Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 30.12.2008 N 663-ПП
Долгосрочная целевая программа "Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области" на 2008-2010 годы
Паспорт
Наименование программы |
- "Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
|||
Дата принятия решения о разработке |
- постановление Правительства Мурманской области от 06.08.2007 N 370-ПП "О разработке региональной целевой программы "Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области" на 2008-2010 годы" |
|||
Государственные заказчики |
- Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство финансов Мурманской области |
|||
Государственный заказчик-координатор |
- Министерство экономического развития Мурманской области |
|||
Основные разработчики Программы |
- Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство финансов Мурманской области |
|||
Цель Программы |
- повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и качества управления социально-экономическим развитием Мурманской области |
|||
Задачи Программы |
1. Внедрение в исполнительных органах государственной власти и подведомственных организациях методов и процедур управления, ориентированного на результат. Создание системы мониторинга и анализа деятельности исполнительных органов государственной власти в рамках подготовки Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Мурманской области, а также доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти. 2. Создание условий для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. 3. Разработка стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. 4. Создание системы и единого информационно-технологического пространства взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в целях мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития области и муниципальных образований. 5. Расширение функциональных возможностей и развитие информационно-аналитической системы "ИАС-Прогноз/Регион". 6. Модернизация и расширение функциональных возможностей автоматизированной информационной системы "АИС-Госзакупки". 7. Повышение качества административно-управленческих процессов, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности исполнительных органов государственной власти на основе широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий. 8. Унификация использования программных продуктов участниками бюджетного процесса и прогнозирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований. 9. Повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формирования и экспертизы решений по вопросам стратегического планирования, прогнозирования социально-экономического развития, бюджетирования и управления, ориентированного на результат. 10. Повышение уровня знаний руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Мурманской области, муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств по вопросам внедрения механизмов управления по результатам, применения современных технологий и программных средств расчетов бюджета, прогнозирования и планирования территориального социально-экономического развития |
|||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Наименование индикаторов и показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, внедривших методы и процедуры управления, ориентированного на результат, % |
20 |
60 |
100 |
Уровень внедрения результативных принципов управления подведомственными организациями, % |
10 |
30 |
50 |
|
|
Доля финансовых органов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, использующих ЕРС "САПФИР-Мурманск" для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, % |
36,8 |
68,4 |
100 |
|
Количество финансовых органов муниципальных районов, городских округов Мурманской области, использующих ЕРС "САПФИР-Мурманск" для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, ед. |
7 |
13 |
19 |
|
Повышение надежности и достоверности расчетов в процессе составления проекта бюджета, внесения изменений в него при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета, % |
36,8 |
68,4 |
100 |
|
Доля главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) и их подведомственных получателей бюджетных средств (далее - ПБС), использующих подсистему "Клиент - КС" для взаимодействия с вышестоящими финансовыми органами, подведомственными бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, % |
21 |
60 |
100 |
|
Доля финансовых органов муниципальных образований, ГРБС и ПБС, использующих ПК "СКИФ" и входящую в его состав программу "СКИФ-Терминал" для подготовки месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также для передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах, % |
80 |
90 |
100 |
|
Количество муниципальных образований, использующих единую систему мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, ед. |
3 |
10 |
19 |
|
Доля показателей, поступающих в "ИАС- Прогноз/Регион" в автоматическом режиме от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее - Мурманскстат), Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС по Мурманской области), Министерства финансов Мурманской области, % |
10 |
50 |
100 |
|
Доля расходов областного бюджета, размещаемая на конкурсной основе, в общем объеме расходов бюджета, предусмотренных на закупки продукции для государственных нужд, % |
45 |
50 |
55 |
|
Доля государственных и муниципальных заказчиков, размещающих заказы через систему "АИС- Госзакупки", в общем количестве государственных и муниципальных заказчиков, % |
80 |
90 |
95 |
|
Доля закупок, проведенных в электронном виде, в общем количестве проведенных закупок, % |
5 |
7 |
12 |
Сроки и этапы реализации Программы |
2008-2010 годы |
|||
Объемы и источники финансирования |
- общие затраты средств областного бюджета на реализацию Программы составят 96989,1 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году - 40735 тыс. рублей; в 2009 году - 31776 тыс. рублей; в 2010 году - 24478,1 тыс. рублей |
|||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности |
- внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, во всех исполнительных органах государственной власти и не менее чем в половине подведомственных организаций; - использование во всех финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области для планирования и формирования проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области распределенной системы на базе ПК "САПФИР"; - улучшение качества и обеспечение многовариантности бюджетного планирования; - унификация использования участниками бюджетного процесса Мурманской области программных продуктов; - сокращение сроков предоставления бюджетной отчетности; - обеспечение автоматизации процессов формирования предельных объемов финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета и всем кодам бюджетной классификации, автоматизации процессов обмена и учета данных между главными распорядителями средств областного бюджета и органами Федерального казначейства, органами Федерального казначейства и бюджетополучателями; - разработка стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года; - автоматизация и переход на высокоэффективные технологии расчетов и подготовки прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований; - переход на формирование местных бюджетов на среднесрочный период в связи с переходом на разработку трехлетних бюджетов (среднесрочных финансовых планов); - расширение функциональных возможностей и развитие информационной аналитической системы "ИАС-Прогноз/Регион"; - автоматизация и сокращение сроков обработки и анализа информации, поступающей от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области; - мониторинг показателей бедности с использованием информационных технологий для оценки ситуации в Мурманской области и в разрезе муниципальных образований; - модернизация и совершенствование автоматизированной информационной системы "АИС-Госзакупки"; - автоматизация процедур планирования, размещения и учета исполнения заказов на закупки продукции для государственных и муниципальных нужд Мурманской области; - повышение эффективности контроля за исполнением законодательства в сфере бюджетных закупок и целевым использованием средств консолидированного бюджета; - повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формирования и экспертизы решений по вопросам стратегического планирования, прогнозирования социально-экономического развития, бюджетирования и управления, ориентированного на результат; - повышение эффективности и качества государственного управления территориальным социально-экономическим развитием |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Повышение эффективности и качества государственного управления является одним из базовых условий обеспечения стабильности и устойчивого социально-экономического развития региона, повышения благосостояния населения.
В последние годы в Мурманской области, как и в России в целом, внедряются современные методы и механизмы государственного управления, стратегического планирования, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений. В результате внедрения передового опыта, современных информационных и коммуникационных технологий в прогнозировании, территориальном управлении, бюджетном планировании, управлении государственными закупками в области созданы условия для дальнейшего улучшения качества государственного управления, прогнозирования социально-экономического развития, перехода на трехлетнее финансовое планирование и внедрения новых методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение оптимального уровня бюджетных расходов.
В то же время возросшие требования к деятельности исполнительных органов государственной власти, цели административной реформы обязывают планировать и осуществлять конкретные меры по дальнейшему повышению качества и эффективности государственного управления, прежде всего для достижения целей социально-экономического развития области.
Концепцией программы проведения административной реформы в Мурманской области предусмотрены внедрение в исполнительных органах государственной власти методов и процедур управления, ориентированного на результат, эффективное расходование бюджетных средств, формирование целостной, взаимоувязанной системы ведомственного и межведомственного планирования их деятельности на среднесрочную перспективу.
Постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2006 N 476-ПП/14 "О системе целей, основных задачах социально-экономической политики Правительства Мурманской области и показателях их достижения в 2007 году" утверждены 12 важнейших целей, для каждой из которых исполнительными органами государственной власти определен набор показателей достижения целей, измеряемых количественно (всего 159 показателей). Таким образом, сделана попытка детализации наиболее важных целей регионального развития до уровня задач и целевых показателей деятельности исполнительных органов государственной власти.
Однако данная система не решает автоматически задачу оценки деятельности исполнительных органов государственной власти. Выявлены определенные расхождения между стратегическими целями Мурманской области и непосредственной деятельностью исполнительных органов государственной власти, количественным измерением эффективности и результативности их деятельности. Практика планирования деятельности исполнительных органов государственной власти и подведомственных организаций остаётся прежней и, по существу, не увязанной с конкретными целями социально-экономического развития и эффективным использованием бюджетных средств.
Новые задачи повышения качества государственного управления определены Указом Президента РФ от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", которым утвержден перечень, включающий 77 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе показатели эффективности использования средств консолидированных бюджетов субъектов РФ. Ежегодно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязано предоставлять в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти за отчетный период и их планируемых значениях на 3-летний период. Создание эффективной системы мониторинга и анализа показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти возможно лишь на основе применения автоматизированных средств обработки информации, интегрированных в единую информационную систему.
Таким образом, повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием, внедрение в исполнительных органах государственной власти методов и процедур управления, ориентированного на результат, требует скоординированной работы и значительных ресурсов, что может быть обеспечено программно-целевым методом.
В рамках реализации региональной целевой программы "Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2005 N 216-ПП, в Министерстве финансов Мурманской области внедрен ПК "САПФИР-Мурманск", разработанный путем адаптации и настройки ПК "САПФИР" на условия и особенности, используемые при составлении проекта областного бюджета, внесении изменений в него и анализе его исполнения.
