2. Министерству экономического развития Мурманской области (Ефремов Ю.Л.) совместно с Комитетом промышленности Мурманской области (Крапивин О.В.) и Министерством финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) подготовить проект постановления Правительства Мурманской области о внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы, предусмотрев в мероприятиях программы финансирование проектно-сметных работ по созданию индустриального парка в сумме 5 млн. рублей.
3. Рабочей группе (Портная Н.О.):
- в срок до 20 октября 2010 года обеспечить разработку детального плана реализации пилотного проекта "Создание Индустриального парка в городе Мончегорске" с использованием программы Miсrosoft Project;
- подготовить документы для привлечения средств федерального бюджета;
- реализовать проект.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Портную Н.О.
Губернатор Мурманской области |
Д. Дмитриенко |
Концепция
создания индустриального парка в городе Мончегорске
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12)
Введение
Уже несколько лет во многих регионах России применяется положительный итальянский опыт по созданию промышленных округов1 как новой и эффективной формы территориальной организации производства, направленной на обеспечение комплексного промышленного развития муниципальных образований и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Программы по их созданию уже разработаны во многих регионах страны (Московская, Новосибирская, Липецкая области, город Набережные Челны и др.). В Московской области даже принят первый в стране закон, регламентирующий создание в регионе промышленных округов.
В Мурманской области имеется значительный потенциал для развития реального сектора экономики, в том числе малых и средних предприятий: неиспользуемые промышленные объекты, свободная рабочая сила, избыток электроэнергии, техногенные месторождения и отходы производства (как ресурс), инновационные разработки и новые технологии обогащения.
Анализ схемы территориального планирования Мурманской области показал, что на территории Мурманской области земли промышленного назначения составляют 43,9 тыс.га, в том числе 1,2 тыс.га - собственность юридических лиц, 42,7 тыс.га - собственность не разграничена, но практически все участки закреплены за предприятиями. Мощности промышленных предприятий задействованы на 50-60%. Реализация политики энергосбережения приведет к еще большему снижению загрузки работающих не на полную мощность генерирующих предприятий, а значит, к снижению их эффективности.
С целью создания организационно-правовых механизмов формирования и развития промышленных округов в Мурманской области Комитетом промышленности Мурманской области совместно с администрацией муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" разработан пилотный проект "Создание индустриального парка2 в городе Мончегорске".
Опыт, полученный при реализации этого проекта, планируется использовать при формировании промышленных округов с непосредственным участием крупных промышленных предприятий региона на основе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.
Резюме проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске"
Инициаторами проекта являются ОАО "Кольская ГМК" и администрация города Мончегорска. Проект поддержан Правительством Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 16.04.2010 N 166-ПП).
Актуальность проекта вызвана необходимостью диверсификации экономики и снижения зависимости социально-экономической ситуации в городе от стабильности работы градообразующего предприятия - ОАО "Кольская ГМК".
Цель создания индустриального парка в городе Мончегорске: диверсификация экономики муниципального образования город Мончегорск за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств на базе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.
Параллельная цель: разработка организационно-экономических и правовых механизмов создания промышленных округов в Мурманской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать региональную нормативную правовую базу создания и функционирования промышленных парков и промышленных округов.
2. Разработать проектно-сметную документацию, определить источники финансирования проекта и осуществить ремонт объектов.
3. Провести конкурс и выбрать управляющую компанию.
4. Создать и запустить структурные подразделения индустриального парка (инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор, демонстрационно-выставочный центр, логистический центр).
5. Организовать продвижение услуг Мончегорского индустриального парка, привлечение резидентов.
При реализации проекта будут использованы механизмы государственно-частного партнерства. В результате реализации проекта ожидается создание 20-30 промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса, на которых будет создано около 200 новых рабочих мест. Это позволит увеличить налогооблагаемую базу только по налогу на доходы физических лиц на 50 млн. рублей в год. Опыт, полученный в процессе реализации проекта, будет использован при создании промышленного округа Мончегорский, других промышленных парков и округов.
1. Социально-экономическая ситуация в городе Мончегорске
На территории города Мончегорска по состоянию на 01.01.2009 проживает 51 тыс. человек, средний возраст жителей - 37 лет.
Демографическая обстановка на территории города Мончегорска и подчиненных ему населенных пунктов характеризуется следующими негативными тенденциями:
- сокращение численности населения;
- высокая миграция населения;
-увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста при одновременном снижении численности лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста;
- снижение численности городского населения.
По отношению к 2008 году количество жителей сократилось на 600 человек (1,2%). За период с 2006 по 2009 год число жителей города Мончегорска уменьшилось на 1,9 тыс. человек. Основными факторами сокращения численности населения стали миграционная убыль (-8,2 чел. на 1000 человек), вызванная реализацией федеральной целевой программы "Жилище", близость промышленного производства, кроме того, часть молодежи после окончания учебных заведений в других городах остается жить и работать там.
При реализации проекта необходимо учесть вышеназванные тенденции, а также демографические проблемы страны в целом, вызванные резким сокращением рождаемости в начале 90-х годов, что в 2010 году привело к значительному сокращению молодежи, входящей в состав населения трудоспособного возраста. В Мончегорске с 2001 по 2009 год численность населения в возрасте от 15 до 18 лет сократилась на 37%.
Ситуация на рынке труда города Мончегорска характеризуется высокой динамичностью. Основным работодателем является градообразующее предприятие - ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "КГМК"). В 2006 году доля занятых на этом предприятии составляла 45,9% от общей численности занятых в городе, к 2009 году она сократилась до 31%. Это произошло в основном за счет оптимизации численности и структуры путем выделения части структурных подразделений ОАО "КГМК" в отдельные предприятия и передачи части функций на аутсорсинг. Мероприятия по оптимизации численности были проведены и другими предприятиями и организациями города, что отразилось на рынке труда.
