Постановление Правительства Мурманской области
от 25 октября 2007 г. N 496-ПП/19
"О долгосрочной целевой программе "Старшее поколение" на 2008-2010 годы"
27 декабря 2007 г., 12 февраля, 29 мая, 21 ноября 2008 г., 13 марта, 29 мая 2009 г.
О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации см. постановление Правительства Мурманской области от 30 июня 2008 г. N 309-ПП
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 N 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", от 04.07.2007 N 317-ПП "О разработке региональной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы" и в целях дополнительной социальной поддержки граждан старшего поколения Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Старшее поколение" на 2008-2010 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании областного бюджета на соответствующий год предусматривать финансовые средства на реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять нормативные правовые акты по социальной поддержке граждан старшего поколения.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Первый заместитель |
А. Макаров |
Долгосрочная целевая программа
"Старшее поколение" на 2008-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 25 октября 2007 г. N 496-ПП/19)
27 декабря 2007 г., 12 февраля, 29 мая, 21 ноября 2008 г., 13 марта, 29 мая 2009 г.
О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан см. постановление Правительства Мурманской области от 11 января 2008 г. N 3-ПП
Паспорт
Наименование - долгосрочная целевая программа "Старшее
программы поколение" на 2008-2010 годы (далее - Программа)
Дата принятия - постановление Правительства Мурманской области
решения о от 04.07.2007 N 317-ПП "О разработке региональной
разработке целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010
Программы годы"
Государственные - комитет по труду и социальному развитию
заказчики Мурманской области;
- комитет по здравоохранению Мурманской области;
- комитет по культуре и искусству Мурманской
области;
- комитет по физической культуре и спорту
Мурманской области;
- управление государственной службы занятости
населения Мурманской области
Государственный - комитет по труду и социальному развитию
заказчик - Мурманской области
координатор - Правительство Мурманской области
Основные - комитет по труду и социальному развитию
разработчики Мурманской области;
Программы - комитет по здравоохранению Мурманской области;
- комитет по культуре и искусству Мурманской
области;
- комитет по физической культуре и спорту
Мурманской области;
- управление государственной службы занятости
населения Мурманской области
- Правительство Мурманской области
Цели и задачи - цели:
Программы повышение качества жизни граждан старшего
поколения;
обеспечение доступности медицинской помощи,
социально-бытовых, культурно-досуговых и иных
услуг;
содействие активному участию пожилых людей в
общественной жизни;
- задачи:
создание условий для самореализации пожилых граждан
в жизни общества;
оказание дополнительных мер социальной поддержки
для повышения качества жизни граждан старшего
поколения;
развитие сети и укрепление материально-технической
базы учреждений социального обслуживания для
развития и повышения качества предоставляемых
пожилым людям услуг;
укрепление здоровья граждан старшего поколения;
улучшение условий жизни граждан пожилого возраста,
проживающих в сельской местности;
организация посильной занятости людей пожилого
возраста
Важнейшие целевые /-------------------------------------------------\
индикаторы и |Индикаторы и показатели|ед. |2008 |2009 |2010 |
показатели | |изм. | | | |
|-----------------------+------+-----+-----+------|
|Улучшение социально- |чел. |30000|31600|32950 |
|экономического | | | | |
|положения граждан | | | | |
|пожилого возраста, | | | | |
|в % к предыдущему году |% |- |105,3|109,8 |
|-----------------------+------+-----+-----+------|
|Содействие занятости |чел. |138 |140 |145 |
|пожилых граждан, | | | | |
|в % к предыдущему году |% |- |101,4|105 |
|-----------------------+------+-----+-----+------|
|Количество общественно | |35 |38 |39 |
|значимых мероприятий | | | | |
|для граждан старшего | | | | |
|поколения, организуемых| | | | |
|областными учреждениями| | | | |
|культуры и спорта, | | | | |
|в % к предыдущему году |% |- |108,6|111,5 |
|-----------------------+------+-----+-----+------|
|Увеличение количества |чел. |2780 |5280 |7480 |
|участников - граждан | | | | |
|старшего поколения в | | | | |
|массовых мероприятиях, | | | | |
|в % к предыдущему году |% |- |190 |270 |
|-----------------------+------+-----+-----+------|
|Социальная поддержка |чел. |4 |4 |4 |
|художников и мастеров | | | | |
|декоративного искусства| | | | |
|старшего поколения | | | | |
\-------------------------------------------------/
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Программы
Объем и источники - общие затраты на реализацию Программы за счет
финансирования средств бюджета Мурманской области составят
Программы 231276,6 тыс. руб., в том числе:
2008 г. - 70055,5 тыс. руб.;
2009 г. - 78010,0 тыс. руб.;
2010 г. - 83211,1 тыс. руб.