Опыт эксплуатации ПК "САПФИР-Мурманск" указывает на улучшение качества составления областного бюджета и внесения изменений в него при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета. Эффективность использования ПК "САПФИР-Мурманск" предполагает его дальнейшее развитие путем разработки и поэтапного внедрения во всех финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области единой распределенной системы анализа и планирования финансов региона на базе программного комплекса "САПФИР-Мурманск" для составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области. Использование ЕРС "САПФИР-Мурманск" в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области обеспечит решение полного комплекса задач составления проектов бюджетов, внесения изменений в них и анализа исполнения бюджетов непосредственно в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области. При этом планирование бюджетных ассигнований муниципальных районов и городских округов Мурманской области для формирования годового бюджета может осуществляться на основе методики, разрабатываемой соответствующим финансовым органом. При установке ЕРС "САПФИР-Мурманск" во всех муниципальных районах и городских округах будет создана единая взаимодействующая структура с центром системы в Министерстве финансов Мурманской области и узлами распределенной системы в муниципальных районах и городских округах Мурманской области.
Дальнейшее сопровождение и развитие необходимо и для ПК "Бюджет-КС", что обусловлено необходимостью эффективного взаимодействия между бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, финансовыми органами, а также для автоматизации процессов формирования предельных объемов финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета. Для этих целей широко используется подсистема "Клиент-КС", входящая в состав ПК "Бюджет-КС", введенная в эксплуатацию у главных распорядителей, и планируется ввод в эксплуатацию у бюджетополучателей средств областного бюджета.
Сопровождение и развитие требуется для внедренного в Министерстве финансов Мурманской области, у главных распорядителей средств областного бюджета, в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области ПК "СКИФ" и программы "СКИФ-Терминал", входящей в его состав. Это обусловлено изменениями федерального и регионального законодательства, а также целями поддержания иерархии сбора отчетности в утвержденных форматах с использованием унифицированного программного обеспечения, что позволит автоматизировать процесс приема, учета, обработки и контроля месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах.
Качество государственного управления, разработка приоритетов, основных направлений и задач социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный период, определение конкретных мер и бюджетных ресурсов для повышения качества жизни населения и экономического роста во многом зависят от качества стратегических документов.
В регионе разработана и с 2001 года реализуется Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 20.12.2001 N 251-ПП). Изменившиеся условия функционирования российской и региональной экономики, результаты реализации Стратегии обусловили необходимость её корректировки. Однако, как показал анализ, уточнения тех или иных положений Стратегии недостаточно, необходимо разработать стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года.
По поручению Правительства Российской Федерации от 03.11.2006 N АЖ-П11-5241 разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в соответствии с которой регионам дано поручение разработать прогнозы социально-экономического развития на период до 2020 года, основные показатели которых будут положены в основу долгосрочного прогноза развития Российской Федерации.
Кроме того, Минрегионом России разработаны требования к подготовке стратегических документов, согласно которым стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на срок не менее 20 лет, должна учитывать конкурентную среду и место региона в мировых хозяйственных связях и согласовываться с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, стратегиями развития отраслей и соседних субъектов Российской Федерации. Региональные стратегии теперь рассматриваются Межведомственной комиссией при Минрегионе России и на заседаниях Правительства РФ. По итогам согласования с федеральными органами исполнительной власти стратегия может являться основанием для заявок на получение частичного финансирования отдельных крупных инфраструктурных и социально значимых проектов из средств федерального бюджета (инвестиционный фонд, федеральные целевые и инновационные программы, федеральная адресная инвестиционная программа). Опыт регионов, защитивших свои стратегии, свидетельствует, что наиболее проработанными, отвечающими требованиям, предъявляемым на современном этапе к стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, являются документы, разработанные специализированными организациями.
Основой для принятия управленческих решений и формирования консолидированного бюджета области, местных бюджетов на среднесрочный период являются данные прогноза социально-экономического развития территорий и области. В рамках реализации региональной целевой программы "Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы" разработана и введена в эксплуатацию информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Мурманской области ("ИАС-Прогноз/Регион"). Её внедрение позволило улучшить информационно-аналитическую и инструментальную поддержку принятия решений Правительством Мурманской области и исполнительными органами государственной власти по вопросам прогнозирования и перспективного планирования развития области. Министерством экономического развития Мурманской области применяется многовариантность в расчётах, повышено качество мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития региона на среднесрочный период.
В 2006 году проведено комплексное обследование муниципальных образований Мурманской области, по итогам которого сделан вывод о целесообразности создания единого информационно-технологического пространства взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области в целях мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития области и муниципальных образований.
