Постановление Правительства Мурманской области от 5 февраля 2009 г. N 47-ПП
"О долгосрочной целевой программе "SOS" на 2008-2010 годы"
В целях приведения региональной целевой программы "SOS" на 2008-2010 годы, в соответствие с требованиями постановлений Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 310-ПП "О порядке проведения и критериях оценки эффективности долгосрочных целевых программ Мурманской области" и от 19.08.2008 N 395-ПП "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом региональных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
переименовать региональную целевую программу "SOS" на 2008-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 22.06.2007 N 301-ПП/11 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 24.09.2008 N 456-ПП), в долгосрочную целевую программу "SOS" на 2008-2010 годы и утвердить её в новой редакции (прилагается).
Губернатор Мурманской области |
Ю. Евдокимов |
Долгосрочная целевая программа
"SOS" на 2008-2010 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 5 февраля 2009 г. N 47-ПП)
Паспорт
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Проблема наркотизма, наркоугрозы относится к тем вопросам, которые не просто необходимо держать на постоянном контроле, но и самое главное - просчитывать контрмеры даже при кажущемся благополучии.
Наркоугроза остаётся в Мурманской области серьёзным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодёжи однозначно при любых условиях приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов "B", "C").
Необходимо отметить, что благодаря тем программам "SOS", которые принимались до 2005 года, удалось остановить наркоэпидемию так называемой "первой волны" и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (см. диаграмму).
"Диаграмма. Областной показатель заболеваемости наркоманией"
Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для реализации Программы средствами действительно можно сдерживать наркоэпидемию. К этим средствам относятся:
- первичная профилактика, а именно информирование подростков, молодёжи об опасности экспериментов с наркотиками;
- обучение специалистов, работающих с подростками и молодёжью, методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;
- вторичная и третичная профилактика, а именно раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;
- обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов.
Мировая практика показывает, что силовое воздействие на незаконный оборот наркотиков, то есть меры по снижению доступности наркотиков, являются лишь частью эффективной антинаркотической политики. Основная доля усилий и средств направляется именно на профилактику наркомании, включающую как предупреждение знакомства с наркотиками (самая трудная работа), так и помощь тем, кто уже зависит от наркотиков или иных психоактивных веществ.
Уже в конце 2004 года в наркологической ситуации наметились негативные тенденции, на основе которых была спрогнозирована вторая волна наркоэпидемии в Мурманской области. Первая волна характеризовалась вовлечением молодёжи практически сразу в употребление героина. Вторая отличается тем, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно через препараты каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как "лёгкие", не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости. Согласно главной наркологической аксиоме огромное число таких потребителей перейдёт рано или поздно к опийным инъекционным наркотикам, что уже имеет место (см. диаграмму).
"Диаграмма. Динамика наркоситуации"
Эта диаграмма иллюстрирует три наиболее проблемных момента в динамике наркоситуации:
1. Рост более чем в два раза числа случаев потребления опиатов (в подавляющем большинстве случаев - героина), что объясняется упомянутой выше наркологической аксиомой.
2. Рост более чем в два раза случаев потребления препаратов конопли, что свидетельствует о сохранении либерального отношения к этому опасному наркотику, с одной стороны, и продолжающемся накоплении массы потенциальных героиновых наркоманов - с другой.
3. Рост почти в два раза случаев сочетанного употребления наркотиков, что неизбежно влечёт снижение реабилитационного потенциала этой категории наркозависимых и, соответственно, вероятности их возвращения к трезвой жизни.
Таким образом, актуальная наркологическая ситуация в Мурманской области характеризуется столкновением двух факторов-антагонистов, один из которых управляемый, второй - неуправляемый инерционный.
Управляемый фактор - это интенсивная работа по предупреждению развития наркомании у сегодняшнего поколения подростков и молодёжи, включающая в первую очередь первичную профилактику: создание условий минимальной доступности наркотиков; максимальный охват населения наркологическими освидетельствованиями; максимальная доступность и преемственность наркологической помощи, в том числе альтернативной.
К неуправляемому фактору относятся: неизбежное инерционное увеличение числа наркозависимых за счёт давления второй волны наркоэпидемии; провоцирующее влияние современной мировой наркотической субкультуры, которая уже интегрировалась в культуру массовую, легальную; появление на "чёрном рынке" новых наркотических веществ, а также различных сильнодействующих веществ и лекарственных препаратов, не относящихся к наркотикам, но подготавливающих почву для развития наркомании.