Ожидаемые - повышение средней продолжительности жизни
конечные пожилых людей;
результаты - повышение уровня социальной адаптации пожилых
реализации людей и упрочение социальных связей;
Программы и - повышение качества жизни пожилых людей путем
показатели оказания адресной материальной помощи;
социально- - повышение качества социального обслуживания
экономической граждан пожилого возраста в сфере оказания
эффективности гарантированных социально - бытовых, социально-
медицинских услуг в учреждениях социального
обслуживания населения;
- укрепление здоровья старшего поколения;
- усиление активности общественных ветеранских
организаций;
- повышение роли граждан старшего поколения в
общественной жизни
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Мурманской области является высокая численность лиц пожилого возраста. Каждый четвертый житель области - пенсионер. По отношению к 1990 году доля пенсионеров в общей численности населения региона на 1 января 2007 года увеличилась почти в 2 раза и составила 23 %.
Для большинства граждан пожилого возраста пенсия является единственным источником дохода. За последние 5 лет (2002-2006 годы) средний размер месячных пенсий в Мурманской области не достигал величины прожиточного минимума, устанавливаемого для пенсионеров. До настоящего времени разрыв между этими показателями не преодолен.
В силу возрастных особенностей и небольшого размера пенсий пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно разрешить свои проблемы.
В связи с ухудшением здоровья и отсутствием родственников, которые бы могли осуществлять уход, значительная часть лиц преклонного возраста нуждается в постоянной посторонней помощи и социальных услугах со стороны государства.
Обеспечение стационарным социальным обслуживанием нуждающихся в нем пожилых граждан в настоящее время по области составляет 67 % от норматива, в связи с чем имеется острая потребность в расширении существующей сети учреждений социального обслуживания населения и укреплении их материально-технической базы.
В Мурманской области более 800 граждан из числа лиц, относящихся к ветеранам Великой Отечественной войны, нуждаются в различных видах помощи: косметическом ремонте квартир, ремонте кровли, полов, замене и ремонте сантехники.
Большое количество обращений поступает от малоимущих пожилых граждан об оказании материальной и вещевой помощи.
Все это обусловливает необходимость принятия долгосрочной целевой программы, направленной как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы являются повышение качества жизни граждан старшего поколения, обеспечение доступности медицинской помощи, социально-бытовых, культурно-досуговых и иных услуг, содействие активному участию пожилых людей в общественной жизни.
Указанные цели соответствуют стратегии государства - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
Программой предусматривается решение следующих задач:
- создание условий для самореализации пожилых граждан в жизни общества;
- оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан старшего поколения;
- развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для развития и повышения качества предоставляемых пожилым людям услуг;
- укрепление здоровья граждан старшего поколения;
- улучшение условий жизни граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности;
- организация посильной занятости людей пожилого возраста.
Программа рассчитана на 2008-2010 годы.
Основные целевые индикаторы и показатели Программы:
Индикаторы и показатели | ед.изм. | 2008 | 2009 | 2010 |
Улучшение социально-экономического положения граждан пожилого возраста, в % к предыдущему году |
чел. % |
30000 - |
31600 105,3 |
32950 109,8 |
Содействие занятости пожилых граждан, в % к предыдущему году |
чел. % |
138 - |
140 101,4 |
145 105 |
Количество общественно значимых мероприятий для граждан старшего поколения, организуемых областными учреждениями культуры и спорта, в % к предыдущему году |
% |
35 - |
38 108,6 |
39 111,5 |
Увеличение количества участников - граждан старшего поколения в массовых мероприятиях, в % к предыдущему году |
чел. % |
2780 - |
5280 190 |
7480 270 |
Социальная поддержка художников и мастеров декоративного искусства старшего поколения |
чел. | 4 | 4 | 4 |
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий содержит четыре раздела, включающие мероприятия, направленные на комплексную реализацию целей Программы (приложение).
