Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12 "Об утверждении Концепции создания индустриального парка в городе Мончегорске"

2. Министерству экономического развития Мурманской области (Ефремов Ю.Л.) совместно с Комитетом промышленности Мурманской области (Крапивин О.В.) и Министерством финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) подготовить проект постановления Правительства Мурманской области о внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы, предусмотрев в мероприятиях программы финансирование проектно-сметных работ по созданию индустриального парка в сумме 5 млн. рублей.

3. Рабочей группе (Портная Н.О.):

- в срок до 20 октября 2010 года обеспечить разработку детального плана реализации пилотного проекта "Создание Индустриального парка в городе Мончегорске" с использованием программы Miсrosoft Project;

- подготовить документы для привлечения средств федерального бюджета;

- реализовать проект.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Портную Н.О.

Губернатор Мурманской области

Д. Дмитриенко

 

Концепция
создания индустриального парка в городе Мончегорске
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12)

 

Введение

 

Уже несколько лет во многих регионах России применяется положительный итальянский опыт по созданию промышленных округов1 как новой и эффективной формы территориальной организации производства, направленной на обеспечение комплексного промышленного развития муниципальных образований и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Программы по их созданию уже разработаны во многих регионах страны (Московская, Новосибирская, Липецкая области, город Набережные Челны и др.). В Московской области даже принят первый в стране закон, регламентирующий создание в регионе промышленных округов.

В Мурманской области имеется значительный потенциал для развития реального сектора экономики, в том числе малых и средних предприятий: неиспользуемые промышленные объекты, свободная рабочая сила, избыток электроэнергии, техногенные месторождения и отходы производства (как ресурс), инновационные разработки и новые технологии обогащения.

Анализ схемы территориального планирования Мурманской области показал, что на территории Мурманской области земли промышленного назначения составляют 43,9 тыс.га, в том числе 1,2 тыс.га - собственность юридических лиц, 42,7 тыс.га - собственность не разграничена, но практически все участки закреплены за предприятиями. Мощности промышленных предприятий задействованы на 50-60%. Реализация политики энергосбережения приведет к еще большему снижению загрузки работающих не на полную мощность генерирующих предприятий, а значит, к снижению их эффективности.

С целью создания организационно-правовых механизмов формирования и развития промышленных округов в Мурманской области Комитетом промышленности Мурманской области совместно с администрацией муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" разработан пилотный проект "Создание индустриального парка2 в городе Мончегорске".

Опыт, полученный при реализации этого проекта, планируется использовать при формировании промышленных округов с непосредственным участием крупных промышленных предприятий региона на основе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.

Резюме проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске"

Инициаторами проекта являются ОАО "Кольская ГМК" и администрация города Мончегорска. Проект поддержан Правительством Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 16.04.2010 N 166-ПП).

Актуальность проекта вызвана необходимостью диверсификации экономики и снижения зависимости социально-экономической ситуации в городе от стабильности работы градообразующего предприятия - ОАО "Кольская ГМК".

Цель создания индустриального парка в городе Мончегорске: диверсификация экономики муниципального образования город Мончегорск за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств на базе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.

Параллельная цель: разработка организационно-экономических и правовых механизмов создания промышленных округов в Мурманской области.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать региональную нормативную правовую базу создания и функционирования промышленных парков и промышленных округов.

2. Разработать проектно-сметную документацию, определить источники финансирования проекта и осуществить ремонт объектов.

3. Провести конкурс и выбрать управляющую компанию.

4. Создать и запустить структурные подразделения индустриального парка (инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор, демонстрационно-выставочный центр, логистический центр).

5. Организовать продвижение услуг Мончегорского индустриального парка, привлечение резидентов.

При реализации проекта будут использованы механизмы государственно-частного партнерства. В результате реализации проекта ожидается создание 20-30 промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса, на которых будет создано около 200 новых рабочих мест. Это позволит увеличить налогооблагаемую базу только по налогу на доходы физических лиц на 50 млн. рублей в год. Опыт, полученный в процессе реализации проекта, будет использован при создании промышленного округа Мончегорский, других промышленных парков и округов.

1. Социально-экономическая ситуация в городе Мончегорске

 

На территории города Мончегорска по состоянию на 01.01.2009 проживает 51 тыс. человек, средний возраст жителей - 37 лет.

Демографическая обстановка на территории города Мончегорска и подчиненных ему населенных пунктов характеризуется следующими негативными тенденциями:

- сокращение численности населения;

- высокая миграция населения;

-увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста при одновременном снижении численности лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста;

- снижение численности городского населения.

По отношению к 2008 году количество жителей сократилось на 600 человек (1,2%). За период с 2006 по 2009 год число жителей города Мончегорска уменьшилось на 1,9 тыс. человек. Основными факторами сокращения численности населения стали миграционная убыль (-8,2 чел. на 1000 человек), вызванная реализацией федеральной целевой программы "Жилище", близость промышленного производства, кроме того, часть молодежи после окончания учебных заведений в других городах остается жить и работать там.

При реализации проекта необходимо учесть вышеназванные тенденции, а также демографические проблемы страны в целом, вызванные резким сокращением рождаемости в начале 90-х годов, что в 2010 году привело к значительному сокращению молодежи, входящей в состав населения трудоспособного возраста. В Мончегорске с 2001 по 2009 год численность населения в возрасте от 15 до 18 лет сократилась на 37%.

