Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 28.11.2008 N 572-ПП/23
Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Мурманской области на 2006- 2010 годы"
Паспорт
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Региональная политика в области образования в период с 2002 по 2005 год осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, региональной программой "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы".
В 2006 - 2010 годах системе образования Мурманской области предстоит работать в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
Результатами реализации региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы", других региональных целевых программ стали устойчивая стабилизация и переход к инновационному развитию образовательной системы Мурманской области на основе ее модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.
Сохранена сеть образовательных учреждений Мурманской области, которая позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного общего и начального профессионального образования.
Охват общественным дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 78,5%. С целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования создаются условия для подготовки детей к обучению. В 2004/2005 учебном году лишь 5,1% обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений не получили дошкольной подготовки.
Приняты меры по совершенствованию структуры и содержания дошкольного и общего образования. Преимущественное развитие в области получили дошкольные образовательные учреждения комбинированного и общеразвивающего вида.
Завершен переход общеобразовательных учреждений области на обучение по программе четырехлетней начальной школы. Треть младших школьников обучаются по различным дидактическим системам и учебно-методическим комплектам.
В профильных классах общеобразовательных учреждений области обучаются 39% старшеклассников. Существенные изменения произошли в структуре профильного обучения, более половины профильных классов реализуют программы физико-математической, математико-технологической и естественнонаучной направленности. 60% обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений области получают предпрофильную подготовку, осваивая программы углубленного изучения различных предметов, факультативных курсов и спецкурсов.
Треть общеобразовательных учреждений области реализуют программы повышенного уровня различной направленности.
В целях формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся почти половина обучающихся 2-4 классов изучают информатику, из них в трети классов с использованием компьютерной техники. Завершается переход на обязательное изучение базового курса информатики в основной школе. 92 общеобразовательных учреждения имеют доступ в Интернет. 56% младших школьников изучают иностранные языки. Второй иностранный язык как предмет учебного плана изучают 6,4% обучающихся 5-11 классов.
В учебные планы 67% общеобразовательных учреждений области введен третий час физической культуры на всех ступенях общего образования.
Более дифференцированной стала структура специального (коррекционного) образования, все в большей степени интегрируемого в общеобразовательные школы путем создания в них специальных классов и групп, что способствует адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 7093 детей с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующего назначения 3680 детей, обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, коррекционных классах общеобразовательных школ 3413 детей, половина из них обучается в общеобразовательных учреждениях.
Приняты меры по стандартизации образования. Завершен первый этап апробации проекта регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Разработаны и изданы программное и учебно-методическое обеспечение проекта стандарта по всем образовательным областям и учебные пособия для обучающихся начальной и основной школы.
Совершенствованию образовательного процесса в значительной степени способствовала экспериментальная работа, организованная на базе региональных экспериментальных площадок по следующим направлениям: совершенствование структуры и содержания общего образования, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, апробация форм и содержания предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов, введение единого государственного экзамена, технологии оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения, апробация учебно-методических комплектов для начальной школы, введение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, формирование психолого-медико-педагогической службы в системе муниципального образования.
Общеобразовательные учреждения области обеспечивают высокое качество образования, что подтверждается результатами единого государственного экзамена. Средний тестовый балл выпускников общеобразовательных учреждений области находится на уровне и выше среднего балла выпускников школ России. Сохраняется стабильным процент выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении" (5%), из них 92% претендентов на награждение медалью подтверждают свои результаты на едином государственном экзамене. Количество обучающихся, не осваивающих образовательные программы соответствующего уровня, не превышает 0,3%.
Продолжена работа по созданию условий для обучения детей, имеющих повышенные образовательные потребности. Региональные предметные олимпиады школьников организованы по 17 предметам. Ежегодно в рамках реализации мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" проводятся региональная научная и инженерная выставка "Будущее Севера" и региональное соревнование "Будущее Севера. Юниор". Обеспечена целевая поддержка областной очно-заочной школы дополнительного образования "А-Элита", Центра очно-заочного обучения Академической гимназии Санкт-Петербургского университета.
Остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей. Более половины учреждений дополнительного образования являются многопрофильными, реализующими от 20 до 160 образовательных программ. В кружках занимаются две трети от общей численности обучающихся (по России - 40,1%).
