Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Мурманской области от 12 января 2011 г. N 2-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 29.12.2009 N 625-ПП
(с изменениями от 12 января 2011 г.)
"Долгосрочная целевая программа
"Социальное развитие села Мурманской области" на 2009-2012 годы
Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
- "Социальное развитие села Мурманской области" на 2009-2012 годы (далее - Программа) |
|||||
Дата принятия решения о разработке Программы |
- постановление Правительства Мурманской области от 03.12.2008 N 590-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Мурманской области" на 2009-2012 годы" |
|||||
Государственные заказчики Программы |
- Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
|||||
Государственный заказчик-координатор Программы |
- Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области |
|||||
Разработчики Программы |
- Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
|||||
Цели и задачи Программы |
основные цели: - повышение уровня и качества жизни сельского населения; - создание условий для улучшения социально-демографической ситуации на селе; - повышение престижности проживания в сельской местности; |
|||||
основные задачи: - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; - обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; - улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе за счет создания условий для массовых занятий физкультурой и спортом; - обеспечение равного доступа жителей к услугам культуры; - повышение уровня и качества электроснабжения в сельской местности; - государственная поддержка развития сельских территорий области | ||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- ввод и приобретение 2,3 тыс.кв. метров жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, за 4 года реализации Программы; - количество семей, улучшивших жилищные условия - 40, в том числе 12 молодых семей (молодых специалистов); |
|||||
- улучшение условий обслуживания в 2 фельдшерско-акушерских пунктах; | ||||||
- приведение в нормативное состояние спортивных сооружений в 1 сельском населенном пункте; | ||||||
- оснащение сельских учреждений культуры современными автоклубами и библиобусами; | ||||||
- строительство и реконструкция 21,9 км линий электропередачи | ||||||
Сроки реализации Программы |
- 2009-2012 годы |
|||||
Объемы и источники финансирования |
- общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 127,94 млн. руб. |
|||||
Источники финансирования |
2009-2012 (млн. руб.) |
в том числе по годам: |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Всего |
127,56 |
29,02 |
22,37 |
32,12 |
44,05 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
38,2 |
3,02 |
12,77 |
9,14 |
13,27 |
|
областной бюджет |
73,05 |
22,44 |
5,33 |
19,04 |
26,24 |
|
местные бюджеты |
4,47 |
0,3 |
1,64 |
1,08 |
1,45 |
|
внебюджетные средства |
11,84 |
3,26 |
2,63 |
2,86 |
3,09 |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
реализация Программы позволит: - улучшить жилищные условия более 28 сельских семей; - закрепить или привлечь для проживания на селе 12 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; - улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией в 3 населенных пунктах; - привести в нормативное состояние фельдшерско-акушерские пункты в 2 населенных пунктах; - обеспечить равный доступ жителей села к услугам культуры; - привести в нормативное состояние спортивные сооружения в 1 сельском населенном пункте. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села Мурманской области" на 2009-2012 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей селян. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей области социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Многие объекты социальной сферы и инженерных коммуникаций находятся в предаварийном состоянии. В отдаленных сельских населенных пунктах нет элементарных коммунальных удобств.
В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. И, как следствие этого, обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий области кадрами всех уровней.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе области ежегодно уменьшается, а за последние 5 лет сократилась на 1,4 тыс.человек, или на 33,7 процента.
По причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы возросли темпы выбытия и сменяемости специалистов в сельскохозяйственном производстве.
Отсутствие квалифицированных кадров отражается на хозяйственной деятельности как сельскохозяйственных предприятий, так и в целом на жизнедеятельности сельских территорий области.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. По статистическим данным, сельское население Мурманской области на начало 2008 года составляет 74,3 тыс.человек, что составляет 99,7 процента к уровню предшествующего года.
За последние годы увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства" и Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень таких сельских населенных пунктов на территории Мурманской области определяется Правительством Мурманской области.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы и ее общерегиональным значением;
- потребностью улучшения жилищных условий граждан для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов;
- необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой.
2. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- создание условий для улучшения социально-демографической ситуации на селе;
- повышение престижности проживания в сельской местности.
Достижение целей Программы предполагает решение следующих основных задач:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений;
- обеспечение равного доступа жителей к услугам культуры;
- повышение уровня и качества электроснабжения сельских территорий области.
Для решения указанных задач предусматривается:
- предоставление приоритетной государственной поддержки гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на федеральном и региональном уровнях;
- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.