Численность безработных колеблется: в 2006 году - 2,4 тыс. человек, 2007 год - 1,9 тыс. человек, 2008 год - 1,3 тыс. человек, 2009 год - 1,7 тыс. человек. При этом наблюдался рост количества вакансий (с 935 в 2006 году до 1716 в 2009 году), что привело в 2009 году к дисбалансу количества безработных и количества вакансий. Это является показателем несоответствия спроса и предложения прежде всего по качеству предложения (в службу занятости обращаются в основном представители рабочих специальностей, заявленные вакансии - также в основном рабочие специальности).
Количество обратившихся в службу занятости увеличилось на 38% по сравнению с 2008 годом. Это свидетельствует о неудовлетворенности своей работой 5,5 тысячи занятых людей (почти 20%), важно отметить, что в основном это люди молодого (16-29 лет) и среднего (30-50 лет) возраста. Низкий уровень заработной платы и, соответственно, доходов населения стимулирует людей на поиск дополнительного заработка или более оплачиваемой работы, в том числе в других населенных пунктах области и за пределами региона. Невысокий размер пенсий вынуждает людей пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. Более 30% обратившихся в службу занятости не имеют опыта работы (обратились впервые).
Результаты анализа рынка труда показывают, что в городе имеется значительный кадровый потенциал, состоящий из работающих лиц, желающих выполнять более квалифицированную и более высокооплачиваемую работу. Большинство из них владеет рабочими специальностями, но уровень их квалификации не соответствует требованиям современного производства. Кроме того, особого внимания требует вопрос молодежной занятости: необходимы престижные рабочие места для привлечения молодых мончегорцев, получивших профессиональное образование в других городах, при этом необходимы специальные мероприятия для молодежи, не имеющей опыта работы.
В муниципальном образовании город Мончегорск с подведомственной территорией на 01.10.2009 зарегистрирована 651 организация, что на 43 единицы больше количества организаций на начало текущего года. За период с января по сентябрь 2009 года зарегистрировано 68 организаций, официально ликвидировано 17 организаций. Коэффициент прироста на 1000 организаций составляет 87,8 ед. против показателя аналогичного периода прошлого года - 52,9 единицы.
Существенную долю промышленности составляет градообразующее предприятие ОАО "Кольская ГМК", которое является основным заказчиком продукции, работ и услуг у предприятий промышленного и строительного комплекса, расположенных на территории города Мончегорска. Кроме ОАО "КГМК" структура экономики города представлена различными видами деятельности, которые несопоставимы по объемам с деятельностью градообразующего предприятия (таблица 1). В результате местный бюджет формируется в основном за счет поступлений ОАО "КГМК", что в итоге создает зависимость социально-экономического положения города от финансовой устойчивости одного предприятия.
Таблица 1
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, млн. рублей, в ценах соответствующих лет
Показатели |
Отчет |
Оценка |
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Промышленное производство | |||
1. Добыча полезных ископаемых |
|
1,4 |
1,4 |
2. Обрабатывающие производства |
43994,6* |
28533,4* |
24984,0 |
2.1. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак |
76,5 |
96,9 |
93,8 |
2.2. Текстильное и швейное производство |
35,4* |
36,9* |
33,1 |
2.3. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
10,5* |
9,9* |
10,9 |
2.4. Химическое производство |
92,2 |
253,8 |
165,8 |
2.5. Производство резиновых и пластмассовых изделий |
91,9* |
114,5* |
110,7 |
2.6. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
8,0* |
16,9* |
11,4 |
2.7. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
43529,4 |
27796,9 |
24325,0 |
2.8. Производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов |
90,3* |
93,0* |
75,0 |
2.9.Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
60,4* |
114,5* |
158,3 |
3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
793,7* |
761,9* |
853,0 |
Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых + обрабатывающие производства + производство и распределение электроэнергии, газа и воды), в % к предыдущему году |
97,5* |
88,3* |
95,7 |
Сельское хозяйство | |||
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
37,8 |
44,2 |
8,7 |
1. Растениеводство |
19,8 |
8,2 |
8,5 |
2. Животноводство |
18,0 |
36,0 |
0,2 |
Рынок товаров и услуг | |||
1. Оборот розничной торговли |
2871,4 |
3647,8 |
3915,0 |
2. Оборот общественного питания |
231,5 |
281,0 |
280,5 |
3. Объем платных услуг населению |
1838,1 |
2034,7 |
2310,0 |
- в т.ч. бытовые услуги |
186,6 |
207,7 |
220 |
* Экспертная оценка.
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы города Мончегорска. На 01.10.2009 в городе Мончегорске на учёте в ИФНС состояли 1268 индивидуальных предпринимателей, действовали 3 средних и 327 малых предприятий.
Занятость в 2009 году в МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) составляет около 17,8% от общего числа занятых в экономике города (в 2008 году - 16,7%, данные являются оценочными, так как неизвестна среднесписочная численность работников, занятых у индивидуальных предпринимателей).
Число субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилось в связи с сокращением численности индивидуальных предпринимателей на 150 человек и составило 31,3 единицы на 1000 человек населения. Однако численность малых и средних предприятий увеличилась на 22 единицы.
На территории моногорода наблюдается развитие малого предпринимательства, что характеризуется следующими показателями:
- увеличение субъектов малого предпринимательства;
- увеличение оборота малых предприятий;
- увеличение численности работающих на малых предприятиях.