Сохранена система начального профессионального образования (НПО). В 2004 году на 10 тыс. человек, проживающих в Мурманской области, приходится 115 обучающихся. В системе НПО обучается 1063 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, примерно 65% обучающихся составляют дети из малообеспеченных семей.
Созданы условия для получения выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений начального профессионального образования по 9 специальностям (перечень профессий увеличился в 2 раза).
Реальный рост расходов на образование с учетом сложившейся инфляции составил более 15%. Средняя заработная плата работников образования выросла за четыре года в 1,4 раза и составляет 6440 рублей. Действует региональная система социальной поддержки работников образования.
80% учебников приобретается за счет средств бюджетов различных уровней, только 20% - за счет родителей.
К 2004 году оснащены компьютерной техникой все школы и профессиональные училища, на 1 компьютер в среднем приходится 34 обучающихся (по РФ - 40). В 9 сельских школах установлены и функционируют системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам.
За 4 года привлечено дополнительно федеральных и внебюджетных материальных и денежных ресурсов через целевые программы и проекты в размере около 250 млн. рублей.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов.
В 9 из 21 муниципального образования сохраняется очередность на услуги дошкольных образовательных учреждений.
Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ в отдельных муниципальных образованиях и обучающихся учреждений начального профессионального образования ниже, чем в среднем по области.
Сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.
Введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, развитие системы дополнительного образования детей сдерживаются недостаточным ресурсным обеспечением. Не снижаются темпы ветшания материально-технической базы зданий и сооружений образовательных учреждений, их оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.
В области не созданы условия для раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Сохраняется существенная диспропорция по уровням профессионального образования и направлениям подготовки по рабочим специальностям.
Вместе с тем имеющийся потенциал системы образования области позволяет определить приоритетные направления дальнейшего развития. Программа должна стать основой для реализации региональной государственной политики в области образования, обеспечить продолжение предшествующего этапа модернизации региональной системы образования.
Программа определяет общие правовые, экономические и социальные основы развития системы образования Мурманской области, регулирует отношения между Правительством Мурманской области, органами местного самоуправления, организациями и образовательными учреждениями в области образования.
Реализация Программы способствует достижению целей и задач Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системы целей социально - экономической политики Правительства Мурманской области.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в модернизации системы образования Мурманской области, а именно в:
- обеспечении введения обязательного общего образования, его доступности и высокого качества;
- осуществлении мер по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания всех уровней образования, технологии обучения и воспитания, в повышении доступности дошкольного образования и качества предоставляемых населению услуг;
- обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, улучшении питания школьников;
- содействии созданию ресурсных центров и учебно-производственных участков на базе начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;
- увеличении численности учащихся и студентов, проходящих обучение по двухуровневому учебному плану;
- формировании государственного заказа на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования, адекватного кадровой структуре экономики и социальной сферы области;
- увеличении объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.
Решение сформулированных в Программе задач программно-целевыми методами направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами системы образования Мурманской области в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования в условиях существующих бюджетных ограничений.
Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы при реализации Программы, может стать недостаточное бюджетное финансирование.
Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих систему образования Мурманской области, предусматривает создание централизованных механизмов, координацию и распространение их на муниципальном уровне.
Расшифровка сокращений, принятых в Программе, приведена в приложении N 1.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования Мурманской области.
Для достижения указанной выше цели должны быть решены следующие задачи:
1. Совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания.
2. Развитие системы обеспечения качества образования.
3. Повышение эффективности управления в системе образования.
Сроки реализации Программы: 2006 - 2010 годы.
Этапы реализации:
1. 2006 - 2007 гг. Завершение переходящих мероприятий региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002-2005 годы" и других целевых региональных программ в сфере образования. Разработка программных мероприятий на последующие годы с учетом принципов и целей государственной политики в сфере образования. Реализация мероприятий 1-го этапа Программы и апробация их результатов.
