водный, капельно-пылевой, трансмиссивный. Понятие об особо опасных инфекциях, эпидемии. Особенности работы спасателя в очагах особо опасных инфекций |
1 |
2 |
лекция |
19. |
Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения: Размещение типового санитарного оборудования на транспортных средствах (в ж/д вагонах, теплоходах, самолетах, автобусах, автомашинах) для перевозки пострадавших. Погрузка и размещение пострадавших внутри транспортных средств. Носилки, их виды. Лямки и их использование. Вынос пострадавших с использованием подручных средств, на руках, спине. Переноска пострадавших одним или двумя спасателями |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
Зачет |
|
4 |
|
Итого: |
64 |
|
Противопожарная подготовка
Задачи обучения:
усвоить общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре;
изучить общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии, общие сведения об основных огнетушащих веществах, о пожарно-техническом оборудовании;
ознакомиться с мерами безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;
освоить приемы и способы тушения пожаров, спасания людей;
выработать навыки практических квалифицированных действий при обнаружении пожара, использовании средств пожаротушения, ручного механизированного и немеханизированного инструмента при ведении спасательных работ.
Методические рекомендации по проведению занятий
Занятия по пожарной тактике, первичным средствам пожаротушения проводятся в специально оборудованных учебных помещениях, а изучение пожарных машин - в парке. Приемы и способы тушения пожаров, работа с пожарными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом изучаются на специально оборудованных учебных площадках, где обучаемым демонстрируются возможные причины возникновения пожаров, способы их ликвидации, показываются приемы спасения людей, приемы работы с техникой и инструментом.
При обучении используются образцы пожарной техники, средств пожаротушения, инструмента и оборудования, а также учебные макеты, плакаты, схемы, видео- и киноматериалы.
По окончании обучения проводится зачет.
В результате противопожарной подготовки спасатель должен
Знать:
общие сведения о процессах горения, пожаре и его развитии;
общие обязанности спасателей при выполнении задач на пожаре;
средства пожаротушения, образцы ручного механизированного и немеханизированного инструмента, огнетушащие вещества, используемые в первичных средствах пожаротушения;
приемы и способы тушения пожаров, порядок работы с пожарной техникой, пожарными лестницами, спасательными веревками, механизированным и электрифицированным инструментом;
меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре;
Уметь:
применять средствами пожаротушения;
работать с пожарной техникой, пожарными лестницами, применять спасательные веревки, механизированный и электрифицированный инструмент;
воздействие негативных (поражающих) факторов на организм человека.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
Пожарно-тактическая подготовка | ||||
1. |
Пожарная тактика и ее задачи. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии: Пожарная тактика и ее задачи. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легко воспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ), газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом. Общее понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения. Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, области и условия применения |
1 |
2 |
групповое занятие |
2. |
Разведка пожара. Действия спасателя при спасении людей: Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя при проведении разведки, отыскании людей в задымленных помещениях, спасении людей и эвакуации имущества на пожаре. Правила открывания дверей в горящие помещения, эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации. Меры безопасности при ведении разведки пожара и спасения людей |
1 |
2 |
групповое занятие |
3. |
Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер боевых действий на каждом этапе. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, пенных и порошковых стволов), работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ. Меры безопасности при работе со стволами. Меры безопасности и особенности работы в задымленных помещениях. Меры безопасности при тушении пожара и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий. |
1 |
1 |
групповое занятие |
Приемы и способы вскрытия и разборки конструкций при пожаре. |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
