Постановление Правительства Мурманской области
от 14 сентября 2010 г. N 414-ПП/14
"О долгосрочной целевой программе "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области" на 2011-2013 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 06.08.2010 N 357-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области на 2011-2013 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять аналогичные муниципальные целевые программы по поддержке и стимулированию жилищного строительства.
3. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Тигунова О.Л.
Губернатор |
Д. Дмитриенко |
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области" на 2011-2013 годы
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 14 сентября 2010 г. N 414-ПП/14)
Паспорт
Наименование программы |
"Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
||||
Дата принятия решения о разработке долгосрочной целевой Программы |
- постановление Правительства Мурманской области от 06.08.2010 N 357-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области на 2011-2013 годы" |
||||
Государственные заказчики |
- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; - Министерство имущественных отношений Мурманской области; - Министерство транспорта и связи Мурманской области; - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области |
||||
Государственный заказчик-координатор |
- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
||||
Основные разработчики Программы |
- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
||||
Цели и задачи Программы |
Цель Программы: Повышение обеспечения населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами Задачи программы: 1.Оказание государственной поддержки в обеспечении населения жильем; 2. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья; 3. Создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов по предоставлению земельных участков под жилищное строительство, в том числе под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, обеспеченных коммунальной и инженерной инфраструктурой; 4. Содействие развитию жилищного строительства; 5. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования; 6. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса; 7. Совершенствование системы ценообразования в сфере жилищного строительства. |
||||
|
|
|
|
|
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Целевые индикаторы и показатели |
Ед.изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Годовой объем ввода жилья за счет всех источников финансирования (кв.м общей площади жилья) |
тыс.кв.м |
55,0 |
60,0 |
63,0 |
|
В т.ч. жилья эконом-класса |
тыс.кв.м |
20,2 |
25,0 |
30,0 |
|
Обеспеченность населения жильем (кв.м общей площади на 1 человека) |
кв.м |
23,2 |
23,32 |
23,4 |
|
Количество семей, улучшивших свои жилищные условия |
шт. |
300 |
330 |
370 |
|
Коэффициент доступности жилья для населения (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) |
лет |
2,33 |
2,2 |
2,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств |
% |
20 |
21 |
22 |
|
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации |
кв.м. |
0,15 |
0,3 |
0,5 |
|
Общий объем ипотечных кредитов и займов, выданных за год жителям Мурманской области всего |
млн.руб. |
2000 |
2200 |
2500 |
|
в т.ч. ОАО "АИЖКМО" |
млн.руб. |
210 |
270 |
310 |
|
Увеличение общей протяженности автомобильных дорог в новых микрорайонах застройки (км/год) |
км/год |
3,5 |
4,0 |
4,8 |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2013 годы |
||||
|
|
||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы - 1736,755 млн. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 797,225 млн. рублей; - средства федерального бюджета - 390,0 млн. рублей; - средства местных бюджетов - 79,53 млн. рублей; - внебюджетные источники - 470,0 млн. рублей. |
||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- увеличение ввода в эксплуатацию социального жилья до 20,52 тыс.кв.м; - увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья для расселения граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, за счет средств, предусмотренных Программой, до 27,0 тыс.кв.м; - разработка проектно-сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ по обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство; - увеличение объема предоставленных ОАО "АИЖКМО" ипотечных жилищных кредитов (займов) жителям Мурманской области за 2011-2013 годы до 790 млн. рублей; - улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством (450 чел.); - совершенствование системы контроля за реализацией областных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий населения Мурманской области |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Жилищная проблема остается нерешенной для подавляющего большинства граждан. Несмотря на усилия, предпринимаемые государством, цель государственной жилищной политики - обеспечение доступности жилья - не достигнута.
Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2025 года предусматривает комплексное восстановление на принципиально новых основаниях отрасли жилищного строительства, в том числе:
- переход на современные и более эффективные группы технологий, предполагающие "панельный" принцип строительства и минимизацию "мокрых" процессов и используемых в первую очередь при малоэтажном строительстве;
- государственное стимулирование рынка жилья путем запуска специальных механизмов стимулирования спроса и конкуренции;
- развитие строительства за счет восстановления и развития производственной базы комплекса - промышленности строительных материалов, системы подготовки, переподготовки специалистов строительной отрасли;
- развитие институтов и организаций, обслуживающих инвестиционный процесс: финансово-кредитных, страховых, лизинговых фирм, развитие ипотечного жилищного кредитования;
- привлечение частных инвестиций и инвестиций из федерального центра для развития регионального строительного комплекса, в том числе на строительство на территории области собственных заводов по выпуску строительных материалов.
Стратегической целью жилищной политики региона является формирование рынка доступного жилья путем создания эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, обеспечивающих, с одной стороны, строительство жилья по ценам, соответствующим платежеспособному спросу населения, с другой стороны, участие государства в обеспечении жильем определенных групп населения, нуждающихся в государственной поддержке (малоимущие граждане, молодые семьи, инвалиды).
Таким образом, решение проблемы обеспечения населения Мурманской области качественными жилищными условиями, предлагаемое путем реализации данной программы, полностью соответствует нормативно-правовым документам, действующим в Мурманской области.
Исходя из анализа сложившейся ситуации в жилищной сфере Мурманской области, имеющиеся проблемы требуют длительного времени для их решения. В настоящее время законодательство предусматривает только одну форму государственного управления, позволяющую обеспечить реализацию долгосрочных взаимосвязанных мероприятий - программно-целевой метод.
