Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Совета депутатов города Мурманска
от 31 мая 2006 N 23-277
Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей города Мурманска" на 2006-2010 годы
29 сентября, 29 декабря 2006 г., 31 мая 2007 г.
Решением Совета депутатов г. Мурманска от 31 мая 2007 г. N 37-466 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей города Мурманска" на 2006 -2010 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановление Правительства Мурманской области от 23 марта 2006 года N 94-ПП/3 "Об утверждении региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы" и с учетом постановления администрации города Мурманска от 03 февраля 2006 года N 160 "О реализации приоритетных национальных проектов в городе Мурманске". |
Муниципальный заказчик-координатор Программы |
Отдел социально-экономического развития администрации города Мурманска. |
Разработчики Программы |
- отдел социально-экономического развития администрации города Мурманска; - отдел по учету и распределению жилой площади администрации города Мурманска; - комитет по делам молодежи администрации города Мурманска; - комитет по образованию администрации города Мурманска; - комитет по культуре администрации города Мурманска; - комитет по здравоохранению администрации города Мурманска; - управление финансов администрации города Мурманска; - комитет по территориальному планированию и градостроительству администрации города Мурманска; - Совет депутатов города Мурманска. |
Цель Программы |
Предоставление муниципальной и государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей г. Мурманска. |
Основные задачи Программы |
- разработка механизма реализации системы муниципальной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья; - создание условий для привлечения и консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей; - разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания муниципальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств городского бюджета; - доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств городского бюджета, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям. |
Срок реализации Программы |
2006-2010 годы: 1 этап - 2006 год, 2 этап - 2007-2010 годы. |
Объемы и источники финансирования |
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 281 348 тыс. рублей, в том числе за счет средств: 1. Областного бюджета, при условии участия муниципального образования город Мурманск в реализации соответствующей региональной Программы - 14 479 тыс. рублей, в том числе: 2007 г. - 8 507 тыс. рублей; 2008 г. - 5 972 тыс. рублей. 2. Городского бюджета - 51 827 тыс. рублей, в том числе: 2006 г. - 1 117 тыс. рублей; 2007 г. - 8 834 тыс. рублей; 2008 г. - 13 549 тыс. рублей; 2009 г. - 13 619 тыс. рублей; 2010 г. - 14 708 тыс. рублей. 3. Внебюджетных источников - 215 042 тыс. рублей, в том числе: 2006 г. - 9 315 тыс. рублей; 2007 г. - 38 193 тыс. рублей; 2008 г. - 61 048 тыс. рублей; 2009 г. - 51 195 тыс. рублей; 2010 г.- 55 291 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- обеспечение собственным жильем 289 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - формирование системы муниципальной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий на территории г. Мурманска; - увеличение рождаемости в городе - общее количество рожденных детей у молодых семей - участников Программы составит оценочно 54 ребенка; - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств молодых семей; - стабилизация социальной и демографической ситуации в г. Мурманске; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности. |
Контроль за реализацией Программы |
Отдел социально-экономического развития администрации города Мурманска |
- объемы финансирования Программы могут корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями бюджета муниципального образования г. Мурманск и других уровней бюджета на соответствующий финансовый год после внесения изменения в решение Совета депутатов города Мурманска об утверждении данной Программы.
I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программными методами
Муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей города Мурманска " на 2006-2010 годы разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Мурманской области от 23 марта 2006 года N 94-ПП/3 "Об утверждении региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы" и с учетом постановления администрации города Мурманска от 03 февраля 2006 года N 160 "О реализации приоритетных национальных проектов в городе Мурманске".
Анализ демографической ситуации в городе показывает, что идет резкое снижение рождаемости, увеличение смертности населения и продолжающийся миграционный отток населения. На 01 января 2006 года численность населения города Мурманска составляет 320,9 тыс. человек, что меньше по сравнению с прошлым годом на 4,2 тыс. человек. Молодежи в возрасте от 18 до 30 лет проживает 67,2 тыс. человек, что составляет 20,9 % от общей численности населения города.
В 2005 году зарегистрировано рождение 2968 детей, что составляет 92,17% к аналогичному показателю прошлого года. Коэффициент рождаемости по г. Мурманску в 2005 году сократился в среднем на 7% по сравнению с аналогичном показателей предыдущего года и составил 9,2 ребенка на 1000 жителей.
