Постановлением Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 г. N 305-ПП в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Мурманской области
от 22 августа 2008 г. N 400-ПП/14
"О долгосрочной целевой программе "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы"
(с изменениями от 26 декабря 2008 г., 10 июля 2009 г.)
Во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 26.06.2008 N 297-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области производить финансирование Программы в пределах средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели законом об областном бюджете.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации соответствующих мероприятий Программы и разработать муниципальные программы по развитию туризма.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя Министерства экономического развития Мурманской области Ефремова Ю.Л.
Первый заместитель Губернатора |
А. Макаров |
Постановлением Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 г. N 305-ПП в настоящую программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
"Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 22 августа 2008 г. N 400-ПП/14)
(с изменениями от 26 декабря 2008 г., 10 июля 2009 г.)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
"Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
|||
Дата принятия решения о разработке Программы |
- постановление Правительства Мурманской области от 26.06.2008 N 297-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы" |
|||
Государственные заказчики |
- Министерство экономического развития Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области |
|||
Государственный заказчик-координатор |
- Министерство экономического развития Мурманской области |
|||
Основной разработчик Программы |
- Министерство экономического развития Мурманской области |
|||
Цель Программы |
- повышение конкурентоспособности региональных турпродуктов на российском и международном туристских рынках |
|||
Задачи Программы |
- совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли; - формирование и продвижение региональных турпродуктов на российском и международном туристских рынках; - повышение качества и расширение ассортимента туристских услуг; - развитие туристской инфраструктуры; - создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения "Печенгская", "Ловозерская", "Хибинская", "Терская" |
|||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- число туристских организаций (турфирм), ед.; - число коллективных средств размещения (далее -КСР), ед.; - число мест размещения в КСР; - платные услуги населению, млн. руб. (туристские услуги гостиниц и аналогичных мест размещения); - экспорт туристских услуг, млн. дол.; - экспорт услуг гостиниц; - число иностранных граждан, зарегистрированных в Мурманской области; - число размещенных лиц за год в КСР, тыс. чел. в год |
|||
Сроки реализации Программы |
- 2009-2011 годы |
|||
Объемы и источники финансирования |
|
|||
Источники финансирования |
2009-2011 годы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего по Программе, в том числе: |
412264,8 |
195139,8 |
189850 |
27275 |
областной бюджет |
36907,8 |
9782,8 |
14020 |
13105 |
местные бюджеты |
225 |
75 |
150 |
|
внебюджетные источники |
375132 |
185282 |
175680 |
14170 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
- сравнение показателей развития туризма в Мурманской области при условии успешной реализации Программы (2008 год к 2011 году): - рост числа туристских организаций (турфирм) с 74 до 100 (на 35 %); - рост числа КСР с 111 до 137 ед. (на 23,5 %); - увеличение числа мест размещения в КСР с 7,8 до 9,5 тыс.ед. (на 22 %); - увеличение объемов платных туристских услуг населению с 230,5 до 280,5 млн.руб. (на 22 %); - увеличение объемов платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения с 475,5 до 670,4 млн.руб. (на 41 %); - увеличение экспорта туристских услуг с 3,8 до 5,0 млн.дол. (на 32 %); - увеличение экспорта услуг гостиниц с 3,2 до 4,4 млн.дол. (на 37,5 %); - рост числа иностранных граждан (зарегистрированных туристов), посетивших Мурманскую область, с 34,3 до 43,0 тыс.чел. (на 25 %); - увеличение числа лиц, размещенных за год в КСР, с 240 до 294,8 тыс.чел. (на 23 %) |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законом Мурманской области от 09.04.2008 N 949-01-ЗМО "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области".
Программа содержит наиболее важные направления развития туризма и мероприятия для создания условий и среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Мурманской области.
Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, повысить эффективность государственного регулирования развития туристской отрасли.