С учётом данных социально-экономического развития города за 2008 год можно отметить положительную динамику в работе малого и среднего бизнеса (данные на 01.01.2009 к 01.01.2005 в сопоставимых ценах): оборот розничной торговли увеличился на 55,1%, оборот общественного питания увеличился на 29,0%, объём платных услуг на 32,34%.
Таблица 2
Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
||
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения |
|
5,9 |
6,0 |
6,5 |
Число субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) в расчете на 1 тыс. человек населения |
|
32,8 |
33,4 |
31,3 |
Малые предприятия | ||||
Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года |
единиц |
307 |
305 |
327 |
Среднесписочная численность работников по малым предприятиям (без внешних совместителей) |
человек |
2822 |
3308 |
3525 |
Оборот малых предприятий |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
163,0 |
220,0 |
244,0 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
125,0 |
118,1 |
98,0 |
Средние предприятия | ||||
Количество средних предприятий - всего |
единиц |
2 |
3 |
3 |
Среднесписочная численность работников по средним предприятиям (без внешних совместителей) |
человек |
104 |
156 |
160 |
Индивидуальные предприниматели | ||||
Численность индивидуальных предпринимателей |
человек |
1408 |
1418 |
1268 |
По результатам мониторинга инфраструктуры объектов потребительского рынка за 2005-2008 годы субъекты предпринимательства города работали устойчиво и стабильно. В результате благоприятных условий развития малого бизнеса субъектами предпринимательства было построено и выкуплено путём инвестиционных вложений 95 объектов торговли и услуг (магазины, предприятия общественного питания, павильоны, торговые комплексы, оптовые склады, автозаправочные станции, аптеки, предприятия бытового обслуживания, офисы) общей площадью более 70 тыс.кв.м, что составляет 54,8% от всех площадей потребительского рынка, создано 1300 рабочих мест.
Количество объектов бытового обслуживания увеличилось со 111 (на 01.01.2006) до 204 (на 01.01.2009), рост составил за три последних года 46%.
Очень важный показатель развития малого и среднего бизнеса - объём торговых площадей на душу населения. В городе Мончегорске на 1000 жителей приходится 840 кв.м торговых площадей по состоянию на 01.01.2009, для сравнения: на 01.01.2006 - 520 кв.м. Это также говорит о комфортных, качественных условиях для проживания населения города, созданных субъектами предпринимательства, которые путём грамотного ведения бизнеса сумели инвестировать средства в высокие технологии при организации предприятий потребительского рынка (это сеть магазинов "ГЕРМЕС", "ИСМО", "Тройка", сеть аптек "Формула здоровья" и др.).
Мониторинг потребительского рынка города также позволяет определить приоритетные сферы деятельности, которые необходимо развивать на территории муниципального образования: торговля и общественное питание, сфера бытовых услуг, социальная сфера, ремесленная деятельность, производственная сфера (в том числе цеха по переработке пищевых продуктов, мастерские по пошиву изделий лёгкой промышленности), инновационная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, сельское хозяйство, образовательные услуги дополнительного образования, медицинские услуги узкой направленности.
Вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города способствовали реализация предыдущих областной и городской программ развития малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом для осуществления экономической политики администрации города Мончегорска по отношению к малому бизнесу.
В условиях финансовой нестабильности, являющейся следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации муниципальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в городе Мончегорске с ноября 2008 года была выдвинута задача разработки антикризисных мер по сохранению субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных ими рабочих мест.
Несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса, начавшее проявляться в экономике страны и города в IV квартале прошлого года, финансово устойчивые, имеющие собственное залоговое имущество субъекты МСП сохранили свой бизнес на территории города.
Влияние экономического кризиса в основном негативно отразилось на микропредприятиях и индивидуальных предпринимателях, не имеющих собственных оборотных средств и недвижимого имущества, и ограничило возможности развития и расширения сферы деятельности большинства предпринимателей города.
В связи с отсутствием доступа к кредитным ресурсам для устойчивого продолжения ведения бизнеса предприниматели в 2009 году закрыли 30 торговых мест в торговых комплексах, 10 объектов общественного питания, 13 магазинов. Однако в 2009 году открылись торговый центр в южном районе города общей площадью 1580 кв.м, 3 магазина общей площадью 700 кв.м, кафе-бар на 120 посадочных мест, 5 объектов бытовых услуг на 15 рабочих мест и др.
Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства во II квартале 2009 года был проведён опрос предпринимателей, участниками которого стали субъекты МСП, осуществляющие свою деятельность в городе Мончегорске.
Всего в ходе опроса было проведено 100 опросов по структурированной анкете, опрошены субъекты предпринимательства 49 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 36 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 3 средних предприятия (численность от 101 до 250 человек включительно), 12 индивидуальных предпринимателей.
Среди респондентов занимаются предпринимательством более 11 лет - 33%, от 7 до 10 лет - 22%, от 4 до 6 лет - 23%, от года до 3 лет - 21%, менее года - 1%. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65%) и молодые люди (35%).
Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, торговлей оптовой и розничной, общественным питанием, услугами для населения.