Уровень достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, определяется следующими индикаторами:
Целевые индикаторы и показатели |
ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Количество граждан, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации данной Программы |
чел. |
7 |
7 |
7 |
7 |
Приобретение (строительство) жилья гражданами в рамках реализации Программы |
кв.м |
420 |
425 |
435 |
445 |
Количество молодых семей и молодых специалистов, обеспеченных жильем в рамках реализации Программы |
чел. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Приобретение (строительство) жилья в рамках реализации Программы |
кв.м |
160 |
160 |
160 |
160 |
Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов |
ед. |
|
|
|
2 |
Приведение в нормативное состояние спортивных сооружений |
ед. |
|
|
|
1 |
Приобретение автоклубов и библиобуса |
ед. |
|
4 |
|
|
Ввод в действие электрических сетей |
км |
|
2 |
|
19,9 |
Срок реализации Программы - 2009-2012 годы.
3. Основные мероприятия Программы
Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений здравоохранения, систем электроснабжения, оснащению районных (межпоселенческих) клубов и библиотек специализированными комплексами (автоклубами и библиобусами).
В целях реализации поставленных задач Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, финансового и информационного характера (приложение N 1).
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На данные мероприятия средства федерального и областного бюджетов выделяются на безвозвратной основе на условиях софинансирования, определенных Правительством Российской Федерации.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера средств государственной поддержки, предоставляемых в форме социальной выплаты, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории муниципального образования, утвержденной Министерством строительства и территориального развития Мурманской области (при строительстве жилья) и органом местного самоуправления (при приобретении жилья), но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.метра жилья по Мурманской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Размер общей площади жилого помещения приобретаемого (строящегося) жилья в рамках Программы устанавливается для семей разной численности в следующих размерах:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - для семьи из 2 человек;
по 18 кв. метров на каждого члена семьи - при численности семьи 3 и более человек.
При реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Порядок оказания государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, утвержден Правительством Мурманской области.
Реализация указанных мероприятий позволит:
- улучшить жилищные условия 40 сельских семей, в т.ч. 12 молодых семей и молодых специалистов;
- повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
- создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;
- привлечь для финансового обеспечения строительства (приобретения) жилья внебюджетные источники финансирования;
- создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности.
3.2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
Целями данного направления Программы являются совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи и улучшение здоровья сельских жителей за счет привлечения его к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обеспечение равного доступа жителей к услугам культуры, обеспечение надежного, безопасного и эффективного снабжения сельских потребителей электроэнергией, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.
В этой связи предусматривается реализация следующих мероприятий:
- повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению через фельдшерско-акушерские пункты;
- оснащение сельских учреждений культуры современными автоклубами и библиобусами;
- обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения.
В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация мероприятий по реконструкции материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с целью вовлечения в активные занятия физической культурой сельской молодежи.
Выполнение предусмотренных мероприятий позволит повысить общедоступность медико-санитарной помощи сельскому населению в 2 населенных пунктах, отремонтировать спортивные сооружения в 1 сельском населенном пункте, тем самым увеличить число мест для бесплатных занятий физической культурой и спортом, обеспечить равный доступ жителей к услугам культуры, привести в нормативное состояние электрические сети, повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта в 3 отдаленных селах.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для обеспечения Программы учитывается высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы. Затраты на реализацию данной Программы определены исходя из первоочередной потребности реконструкции объектов социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий области. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет федерального и муниципальных бюджетов, участвующих в Программе, осуществляется на условиях двухсторонних договоров, заключаемых государственным заказчиком или государственным заказчиком-координатором.
Общий объем финансирования Программы на 2009-2012 годы составит 127,6 млн.рублей, в том числе за счет:
федерального бюджета - 38,2 млн. рублей;
бюджета Мурманской области - 73,1 млн. рублей;
местных бюджетов - 4,5 млн. рублей;
внебюджетных источников - 11,8 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год исходя из возможностей областного бюджета и других источников.
Перечень объектов капитального строительства, планируемых к финансированию из областного бюджета, является прогнозным и включает объекты, предусмотренные адресной инвестиционной программой Мурманской области на 2010-2012 годы.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства всех участников процесса, а также четкого разграничения их полномочий и ответственности.
Реализация Программы осуществляется Комитетом по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области, Министерством строительства и территориального развития Мурманской области, Комитетом по культуре и искусству Мурманской области с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, других организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в сельской местности, сельского населения.
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области совместно с Министерством строительства и территориального развития Мурманской области и Комитетом по культуре и искусству Мурманской области обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения вопросов развития социальной и инженерной инфраструктуры села в соответствии с соглашениями между ними, оказывает методологическую и консультативную помощь муниципальным образованиям.
