Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 10.02.2010 N 38-ПП
"Долгосрочная целевая программа
"Поддержка семьи в Мурманской области" на 2009-2011 годы
Паспорт
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Стратегическими целями семейной политики являются укрепление института семьи, развитие семейного образа жизни, обеспечение экономической и социальной основ семейных ценностей, необходимых условий для реализации семьей ее функций, в первую очередь репродуктивной и воспитательной, и повышение качества жизни семьи.
На решение проблем семей Мурманской области направлены в разных сферах более 20 долгосрочных и ведомственных целевых программ, одна из основных программ, направленных на достижение этой цели, - региональная целевая программа "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006-2008 годы.
В 2007 году на ее реализацию израсходовано более 13 млн.руб., в том числе из средств областного бюджета - более 12 млн.руб.
В рамках реализации программных мероприятий в 2007 году установлены 4 новых вида единовременных семейных региональных пособий, укреплена материально-техническая база 11 учреждений, апробированы 5 новых форм работы с семьей, проведены мероприятия, направленные на повышение престижа семьи. В реализации мероприятий Программы принимали участие общественные объединения и некоммерческие организации.
Поддержка семьи - одно из основных направлений демографической политики.
Несмотря на рост рождаемости в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,5% и рост числа повторных рождений на 3%, не обеспечивается даже простое воспроизводство населения.
Поэтому в новую программу "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2009-2011 годы включены мероприятия, направленные на поддержку семей с детьми, формирование сознательного родительства у молодых семей.
Значительным резервом в увеличении рождаемости является оказание помощи бесплодным супружеским парам. Создание в Мурманской области центра по лечению бесплодия позволит оказывать медицинскую помощь бесплодным парам на самом современном уровне, а также повлиять на улучшение демографических показателей.
Большое внимание в Программе уделено поддержке многодетных семей, созданию условий для выявления и поощрения семей, достигших значительных успехов в воспитании детей.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 585 (на 8%) число зарегистрированных в органах ЗАГС браков. Коэффициент брачности вырос с 8,5 до 9,3 брака на 1000 населения. На каждую 1000 заключенных браков в 2007 году приходилось 724 расторгнутых (в 2006 году - 778).
Для стабилизации достигнутых результатов в Программу включены мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения к родительским обязанностям, пропаганду семейных ценностей, повышение престижности брака.
Растет благосостояние жителей области: в 2007 году денежные доходы на душу населения в Мурманской области составили 15159 рублей в месяц, их реальная располагаемая величина увеличилась по сравнению с 2006 годом на 9,6%.
Несмотря на сокращение числа малообеспеченных семей с детьми, семьи с несовершеннолетними детьми по-прежнему относятся к низкодоходным категориям и нуждаются в дополнительной социальной помощи. В связи с чем в Программе предусмотрены продолжение выплат региональных семейных пособий, увеличение их размера и расширение категорий получателей.
Поддержка семьи - это не только меры материальной, экономической помощи, но и оказание различных услуг семье, способствующих повышению ее социального статуса, улучшению психологического самочувствия, охране здоровья матери и ребенка.
В настоящее время в Мурманской области создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Оказывают услуги семьям и детям учреждения культуры, физической культуры и спорта. Стратегическое направление их работы - предупреждение различного рода социальных рисков, профилактика семейного неблагополучия.
В Программу включены мероприятия, предусматривающие открытие новых учреждений, оснащение современным оборудованием действующих учреждений, оказывающих различные виды помощи семьям и детям, а также проведение на их базе мероприятий, направленных на укрепление роли родителей, повышение родительской компетентности, создание в семье благоприятных условий для развития детей.
Остается актуальной проблема социального сиротства.
Благодаря усилению внимания к этой проблеме, материальной поддержке семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей (например, средний размер ежемесячного пособия на содержание ребенка вырос на 35,5% и составил 7410 руб., средний размер оплаты труда приемного родителя увеличился в 2,5 раза и составил 14535 руб.), в 2007 году в Мурманской области число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось по сравнению с 2006 годом на 12,6% и составило 3709 человек (2006 г. - 4246 человек, 2005 г. - 4510), 69,5% из которых воспитываются в семьях.
Из общего числа выявленных в 2007 году детей лишь 8,3% - дети-сироты (что соответствует показателям 2005 года и ниже данных 2006 года (10%), остальная часть детей - так называемые "социальные сироты", т.е. дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в правах либо уклоняются от исполнения родительских обязанностей.
В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на изучение проблем приемных семей, оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи гражданам по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, а также на их материальную поддержку.
