Постановление Правительства Мурманской области
от 17 сентября 2008 г. N 445-ПП/15
"О долгосрочной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы"
9 декабря 2008 г., 27 февраля, 27 марта, 10 декабря 2009 г., 11 июня, 26 августа 2010 г.
В целях реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Мурманской области, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Мурманской области от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области", постановлениями Правительства Мурманской области от 09.06.2008 N 260-ПП "О разработке региональной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы", от 30.06.2008 N 309-ПП "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации", от 30.06.2008 N 310-ПП "О порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату принятия Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" следует читать как "от 24 июля 2007 г."
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год ассигнования на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента экономического развития Мурманской области Таличкина В.А.
Первый заместитель |
А. Макаров |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 17 сентября 2008 г. N 445-ПП/15)
9 декабря 2008 г., 27 февраля, 27 марта, 10 декабря 2009 г., 11 июня, 26 августа 2010 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 381-ПП в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Наименование программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
|||||
Дата принятия решения о разработке программы |
- постановление Правительства Мурманской области от 09.06.2008 N 260-ПП "О разработке региональной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы" |
|||||
Государственные заказчики |
- Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство имущественных отношений Мурманской области |
|||||
Государственный заказчик-координатор |
- Министерство экономического развития Мурманской области |
|||||
Основные разработчики программы |
- Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство имущественных отношений Мурманской области; - ГОУ "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор"; - НО "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области" (далее - НКО "ФОРМАП"); - Северная торгово-промышленная палата (далее - СТПП); - Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области (далее - СПП); - ассоциация поставщиков нефтегазовой отрасли "Мурманшельф" |
|||||
Цель Программы |
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их конкурентоспособности и вклада в социально-экономическое развитие Мурманской области |
|||||
Задачи Программы |
- сократить административные барьеры, препятствующие созданию и развитию бизнеса в Мурманской области; - создать условия, стимулирующие вовлечение различных слоев населения в самозанятость и предпринимательство; - создать условия для реализации органами местного самоуправления и некоммерческими организациями, выражающими интересы предпринимателей, мероприятий, направленных на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований; - развить региональную сеть объектов инфраструктуры, включая коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг различным категориям субъектов предпринимательской деятельности; - обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством различных финансовых механизмов (микрокредитование, субсидирование, предоставление поручительств, инвестиций за счет средств паевого инвестиционного фонда) |
|||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: - зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.; - средних и малых предприятий (в том числе микропредприятий), тыс.ед.; - количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, тыс. рабочих мест; - среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс.руб.; - сумма налогов, уплаченная субъектами малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения, млн.руб.; - оборот средних, малых предприятий (в том числе микропредприятий), млрд.руб.; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. |
|||||
Сроки реализации Программы |
- 2009-2011 гг. |
|||||
Объемы и источники финансирования |
2009-2011 гг. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||
Всего по Программе, тыс.руб. |
104500,51 |
34 800 |
37 750 |
31950,51 |
||
Областной бюджет, тыс.руб. в том числе: |
104500,51 |
34 800 |
37 750 |
31950,51 |
||
субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы |
13 000 |
5 000 |
4 000 |
4 000 |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности |
- рост числа субъектов малого и среднего бизнеса до 6,4 тыс.ед. (на 14% к 2008 г.); |
|||||
- рост налоговых поступлений в бюджет до 1050 млн.руб. (на 19,3% к 2008 г.); | ||||||
- увеличение численности занятых в среднем и малом бизнесе (в том числе на микропредприятиях) до 55,5 тыс.чел. (на 17,6% к 2008 г.); | ||||||
- увеличение зарплаты работников малых предприятий до 25 тыс.руб. (на 39% к 2008 г.); | ||||||
- увеличение оборота средних, малых предприятий (в том числе микропредприятий) до 119,92 млрд.руб. (на 3,5% к 2008 г.); | ||||||
- увеличение числа субъектов малого бизнеса, получивших государственную поддержку, до 900 ед. (в 9 раз к 2008 г.) |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) и Законом Мурманской области от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области". Программа определяет действия Правительства Мурманской области, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, а также предпринимателей, их объединений, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области. При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие критериям ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
В 2006-2008 годах развитие малого предпринимательства и его поддержка осуществлялись в рамках региональной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005-2008 годы. Общая тенденция характеризуется качественными изменениями в развитии малого предпринимательства. На 1 января 2008 года в Мурманской области на учете в налоговых органах состояли 20,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, действовали 3,2 тыс. малых предприятий (в том числе 1,5 тыс. микропредприятий).
В 2007 году оборот малых предприятий составил 70,1 млрд. рублей, в 2006 году - 60,8 млрд. рублей, в 2005 году - 49,3 млрд.руб., ежегодный прирост в сопоставимых ценах - около 8%. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в 2007 году увеличился на 3,4 млрд. рублей (124,6% к уровню 2006 года). При этом существенный рост объемов производства отмечен на предприятиях сельского и лесного хозяйства, на предприятиях, занятых издательской и полиграфической деятельностью, производством готовых металлических изделий.
Растет вклад малого предпринимательства в экономику области: его доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства и услуг в 2007 г. составляет 15,5% (2005 г. - 14,2%). Малыми предприятиями области перевозится почти 50% грузов, перевозимых автомобильным транспортом (2006 г. - 48%), выполняется более 50% строительных работ. Это без учета индивидуальных предпринимателей, численность которых ежегодно увеличивается более чем на тысячу человек. С учетом наемных работников и индивидуальных предпринимателей общее число рабочих мест в секторе малого бизнеса превышает 50 тысяч человек. За 2006-2007 годы субъектами малого предпринимательства создано около 3,2 тыс. новых рабочих мест. Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых превышает 9,2%.