Поскольку в настоящее время состояние значительной части жилищного фонда Мурманской области может быть оценено как неудовлетворительное, необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и условий приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Мурманской области.
Сложность разрешения указанной проблемы определяется в первую очередь зависимостью от большого количества разнородных факторов.
В настоящее время жилищный фонд Мурманской области составляет 19,4 млн. кв.м, в том числе 17,8 млн. кв.м (91,8%) - в городской местности и 1,6 млн. кв.м (8%) - в сельской местности. "Движение" жилищного фонда представлено в таблице 1.
Таблица 1
"Движение" жилищного фонда |
Общая площадь жилых помещений, тыс.кв.м |
Наличие площади на начало 2009 года |
19356,6 |
Прибыло площади за год |
43,8 |
из нее новое строительство |
27,7 |
Выбыло площади за год |
26 |
из нее: |
|
снесено по ветхости и аварийности |
5,2 |
переведено в нежилые помещения |
18,3 |
Наличие площади на конец 2009 года |
19374,4 |
Обеспеченность жильем является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения. По данным Мурманстата, численность населения Мурманской области к 2011 году сократится, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя области, должна достигнуть среднего значения 23,33 кв.м.
Обеспеченность жильем одного жителя в среднем по Мурманской области составляет на 01.01.2010 23,2 кв.м, значение показателя не изменилось по сравнению с прошлым годом. По России в среднем данный показатель в 2008 году составлял 17,5 квадратных метра.
В то же время имеющийся жилищный фонд по своим качественным характеристикам не удовлетворяет потребности человека в жилье.
Удельный вес общей площади жилых помещений ветхих и аварийных зданий в настоящее время составляет около 2,3% всего жилищного фонда.
Ветхий и аварийный жилищный фонд имеется в 11 из 40 муниципальных образований Мурманской области. Общая площадь ветхих и аварийных жилых помещений по состоянию на 01.01.2010 составляет 92481,7 кв.м, общая площадь, подлежащая расселению - 58341,26 кв.м.
В целом по области около 70% ветхого и аварийного жилищного фонда находится в городской местности и 30% ветхого и аварийного жилищного фонда в сельской местности.
Кроме этого, значительная часть жилищного фонда имеет низкую степень благоустройства. Характеристика жилищного фонда по степени благоустройства представлена в таблице 2.
Таблица 2
Общая площадь жилых помещений всего, тыс.кв.м |
Оборудовано |
||||||
водопроводом |
канализацией |
отоплением |
ваннами (душем) |
газом |
ГВС |
напольными электроплитами |
|
19374,4 |
18934,4 |
18903,3 |
18993,7 |
18460,4 |
6719,4 |
18623,8 |
10703,9 |
в % к итогу |
97,7 |
97,6 |
98,0 |
95,3 |
34,7 |
96,1 |
55,2 |
Существующий жилищный фонд в настоящее время по-прежнему имеет тенденцию к старению и ветшанию.
Очевидно, что существующие темпы жилищного строительства не решают проблему улучшения жилищных условий широких слоев населения.
Недостаточные объемы жилищного строительства обусловлены низкой эффективностью данного сектора, высокими административными барьерами, монополизацией рынка жилья.
По данным органов местного самоуправления, в Мурманской области эксплуатируется более 2 тысяч типовых панельных и кирпичных жилых зданий общей площадью более 7,2 млн. кв. метров. Значительную часть этого жилищного фонда составляют дома, построенные из панелей и кирпича по типовым проектам первого поколения. Это дома с так называемым "узким" шагом поперечных и продольных несущих стен (серия 1-464, 1-447 и другие). Основными проблемами являются несоответствие зданий современным требованиям теплоизоляции, невентилируемые кровли, изношенность внутренних коммуникаций и малогабаритность квартир.
При этом особого внимания требует реконструкция как внутренних, так и магистральных инженерных сетей и систем, особенно тепловых, в которых теряется значительный процент тепловой энергии, что особенно недопустимо в природно-климатических условиях нашего северного региона.
За последнее время обострились проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве области. Особое значение для его нормального функционирования имеет бесперебойная работа инженерных сетей и всех элементов жилых зданий. Износ основных фондов здесь составляет более 50%. Интенсивное старение сетей, приводящее к росту потерь тепловой и электроэнергии, требует значительных затрат на замену изношенных сетей с учетом новых требований по ресурсосберегающим технологиям.
Решение проблемы увеличения темпов жилищного строительства возможно с учетом использования не только бюджетных средств, но и частных инвестиций граждан.
В рамках реализации региональной программы "Адресная программа Мурманской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2010 год", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 22.03.2010 N 114-ПП, в течение 2010 года запланировано строительство 5 жилых домов в 3 муниципальных образованиях области общей площадью жилья 6129,2 кв.м для расселения 118 семей, проживающих в ветхом и аварийном жилье.
В 2010 году в результате реализации указанной программы запланировано ввести в эксплуатацию 7,0 тыс. кв.м жилья.
Среди основных проблем в сфере жилищного строительства вопрос подготовки земельных участков под строительство жилья является одним из ключевых как с точки зрения сокращения сроков строительства, так и с точки зрения возможного снижения его стоимости.