Виды лесных пожаров. Разведка лесного пожара. Тактика тушения лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности |
1 |
1 |
групповое занятие |
|
Итого: |
8 |
|
||
Пожарная техника | ||||
4. |
Основные сведения о пожарных машинах общего назначения: Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения. Схемы боевого развертывания. Назначение и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схемы боевого развертывания. Занятие на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов, оборудования, их расположения и назначения |
1 |
2 |
практическое занятие |
5. |
Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов. Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидро- и пневмоинструмент. Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, их эксплуатация. Техника безопасности при работе с пожарным и аварийно-спасательным оборудованием. |
1 |
2 |
групповое занятие |
Приемы работы с механизированным и немеханизированным, электрифицированным и пневмоинструментом. Меры безопасности |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
6. |
Первичные средства пожаротушения Назначение, виды, область применения, состав огнетушащего вещества, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки. |
1 |
1 |
групповое занятие |
Приведение огнетушителей в действие, меры безопасности |
1 |
1 |
практич. занятие |
|
7. |
Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты Назначение, тактико-техническая характеристика, устройство изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов. Приемы работы в задымленных помещениях. |
1 |
2 |
групповое занятие |
Работа в изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в газодымокамере. Меры безопасности. Развертывание к работе поста безопасности и контрольно-пропускного пункта |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
Итого: |
12 |
|
||
Пожарно-строевая подготовка | ||||
8. |
Практикум по работе с пожарно-техническим оборудованием Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линии на высоты с помощью спасательной веревки и по пожарным лестницам. Наращивание действующей рукавной линии. Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, маневрирование стволами. Особенности работы с рукавами и стволами при подаче воды в зимнее время |
1 |
2 |
практическое занятие |
Упражнение с ручными пожарными лестницами: снятие, переноска, установка и укладка на автомобиль. Использование ручных пожарных лестниц как вспомогательного оборудования при спасении людей и выполнении других работ при пожаротушении. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
9. |
Спасение людей на пожарах и самоспасение Отработка приемов и способов спасения людей на пожаре. Вязка одинарной и двойной спасательной петли без надевания и с надеванием ее на пострадавшего. Спасение пострадавших с этажей. Спасение и эвакуация людей, получивших травмы. Самоспасение с этажей с помощью спасательной веревки. Меры безопасности. Команды. Сигналы управления |
2 |
4 |
практическое занятие |
10. |
Зачет |
|
2 |
|
Итого: |
10 |
|
||
Всего: |
30 |
|
Психологическая подготовка
Задачи обучения:
уяснить психологические требования к профессии спасателя, свои личные индивидуально-психологические особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях на состояние человека, методы и приемы управления собственным состоянием;
научиться учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их;
овладеть необходимыми знаниями, выработать умения и навыки поддержания психологической готовности к действиям в ЧС, контроля своего психического состояния и управления им, применять эти навыки на практике;
развить способность к быстрой внутренней мобилизации к действиям в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия.
Методические указания по проведению занятий
В рамках этого раздела программы проводится тестирование обучаемых, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях спасателя, дальнейшая подготовка обучаемых ведется с учетом данных особенностей.
Психологическая подготовка спасателей осуществляется в соответствии с требованиями директивных и нормативных документов, регулирующих деятельность аварийно-спасательных служб и формирований.
К проведению занятий привлекаются специалисты-психологи и командно-начальствующий состав аварийно-спасательных служб.
Занятия проводятся с использованием всего состава учебно-материальной базы учебно-методического центра по ГОЧС Мурманской области, областной аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательных служб муниципальных образований и организаций.
Изучение предмета завершается сдачей зачета.