2. 2008 - 2010 гг. Завершение переходящих мероприятий 1-го этапа и уточнение плана мероприятий 2-го этапа Программы. Реализация мероприятий Программы и распространение результатов. Завершение мероприятий Программы, анализ результатов их реализации и разработка региональной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
Целевые индикаторы и показатели:
Индикаторы, показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Коэффициент охвата дошкольным образованием детей старше 5 лет |
89% |
89% |
91% |
93% |
93% |
Удельный вес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательные учреждения |
48% |
57% |
58% |
61% |
63% |
Коэффициент охвата обучающихся 10-11 классов программами профильного и углубленного обучения |
52% |
55% |
60% |
65% |
65% |
Доля победителей и призеров федеральных окружных, всероссийских, международных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи |
55% |
56% |
56% |
57% |
57% |
Коэффициент охвата обучающихся и воспитанников образовательных учреждений области различными формами дополнительного образования детей |
78% |
79% |
79% |
79% |
79% |
Доля обучающихся в возрасте от 11 лет и старше, вовлеченных в профилактические антинаркотические мероприятия, по отношению к общей численности обучающихся этого возраста |
15% |
17% |
20% |
25% |
30% |
Коэффициент обеспеченности обучающихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений компьютерной техникой (человек/компьютер) |
15 |
13,2 |
12 |
11,3 |
10,7 |
Темп роста общего объема финансирования на образование |
43% |
19,7% |
16% |
15% |
15% |
Темп роста регионального норматива финансирования системы образования (по городской общеобразовательной школе)
|
12% |
25% |
17,8% |
13% |
13% |
Коэффициент обновления основных фондов образовательныхучреждений |
1,10% |
1,20% |
1,30% |
1,40% |
1,50% |
Доля инвестиций на материально-техническое обеспечение обучающегося (воспитанника, студента) в год (руб./чел.) |
2868 |
3100 |
3350 |
3620 |
3900 |
Доля образовательных учреждений, имеющих институты общественного гражданского участия |
10% |
20% |
40% |
50% |
60% |
Соотношение средней заработной платы в системе образования к величине прожиточного минимума |
1,8 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,6 |
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния и тенденции развития системы образования за последние пять лет.
Перечень программных мероприятий включает 3 подраздела, сгруппированных по основным направлениям деятельности (приложение N 2).
3.1. Совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания
3.1.1. Развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста.
3.1.2. Реализация системы мер по введению новых государственных образовательных стандартов (ГОС).
3.1.3. Введение профильного обучения в старшей общеобразовательной школе.
3.1.4. Реализация системы мер по обеспечению образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.1.5. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей.
3.1.6. Внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-коммуникационных систем.
3.2. Развитие системы обеспечения качества образования
3.2.1. Развитие государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций).
3.2.2. Завершение эксперимента и переход к поэтапному введению единого государственного экзамена в штатный режим.
3.2.3. Совершенствование системы подготовки, повышения квалификации работников системы образования.
3.2.4. Расширение возможности участия обучающихся образовательных учреждений Мурманской области в системе региональных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов и обменов.
3.2.5. Развитие механизмов поддержки и ресурсного обеспечения деятельности региональных экспериментальных площадок, государственных областных образовательных учреждений.
3.2.6. Модернизация учебного, учебно-производственного оборудования и материально-технической базы учреждений системы образования Мурманской области.
3.2.7. Реализация приоритетного национального проекта "Образование".
3.3. Повышение эффективности управления в системе образования
3.3.1. Развитие государственно-общественных форм управления в системе образования.
3.3.2. Внедрение организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, направленных на эффективное использование ресурсов.
3.3.3. Разработка и реализация комплексного проекта модернизации образования Мурманской области на 2007-2009 годы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, средств федерального бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников в рамках двухсторонних договоров, заключаемых государственным заказчиком-координатором.
Объемы финансирования программных мероприятий по годам реализации, источникам финансирования, экономическим статьям расходов представлены в приложении N 3.
Сведения о планируемых мероприятиях по материально-техническому и ресурсному обеспечению решения задач Программы на период до 2010 года приведены в подразделе 2 перечня мероприятий Программы.
Приведенные ниже консолидированные объемы финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств областного бюджета и из других источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного и муниципальных бюджетов, бюджетов федеральных целевых программ на соответствующий год.
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Выполнение мероприятий Программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов исполнителей Программы.
Для координации работ по выполнению программных мероприятий и оценки их эффективности приказом Министерством образования и науки Мурманской области создается региональная координационная комиссия.