Большинство опрошенных (66%) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34%) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную. Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса:
- в связи с финансовым кризисом финансирование бизнес-проектов коммерческими банками резко снизилось, ужесточены требования к заёмщикам, значительно увеличились процентные ставки по кредитам, в очень сложных условиях по кредитованию оказались предприниматели с минимальным стажем работы - от года до 2 лет - и начинающие предприниматели;
- 56% из числа респондентов сообщили о сокращении оборотных средств предприятия в связи с ужесточением условий финансирования бизнес-проектов коммерческими банками;
- 60% респондентов, занимающихся производством, и 40% - услугами общественного питания, отметили слабую обеспеченность квалифицированными кадрами;
- очень слабый уровень удовлетворённости индивидуальных предпринимателей (по 5-балльной шкале) упрощённой системой налогообложения - 4 балла и системой налогообложения в виде ЕНВД - 4,5 балла по критерию численности сотрудников.
На ухудшение финансово-экономического состояния бизнеса за последний год указали 40% респондентов в производстве, 89% - в строительстве, 72% - в торговле, 70% - в общественном питании, 53% - в сфере бытовых услуг.
Вследствие таких процессов предприниматели, не имеющие достаточных оборотных средств, вынуждены сокращать количество объектов, снижать объёмы работ и услуг, сокращать работников. Предстоит справиться с целым рядом серьёзных проблем: растут цены поставщиков, сокращается спрос со стороны покупателей, увеличиваются риски неплатежей и недопоставок продукции. Чрезвычайно сложно стало получить финансовые средства под развитие, помимо резко возросших кредитных ставок многие банки сократили работу с микропредприятиями.
Таблица 3
SWOT- анализ основных направлений развития местной промышленности и малого бизнеса
Сильные стороны (условия, стимулирующие развитие) |
Слабые стороны (условия, сдерживающие развитие) |
1. Наличие свободной рабочей силы, в том числе молодежи. 2. Наличие спроса на товары и услуги со стороны ОАО "КГМК". 3. Наличие потенциального спроса на качественные услуги для населения, в том числе молодого возраста. 4. Наличие рекреационных ресурсов на территории. 5. Наличие муниципальной целевой программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства, долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы, региональной программы содействия занятости |
1. Доминирующую роль в развитии экономики района играет градообразующее предприятие ОАО "КГМК". 2. Обострение конкурентной борьбы, в том числе приход в район крупных торговых сетей, предлагающих товары и сопутствующие услуги по более низким, чем у субъектов малого бизнеса, ценам. 3. Сложные условия ведения сельскохозяйственной деятельности. 4. Отток населения за пределы района, преимущественно молодых людей в возрасте до 30 лет |
Возможности |
Угрозы |
1. Развитие перспективных направлений хозяйственной деятельности, позволяющих диверсифицировать экономику: - сфера услуг населению; - сфера услуг для предприятий, в том числе ОАО "КГМК"; - туризм. 2. Возможность привлечения средств областного и федерального бюджетов для реализации мероприятий муниципальной целевой программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства. 3. Реализация специальных программ по созданию престижных рабочих мест для молодежи, в том числе для начала собственного бизнеса. 4. Участие в программах по развитию сельского хозяйства, поддержка этого направления, в том числе финансовая (предоставление субсидий). 5. Организация предпринимательской деятельности в рамках реализации программ занятости населения |
1. Снижение спроса населения на продукцию предприятий местной промышленности и малого бизнеса в результате нестабильной работы градообразующего предприятия и снижения доходов населения. 2. Сокращение малого бизнеса в сфере торговли и услуг, частичное высвобождение работников. 3. Низкая рентабельность сельского хозяйства, небольшое количество желающих заниматься сельским хозяйством. 4. Сокращение спроса на товары и услуги молодежного ассортимента и предложения квалифицированной рабочей силы (выпускников вузов) |
При благоприятных условиях развития экономики в 2010 году численность владельцев собственного бизнеса может увеличиться за счет регистрации в качестве предпринимателей лиц из числа бывших безработных, прошедших отбор бизнес-проектов и получивших государственную поддержку на реализацию этих проектов. При неблагоприятных условиях численность уже действующих бизнесменов может снизиться, поскольку малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, влияние конкуренции и т.д.
С учетом возможностей всех отраслей экономики город Мончегорск имеет все предпосылки стабильного развития. Диверсификация экономических направлений позволит сохранить устойчивое функционирование хозяйственного комплекса в рамках всего муниципального образования.
Таблица 4
Основные риски местной промышленности и малого бизнеса
Вид риска |
Характеристика риска |
Рыночные риски |
1. Обострение конкурентной борьбы 2. Трудности привлечения заемных финансовых ресурсов для организаций малого и среднего бизнеса, особенно для индивидуальных предпринимателей |
Инфраструктурные риски |
Рост тарифов и, как следствие, снижение рентабельности |
Социальные риски |
1. Отток квалифицированных кадров за пределы города 2. Недостаточный объем знаний и опыта предпринимательской деятельности у населения для открытия собственного дела |
Потребительские риски |
Снижение платежеспособности населения |
2. Предпосылки создания индустриального парка в городе Мончегорске
Идея создания индустриального парка в городе Мончегорске родилась в период подготовки к Первому Мурманскому экономическому форуму в октябре 2009 года. Создание промышленных парков и промышленных округов еще только зарождается. Большинство индустриальных парков создается по принципу "brownfield" - это переоборудованные заводы советских времен, где прекращено производство профильной продукции. Имеются в России и проекты, реализуемые по принципу "greenfield" (на свободной земле). Учитывая наличие территории (промышленные земли площадью 13,2 га) с неиспользуемыми объектами промышленной недвижимости и возможностью подключения коммуникаций, администрация города и градообразующее предприятие ОАО "Кольская ГМК" выступили с инициативой создания первого в Мурманской области индустриального парка в городе Мончегорске.
