Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. N 768-ПП/20 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Мурманской области от 23 декабря 2011 г. N 693-ПП/15 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 383-ПП
"О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года"
23 декабря 2011 г.
В целях определения основных направлений социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года, выработки системы мер государственного управления, опирающихся на научно обоснованные долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти, сформулированные в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области при разработке концепций, стратегий, целевых программ, планов мероприятий руководствоваться основными положениями Стратегии.
3. Рекомендовать главам администраций городских округов и муниципальных районов Мурманской области при разработке концепций, стратегий, программ и планов комплексного социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Стратегии.
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Мурманской области:
- от 20.12.2001 N 251-ПП "О Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года";
- от 06.02.2004 N 35-ПП "О стратегии развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года и разработке региональной целевой программы развития туризма на период с 2004 по 2008 годы";
- от 24.02.2005 N 56-ПП/2 "О стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года";
- от 24.11.2005 N 441-ПП/14 "О стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портную.
Губернатор |
Д. Дмитриенко |
Постановлением Правительства Мурманской области от 23 декабря 2011 г. N 693-ПП/15 настоящее постановление дополнено пояснениями
Пояснения
к основным показателям долгосрочного прогноза социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года на период до 2025 года
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года разработан с учетом стратегических ориентиров социально-экономического развития округа и региона, определенных в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года по базовому сценарию (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.11.2011 N 2074-р) и Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года определены с учетом возможного развития сценариев по трем вариантам, определенным в Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года:
1. Первый вариант: "Терминал и "База Флота" (умеренно-пессимистичный).
2. Второй вариант: "Мировые ресурсы" (умеренно-оптимистичный).
3. Третий вариант "Стратегический центр освоения Арктики" (оптимистичный).
Второй вариант "Мировые ресурсы" (умеренно-оптимистичный) является базовым вариантом, третий вариант "Стратегический центр" (оптимистичный вариант) определен в качестве целевого (более амбициозного) варианта.
Первый и второй варианты предполагают наличие разницы в сроках реализации крупных инвестиционных проектов, вводе в действие ключевых инфраструктурных объектов в рамках реализации шельфовых проектов и развития транспортной инфраструктуры.
В третьем варианте, планируется реализация крупных инвестиционных проектов с формированием полноценных кластеров вокруг них (сроки начала основных инвестиционных проектов совпадают со 2 вариантом), предание Мурманску функций главного научного, кадрового, культурного и делового центра Арктики, более интенсивная реализация проектов по развитию городской экономики и "небазовых" видов экономической деятельности.
По всем вариантам на период до 2025 года прогнозируется создание новых видов экономической (промышленной) деятельности, таких как, добыча топливно-энергетических ресурсов и нефтепереработка; новые виды продукции: сжиженный газ, продукты нефтепереработки, переработки хромитовых руд, руд металлов платиновой группы; новый вид транспорта (трубопроводный) и создание современного крупного транспортно-логистического центра, модернизация действующих и создание новых портовых мощностей, функционирование особой портовой экономической зоны. Предполагается, что для транспортировки грузов на экспорт, в том числе продукции нефтеперерабатывающего завода и завода по сжижению природного газа, будет в основном использован морской транспорт.
За счет притока инвестиций, роста ВРП, дополнительных налоговых поступлений в бюджет области в прогнозируемом периоде значительно возрастут возможности для создания современной общественной инфраструктуры, модернизации и ускорения развития отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура, жилищный сектор), значительного повышения благосостояния населения.
Базовый вариант прогноза инфляции соответствует параметрам инфляции, определенным Минэкономразвития России. Прогнозируется снижение ее среднегодового уровня к 2015 году до 105,1%, к 2020 году - до 103,4%, 2025 году - до 102,9%.
1. "Терминал и "База Флота" (умеренно-пессимистичный вариант)
Предполагает более позднее по сравнению с принятыми декларациями о намерениях инвестирования начало реализации проектов в горнопромышленном комплексе, и соответственно - более поздний по сравнению с другими вариантами ввод объектов за исключением уже реализуемого проекта по освоению месторождения апатит-нефелиновых руд "Олений ручей".
По объектам, возводимым в рамках реализации шельфовых проектов (2019-2020 годы), а также в рамках реализации комплексного проекта по развитию Мурманского транспортного узла (2018-2019 годы) прогнозируется более поздний ввод объектов.
По остальным проектам, в том числе реализуемым в рамках празднования 100-летия г. Мурманска, в первом варианте прогнозируется более длительный период их реализации при совпадении запуска проектов с другими вариантами.