Программа подготовлена Министерством экономического развития Мурманской области с учетом предложений администраций муниципальных образований Мурманской области при участии ассоциации туристских предприятий Мурманской области "Баренц туризм".
Программа определяет действия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области, а также субъектов туристской индустрии, направленные на повышение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Мурманской области. Программа базируется на следующих принципах:
- государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
- приоритетными направлениями государственной поддержки развития туризма в Мурманской области являются развитие внутреннего, въездного социального, экологического, этнического, различных видов природного и активного туризма, содействие деятельности предприятий, осуществляющих прием туристов на территории Мурманской области, а также деятельности по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-техническую базу туризма на территории Мурманской области.
Количественные и качественные оценки туристской индустрии области на сегодняшний день базируются на данных, предоставляемых Росстатом, однако эти данные не в полной мере отражают реальное состояние и тенденции развития туризма в России и в Мурманской области. Для оценки динамики развития туристской отрасли разработчики Программы использовали в том числе и экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области, основанные на данных анкетирования турфирм области. Анкетирование проводится ежегодно с 2002 года среди туроператоров и турагентов, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в Мурманской области, без учета гостиниц и других объектов размещения. Экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области и статистические данные отличаются по причине того, что не все турфирмы предоставляют статистическую отчетность в органы статистики, тогда как данные Министерства экономического развития Мурманской области основываются на 100% охвате анкетированием, и показатели, представленные в таблице 1, органами статистического учета не предоставляются.
Таблица 1
Количество туристов, обслуженных турфирмами Мурманской области в 2002-2007 гг. (въезд)
Количество туристов, тыс. чел. |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Всего |
7,3 |
13,2 |
16,9 |
20,4 |
26,7 |
33,5 |
Иностранных |
7,3 |
9,4 |
11,9 |
12,6 |
13,1 |
13,2 |
Российских |
Нет данных |
3,8 |
5,0 |
7,8 |
13,6 |
20,3 |
Данные о количестве туристов, обслуженных турфирмами по турпакетам, также не отражают общего числа туристов, посетивших Мурманскую область, поскольку туристы могут прибывать в область самостоятельно (без обращения в турфирму) в лечебных, оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурных, спортивных, профессиональных, деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода в Мурманской области, на период от 24 часов до 6 месяцев или осуществлять не менее одной ночевки в месте временного пребывания. Приведенные данные показывают ежегодное увеличение объемов обслуживания въездного потока туристов в среднем на 25-30%.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует единая система оценки туристских потоков в регионах, можно использовать лишь косвенные показатели и индикаторы объемов посетителей, одним из которых является число лиц, размещенных в гостиницах и иных средствах размещения.
Для оценки регионального туристского потока в 2009 году также будет использоваться методика оценки туристских потоков, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 N 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ".
Инфраструктура туристской индустрии Мурманской области состоит из 65 различных гостиниц и 46 специализированных средств размещения (дома отдыха, базы, кемпинги) с общим количеством мест 7,7 тыс., из которых 4,1 тыс. мест приходится на коллективные средства размещения (далее-КСР) гостиничного типа и 3,6 тыс. мест на КСР специализированного типа. С 2004 года наблюдалось стабильное увеличение количества размещенных лиц в КСР. Так, с 2004 по 2007 год численность размещенных лиц в КСР увеличилась на 31,6 тыс. человек (на 15%) и составила 235,9 тыс. чел.
В Мурманской области на 1 июня 2008 года функционируют 72 организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность. Из них 44 туроператора и 28 турагентов. Все туроператоры, зарегистрированные в Мурманской области, внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Ежегодно увеличиваются объемы обслуживания туристов турагентскими и туроператорскими фирмами Мурманской области. С 2004 по 2007 год число туристов, принятых туроператорами региона, увеличилось в 5 раз и составило 33,5 тыс. человек. Число туристов, обслуженных турфирмами на выезд, увеличилось за 5 лет в 2,6 раза и составило 33,1 тыс. человек.