Растет заработная плата работников малых предприятий. За 2007 год она увеличилась более чем на 28% и составила 12234,3 рубля (в 2006 году - 10010,6). Изменения к лучшему происходят и в условиях трудоустройства работников, занятых на малых предприятиях. Большинство предпринимателей предоставляет работу по трудовому договору с соблюдением норм трудового законодательства РФ, обязательным медицинским и пенсионным страхованием.
В области внедряются новые инструменты и механизмы, стимулирующие развитие малого предпринимательства. За последние два года в соответствии с нормативными актами Правительства Мурманской области более 100 предпринимателей получили субсидии на общую сумму около 9 млн. рублей. В 2007 году на базе Фонда развития малого и среднего предпринимательства создан гарантийный фонд, средствами которого будут гарантироваться кредиты предпринимателей, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Развивается система микрокредитования, разработаны новые виды субсидирования и механизмы поддержки для начинающих предпринимателей.
Формируется благоприятное общественное мнение о предпринимателях и малом бизнесе. Этому способствуют ставшие уже традиционными Дни предпринимательства Мурманской области и ежегодный региональный конкурс "Предприниматель года". Повышается прозрачность бизнеса и системы государственного управления его развитием. В мае 2007 года принят административный регламент Министерства экономического развития Мурманской области "Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей". В разработке находятся административные регламенты о предоставлении консультационной и информационной поддержки, а также о предоставлении объектов областной собственности в аренду и другие.
Таким образом, основные цели региональной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Мурманской области" на 2005-2008 годы достигнуты. Повысилась социально-экономическая эффективность работы малых предприятий, выросли численность и уровень доходов их работников, увеличилась доля малого предпринимательства в формировании регионального валового продукта. Накоплен положительный опыт управления социально-экономическими процессами в предпринимательстве, сформированы основы правовой среды, обеспечивающей предпринимательскую деятельность.
В развитии предпринимательства в 2009-2011 годах необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет, сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.
Принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", внесение изменений в другие нормативные правовые акты требуют новых подходов к организации государственного управления этим сектором экономики.
Вышеназванным законом определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, введены принцип разграничения полномочий и принцип ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. При этом необходимо обеспечить участие представителей субъектов малого предпринимательства и представителей некоммерческих организаций, выражающих их интересы, в формировании государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в городах и районах области различен. Мурманск, Апатиты, Североморск имеют достаточно высокий уровень развития малого предпринимательства. Жители городов, где есть крупные градообразующие предприятия, стремятся работать на них, а в бизнес идут по необходимости, а не по желанию, поэтому бизнес в этих городах представлен в основном в сфере торговли. Такая ситуация отмечается в Оленегорске, Мончегорске, Кировске, Кандалакше, Ковдоре. В небольших населенных пунктах развитие бизнеса ограничивается пониженным спросом на товары и услуги.
Различается и позиция органов местного самоуправления по отношению к предпринимательству - лишь в 10 муниципальных образованиях имеются утвержденные программы поддержки предпринимательства. Средства на реализацию программ невелики - от 0,1 до 2,5 млн. рублей в год. В Североморске, Мончегорске, Полярных Зорях, Печенгском районе финансирование таких программ из местного бюджета не предусмотрено. Учитывая эти обстоятельства, необходимо предусмотреть меры, стимулирующие администрации муниципальных образований заниматься развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса. Особое внимание должно быть уделено экономически депрессивным районам и районам с небольшой численностью населения.
Закон расширил перечень субъектов малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2008 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские и фермерские хозяйства, потребительские общества, средние предприятия с численностью от 100 до 250 человек. По данным статистики, в Мурманской области около 7 тысяч предприятий с неопределенной численностью, большинство из которых входят в категорию малых и средних предприятий. Выделена также подкатегория микропредприятий. Создана правовая основа для разработки специальных мероприятий для поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства по каждой из категорий. Отсутствие практики работы с указанными субъектами, а также отсутствие данных по их количественным и качественным характеристикам требуют проведения в 2009 году исследования, результатом которого должна стать разработка комплекса мероприятий с экономическим обоснованием увеличения объема средств областного бюджета на поддержку новых категорий субъектов малого и среднего бизнеса.
Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства в начале 2008 года был проведен опрос предпринимателей, участниками которого стали юридические лица, отнесенные к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Всего в ходе опроса было проведено 70 интервью по структурированной анкете, опрошены работники 47 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 17 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 6 средних предприятий (численность от 101 до 250 человек включительно).
Среди респондентов в большинстве учредители или владельцы предприятий (44%), руководители предприятий (29%), заместители руководителя (27%). Большинство (64%) занимаются предпринимательством не менее 6 лет. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65%) и молодые люди, только недавно начавшие свое дело (35%).
Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, рынком информационных, телекоммуникационных услуг.
Большинство опрошенных (66%) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34%) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную.
Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса: высокие налоги и арендная плата, недостаток помещений и квалифицированных кадров, наличие бюрократических барьеров, несовершенство законодательства и др. Результаты исследования представлены в таблице.
Основные проблемы, препятствующие развитию бизнеса в Мурманской области
Основные проблемы |
Предприятия |
Средний балл по выборке |
|||
микро- |
малые |
средние |
|||
|
Средние значения по шкале |
||||
1 |
Высокая арендная плата за помещения |
3,5 |
3,6 |
3,0 |
3,37 |
2 |
Высокие налоги |
3,6 |
3,5 |
4,0 |
3,70 |
3 |
Рост цен на энергоносители, сырье, тарифы |
3,7 |
3,3 |
3,0 |
3,33 |
4 |
Нехватка денежных средств на развитие |
3,8 |
3 |
2,6 |
3,13 |
5 |
Трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов |
2,9 |
3 |
2,3 |
2,73 |
Сравнительный анализ проблем микро-, малого и среднего предпринимательства позволил выделить в них две особенности.