К 2025 году в структуре валового регионального продукта промышленное производство (только добыча и обработка) будет занимать 50%. Объем ВРП к 2009 году возрастет в 1,72 раза в сопоставимых ценах.
В результате реализации крупных инвестиционных проектов по разработке месторождений полезных ископаемых в новых районах добычи, объем промышленного производства в 2025 году вырастет в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Наибольший рост будет достигнут в добывающих производствах - в 3,5 раза за счет ввода в эксплуатацию в 2020 году завода по сжижению газа, в обрабатывающих производствах индекс промышленного производства составит 196% к уровню 2009 года, в энергетике - 109,3%. В 2025 году более 50% в структуре промышленного производства будут занимать добывающие производства (в 2009 году - 32,2%).
Рост в 2025 году оборота на транспорте в 1,82 раза по сравнению с 2009 годом связан в первую очередь с планируемым в 2019 году вводом в эксплуатацию магистрального трубопровода и увеличением перевозок морским транспортом на экспорт нефтеналивных грузов и сжиженного газа.
В рыболовстве по данному варианту предусматриваются риски потери части объемов вылова водных биоресурсов, обусловленные ратификацией договора между Россией и Норвегией о разграничении спорных морских пространств в Баренцевом море, что при определенных условиях может ограничить возможности вылова водных биоресурсов на данных территориях российскими компаниями.
В демографии региона доминирующей тенденцией станет значительное сокращение численности населения по причинам:
- миграционной убыли населения в связи с низкой привлекательностью территории для проживания;
- естественной убыли населения, за счёт превышения коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости, обусловленного сокращением числа лиц репродуктивного возраста. Кроме того, рост естественной убыли будет детерминирован низкими темпами совершенствования оказания медицинской помощи по причине недостаточных объёмов инвестирования в инновационные технологии сферы здравоохранения, что на фоне увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста не позволит проявиться тенденции поступательного снижения коэффициента смертности.
В результате, к 2020 году среднегодовая численность постоянного населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 6,3% (50,6 тыс. человек) и составит 747,6 тыс. человек (к 2025 году - на 10,2% и составит 717 тыс. человек). За период 2020-2025 годы численность населения сократится на 4,1% (30,6 тыс. человек).
Благодаря поступательному реформированию системы здравоохранения, сдержанными темпами будет увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни и составит к 2020 году 68,2 года (что на 0,7 лет больше, чем в 2010 году), к 2025 году - 68,5 лет.
На рынке труда под влиянием негативных демографических процессов, связанных с сокращением доли лиц рабочих возрастов, на фоне складывающихся тенденций в экономической сфере региона, будет наблюдаться снижение численности занятых в экономике, что, в свою очередь, будет определять незначительное снижение напряженности на рынке труда.
Вместе с тем прогнозируется снижение уровня регистрируемой и общей безработицы.
На фоне значительных темпов сокращения численности трудоспособного населения и в результате недостаточной интенсивности реализации инвестиционных проектов и темпов модернизационно-технологического обновления предприятий, сдержанной динамики в развитии бизнес-среды, темпы роста оплаты труда и динамики роста доходов населения будут значительно отставать от второго и третьего вариантов.
В 2025 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом вырастет в 2,73 раза при абсолютном показателе 72,5 тыс. рублей, денежные доходы на душу населения увеличатся в 2,75 раза, в реальном выражении в 1,12 раза. Покупательная способность среднедушевых доходов достигнет 335,9%, доля бедного населения сократится до 9,7%.
2. "Мировые ресурсы" (умеренно-оптимистичный вариант)
Предполагает начало реализации крупнейших инвестиционных проектов в соответствии со сроками, заявленными в декларациях о намерениях инвестирования.
Ввод объектов в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения планируется в 2016-2017 годах.
Кроме того данный вариант предполагает более активную реализацию проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла по сравнению с первым вариантом, предположительно ввод ключевых объектов в рамках данного проекта прогнозируется в 2015-2016 годах.
Также второй вариант предусматривает активное формирование открытого для международных обменов пространства, развитие туризма, использование транзитного потенциала Северного морского пути, чему будет способствовать, в том числе, обновление атомного ледокольного флота.
В структуре валового регионального продукта промышленное производство к 2025 году достигнет 55%, объем валового регионального продукта к 2025 году превысит уровень 2009 года в 2,2 раза в сопоставимых ценах.
