Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Экологическая безопасность и устойчивое развитие муниципального образования зависят в том числе от решения проблемы обращения с отходами. Ежегодно образуются отходы в количестве 10,9 тыс. т/год, что составляет 389 кг/чел в год. Основная часть бытовых отходов в настоящее время захоранивается на существующем полигоне (санкционированной свалке) твердых бытовых отходов без предварительной сортировки и отделения вторичного материального сырья. На территории муниципального образования не имеется мусороперерабатывающих мощностей и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.
До настоящего времени захоронение неотсортированных отходов является самым распространенным методом размещения отходов, что ведет к безвозвратной потере до 90 процентов полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичною сырья.
Существующая санкционированная свалка (полигон) твердых бытовых отходов в городе Оленегорске организована более 40 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.
Общая площадь земель, занятых под несанкционированную свалку (полигон ТБО) составляет 15 га. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в муниципальном образовании нет.
Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.
Сведения о среднем составе ТБО представлены в таблице.
|
Таблица 2 |
Компонентный состав |
Состав, масс. % |
Бумага, картон |
20-40 |
Металлы |
02. окт |
Пищевые отходы |
25-40 |
Пластмасса |
03. авг |
Текстиль |
04. июн |
Стекло |
04. окт |
Обращение с ртутьсодержащими отходами.
Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы) образуются практически у всех природопользователей на территории муниципального образования. Не налажен процесс сбора и доставки ртутьсодержащих ламп на специализированные предприятия для их дальнейшей утилизации. Проблемой остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть, и самой металлической ртути. Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.
Обращение с отходами нефтепродуктов.
В 2007 году, по данным предприятий области, образовалось 3060 тонн отработанных нефтепродуктов и их смесей: отработанные масла моторные, автомобильные, дизельные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные, турбинные и т.д., а также отходы смазочно-охлаждающих жидкостей, остатки диэтоплива, всплывающая пленка нефтеловушек. Сведений по количеству обезвреживаемых отходов данного вида нет.
Часть нефтепродуктов сжигается на котельных; незначительная часть отходов отработанных масел используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию.
На территории муниципального образования планируется строительство завода по приему и переработке отработанных нефтепродуктов.
Переработка нефтесодержащих отходов.
На территории области функционируют предприятия, занимающиеся приемом и утилизацией нефтесодержащих вод, эмульсий (в том числе льяльных вод). Технологии и оборудование, применяемые для очистки нефтесодержащих вод от нефтепродуктов устарели и не обеспечивают нормативную степень очистки сточных вод от нефтепродуктов.
Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов, очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка и т.п. В муниципальном образовании и в целом в области нет предприятий принимающих такие отходы.
Обращение с отработанными автошинами.
Значительное количество отработанных автошин и резинотехнических изделий накоплено на промплощадках предприятий, на несанкционированных свалках в районах гаражей. Предприятий по их утилизации и переработке на территории муниципального образования нет.
Многие из образующихся на территории муниципального образования отходы обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.
Переработке большинства видов отходов на территории муниципального образования препятствует отсутствие отлаженной системы сбора отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья.
Эффективное управление в данной сфере возможно при наличии: максимально возможного использования селективного сбора отходов с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема захораниваемых отходов; применения новейших технологий по переработке отходов во вторичные материалы, что позволит вернуть их составляющие в производственный цикл; рекультивации отслужившего свой срок полигона и ликвидации несанкционированных свалок, что позволит уменьшить занимаемые ими площади и их негативное воздействие на окружающую среду: последующей рекультивации территорий, занятых свалками и полигоном; организации пунктов сбора вторичного сырья; строительства мусоросортировочных комплексов для переработки отходов и предприятий по переработке вторичного сырья; совершенствования системы учета и контроля за образованием и перемещением отходов; внедрение методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами; развития рынков вторичного сырья.
Таким образом, основное направление деятельности в системе обращения с отходами - сокращение объемов захораниваемых отходов и максимальное вторичное их использование.
Многообразие назревших проблем в сфере обращения с отходами требуют комплексного и сбалансированного подхода к их решению. Самым эффективным и действенным методом государственного регулирования и стратегического управления, используемым для решения такого рода задач, является программно-целевой метод.
Организационной основой политики муниципального образования в сфере обращения с отходами на ближайшую и долгосрочную перспективу станет разрабатываемая долгосрочная муниципальная целевая программа "Отходы" на 2009-2013 годы. Данная Программа позволит реально изменить существующую ситуацию в области обращения с отходами производства и потребления и позволит: снизить количество отходов, размещаемых на свалках (в т.ч. оптимизировать систему их сбора и удаления с одновременным решением вопросов выделения из отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования); вовлечь в переработку остаточные (после выделения вторичных материальных ресурсов) отходы; повысить экологическую безопасность территории муниципального образования при оптимизации комплексного управления твердыми бытовыми и другими видами отходов; содействовать инвестиционной привлекательности муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.