Период точечной застройки, особенно в крупных городах области, с использованием возможностей уже существующих объектов коммунальной инфраструктуры практически завершается. Действующие мощности сегодня уже не могут в полном объеме обеспечить потребности строящихся объектов. Планируемое увеличение объемов жилищного строительства необходимо обеспечить опережающим развитием коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Принятый пакет законов, направленных на повышение доступности жилья (в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях"), сформировал законодательные условия для решения задачи по развитию инженерной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установил распределение ответственности за обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой для жилищного строительства между органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Для реализации принципов, заложенных в законах, необходимо использовать возможности областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, поддержку из федерального бюджета, а также организационные меры в форме сформулированных требований к муниципалитетам в качестве условия участия в мероприятии.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков в целях жилищного строительства основана на формировании предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам.
Комплексные планы развития систем коммунальной инфраструктуры, основывающиеся на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства, будут выполняться еще позднее.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует совместных целевых действий со стороны федеральных и областных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, что не только обеспечит существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создаст условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств. На обеспеченных коммунальной инфраструктурой участках должно строиться жилье в соответствии с реальным покупательским спросом и с учетом перспектив социально-экономического развития.
Рост показателей ввода жилья сдерживается недостаточным привлечением инвестиций в строительство и, в первую очередь, кредитных ресурсов банков. Если эта проблема не будет решена, то возникнет дисбаланс между спросом и предложением, что приведет к значительному росту цен на жилищном рынке.
В большинстве стран с развитым кредитным рынком финансирование жилищного строительства осуществляется на основе банковских строительных кредитов. Строительный кредит выдается застройщику при условии, что он располагает (на правах собственности или долгосрочной аренды) отведенным участком под строительство жилья и необходимой разрешительной документацией на осуществление строительства. Эти кредиты выдаются банком-кредитором застройщику частями на оплату выполненных этапов строительно-монтажных работ при строгом контроле банка за ходом строительства, сроками и качеством работ. Срок кредита определяется сроками проекта и для жилищного строительства, как правило, не превышает 1-1,5 года. Застройщики, как правило, погашают строительный кредит и начисляемые по нему проценты после завершения строительства и реализации объекта. Основная задача банка, выдающего строительный кредит, точно оценить существующие строительные и рыночные риски, связанные со строительством, в соответствии с проектом и сметой, а также реализацией готового объекта. С этой целью банк совместно с застройщиком должен тщательно проанализировать комплекс факторов, включая спрос на данный тип жилья, емкость рынка, способность застройщика контролировать сроки и смету затрат в ходе строительства, чтобы при его завершении выйти на запланированные цены и таким образом выдержать предложенные первоначальные условия продажи жилья.
Строительные кредиты организациям-застройщикам эффективно сочетаются с ипотечным кредитованием физических лиц - покупателей жилья в построенных таким способом домах: получаемые ипотечные кредиты и собственные средства граждан используются для оплаты жилья, а владельцы продаваемого жилья (застройщики) получают возможность погасить ранее полученный строительный кредит.
Анализ строительного рынка показывает наличие большого количества строительных компаний, не обладающих необходимой финансовой устойчивостью, работающих за счет бесплатных средств населения при недостаточной ответственности за сроки, качество и конечную стоимость жилья перед потребителями.
Банки со своей стороны весьма неохотно кредитуют строителей из-за значительных строительных рисков, которые обусловлены следующими основными факторами.
Первый круг проблем, как правило, связан с отсутствием у застройщиков оформленного права собственности или права долгосрочной (49 лет и выше) аренды на землю, а также соответствующей исходно-разрешительной документации, которые могли бы стать обеспечением строительных кредитов банков.
Вторая проблема - так называемый рыночный риск, связанный с тем, что построенное жилье может быть не реализовано в предусмотренные сроки, что не даст возможности застройщикам своевременно расплатиться по строительным кредитам с банками.
Снижение этого риска достигается за счет как более профессионального и качественного исследования рынка, так и развития долгосрочного ИЖК, дающего возможность покупателям готового жилья расплачиваться за него с помощью ипотечных кредитов банков сразу в момент покупки.
Отсутствие прозрачности и конкурентности в данном процессе приводит к отставанию строительных технологий и рынка в целом, неоправданному завышению цен на строительную продукцию, сдерживает развитие прогрессивных форм и методов строительства.
Кроме того, существует не менее значимая проблема, связанная с созданием инженерной инфраструктуры выделяемых под застройку земельных участков.
Если в данном направлении не будут приняты решительные меры, задача, поставленная Президентом РФ, - добиться в ближайшие годы двукратного увеличения ввода жилья - не сможет быть решена.
Одним из перспективных направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по обеспечению развития массового жилищного строительства является развитие ипотечного жилищного кредитования. Анализ мировой практики показывает, что в современных условиях долгосрочное ипотечное жилищное кредитование становится практически единственным механизмом приобретения доступного жилья.
В Мурманской области по состоянию на 1 января 2010 года численность населения составляет 836,7 тыс. человек. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, на 01.01.2010 в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Мурманской области состоит на учете 12993 семьи.
Ожидается увеличение спроса на жилье со стороны молодых специалистов, работников бюджетной сферы, военнослужащих.
Оценка потребности и покупательского спроса населения представлена в таблице 3.