Для успешной реализации проекта создания промышленного парка необходимо наличие "якорных" резидентов, вокруг которых формируется кластер технологически связанных предприятий промышленности и промышленного сервиса. Другой вариант реализации таких проектов - создание парка крупным промышленным предприятием, обеспечивающим спрос на различные услуги. В данном случае имеется спрос со стороны ОАО "КГМК", есть возможность передачи на аутсорсинг некоторых непрофильных функций и услуг, в том числе внедрения новых технологий, разработанных научно-технологическим отделом ОАО "КГМК".
Важными преимуществами являются удобное географическое расположение (в центре Кольского полуострова), близость к федеральной трассе Санкт-Петербург - Мурманск и наличие железнодорожной ветки.
Анализ рынка труда показывает наличие неиспользуемого кадрового потенциала, в том числе молодежи, получившей современное образование и желающей реализовать себя.
Город Мончегорск имеет статус моногорода, что дает возможность привлечения средств областного и федерального бюджетов для реализации проекта.
3. Выбор места размещения индустриального парка и зонирование территории
Участок, выбранный для реализации проекта "Создание индустриального парка городе Мончегорске", расположен в центре Кольского полуострова по адресу: г. Мончегорск, ул. Заводская, д. 8.
Земельный участок граничит:
- с северной стороны - улица Заводская;
- с южной стороны - озеро Нюдъявр;
- с западной стороны - Никелевое шоссе;
- с восточной стороны - земли Мончегорского хлебозавода.
Рис. 1. Визуализация объекта "Индустриальный парк в городе Мончегорске".
Выгодное месторасположение индустриального парка обусловлено непосредственным расположением в городе и прилеганием к участку развитой транспортной инфраструктуры. Расстояние до г. Мурманска 146 км, до федеральной трассы Санкт-Петербург - Мурманск - 3км. Дополнительным плюсом является наличие на территории участка железной дороги, вертолетной площадки, таможенного терминала.
По результатам предпроектного исследования, в границах индустриального парка предложено выделить шесть функциональных зон:
1. Общественно-деловая.
2. Производственная.
3. Складская.
4. Таможенная.
5. Рекреационная.
6. Инженерно-техническая.
Зона общественно-деловой активности располагается с северной стороны земельного участка, с главного фасада индустриального парка вдоль улицы Заводской. Территория зоны связана с остальной территорией индустриального парка системой внутренних проездов. Главный въезд на территорию индустриального парка осуществляется со стороны улицы Заводской.
Производственная зона является наиболее крупной функциональной зоной и занимает большую часть территории индустриального парка. Участок расположен с восточной стороны и примыкает к ограждению территории со стороны улицы Заводской и Никелевого шоссе. На территории восточного участка размещается восемь автономных планировочных модулей в расчёте на соответствующее число фирм-резидентов. Существующие модули находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и подлежат ремонту.
Складская зона занимает южный участок территории и с восточной стороны примыкает к ограждению территории ООО ДХО ОРС АО "Комбинат СН". С западной стороны участок ограничен внутренним транспортным проездом индустриального парка.
На территории складской зоны расположены открытые складские площадки и пять планировочных складских модулей. Доступ к объектам зоны предлагается организовать со стороны местного проезда.
Таможенная зона - это зона таможенного контроля. Участок расположен в восточной стороне и примыкает к ограждению территории хлебокомбината. Она предусмотрена для проведения таможенного контроля и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. На территории таможенной зоны расположены открытая складская площадка и складской модуль. Доступ к объектам зоны организован со стороны главного входа, с улицы Заводской.
Зона рекреации занимает два участка. Один участок расположен между складской и производственной зоной, что обеспечивает равный доступ для пользователей. В пределах зоны размещены спортивные площадки и площадки для отдыха. На втором участке находится капитальный объект спортивно-развлекательного характера. Вдоль основных транспортных проездов предлагается обеспечить озеленение в виде газонов и деревьев. С западной стороны участок ограничен внутренним транспортным проездом.
Инженерно-техническая зона имеет два участка - юго-западный и юго-восточный. На территории юго-западного участка размещаются трансформаторная подстанция и проектируемые очистные сооружения. На территории юго-восточного участка размещается склад ГСМ и сопутствующие объекты, необходимость которых будет выявлена в ходе разработки проекта.
Все функциональные зоны объединены общей системой проездов.
4. Правовые и организационные основы создания индустриального парка
Промышленный парк может быть создан на основе частной, государственной или муниципальной собственности. В данном случае на территории индустриального парка расположены объекты как частной, так и муниципальной собственности. Сложность заключается в том, что средства бюджетов могут быть вложены только в объекты муниципальной или государственной собственности. При этом средства федерального бюджета могут быть использованы на развитие транспортной инфраструктуры (дороги, причалы и т.п.), подведение к границам промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры (тепло, газ, электричество, вода, ливневая канализация, система очистки сточных вод), подготовку промышленных площадок, в том числе проведение коммуникаций и реконструкцию производственных площадей (за исключением проектно-сметной документации).
Наиболее распространенным вариантом является создание парков на основе муниципальной собственности с последующей передачей в доверительное управление управляющей организации, выбранной по конкурсу.
При этом необходимо выполнить следующее:
- ОАО "КГМК" передать в муниципальную собственность объекты недвижимости бывшей базы МТО;
- администрации города Мончегорска принять объекты недвижимости, переданные в муниципальную собственность ОАО "КГМК", оформить землеотвод для организации индустриального парка, провести конкурс по выбору управляющей компании;
- Правительству Мурманской области изыскать в 2010 году денежные средства на финансирование проектно-сметных работ в размере 5 млн. рублей (8% от стоимости проекта) и средства для финансирования строительства индустриального парка в 2011-2012 годах, подготовить документы для получения средств федерального бюджета на реализацию проекта.