Туристскую активность региона также характеризует число пересечений границы через международные пограничные пункты пропуска (далее - МПП), находящиеся на территории области. За 5 лет количество пересечений через все МПП в Мурманской области выросло в 1,2 раза и составило в 2007 году 358,6 тыс. пересечений. Из них количество пересечений границы, совершенных иностранными гражданами, за этот период увеличилось в 1,3 раза и составило 126,7 тыс. пересечений, или 35% от их общего числа. Наиболее популярным для иностранных туристов является МПП "Салла", через который пересекают границу 55% от общего количества иностранных граждан.
Основным инструментом государственной поддержки туристической сферы в Мурманской области с 2006 по 2008 год являлась региональная целевая программа "Развитие туризма в Мурманской области на 2006-2008 годы" (далее - предшествующая программа), утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 27.10.2005 N 406-ПП/13.
В качестве основной цели предшествующей программы было принято развитие на территории Мурманской области конкурентоспособной туристско-рекреационной деятельности, направленной на удовлетворение растущего спроса российских и зарубежных потребителей в туристско-рекреационных услугах.
Оценка эффективности результатов реализации предшествующей программы в 2007 году показывает, что благодаря осуществлению ряда туристских проектов ("Поморское наследие", "Святые места Терского берега", "Дед Мороз в Лапландском заповеднике" и др.), созданию туристско-информационных центров (г. Кировск, Кандалакша, п. Умба), поддержке областного туристического портала, разработке единого туристского бренда Мурманской области, проведению семинаров, региональных международных конференций, фестивалей, периодическому участию Мурманской области в крупнейших международных туристических выставках, изданию путеводителей и другой рекламной продукции удалось повысить привлекательность Мурманской области для туристов и увеличить турпотоки и инвестиционную активность.
Оценка количественных значений говорит о том, что по основному количеству показателей наблюдается значительное превышение значений, полученных в 2007 году, над запланированными при разработке предшествующей программы (таблица 2).
Таблица 2
Анализ показателей результативности реализации региональной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2006 - 2008 годы
Показатель |
Запланировано на 2007 г. |
Выполнено в 2007 г. |
% |
Планируемые показатели до 2011 г. |
Число обслуженных турфирмами туристов, тыс.чел. |
32,8 |
66,6 |
+ 203,05 |
100 |
Принято туристов в Мурманскую область, тыс.чел. |
12,4 |
33,5 |
+270,16 |
58,5 |
Отправлено туристов из Мурманской области, тыс.чел. |
13,5 |
33,1 |
+245,19 |
41,5 |
Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения различных мер его государственной поддержки.
В 2008 году был принят Закон Мурманской области "О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области", который определил принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Мурманской области и нормативно обусловил усиление роли региональной политики в формировании туристской отрасли области.
Должны быть обеспечены дальнейшее формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского рынка через стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристическую отрасль, осуществление мер по рекламно-информационному и имиджевому продвижению Мурманской области как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках.
Основные усилия должны быть сосредоточены на имеющихся проблемах и нерешенных задачах. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Мурманской области, являются:
- незначительный объем инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаток некоммерческой информации о региональных туристских ресурсах и турпродуктах у российских и зарубежных туроператоров, потенциальных инвесторов, потенциальных посетителей;
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на внутреннем, международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- большие потоки самодеятельного туризма, увеличивающие антропогенную нагрузку и пожароопасную угрозу для природных ресурсов Кольского полуострова, значительные объемы "нелегального" туризма в Кировском, Терском, Ловозерском и других районах области;
Анализ сложившейся ситуации на областном туристском рынке позволяет сделать вывод о недостаточной привлекательности отрасли для инвесторов при нынешнем состоянии обслуживающей инфраструктуры.