Повышение престижа семьи, пропаганда семейных ценностей являются предпосылками стабильного и динамичного развития общества, стимулами для подрастающего поколения строить свою жизнь на основе семейных отношений.
Этому способствуют развитие современных форм работы с семьей, поддержка общественных объединений, активная позиция СМИ и иные мероприятия, предусмотренные настоящей Программой.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основные цели Программы - повышение престижа семьи, создание необходимых условий для реализации семьей ее функций (репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной, экономической, социокультурной).
Задачи Программы:
- повышение качества жизни семей;
- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам социальной поддержки семей;
- повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий семей;
- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь семье;
- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;
- совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми;
- стабилизация семейно-брачных отношений;
- поддержка семей и граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для полноценного досуга семей;
- популяризация в СМИ престижа семьи и семейных ценностей.
Целевые индикаторы и показатели:
Основные индикаторы/показатели по годам |
2009 |
2010 |
2011 |
увеличение количества учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям, на 3 единицы |
1 |
1 |
1 |
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью |
72% |
73% |
75% |
увеличение удельного веса повторных рождений (в % от числа родившихся) |
44,1% |
44,2% |
44,3% |
рост числа зарегистрированных браков на 1000 населения |
8,0 |
8,3 |
8,6 |
снижение числа малообеспеченных семей с детьми, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом |
3% |
3% |
3% |
увеличение числа семей, обслуженных в учреждениях социальной помощи семье и детям, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом |
3% |
3% |
3% |
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей (приложение N 1 к Программе).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников.
Объемы финансирования Программы на 2009-2011 годы уточняются при рассмотрении проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета.
Объемы финансирования за счет внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Общий объем прогнозируемых затрат на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составит 206637,1 тыс.руб., в том числе (тыс.руб.):
Объемы и источники финансирования с распределением по годам, статьям затрат и исполнителям указаны в приложении N 2 к Программе.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области.
В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и основных исполнителей мероприятий Программы.
Государственные заказчики и основные исполнители мероприятий Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Контроль за исполнением Программы осуществляет экспертно-координационный совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при Правительстве Мурманской области.
Государственные заказчики на основании сведений, представляемых ежеквартально исполнителями мероприятий, направляют в Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области:
- ежеквартально, в срок до 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно, до 20 января, - доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Мурманской области, в соответствии с требованиями Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП.
На основании сведений государственных заказчиков государственный заказчик-координатор направляет в Министерство экономического развития Мурманской области информацию о ходе реализации Программы ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, доклад о ходе работ по выполнению Программы - до 1 февраля.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социально-экономическая эффективность мероприятий Программы оценивается по результатам, достигнутым в ходе их реализации, количественные характеристики которых отражены в целевых индикаторах и показателях.
Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области, Программы социально-экономического развития Мурманской области по разделу "Социальная политика".
Программа носит исключительно социальный характер, соответственно, методика оценки планируемой эффективности Программы включает только критерии социальной эффективности:
- реализация в полном объеме запланированных мероприятий;
- достижение запланированных показателей целевых индикаторов Программы.
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- обеспечить последовательное осуществление в Мурманской области государственной политики по улучшению положения семьи и детей;
- создать условия для развития новых эффективных социальных технологий работы с семьей и детьми, уделять особое внимание профилактике социального неблагополучия;
- повысить эффективность деятельности и материальную оснащенность учреждений, оказывающих различные виды помощи семьям и детям;
- развить внутренние ресурсы семьи, снизить численность социально уязвимых семей.
Методика оценки эффективности реализации Программы представлена в приложении N 3 к Программе.
Приложение N 1
к Программе
Система программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2009-2011 годы
Приложение N 2
к Программе
Объемы и источники финансирования Программы с распределением по исполнителям, тыс.руб.