Первая особенность - общие проблемы, универсальные для всех предпринимателей микро-, малого и среднего бизнеса. Эти проблемы одинаково значимы для всех, достаточно затрудняют работу и развитие бизнеса (средний балл выше 3,3). К ним относятся:
- высокая арендная плата;
- высокие налоги;
- рост цен на энергоносители, сырье, тарифы;
- нехватка квалифицированного персонала;
- рост конкуренции.
Вторая особенность - проблемы микро- и малого предпринимательства схожи, имеют примерно одинаковую значимость, но отличаются от проблем среднего бизнеса. Так, к проблемам микро- и малого бизнеса (высокий балл - 3,3) можно отнести:
- недостаток денежных средств на развитие и инвестиционные проекты;
- недостаток оборотных средств;
- трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов;
- проверки различных контролирующих органов.
В связи с этим актуальными остаются такие формы поддержки предпринимателей, как прямая финансовая поддержка, льготная аренда (для микро- и малых предприятий), создание системы кредитных гарантий, создание инвестиционного фонда, привлечение к выполнению государственного заказа (для малых и средних предприятий), информационно-методическая и образовательная поддержка предприятий всех категорий по различным темам и в различных формах.
На вопрос "Испытывает ли ваше предприятие в настоящее время потребность в привлечении дополнительных финансовых средств?" более половины опрошенных (66%) ответили, что нуждаются в привлечении дополнительных финансовых средств для развития своего дела.
В области действуют несколько схем финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, однако низка информированность предпринимателей об условиях получения государственной поддержки и поэтому высока степень их уверенности в том, что такая поддержка невозможна. На вопрос о том, знают ли предприниматели о поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства, большинство предпринимателей (62%) дали отрицательный ответ. В Мурманской области имеется сеть объектов инфраструктуры, оказывающих различные услуги предприятиям и юридическим лицам, однако большая часть предпринимателей не пользуется этими услугами (45%), так как не знает о таких возможностях. Чаще всего за поддержкой обращаются к частным лицам (20,2%) и отечественным фирмам-партнерам (15,5%). На вопрос "За какой поддержкой вы обращались?" предприниматели ответили, что чаще всего обращались за информационной (38%) и юридической (18%) поддержкой.
Таким образом, при реализации Программы нужно уделить внимание обеспечению всех проводимых мероприятий информационной поддержкой, формированию ежеквартального плана мероприятий, публикации его в сети "Интернет" и СМИ.
Существующая система поддержки малого и среднего бизнеса в Мурманской области требует разработки мероприятий, направленных на улучшение информирования предпринимателей и повышение их компетенции. Оказание информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства должно стать приоритетным направлением поддержки малого и среднего бизнеса области на период реализации Программы.
За последнее время в лучшую сторону изменилась ситуация с основными фондами предприятий: раньше предприниматели в основном приобретали оборудование, бывшее в употреблении. Сейчас уровень изношенности основных средств большинства предприятий менее 30%, высокую степень износа отметили только 5% респондентов. Это явилось результатом изменения позиции банков по отношению к предпринимательскому сектору. Более половины опрошенных (58%) в 2007 году использовали кредиты для расширения своего дела. Из тех, кто не пользовался кредитами, 35% рассматривают вопрос о целесообразности кредита, а 20% считают неприемлемой ставку кредитования. В большинстве своем это относится к микропредприятиям, что позволяет сделать вывод о необходимости прямой финансовой поддержки микро- и малых предприятий и в то же время о нецелесообразности прямой финансовой поддержки предприятий среднего бизнеса.
В рейтинге проблем предпринимателей административные барьеры занимают одну из лидирующих позиций. Сложны и длительны процедуры, связанные с землеотводом для нового строительства. Инструментами сокращения административных барьеров являются жесткая регламентация процедур, обеспечение их прозрачности и повышение информированности предпринимателей.
Успех предпринимательской деятельности определяется не только уровнем ее государственной поддержки, но и в значительной мере эффективностью ведения бизнеса.
Предприниматели, как показал опрос, испытывают дефицит квалифицированных кадров. 82% отмечают это как проблему, и только 18% сказали, что на данном этапе предприятие полностью укомплектовано работниками.
Основными проблемами, по оценкам предпринимателей, являются подбор квалифицированных кадров, а также переподготовка или повышение квалификации уже работающих специалистов. В связи с этим в Программе необходимо предусмотреть меры по формированию государственного заказа на подготовку кадров для бизнеса, включая возможность обучения руководителей и специалистов малых и средних предприятий по Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ, организацию специальных программ обучения для начинающих предпринимателей, проведение семинаров, курсов и тренингов по различным вопросам предпринимательской деятельности.
По мнению предпринимателей, освещение проблем малого и среднего предпринимательства в СМИ остается на весьма низком уровне: 32% респондентов не удовлетворены существующим положением, 58% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, только 10% респондентов высказали удовлетворение тем, как освещаются проблемы предпринимателей в СМИ.
Все эти проблемы требуют программно-целевого подхода, объединяющего усилия предпринимателей и их союзов (советов) с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для достижения целей развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Мурманской области.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
При разработке Программы принимаются следующие базовые положения:
- малое и среднее предпринимательство является полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования и гарантом политической стабильности;
- поддержка частной инициативы граждан в сфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением деятельности Правительства Мурманской области и одной из основ социально-экономических преобразований и развития местного самоуправления в Мурманской области.
Основной целью Программы является увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышение их конкурентоспособности и увеличение вклада в социально-экономическое развитие Мурманской области, в том числе в валовой региональный продукт, в доходы бюджетов всех уровней, в обеспечение занятости и социальных гарантий предпринимателям и их наемным работникам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сократить административные барьеры, препятствующие созданию и развитию бизнеса в Мурманской области.
2. Создать условия, стимулирующие вовлечение различных слоев населения в самозанятость и предпринимательство.
3. Создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления и некоммерческие организации, выражающие интересы предпринимателей, реализовывать мероприятия, направленные на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований.
4. Развить региональную сеть объектов инфраструктуры предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг различным категориям субъектов предпринимательской деятельности.