5. Система управления индустриальным парком
Предлагаемая система управления состоит из наблюдательного совета и управляющей компании. Управляющая компания "Мончегорский индустриальный парк" включает директора, двух заместителей (по коммерческой деятельности и по обеспечению деятельности), руководителей основных структурных подразделений (консультационно-инжинирингового центра, бизнес-инкубатора, демонстрационно-выставочного центра и логистического центра) и обеспечивающих служб (бухгалтерия, охрана, сервисные службы). Каждая из основных структур осуществляет деятельность на основе самоокупаемости (за исключением бизнес-инкубатора, которому компенсируются затраты на льготы начинающим предпринимателям). Затраты на обеспечение деятельности индустриального парка должны покрываться за счет арендной платы резидентов.
/--------------\
|Наблюдательный| /----------------\
| совет |---------------------------| Директор |
\--------------/ |УК "Мончегорский|
| индустриальный |
| парк" |
\----------------/
/----------------------------------------\
| |
/------------\ /-------------\
|Заместитель | |Заместитель |
|директора по| |директора по |
|коммерческой| |обеспечению |
|деятельности| |деятельности |
\------------/ \-------------/
/---------------------------------------------------------------------------------\
| | | | |
/----------------\ /------------\ /----------------\ /-----------------\ /----------------\
|Руководитель | |Руководитель| | Руководитель | | Руководитель | |Бухгалтерия |
|Консультационно-| | Бизнес- | |Демонстрационно-| |Логистистического| |Охрана |
|инжинирингового | | инкубатора | | выставочного | | центра | |Сервисные службы|
| центра | \------------/ | центра | \-----------------/ \----------------/
\----------------/ \----------------/
Рис. 2. Схема управления индустриальным парком.
Стратегическое руководство и контроль за деятельностью управляющей компании будет осуществляться наблюдательным советом, в состав которого входят представители всех участников проекта.
6. Объекты и основные услуги индустриального парка
Анализ предпосылок создания парка показывает необходимость создания многофункционального промышленного парка. Основные направления деятельности на территории индустриального парка:
- промышленная деятельность (за исключением пищевой промышленности и производства электроэнергии, газа и воды);
- транспортные и логистические услуги;
- строительные услуги, производство строительных материалов;
- ремонт и обслуживание автомобилей и транспортных средств, различных видов оборудования;
- инжиниринговая деятельность и оказание консультационных услуг;
- услуги маркетинга;
- прикладные научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские работы;
- клининговые и прочие услуги.
Большая часть промышленных объектов будет строиться непосредственно "под заказчика" - система "built-to-suit".
Основные услуги индустриального парка:
- предоставление в долгосрочную аренду на льготных условиях земельных участков и производственных, складских, административно-хозяйственных и офисных помещений;
- обеспечение транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой, возможности подключения к инженерным сетям;
- оказание содействия предприятиям и предпринимателям в создании и размещении на территории парка промышленных производств и предприятий промышленного сервиса (ремонт, транспорт, логистика и пр.);
- оказание содействия в продвижении товаров и услуг резидентов индустриального парка, а также новых технологий для промышленных предприятий Мурманской области через демонстрационно-выставочный центр, размещенный на территории индустриального парка;
- оказание поддержки начинающим предпринимателям через бизнес-инкубатор, расположенный на территории индустриального парка;
- оказание содействия в продвижении и внедрении инновационных технологий на предприятиях горно-промышленного комплекса Мурманской области через инжиниринговый центр, расположенный на территории индустриального парка.
Задачи инжинирингового центра:
- активизация трансфера современных, эффективных технологий в металлургии, энергетике, экологии, добыче и переработке полезных ископаемых, в том числе из технологических месторождений;
- мониторинг новых технологий ресурсосбережения, применяемых на предприятиях Мурманской области, и организация презентаций для обмена опытом в сфере их внедрения;
- проведение инженерных конференций и разработка предложений по формированию заказа на разработку типовых технологий ресурсосбережения для промышленных предприятий Мурманской области;
- оценка необходимых финансовых и материальных затрат на реализацию проектов по созданию производств;
- составление бизнес-планов;
- проведение конференций и семинаров по коммерциализации новых технологий;
- оказание консалтинговых услуг в сфере инженерной подготовки промышленного производства, установки и отладки промышленного оборудования, обучения персонала и получения необходимых согласований для открытия новых производств;
- подготовка персонала.
Индустриальный парк предлагает разнообразные варианты сотрудничества. На территории индустриального парка реализуется концепция бизнес-парка, запланировано строительство логистического центра, производственных и складских помещений, таможенного поста и контейнерного терминала.
7. Этапы и сроки реализации проекта
1-й этап. Разработка проекта. Разработка проекта включает разработку концепции создания индустриального парка, выполнение проектно-сметных работ, разработку схемы реализации проекта, подготовку бизнес-плана реализации проекта и заявки на финансирование.