Имеющиеся инвестиции в сфере туризма характеризуются стихийностью формирования без какого-либо государственного регулирования. Инвестор приходит на рынок хаотично, преследуя частные интересы, без учета потребностей области в объектах туристской инфраструктуры. Размещение туристских объектов на территории области осуществляется по большей части без предварительных маркетинговых исследований, расчета экономической эффективности, учета способности окружающей среды выдерживать дополнительные нагрузки. Такое положение приводит к тому, что часть объектов туристской инфраструктуры используется не в полной мере, функционирует в теневом секторе.
В 2006-2008 гг. наблюдался рост инвестиционной активности туристических компаний, общий объём инвестиционных активов предприятий вырос на 50,3 млн. руб., или на 287%.
Однако очевидно, что эффективное размещение объектов туристской инфраструктуры и оказание туристских услуг невозможны без предварительной оценки перспективности и экономической эффективности освоения территории для целей развития туризма. Интерес инвесторов к туристским проектам зачастую сдерживается отсутствием необходимой информации о территории, наличии свободных земельных участков и статусе земель. Процедура землеотводов в муниципальных образованиях затягивается на длительное время, отсутствуют инвестиционные площадки для реализации инфраструктурных проектов.
Комплексное планирование территорий, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала, является важнейшим условием для формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров с учетом особенностей отдельных местностей.
При сохранении сложившейся в настоящее время ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Мурманскую область и увеличение выездного туристского потока жителей области в зарубежные страны, что приведет:
- к дальнейшему износу (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры и снижению качества обслуживания;
- к снижению инвестиционной привлекательности регионального туристского рынка и конкурентоспособности региональных турпродуктов;
- к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней и уменьшению доходов населения.
Таким образом, проблемы в сфере развития туризма носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.
В этих целях Министерство экономического развития Мурманской области разработал долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы, предусматривающую систему мер поддержки и стимулирования развития как отрасли в целом, так и отдельных видов туризма, создания туристско-рекреационных территорий регионального значения: "Терская", "Печенгская", "Ловозерская" и "Хибины".
2. Основные цели и задачи Программы, сроки реализации, целевые индикаторы и показатели
Основная цель Программы заключается в создании условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли;
- содействие формированию и продвижению регионального туристского продукта на российском и международном рынках;
- содействие развитию туристской инфраструктуры в Мурманской области;
- содействие повышению качества туристских услуг;
- создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения
Сроки реализации Программы - с 2009 по 2011 год.
В качестве целевых индикаторов и показателей используются показатели, отражающие региональную туристскую специфику, которые определяются на основе данных статистического наблюдения, а также имеют динамичный характер:
Показатели и индикаторы и развития туризма |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Число туристских организаций (турфирм), ед. |
58 |
74 |
79 |
84 |
100 |
Число коллективных средств размещения, ед. |
111 |
111 |
113 |
115 |
137 |
Число мест размещения в КСР |
7777 |
7800 |
7880 |
8350 |
9500 |
Платные услуги населению, млн.руб.: - туристские; -услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, млн.руб. |
228,3 446,9 |
230,5 475,5 |
255,8 488,9 |
260,5 505,5 |
280,5 670,4 |
Экспорт туристских услуг, млн.дол. |
3,2 |
3,8 |
4,2 |
4,5 |
5,0 |
Экспорт услуг гостиниц |
2,9 |
3,2 |
3,5 |
4,0 |
4,4 |
Число иностранных граждан, зарегистрированных в Мурманской области |
33,1 |
34,3 |
35,0 |
40,5 |
43,0 |
Число размещенных лиц за год в КСР, тыс.чел. |
235,97 |
240,0 |
260,5 |
270,8 |
294,8 |
3. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия разработаны согласно основным целям, приоритетным направлениям в сфере государственного регулирования туристской деятельности и направлены на достижение целей региональной политики и стратегии в сфере управления туризмом. Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей (приложение N 1).
