Постановление Правительства Мурманской области
от 22 июня 2007 г. N 301-ПП/11
"О региональной целевой программе "SOS" на 2008 - 2010 годы"
(с изменениями от 24 сентября 2008 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", Законом Мурманской области от 04.07.2001 N 287-01-ЗМО "Об основах организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2007 N 213-ПП/7 "О разработке региональной целевой программы "SOS" на 2008 - 2010 годы", Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "SOS" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа "SOS").
2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на 2008, 2009 и 2010 годы предусмотреть расходы на финансирование Программы "SOS".
3. Управлению по делам молодежи Мурманской области (Мостовой Л.Л.) обеспечить координацию действий между исполнителями Программы "SOS".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области:
- обеспечить выполнение согласованных мероприятий, предусмотренных Программой "SOS", на территории муниципальных образований;
- продолжить разработку и реализацию муниципальных целевых антинаркотических программ.
5. Контроль за выполнением Программы "SOS" возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Л.А. Чистову.
Региональная целевая программа "SOS" на 2008 - 2010 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 22 июня 2007 г. N 301-ПП/11)
(с изменениями от 24 сентября 2008 г.)
Паспорт региональной целевой программы
Наименование программы |
- "SOS" на 2008 - 2010 годы (меры по комплексной профилактике наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения Мурманской области) |
Основание разработки программы |
- постановление Правительства Мурманской области от 03.05.2007 N 213-ПП/7 "О разработке региональной целевой программы "SOS" на 2008-2010 годы" |
Государственные заказчики программы |
- управление по делам молодежи Мурманской области; - комитет по здравоохранению Мурманской области; - комитет по образованию Мурманской области; - комитет по культуре и искусству Мурманской области; - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области; - комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - Управление внутренних дел по Мурманской области |
Государственный заказчик-координатор программы |
- управление по делам молодежи Мурманской области |
Основные разработчики программы |
- межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области; - Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области (соисполнитель по согласованию); - комитет по здравоохранению Мурманской области; - комитет по образованию Мурманской области; - комитет по культуре и искусству Мурманской области; - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области; - комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - управление по делам молодежи Мурманской области; - Управление внутренних дел по Мурманской области |
Цели и задачи программы |
Цели программы: - минимизация последствий удара второй волны наркоэпидемии; - создание надежной защиты от последующих витков наркоэпидемии; - предотвращение кризисных явлений в демографической ситуации Мурманской области; - повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове Задачи программы: - перевод антинаркотической работы в муниципальных образованиях Мурманской области на более высокий качественный уровень; - дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения; - совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики; - поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании |
Целевые индикаторы и показатели |
- снижение совокупного показателя болезненности наркоманиями и злоупотреблением наркотиками с вредными последствиями; - увеличение совокупного показателя (по двум группам учета) распространенности употребления наркотиков среди несовершеннолетних; - снижение до 65-70 % доли наркогенного пути заражения ВИЧ-инфекцией; - сохранение в пределах 2 % числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков; - сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной стационарной наркологической помощью; - сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной амбулаторной наркологической помощью; - снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ; - сохранение постоянного количества специальных лабораторных экспертиз фактов потребления наркотиков; - увеличение процента наркозависимых в ремиссии по отношению к общему количеству состоящих на учете |
Сроки и этапы реализации программы |
- 2008 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования программы (тыс. руб.) |
всего - 9788,7 в том числе: 2008 г. - 3416,5; 2009 г. - 3020,1; 2010 г. - 3352,1. источники финансирования: областной бюджет |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности |
- постепенное снижение спроса на наркотические вещества среди подростков и молодежи; - повышение привлекательности для подростков и молодежи здорового и позитивного образа жизни; - повышение информированности родителей о проблеме наркомании и мерах по ее предотвращению; - сохранение и повышение в конечном итоге качества трудового и интеллектуального потенциала Мурманской области |
1. Характеристика проблемы
Проблема наркотизма, наркоугрозы относится к тем вопросам, которые необходимо не просто держать на постоянном контроле, но и самое главное - просчитывать контрмеры даже при кажущемся благополучии.