По второму варианту объем промышленного производства в 2025 году вырастет в 3,2 раза по сравнению с 2009 годом. Лидером роста будут добывающие производства (в 4,5 раза к 2009 году), что обусловлено планируемым в 2017 году вводом завода по сжижению газа, в обрабатывающих производствах объем производства увеличится в 3,3 раза, в энергетике - в 1,14 раза.
Рост в 2025 году оборота на транспорте в 1,82 раза по сравнению с 2009 годом связан с планируемым в 2016 году вводом в эксплуатацию магистрального трубопровода.
Развитие рыбохозяйственного комплекса будет соответствовать инновационному варианту Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2020 года, основанного на масштабном обновлении материально-технической базы комплекса, активном государственном воздействии на отраслевые экономические процессы, совершенствовании нормативно-правовой базы, развитии государственно-частного партнерства, реализации федеральных и ведомственных целевых программ. При этом с принятием федерального закона "Об аквакультуре" ожидается значительный приток инвестиций в данную сферу и, соответственно, активное развитие сектора.
Более динамичные по сравнению с первым вариантом темпы роста экономики и предпринимательской активности, активизация модернизационных процессов, рост оборота предприятий значительно расширят финансовые возможности по увеличению расходов на оплату труда как в бюджетных, так и во внебюджетных секторах экономики.
В результате к 2025 году среднемесячная заработная плата по сравнению с 2009 годом вырастет в 3,38 раза при абсолютном показателе 89,8 тыс. рублей). Денежные доходы на душу населения возрастут в 3,56 раза, в реальном выражении - в 1,51 раза. Покупательная способность среднедушевых доходов достигнет 435%.
За счёт увеличения темпов роста доходов населения, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится в 2025 году до 9,4%.
Плановая реализация базовых инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, диверсификацию экономики, определяющих рост предпринимательской активности и более значительное, по сравнению с первым вариантом, развитие социальной сферы и инфраструктуры позволят создать основу для привлечения в регион трудовых мигрантов, и сдержать миграционный отток населения, увеличить рождаемость, сократить смертность и, соответственно, снизить темпы уменьшения численности населения области.
В результате, к 2025 году среднегодовая численность постоянного населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 6,9% и составит 743,3 тыс. человек.
Позитивный тренд процесса рождаемости с 2016 года (с интервалами стагнации показателя в 2 года) будет формироваться под влиянием увеличения числа рождения вторых и последующих детей. Так, удельный вес родившихся вторыми и последующими по очередности рождения к 2025 году сложится на уровне 2010 года - 48%. В результате, коэффициент рождаемости населения к 2025 сложится на уровне базового 2010 года - 11,7 промилле.
К 2025 году прогнозируется снижение уровня смертности населения до 11,4 промилле. Складывающаяся тенденция обусловлена более значительными, по сравнению с первым вариантом, объёмами инвестирования в сферу здравоохранения и, соответственно, более высокой эффективностью мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи. В связи с этим, более выраженная позитивная динамика будет наблюдаться и по значениям ожидаемой продолжительности жизни, которая к 2025 году составит 69,6 лет, что на 2,4 года больше, чем в 2009 году.
К 2025 году миграционный отток снизится до 34,9 промилле (2590 чел.). В период с 2020 до 2025 года снижение уровня миграционной убыли составит 1,6 промилле (180 чел.).
Складывающиеся тенденции в экономике и демографии региона, непосредственно скажутся и на функционировании рынка труда, ситуация на котором будет более благоприятной нежели в первом варианте за счёт создания новых рабочих мест как на базовых инвестиционных, так и инфраструктурных объектах.
Так, к 2025 году среднегодовая численность занятых в экономике составит 418,3 тыс. человек, что на 4,7% меньше чем в 2009 году.
Учитывая создание новых рабочих мест и развитие сопутствующей инфраструктуры, уровень регистрируемой безработицы, по оценке, составит в 2025 году 1,3%, что более, чем в 2 раза меньше, чем в 2009 году.
Общий уровень безработицы снизиться с 7,6% в 2009 году до 4,9% в 2025 году.
3. "Стратегический центр освоения Арктики" (оптимистичный вариант)
Предполагает начало реализации инвестиционных проектов в соответствии со сроками, заявленными в декларациях о намерениях инвестирования. Сроки реализации во втором и третьем вариантах совпадают.