Решение задач Программы обеспечивает преемственность и согласованность поддержки туризма на региональном и муниципальном уровнях. Основные разделы Программы сформированы с учетом остроты проблем, требующих решения на региональном и муниципальном уровнях. В каждом из 5 разделов программных мероприятий предусматривается решение задач, масштабность которых может варьировать с учетом имеющихся ресурсов. В систему основных мероприятий Программы входят следующие разделы:
Раздел 1. Совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли
Нормативное, информационное и методическое обеспечение туристской отрасли будет осуществляться в соответствии с федеральным и региональным туристским законодательством, мероприятиями по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации, одобренная Правительством РФ и утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года", действующей региональной стратегией развития туризма.
В целях учета туристских ресурсов Мурманской области, осуществления мониторинга эффективности и порядка их использования, доступа туристов к туристским ресурсам с учетом допустимых нагрузок будет создан реестр туристских ресурсов Мурманской области.
Для учета субъектов туристской индустрии, обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей, безопасности туризма, охраны природных и культурных ценностей и формирования единой системы информационного обеспечения сферы туризма будет создан реестр субъектов туристской индустрии Мурманской области.
В целях формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров будет разработан порядок создания туристско-рекреационных территорий регионального значения, в котором будут предусмотрены меры организационной, экономической и финансовой поддержки для субъектов туристской индустрии.
Для совершенствования информационного обеспечения туристской отрасли будут осуществляться поддержка, обновление и содержание туристского портала Мурманской области, перевод его отдельных ресурсов на английский и некоторые другие европейские языки. Будет создана единая региональная информационная туристская сеть в интернет-пространстве, включающая в себя официальные туристские ресурсы муниципальных образований.
Будут осуществляться периодический сбор и обобщение данных анализа статистических и иных качественных и количественных показателей, характеризующих состояние и прогноз развития туризма в Мурманской области, а также определение экономического вклада туризма в экономику региона, издаваться ежегодные статистические сборники и аналитические материалы о туризме и рекреации в области.
Для увеличения объемов и улучшения качества информации о туристских ресурсах Мурманской области будут изданы различные виды справочной, картографической, рекламной и иной некоммерческой информационной продукции. Общедоступная информация будет размещаться в том числе в сети "Интернет" на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
Для информационного сопровождения туристов на основных дорожных магистралях области будут размещены информационные щиты и баннеры с информацией о туристских достопримечательностях Мурманской области.
С целью вовлечения населения отдаленных поселков Терского и Ловозерского районов в систему туристского обслуживания, внедрения практики развития туризма в муниципальных образованиях, а также распространения и применения современных технологий формирования и продвижения турпродуктов будут изданы необходимыми тиражами методические материалы: методические рекомендации по созданию системы сельского и деревенского туризма, по оказанию туристских услуг в гостевых домах, по сертификации туристских и гостиничных услуг.
Раздел 2. Содействие формированию и продвижению регионального туристского продукта на российском и международном рынках
Осуществление мероприятий второго раздела Программы создаст благоприятные условия для повышения конкурентоспособности региональных туристских продуктов, формирования и продвижения турпродуктов и туруслуг на российский и международный рынки.
С целью осуществления комплекса мероприятий по всестороннему показу туристских и инвестиционных возможностей Мурманской области ежегодно будут организованы экспозиции Мурманской области не менее чем на семи крупнейших международных выставках (четырех зарубежных и трех национальных), поддерживаемых Федеральным агентством по туризму, на объединенных российских стендах, а также на туристских форумах, организуемых в рамках сотрудничества Баренцева Евро-Арктического региона и других международных организаций. В рамках проводимых выставок и форумов будут организованы пресс-конференции, презентации и другие мероприятия, где органы управления туризмом на региональном и муниципальном уровнях, туроператоры области смогут презентовать свои новые услуги и турпродукты.
Дальнейшее формирование единого туристского пространства Баренцева Евро-Арктического региона будет обеспечено с участием Мурманской области в программах и проектах, нацеленных на взаимовыгодное развитие туризма: "Баренцев путь", "Арктическая Европа", "Развитие устойчивого природного туризма в районе Инари-Пасвик" и других.