Ситуация на рынке труда города Мончегорска характеризуется высокой динамичностью. Основным работодателем является градообразующее предприятие - ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "КГМК"). В 2006 году доля занятых на этом предприятии составляла 45,9% от общей численности занятых в городе, к 2009 году она сократилась до 31%. Это произошло в основном за счет оптимизации численности и структуры путем выделения части структурных подразделений ОАО "КГМК" в отдельные предприятия и передачи части функций на аутсорсинг. Мероприятия по оптимизации численности были проведены и другими предприятиями и организациями города, что отразилось на рынке труда.

Численность безработных колеблется: в 2006 году - 2,4 тыс. человек, 2007 год - 1,9 тыс. человек, 2008 год - 1,3 тыс. человек, 2009 год - 1,7 тыс. человек. При этом наблюдался рост количества вакансий (с 935 в 2006 году до 1716 в 2009 году), что привело в 2009 году к дисбалансу количества безработных и количества вакансий. Это является показателем несоответствия спроса и предложения прежде всего по качеству предложения (в службу занятости обращаются в основном представители рабочих специальностей, заявленные вакансии - также в основном рабочие специальности).

Количество обратившихся в службу занятости увеличилось на 38% по сравнению с 2008 годом. Это свидетельствует о неудовлетворенности своей работой 5,5 тысячи занятых людей (почти 20%), важно отметить, что в основном это люди молодого (16-29 лет) и среднего (30-50 лет) возраста. Низкий уровень заработной платы и, соответственно, доходов населения стимулирует людей на поиск дополнительного заработка или более оплачиваемой работы, в том числе в других населенных пунктах области и за пределами региона. Невысокий размер пенсий вынуждает людей пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. Более 30% обратившихся в службу занятости не имеют опыта работы (обратились впервые).

Результаты анализа рынка труда показывают, что в городе имеется значительный кадровый потенциал, состоящий из работающих лиц, желающих выполнять более квалифицированную и более высокооплачиваемую работу. Большинство из них владеет рабочими специальностями, но уровень их квалификации не соответствует требованиям современного производства. Кроме того, особого внимания требует вопрос молодежной занятости: необходимы престижные рабочие места для привлечения молодых мончегорцев, получивших профессиональное образование в других городах, при этом необходимы специальные мероприятия для молодежи, не имеющей опыта работы.

В муниципальном образовании город Мончегорск с подведомственной территорией на 01.10.2009 зарегистрирована 651 организация, что на 43 единицы больше количества организаций на начало текущего года. За период с января по сентябрь 2009 года зарегистрировано 68 организаций, официально ликвидировано 17 организаций. Коэффициент прироста на 1000 организаций составляет 87,8 ед. против показателя аналогичного периода прошлого года - 52,9 единицы.

Существенную долю промышленности составляет градообразующее предприятие ОАО "Кольская ГМК", которое является основным заказчиком продукции, работ и услуг у предприятий промышленного и строительного комплекса, расположенных на территории города Мончегорска. Кроме ОАО "КГМК" структура экономики города представлена различными видами деятельности, которые несопоставимы по объемам с деятельностью градообразующего предприятия (таблица 1). В результате местный бюджет формируется в основном за счет поступлений ОАО "КГМК", что в итоге создает зависимость социально-экономического положения города от финансовой устойчивости одного предприятия.

 

Таблица 1

 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, млн. рублей, в ценах соответствующих лет

 

Показатели

Отчет

Оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Промышленное производство

1. Добыча полезных ископаемых

 

1,4

1,4

2. Обрабатывающие производства

43994,6*

28533,4*

24984,0

2.1. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак

76,5

96,9

93,8

2.2. Текстильное и швейное производство

35,4*

36,9*

33,1

2.3. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

10,5*

9,9*

10,9

2.4. Химическое производство

92,2

253,8

165,8

2.5. Производство резиновых и пластмассовых изделий

91,9*

114,5*

110,7

2.6. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

8,0*

16,9*

11,4

2.7. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

43529,4

27796,9

24325,0

2.8. Производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов

90,3*

93,0*

75,0

2.9.Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

60,4*

114,5*

158,3

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

793,7*

761,9*

853,0

Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых + обрабатывающие производства + производство и распределение электроэнергии, газа и воды), в % к предыдущему году

97,5*

88,3*

95,7

Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

37,8

44,2

8,7

1. Растениеводство

19,8

8,2

8,5

2. Животноводство

18,0

36,0

0,2

Рынок товаров и услуг

1. Оборот розничной торговли

2871,4

3647,8

3915,0

2. Оборот общественного питания

231,5

281,0

280,5

3. Объем платных услуг населению

1838,1

2034,7

2310,0

- в т.ч. бытовые услуги

186,6

207,7

220

 

* Экспертная оценка.

 

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы города Мончегорска. На 01.10.2009 в городе Мончегорске на учёте в ИФНС состояли 1268 индивидуальных предпринимателей, действовали 3 средних и 327 малых предприятий.

Занятость в 2009 году в МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) составляет около 17,8% от общего числа занятых в экономике города (в 2008 году - 16,7%, данные являются оценочными, так как неизвестна среднесписочная численность работников, занятых у индивидуальных предпринимателей).

Число субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилось в связи с сокращением численности индивидуальных предпринимателей на 150 человек и составило 31,3 единицы на 1000 человек населения. Однако численность малых и средних предприятий увеличилась на 22 единицы.

На территории моногорода наблюдается развитие малого предпринимательства, что характеризуется следующими показателями:

- увеличение субъектов малого предпринимательства;

- увеличение оборота малых предприятий;

- увеличение численности работающих на малых предприятиях.