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, Комитет по культуре и искусству Мурманской области и органы местного самоуправления в соответствии с соглашением между ними обеспечивают выполнение мероприятий Программы.
Исполнителями Программы являются: Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, Комитет по культуре и искусству Мурманской области, органы местного самоуправления Мурманской области, на территории которых расположены объекты программных мероприятий.
Задачи государственных заказчиков Программы:
- поддержка эффективных направлений использования средств федерального и областного бюджетов для достижения целей Программы;
- внесение предложений, бюджетных заявок с оформлением соответствующих необходимых к ним документов по ежегодному бюджетному финансированию мероприятий Программы за счет средств федерального и областного бюджетов;
- организация отбора на конкурсной основе исполнителей работ по каждому мероприятию Программы;
- организация контроля за ходом выполнения мероприятий Программы;
- проведение ежегодного мониторинга целевого использования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов, составление отчетов об их использовании, а также о ходе реализации Программы в целом.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет общую координацию и мониторинг работ в рамках Программы, совместно с государственными заказчиками - исполнителями Программы ежегодно по мере необходимости вносит предложения по уточнению мероприятий Программы и предоставляет бюджетные заявки в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Мурманской области, Министерство экономического развития Мурманской области на соответствующий год.
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области направляет отчет о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Мурманской области, в соответствии с требованиями Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП.
6. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года см. Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. N 768-ПП/20
Программа разработана в соответствии со Стратегией экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и направлена на повышение уровня жизни сельского населения.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы оценивается по результатам, достигнутым в ходе ее реализации. Выполнение мероприятий Программы позволит:
- повысить уровень и качество жизни сельского населения путем предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития села, решения жилищной проблемы, а также повышения уровня медицинского обслуживания сельского населения и инженерного обустройства муниципальных образований;
- обеспечить формирование высококвалифицированных трудовых кадров агропромышленного комплекса путем привлечения и закрепления в сельской местности специалистов и их семей с обеспечением их доступным жильем;
- улучшить демографическую ситуацию в сельской местности за счет создания более благоприятных условий жизни сельского населения.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее бюджетных средств будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения собственных средств населения и предприятий, а также кредитных и заемных средств для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Методика оценки планируемой эффективности реализации Программы представлена в приложении N 2.
Приложение N 1
к Программе
Перечень мероприятий Программы
Нумерация пунктов таблицы приводится в соответствии с источником
NN |
Наименование объектов, мероприятий |
Годы |
Объем финансирования (тыс.руб.) |
В том числе: |
Ожидаемый результат |
Государственный заказчик, исполнитель |
|||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
другие источники финансирования |
|||||||
муниципальные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Нормативное правовое обеспечение реализации Программы | |||||||||
1.1. |
Разработка положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам |
1 полугодие 2009 года |
0 |
|
|
|
|
|
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области |
1.2. |
Разработка проектов договоров с органами местного самоуправления муниципальных образований об участии в реализации Программы |
1 полугодие текущего года |
0 |
|
|
|
|
|
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области, Минтерразвития Мурманской области, Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
1.3. |
Утверждение стоимости 1 кв.метра общей площади жилья, приобретаемого на территории муниципального образования в рамках Программы |
1 квартал текущего года |
0 |
|
|
|
|
|
органы местного самоуправления муниципальных образований, участвующие в Программе |
1.4. |
Утверждение стоимости 1 кв.метра общей площади жилья, строящегося на территории муниципального образования в рамках Программы |
1 квартал текущего года |
0 |
|
|
|
|
|
Минтерразвития Мурманской области |
1.5. |
Разработка Правил предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на оснащение клубов и библиотек передвижными специализированными комплексами (автоклубами и библиобусами) |
4 квартал 2009 года |
0 |
|
|
|
|
|
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
2. Организационное обеспечение реализации Программы | |||||||||
2.1. |
Заключение договора на финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета между Минсельхозом России и Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области |
1 полугодие 2009-2012 годов |
0 |
|
|
|
|
|
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области |
2.2. |
Заключение договора на выполнение мероприятий Программы между государственным заказчиком-координатором Программы и государственными заказчиками |
1 полугодие 2009-2012 годов |
0 |
|
|
|
|
|
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области, Минтерразвития Мурманской области, Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
2.3. |
Заключение договоров на выполнен |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 29 декабря 2009 г. N 625-ПП "О внесении изменений в долгосрочную целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.