В связи с позиционированием Мурманска как столицы Арктического макрорегиона и повышением интереса к региону, как центру сосредоточения Арктических инициатив, значительно возрастет инвестиционный потенциал области, расширятся границы межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества.
Развитие городских пространств (Мурманск - Кировск - Апатиты - Полярные Зори - Кандалакша) и формирование "городских" секторов экономики как базового сектора занятости и "окна возможностей" для самореализации включают в себя развитие индустрии развлечений и туризма, сложных деловых услуг, услуг здравоохранения и образования, обустройства городской среды за счет усиления притока частного капитала.
Ожидаемое принятие Федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", стратегии и государственной программы экономического и социального развития АЗРФ на период до 2020 года будут способствовать не только расширению инвестиционных возможностей региона, но и снижению риска возникновения проблем социального и экономического воспроизводства, связанных с сырьевой ориентацией региона, формированию благоприятной среды для развития бизнеса, при одновременном значительном улучшении показателей уровня жизни населения.
По третьему варианту доля промышленного производства в общем объеме ВРП составит не более 45%, значительна доля сферы торговли и услуг - 36,6%.
Состояние и развитие потребительского рынка региона и сектора платных услуг напрямую взаимосвязано с тенденциями уровня доходов населения, формирующего платежеспособный спрос, а также демографической ситуации, складывающейся в регионе.
Среднемесячная заработная плата к 2025 году по сравнению с 2009 годом вырастет в 3,75 раза при абсолютном показателе 99,7 тыс. рублей. Денежные доходы на душу населения возрастут в 4 раза, в абсолютном выражении 85,3 тыс. рублей, в реальном выражении - в 1,73 раза.
В третьем варианте учитывая, что главным приоритетом будет являться создание в регионе комфортных условий для жизни населения и принятие комплексных мер экономического стимулирования и социальной поддержки. Кроме того значительно расширятся возможности по увеличению расходов на оплату труда, как в бюджетных, так и во внебюджетных секторах, и соответственно - потребительские возможности населения, в результате покупательная способность среднедушевых доходов к 2025 году достигнет 493,2%.
Значительное сглаживание негативной динамики в демографических процессах региона будет обусловлено наряду с экономическим развитием усовершенствованной системой мер по социальной поддержке (включая дополнительные социальные гарантии).
В результате, снижение численности населения будет происходить более медленными темпами, нежели в предыдущих вариантах, прежде всего, благодаря ежегодному сокращению естественной убыли населения со сменой тенденции в 2018 году в сторону естественного прироста с трендом ежегодного увеличения. Соответственно, снижение численности населения будет связано с миграционной убылью, которая до 2020 будет сокращаться в связи с притоком трудовых ресурсов, а с 2022 года начнёт расти за счёт увеличения оттока лиц старше трудоспособного возраста.
К 2025 году среднегодовая численность населения уменьшится по сравнению с 2010 годом на 5,5% и составит 754,4 тыс. человек.
Стабильно позитивная динамика процесса рождаемости с 2015 года (с интервалами стагнации показателя в 3-4 года) связана с увеличением доли лиц репродуктивного возраста, а также числа вторых и последующих рождений. Тем не менее, уровень рождаемости в 2025 году сложится на уровне базового 2010 года. Удельный вес родившихся вторыми и последующими по очередности рождения увеличится до 48,1%.
Снижение коэффициента смертности напрямую будет связано с реализацией мероприятий, направленных на раннюю диагностику заболеваний, на фоне внедрения инновационных технологий в сферу здравоохранения, а также повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Таким образом, коэффициент смертности населения к в 2025 году снизится до 10,7 промилле.
В комплексе складывающаяся благоприятная социально-экономическая ситуация позитивно отразится на значениях ожидаемой продолжительности жизни, которая к 2025 году составит 72,4 года, что на 5,2 года больше, чем в 2009 году.
Коэффициент миграционной убыли к 2025 году прогнозируется с незначительным увеличением до - 29,8 промилле (2250 чел.) за счет оттока жителей пенсионного возраста.
Реализация стратегических мегапроектов и формирование на их базе кластеров, бурное развитие сектора услуг, преодоление социально-гуманитарных проблем Севера, формирование городских пространств, адекватных запросам всех групп населения, будут определять позитивные тренды на рынке труда региона.
Темпы сокращения численности занятых в экономике, уровня безработицы сложатся значительно ниже тенденций первого и второго вариантов прогноза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 383-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 20 октября 2010 г. N 193/1
Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. N 768-ПП/20 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 23 декабря 2011 г. N 693-ПП/15