Министерство образования и науки Мурманской области осуществляет текущую координацию и организационно-информационное обеспечение реализации Программы, обеспечивает предоставление отчетности о ходе реализации Программы в формах и сроки, установленные нормативными правовыми актами Мурманской области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Губернатора Мурманской области, курирующий соответствующее направление деятельности.
Финансовые и имущественные взаимоотношения участников Программы регулируются договорами о совместной деятельности по реализации Программы, являющимися неотъемлемой частью Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:
- повышение качества и доступности общего и профессионального образования;
- рост конкурентоспособности и эффективности экономики и социальной сферы региона за счет повышения качества и эффективности использования трудовых ресурсов;
- расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
- повышение эффективности использования бюджетных средств.
Методика оценки планируемой эффективности Программы представлена в приложении N 4.
Приложение N 1
к Программе
Сокращения, принятые в долгосрочной целевой программе "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы"
Программы:
ДЦПРО - долгосрочная целевая программа развития образования
ФЦП - федеральная целевая программа
Исполнительные органы власти и другие ведомства:
МОиН МО - комитет по образованию Мурманской области
ОМС - органы местного самоуправления
МОУО - муниципальные органы управления образованием
УГСЗН - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области
МТРСиЖКХ - Министерство территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области
МСР - Министерство социального развития Мурманской области
МФ - Министерство финансов Мурманской области
МЗ - Министерство здравоохранения Мурманской области
Учреждения образования и науки:
ОУ - образовательное учреждение
ГОУ - государственное областное учреждение
МОУ - муниципальное образовательное учреждение
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
СОШ - средняя общеобразовательная школа
СКОШИ - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
УПО - учреждения профессионального образования
УНПО - учреждения начального профессионального образования
ПЛ - профессиональный лицей
ПУ - профессиональное училище
УСПО - учреждения среднего профессионального образования
УВПО - учреждения высшего профессионального образования
МОИПКРОиК- Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры
МОЦДОДЮ - Мурманский областной Центр дополнительного образования детей и юношества "Лапландия"
МОДЮСШ - Мурманская областная детско-юношеская спортивная школа
ОЦПМСС - областной центр психолого-медико-социального сопровождения
МОЗСООЛ - Мурманский областной загородный стационарный оздоровительно-образовательный лагерь "Гандвиг"
Образовательный процесс:
ГОС - государственные образовательные стандарты
ЕГЭ - единый государственный экзамен
Территории:
ЗАТО - закрытое административное территориальное образование
Приложение N 2
к Программе
Перечень программных мероприятий
Приложение N 3
к Программе
Объемы финансирования программных мероприятий по годам реализации, источникам финансирования, экономическим статьям расходов
Приложение N 4
к Программе
Методика оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы"
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально- экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и их соответствие следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена лишь по объемам привлечения средств из внебюджетных источников (средства общественных объединений, спонсоров) на реализацию мероприятий Программы, а экономическая эффективность оценивается по степени влияния результатов Программы на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Мурманской области в социальной сфере.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Эффективность реализации Программы заключается в достижении следующих результатов:
совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания;
развитие системы обеспечения качества образования;
повышение эффективности управления в системе образования.
Социальная эффективность Программы оценивается также по степени достижения целевых значений показателей в социальной сфере, установленных на каждый год реализации Программы.
Индикаторы, показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Коэффициента охвата дошкольным образованием детей старше 5 лет |
89% |
89% |
91% |
93% |
93% |
Коэффициента охвата обучающихся 10-11 классов программами профильного и углубленного обучения |
52% |
55% |
60% |
65% |
65% |
Коэффициента охвата обучающихся и воспитанников образовательных учреждений области различными формами дополнительного образования детей |
78% |
79% |
79% |
79% |
79% |
Коэффициента обновления основных фондов |
1,10% |
1,20% |
1,30% |
1,40% |
1,50% |
Доля инвестиций на материально-техническое обеспечение обучающегося (воспитанника, студента) в год (руб./чел.) |
2868 |
3100 |
3350 |
3620 |
3900 |
Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:
,
,
где:
Е - эффективность реализации Программы (процентов);
- фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
- нормативное значение индикатора, утвержденное Программой;
n - количество индикаторов Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 28 ноября 2008 г. N 572-ПП/23 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.