В результате психологической подготовки спасатель должен
Знать:
психологические требования к профессии спасателя;
особенности психологического воздействия обстановки при различных чрезвычайных ситуациях на состояние человека;
основные признаки психологического состояния человека и способы воздействия на него;
свои индивидуально-психологические особенности, методы и приемы управления собственным состоянием;
Уметь:
учитывать свои психологические особенности при ведении спасательных работ, контролировать и корректировать свое психическое состояние;
применять на практике знания, умения и навыки поддержания психологической готовности к действиям в условиях любой сложной обстановки.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
1. |
Морально-психологические основы профессионального статуса спасателя в современном обществе Спасение людей - смыслообразующая основа деятельности спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей (с использованием документальных кино,- видеоматериалов). Возрастание социальной значимости профессии спасателя в современных условиях при возрастании числа аварий и катастроф природного и техногенного характера. Проведение тестирования для выявления особенностей мотивации поведения обучаемых |
1 |
2 |
групповое занятие |
2. |
Профессионально-важные качества спасателя Профессионально-важные качества, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя. Психологические особенности спасателя: личностные характеристики, эмоциональная устойчивость к экстремальным условиям, стиль взаимоотношений внутри формирования (отряда), готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при ведении спасательных работ; статические и динамические характеристики психологических процессов (зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования); Способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности. |
1 |
2 |
групповое занятие |
Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков. Беседа по итоговым результатам тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными способностями, рекомендации по их учету и коррекции |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
3. |
Психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления. Просмотр видео-, кино-, фотодокументов, комментарий и беседа по результатам просмотра. Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайные ситуации: сохранение самообладания и способности к активной деятельности, кратковременные изменения психического состояния, патологические нарушения психической деятельности. Ознакомление на конкретных примерах (учебные и документальные видеоматериалы) с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при проведении спасательных работ. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из опыта ведения спасательных работ |
1 |
2 |
групповое занятие |
4. |
Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях Методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций. Проведение тренировки в экстремальных погодно- климатических условиях с комбинированным воздействием факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ. |
1 |
2 |
практическое занятие |
Тренировка в трудных ситуациях по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушению загораний на манекенах, преодолению водных преград в специальном снаряжении. |
|
|
|
|
Тренировка по решению задач с применением имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, по принятию решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Психологическая закалка в рамках ознакомления с практикой работы врачей-травматологов (просмотр документальных и учебных видеоматериалов или посещение отделений травматологии лечебных организаций, морга) |
|
|
|
|
5. |
Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях |
|
|
|
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях. Индивидуальные особенности, факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя. Изменение текущего состояния спасателей при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояния перевозбуждения, апатии, снижения готовности к действиям. Страх и его проявления. Понятие о физических и психологических резервах организма человека, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателей. |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
Методы управления состоянием спасателя. Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении спасательных работ |
1 |
2 |
практическое занятие |
|
6. |
Основы саморегулирования и психологической реабилитации Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методика восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме. |
1 |
2 |
групповое занятие |
Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Освоение методик проведения аутогенной тренировки, обучение специальным упражнениям. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению нормального состояния, снятию усталости и боли |
1 |
2 |
Практическое занятие |
|
|
Зачет |
|
2 |
|
Итого: |
|
20 |
|
Специальная (техническая) подготовка
Задачи обучения:
изучить назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении спасательных работ, правила их хранения и сбережения;
выработать практические навыки подготовки технических средств и оборудования к работе, правильной их эксплуатации, эффективного применения для выполнения задач в ходе аварийно-спасательных работ;
ознакомиться с приборами наблюдения, разведки, поиска пострадавших.
Методические указания по проведению занятий
Изучение штатных технических средств, применяемых при ведении спасательных работ, проводится в специально оборудованных учебных помещениях, на учебных площадках и на производственной базе организаций.
В рамках специальной (технической) подготовки особое внимание уделяется изучению устройства, работы механизмов и агрегатов, их применению в различных условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях.
На практических занятиях закрепляются теоретические знания, формируются и совершенствуются навыки в проведении осмотров, ежедневного технического обслуживания, соблюдении мер безопасности при работе с техническими средствами, механизмами, агрегатами, иным оборудованием, отрабатываются приемы и способы их применения.