2-й этап. Выбор управляющей компании "Мончегорский индустриальный парк", строительство 1-й очереди:
- ОАО "КГМК" выполняет подготовку территории парка для строительства: утилизацию объектов движимого имущества (инв. NN 200289, 200844, 200830, 200840, 200848), демонтаж и утилизацию ж/д путей и тупиков (инв. NN 200798, 200799, 200802, 200805, 200806, 200805), подкрановых путей (инв. NN 200809, 200811, 200812, 200814, 200815), ликвидацию подпорожских складов (инв. NN 200777, 200780, 200784, 200789);
- на средства Мурманской области выполняется (частично) ремонт объектов муниципальной собственности, находящихся на территории парка. Точные объемы финансирования будут известны после выполнения проектных работ;
- ОАО "Мончегорские электрические сети", ОАО "Мончегорскводоканал" и ОАО "Мончегорская теплосеть" выполняют проектно-сметные работы на ремонт коммунальных сетей;
- Правительство Мурманской области готовит и направляет заявку для получения средств федерального бюджета;
- УК "Мончегорский индустриальный парк" осуществляет строительство объектов инженерной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета;
- администрация города Мончегорска и УК "Мончегорский индустриальный парк" организуют работу с потенциальными резидентами, заключают договоры аренды производственных площадей. В ряде случаев могут быть заключены концессионные соглашения.
3-й этап. Строительство 2-й очереди. Резиденты выполняют ремонт помещений и размещают производственные мощности. Создание и начало работы структурных подразделений индустриального парка: демонстрационно-выставочного центра, бизнес-инкубатора, инжинирингового и логистического центров.
8. Планируемые виды государственной и муниципальной поддержки
Особенностью индустриального парка в городе Мончегорске по сравнению с центральными регионами РФ является необходимость значительной государственной поддержки. В центральных районах девелопер окупает инвестиции в коммерческую и промышленную недвижимость увеличением стоимости оборудованных инженерной инфраструктурой объектов и предоставлением дополнительных услуг. В нашем случае экономическая эффективность может быть только при условии строительства объектов инфраструктуры за счет средств бюджетов и предоставления комплекса услуг, в том числе инжиниринговых, на льготных условиях резидентам промышленного парка.
Во-первых, затраты промышленных предприятий здесь более высокие, рентабельность большинства производств ниже на 30-40%. Во-вторых, традиционная ориентация экономики на добычу и переработку природных ресурсов сформировала специализацию промышленности и кадровый состав. В-третьих, в регионе значительные объемы промышленной недвижимости не используются ввиду низкой экономической эффективности любого производства (многие небольшие производства остановлены из-за увеличения тарифов на электроэнергию).
Поэтому планируется рассмотреть вопрос предоставления субсидии промышленным паркам на возмещение части затрат на электроэнергию, на технологическое подключение к инженерным сетям, оплату консультаций экспертов и консультантов, субсидии на предоставление льготы по арендной плате для начинающих предпринимателей.
В качестве поддержки резидентов планируется предоствление субсидий на приобретение патентов, возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредиту (лизингу), предоставление льготных микрозаймов, стартовых грантов начинающим предпринимателям, гарантий.
9. Объём и источники финансирования проекта
По предварительной оценке, общий объем инвестиций в реализацию проекта составит около 600 млн. рублей, в том числе 5 млн. - муниципальный бюджет, 20 млн. - областной бюджет, 475 млн.- федеральный бюджет, 100 млн. рублей - внебюджетные средства (при условии получения финансирования по программе поддержки моногородов, в случае привлечения финансирования из других источников соотношение средств может быть другим). После разработки проектно-сметной документации объемы инвестиций и источники финансирования будут уточнены.
10. Ожидаемый эффект создания и развития промышленного парка
В настоящее время уже имеется 5 заявок на размещение предприятий в индустриальном парке. Предварительные данные по проектам представлены в таблице 5.
Планируется, что на территории парка будет размещено 20-30 промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса, на которых будет создано порядка 200 рабочих мест. Объем инвестиций при создании индустриального парка превысит 600 млн. рублей. Объем товаров собственного производства превысит 600 млн. рублей в год. Налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц увеличится на 50 млн. рублей в год. После детальной проработки проекта ожидаемые результаты и индикаторы по проекту будут определены более точно.
Перечень характеристик индустриального парка представлен в приложении к Концепции.
Таблица 5
Предварительные данные по проектам потенциальных резидентов индустриального парка
Наименование организации и виды деятельности |
Численность (чел.) |
Средняя зарплата (тыс.руб./месяц) |
Выпуск продукции, услуг (тыс.руб./год) |
Отчисления в местный бюджет (тыс.руб./год) |
Прочие отчисления в бюджеты (тыс.руб./год) |
1. ЗАО "БР электроникс" Производство высокотехнологичных электронных изделий (переработка на таможенной территории) |
до 100 |
35 |
38 000 |
1638 |
9500 |
2. ООО "ИнтерСталь" 2.1. Поставка и осуществление мощения ПАГ 14, 18. 2.2. Заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов |
до 30 |
25 |
150 000 |
351 |
37500 |
3. Индивидуальный предприниматель Федотов Д.А. Услуги по сбору и утилизации автошин |
12 |
20 |
30000 |
115 |
1800 |
4. Индивидуальный предприниматель Федотов Д.А. Услуги по сбору и утилизации ртутьсодержащих ламп всех типов |
6 |
15 |
10000 |
50 |
2500 |
5. ООО "Статир" 5.1. Организация сбора, хранения, переработки и сбыта лома черных металлов. 5.2. Производство металлоизделий |
30 |
25 |
100 000 |
350 |
25000 |
Итого: |
178 |
29,9 |
328 000 |
2 504 |
76 300 |
Приложение
к Концепции создания
индустриального парка
в городе Мончегорске
Перечень
характеристик Мончегорского индустриального парка
Наименование показателя |
Значение |
Примечания |
Площадь |
13,2 га |
категория земель "Земли населенных пунктов" |
Количество объектов недвижимости (зданий) |
20 |
собственность ОАО "КГМК" |
1 |
муниципальная собственность |
|
2 |
собственность ООО "Печенгагеология" |
|
Общая площадь зданий |
17877 м2 |
|
Энергоснабжение |
815 кВт* |
затраты на реконструкцию 10/20 млн. рублей |
Водоснабжение |
|
требуются оценка технического состояния канализационного коллектора, замена участков водовода (d-273 мм 1250 метров и d325 мм 540 метров) |
Теплоснабжение |
753200 ккал/час |
имеются сети теплоснабжения до границы территории парка (в=150 мм, нагрузка 16,56 куб.м/час) |
Количество организаций инфраструктуры |
4 |
бизнес-инкубатор инжиниринговый центр демонстрационно-выставочный центр логистический центр |
Инжиниринговый центр |
2900 м2 |
|
Демонстрационно-выставочный центр инновационных технологий |
2316 м2 |
|
Бизнес-инкубатор |
1240 м2 |
|
Логистический центр |
5104 м2 |
|
Общее количество офисов |
30 |
|
В том числе офисы для начинающих (бизнес-инкубатор) |
15 |
|
Количество рабочих мест |
более 200 |
|
-в том числе сотрудники МИП |
25-30 |
|
Общий объем инвестиций |
573433 тыс.руб. |
в том числе стоимость инженерных коммуникаций около 100 млн. рублей |
* Мощность и другие параметры инженерной инфраструктуры будут уточнены при разработке проектно-конструкторской документации.