Не повышает статус брачных отношений отношение общества к браку, как к таковому. Бракоразводная ситуация в г. Мурманске на протяжении 2 лет составляет на 10 заключенных браков - 8 разводов. Основной причиной разводов называется социально-психологическая несовместимость. В то же время опрос "Положение молодой семьи в Мурманской области, 2002 год" показал, готовность молодых родителей иметь 2-х и более детей, однако не решенные жилищные проблемы и экономическое благосостояние семей сдерживают рождение 2-го и третьего ребенка. Только 7,1 % молодых семей в настоящее время живут в достатке. А каждую третью молодую семью в Мурманской области можно отнести к экономически неблагополучным. В городе Мурманске около 3000 абортов делается ежегодно женщинами в возрасте до 30 лет.
Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Так, в 2005 году было зарегистрировано 2878 браков (2004 г. - 6520 браков), 1879 семей оформили документы о разводе (большая часть разводов приходится на молодые семьи). Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Между двумя последними переписями населения (с 1989 по 2002 гг.) доля таких детей выросла в 2,5 раза и составила около 28% от общего числа ежегодных рождений (только половина таких детей зарегистрирована по совместному заявлению родителей). Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В связи с этим продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
На сегодняшний день в Мурманске проживает более 18 тыс. молодых семей, состоящих в официально зарегистрированном браке. По официальным данным в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 60 молодых семей, в которых оба супруга не достигли 30-летнего возраста. По данным социологических исследований 70 % молодых семей живут в общежитиях, коммунальных квартирах, с родителями или арендуют жилую площадь, что является подтверждением того, что большинство молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вообще не обращалось в органы местного самоуправления для постановки на учет.
В результате миграционного оттока молодежи из города, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения городского населения.
Остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры, здравоохранения, образования и социального обслуживания населения в городе.
Решение жилищной проблемы требует больших материальных ресурсов. Как правило, молодая семья не располагает достаточным капиталом для строительства (приобретения) жилья. В условиях опережающего роста стоимости жилья относительно сводного индекса цен, механизм накопления необходимой суммы на строительство (приобретение) жилья оказывается неэффективным. Кредитные ресурсы, которые молодая семья может привлечь для решения жилищной проблемы, дороги, и сумма их порой недостаточна ввиду невысокой платежеспособности молодых супругов.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения жилищной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления и исполнительной власти Мурманской области, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Создание системы муниципальной поддержки молодых семей на территории муниципального образования г. Мурманск путем консолидации бюджетного финансирования и средств населения в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 23 марта 2006 года N 94-ПП/3 "Об утверждении региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006-2008 годы", позволит рассчитывать на софинансирование муниципальной Программы за счет средств регионального бюджета.
Участие муниципального образования г. Мурманск в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, является одной из важнейших задач.
Социальный эффект реализации Программы выразится в улучшении демографической ситуации в г. Мурманске через повышение уровня рождаемости, обеспечении жильем молодых семей, сохранении и привлечении молодых специалистов в организации бюджетной сферы, оказании поддержки социально уязвимым категориям молодых семей. Кроме этого, предполагается выделение молодым семьям субсидий из средств городского бюджета на приобретение (строительство) жилья при рождении (усыновлении) ребенка.
Актуальность и своевременность реализации Программы в настоящее время обусловлена тем, что именно сейчас в активный детородный возраст входят многочисленные поколения молодых женщин, родившихся в первой половине 80-х годов, что является самым удобным моментом для проведения активной демографической политики, направленной на повышение рождаемости. Настоящая Программа является новым шагом в социально-экономической политике города Мурманска.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для обеспечения молодых семей жителей муниципального образования г. Мурманск доступным жильем посредством применения механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- разработать механизм реализации системы муниципальной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
- создать условия для привлечения и консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей;
- разработать и внедрить в практику правовые, финансовые и организационные механизмы оказания муниципальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
III. Основные понятия Программы
"Молодая семья", имеющая право стать потенциальным участником Программы - это семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет, брак которой официально зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния и она признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий. К молодой семье также относятся неполные семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет включительно и несовершеннолетнего ребенка (детей).