Наркоугроза остается в Мурманской области серьезным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодежи однозначно и всегда, при любых условиях приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов "B","C").
Необходимо отметить, что благодаря тем программам "SOS", которые принимались до 2005 года, удалось остановить наркоэпидемию, так называемой, "первой волны" и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (см. диаграмму).
Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для Программы "SOS" средствами, действительно, можно сдерживать наркоэпидемию. К этим средствам относятся:
- первичная профилактика, или информирование подростков, молодежи об опасности экспериментов с наркотиками;
- обучение специалистов, работающих с подростками и молодежью методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;
- вторичная и третичная профилактика, или раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;
- обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов.
Мировая практика показывает, что силовое воздействие на незаконный оборот наркотиков, то есть меры по снижению доступности наркотиков, являются от силы лишь частью эффективной антинаркотической политики. Львиная же доля усилий и средств направляются именно на профилактику наркомании, включающую как предупреждение знакомства с наркотиками - самая трудная работа, так и помощь тем, кто уже зависит от наркотиков или иных психоактивных веществ.
Уже в конце 2004 года в наркологической ситуации наметились негативные тенденции, на основе которых была спрогнозирована вторая волна наркоэпидемии в Мурманской области. Первая волна характеризовалась вовлечением молодежи практически сразу в употребление героина. Вторая отличается тем, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно через препараты каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как "легкие", не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости. Согласно главной наркологической аксиоме огромное число таких потребителей перейдет рано или поздно к опийным инъекционным наркотикам, что уже имеет место (см. диаграмму).
Эта диаграмма иллюстрирует три наиболее проблемных момента в динамике наркоситуации:
1. Рост более чем в два раза числа случаев потребления опиатов (в подавляющем большинстве случаев-героина), что объясняется упомянутой выше наркологической аксиомой.
2. Рост более чем в два раза случаев потребления препаратов конопли, что свидетельствует о сохранении либерального отношения к этому опасному наркотику с одной стороны и продолжающемся накоплении массы потенциальных героиновых наркоманов с другой.
3. Рост почти в два раза случаев сочетанного употребления наркотиков, что неизбежно влечет снижение реабилитационного потенциала этой категории наркозависимых и соответственно вероятности их возвращения к трезвой жизни.
Вывод.
Актуальная наркологическая ситуация в Мурманской области характеризуется столкновением двух факторов-антагонистов, один из которых управляемый, второй - неуправляемый инерционный.
Управляемый фактор - это интенсивная работа по предупреждению развития наркомании у сегодняшнего поколения подростков и молодежи, включающая в первую очередь, первичную профилактику; это создание условий минимальной доступности наркотиков; это максимальный охват населения наркологическими освидетельствованиями; это максимальная доступность и преемственность наркологической помощи, в том числе альтернативной.
Неуправляемый фактор - это неизбежное инерционное увеличение числа наркозависимых за счет давления второй волны наркоэпидемии; это провоцирующее влияние современной мировой наркотической субкультуры, которая уже интегрировалась в культуру массовую, легальную; это появление на "черном рынке" новых наркотических веществ, а также различных сильнодействующих веществ и лекарственных препаратов, не относящихся к наркотикам, но подготавливающих почву для развития наркомании.
2. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
Цели Программы "SOS":
- минимизация последствий удара второй волны наркоэпидемии;
- создание надежной защиты от последующих витков наркоэпидемии;
- предотвращение кризисных явлений в демографической ситуации Мурманской области;
- повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове
Задачи Программы "SOS":
- перевод антинаркотической работы в муниципальных образованиях Мурманской области на более высокий качественный уровень;
- дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения;
- совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики;
- поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании.
Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:
N п/п |
Индикаторы и показатели | Годы | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Снижение совокупного показателя болезненности наркоманиями и злоупотреблением наркотиками с вредными последствиями (показатель индексируется при появлении дополнительных внешних факторов, повышающих интенсивность выявления наркопотребителей) |
420/100 тыс. человек |
410/100 тыс. человек |
400/100 тыс. человек |
390/100 тыс. человек |
2. | Увеличение совокупного показателя (по двум группам учета) распространенности употребления наркотиков среди несовершеннолетних (фактической выявляемости) на 5 % в год |
56/100 тыс. человек |
59/100 тыс. человек |
62/100 тыс. человек |
65/100 тыс. человек |
3. | Снижение до 65-70 % доли наркогенного пути заражения ВИЧ-инфекцией. |
75 % | 72 % | 70 % | 65-70 % |
4. | Сохранение в пределах 2 % числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков |
2 % | 2 % | 2 % | 2 % |
5. | Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной стационарной наркологической помощью (количества больных наркоманией, прошедших стационарное лечение) |
не менее 500 человек |
не менее 500 человек |
не менее 500 человек |
не менее 500 человек |
6. | Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной амбулаторной наркологической помощью (количества больных наркоманией, прошедших амбулаторное лечение) |
не менее 1700 человек |
не менее 1700 человек |
не менее 1700 человек |
не менее 1700 человек |
7. | Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ (по данным наркологического мониторинга) |
39 % | 38 % | 37 % | 36 % |
8. | Сохранение постоянного количества специальных лабораторных экспертиз фактов потребления наркотиков |
не менее 1500 |
не менее 1500 |
не менее 1500 |
не менее 1500 |
9. | Увеличение процента наркозависимых в ремиссии по отношению к общему количеству состоящих на учете |
9 % | 10 % | 11 % | 12 % |
Постановлением Правительства Мурманской области от 24 сентября 2008 г. N 456-ПП в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Перечень мероприятий
региональной целевой Программы "SOS"
Итого по Программе "SOS"
Статьи расходов | Всего (тыс. рублей) |
2008 год (тыс. рублей) |
2009 год (тыс. рублей) |
2010 год (тыс. рублей) |
Итого по программе "SOS", в том числе: |
9788,7 | 3416,5 | 3020,1 | 3352,1 |
ст. 310 | 597 | 539 | 58 | |
прочие нужды | 9191,7 | 2877,5 | 2962,1 | 3352,1 |
Итого по заказчикам Программы "SOS"
Заказчик | Всего (тыс. рублей) |
2008 год (тыс. рублей) |
2009 год (тыс. рублей) |
2010 год (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Управление по делам молодежи Мурманской области, в том числе: |
3644,4 | 1264,4 | 1200 | 1180 |
ст. 310 | 79 | 79 | ||
прочие нужды | 3565,4 | 1185,4 | 1200 | 1180 |
Комитет по здравоохранению Мурманской области, в том числе: |
3628 | 1346 | 966 | 1316 |
ст. 310 | 400 | 400 | ||
прочие нужды | 3228 | 946 | 966 | 1316 |
Комитет по образованию Мурманской области, в том числе: |
1320 | 440 | 440 | 440 |
ст. 310 | ||||
прочие нужды | 1320 | 440 | 440 | 440 |
Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области, в том числе: |
39 | 13 | 13 | 13 |
ст. 310 | ||||
прочие нужды | 39 | 13 | 13 | 13 |
Комитет по культуре и искусству Мурманской области, в том числе: |
247,3 | 83,1 | 81,1 | 83,1 |
ст. 310 | 118 | 60 | 58 | |
прочие нужды | 129,3 | 23,1 | 23,1 | 83,1 |
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области, в том числе: |
210 | 70 | 70 | 70 |
ст. 310 | ||||
прочие нужды | 210 | 70 | 70 | 70 |
Управление внутренних дел по Мурманской области, в том числе: |
700 | 200 | 250 | 250 |
ст. 310 | ||||
прочие нужды | 700 | 200 | 250 | 250 |
4. Ресурсное обеспечение Программы "SOS"
Государственный заказчик | Финансирование (областной бюджет, тыс. руб.) |
|||
всего | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Управление по делам молодежи Мурманской области |
3644,4 | 1264,4 | 1200 | 1180 |
Комитет по здравоохранению Мурманской области |
3628 | 1346 | 966 | 1316 |
Комитет по образованию Мурманской области |
1320 | 440 | 440 | 440 |
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
247,3 | 83,1 | 81,1 | 83,1 |
Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области |
39 | 13 | 13 | 13 |
Управление внутренних дел по Мурманской области |
700 | 200 | 250 | 250 |
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области |
210 | 70 | 70 | 70 |
Всего по программе | 9788,7 | 3416,5 | 3020,1 | 3352,1 |
Система программных мероприятий |
Финансирование (областной бюджет, тыс. руб.) |
|||
всего | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Первичная профилактика наркомании (предупреждение первичной пробы наркотиков) |
3024,3 | 912,1 | 880,1 | 1232,1 |
Вторичная и третичная профилактика наркомании (выявление, лечение и реабилитация наркозависимых) |
3600 | 1400 | 1100 | 1100 |
Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области |
3164,4 | 1104,4 | 1040 | 1020 |
Объемы финансирования Программы "SOS" носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета, а также степени привлечения других источников финансирования.