Разработка данной Программы необходима для улучшения наркологической ситуации в Мурманской области с целью обеспечения социальной и политической стабильности в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2015 года.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы её реализации, целевые индикаторы и показатели
Цели Программы:
1. Минимизация последствий удара второй волны наркоэпидемии.
2. Создание надёжной защиты от последующих витков наркоэпидемии.
3. Предотвращение кризисных явлений в демографической ситуации Мурманской области.
4. Повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове.
Задачи Программы:
1. Перевод антинаркотической работы в муниципальных образованиях Мурманской области на более высокий качественный уровень.
2. Дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения.
3. Совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
4. Поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании.
Программа будет выполнятся в 2008 - 2010 годах.
Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:
N п/п |
Индикаторы и показатели |
Годы |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. |
Снижение совокупного показателя болезненности наркоманиями и злоупотреблением наркотиками с вредными последствиями (на 100 тыс. чел.) |
420 ед. |
410 ед. |
400 ед. |
390 ед. |
2. |
Увеличение совокупного показателя (по двум группам учёта) распространённости употребления наркотиков среди несовершеннолетних (на 100 тыс. чел.) |
56 ед. |
59 ед. |
62 ед. |
65 ед. |
3. |
Снижение до 65-70 % доли наркогенного пути заражения ВИЧ-инфекцией |
75 % |
72 % |
70 % |
65-70 % |
4. |
Сохранение в пределах 2 % числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков, в % |
2 % |
2 % |
2 % |
2 % |
5. |
Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной стационарной наркологической помощью (количество больных наркоманией, прошедших стационарное лечение) |
500 чел. |
500 чел. |
500 чел. |
500 чел. |
6. |
Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной амбулаторной наркологической помощью (количество больных наркоманией, прошедших амбулаторное лечение) |
1700 чел. |
1700 чел. |
1700 чел. |
1700 чел. |
7. |
Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ |
39 % |
38 % |
37 % |
36 % |
8. |
Сохранение постоянного количества специальных лабораторных экспертиз фактов потребления наркотиков |
1500 ед. |
1500 ед. |
1500 ед. |
1500 ед. |
9. |
Увеличение процента наркозависимых в ремиссии по отношению к общему количеству состоящих на учёте |
9 % |
10 % |
11 % |
12 % |
3. Перечень мероприятий Программы
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию её целей (приложение N 1).
Система программных мероприятий включает три раздела и объединяет работу по следующим направлениям:
1. Первичная профилактика наркомании.
2. Вторичная и третичная профилактика наркомании.
3. Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств областного бюджета в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, с привлечением средств из внебюджетных источников. Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы в муниципальных образованиях осуществляется в форме субсидий бюджетам муниципальных образований и с 1 января 2009 года предусматривается на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Методика расчета субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям Мурманской области, представлена в приложении N 2.
Государственные заказчики ежегодно составляют и предоставляют в Министерство экономического развития Мурманской области заявку на финансирование Программы в сроки, предусмотренные законодательством о бюджетном процессе.
Министерство финансов Мурманской области и Министерство экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных бюджетных заявок и прогнозируемых ресурсных возможностей уточняют с государственными заказчиками объемы финансирования Программы.
Приведенные ниже объемы финансирования Программы на 2008-2010 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Государственный заказчик |
Финансирование (областной бюджет, тыс. руб.) |
|||
всего |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Управление по делам молодёжи Мурманской области |
3644,4 |
1264,4 |
1200 |
1180 |
Министерство здравоохранения Мурманской области |
3628 |
1346 |
966 |
1316 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
1120 |
440 |
240 |
440 |
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
247,3 |
83,1 |
81,1 |
83,1 |
Министерство социального развития Мурманской области |
39 |
13 |
13 |
13 |
Управление внутренних дел по Мурманской области |
700 |
200 |
250 |
250 |
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области |
210 |
70 |
70 |
70 |
Всего по Программе |
9588,7 |
3416,5 |
2820,1 |
3352,1 |
Система программных мероприятий |
Финансирование (областной бюджет, тыс. руб.) |
|||
всего |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Первичная профилактика наркомании (предупреждение первичной пробы наркотиков) |
2824,3 |
912,1 |
680,1 |
1232,1 |
Вторичная и третичная профилактика наркомании (выявление, лечение и реабилитация наркозависимых) |
3600 |
1400 |
1100 |
1100 |
Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области |
3164,4 |
1104,4 |
1040 |
1020 |
Всего по мероприятиям |
9588,7 |
3416,5 |
2820,1 |
3352,1 |
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Управление по делам молодежи Мурманской области, государственными заказчиками Программы - Министерство здравоохранения Мурманской области; Министерство образования и науки Мурманской области; Комитет по культуре и искусству Мурманской области; Министерство социального развития Мурманской области; Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; Управление внутренних дел по Мурманской области.