Таблица 3
Показатель |
Единица измерения |
Значение показателя на 1 января 2009 года |
Значение показателя на 1 января 2010 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств |
% |
19,0 |
21,5 |
Доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья |
% |
68,00 |
68,00 |
Процентная ставка по кредитам (годовая) |
% |
12,3 |
14,3 |
Срок ипотечного кредита, средний |
лет |
17,12 |
15,2 |
Доля платежа по ипотечному кредиту в доходах заемщиков (%) |
% |
50,00 |
50,00 |
Минимальный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья |
рублей |
39437 |
35435 |
Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек |
лет |
3,58 |
2,49 |
Среднедушевые денежные доходы |
руб./месяц |
18706 |
20937 |
Средняя стоимость 1 кв.м жилья - первичный рынок |
рублей |
51800 |
50500 |
Средняя стоимость 1 кв.м жилья - вторичный рынок |
рублей |
37460 |
19100 |
Одним из операторов на рынке ипотечного жилищного кредитования Мурманской области является ОАО "Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области" (далее - ОАО "АИЖКМО"). В настоящий момент общество располагает обширной сетью партнеров среди органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, кредитно-финансовых институтов, страховых компаний, строительных и подрядных организаций.
Региональный оператор по ипотечному кредитованию постоянно наращивает масштабы своей деятельности. Так, за 2008 год выдано 33 ипотечных займа на общую сумму 32 млн. рублей, за 2009 год - 207 ипотечных займов на общую сумму 187,6 млн. руб. По состоянию на 1 июля 2010 года выдано 176 ипотечных займов на общую сумму 156,5 млн. рублей.
Увеличению объемов выдачи ипотечных займов способствовало:
- проведение массовой рекламной компании, направленной на формирование устойчивого рынка сбыта кредитных продуктов;
- расширение продуктовой линейки в части специализированных форм ипотечного кредитования ("Военная ипотека", "Молодая семья");
- повышение конкурентоспособности кредитных продуктов (снижение процентных ставок, сокращение сроков рассмотрения кредитных заявок, повышение качества услуг);
- активное развитие сопутствующих услуг (предоставление услуг по поиску и продаже жилья, юридическое сопровождение сделок и т.д.).
В 2010 году уставный капитал ОАО "АИЖКМО" составил 83 млн. рублей.
Помимо выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов и займов, ОАО "АИЖКМО" с 2010 года выступает инвестором при строительстве нового жилья экономического класса.
На рынке ипотечного жилищного кредитования области также осуществляют свою деятельность более 30 банков, которые в январе - июне 2010 года выдали 463 ипотечных займа на общую сумму 557 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Одним из механизмов достижения целей настоящей Программы является увеличение уставного капитала ОАО "АИЖКМО" за счет средств бюджета Мурманской области. Данная мера должна способствовать активизации деятельности регионального оператора как в сфере ипотечного кредитования и рефинансирования, так и в строительстве. Привлечение дополнительных финансовых участников позволит оптимизировать работу ОАО "АИЖКМО" по дальнейшему продвижению принятых на всех уровнях власти программ по улучшению жилищных условий населения.
При получении денежных средств за счет внесения в уставный капитал ОАО "АИЖКМО" в качестве вклада денежных средств в сумме 127 млн. рублей в течение 3-х лет и сохранении необходимых объемов рефинансирования ипотечных займов более 620 семей Мурманской области смогут улучшить свои жилищные условия посредством получения ипотечных займов.
Увеличение уставного капитала также позволит ОАО "АИЖКМО" участвовать в строительстве около 3000 кв.м жилья на территории Мурманской области, а также выступать гарантом в программе ОАО "АИЖКМО" "Новостройка". Этот шаг привлечет дополнительные заемные ресурсы для пополнения оборотных средств, которые будут использованы для строительства вновь возводимого жилья и для выдачи ипотечных займов населению, что в конечном итоге позволит более эффективно продолжить реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также обеспечить развитие системы ипотечного жилищного кредитования на территории Мурманской области.
В настоящее время остаются актуальными проблемы развития предприятий стройиндустрии области, которые в целом связаны с экономической ситуацией региона и характеризуются следующими признаками:
- отсутствие в необходимом объеме инвестиционных средств;
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;
- неэффективность системы управления предприятиями;
- недостаточное качество строительной продукции.
Структура жилищного строительства по конструктивным системам на территории Мурманской области представлена в таблице 4.
Таблица 4
Типы домов по конструктивным системам |
2009 год |
ввод жилья 22,1 тыс.кв.м | |
Жилые дома квартирного типа (без индивидуальных жилых домов, построенных населением) |
16,1% |
Панельные |
3,6% |
Кирпичные |
4,3% |
Монолитные |
8,2% |
Индивидуальные жилые дома, построенные населением |
6,0% |
Деревянные |
2,9% |
Кирпичные |
1,4% |
Панельные |
0,1% |
Блочные |
1,7% |
Информация о крупнейших предприятиях Мурманской области по производству строительных материалов и конструкций представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование предприятия |
Номенклатура продукции и единица ее измерения |
Мощность предприятия (в год) |
ООО "Олен Бетон" |
бетон товарный, тыс.куб.м |
250 |
ОАО "Трест Мурманскморстрой" |
бетон товарный, тыс.куб.м |
3,135 |
ОАО "Комбинат Стройконструкция" |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
43,6 |
раствор и бетон товарный, тыс.куб.м |
500 |
|
ОАО "Оленегорский завод силикатного кирпича" |
кирпич силикатный рядовой, млн.шт.усл. |
50,0 |
кирпич силикатный лицевой, млн.шт.усл. |
15,0 |
|
ООО "Бетонный завод" |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
27,47 |
ЗАО "Севертрансстрой" |
раствор и бетон товарный, тыс.куб.м |
5,0 |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
5,0 |
|
РСМУ ОАО "Апатит" |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
0,25 |
бетон товарный, тыс.куб.м |
50,0 |
|
КСК Мончегорская ОАО "Печенгастрой" |
раствор и бетон товарный, тыс.куб.м |
76,0 |
ООО "Завод Стройдеталей М" |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
26,0 |
ФГУП "Военно-морское СУ Северного флота МО РФ" |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
34,2 |
раствор и бетон товарный, тыс.куб.м |
50,8 |
|
Североморский бетонный завод |
раствор и бетон товарный, тыс.куб.м |
100,0 |
ООО "Полимер-К" |
кирпич силикатный облицовочный, млн.шт.усл. |
300 |
ОАО "Колэнергостройремонт" |
раствор и бетон товарный, тыс.куб.м
|
5,0 |
сборный железобетон, тыс.куб.м |
5,7 |
В части реализации мер по стимулированию роста объемов производства строительных материалов нужны четкая, эффективная градостроительная политика и территориальное планирование, которые предоставят участникам рынка возможность прогнозировать объемы строительства и потребность в тех или иных строительных материалах, а также планировать развитие предприятий и осуществление капиталовложений.
Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики Мурманской области.
Реализация мероприятия вызвана необходимостью стимулирования активного производства строительных материалов на предприятиях стройиндустрии, развитием рыночных отношений и конкуренции на потребительском рынке строительных материалов, изделий и конструкций, повышением требований к их ассортименту и качеству.
В условиях снижения спроса на традиционные строительные материалы и конструкции, а также сравнительно низкой инвестиционной активности в промышленности строительных материалов необходимо осуществлять работу по удовлетворению возросших требований к качеству и количеству производимой продукции за счет расширения ее ассортимента, внедрения в производство новых технологий (материало- и энергосберегающих, использующих местное сырье), в том числе на неиспользуемых производственных мощностях, при оптимальных капитальных вложениях в строительство и модернизацию предприятий промышленности строительных материалов. Необходимо также расширять ассортимент продукции и увеличивать объемы применения материалов и конструкций, которые производятся на территории региона.
Выход области на качественно новый экономический уровень развития возможен лишь при условии инновационных подходов к использованию производственного потенциала и естественных конкурентных преимуществ, широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих фондов с опережающим развитием производственного потенциала предприятий стройиндустрии и их материально-технической базы.
Одной из эффективных мер повышения доступности жилья является государственная поддержка при приобретении (строительстве) жилья (в том числе с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования) гражданами, проживающими в Мурманской области.
В первую очередь, в государственной поддержке нуждаются граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде и признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья (в том числе с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования) позволяет расширить возможности жителей Мурманской области по улучшению жилищных условий за счет объединения собственных средств граждан, социальных выплат из средств областного и местных бюджетов и ипотечных кредитов (займов).
Гражданин, участвующий в Программе, сможет приобрести квартиру за счет собственных средств, безвозмездной социальной выплаты и(или) банковского кредита.
При этом решаются следующие вопросы:
- снижается количество человек, стоящих в очереди в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- уменьшается количество ветхого и аварийного жилищного фонда (количество граждан, проживающих в данном жилищном фонде);
- увеличивается количество граждан Мурманской области, улучшивших свои жилищные условия.
Таким образом, развитие массового жилищного строительства требует, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области уделили особое внимание оказанию поддержки отдельным категориям населения при строительстве (приобретении) жилья.
Отбор проблемы развития массового жилищного строительства в Мурманской области для ее программной разработки и решения на региональном уровне определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
- необходимость государственной поддержки для ее решения;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При этом учитываются также приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации и Мурманской области, прогнозы развития общегосударственных и региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического и социального состояния Мурманской области.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Целью настоящей Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
1. Оказание государственной поддержки в обеспечении населения жильем;
2. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
3. Создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, в том числе под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, обеспеченных коммунальной и инженерной инфраструктурой (комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства);
4. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
5. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса;
6. Совершенствование системы ценообразования в сфере жилищного строительства.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2011 по 2013 годы и осуществляется в один этап.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели приведены в таблице:
Наименование целевых индикаторов и показателей Программы |
Значение базовых показателей и индикаторов Программы (2009 год) |
Значение оценочных показателей и индикаторов Программы (2010 год) |
Значения показателей и индикаторов Программы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1. Объем вводимого в эксплуатацию социального жилищного фонда с привлечением средств бюджета всех уровней, тыс.кв.м. |
22,1 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
63,0 |
2. Количество семей, улучшивших свои жилищные условия |
850 |
900 |
900 |
1000 |
1000 |
3. Объем инвестиций в жилищное строительство на человека, руб. |
452,5 |
1000 |
2700 |
3280 |
3790 |
4. Общий объем ипотечных кредитов и займов, выданных за год, млн.руб.: |
848,3 |
1000 |
2000 |
2200 |
2500 |
в т.ч. ОАО "АИЖКМО" |
187,6 |
200 |
210 |
270 |
310 |
5. Увеличение общей протяженности автомобильных дорог в новых микрорайонах, км/год |
|
|
3,5 |
4,0 |
4,8 |
6. Увеличение площади земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктурой, га |
|
|
36 |
42 |
50 |
Количественные значения индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы подлежат ежегодному уточнению при корректировке объемов бюджетного финансирования Программы.
III. Перечень программных мероприятий
Все направления реализации Программы представлены в виде следующего перечня мероприятий:
1) Строительство социального жилья и объектов коммунальной инфраструктуры.
2) Строительство и приобретение жилья для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания вследствие физического износа.
3) Развитие системы ипотечного жилищного кредитования Мурманской области.