"Заявитель" - потенциальный участник Программы - молодая семья, подавшая заявление на участие в Программе, отвечающая следующим требованиям:
- возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участника Программы в список участников или претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 30 лет;
- все члены семьи должны являться гражданами Российской Федерации;
- все члены семьи должны иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории муниципального образования город Мурманск;
- работоспособные члены семьи должны иметь непрерывный стаж работы не менее 6 месяцев;
- иметь финансовую возможность исполнять обязательства по кредитному договору;
- семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В Программе под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются:
1. Молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий комиссией по реализации приоритетных национальных проектов в городе Мурманске исходя из уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения в городе Мурманске на одного члена семьи, наличия в собственности у кого-либо из членов молодой семьи недвижимого имущества и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Молодые семьи, удовлетворяющие данным требованиям, претендуют на предоставление субсидии только за счет средств городского бюджета.
2. Молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Данные молодые семьи претендуют на предоставление субсидии за счет средств областного и городского бюджетов (при условии, если муниципальное образование город Мурманск будет отобранным для участия в региональной Программе).
"Участник Программы" - молодая семья прошедшая конкурсный отбор из числа "Заявителей" и заключившая договор на участие в Программе с администрацией г.Мурманска (на момент утверждения списка участников Программы в планируемом году возраст каждого из супругов либо одного молодого родителя не должен превышать 30 лет).
"Приобретаемое жилье" - жилое помещение, приобретаемое на первичном или вторичном рынках недвижимости, расположенное в пределах административно-территориальных границ муниципального образования город Мурманск.
"Субсидия" - денежные средства, предоставляемые молодой семье за счет средств городского и других уровней бюджетов на условиях долевого финансирования целевых расходов предназначенных для:
- приобретения жилья, в том числе оплаты первоначального взноса (либо части первоначального взноса) при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Субсидия также может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение. Данная субсидия предоставляется для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
- доплаты при рождении (усыновлении) 1 ребенка в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с приложением N 2 к настоящему решению, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения.
Выплата доплаты при рождении (усыновлении) ребенка предусматривается участнику Программы после приобретения жилья в рамках Программы и распространяется на период действия кредитного договора, но в пределах срока действия Программы. В случае рождения (усыновления) у молодой семьи ребенка (детей) в период после подачи документов в администрацию города Мурманска, но до момента выдачи свидетельства на приобретение жилья, субсидия будет предоставлена после приобретения жилого помещения согласно приложению N 2 к настоящему решению.
"Внебюджетные средства - собственные и заемные денежные средства молодой семьи, предназначенные для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья.
"Свидетельство на приобретение жилья" (далее - свидетельство) - именной документ, не являющийся ценной бумагой, выдаваемый молодой семье и удостоверяющий ее право на получение субсидии. Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве, до 15 декабря текущего года включительно.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет реализовываться поэтапно в период с 2006 по 2010 годы.
На первом этапе Программы будет осуществляться (II полугодие 2006 год):
- формирование нормативно правовой базы, обеспечивающей реализацию Программы;
- формирование организационных и финансовых механизмов муниципальной поддержки молодых семей в приобретении жилья;
- информационно-разъяснительная работа о целях, задачах и условиях участия молодых семей в Программе;
- организация проведения конкурсного отбора кредитной организации для участия в Программе;
- отработка механизма взаимодействия участников Программы;
- создание системы мониторинга реализации Программы.
На втором этапе Программы будет осуществляться (2007-2010 гг.):
- информационно-разъяснительная работа о целях, задачах и условиях участия молодых семей в Программе;
- участие в реализации региональной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области на 2006-2008 годы";
- совершенствование нормативно-правовой базы и механизма реализации Программы;
- мониторинг реализации Программы.
V. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы на 2006-2010 годы предусматривают создание муниципальной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем по следующим направлениям:
- нормативно правовое и информационно-методологическое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 1.
VI. Основные функции участников Программы
Муниципальный заказчик-координатор, разработчик Программы (отдел социально-экономического развития администрации города Мурманска) осуществляет:
1. Разработку и утверждение Программы.
2. Разработку и формирование необходимой нормативно-правовой базы и методологического обеспечения реализации Программы, включая совершенствование правовых, финансовых и организационных механизмов.
3. Общее управление Программой.
4. Обеспечение взаимодействия муниципального образования город Мурманск с региональными органами власти, а также юридическими и физическими лицами, участвующими в реализации Программы.
5. Предоставление годовых, полугодовых и квартальных сведений о параметрах реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в адрес Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Мурманской области.
6. Предоставление ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в орган исполнительной власти субъекта Российской
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.