Создание и внедрение системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований на основе использования современных программных средств, сопряжения её с информационно-аналитической системой "ИАС-Прогноз/Регион" обеспечит повышение качества прогнозов развития муниципальных образований и области в целом на среднесрочный период, что весьма важно в связи с переходом на разработку трёхлетних бюджетов (финансовых планов). В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления необходимо также разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на внедрение принципов поощрительной системы муниципальных образований, формирование стимулов для улучшения социально-экономической ситуации в них.
Осуществление этой задачи в рамках Программы приведет к экономии бюджетных средств, обеспечит возможность сравнения оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований и комфортности проживания населения и, соответственно, активизирует деятельность органов местного самоуправления по анализу социально-экономической ситуации и принятию мер по ее улучшению.
Дальнейшей модернизации и развития требует и система "ИАС-Прогноз/Регион", поскольку не в полной мере решены задачи формирования информационных ресурсов системы в автоматическом режиме на основе данных, поступающих от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области и других исполнительных органов государственной власти, что снижает эффективность совместной работы.
Требуется модификация существующей методики прогнозирования с учетом всей специфики региональных условий, многовариантного прогнозирования индексов цен и тарифов, определения степени влияния различных факторов на формирование макроэкономических показателей социально-экономического развития области. Необходимо решение и новых аналитических задач в управлении социально-экономическим развитием, включая разработку и внедрение модели долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Мурманской области, что обусловлено возрастающими требованиями к повышению качества разработки стратегических планов и прогнозов социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.
Все большую актуальность в оптимизации бюджетных расходов приобретает планирование региональных закупок для государственных и муниципальных нужд как инструмента достижения максимальной экономической эффективности. В рамках реализации региональной целевой программы "Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области на 2005-2007 годы" с 01.01.2007 введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система управления государственными закупками Мурманской области ("АИС-Госзакупки"). Система позволила централизовать и автоматизировать процесс планирования региональных закупок для государственных нужд Мурманской области, а также процедуры по их размещению и исполнению в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, обеспечить проведение анализа эффективности расходования бюджетных средств на основе аккумулируемой информации.
В настоящее время к "АИС-Госзакупки" подключено 267 государственных заказчиков области, реализуются мероприятия по подключению к системе муниципальных заказчиков области.
Однако система "АИС-Госзакупки" требует дальнейшей модернизации и расширения функциональных возможностей, что обусловлено изменениями федерального и регионального законодательства, а также необходимостью совершенствования базы данных, развития взаимодействия с внешними автоматизированными системами, расширения перечня задач по анализу размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов, создания инфраструктуры взаимодействия с участниками размещения заказов при проведении торгов в электронной форме.
В целях исключения двойной работы специалистов по планированию региональных закупок и разработке прогнозов объемов продукции для государственных и муниципальных нужд области, ежегодно представляемых в Минэкономразвития России, предполагается совмещение этих документов в "АИС-Госзакупки" путем сопряжения форм прогнозов и формируемого в системе перечня потребностей Мурманской области, а также формирования по результатам размещения заказов формы ежеквартальной статистической отчетности "Ф1-торги".
Таким образом, для эффективного проведения комплекса мероприятий по повышению качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области, координации деятельности исполнительных органов государственной власти, формированию ресурсного обеспечения и рациональному использованию бюджетных средств необходимо применение программно-целевого метода.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Главной целью Программы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и качества управления социально-экономическим развитием Мурманской области.
Программа направлена прежде всего на эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Мурманской области, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, внедрение и применение современных информационных коммуникационных технологий, новых методов и механизмов государственного управления и бюджетирования. Программа представляет собой увязанный по ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение следующих задач:
1. Внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, в исполнительных органах государственной власти и подведомственных организациях. Создание системы мониторинга и анализа деятельности исполнительных органов государственной власти в рамках подготовки Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Мурманской области, а также доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
2. Создание условий для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики:
- автоматизация процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области с использованием ЕРС "САПФИР-Мурманск";
- автоматизация процессов исполнения бюджета на региональном и местном уровнях, а также учета и обмена данных между бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, финансовыми органами с использованием ПК "Бюджет-КС" и его подсистемы "Клиент-КС";
- автоматизация процессов приема, учета, обработки, хранения и контроля месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах с использованием ПК "СКИФ" и входящей в его состав программы "СКИФ-Терминал";
- существенное уменьшение ошибок при формировании месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов и, как следствие, улучшение результатов труда;
- повышение надежности и достоверности расчетов в процессе составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области;
- повышение уровня знаний специалистов при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета (обучение специалистов финансовых органов муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств Мурманской области работе с программными продуктами).