С учётом данных социально-экономического развития города за 2008 год можно отметить положительную динамику в работе малого и среднего бизнеса (данные на 01.01.2009 к 01.01.2005 в сопоставимых ценах): оборот розничной торговли увеличился на 55,1%, оборот общественного питания увеличился на 29,0%, объём платных услуг на 32,34%.

 

Таблица 2

 

Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства

 

Показатели

Единица измерения

Отчет

Оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения

 

5,9

6,0

6,5

Число субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) в расчете на 1 тыс. человек населения

 

32,8

33,4

31,3

Малые предприятия

Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года

единиц

307

305

327

Среднесписочная численность работников по малым предприятиям (без внешних совместителей)

человек

2822

3308

3525

Оборот малых предприятий

млн. рублей в ценах соответствующих лет

163,0

220,0

244,0

Индекс производства

% к предыдущему году

125,0

118,1

98,0

Средние предприятия

Количество средних предприятий - всего

единиц

2

3

3

Среднесписочная численность работников по средним предприятиям (без внешних совместителей)

человек

104

156

160

Индивидуальные предприниматели

Численность индивидуальных предпринимателей

человек

1408

1418

1268

 

По результатам мониторинга инфраструктуры объектов потребительского рынка за 2005-2008 годы субъекты предпринимательства города работали устойчиво и стабильно. В результате благоприятных условий развития малого бизнеса субъектами предпринимательства было построено и выкуплено путём инвестиционных вложений 95 объектов торговли и услуг (магазины, предприятия общественного питания, павильоны, торговые комплексы, оптовые склады, автозаправочные станции, аптеки, предприятия бытового обслуживания, офисы) общей площадью более 70 тыс.кв.м, что составляет 54,8% от всех площадей потребительского рынка, создано 1300 рабочих мест.

Количество объектов бытового обслуживания увеличилось со 111 (на 01.01.2006) до 204 (на 01.01.2009), рост составил за три последних года 46%.

Очень важный показатель развития малого и среднего бизнеса - объём торговых площадей на душу населения. В городе Мончегорске на 1000 жителей приходится 840 кв.м торговых площадей по состоянию на 01.01.2009, для сравнения: на 01.01.2006 - 520 кв.м. Это также говорит о комфортных, качественных условиях для проживания населения города, созданных субъектами предпринимательства, которые путём грамотного ведения бизнеса сумели инвестировать средства в высокие технологии при организации предприятий потребительского рынка (это сеть магазинов "ГЕРМЕС", "ИСМО", "Тройка", сеть аптек "Формула здоровья" и др.).

Мониторинг потребительского рынка города также позволяет определить приоритетные сферы деятельности, которые необходимо развивать на территории муниципального образования: торговля и общественное питание, сфера бытовых услуг, социальная сфера, ремесленная деятельность, производственная сфера (в том числе цеха по переработке пищевых продуктов, мастерские по пошиву изделий лёгкой промышленности), инновационная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, сельское хозяйство, образовательные услуги дополнительного образования, медицинские услуги узкой направленности.

Вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города способствовали реализация предыдущих областной и городской программ развития малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом для осуществления экономической политики администрации города Мончегорска по отношению к малому бизнесу.

В условиях финансовой нестабильности, являющейся следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации муниципальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в городе Мончегорске с ноября 2008 года была выдвинута задача разработки антикризисных мер по сохранению субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных ими рабочих мест.

Несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса, начавшее проявляться в экономике страны и города в IV квартале прошлого года, финансово устойчивые, имеющие собственное залоговое имущество субъекты МСП сохранили свой бизнес на территории города.

Влияние экономического кризиса в основном негативно отразилось на микропредприятиях и индивидуальных предпринимателях, не имеющих собственных оборотных средств и недвижимого имущества, и ограничило возможности развития и расширения сферы деятельности большинства предпринимателей города.

В связи с отсутствием доступа к кредитным ресурсам для устойчивого продолжения ведения бизнеса предприниматели в 2009 году закрыли 30 торговых мест в торговых комплексах, 10 объектов общественного питания, 13 магазинов. Однако в 2009 году открылись торговый центр в южном районе города общей площадью 1580 кв.м, 3 магазина общей площадью 700 кв.м, кафе-бар на 120 посадочных мест, 5 объектов бытовых услуг на 15 рабочих мест и др.

Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства во II квартале 2009 года был проведён опрос предпринимателей, участниками которого стали субъекты МСП, осуществляющие свою деятельность в городе Мончегорске.

Всего в ходе опроса было проведено 100 опросов по структурированной анкете, опрошены субъекты предпринимательства 49 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 36 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 3 средних предприятия (численность от 101 до 250 человек включительно), 12 индивидуальных предпринимателей.

Среди респондентов занимаются предпринимательством более 11 лет - 33%, от 7 до 10 лет - 22%, от 4 до 6 лет - 23%, от года до 3 лет - 21%, менее года - 1%. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65%) и молодые люди (35%).

Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, торговлей оптовой и розничной, общественным питанием, услугами для населения.

Большинство опрошенных (66%) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34%) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную. Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса:

- в связи с финансовым кризисом финансирование бизнес-проектов коммерческими банками резко снизилось, ужесточены требования к заёмщикам, значительно увеличились процентные ставки по кредитам, в очень сложных условиях по кредитованию оказались предприниматели с минимальным стажем работы - от года до 2 лет - и начинающие предприниматели;

- 56% из числа респондентов сообщили о сокращении оборотных средств предприятия в связи с ужесточением условий финансирования бизнес-проектов коммерческими банками;

- 60% респондентов, занимающихся производством, и 40% - услугами общественного питания, отметили слабую обеспеченность квалифицированными кадрами;

- очень слабый уровень удовлетворённости индивидуальных предпринимателей (по 5-балльной шкале) упрощённой системой налогообложения - 4 балла и системой налогообложения в виде ЕНВД - 4,5 балла по критерию численности сотрудников.