Для рекламного сопровождения туристской отрасли области, повышения ее престижа ежегодно будут издаваться бренд-пакеты, включающие в себя сувенирную продукцию, рекламные издания, буклеты, проспекты и путеводители по Мурманской области с использованием соответствующей символики Мурманской области.
В целях привлечения интереса крупных туроператорских компаний и сетей к региональным турпродуктам, выведения регионального продукта на российский и международный рынки будут организовываться рекламные туры по Кольскому полуострову для ведущих профильных международных туроператоров.
Раздел 3. Содействие повышению качества туристских услуг
В третьем разделе Программы предусматривается ряд мероприятий, которые будут способствовать повышению качества туристских услуг.
В качестве стимулирующих мер для повышения качества турпродуктов и услуг будет организован ежегодный региональный конкурс "Лучшее предприятие туриндустрии Мурманской области", а также организовано участие органов управления туризмом и предприятий туриндустрии Мурманской области в федеральных конкурсах.
Будет разработана и внедрена совместно с Главным управлением МЧС России по Мурманской области региональная система безопасности в туризме, а также разработан паспорт безопасности для предприятий туристской индустрии Мурманской области.
Для дальнейшего развития региональной системы поддержки туризма будут созданы туристско-информационные центры в г. Мончегорске и Ловозерском районе.
С целью прогнозирования развития новых трансграничных видов туризма и для выработки предложений по поддержке и развитию традиционных видов туризма предполагается проведение международных научно-практических конференций и семинаров по проблемам развития туризма.
Раздел 4. Содействие развитию туристской инфраструктуры
В настоящем разделе предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры в Мурманской области:
- создание туристского центра "Резиденция Деда Мороза" в рекреационной зоне на реке Тулома" Кольского района (инициатор проекта ЗАО "Лесная", объем инвестиций 17,0 млн. рублей);
- создание туристского комплекса в поселке Лиинахамари с центром для дайвинга (инициатор проекта СПК РК "Прибрежный", объем инвестиций 308,6 млн.рублей);
- создание саамской фермы (туристской деревни) на ж-д ст. Лопарская Кольского района (инициатор проекта родовая саамская община "Чигар", объем инвестиций 12,0 млн.рублей);
- создание туристской инфраструктуры для организации зимнего и летнего туризма в районе поселка Алакуртти (инициатор проекта ООО "Скайди" и ООО "Тунтса", объем инвестиций 262 тыс. рублей);
- реализация второго этапа проекта создания туристско-развлекательного центра на базе гостиницы "Хибины" (инициатор проекта ООО "Хибины-отдых" объем инвестиций 8,0 млн.рублей);
- модернизация горнолыжного оборудования на склонах Айкуавенчорр (инициатор проекта ООО "Коласпортланд", объем инвестиций 10,0 млн. рублей);
- строительство базы отдыха "Кайралы" в Кандалакшском районе (инициатор проекта ООО "Северпромстрой", объем инвестиций 16 млн. рублей).
В результате реализации мероприятий данного раздела ожидаются создание около 300 новых рабочих мест, привлечение частных инвестиций в развитие туризма в объеме 371млн.рублей за 2009-2011 годы.
Данный раздел может дополняться и другими проектами и инициативами частного турбизнеса и в рамках государственно-частного партнерства.
Раздел 5. Создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения
Процесс становления и развития туристской индустрии сопровождается процессом поэтапного формирования единого туристско-рекреационного пространства, структурной основой которого должны стать туристско-рекреационные территории (далее - ТРТ) регионального значения.
ТРТ как формы пространственной организации туристско-рекреационной деятельности создаются в целях максимального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Комплексное планирование ТРТ позволит в дальнейшем сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в туристско-рекреационную сферу, избежать нерациональных затрат и дублирования в процессе формирования и реализации муниципальных и частных инициатив, связанных с созданием местных туристско-рекреационных продуктов и объектов туристской индустрии.