В результате специальной (технической) подготовки спасатель должен
Знать:
назначение, устройство и технические характеристики механизмов, агрегатов, прочего оборудования, находящегося на оснащении формирования (отряда), правила их хранения и безаварийной эксплуатации;
Уметь:
подготавливать штатные технические средства и оборудование к работе, эффективно применять их для выполнения задач при ведении спасательных работ.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
1. |
Технические средства и оборудование, применяемые для ведения аварийно-спасательных работ: |
|
|
|
Назначение, устройство и основные технические характеристики штатных технических средств, аварийно-спасательных инструментов и оборудования, грузоподъемных, транспортных, блокировочных и др. механизмов, применяемых при ведении спасательных работ. Организация хранения и обслуживания. Техника безопасности при работе с различным инструментом, оборудованием и механизмами. |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
Формирование и закрепление практических навыков подготовки к работе и эксплуатации различных модификаций инструментов, оборудования и механизмов. Отработка приемов и способов применения штатных технических средств и оборудования |
1 |
4 |
практическое занятие |
|
Итого: |
|
6 |
|
Подготовка по радиационной, химической и биологической защите
Задачи обучения:
ознакомиться с основными аварийно химическими опасными веществами (АХОВ), их свойствами, поражающими факторами и способами защиты от них;
научиться пользоваться средствами индивидуальной защиты, действовать в условиях заражения воздуха и местности, применяя средства защиты органов дыхания и кожи.
Методические рекомендации по проведению занятий
Занятия по данному виду подготовки начинаются с ознакомления с основными видами АХОВ, их свойствами, негативным (поражающим) воздействием на организм человека и способами защиты от них. Затем обучаемые знакомятся с назначением, устройством и порядком применения индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи при проведении спасательных работ на зараженной местности.
При проведении занятий используются кино- и видеоматериалы, слайды, схемы, образцы фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, дыхательные аппараты, комплект специальной защитной одежды, иной учебный материал.
Закрепление и совершенствование практических навыков применения средств защиты органов дыхания и кожи проводится в рамках текущей подготовки в составе аварийно-спасательных служб (АСС) и формирований (АСФ), т. е. по месту работы.
В результате данного вида подготовки спасатель должен
Знать:
свойства и поражающие факторы основных аварийно химических опасных веществ (АХОВ);
способы защиты от АХОВ;
предназначение, устройство средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, находящихся на оснащении формирований,
условия и порядок их применения;
Уметь:
пользоваться средствами индивидуальной защиты,
действовать в условиях заражения воздуха и местности, применяя средства защиты органов дыхания и кожи.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
1. |
Аварийно химически опасные вещества. Защита от АХОВ в ЧС. Ведение спасательных работ на зараженной территории |
|
|
|
Перечень и общая характеристика АХОВ. Взрыво- и пожароопасность. Воздействие на организм человека. Защита от АХОВ. Способы и средства ликвидации последствий выбросов АХОВ в окружающую среду. |
1 |
1 |
лекция |
|
Модификации, назначение, устройство, правила пользования основными средствами защиты органов дыхания и кожи. Особенности ведения спасательных работ на зараженной территории |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
Итого: |
|
3 |
|
Подготовка по связи
Задачи обучения:
изучить табельные средства связи, требования по обеспечению безопасности связи при повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;
ознакомиться с приемами и методами технической эксплуатации табельных средств связи во всех режимах работы, обеспечения устойчивой связи в различной обстановке, с порядком проведения технического обслуживания средств связи.
Методические рекомендации по проведению занятий
Данный вид подготовки спасателей представляет собой первоначальное обучение работе на средствах связи, в ходе которого обучаемые получают общие сведения о средствах связи, находящихся на оснащении аварийно-спасательных служб (АСС) и формирований (АСФ), их устройстве, комплектации, порядке эксплуатации и обслуживания. Теоретические знания, полученные при изучении данного раздела программы, закрепляются на практических занятиях и тренировках в составе АСС и АСФ, т. е. по месту работы.