На ухудшение финансово-экономического состояния бизнеса за последний год указали 40% респондентов в производстве, 89% - в строительстве, 72% - в торговле, 70% - в общественном питании, 53% - в сфере бытовых услуг.

Вследствие таких процессов предприниматели, не имеющие достаточных оборотных средств, вынуждены сокращать количество объектов, снижать объёмы работ и услуг, сокращать работников. Предстоит справиться с целым рядом серьёзных проблем: растут цены поставщиков, сокращается спрос со стороны покупателей, увеличиваются риски неплатежей и недопоставок продукции. Чрезвычайно сложно стало получить финансовые средства под развитие, помимо резко возросших кредитных ставок многие банки сократили работу с микропредприятиями.

 

Таблица 3

 

SWOT- анализ основных направлений развития местной промышленности и малого бизнеса

 

Сильные стороны (условия, стимулирующие развитие)

Слабые стороны (условия, сдерживающие развитие)

1. Наличие свободной рабочей силы, в том числе молодежи.

2. Наличие спроса на товары и услуги со стороны ОАО "КГМК".

3. Наличие потенциального спроса на качественные услуги для населения, в том числе молодого возраста.

4. Наличие рекреационных ресурсов на территории.

5. Наличие муниципальной целевой программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства, долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы, региональной программы содействия занятости

1. Доминирующую роль в развитии экономики района играет градообразующее предприятие ОАО "КГМК".

2. Обострение конкурентной борьбы, в том числе приход в район крупных торговых сетей, предлагающих товары и сопутствующие услуги по более низким, чем у субъектов малого бизнеса, ценам.

3. Сложные условия ведения сельскохозяйственной деятельности.

4. Отток населения за пределы района, преимущественно молодых людей в возрасте до 30 лет

Возможности

Угрозы

1. Развитие перспективных направлений хозяйственной деятельности, позволяющих диверсифицировать экономику:

- сфера услуг населению;

- сфера услуг для предприятий, в том числе ОАО "КГМК";

- туризм.

2. Возможность привлечения средств областного и федерального бюджетов для реализации мероприятий муниципальной целевой программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

3. Реализация специальных программ по созданию престижных рабочих мест для молодежи, в том числе для начала собственного бизнеса.

4. Участие в программах по развитию сельского хозяйства, поддержка этого направления, в том числе финансовая (предоставление субсидий).

5. Организация предпринимательской деятельности в рамках реализации программ занятости населения

1. Снижение спроса населения на продукцию предприятий местной промышленности и малого бизнеса в результате нестабильной работы градообразующего предприятия и снижения доходов населения.

2. Сокращение малого бизнеса в сфере торговли и услуг, частичное высвобождение работников.

3. Низкая рентабельность сельского хозяйства, небольшое количество желающих заниматься сельским хозяйством.

4. Сокращение спроса на товары и услуги молодежного ассортимента и предложения квалифицированной рабочей силы (выпускников вузов)

 

При благоприятных условиях развития экономики в 2010 году численность владельцев собственного бизнеса может увеличиться за счет регистрации в качестве предпринимателей лиц из числа бывших безработных, прошедших отбор бизнес-проектов и получивших государственную поддержку на реализацию этих проектов. При неблагоприятных условиях численность уже действующих бизнесменов может снизиться, поскольку малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, влияние конкуренции и т.д.

С учетом возможностей всех отраслей экономики город Мончегорск имеет все предпосылки стабильного развития. Диверсификация экономических направлений позволит сохранить устойчивое функционирование хозяйственного комплекса в рамках всего муниципального образования.

 

Таблица 4

 

Основные риски местной промышленности и малого бизнеса

 

Вид риска

Характеристика риска

Рыночные риски

1. Обострение конкурентной борьбы

2. Трудности привлечения заемных финансовых ресурсов для организаций малого и среднего бизнеса, особенно для индивидуальных предпринимателей

Инфраструктурные риски

Рост тарифов и, как следствие, снижение рентабельности

Социальные риски

1. Отток квалифицированных кадров за пределы города

2. Недостаточный объем знаний и опыта предпринимательской деятельности у населения для открытия собственного дела

Потребительские риски

Снижение платежеспособности населения

2. Предпосылки создания индустриального парка в городе Мончегорске

 

Идея создания индустриального парка в городе Мончегорске родилась в период подготовки к Первому Мурманскому экономическому форуму в октябре 2009 года. Создание промышленных парков и промышленных округов еще только зарождается. Большинство индустриальных парков создается по принципу "brownfield" - это переоборудованные заводы советских времен, где прекращено производство профильной продукции. Имеются в России и проекты, реализуемые по принципу "greenfield" (на свободной земле). Учитывая наличие территории (промышленные земли площадью 13,2 га) с неиспользуемыми объектами промышленной недвижимости и возможностью подключения коммуникаций, администрация города и градообразующее предприятие ОАО "Кольская ГМК" выступили с инициативой создания первого в Мурманской области индустриального парка в городе Мончегорске.

Для успешной реализации проекта создания промышленного парка необходимо наличие "якорных" резидентов, вокруг которых формируется кластер технологически связанных предприятий промышленности и промышленного сервиса. Другой вариант реализации таких проектов - создание парка крупным промышленным предприятием, обеспечивающим спрос на различные услуги. В данном случае имеется спрос со стороны ОАО "КГМК", есть возможность передачи на аутсорсинг некоторых непрофильных функций и услуг, в том числе внедрения новых технологий, разработанных научно-технологическим отделом ОАО "КГМК".