Исполнитель |
|
Объемы финансирования |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего за 2009-2011 годы |
||
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
всего, в т.ч.: |
3645,0 |
10000,0 |
55000,0 |
68645,0 |
ст. 310 |
3645,0 |
10000,0 |
55000,0 |
68645,0 |
|
прочие |
- |
- |
- |
- |
|
Министерство образования и науки Мурманской области |
всего, в т.ч.: |
7330,0 |
7035,0 |
7537,5 |
21902,5 |
ст. 310 |
- |
- |
- |
- |
|
прочие |
7330,0 |
7035,0 |
7537,5 |
21902,5 |
|
Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области |
всего, в т.ч.: |
896,7 |
810,5 |
1471,5 |
3178,7 |
ст. 310 |
- |
- |
- |
- |
|
прочие |
896,7 |
810,5 |
1471,5 |
3178,7 |
|
Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области |
всего, в т.ч.: |
29175,3 |
40637,0 |
37021,5 |
106833,5 |
ст. 310 |
- |
- |
808,3 |
808,3 |
|
прочие |
29175,3 |
40637,0 |
36213,2 |
106025,5 |
|
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области |
всего, в т.ч.: |
137,7 |
165,0 |
175,0 |
477,7 |
ст. 310 |
- |
- |
- |
- |
|
прочие |
137,7 |
165,0 |
175,0 |
477,7 |
|
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
всего, в т.ч.: |
1256,4 |
1146,0 |
1157,0 |
3559,4 |
ст. 310 |
420,0 |
340,0 |
125,0 |
885,0 |
|
прочие |
836,4 |
806,0 |
1032,0 |
2714,4 |
|
Итого из областного бюджета |
всего, в т.ч.: |
42441,1 |
59793,5 |
102362,5 |
204597,1 |
|
ст. 310 |
4065,0 |
10340,0 |
55933,3 |
70338,3 |
|
прочие |
38416,1 |
49453,5 |
46429,2 |
134298,8 |
Итого из внебюджетных источников |
всего, в т.ч.: |
410,0 |
810,0 |
820,0 |
2040,0 |
|
ст. 310 |
- |
- |
- |
- |
|
прочие |
410,0 |
810,0 |
820,0 |
2040,0 |
Итого по программе |
всего, в т.ч.: |
42851,1 |
60603,5 |
103182,5 |
206637,1 |
|
ст. 310 |
4065,0 |
10340,0 |
55933,3 |
70338,3 |
|
прочие |
38826,1 |
50263,5 |
47249,2 |
136338,8 |
Приложение N 3
к Программе
Методика оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2009-2011 годы
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности реализации долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности реализации Программы
Для оценки планируемой эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности реализации Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки эффективности реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена лишь по объемам привлечения средств из внебюджетных источников (общественных объединений, спонсоров) на реализацию мероприятий Программы, а экономическая эффективность оценивается по степени влияния результатов Программы на достижение целей Программы социально-экономического развития Мурманской области в социальной сфере.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социальный эффект в результате выполнения мероприятий Программы заключается в:
- совершенствовании системы социального обслуживания семьи и детей, расширении сети учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги семье и детям;
- повышении качества и расширении спектра социальных услуг семье и детям;
- повышении квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми в учреждениях различной ведомственной принадлежности;
- совершенствовании системы социальной поддержки нуждающихся семей с детьми, увеличении размеров региональных семейных пособий, расширении категорий их получателей, введении нового регионального пособия;
- повышении престижа многодетной семьи и совершенствовании форм социальной поддержки многодетной семьи;
- создании системы выявления и поощрения благополучных семей с целью повышения престижа семьи;
- развитии форм семейного устройства детей-сирот и расширении мер социальной и методической поддержки приемных родителей;
- создании условий для оказания помощи бесплодным семьям в зачатии и рождении ребенка;
- создании условий для выявления, поддержки и развития творческих семей, расширении спектра услуг по организации полноценного семейного досуга как средства профилактики семейного неблагополучия;
- привлечении семей с детьми к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;
- усилении мер профилактики негативных явлений в молодежной среде, расширении видов помощи молодой семье, повышении престижности брака среди молодежи;
- совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы поддержки семьи в Мурманской области;
- привлечении внимания научного сообщества, общественности и СМИ к проблемам семьи, повышении информированности населения о мерах социальной поддержки семьи.
Социальная эффективность Программы оценивается также по степени достижения целевых значений показателей в социальной сфере, установленных на каждый год реализации Программы.
Основные индикаторы/показатели по годам |
2009 |
2010 |
2011 |
увеличение количества учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям, на 3 единицы |
1 |
1 |
1 |
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью |
72% |
73% |
75% |
увеличение удельного веса повторных рождений (в % от числа родившихся) |
44,1% |
44,2% |
44,3% |
рост числа зарегистрированных браков на 1000 населения |
8,0 |
8,3 |
8,6 |
снижение числа малообеспеченных семей с детьми, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом |
3% |
3% |
3% |
увеличение числа семей, обслуженных в учреждениях социальной помощи семье и детям, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом |
3% |
3% |
3% |
Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:
,
где:
- эффективность реализации Программы (процентов);
- фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
- нормативное значение индикатора, утвержденное Программой;
- количество индикаторов Программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 10 февраля 2010 г. N 38-ПП "О внесении изменений в долгосрочную целевую... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.