5. Обеспечить доступ предпринимателей к финансовым ресурсам посредством различных финансовых механизмов (микрокредитование, субсидирование, предоставление поручительств и инвестиций за счет средств паевого инвестиционного фонда).
Программа рассчитана на 2009-2011 годы. Три этапа выполнения Программы совпадают с формированием и исполнением областного бюджета на очередной финансовый год. План конкретных мероприятий для каждого этапа разрабатывает государственный заказчик с учетом прогноза выделяемых финансовых ресурсов.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: |
26,9 |
28,2 |
29,4 |
средние, малые предприятия (в том числе микропредприятия), тыс.чел. |
5,7 |
6,1 |
6,4 |
зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс.чел. |
21,2 |
22,1 |
23 |
Количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, тыс. рабочих мест |
1,1 |
2,6 |
4,6 |
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс.руб. |
20,6 |
22 |
25 |
Сумма налогов, уплаченная субъектами малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения, млн.руб. |
1000 |
1030 |
1050 |
Оборот средних и малых предприятий (в том числе микропредприятий), млрд.руб. |
102,3 |
109,3 |
119,9 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. |
858 |
900 |
900 |
3. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия (приложение) направлены на решение задач Программы и обеспечивают преемственность государственной поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Мероприятия направлены на достижение целей государственной политики в области малого и среднего предпринимательства. Основным принципом их реализации является ориентация мер поддержки на конкретные целевые группы. В каждом из разделов программных мероприятий предусматривается решение задач, масштабность которых может варьироваться с учетом имеющихся ресурсов. В систему основных мероприятий Программы включены два раздела: "Совершенствование государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства" и "Реализация проектов и программ в сфере малого и среднего предпринимательства".
3.1. Совершенствование государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства
Государственное управление развитием малого и среднего предпринимательства включает в себя регулирование предпринимательской деятельности и государственную поддержку субъектов предпринимательства. Сфера регулирования относится в основном к компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - компетенция субъектов РФ и органов местного самоуправления.
С учетом наличия различных категорий субъектов предпринимательской деятельности, их большого количества (более 30 тысяч) и различных характеристик необходимо не только значительное увеличение объемов финансирования мероприятий по поддержке, но и качественное их изменение. Они должны быть разнообразны в зависимости от категории субъекта, стадии развития бизнеса, вида предпринимательской деятельности, места ее осуществления и даже от социального положения и возраста предпринимателя.
Для разработки таких мероприятий недостаточно материалов федерального статистического наблюдения, необходимы информация и углубленный анализ различных категорий субъектов предпринимательства в Мурманской области. Для этого в Программе запланированы организация и проведение научно-исследовательских работ и социологических опросов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Темы работ будут выбираться в зависимости от конкретных задач. Планируется провести исследования по темам:
- выявление административных барьеров и разработка предложений по их устранению или сокращению;
- анализ проблем средних предприятий и разработка предложений по формированию механизмов их государственной поддержки;
- анализ состояния и потенциала развития ремесленной деятельности в Мурманской области;
- оценка отношения молодежи Мурманской области к занятию бизнесом;
- оценка инновационной активности малых и средних предприятий Мурманской области.
Осуществление мер по устранению административных барьеров в сфере малого предпринимательства позволит обеспечить прозрачность административных процедур, сокращение временных и финансовых затрат предпринимателей на получение разрешительной и иной документации, в первую очередь в сфере арендных и земельных отношений.
Разработка мер по стимулированию предпринимателей к выходу из "тени", соблюдению ими норм трудового и налогового законодательства направлена на легализацию бизнеса, повышение социальной ответственности предпринимателей, защиту прав наемных работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Результатами реализации мероприятия будут рост среднемесячной заработной платы в предпринимательстве, а также увеличение налоговых поступлений в бюджеты и взносов во внебюджетные фонды.
В рамках мероприятий Программы будут осуществлены мониторинг и анализ контрольных и надзорных мероприятий, проводимых по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства. Разработка предложений по защите предпринимателей от излишнего контроля (надзора) позволит устранить дублирование функций и организовать эффективное взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Мурманской области, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности.
Будет продолжена работа Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Мурманской области и его рабочих групп. В сферу полномочий Совета войдут сбор и анализ итогов проверок деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами, выработка предложений, принятие решений по созданию благоприятных организационных и правовых условий для предпринимательской деятельности, сокращению административных барьеров. Поддержкой предпринимательства занимаются отраслевые исполнительные органы государственной власти, курирующие соответствующие сферы деятельности. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться, поэтому необходимо построить эффективную систему взаимоотношений между властью и бизнесом с целью повышения эффективности и целесообразности использования бюджетных средств, а также для обеспечения соблюдения основных принципов государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и вовлечения предпринимателей в разработку и реализацию государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.
Результатом разработки механизма обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации государственных (муниципальных) закупок товаров и услуг должно стать увеличение доли государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимо обеспечить конкурентные условия для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах на реализацию государственных заказов, что будет сделано через организацию информирования и обучения предпринимателей основам работы по государственным и муниципальным контрактам.
Недостаток нежилых помещений и высокая арендная плата являются серьезными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства. Формирование механизма реализации имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через реестр объектов областной собственности, предназначенных для передачи во владение (пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства, предполагает инвентаризацию имущества Мурманской области, отбор объектов для включения в реестр, разработку порядка формирования и использования реестра, широкое информирование предпринимателей о возможности использования объектов, включенных в реестр. Создание реестра предполагает разработку или приобретение программного обеспечения. Реализация этого мероприятия позволит обеспечить доступ к актуальной информации об объектах областной собственности, которые можно использовать для создания и расширения бизнеса. Кроме того, органам местного самоуправления, создающим аналогичные реестры объектов муниципальной собственности, будет оказана методологическая поддержка.
Кроме того, планируется организовать ежеквартальный мониторинг за использованием государственного (муниципального) имущества, что позволит осуществлять контроль за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства при приватизации объектов недвижимости.
Формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки - обязательное к выполнению требование статьи 8 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Запись в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки будет вноситься уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Мурманской области.
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры к финансовым ресурсам включает в себя развитие гарантийного фонда, микрофинансирования и предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, что будет реализовано Министерством экономического развития Мурманской области совместно с НКО "ФОРМАП".
Предоставление микрозаймов будет осуществляться в соответствии с положением, утвержденным Министерством экономического развития Мурманской области. Условия предоставления займов варьируются следующим образом: для начинающих предпринимателей - кредитная линия под ставку рефинансирования ЦБ РФ, для действующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - льготный заем (ставка ЦБ + 4%), для пополнения оборотных средств - под ставку ЦБ, увеличенную на 8%.
Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства является государственной услугой, предоставление которой осуществляется на основании постановления Правительства Мурманской области от 25.05.2007 N 253-ПП/9 "Об утверждении административного регламента Министерства экономического развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги "Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей". С учетом особенностей различных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства перечень видов затрат, подлежащих субсидированию, должен быть расширен. Количество договоров, по которым предоставляются субсидии одному предпринимателю, не ограничено. Размер субсидии не может превышать 50% затрат, документально подтвержденных предпринимателем. Общая сумма субсидии одному предпринимателю за год не может превышать 600 тыс. рублей.
Будет продолжена деятельность гарантийного фонда поддержки предпринимательства, созданного в 2007-2008 годах, с размером фонда в 70 млн. рублей. К концу 2010 года размер фонда планируется довести до 211 млн. рублей.
Продолжатся совершенствование действующих, разработка и внедрение новых механизмов финансовой, имущественной, правовой, консультационной, образовательной, информационной и иных форм поддержки. С учетом расширения перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, постоянных изменений внешней среды бизнеса и характеристик субъектов предпринимательства эта работа должна вестись на постоянной основе.
Ремесленничество, крестьянские и фермерские хозяйства, кооперативы и потребительские общества, предпринимательская деятельность в сфере ЖКХ могут обеспечить самозанятость и доходы большой группы населения. Особенно это актуально для удаленных районов области, где отмечаются высокий уровень бедности населения и ограниченные возможности трудоустройства. Разработка форм поддержки этих видов деятельности позволит вовлечь в предпринимательскую деятельность новые группы населения.
Анализ проблем развития средних предприятий, разработка и реализация форм и методов их поддержки, включая подготовку промышленных площадок, формирование и поддержку кластеров, поддержку инвестиционной деятельности, позволит сформировать механизмы государственной поддержки средних предприятий с учетом отраслевой специфики.
Подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства и система их поддержки включают в себя формирование государственного заказа на образовательные услуги для бизнеса, подготовку руководителей предприятий по Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ, подготовку инженерно-технического персонала, подготовку кадров по рабочим специальностям, проведение мастер-классов, организацию и проведение специализированных семинаров для предпринимателей и прочее.
В рамках указанных мероприятий будет организован социологический опрос о потребности в кадрах для обеспечения развития предпринимательской деятельности и их подготовке в коммерческих и государственных учебных заведениях. Предполагается создавать и поддерживать благоприятные условия для дальнейшего развития в Мурманской области системы образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров для малых предприятий, государственных и муниципальных служащих, консультантов территориальных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Важными факторами, влияющими на качество системы поддержки малого и среднего предпринимательства, являются квалификация и информированность специалистов, работающих в этой системе. Поэтому организация краткосрочных курсов, стажировок, семинаров для работников организаций инфраструктуры предпринимательства и муниципальных служащих, работающих в системе поддержки, должно осуществляться на регулярной основе. Целями таких курсов являются повышение компетентности указанных специалистов и обеспечение их актуальной и оперативной информацией по вопросам поддержки бизнеса.
Проект предусматривает комплекс мероприятий по предоставлению образовательных и консультационных услуг, ориентированных на целевые группы. При работе с начинающими предпринимателями это могут быть целевые группы из числа малообеспеченных слоев населения (женщины, инвалиды, молодежь, жители экономически депрессивных районов) или группы предпринимателей, работающих в одной отрасли или смежных отраслях. Работа с промышленными и инновационными предприятиями будет осуществляться в рамках семинаров с привлечением специалистов по конкретным темам (например, привлечение венчурного финансирования или защита интеллектуальной собственности). На базе ГОУ "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор" планируется организация подготовки и переподготовки кадров по заказу малых и средних предприятий. Оплата обучения в данном случае будет производиться за счет заказчика. В муниципальных образованиях планируется регулярное проведение тематических семинаров для предпринимателей.
С целью обеспечения доступности информации, необходимой для начала и развития бизнеса, планируются разработка и тиражирование видеокурса, организация телепередач и специальных публикаций для предпринимателей ("Как начать свое дело", "Истории успеха" и др.). Планируются подготовка и организация дистанционного обучения по вопросам организации ведения бизнеса. Отдельным направлением станет обучение основам ведения бизнеса в сети "Интернет". Результатами этого мероприятия будут содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в обеспечении квалифицированными кадрами, повышение доступности образовательных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение компетентности предпринимателей.
Будут организованы выставка-ярмарка "Имандра", региональные и муниципальные выставки малых и средних предприятий, планируются коллективные стенды предпринимателей Мурманской области на выставках, ярмарках, форумах. В регионе уже стало традицией ежегодное проведение выставки-ярмарки субъектов малого предпринимательства "Имандра", других муниципальных и региональных выставок. С целью продвижения продукции местных товаропроизводителей на межрегиональный и международный рынки необходимо участвовать в выставочно-ярмарочных мероприятиях не только в регионе, но и за его пределами. Для этого будут организовываться коллективные стенды предпринимателей Мурманской области на международных и межрегиональных форумах, выставках и ярмарках. Инновационные малые предприятия смогут показать свою продукцию в составе коллективных экспозиций Мурманской области на ежегодных выставках в Санкт-Петербурге ("Высокие технологии. Инновации. Инвестиции", "Малый бизнес. Технологии успеха") и других городах. Участие малых предприятий Мурманской области в региональных выставках, ярмарках и форумах совместно с партнерами из Северо-Западного федерального округа и других регионов России, Баренцева Евро-Арктического региона обеспечит хорошие предпосылки для эффективного вовлечения предприятий малого бизнеса Мурманской области в экономическое сотрудничество. Осуществление этого проекта создаст благоприятные условия для конкуренции и продвижения продукции и услуг малых предприятий Мурманской области на региональный, межрегиональный и международный рынки.