Важными преимуществами являются удобное географическое расположение (в центре Кольского полуострова), близость к федеральной трассе Санкт-Петербург - Мурманск и наличие железнодорожной ветки.

Анализ рынка труда показывает наличие неиспользуемого кадрового потенциала, в том числе молодежи, получившей современное образование и желающей реализовать себя.

Город Мончегорск имеет статус моногорода, что дает возможность привлечения средств областного и федерального бюджетов для реализации проекта.

3. Выбор места размещения индустриального парка и зонирование территории

 

Участок, выбранный для реализации проекта "Создание индустриального парка городе Мончегорске", расположен в центре Кольского полуострова по адресу: г. Мончегорск, ул. Заводская, д. 8.

Земельный участок граничит:

- с северной стороны - улица Заводская;

- с южной стороны - озеро Нюдъявр;

- с западной стороны - Никелевое шоссе;

- с восточной стороны - земли Мончегорского хлебозавода.

 

Рис. 1. Визуализация объекта <Индустриальный парк в городе Мончегорске

 

Рис. 1. Визуализация объекта "Индустриальный парк в городе Мончегорске".

 

Выгодное месторасположение индустриального парка обусловлено непосредственным расположением в городе и прилеганием к участку развитой транспортной инфраструктуры. Расстояние до г. Мурманска 146 км, до федеральной трассы Санкт-Петербург - Мурманск - 3км. Дополнительным плюсом является наличие на территории участка железной дороги, вертолетной площадки, таможенного терминала.

По результатам предпроектного исследования, в границах индустриального парка предложено выделить шесть функциональных зон:

1. Общественно-деловая.

2. Производственная.

3. Складская.

4. Таможенная.

5. Рекреационная.

6. Инженерно-техническая.

Зона общественно-деловой активности располагается с северной стороны земельного участка, с главного фасада индустриального парка вдоль улицы Заводской. Территория зоны связана с остальной территорией индустриального парка системой внутренних проездов. Главный въезд на территорию индустриального парка осуществляется со стороны улицы Заводской.

Производственная зона является наиболее крупной функциональной зоной и занимает большую часть территории индустриального парка. Участок расположен с восточной стороны и примыкает к ограждению территории со стороны улицы Заводской и Никелевого шоссе. На территории восточного участка размещается восемь автономных планировочных модулей в расчёте на соответствующее число фирм-резидентов. Существующие модули находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и подлежат ремонту.

Складская зона занимает южный участок территории и с восточной стороны примыкает к ограждению территории ООО ДХО ОРС АО "Комбинат СН". С западной стороны участок ограничен внутренним транспортным проездом индустриального парка.

На территории складской зоны расположены открытые складские площадки и пять планировочных складских модулей. Доступ к объектам зоны предлагается организовать со стороны местного проезда.

Таможенная зона - это зона таможенного контроля. Участок расположен в восточной стороне и примыкает к ограждению территории хлебокомбината. Она предусмотрена для проведения таможенного контроля и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. На территории таможенной зоны расположены открытая складская площадка и складской модуль. Доступ к объектам зоны организован со стороны главного входа, с улицы Заводской.

Зона рекреации занимает два участка. Один участок расположен между складской и производственной зоной, что обеспечивает равный доступ для пользователей. В пределах зоны размещены спортивные площадки и площадки для отдыха. На втором участке находится капитальный объект спортивно-развлекательного характера. Вдоль основных транспортных проездов предлагается обеспечить озеленение в виде газонов и деревьев. С западной стороны участок ограничен внутренним транспортным проездом.

Инженерно-техническая зона имеет два участка - юго-западный и юго-восточный. На территории юго-западного участка размещаются трансформаторная подстанция и проектируемые очистные сооружения. На территории юго-восточного участка размещается склад ГСМ и сопутствующие объекты, необходимость которых будет выявлена в ходе разработки проекта.

Все функциональные зоны объединены общей системой проездов.

4. Правовые и организационные основы создания индустриального парка

 

Промышленный парк может быть создан на основе частной, государственной или муниципальной собственности. В данном случае на территории индустриального парка расположены объекты как частной, так и муниципальной собственности. Сложность заключается в том, что средства бюджетов могут быть вложены только в объекты муниципальной или государственной собственности. При этом средства федерального бюджета могут быть использованы на развитие транспортной инфраструктуры (дороги, причалы и т.п.), подведение к границам промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры (тепло, газ, электричество, вода, ливневая канализация, система очистки сточных вод), подготовку промышленных площадок, в том числе проведение коммуникаций и реконструкцию производственных площадей (за исключением проектно-сметной документации).

Наиболее распространенным вариантом является создание парков на основе муниципальной собственности с последующей передачей в доверительное управление управляющей организации, выбранной по конкурсу.

При этом необходимо выполнить следующее:

- ОАО "КГМК" передать в муниципальную собственность объекты недвижимости бывшей базы МТО;

- администрации города Мончегорска принять объекты недвижимости, переданные в муниципальную собственность ОАО "КГМК", оформить землеотвод для организации индустриального парка, провести конкурс по выбору управляющей компании;

- Правительству Мурманской области изыскать в 2010 году денежные средства на финансирование проектно-сметных работ в размере 5 млн. рублей (8% от стоимости проекта) и средства для финансирования строительства индустриального парка в 2011-2012 годах, подготовить документы для получения средств федерального бюджета на реализацию проекта.