4) Комплексное освоение и развитие территорий Мурманской области в целях жилищного строительства.
5) Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
6) Создание единого областного реестра граждан, воспользовавшихся мерами государственной поддержки для улучшения жилищных условий посредством участия в областных целевых программах.
7) Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса.
8) Совершенствование системы ценообразования в сфере жилищного строительства.
Перечень мероприятий с указанием объемов и источников финансирования приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источниками финансирования Программы являются:
- средства областного бюджета, которые предусматриваются законом об областном бюджете Мурманской области на соответствующий финансовый год;
- средства федерального бюджета;
- средства местных бюджетов;
- внебюджетные источники.
Общий объем финансирования за период реализации Программы в течение 2011-2013 гг. составит 1736,755 млн. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 797,225 млн. рублей;
- федеральный бюджет - 390,0 млн. рублей;
- местные бюджеты - 79,53 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 470,0 млн. рублей.
Объемы указанных средств являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению.
Распределение объемов финансирования программы по источникам расходования средств и годам
(млн.руб.)
Источники финансирования |
Объем финансирования, всего |
в том числе |
||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Всего по Программе |
1736,755 |
758,03 |
595,325 |
383,4 |
В том числе |
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
390,0 |
281,0 |
109,0 |
00,0 |
Областной бюджет |
797,225 |
246,50 |
269,325 |
281,4 |
Местные бюджеты |
79,53 |
30,53 |
17,0 |
32,0 |
Внебюджетные источники |
470,0 |
200,0 |
200,0 |
70,0 |
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, государственными заказчиками Программы - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Министерство транспорта и связи Мурманской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственными заказчиками при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
В ходе реализации Программы Министерство строительства и территориального развития Мурманской области обеспечивает координацию деятельности всех государственных заказчиков и исполнителей.
Государственные заказчики и исполнители Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых средств.
Государственные заказчики на основании сведений, предоставляемых ежеквартально исполнителями мероприятий, направляют в Министерство строительства и территориального развития Мурманской области:
- ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно до 20 января доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Мурманской области.
На основании сведений, представленных государственными заказчиками, государственный заказчик-координатор направляет в Министерство экономического развития Мурманской области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации Программы, до 1 февраля - доклад о ходе работ по выполнению Программы.
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области в срок до 1 марта 2014 года представляет в Правительство Мурманской области, Министерство экономического развития Мурманской области и Министерство финансов Мурманской области доклад о реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы организует размещение информации о реализации Программы в соответствии с порядком, установленным Правительством Мурманской области.
VI. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации Программы
В целом оценка социально-экономической эффективности реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей, которые выражены в количественных и качественных характеристиках.
Система индикаторов обеспечит мониторинг реализации поставленных задач и достижение намеченных в рамках Программы целей за оцениваемый период, а также позволит своевременно вносить уточнения или изменения в Программу.
В результате реализации Программы предполагается:
- увеличение ввода социального жилья до 20,52 тыс.кв.м;
- увеличение объема ввода жилья для расселения граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, за счет средств, предусмотренных Программой, до 27,0 тыс.кв.м;
- разработка проектно-сметной документации и строительно-монтажные работы по обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
- увеличение объема предоставленных ОАО "АИЖКМО" ипотечных жилищных кредитов (займов) жителям Мурманской области за 2011-2013 годы до 790 млн. рублей;
- улучшение жилищных условий 2100 отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и 300 молодых семей, проживающих в Мурманской области;
- достижение по сравнению с 2009 годом следующих показателей:
а) повышение доступности приобретения жилья;
б) увеличение количества семей, участвующих в подпрограммах, которые улучшат свои жилищные условия, до 1000 семей в год.
- совершенствование нормативной правовой базы Мурманской области, направленной на повышение доступности жилья для населения и обеспечение комфортных условий проживания в нем согласно социальным стандартам;
- совершенствование системы контроля за реализацией областных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий населения Мурманской области.