Финансовые и имущественные взаимоотношения участников Программы регулируются договорами о совместной деятельности.
Управление по делам молодежи Мурманской области:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, осуществляет контроль деятельности государственных заказчиков Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию мероприятий Программы;
- ежеквартально предоставляет в Министерство экономического развития Мурманской области информацию о ходе реализации Программы, ежегодно, до 1 февраля, - доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств;
- по завершении реализации Программы, до 1 марта 2011 года, предоставляет доклад о ее выполнении, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации в Правительство Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, Министерство экономического развития Мурманской области;
- вносит в Министерство экономического развития Мурманской области и Министерство финансов Мурманской области предложения о корректировке мероприятий Программы либо о прекращении ее выполнения;
- организует размещение на официальном сайте Правительства Мурманской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов;
- представляет Программу в электронной форме сбора данных системы мониторинга и анализа "ДРОНД", разрабатываемой Министерством экономического развития Мурманской области.
Государственные заказчики Программы:
- осуществляют текущее управление реализацией Программы;
- вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы и подпрограмм, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы и подпрограмм, а также проводят мониторинг выполнения программных мероприятий;
- осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
- осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также заключение государственных контрактов (договоров);
- организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля за реализацией Программы, обеспечивают размещение в сети "Интернет" текста Программы, материалов о ходе и результатах реализации Программы;
- согласуют с государственным заказчиком-координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- ежеквартально предоставляют государственному заказчику-координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
- при необходимости предоставляют государственному заказчику-координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
- ежегодно, до 25 января, предоставляют государственному заказчику-координатору Программы по установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах, эффективности использования финансовых средств.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственными заказчиками при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
6. Оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы
Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области в части создания условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, укрепления социальной сферы на основе устойчивого экономического развития Мурманской области.
Мероприятия Программы определены согласно принципам и главным составляющим межведомственного взаимодействия в сфере комплексной профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков.
Эффективность реализации Программы заключается в достижении следующих результатов:
- обеспечение последовательного снижения наркотизации населения в Мурманской области;
- укрепление системы комплексной профилактики наркомании;
- минимизация последствий второй волны наркоэпидемии в Мурманской области.
Приложение N 1
к Программе
Перечень
программных мероприятий
Приложение N 2
к Программе
Условия
предоставления и методика расчета субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям Мурманской области на реализацию мероприятий, предусмотренных разделом 3 перечня мероприятий долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008 - 2010 годы
Субсидия предоставляется следующим муниципальным образованиям : гг. Апатиты, Кировск, Мурманск, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори, Кандалакшский район, Ковдорский район, Кольский район, Ловозерский район, Печенгский район, Терский район, ЗАТО п.Видяево, ЗАТО Скалистый, ЗАТО г.Заозерск, ЗАТО г.Полярный, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Снежногорск.
Субсидии предоставляются в соответствии с договорами о совместной деятельности по реализации указанных мероприятий Программы между Управлением по делам молодежи Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований - получателями субсидий.
В случае несоблюдения органом местного самоуправления муниципального образования вышеуказанных условий субсидия муниципальному образованию не предоставляется.
Предельно допустимый ежегодный размер субсидий муниципальным образованиям Мурманской области для реализации мероприятий раздела 3 перечня мероприятий долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008-2010 годы определяется по следующей формуле:
,
где:
S - допустимый ежегодный размер субсидии;
K - параметр затрат на душу населения для реализации антинаркотической политики согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" (составляет 4 рубля 10 копеек на человека в год);
Z(m) - показатель заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков в Мурманской области;
Z(f) - федеральный показатель заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков;
Х - численность всего населения муниципального образования.