5. Система управления индустриальным парком

 

Предлагаемая система управления состоит из наблюдательного совета и управляющей компании. Управляющая компания "Мончегорский индустриальный парк" включает директора, двух заместителей (по коммерческой деятельности и по обеспечению деятельности), руководителей основных структурных подразделений (консультационно-инжинирингового центра, бизнес-инкубатора, демонстрационно-выставочного центра и логистического центра) и обеспечивающих служб (бухгалтерия, охрана, сервисные службы). Каждая из основных структур осуществляет деятельность на основе самоокупаемости (за исключением бизнес-инкубатора, которому компенсируются затраты на льготы начинающим предпринимателям). Затраты на обеспечение деятельности индустриального парка должны покрываться за счет арендной платы резидентов.

 

     /--------------\
     |Наблюдательный|                            /----------------\
     |    совет     |---------------------------|    Директор    |
     \--------------/                            |УК "Мончегорский|
                                                 | индустриальный |
                                                 |      парк"     |
                                                 \----------------/
                                       /----------------------------------------\
                                       |                                        |
                                /------------\                           /-------------\
                                |Заместитель |                           |Заместитель  |
                                |директора по|                           |директора по |
                                |коммерческой|                           |обеспечению  |
                                |деятельности|                           |деятельности |
                                \------------/                           \-------------/
       /---------------------------------------------------------------------------------\
       |                   |                  |                    |                     |
/----------------\   /------------\   /----------------\   /-----------------\   /----------------\
|Руководитель    |   |Руководитель|   | Руководитель   |   |   Руководитель  |   |Бухгалтерия     |
|Консультационно-|   |   Бизнес-  |   |Демонстрационно-|   |Логистистического|   |Охрана          |
|инжинирингового |   | инкубатора |   | выставочного   |   |     центра      |   |Сервисные службы|
|    центра      |   \------------/   |   центра       |   \-----------------/   \----------------/
\----------------/                    \----------------/

 

Рис. 2. Схема управления индустриальным парком.

 

Стратегическое руководство и контроль за деятельностью управляющей компании будет осуществляться наблюдательным советом, в состав которого входят представители всех участников проекта.

6. Объекты и основные услуги индустриального парка

 

Анализ предпосылок создания парка показывает необходимость создания многофункционального промышленного парка. Основные направления деятельности на территории индустриального парка:

- промышленная деятельность (за исключением пищевой промышленности и производства электроэнергии, газа и воды);

- транспортные и логистические услуги;

- строительные услуги, производство строительных материалов;

- ремонт и обслуживание автомобилей и транспортных средств, различных видов оборудования;

- инжиниринговая деятельность и оказание консультационных услуг;

- услуги маркетинга;

- прикладные научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские работы;

- клининговые и прочие услуги.

Большая часть промышленных объектов будет строиться непосредственно "под заказчика" - система "built-to-suit".

Основные услуги индустриального парка:

- предоставление в долгосрочную аренду на льготных условиях земельных участков и производственных, складских, административно-хозяйственных и офисных помещений;

- обеспечение транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой, возможности подключения к инженерным сетям;

- оказание содействия предприятиям и предпринимателям в создании и размещении на территории парка промышленных производств и предприятий промышленного сервиса (ремонт, транспорт, логистика и пр.);

- оказание содействия в продвижении товаров и услуг резидентов индустриального парка, а также новых технологий для промышленных предприятий Мурманской области через демонстрационно-выставочный центр, размещенный на территории индустриального парка;

- оказание поддержки начинающим предпринимателям через бизнес-инкубатор, расположенный на территории индустриального парка;

- оказание содействия в продвижении и внедрении инновационных технологий на предприятиях горно-промышленного комплекса Мурманской области через инжиниринговый центр, расположенный на территории индустриального парка.

Задачи инжинирингового центра:

- активизация трансфера современных, эффективных технологий в металлургии, энергетике, экологии, добыче и переработке полезных ископаемых, в том числе из технологических месторождений;

- мониторинг новых технологий ресурсосбережения, применяемых на предприятиях Мурманской области, и организация презентаций для обмена опытом в сфере их внедрения;

- проведение инженерных конференций и разработка предложений по формированию заказа на разработку типовых технологий ресурсосбережения для промышленных предприятий Мурманской области;

- оценка необходимых финансовых и материальных затрат на реализацию проектов по созданию производств;

- составление бизнес-планов;

- проведение конференций и семинаров по коммерциализации новых технологий;

- оказание консалтинговых услуг в сфере инженерной подготовки промышленного производства, установки и отладки промышленного оборудования, обучения персонала и получения необходимых согласований для открытия новых производств;

- подготовка персонала.

Индустриальный парк предлагает разнообразные варианты сотрудничества. На территории индустриального парка реализуется концепция бизнес-парка, запланировано строительство логистического центра, производственных и складских помещений, таможенного поста и контейнерного терминала.

7. Этапы и сроки реализации проекта

 

1-й этап. Разработка проекта. Разработка проекта включает разработку концепции создания индустриального парка, выполнение проектно-сметных работ, разработку схемы реализации проекта, подготовку бизнес-плана реализации проекта и заявки на финансирование.