В рамках раздела "Меры по улучшению социального положения граждан старшего поколения" планируются разработка нормативных правовых актов по актуализации прав и интересов граждан старшего поколения, оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны в улучшении социально-бытовых условий, создание комфортных условий в учреждениях культуры, осуществление единовременных денежных выплат ветеранам и гражданам других категорий из числа лиц пожилого возраста в связи с празднованием памятных дат.
Следует отметить, что до настоящего времени в Мурманской области за счет средств областного бюджета единовременные денежные выплаты предоставлялись дважды в год:
- ветеранам (инвалидам) войны и лицам, приравненным к ним по льготам ко Дню Победы в Великой Отечественной войне;
- гражданам, награжденным медалью "За оборону Советского Заполярья", к годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.
Настоящая Программа, кроме указанных выплат, дополнительно предусматривает единовременные денежные выплаты:
- гражданам, родившимся в период с 23 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года;
- гражданам старше 75 лет к Международному Дню пожилых людей;
- репрессированным лицам ко Дню памяти жертв политических репрессий.
Также в рамках данного раздела планируется оказание содействия лицам пенсионного возраста в трудоустройстве.
В разделе "Развитие сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы" предусмотрено открытие специализированных отделений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на базе отдельных учреждений социального обслуживания населения в городах Апатиты, Кандалакша, Полярные Зори, Оленегорск, Полярный, а также в Кольском и Ловозерском районах. Это будет способствовать созданию более комфортных условий обслуживания, оказанию качественной медико-социальной помощи и реабилитации, а также предоставлению культурно-досуговых услуг гражданам старшего поколения.
В раздел "Меры по поддержанию здоровья граждан старшего поколения" в целях повышения качества предоставляемых пожилым людям медицинских услуг включены мероприятия по приобретению:
- интраокулярных линз и расходного материала для оперативного лечения катаракты;
- переносного портативного стоматологического оборудования для оказания стоматологической помощи в отдаленных населенных пунктах Мурманской области.
Также в рамках данного раздела планируется изготовление печатной продукции по здоровому образу жизни.
В разделе "Меры, направленные на повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни" предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на более широкую интеграцию пожилых людей в общественную жизнь (проведение выставок, фестивалей, спортивно-оздоровительных мероприятий).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В 2008-2010 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить из средств областного бюджета 231276,6 тыс. руб., в том числе:
2008 г. - 70055,5 тыс. руб.;
2009 г. - 78010,0 тыс. руб.;
2010 г. - 83211,1 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы уточняются при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является комитет по труду и социальному развитию Мурманской области.
Государственными заказчиками и основными разработчиками Программы являются:
- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
- комитет по здравоохранению Мурманской области;
- комитет по культуре и искусству Мурманской области;
- комитет по физической культуре и спорту Мурманской области;
- управление государственной службы занятости населения Мурманской области;
- Правительство Мурманской области.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно согласовывает с департаментом экономического развития Мурманской области и департаментом финансов Мурманской области уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственным заказчиком при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
В ходе реализации Программы комитет по труду и социальному развитию Мурманской области обеспечивает координацию деятельности всех исполнителей, исключающую дублирование программных мероприятий.
Государственные заказчики и основные исполнители Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несут ответственность за их своевременное их выполнение, а также за рациональное использование выделяемых средств.
Государственные заказчики на основании сведений, предоставляемых ежеквартально исполнителями мероприятий, направляют в комитет по труду и социальному развитию Мурманской области:
- ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно, до 20 января доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых департаментом экономического развития Мурманской области.
На основании сведений, предоставленных государственными заказчиками, государственный заказчик-координатор направляет в департамент экономического развития Мурманской области информацию о ходе реализации Программы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, доклад о ходе работ по выполнению Программы - до 1 февраля.