Методика расчета оценки эффективности Программы приведена в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Приложение N 1
к Программе
Перечень
программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области" на 2011-2013 годы
Наименование мероприятия |
Государственные заказчики/исполнители |
Источники финансирования |
в том числе по статьям |
Объемы финансирования, млн.руб. |
|||
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Строительство жилья для граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, |
|
Общий объем средств, в том числе: |
|
521,530 |
177,530 |
179,000 |
165,000 |
областной бюджет |
|
509,000 |
165,000 |
179,000 |
165,000 |
||
в том числе: |
местные бюджеты |
|
12,530 |
12,530 |
0,000 |
0,000 |
|
75-квартирный дом с встроенно-пристроенной библиотекой в г. Заполярный |
|
Общий объем средств, в том числе: |
|
355,000 |
112,530 |
54,000 |
0,000 |
областной бюджет |
251 |
154,000 |
100,000 |
54,000 |
0,000 |
||
местные бюджеты |
310 |
12,530 |
12,530 |
0,000 |
0,000 |
||
Жилые дома по ул. Орликовой |
|
Общий объем средств, |
|
40,000 |
35,000 |
5,000 |
0,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
областной бюджет |
310 |
40,000 |
35,000 |
5,000 |
0,000 |
||
90-квартирный жилой дом в п. Зеленоборский |
|
Общий объем средств, |
|
30,000 |
30,000 |
0,000 |
0,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
областной бюджет |
251 |
30,000 |
30,000 |
0,000 |
0,000 |
||
местные бюджеты |
310 |
|
|
|
|
||
Жилые дома эконом-класса |
|
Общий объем средств, |
|
285,000 |
0,000 |
120,000 |
165,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
областной бюджет |
251 |
285,000 |
0,000 |
120,000 |
165,000 |
||
местные бюджеты |
310 |
|
|
|
|
||
2. Строительство и приобретение жилья для граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания вследствие физического износа |
|
Общий объем средств, |
|
170,000 |
45,000 |
43,000 |
82,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
||
областной бюджет |
251 |
103,000 |
27,000 |
26,000 |
50,000 |
||
местные бюджеты |
310 |
67,000 |
18,000 |
17,000 |
32,000 |
||
3. Развитие системы ипотечного жилищного кредитования Мурманской области, |
|
Общий объем средств, |
|
127,000 |
37,000 |
45,000 |
45,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
||
в том числе: |
областной бюджет |
530 |
127,000 |
37,000 |
45,000 |
45,000 |
|
увеличение уставного капитала ОАО "АИЖКМО" |
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
|
4. Комплексное освоение и развитие территорий Мурманской области в целях жилищного строительства, |
|
Общий объем средств |
|
498,370 |
208,870 |
210,600 |
78,900 |
в том числе: | |||||||
4.1.Субсидии муниципальным образованиям Мурманской области и юридическим лицам на софинансирование мероприятий по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков, на проектирование и проведение экспертиз |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств, |
|
18,870 |
6,370 |
6,600 |
5,900 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
прочие |
2,000 |
1,000 |
1,000 |
|
||
областной бюджет |
прочие |
16,870 |
5,370 |
5,600 |
5,900 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
4.2. Проектирование и строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки |
Министерство транспорта и связи Мурманской области |
Общий объем средств, |
|
9,000 |
2,000 |
4,000 |
3,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
прочие |
1,000 |
0,000 |
1,000 |
0,000 |
||
областной бюджет |
прочие |
8,000 |
2,000 |
3,000 |
3,000 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
4.3. Выявление и снижение административных барьеров при предоставлении земельных участков под жилищное строительство. Сокращение сроков прохождения согласования, выдачи разрешений на строительство |
Министерство имущественных отношений Мурманской области |
Общий объем средств, |
|
0,500 |
0,500 |
0,000 |
0,000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
||
областной бюджет |
прочие |
0,500 |
0,500 |
0,000 |
0,000 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
4.4. Реализация проектов государственного частного партнерства |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств, |
|
470,000 |
200,000 |
200,000 |
70,000 |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет | |||||||
областной бюджет |
прочие |
|
|
|
|
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
прочие |
470,000 |
200,000 |
200,000 |
70,000 |
||
4.5. Разработка и согласование инвестиционных программ развития предприятий коммунального комплекса для возможности обеспечения земельных участков под жилищное строительство водопроводными, электрическими сетями, канализацией |
Министерство энергетики и ЖКХ Мурманской области |
Общий объем средств, |
|
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет | |||||||
областной бюджет |
прочие |
|
|
|
|
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
5. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе установленных федеральным законодательством |
|
Общий объем средств, |
|
400,355
|
284,130
|
111,225
|
5,000
|
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет |
прочие |
387,000 |
280,000 |
107,000 |
0,000 |
||
областной бюджет |
прочие |
13,355 |
4,130 |
4,225 |
5,000 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
6. Создание единого областного реестра граждан, воспользовавшихся мерами государственной поддержки для улучшения жилищных условий посредством участия в областных целевых программах |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств, в том числе: федеральный бюджет |
|
0,600
|
0,200
|
0,200
|
0,200 |
| |||||||
| |||||||
областной бюджет |
прочие |
0,600 |
0,200 |
0,200 |
0,200 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
7. Создание благоприятных условий для развития строительного комплекса, в том числе: 7.1. Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным организациями стройиндустрии в кредитных организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Мурманской области, на модернизацию производственной базы |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств Общий объем средств, в том числе: федеральный бюджет |
|
12,000 12,000
|
3,000 3,000
|
4,000 4,000
|
5,000 |
5,000 | |||||||
| |||||||
| |||||||
областной бюджет |
прочие |
12,000 |
3,000 |
4,000 |
5,000 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
7.2 Реализация проектов государственного частного партнерства |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств, в том числе: федеральный бюджет |
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,000 |
| |||||||
| |||||||
областной бюджет |
прочие |
|
|
|
|
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
8. Совершенствование системы ценообразования в строительстве, в том числе: 8.1. Мониторинг сметной стоимости объектов жилищного строительства, а также создания банка данных по проектам жилья эконом-класса, реализуемых на территории Северо-западного территориального округа |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств Общий объем средств, в том числе: федеральный бюджет |
|
6,900 2,400
|
2,300 0,800
|
2,300 0,800
|
2,300 |
0,800 | |||||||
| |||||||
| |||||||
областной бюджет |
прочие |
2,400 |
0,800 |
0,800 |
0,800 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
8.2. Мониторинг стоимости строительных ресурсов для расчета ежеквартальных коэффициентов пересчета сметной стоимости строительства (индексов) по видам строительства , видам работ к элементам прямых затрат |
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
Общий объем средств, в том числе: федеральный бюджет |
|
4,500
|
1,500
|
1,500
|
1,500 |
| |||||||
| |||||||
областной бюджет |
прочие |
4,500 |
1,500 |
1,500 |
1,500 |
||
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
||
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
||
|
Общий объем средств, в том числе: федеральный бюджет |
итого |
1736,755
390,000 |
758,030
281,000 |
595,325
109,000 |
383,400
0,000 |
|
областной бюджет |
итого |
797,225 |
246,500 |
269,325 |
281,400 |
||
местные бюджеты |
итого |
79,530 |
30,530 |
17,000 |
32,000 |
||
внебюджетные источники |
итого |
470,000 |
200,000 |
200,000 |
70,000 |
Приложение N 2
к Программе
Методика
расчета оценки эффективности долгосрочной целевой программы "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области" на 2011-2013 годы
Целевые индикаторы рассчитаны исходя из объемов финансирования программных мероприятий:
1. Объем вводимых в эксплуатацию жилых помещений с привлечением средств бюджетов всех уровней рассчитан по результатам анализа, проведённого на основании выданных разрешений на строительство жилых объектов, с учётом выданных экспертных заключений на проектную документацию и фактического ввода жилья в настоящий период, а также с учетом проекта Адресной инвестиционной программы на 2011-2013 годы. Значение базового показателя составляет 22,1 тыс. квадратных метров.