В случае достижения областным показателем уровня федерального или в случае дальнейшего его снижения расчёт размера субсидий производится без учёта данного соотношения по формуле S=KX.
Размер ежегодных субсидий муниципальным образованиям Мурманской области для реализации мероприятий раздела 3 перечня мероприятий долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008-2010 годы определяется согласно заявкам муниципальных образований на финансирование конкретных мероприятий по профилактике наркомании с учетом их соотнесения с расчётами по вышеуказанным формулам.
В случае непредвиденных изменений наркологической ситуации под влиянием объективных факторов или при иных изменениях в наркополитике, требующих коррекции вышеуказанного подхода, методика расчёта может быть пересмотрена в установленном порядке.
Приложение N 3
к Программе
Методика
оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008-2010 годы
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки реализации долгосрочной целевой программы "SOS" на 2008-2010 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчётного периода.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное и полное выполнение запланированных на период её реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Основная цель Программы - улучшить и стабилизировать наркологическую ситуацию в регионе за счёт снижения спроса на наркотические средства и психотропные вещества в первую очередь в молодёжной среде, а также минимизировать вред, нанесённый второй волной наркоэпидемии.
Её достижение напрямую будет способствовать снижению распространённости незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств или психотропных веществ в соответствии с формулой Нильса Бейерута, по которой рассчитывается риск развития наркогенного поведения как в отношении индивидуума, так и в отношении социума. Риск равняется произведению двух величин: "М" - индивидуальной восприимчивости (условной переменной, являющейся резистентной к воздействию на неё посредством Программы) и "Е" - экспозиционного давления среды (условной переменной, значение которой возможно уменьшить благодаря реализации Программы).
Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно на основе результатов аналитического исследования системы целевых индикаторов, каждый из которых имеет свой источник:
N п/п |
Индикатор |
Источник или порядок расчёта |
1. |
Снижение совокупного показателя болезненности наркоманиями и злоупотреблением наркотиками с вредными последствиями |
стандартные статистические показатели наркологической службы |
2. |
Увеличение совокупного показателя (по двум группам учёта) распространённости употребления наркотиков среди несовершеннолетних |
стандартные статистические показатели детской наркологической службы |
3. |
Снижение до 65-70 % доли наркогенного пути заражения ВИЧ-инфекцией |
стандартный статистический показатель, рассчитываемый эпидемиологической службой областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями |
4. |
Сохранение в пределах 2 % числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков |
стандартный статистический показатель, рассчитываемый областной военно-врачебной комиссией (данный показатель находится на дополнительном контроле в Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области) |
5. |
Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной стационарной наркологической помощью |
стандартные статистические показатели наркологической службы |
6. |
Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной амбулаторной наркологической помощью |
стандартные статистические показатели наркологической службы |
7. |
Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ |
анализ и выведение средней величины по результатам социологических исследований, проведённых в текущем году (выполняется Антинаркотической комиссией Мурманской области) |
8. |
Сохранение постоянного количества специальных лабораторных экспертиз фактов потребления наркотиков |
стандартные статистические показатели наркологической службы |
9. |
Увеличение процента наркозависимых в ремиссии по отношению к общему количеству состоящих на учёте |
стандартные статистические показатели наркологической службы |
В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации Программы предполагается использовать критерии социальной эффективности. Социальная эффективность оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей индикаторов по разработанной специально для данной Программы формуле:
где:
Е - эффективность Программы в процентном выражении;
н1-н9 - нормативные показатели индикаторов;
ф1-ф9 - фактические показатели индикаторов;
к - специальный коэффициент, на который умножается фактический показатель индикатора N 4 (переменная величина).
Оценка эффективности реализации Программы выражается в следующих категориях:
- до 70 % - низкая;
- от 70 % до 90 % - ниже средней;
- от 80 % до 110 % - средняя;
- от 110 % - высокая.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 5 февраля 2009 г. N 47-ПП "О долгосрочной целевой программе "SOS" на 2008-2010 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 17 февраля 2009 г. N 28
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 6 августа 2009 г. N 362-ПП