3. Разработка стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Определение целевых ориентиров социально-экономического развития области, основных приоритетов, формирование политики Правительства Мурманской области на долгосрочную перспективу.
4. Создание системы и единого информационно-технологического пространства взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области в целях мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития области и муниципальных образований, что позволит:
- повысить качество мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития муниципальных образований;
- создать информационную прозрачность в системе мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития области и муниципальных образований;
- повысить эффективность информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- осуществить переход на трехлетнее финансовое планирование на основании данных прогноза социально-экономического развития Мурманской области и муниципальных образований;
- внедрить принципы поощрительной системы муниципальных образований, сформировать у них стимулы для улучшения социально-экономической ситуации.
5. Расширение функциональных возможностей и развитие информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Мурманской области "ИАС-Прогноз/Регион", включающие:
- разработку и внедрение модели долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития региона;
- формирование информационных ресурсов системы в автоматическом режиме на основе данных, поступающих от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области и других исполнительных органов государственной власти;
- разработку и внедрение подсистемы факторного и регрессивного анализа прогнозирования индексов цен и тарифов по видам экономической деятельности;
- внедрение подсистемы мониторинга показателей бедности в целом по области и в разрезе муниципальных образований;
- создание тематического интернет-сайта по вопросам прогнозирования социально-экономического развития области и муниципальных образований.
6. Повышение качества управления государственными и муниципальными закупками Мурманской области:
- создание единого информационного пространства в системе региональных бюджетных закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных расходами консолидированного бюджета Мурманской области;
- совершенствование и автоматизация процессов планирования государственных и муниципальных закупок, а также процедур по их размещению и исполнению в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства;
- анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе аккумулируемой в системе информации.
Для оценки эффективности реализации поставленных задач и достижения цели Программы будут использоваться следующие индикаторы и показатели:
Наименование индикаторов и показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, внедривших методы и процедуры управления, ориентированного на результат, % |
20 |
60 |
100 |
Уровень внедрения результативных принципов управления в подведомственных организациях, % |
10 |
30 |
50 |
Доля финансовых органов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, использующих ЕРС "САПФИР-Мурманск" для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, % |
36,8 |
68,4 |
100 |
Количество финансовых органов муниципальных районов, городских округов Мурманской области, использующих ЕРС "САПФИР-Мурманск" для составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, ед. |
7 |
13 |
19 |
Повышение надежности и достоверности расчетов в процессе составления проекта бюджета и внесения изменений в него при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета, % |
36,8 |
68,4 |
100 |
Доля ГРБС и их подведомственных ПБС, использующих подсистему "Клиент-КС" для взаимодействия с вышестоящими финансовыми органами, подведомственными бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, % |
21 |
60 |
100 |
Доля финансовых органов муниципальных образований, ГРБС и ПБС Мурманской области, использующих ПК "СКИФ" и входящую в его состав программу "СКИФ-Терминал" для подготовки месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также для передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах, % |
80 |
90 |
100 |
Повышение уровня знаний специалистов при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета (обучение специалистов финансовых органов муниципальных образований, ГРБС и ПБС Мурманской области работе с программными продуктами), % |
50 |
75 |
100 |
Количество муниципальных образований, использующих единую систему мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, ед. |
3 |
10 |
19 |
Доля показателей Мурманскстата, УФНС, Министерства финансов Мурманской области, поступающих в "ИАС-Прогноз/Регион" в автоматическом режиме, % |
10 |
50 |
100 |
Доля расходов областного бюджета, размещаемых на конкурсной основе, в общем объеме расходов бюджета, предусмотренных на закупки продукции для государственных нужд, % |
45 |
50 |
55 |
Доля государственных и муниципальных заказчиков, размещающих заказы через систему "АИС-Госзакупки", в общем количестве государственных и муниципальных заказчиков, % |
80 |
90 |
95 |
Доля закупок, проведенных в электронном виде, в общем количестве проведенных закупок, % |
5 |
7 |
12 |
3. Перечень программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителями и направленные на комплексную реализацию ее целей (приложение N 1).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий в 2008 году планируется осуществить из областного бюджета на основании Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2008 год", в 2009 и 2010 годах - на основании аналогичных законов о бюджете на очередной финансовый год.
Государственные заказчики могут вносить изменения в объемы финансирования согласно вновь возникающим обстоятельствам в процессе реализации Программы.