2-й этап. Выбор управляющей компании "Мончегорский индустриальный парк", строительство 1-й очереди:

- ОАО "КГМК" выполняет подготовку территории парка для строительства: утилизацию объектов движимого имущества (инв. NN 200289, 200844, 200830, 200840, 200848), демонтаж и утилизацию ж/д путей и тупиков (инв. NN 200798, 200799, 200802, 200805, 200806, 200805), подкрановых путей (инв. NN 200809, 200811, 200812, 200814, 200815), ликвидацию подпорожских складов (инв. NN 200777, 200780, 200784, 200789);

- на средства Мурманской области выполняется (частично) ремонт объектов муниципальной собственности, находящихся на территории парка. Точные объемы финансирования будут известны после выполнения проектных работ;

- ОАО "Мончегорские электрические сети", ОАО "Мончегорскводоканал" и ОАО "Мончегорская теплосеть" выполняют проектно-сметные работы на ремонт коммунальных сетей;

- Правительство Мурманской области готовит и направляет заявку для получения средств федерального бюджета;

- УК "Мончегорский индустриальный парк" осуществляет строительство объектов инженерной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета;

- администрация города Мончегорска и УК "Мончегорский индустриальный парк" организуют работу с потенциальными резидентами, заключают договоры аренды производственных площадей. В ряде случаев могут быть заключены концессионные соглашения.

3-й этап. Строительство 2-й очереди. Резиденты выполняют ремонт помещений и размещают производственные мощности. Создание и начало работы структурных подразделений индустриального парка: демонстрационно-выставочного центра, бизнес-инкубатора, инжинирингового и логистического центров.

8. Планируемые виды государственной и муниципальной поддержки

 

Особенностью индустриального парка в городе Мончегорске по сравнению с центральными регионами РФ является необходимость значительной государственной поддержки. В центральных районах девелопер окупает инвестиции в коммерческую и промышленную недвижимость увеличением стоимости оборудованных инженерной инфраструктурой объектов и предоставлением дополнительных услуг. В нашем случае экономическая эффективность может быть только при условии строительства объектов инфраструктуры за счет средств бюджетов и предоставления комплекса услуг, в том числе инжиниринговых, на льготных условиях резидентам промышленного парка.

Во-первых, затраты промышленных предприятий здесь более высокие, рентабельность большинства производств ниже на 30-40%. Во-вторых, традиционная ориентация экономики на добычу и переработку природных ресурсов сформировала специализацию промышленности и кадровый состав. В-третьих, в регионе значительные объемы промышленной недвижимости не используются ввиду низкой экономической эффективности любого производства (многие небольшие производства остановлены из-за увеличения тарифов на электроэнергию).

Поэтому планируется рассмотреть вопрос предоставления субсидии промышленным паркам на возмещение части затрат на электроэнергию, на технологическое подключение к инженерным сетям, оплату консультаций экспертов и консультантов, субсидии на предоставление льготы по арендной плате для начинающих предпринимателей.

В качестве поддержки резидентов планируется предоствление субсидий на приобретение патентов, возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредиту (лизингу), предоставление льготных микрозаймов, стартовых грантов начинающим предпринимателям, гарантий.

9. Объём и источники финансирования проекта

 

По предварительной оценке, общий объем инвестиций в реализацию проекта составит около 600 млн. рублей, в том числе 5 млн. - муниципальный бюджет, 20 млн. - областной бюджет, 475 млн.- федеральный бюджет, 100 млн. рублей - внебюджетные средства (при условии получения финансирования по программе поддержки моногородов, в случае привлечения финансирования из других источников соотношение средств может быть другим). После разработки проектно-сметной документации объемы инвестиций и источники финансирования будут уточнены.

10. Ожидаемый эффект создания и развития промышленного парка

 

В настоящее время уже имеется 5 заявок на размещение предприятий в индустриальном парке. Предварительные данные по проектам представлены в таблице 5.

Планируется, что на территории парка будет размещено 20-30 промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса, на которых будет создано порядка 200 рабочих мест. Объем инвестиций при создании индустриального парка превысит 600 млн. рублей. Объем товаров собственного производства превысит 600 млн. рублей в год. Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц увеличится на 50 млн. рублей в год. После детальной проработки проекта ожидаемые результаты и индикаторы по проекту будут определены более точно.

Перечень характеристик индустриального парка представлен в приложении к Концепции.

 

Таблица 5

 

Предварительные данные по проектам потенциальных резидентов индустриального парка

 

Наименование организации и виды деятельности

Численность (чел.)

Средняя зарплата (тыс.руб./месяц)

Выпуск продукции, услуг (тыс.руб./год)

Отчисления в местный бюджет (тыс.руб./год)

Прочие отчисления в бюджеты (тыс.руб./год)

1. ЗАО "БР электроникс" Производство высокотехнологичных электронных изделий (переработка на таможенной территории)

до 100

35

38 000

1638

9500

2. ООО "ИнтерСталь"

2.1. Поставка и осуществление мощения ПАГ 14, 18.

2.2. Заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов

до 30

25

150 000

351

37500

3. Индивидуальный предприниматель Федотов Д.А. Услуги по сбору и утилизации автошин

12

20

30000

115

1800

4. Индивидуальный предприниматель Федотов Д.А. Услуги по сбору и утилизации ртутьсодержащих ламп всех типов

6

15

10000

50

2500

5. ООО "Статир"

5.1. Организация сбора, хранения, переработки и сбыта лома черных металлов.