Об итогах реализации Программы комитет по труду и социальному развитию Мурманской области в срок до 1 марта 2011 года предоставляет в Правительство Мурманской области доклад о реализации Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Социально-экономическая эффективность мероприятий Программы оценивается по результатам, достигнутым в ходе их реализации. Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
- повышение средней продолжительности жизни пожилых людей;
- повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей;
- повышение качества жизни пожилых людей путем оказания адресной материальной помощи;
- повышение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста в сфере оказания гарантированных социально-бытовых, социально-медицинских услуг в учреждениях социального обслуживания населения;
- укрепление здоровья старшего поколения;
- усиление активности общественных ветеранских организаций;
- повышение роли граждан старшего поколения в общественной жизни.
Постановлением Правительства Мурманской области от 29 мая 2009 г. N 232-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Программе
Перечень программных мероприятий
27 декабря 2007 г., 12 февраля, 29 мая, 21 ноября 2008 г., 13 марта, 29 мая 2009 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 21 ноября 2008 г. N 553-ПП настоящая программа дополнена Методикой, вступающая в силу с 1 января 2009 г.
Методика оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы
21 ноября 2008 г.
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2008-2010 годы (далее - Программа) предназначена для оценки эффективности реализации Программы, определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
а) критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области;
б) критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена лишь по соотношению достигнутых результатов к объему финансирования на реализацию мероприятий Программы, а экономическая эффективность оценивается по степени влияния результатов Программы на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Мурманской области в социальной сфере;
в) критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы заключается в:
- повышении качества жизни пожилых людей путем оказания адресной материальной помощи;
- улучшении условий жизни граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности;
- развитии сети и укреплении материально-технической базы учреждений социального обслуживания для развития и повышения качества предоставляемых пожилым людям услуг;
- повышении качества социального обслуживания граждан пожилого возраста в сфере оказания гарантированных социально-бытовых, социально-медицинских услуг в учреждениях социального обслуживания населения;
- укреплении здоровья старшего поколения;
- повышении средней продолжительности жизни пожилых людей;
- содействии занятости людей пожилого возраста;
- повышении уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочении социальных связей;
- усилении активности общественных ветеранских организаций;
- повышении роли граждан старшего поколения в общественной жизни.
Социальная эффективность Программы оценивается также по степени достижения целевых значений показателей в социальной сфере, установленных на каждый год реализации Программы.
Индикаторы и показатели |
ед.изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Улучшение социально-экономического положения граждан пожилого возраста, в % к предыдущему году |
чел.
% |
30000
- |
31600
105,3 |
32950
109,8 |
Содействие занятости пожилых граждан, в % к предыдущему году |
чел. % |
138 - |
140 101,4 |
145 105 |
Количество общественно значимых мероприятий для граждан старшего поколения, организуемых областными учреждениями культуры и спорта, в % к предыдущему году |
% |
35
- |
38
108,6 |
39
111,5 |
Увеличение количества участников - граждан старшего поколения в массовых мероприятиях, в % к предыдущему году |
чел.
% |
2780
- |
5280
190 |
7480
270 |
Социальная поддержка художников и мастеров декоративного искусства старшего поколения |
чел. |
4 |
4 |
4 |
Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:
,
где:
Е - эффективность реализации Программы (процентов);
n
I
ф - фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
n
I
н - нормативное значение индикатора, утвержденное Программой;
n - количество индикаторов Программы."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 25 октября 2007 г. N 496-ПП/19 "О долгосрочной целевой программе "Старшее поколение" на 2008-2010 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 31 октября 2007 г. N 207
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 20 декабря 2010 г. N 579-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 10 февраля 2010 г. N 39-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 11 декабря 2009 г. N 573-ПП
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2009 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 г. N 309-ПП
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2009 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 29 мая 2009 г. N 232-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 13 марта 2009 г. N 120-ПП/6
Постановление Правительства Мурманской области от 21 ноября 2008 г. N 553-ПП
Изменения в части изменения наименования Программы и дополнения методикой оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы вступают в силу с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 29 мая 2008 г. N 238-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 12 февраля 2008 г. N 48-ПП/2
Постановление Правительства Мурманской области от 27 декабря 2007 г. N 633-ПП