Состав
межведомственной рабочей группы по разработке и реализации пилотного проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске"
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12)
Портная Наталья Олеговна |
- заместитель Губернатора Мурманской области (руководитель рабочей группы) |
Крапивин Олег Владимирович |
- и.о. председателя Комитета промышленности Мурманской области (заместитель руководителя рабочей группы) |
Борисенко Ольга Константиновна |
- заведующий сектором экономического мониторинга, анализа и прогноза Комитета промышленности Мурманской области (секретарь рабочей группы) |
Члены рабочей группы: | |
Бидненко Елена Николаевна |
- председатель комитета имущественных отношений администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Бирюкова Маргарита Павловна |
- заместитель главы администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Бондарев Станислав Николаевич |
- начальник управления главного механика ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию) |
Давыдкин Игорь Евгеньевич |
- начальник управления по реализации жилищной и энергетической политики Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области |
Дятлев Николай Александрович |
- начальник отдела развития инноваций и предпринимательства Министерства экономического развития Мурманской области |
Емельянов Валерий Иванович |
- заместитель главы администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Зенченко Надежда Васильевна |
- начальник планово-экономического управления ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию) |
Зыков Сергей Григорьевич |
- заместитель начальника правового управления ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию) |
Иусов Алексей Сергеевич |
- главный специалист отдела экономики и муниципального заказа администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Комаров Сергей Михайлович |
- главный менеджер группы по управлению имуществом аппарата первого заместителя генерального директора ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию) |
Кузнецов Владимир Егорович |
- генеральный директор ОАО "Мончегорскводоканал" (по согласованию) |
Магера Ольга Вячеславовна |
- главный специалист юридического отдела Министерства имущественных отношений Мурманской области |
Максимова Надежда Петровна |
- председатель комитета Мурманской областной Думы по социальной политике и охране здоровья (по согласованию) |
Малов Владимир Иванович |
- начальник управления главного энергетика ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию) |
Маркушевский Игорь Вячеславович |
- консультант правового управления Министерства юстиции Мурманской области |
Мишина Наталья Александровна |
- начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Молчанов Александр Алексеевич |
- начальник отдела инвестиционных программ Министерства строительства и территориального развития Мурманской области |
Обтовцева Ольга Львовна |
- заместитель председателя комитета имущественных отношений администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Петров Евгений Дмитриевич |
- генеральный директор ОАО "Мончегорские электрические сети" (по согласованию) |
Разборова Татьяна Юрьевна |
- заместитель главы администрации города Мончегорска, начальник управления финансов (по согласованию) |
Рухлов Евгений Мефодьевич |
- глава муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией (по согласованию) |
Селезнев Анатолий Васильевич |
- заместитель главы администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Степанов Алексей Александрович |
- заместитель начальника управления финансирования отраслей экономики Министерства финансов Мурманской области |
Толстолобов Вениамин Георгиевич |
- генеральный директор ОАО "Мончегорская теплосеть" (по согласованию) |
Толстых Алексей Николаевич |
- и.о. заместителя генерального директора ОАО "Кольская ГМК" (по согласованию) |
Утюжникова Ирина Николаевна |
- начальник отдела экономики и муниципального заказа администрации города Мончегорска (по согласованию) |
Шапошников Дмитрий Николаевич |
- глава администрации города Мончегорска (по согласованию) |
1 Промышленный (индустриальный) округ - это участок (участки) земель промышленного назначения, расположенный на территории одного или нескольких муниципальных образований, оборудованный(ые) элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры и предоставляемый для размещения производств и предприятий промышленного сервиса. На территории промышленных округов могут размещаться промышленные, технологические, логистические и офисно-деловые парки, другие объекты инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности.
2 Промышленный (индустриальный) парк - это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости, включающий комплекс производственных, складских и офисных помещений, расположенный на одном или нескольких примыкающих друг к другу участках промышленных земель и объединенный единой концепцией развития, а также юридической, технической, коммунальной и транспортной инфраструктурой. Промышленные (индустриальные) парки могут быть межотраслевыми или специализироваться на одной или нескольких смежных отраслях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 27 июля 2010 г. N 341-ПП/12 "Об утверждении Концепции создания индустриального парка в городе Мончегорске"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 7 сентября 2010 г. N 162/1