5.2. Производство металлоизделий

30

25

100 000

350

25000

Итого:

178

29,9

328 000

2 504

76 300

Приложение
к Концепции создания
индустриального парка
в городе Мончегорске

 

Перечень
характеристик Мончегорского индустриального парка

 

Наименование показателя

Значение

Примечания

Площадь

13,2 га

категория земель "Земли населенных пунктов"

Количество объектов недвижимости (зданий)

20

собственность ОАО "КГМК"

1

муниципальная собственность

2

собственность ООО "Печенгагеология"

Общая площадь зданий

17877 м2

 

Энергоснабжение

815 кВт*

затраты на реконструкцию 10/20 млн. рублей

Водоснабжение

 

требуются оценка технического состояния канализационного коллектора, замена участков водовода (d-273 мм 1250 метров и d325 мм 540 метров)

Теплоснабжение

753200 ккал/час

имеются сети теплоснабжения до границы территории парка (в=150 мм, нагрузка 16,56 куб.м/час)

Количество организаций инфраструктуры

4

бизнес-инкубатор инжиниринговый центр демонстрационно-выставочный центр логистический центр

Инжиниринговый центр

2900 м2

 

Демонстрационно-выставочный центр инновационных технологий

2316 м2

 

Бизнес-инкубатор

1240 м2

 

Логистический центр

5104 м2

 

Общее количество офисов

30

 

В том числе офисы для начинающих (бизнес-инкубатор)

15

 

Количество рабочих мест

более 200

 

-в том числе сотрудники МИП

25-30

 

Общий объем инвестиций

573433 тыс.руб.

в том числе стоимость инженерных коммуникаций около 100 млн. рублей

 

* Мощность и другие параметры инженерной инфраструктуры будут уточнены при разработке проектно-конструкторской документации.

Состав
межведомственной рабочей группы по разработке и реализации пилотного проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске"
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12)

 

Портная Наталья Олеговна

- заместитель Губернатора Мурманской области (руководитель рабочей группы)

Крапивин Олег Владимирович

- и.о. председателя Комитета промышленности Мурманской области (заместитель руководителя рабочей группы)

Борисенко Ольга Константиновна

- заведующий сектором экономического мониторинга, анализа и прогноза Комитета промышленности Мурманской области (секретарь рабочей группы)

Члены рабочей группы:

Бидненко Елена Николаевна

- председатель комитета имущественных отношений администрации города Мончегорска (по согласованию)

Бирюкова Маргарита Павловна

- заместитель главы администрации города Мончегорска (по согласованию)

Бондарев Станислав Николаевич

- начальник управления главного механика ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию)

Давыдкин Игорь Евгеньевич

- начальник управления по реализации жилищной и энергетической политики Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Дятлев Николай Александрович

- начальник отдела развития инноваций и предпринимательства Министерства экономического развития Мурманской области

Емельянов Валерий Иванович

- заместитель главы администрации города Мончегорска (по согласованию)

Зенченко Надежда Васильевна

- начальник планово-экономического управления ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию)

Зыков Сергей Григорьевич

- заместитель начальника правового управления ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию)

Иусов Алексей Сергеевич

- главный специалист отдела экономики и муниципального заказа администрации города Мончегорска (по согласованию)

Комаров Сергей Михайлович

- главный менеджер группы по управлению имуществом аппарата первого заместителя генерального директора ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию)

Кузнецов Владимир Егорович

- генеральный директор ОАО "Мончегорскводоканал" (по согласованию)

Магера Ольга Вячеславовна

- главный специалист юридического отдела Министерства имущественных отношений Мурманской области

Максимова Надежда Петровна

- председатель комитета Мурманской областной Думы по социальной политике и охране здоровья (по согласованию)

Малов Владимир Иванович

- начальник управления главного энергетика ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию)

Маркушевский Игорь Вячеславович

- консультант правового управления Министерства юстиции Мурманской области

Мишина Наталья Александровна

- начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации города Мончегорска (по согласованию)

Молчанов Александр Алексеевич

- начальник отдела инвестиционных программ Министерства строительства и территориального развития Мурманской области

Обтовцева Ольга Львовна

- заместитель председателя комитета имущественных отношений администрации города Мончегорска (по согласованию)

Петров Евгений Дмитриевич

- генеральный директор ОАО "Мончегорские электрические сети" (по согласованию)

Разборова Татьяна Юрьевна

- заместитель главы администрации города Мончегорска, начальник управления финансов (по согласованию)

Рухлов Евгений Мефодьевич

- глава муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией (по согласованию)

Селезнев Анатолий Васильевич

- заместитель главы администрации города Мончегорска (по согласованию)

Степанов Алексей Александрович

- заместитель начальника управления финансирования отраслей экономики Министерства финансов Мурманской области

Толстолобов Вениамин Георгиевич

- генеральный директор ОАО "Мончегорская теплосеть" (по согласованию)

Толстых Алексей Николаевич

- и.о. заместителя генерального директора ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию)

Утюжникова Ирина Николаевна

- начальник отдела экономики и муниципального заказа администрации города Мончегорска (по согласованию)

Шапошников Дмитрий Николаевич

- глава администрации города Мончегорска (по согласованию)

 

1 Промышленный (индустриальный) округ - это участок (участки) земель промышленного назначения, расположенный на территории одного или нескольких муниципальных образований, оборудованный(ые) элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры и предоставляемый для размещения производств и предприятий промышленного сервиса. На территории промышленных округов могут размещаться промышленные, технологические, логистические и офисно-деловые парки, другие объекты инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности.

2 Промышленный (индустриальный) парк - это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости, включающий комплекс производственных, складских и офисных помещений, расположенный на одном или нескольких примыкающих друг к другу участках промышленных земель и объединенный единой концепцией развития, а также юридической, технической, коммунальной и транспортной инфраструктурой. Промышленные (индустриальные) парки могут быть межотраслевыми или специализироваться на одной или нескольких смежных отраслях.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12 "Об утверждении Концепции создания индустриального парка в городе Мончегорске"


Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 7 сентября 2010 г. N 162/1