Предполагаемый общий объем финансирования Программы из областного бюджета составят 96989,1 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 40735 тыс. рублей;
в 2009 году - 31776 тыс. рублей;
в 2010 году - 24478,1 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Министерство экономического развития Мурманской области, являющееся государственным заказчиком-координатором Программы, осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков. Министерство экономического развития Мурманской области выполняет мероприятия по разделам 1 и 3-6 Программы. Министерство финансов Мурманской области, являющееся государственным заказчиком Программы, отвечает за выполнение мероприятий по 2 разделу Программы.
Государственные заказчики являются получателями бюджетных средств на выполнение закрепленных за ними мероприятий Программы и уполномочены в установленном порядке производить закупки и заключать государственные контракты (договора) на проведение работ.
Для проведения мероприятий, требующих коллективных усилий, решением государственного заказчика-координатора могут создаваться рабочие группы.
Государственные заказчики организуют и осуществляют контроль за выполнением проектных мероприятий и достижением планируемых результатов. Исполнительные органы государственной власти Мурманской области и другие исполнители Программы по мере выполнения запланированных мероприятий, а также ежегодно, в срок до 20 января, направляют государственным заказчикам и в Мурманскстат (по согласованию) статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор на основе информации от Министерства финансов Мурманской области, других исполнителей ежегодно, в срок до 1 февраля, предоставляет в Правительство Мурманской области сводный отчет о ходе выполнения мероприятий Программы, вносит предложения о дополнениях и изменениях в Программу.
Доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации предоставляется в Правительство Мурманской области до 1 марта 2011 года.
Государственные заказчики в пределах своей компетенции организуют размещение в сети "Интернет" текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализации Программы, программных мероприятиях на текущий год, фактическом финансировании Программы, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации Программы.
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет первый заместитель Губернатора Мурманской области, курирующий соответствующую сферу деятельности.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация мероприятий в рамках Программы окажет комплексное воздействие на социально-экономическое развитие области.
Будут определены стратегические направления и основные приоритеты в социально-экономическом развитии области до 2025 года, что позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Мурманской области в достижении поставленных целей и задач.
Реализация Программы позволит сформировать основы системы управления, ориентированного на результат.
Губернатор Мурманской области и Правительство Мурманской области получат возможность оценить эффективность действий, предпринимаемых исполнительными органами государственной власти для достижения целей социально-экономического развития и решения конкретных задач. Будут определены критерии их ответственности за реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Мурманской области.
Деятельность Правительства Мурманской области и исполнительных органов государственной власти станет более прозрачной, нацеленной на результат.
Разработка, внедрение и использование ЕРС "САПФИР-Мурманск" в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области обеспечит решение полного комплекса задач по составлению проекта бюджета, внесению изменений в него и анализу исполнения бюджета непосредственно в финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области. При этом планирование бюджетных ассигнований муниципальных районов и городских округов Мурманской области для составления бюджета будет осуществляться на основе методики, разрабатываемой соответствующим финансовым органом.
Внедрение подсистемы "Клиент-КС", входящей в состав ПК "Бюджет-КС", у ГРБС и их ПБС повысит эффективность взаимодействия между бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, финансовыми органами, обеспечит своевременное финансирование расходов бюджета за счет автоматизации процессов обмена и учета данных.
Внедрение и использование ПК "СКИФ" и входящей в его состав программы "СКИФ-Терминал" существенно снизит количество ошибок при формировании месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов и, как следствие, улучшит результаты труда.
Меры Программы по развитию информатизации исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления обеспечат улучшение и ускорение процессов информационного обмена между ними. Следствиями этого станут повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, создание новых возможностей для мониторинга и анализа процессов в экономике и социальной сфере, улучшение качества формирования бюджетов, обеспечение своевременного финансирования расходов, значительное снижение стоимости на разработку и внедрение необходимых программных продуктов.
Создание системы и единого информационно-технологического пространства взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в целях мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования социально-экономического развития области и муниципальных образований обеспечит повышение качества прогнозов развития муниципальных образований и области в целом на среднесрочный период, что важно в связи с переходом на разработку трехлетних бюджетов (финансовых планов). Данная система позволит осуществлять сравнительный анализ социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, что явится стимулом для органов местного самоуправления в решении текущих и перспективных задач экономического и социального развития территорий.
Успешная реализация Программы позволит перейти к качественно новому уровню государственного управления, создаст условия для повышения эффективности использования финансовых ресурсов (на базе улучшения качества процедур бюджетного планирования, финансового менеджмента и оптимизации бюджетных расходов). Будет отработана эффективная система выравнивания бюджетной обеспеченности территорий.