С целью обеспечения предпринимателей актуальной информацией по вопросам создания и развития бизнеса будут подготовлены и изданы буклеты, брошюры и прочие информационные и справочные материалы, рекламные издания и каталоги технологий и оборудования для малого и среднего бизнеса с размещением информации о заказах и предложениях промышленных предприятий по организации совместных производств, о поставках продукции и комплектующих, включая наличие свободного оборудования и производственных площадей и т.д. Эта печатная продукция будет распространяться через органы местного самоуправления, бизнес-центры, службы занятости, организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, налоговые инспекции, информационные центры и другие организации.
В рамках организации эффективного взаимодействия бизнеса и власти, развития частно-государственного партнерства планируются проведение Дней предпринимательства Мурманской области, празднование профессионального праздника - Дня российского предпринимательства, организация совещаний, деловых встреч, конференций, круглых столов, семинаров по организационно-правовым, торгово-экономическим, научно-техническим, социальным и другим вопросам с участием представителей малого и среднего бизнеса, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Инструментом организации взаимодействия между бизнесом и властью является совещательный орган - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Мурманской области.
3.2. Реализация проектов и программ в сфере малого и среднего предпринимательства
Мероприятия данного раздела направлены на стимулирование органов местного самоуправления, представителей организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, некоммерческих организаций, инициаторов различных программ и проектов в сфере малого и среднего предпринимательства к активизации деятельности по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.
В соответствии с Законом Мурманской области от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" за счет средств областного бюджета может осуществляться государственная поддержка муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, программ и проектов некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов предпринимательства, международных и межрегиональных программ и проектов, проектов частно-государственного партнерства.
Будет организован и проведен конкурс по отбору муниципальных образований для предоставления субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов) на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Финансовая поддержка муниципальных программ осуществляется по результатам конкурса в виде субсидий для реализации мероприятий по поддержке предпринимательства.
Приоритеты для предоставления субсидий:
- создание (строительство) бизнес-инкубаторов;
- формирование (участие в формировании) гарантийного фонда;
- создание информационных центров для предпринимателей;
- поддержка начинающих предпринимателей;
- вовлечение в предпринимательство социально незащищенных слоев населения;
- решение актуальных проблем территориального развития через развитие предпринимательства или с помощью предпринимателей.
Будет организован и проведен региональный конкурс проектов в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
С целью стимулирования социальной активности бизнеса, повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти Программой предусмотрена государственная поддержка проектов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, включая проекты некоммерческих организаций, международные, межрегиональные и межмуниципальные проекты, проекты частно-государственного партнерства.
Приоритетами в осуществлении частно-государственного партнерства в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются:
- содействие созданию и развитию региональных кластеров: рыбного, транспортно-логистического, строительного и других;
- содействие кооперации малых и средних предприятий с крупным бизнесом, развитие субконтрактинга и аутсорсинга;
- содействие внедрению инноваций и информационно-коммуникационных технологий;
- реализация проектов частно-государственного партнерства в муниципальных образованиях, имеющих низкий уровень социально-экономического развития.
В рамках мероприятий Программы будут реализованы проекты по созданию и развитию объектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.
Задачи конкурса:
1. Проведение конкурса между действующими организациями инфраструктуры на предоставление субсидии областного бюджета для развития.
2. Разработка и реализация проектов по созданию новых объектов инфраструктуры.
Финансирование проектов по развитию организаций инфраструктуры малого и среднего предпринимательства осуществляется на конкурсной основе. К участию в конкурсе допускаются коммерческие и некоммерческие организации в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Условия финансирования:
1. В проекте четко определена целевая группа клиентов.
2. Срок реализации проекта не превышает срок реализации Программы.
3. Наличие собственного вклада организаторов в проект.
4. Наличие экономического обоснования средств, необходимых для реализации финансируемых мероприятий.
5. Средства областного бюджета не могут использоваться для финансирования текущей деятельности организаторов.
Конкурс проводится Министерством экономического развития Мурманской области. По результатам конкурса отбираются организации, с которыми Министерство экономического развития Мурманской области заключает договоры на реализацию мероприятий Программы.
Разработка и реализация проектов по созданию новых объектов инфраструктуры включает создание организаций, специализирующихся на предоставлении услуг предпринимателям. Программой предусмотрено создание следующих объектов инфраструктуры инновационного и промышленного предпринимательства - промышленно-технологического парка "Алакуртти", не менее 2 промышленных площадок для размещения производственных малых и средних предприятий, демонстрационно-выставочного центра инновационных технологий и информационно-технологического центра. Запланированные средства предназначены для разработки и технико-экономического обоснования проектов создания указанных объектов. После разработки проектов объемы финансирования и сроки строительства будут уточнены.
Планируется организация конкурсов и других мероприятий, способствующих формированию позитивного имиджа предпринимателей. С 2001 года проводится ежегодный областной конкурс "Предприниматель года". За время его проведения условия конкурса изменились, но охватывают далеко не все показатели качества бизнеса, по которым можно было бы отмечать лучших предпринимателей. Данное мероприятие предполагает проведение "конкурса среди конкурсов", конкурса на предоставление финансовой поддержки организациям и региональных тематических конкурсов. Это могут быть конкурсы профессионального мастерства, организованные профессиональными объединениями, или конкурсы на лучшее оформление прилегающей территории, лучшую маркетинговую стратегию и так далее. Возможно проведение конкурсов среди журналистов на лучшую статью о бизнесе, среди школьников - на лучшее сочинение, среди студентов - на лучший бизнес-план и др. Целью данного мероприятия является формирование благоприятного общественного мнения и позитивного имиджа предпринимателей.
Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности и семейного бизнеса включают в себя организацию и проведение традиционных Дней предпринимательства Мурманской области, создание телевизионных программ, издание брошюр, буклетов о предпринимателях, их достижениях, о предприятиях и лучших примерах организации бизнеса. Данное мероприятие будет способствовать вовлечению в предпринимательскую деятельность широких слоев населения.
В рамках создания региональной информационной системы на основе современных коммуникационных технологий планируются разработка и создание сайта "Малый и средний бизнес" в сети "Интернет" и подключение данного ресурса к сети инфоцентров, оснащенных компьютерной техникой. В инфоцентрах будет организовано консультирование для начинающих предпринимателей, через их систему будет распространяться различная информация по предпринимательской деятельности. Для консультантов, работающих в центрах, будут проводиться семинары. Планируется также приобретение специальной компьютерной программы.
С целью оказания методической помощи для разъяснения особенностей применения в Мурманской области основных нормативных правовых актов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности будет разработана программа дистанционного консультирования по вопросам ведения бизнеса.
Планируется развитие системы предоставления предпринимателями в налоговые органы налоговой отчетности и других документов в электронном виде, в том числе по телекоммуникационным каналам связи, что повлечет сокращение сроков представления и упрощение процедуры предоставления налоговой отчетности для предпринимателей.
Планируются разработка и реализация проекта по изучению опыта зарубежных стран и созданию системы общественных консультантов для субъектов малого и среднего предпринимательства. За рубежом широко распространена система общественных консультантов, в качестве которых обычно выступают опытные предприниматели и специалисты, находящиеся на пенсии. Они консультируют начинающих предпринимателей, помогают в организации бизнеса или в реализации инвестиционных проектов. Иногда их услуги частично оплачиваются государством, иногда они работают бесплатно. В рамках мероприятия планируется разработка международного проекта, целью которого будет создание аналогичной системы в Мурманской области.
Комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости бизнеса на начальной стадии развития, включает проведение тренинг-курсов для начинающих предпринимателей, консультационное сопровождение проектов по созданию предприятий, подбор персонала, постановку налогового и бухгалтерского учета. Для начинающих предпринимателей разработан тренинг-курс "Начинающий предприниматель" продолжительностью 3-5 недель по следующему графику: день теории, день практики, 5 дней работы с консультантами над своим бизнес-проектом. В рамках курса предприниматели знакомятся не только с экономическими и правовыми основами ведения бизнеса, но и с требованиями контрольных и надзорных органов. По окончании курса участники, зарегистрировавшиеся как предприниматели и приступившие к реализации своих бизнес-планов, получают финансовую поддержку в виде льготных микрозаймов по ставке рефинансирования ЦБ РФ и бесплатное консультационное сопровождение проекта в течение года. Кроме того, планируется организовать специализированное обучение, а также помощь в регистрации и на начальной стадии развития бизнеса. Этот вариант организации бизнеса подходит людям, которые не имеют возможности работать полный рабочий день или не могут выходить из дома (молодые матери, инвалиды). Результатами мероприятия будут вовлечение в предпринимательскую деятельность студентов, молодых матерей, людей с ограниченными возможностями, представителей малообеспеченных слоев населения и повышение их доходов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 381-ПП раздел 4 настоящей программы изложен в новой редакции
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 104500,51 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 34800 тыс. рублей, в 2010 году - 37750 тыс. рублей, в 2011 году - 31950,51 тыс. рублей.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основан на скоординированных по срокам и направлениям действиях исполнителей и участников программных мероприятий. В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости, добровольности и взаимной выгоды, которые обеспечивают широкие возможности для участия всех заинтересованных юридических и физических лиц. В рамках своих полномочий территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации принимают на себя обязательства осуществить целевые мероприятия Программы за счет собственных средств.
Управление Программой осуществляют Министерство экономического развития Мурманской области - государственный заказчик-координатор и Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Мурманской области, которые на основе поступающих предложений разрабатывают сводные квартальные планы работы, определяют первоочередность выполнения мероприятий Программы.
Исполнители Программы - заинтересованные органы государственной власти Мурманской области и территориальные органы федеральных органов государственной власти, НКО "ФОРМАП", органы местного самоуправления, общественные объединения предпринимателей Мурманской области. К выполнению мероприятий Программы привлекаются на конкурсной основе органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке предоставляют государственному заказчику-координатору информацию о ходе реализации Программы для обобщения и подготовки ежегодного доклада Правительству Мурманской области.
Выделение и расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии с законом Мурманской области о бюджете на очередной финансовый год и порядком, устанавливаемым Правительством Мурманской области. Министерство экономического развития Мурманской области осуществляет контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию Программы и конечными результатами, и обеспечивает тем самым эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на осуществление Программы.
Инвестиционные кредиты и краткосрочные займы субъектам малого и среднего предпринимательства уполномочен предоставлять Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области. В соответствии с заключаемыми государственным заказчиком-координатором соглашениями в финансировании Программы могут участвовать фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, банки и лизинговые компании, работающие в Мурманской области.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Прогнозируется, что в результате реализации Программы оборот малых и средних предприятий увеличится по сравнению с 2008 г. на 3,5% и к 2011 году достигнет 119,92 млрд. рублей. Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства увеличится на 14% по сравнению с 2008 г. и составит 6,4 тыс.ед. Повысится экономическая устойчивость предприятий. К 2011 году рост налоговых поступлений в бюджет возрастет до 1050 млн.руб. (на 19,3% к 2008 г.).
Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве превысит 55 тыс. человек (увеличение на 18% к 2008 г.), их удельный вес достигнет 16,8% от численности занятого населения. Среднемесячная заработная плата в малом бизнесе увеличится на 11% в год и составит в 2011 году 25,5 тыс. рублей, количество субъектов, получивших поддержку, превысит 900 ед., что в 9 раз выше, чем за период 2005-2007 гг.
Годовая эффективность различных финансовых механизмов поддержки субъектов предпринимательства
Наименование инструмента |
Объем средств, млн.руб. |
Увеличение инвестиций, млн.руб. |
Количество охваченных субъектов предпринимательства |
Налоговые поступления, млн.руб. |
Микрокредитование |
4 |
20 |
420-450 |
6,5 |
Субсидирование затрат на уплату процентной ставки: |
|
|
|
|
субъектам малого предпринимательства |
2 |
48 |
30 |
3,5 |
Субсидирование затрат на разработку бизнес-планов и проектно-конструкторской документации |
0,5 |
18 |
10 |
0,7 |
Субсидирование затрат экспортно ориентированным предприятиям |
0,2 |
4 |
2 |
0,6 |
Предоставление гарантий |
10 |
60 |
25-30 |
4,2 |
Предоставление стартовых грантов |
1 |
4 |
10 |
1 |
Расчеты показывают целесообразность увеличения средств на указанные формы поддержки.
Эффективность использования средств областного бюджета может быть увеличена за счет участия в конкурсах Министерства экономического развития РФ с целью привлечения средств федерального бюджета для реализации мероприятий Программы. По результатам конкурса в 2005 году Мурманская область получила 3 млн. рублей из федерального бюджета, в 2006 году - 7,4 млн. рублей, в 2007 году - 21,8 млн. рублей. В 2008 году на конкурс было представлено 5 проектов объемом финансирования 55,79 млн. рублей. В настоящее время уже принято решение о предоставлении субсидии в размере 46,55 млн. рублей для реализации трех из них, еще два проекта будут рассмотрены в сентябре 2008 года.
Выполнение мероприятий Программы должно не только обеспечить воспроизводство и качественное развитие предпринимательства, но и существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии Мурманской области, в том числе:
- увеличить количество качественных и доступных по цене товаров и услуг;
- увеличить доходы и уровень социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
- повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности;
- развить кооперационные связи промышленных предприятий с субъектами малого и среднего бизнеса, снизить социальную напряженность и отрицательные последствия высвобождения рабочей силы с крупных предприятий;
- привлечь инвестиции в экономику Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 381-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Программе
Перечень мероприятий программы, сроки их реализации и объемы финансирования из областного бюджета
9 декабря 2008 г., 27 февраля, 27 марта, 10 декабря 2009 г., 11 июня, 26 августа 2010 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 381-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к Программе
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы
11 июня, 26 августа 2010 г.
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности Программы
Оценка планируемой эффективности Программы производится в следующем порядке.
1. Оценка выполнения запланированных мероприятий Программы рассчитывается по формуле:
?
где:
- оценка выполнения запланированных мероприятий Программы;
- количество мероприятий по плану;
- количество фактически выполненных мероприятий.
Расчет количества фактически выполненных мероприятий производится на основе экспертной оценки выполнения каждого из мероприятий Программы:
,
где:
- экспертная оценка выполнения каждого из мероприятий (100-процентное выполнение - 1, частичное выполнение - 0,5; невыполнение - 0).
2. Оценка использования финансовых ресурсов рассчитывается по мероприятиям, предусматривающим финансирование, по формуле:
,
где:
- коэффициент использования финансовых ресурсов;
- фактический и плановый объемы финансовых ресурсов, использованных для финансирования мероприятий Программы.
3. Оценка привлечения для реализации Программы финансовых ресурсов из других источников (федеральный и местные бюджеты, внебюджетные источники) производится по формуле:
,
где:
- коэффициент привлечения финансовых ресурсов;
- фактический и плановый объемы финансирования мероприятий Программы за счет привлеченных средств федерального бюджета;
- фактический и плановый объемы финансирования мероприятий Программы за счет привлеченных средств местных бюджетов;
- фактический и плановый объемы финансирования мероприятий Программы за счет привлеченных внебюджетных источников.
4. Оценка бюджетной эффективности Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- бюджетная эффективность Программы;
- годовой объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в рамках Программы;
- годовой объем подоходного налога, полученного в результате создания новых рабочих мест в предпринимательском секторе;
- прирост налога на доходы от предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей.
5. Оценка социальной эффективности Программы рассчитывается с учетом увеличения доходов населения, вовлеченного в предпринимательскую деятельность, по формуле:
,
где:
- социальная эффективность Программы;
- количество вновь созданных рабочих мест в секторе предпринимательства;
- среднемесячная заработная плата на малых и средних предприятиях;
- численность занятых на малых и средних предприятиях;
- годовой прирост заработной платы работников малых и средних предприятий.
6. Оценка экономической эффективности Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- экономическая эффективность Программы;
- годовой прирост объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых и средних предприятий.
7. Оценка степени достижения важнейших целевых индикаторов и показателей Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- интегрированная оценка степени достижения целей Программы;
- фактическое и плановое значение конкретного целевого показателя;
- количество целевых показателей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 17 сентября 2008 г. N 445-ПП/15 "О долгосрочной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 3 октября 2008 г. N 188
Постановлением Правительства Мурманской области от 15 сентября 2010 г. N 420-ПП/13 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 10 декабря 2010 г. N 555-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 381-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 11 июня 2010 г. N 263-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 10 декабря 2009 г. N 569-ПП/20
Постановление Правительства Мурманской области от 27 марта 2009 г. N 145-ПП/7
Постановление Правительства Мурманской области от 27 февраля 2009 г. N 100-ПП/5
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Мурманской области от 9 декабря 2008 г. N 608-ПП