В результате подготовки по связи спасатель должен
Знать:
требования по обеспечению безопасности связи при повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;
устройство, технические характеристики, порядок эксплуатации и техобслуживания табельных средств связи;
Уметь:
самостоятельно технически грамотно эксплуатировать табельные средства связи во всех режимах работы;
обеспечивать устойчивую связь в различных условиях обстановки;
проводить техническое обслуживание средств связи, находящихся на оснащении формирования.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
1. |
Связь при проведении аварийно-спасательных работ |
|
|
|
Значение связи при проведении спасательных работ. Средства связи: табельные, стационарные, мобильные, радиостанции, телефонные аппараты. Линия и канал связи. Способы организации радиосвязи. Устойчивость связи в различной обстановке. |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
|
Назначение, устройство, тактико-технические данные и порядок эксплуатации средств связи, находящихся на оснащении АСС и АСФ. Техника безопасности при развертывании, эксплуатации и техническом обслуживании средств связи |
1 |
2 |
групповое занятие |
Итого: |
|
4 |
|
Тактико-специальная подготовка
Задачи обучения:
ознакомиться с основными положениями законодательных нормативных правовых актов по вопросам организации деятельности аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ) и проведения аварийно-спасательных работ (АСР);
изучить обязанности, права и правовую ответственность спасателя, обязанности и порядок действий спасателя при приведении формирования в готовность к выполнению задач по предназначению;
изучить характеристику и вероятные последствия стихийных бедствий, аварий и катастроф, возможных на территории Мурманской области (в зоне ответственности конкретного формирования);
усвоить требования мер безопасности;
выработать практические навыки работы при проведении АСР.
Методические указания по проведению занятий
Основными формами обучения по данному разделу программы являются теоретические, практические и тактико-специальные занятия.
В рамках теоретических занятий (лекция, групповое занятие) обучаемые получают систематизированные основы знаний о структуре, задачах и порядке функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). Осваивают основные положения нормативных правовых законодательных актов по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб и формирований (отрядов), организации и ведению аварийно-спасательных работ. Изучают права и обязанности спасателя, требования мер безопасности при проведении АСР.
На практических занятиях закрепляются и углубляются теоретические знания, формируются навыки применения технических средств, инструментов, оборудования и приборов, находящихся на оснащении формирования (отряда). Вырабатываются навыки практических действий по обнаружению пострадавших, извлечению их из-под завалов, из обрушенных зданий и сооружений, заваленных защитных сооружений ГО, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Отрабатываются приемы и способы ведения АСР при ликвидации последствий различных ЧС.
В ходе тактико-специальных занятий отрабатывается техника выполнения приемов и способов ведения АСР, слаживание личного состава для решения специальных задач. Также проводится отработка взаимодействия с другими формированиями.
Практические и тактико-специальные занятия проводятся на оборудованных площадках, на пересеченной местности с использованием природного ландшафта и на производственной базе организаций. При проведении занятий в учебных целях используются технические средства и оборудование, находящиеся на оснащении формирований. На занятиях создается обстановка, максимально приближенная к возможной реальной, для этого применяются имитационные средства и манекены. Переход к отработке последующих приемов и способов действий осуществляется только тогда, когда предыдущие освоены обучаемыми и выполняются ими правильно, четко и умело.
Обучение завершается сдачей зачета, в который кроме вопросов по тактико-специальной подготовке включаются вопросы специальной (технической) подготовки, подготовки по радиационной, химической и биологической защите, подготовки по связи.
В результате тактико-специальной подготовки спасатель должен
Знать:
основные положения нормативных правовых законодательных актов, регулирующих деятельность аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), определяющих статус спасателя и порядок проведения аварийно-спасательных работ (АСР);
назначение и задачи аварийно-спасательных служб и формирований;
права и правовую ответственность спасателя, свои функциональные обязанности, обязанности и порядок действий спасателя при приведении формирования в готовность к выполнению задач по предназначению;
характеристику и возможные последствия стихийных бедствий, аварий и катастроф в зоне ответственности АСС (АСФ);
требования мер безопасности;
отечественный и зарубежный опыт ведения АСР, наиболее эффективные технологии применения технических средств и оборудования;
Уметь:
проводить разведку района чрезвычайной ситуации;
вести работы по обнаружению и спасению пострадавших;
оказывать первую медицинскую и психологическую помощь пострадавшим;
переносить значительные физические и морально-психологические нагрузки;
оценивать степень риска при выполнении различных работ;
применять приемы выживания и поддержания жизнедеятельности;
выполнять страховку и самостраховку.