В практику работы исполнительных органов государственной власти будут внедрены методы принятия обоснованных управленческих решений на основе многофакторного анализа состояния экономики области и вариантных расчетов прогноза социально-экономического развития в территориальном разрезе. Появится возможность применения современных методов прогнозирования и мониторинга долгосрочного социально-экономического развития региона. Программа позволит за счет автоматизации мониторинга показателей бедности значительно сократить время на сбор и обработку данных и анализ ситуации в целом по области и в разрезе муниципальных образований.
Совершенствование управления процессом региональных закупок для государственных и муниципальных нужд Мурманской области и проведение анализа эффективности расходования бюджетных средств на основе информации, аккумулируемой в системе "АИС-Госзакупки", обеспечит возможность более качественного обоснования планирования предстоящих бюджетных расходов на трехлетний период.
Эффективная реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих задач:
- внедрить методы и процедуры управления, ориентированные на результат, во всех исполнительных органах государственной власти Мурманской области;
- достичь внедрения результативных принципов управления в подведомственных организациях до 50%;
- использовать во всех финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области для составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области ЕРС "САПФИР-Мурманск;
- улучшить качество и обеспечение многовариантности прогнозирования социально-экономического развития;
- унифицировать использование участниками прогнозирования социально-экономического развития и бюджетного процесса Мурманской области программных продуктов;
- сократить сроки предоставления бюджетной отчетности;
- обеспечить автоматизацию процессов формирования предельных объемов финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета и всем кодам бюджетной классификации, автоматизации процессов обмена и учета данных между главными распорядителями средств областного бюджета и органами Федерального казначейства, органами Федерального казначейства и бюджетополучателями;
- включить муниципальные образования Мурманской области в единую систему мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований;
- развить и расширить функциональные возможности информационной аналитической системы "ИАС-Прогноз/Регион";
- автоматизировать и оптимизировать процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд Мурманской области, повысить эффективность контроля за исполнением законодательства в этой сфере и целевым использованием средств областного и местных бюджетов.
Внедрение высокоэффективных автоматизированных информационных систем управления обеспечит улучшение информационного взаимодействия, повысит качество бюджетного планирования и результативность работы исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
Осуществление предусмотренных Программой мероприятий позволит, в конечном итоге, повысить эффективность и качество государственного управления, в большей степени, чем в настоящее время, увязать деятельность исполнительных органов государственной власти с достижением целей социально-экономического развития и эффективным расходованием бюджетных средств.
Задачи Программы являются последовательными шагами в достижении указанных выше целей, реализация мероприятий является механизмом их решения.
Методика оценки планируемой эффективности Программы представлена в приложении N 2.
Приложение N 1
к Программе
Перечень программных мероприятий
По заказчикам |
Всего |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Министерство финансов |
|
|
|
|
||
|
Всего, в том числе: |
|
43694,1 |
13995 |
13176 |
16523,1 |
|
ст.310 |
|
|
|
|
|
|
прочие расходы |
|
43694,1 |
13995 |
13176 |
16523,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Министерство экономического развития |
|
|
|
|
||
|
Всего, в том числе: |
|
53295 |
26740 |
18600 |
7955 |
|
ст.310 |
|
1200 |
300 |
350 |
550 |
|
прочие расходы |
|
52095,0 |
26440 |
18250 |
7405 |
Приложение N 2
к Программе
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы "Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области" на 2008-2010 годы
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамический характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Оценка планируемой эффективности Программы производится в следующем порядке.
1. Оценка выполнения запланированных мероприятий Программы рассчитывается по формуле:
%
где:
ОВМ - оценка выполнения запланированных мероприятий Программы (%);
КМпл - количество мероприятий по плану;
КМфакт - количество фактически выполненных мероприятий.
Расчет количества фактически выполненных мероприятий производится на основе экспертной оценки выполнения каждого из мероприятий Программы по формуле:
,
где:
, - экспертная оценка выполнения каждого из мероприятий (100-процентное выполнение - 1, частичное выполнение - 0,5; невыполнение - 0).
2. Оценка использования финансовых ресурсов рассчитывается по мероприятиям, предусматривающим финансирование, по формуле:
,
где:
, - фактический и плановый объем финансовых ресурсов, использованных для финансирования мероприятий Программы.
3. Бюджетная эффективность Программы не может быть оценена, так как мероприятия Программы не предусматривают поступления средств в консолидированный бюджет области.