5. Организация управления, механизм реализации
Программы "SOS" и контроль за ее выполнением
Управление реализацией Программы "SOS" осуществляет управление по делам молодежи Мурманской области и межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области.
Контроль за реализацией Программы "SOS" осуществляет заместитель Губернатора Мурманской области (председатель межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области), курирующий социальную сферу.
Управление по делам молодежи Мурманской области (заказчик координатор) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы "SOS" в порядке, установленном Правительством Мурманской области.
До 1 февраля 2009 года и 1 февраля 2010 года управление по делам молодежи Мурманской области направляет в департамент экономического развития Мурманской области доклад о выполнении соответствующих мероприятий Программы "SOS" и эффективности использования финансовых средств.
До 1 марта 2011 года управление по делам молодежи Мурманской области направляет в Правительство Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области и департамент финансов Мурманской области доклад об исполнении Программы "SOS" и эффективности использования финансовых средств.
Секретариат межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Правительства Мурманской области ведет мониторинг целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы "SOS" в соответствии приведенным в паспорте программы, перечнем.
Управление федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области оценивает эффективность реализации Программы "SOS" и ее влияния на наркологическую ситуацию в Мурманской области, используя набор показателей и индикаторов федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2010 годы", и по итогам вносит свои предложения о корректировке содержания мероприятий или форме их проведения.
По видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Название федеральной целевой программы следует читать "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"
6. Социально-экономический эффект от реализации программы
Мероприятия Программы "SOS" определены согласно принципам и главным составляющим межведомственного взаимодействия в сфере комплексной профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков.
Система программных мероприятий включает три раздела и объединяет работы по следующим направлениям:
1. Первичная профилактика наркомании.
Социальный эффект заключается в создании психологического иммунитета у подростков и молодежи к предложению наркотиков и давлению наркосреды, а также в экономии средств, которые могли бы потребоваться на лечение и реабилитацию в случае их приобщения к наркотикам.
2. Вторичная и третичная профилактика наркомании Социальный эффект заключается в своевременном предотвращении у потребителей наркотиков развития тяжелых форм наркомании; в улучшении диагностики и оказания помощи наркологическим больным, что ведет к снижению социальной заразности наркомании.
3. Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области.
Социальный эффект заключается в повышении эффективности мер противодействия наркотикам за счет включения муниципальных структур и учреждений в единую систему антинаркотической работы в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 22 июня 2007 г. N 301-ПП/11 "О долгосрочной целевой программе "SOS" на 2008-2010 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 11 июля 2007 г. N 127
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 г. N 590-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 26 января 2010 г. N 24-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 5 февраля 2009 г. N 47-ПП (в ред. Постановления Правительства Мурманской области от 6 августа 2009 г. N 362-ПП)
Постановление Правительства Мурманской области от 5 февраля 2009 г. N 47-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 24 сентября 2008 г. N 456-ПП