2. Количество семей, улучшивших свои жилищные условия.
Индикатор, характеризующий количество семей, улучшивших свои жилищные условия, рассчитан, исходя из количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (молодые семьи; граждане, переселенные из ветхого и аварийного фонда; граждане, относящиеся к категориям, установленным федеральным законодательством). Значение базового показателя составляет 850 семей (число семей из числа категорий семей, участвующих в программе, улучивших жилищные условия в 2009 году).
3. Объем инвестиций в жилищное строительство на одного человека принят исходя из общего объема прямых инвестиций в строительство жилья за 2009 год, по данным Мурманстата - 378,573 млн.руб. Численность населения Мурманской области по состоянию на 01.01.2010 - 836,7 тыс. человек. Значение базового показателя составляет 452,5 рубля.
4. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя области, рассчитана исходя из величины жилищного фонда по Мурманской области за год и численности населения Мурманской области за год с учетом ввода и вывода жилья. Наличие жилищного фонда на конец 2009 года - 19374,4 кв.м. Значение базового показателя на конец 2009 года - 23,2 кв.м.
5. Общий объем ипотечных кредитов и займов, выданных за год ОАО "АИЖКМО".
В кризисном 2009 году ОАО "АИЖКМО" выдало 207 ипотечных займов на сумму 187,6 млн. рублей, что 6 раз больше, чем в 2008 году. За счет увеличения уставного капитала общества предполагается ежегодное увеличение объема выданных ипотечных кредитов. Значение базового показателя составляет 187,6 млн. рублей.
6. Увеличение общей протяженности автомобильных дорог в новых микрорайонах застройки.
Расчетная стоимость одного километра дорог к новым микрорайонам застройки в 2009 году принята в размере 10 млн. рублей, на последующие годы базовый показатель рассчитан с учетом уровня инфляции. Стоимость строительства 1 километра дороги (покрытие - асфальтобетон) принята без учета строительства ливневой канализации, освещения и тротуаров. Ввиду невозможности корректной оценки базового показателя оценка эффективности реализации мероприятия будет осуществляться исходя из фактической протяженности построенных в результате реализации мероприятия дорог в соответствии с прогнозными показателями. Значение базового показателя составляет 0 километров.
7. Увеличение общей площади земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры.
Средняя стоимость работ по обеспечению 1 гектара земельного участка под жилищное строительство в Мурманской области составляет 1,9 млн. рублей. Реализация мероприятия в период с 2011 по 2013 годы позволит обеспечить объектами коммунальной инфраструктуры земельные участки под жилищное строительство общей площадью 128,0 га. Значение базового показателя составляет 36,0 га.
Степень достижения запланированных результатов Программы оценивается на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
Сопоставление значений целевых индикаторов производится по каждому расчетному (плановому) и фактическому показателю.
Степень достижения индикаторов Программы определяется по формуле:
, где:
- степень достижения индикатора Программы, процентов;
- фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации Программы;
- нормативный индикатор, утвержденный Программой.
Комплексная оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
, где:
- эффективность реализации Программы, процентов;
- фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;
- нормативные индикаторы, утвержденные Программой;
- количество индикаторов Программы.
Критерии оценки эффективности реализации Программы:
Программа реализуется эффективно, если комплексная оценка эффективности реализации Программы составляет 75 процентов и более.
Программа нуждается в корректировке и доработке, если комплексная оценка эффективности реализации Программы составляет 60-75 процентов.
Программа считается неэффективной, если комплексная оценка эффективности реализации Программы составляет менее 60 процентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 14 сентября 2010 г. N 414-ПП/14 "О долгосрочной целевой программе "Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области" на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 5 октября 2010 г. N 182/1
Постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 г. N 571-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 20 декабря 2013 г. N 753-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 18 сентября 2013 г. N 518-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 2 августа 2013 г. N 444-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 5 июня 2013 г. N 308-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 18 апреля 2013 г. N 206-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 21 февраля 2013 г. N 78-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 25 января 2013 г. N 26-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 17 января 2013 г. N 8-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 19 декабря 2012 г. N 647-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 1 октября 2012 г. N 472-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 30 июля 2012 г. N 382-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 28 мая 2012 г. N 249-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 22 декабря 2011 г. N 687-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 24 ноября 2011 г. N 595-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 г. N 478-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 2 сентября 2011 г. N 441-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 30 мая 2011 г. N 266-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 10 февраля 2011 г. N 41-ПП