Учебный план
N п/п |
Наименование темы и ее содержание |
Кол-во занятий |
Кол-во часов |
Метод проведения |
1. |
Организация спасательного дела в Российской Федерации |
|
|
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы РСЧС, состав и задачи. Аварийно-спасательные службы и формирования Мурманской области. |
1 |
1 |
лекция |
|
Нормативная правовая основа и социально-правовые аспекты деятельности спасателей. Права и обязанности спасателя. Требования, предъявляемые к личностным и физическим качествам спасателя. Условия труда спасателей. Порядок подготовки и аттестации спасателей |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
2. |
Организация повседневной деятельности АСС и АСФ Понятие о зоне ответственности АСС (АСФ). Документы, отражающие повседневную деятельность АСС, АСФ. График работы, несение дежурства. Обязанности спасателя при дежурстве у телефона на дому. Табель технического оснащения. Организация оповещения, связи и управления. Сбор и выезд на ЧС |
1 |
1 |
групповое занятие |
3. |
Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Чрезвычайные ситуации в зоне ответственности АСС (АСФ) |
|
|
|
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно на территории Мурманской области. Необходимые силы и средства для их ликвидации.
|
1 |
1 |
групповое занятие |
|
Чрезвычайные ситуации, возможные в зоне ответственности АСС (АСФ), причины, особенности протекания, вероятные последствия. Объем работ, который может выполнить АСФ в полном составе, в составе дежурной смены |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
4. |
Требования мер безопасности Правила поведения спасателя в зоне ЧС. Контроль за окружающей обстановкой. Причины и профилактика травматизма. Нормативные основы охраны труда спасателя |
1 |
1 |
групповое занятие |
5. |
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях |
|
|
|
Основы выживания. Физиологические аспекты выживания. Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Возможные последствия для организма человека, пребывающего в экстремальных условиях (жара, холод, ветер, пыль, стесненные условия, высота, повышенные уровни освещенности, шума, вибрации, задымленности, перепады давления). Порог выживаемости, условия, время, возможность возвращения к жизни. |
1 |
2 |
лекция |
|
Выживание в природной и техногенной среде, в условиях эпидемий, в нетрадиционных ситуациях |
1 |
2 |
групповое занятие |
|
6. |
Действия спасателя при ведении аварийно-спасательных работ в ЧС |
|
|
|
Особенности действий спасателя при ведении АСР в особых условиях: в районе социальной напряженности, в районе боевых действий в условиях радиационного, химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, разрушений, пожаров и задымления, в условиях дорожно-транспортного происшествия, в горной местности, на водоемах.
|
1 |
2 |
групповое занятие |
|
Определение мест возможного нахождения пострадавших. Способы извлечения пострадавших. Определение состояния пострадавших. Транспортировка их в безопасное место |
1 |
2 |
практическое или тактико-специальное занятие |
|
|
Зачет |
|
4 |
|
Итого: |
|
20 |
|
Программа
специального первоначального обучения пожарных Государственной противопожарной службы Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП)
31 января 2011 г.
Утратила силу с 1 января 2011 г.
См. текст Программы
Программа
специального первоначального обучения личного состава Государственной противопожарной службы Мурманской области на право работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП)
31 января 2011 г.
Утратила силу с 1 января 2011 г.
См. текст Программы
Программа
пожарно-технического минимума для руководителей, главных специалистов, председателей пожарно-технических комиссий, лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности промышленных предприятий ("Минимум")
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП)
31 января 2011 г.
Утратила силу с 1 января 2011 г.
См. текст Программы
Программа
пожарно-тактической подготовки добровольных пожарных
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП)
31 января 2011 г.
Утратила силу с 1 января 2011 г.
См. текст Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 11 июля 2008 г. N 329-ПП "О программах обучения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 25 июля 2008 г. N 139
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 27 июня 2014 г. N 324-ПП/9
Постановление Правительства Мурманской области от 16 декабря 2013 г. N 729-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 31 января 2011 г. N 26-ПП
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.