4. Оценка социальной и экономической эффективности Программы учитывает вклад реализации Программы в показатели социального и экономического развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Эффективность реализации Программы заключается в достижении следующих результатов:
- внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, во всех исполнительных органах государственной власти и не менее чем в половине подведомственных организаций;
- использование во всех финансовых органах муниципальных районов и городских округов Мурманской области для планирования и формирования проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области распределенной системы на базе ПК "САПФИР";
- улучшение качества и обеспечение многовариантности бюджетного планирования;
- унификация использования участниками бюджетного процесса Мурманской области программных продуктов;
- сокращение сроков предоставления бюджетной отчетности;
- обеспечение автоматизации процессов формирования предельных объемов финансирования по главным распорядителям средств областного бюджета и всем кодам бюджетной классификации, автоматизации процессов обмена и учета данных между главными распорядителями средств областного бюджета и органами Федерального казначейства, органами Федерального казначейства и бюджетополучателями;
- разработка стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года;
- автоматизация и переход на высокоэффективные технологии расчетов и подготовки прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований;
- переход на формирование местных бюджетов на среднесрочный период в связи с переходом на разработку трехлетних бюджетов (среднесрочных финансовых планов);
- расширение функциональных возможностей и развитие информационной аналитической системы "ИАС-Прогноз/Регион;
- автоматизация и сокращение сроков обработки и анализа информации, поступающей от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области;
- мониторинг показателей бедности с использованием информационных технологий для оценки ситуации в Мурманской области и в разрезе муниципальных образований;
- модернизация и совершенствование автоматизированной информационной системы "АИС-Госзакупки";
- автоматизация процедур планирования, размещения и учета исполнения заказов на закупки продукции для государственных и муниципальных нужд Мурманской области;
- повышение эффективности контроля за исполнением законодательства в сфере бюджетных закупок и целевым использованием средств консолидированного бюджета;
- повышение открытости информации о деятельности исполнительных органов государственной власти, расширение возможности доступа и непосредственного участия граждан и организаций в процедурах формирования и экспертизы решений по вопросам стратегического планирования, прогнозирования социально-экономического развития, бюджетирования и управления, ориентированного на результат;
- повышение эффективности и качества государственного управления территориальным социально-экономическим развитием.
Социальная и экономическая эффективности Программы оценивается по степени достижения целевых значений показателей, установленных на каждый год реализации Программы.
Наименование индикаторов и показателей |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, внедривших методы и процедуры управления, ориентированного на результат, % |
20 |
60 |
100 |
Уровень внедрения результативных принципов управления подведомственными организациями, % |
10 |
30 |
50 |
Доля финансовых органов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, использующих ЕРС "САПФИР-Мурманск" для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, % |
36,8 |
68,4 |
100 |
Количество финансовых органов муниципальных районов, городских округов Мурманской области, использующих ЕРС "САПФИР-Мурманск" для автоматизации процессов составления проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области и внесения изменений в них, анализа исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов Мурманской области, ед. |
7 |
13 |
19 |
Повышение надежности и достоверности расчетов в процессе составления проекта бюджета, внесения изменений в него при переходе на высокоэффективные технологии расчетов бюджета, % |
36,8 |
68,4 |
100 |
Доля ГРБС и ПБС, использующих подсистему "Клиент-КС" для взаимодействия с вышестоящими финансовыми органами, подведомственными бюджетополучателями и органами Федерального казначейства, % |
21 |
60 |
100 |
Доля финансовых органов муниципальных образований, ГРБС и ПБС, использующих ПК "СКИФ" и входящую в его состав программу "СКИФ-Терминал" для подготовки месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного и местных бюджетов, а также для передачи в электронном виде отчетных форм в вышестоящие финансовые органы в утвержденных форматах, % |
80 |
90 |
100 |
Количество муниципальных образований, использующих единую систему мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, ед. |
3 |
10 |
19 |
Доля показателей поступающих в "ИАС-Прогноз/Регион" в автоматическом режиме от Мурманскстата, УФНС по Мурманской области, Министерства финансов Мурманской области, % |
10 |
50 |
100 |
Доля расходов областного бюджета, размещаемая на конкурсной основе, в общем объеме расходов бюджета, предусмотренных на закупки продукции для государственных нужд, % |
45 |
50 |
55 |
Доля государственных и муниципальных заказчиков, размещающих заказы через систему "АИС-Госзакупки", в общем количестве государственных и муниципальных заказчиков, % |
80 |
90 |
95 |
Доля закупок, проведенных в электронном виде, в общем количестве проведенных закупок, % |
5 |
7 |
12 |
Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:
где:
- эффективность реализации Программы (%);
- фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
- нормативное значение индикатора, утвержденное Программой;
- количество индикаторов Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 30 декабря 2008 г. N 663-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.