ТРТ могут быть созданы как в границах одного муниципального образования, так и в границах двух или более муниципальных образований.
В качестве приоритетных ТРТ определены территории с наибольшими туристско-рекреационными возможностями, а также с потребностями в формировании нового регионального профиля, способные значительно увеличить потенциал въездного туризма.
Туристско-рекреационная территория "Печенгская"
ТРТ "Печенгская" расположена в границах муниципального образования Печенгский район. Территория Печенгского района составляет 8,7 тысячи квадратных километров (5,9 % территории Мурманской области). С севера Печенгский район омывается Баренцевым морем, на западе граничит с Норвегией, на юго-западе - с Финляндией.
В состав района входят:
- городское поселение Никель: п.г.т. Никель - административный центр поселения, н.п. Борисоглебский, н.п. Раякоски, н.п. Сальмиярви, н.п. Приречный, население - 17200 человек;
- городское поселение Заполярный: г. Заполярный - административный центр поселения, население - 18600 человек;
- городское поселение Печенга: п.г.т. Печенга - административный центр поселения, н.п. Вайда-Губа, н.п. Лиинахамари, н.п. Цыпнаволок, н.п. Спутник, н.п. Зубовка, ж-д станция Печенга, население - 7800 человек;
- сельское поселение Корзуново: н.п. Корзуново - административный центр поселения, н.п. Луостари, ж-д ст. Луостари, ж-д ст. Титовка, н.п. Путевая Усадьба, 9 км железной дороги Луостари-Никель, население - 2600 человек.
Перспективы развития ТРТ "Печенгская" ("Северо-западные ворота России") обусловлены ее выгодным приграничным географическим положением, природными и рекреационными ресурсами, существующей инфраструктурой, территориальной близостью производственных объектов и др. Предварительный анализ рекреационных ресурсов Печенгского района показал, что в районе имеются возможности по развитию следующих видов туризма, ориентированных на разных потребителей:
- промышленный туризм и индустриальный туризм: основные объекты - основанный в 1930-е годы комбинат "Печенганикель" как наследие эпохи социалистического строительства, к посещению пригодны как рудники, так и плавильный цех, при которых может быть организован музей;
- рыболовный туризм по различным технологиям лова (спиннинг, троллинг, нахлыст) и условиям лова (стационарное размещение и сплав/движение по водоему) и т.д.: возможно развитие рыболовного туризма, ориентированного как на внешнего потребителя, так и на военных, базы которых располагаются на территории района;
- спортивный туризм: дайвинг (погружения под воду с аквалангом) для знакомства с уникальным миром северных морей в районе полуострова Немецкий. Турпродукт имеет устойчивый спрос среди российских туристов;
- экологический туризм: для развития этого вида туризма могут быть использованы ресурсы заповедника "Пасвик" и другие природные объекты, интересные для туристов (водопады, озера, кедровники, сопки и др.);
- культурно-исторический, событийный туризм: есть предпосылки для развития паломнического туризма (посещения объекта православного культурного наследия - церковь Бориса и Глеба), создание технологизированных фольклорно-этнографических деревень, разработка маршрутов по историческим местам и событиям Второй мировой войны.
Туристско - рекреационная территория "Хибинская"
ТРТ "Хибинская" представляет собой природно-рекреационный и культурно-исторический территориальный комплекс, ядром которого может стать организованный "Хибинский природный парк регионального значения" общей площадью 102410 га, включающий территории городских округов Апатиты и Кировск с межселенными территориями, на которых расположены природные памятники и рекреационные объекты (около 5 тыс.га).
Муниципальное образование г. Кировск географически находится в центре Кольского полуострова, в южной части Хибинского массива, на берегу озера Большой Вудъявр. В состав муниципального образования входят: Кировск с отдельно расположенным микрорайоном Кукисвумчорр, н.п. Титан, Коашва и Октябрьский. Территория - 3,6 тыс.кв.км (2,5 % территории Мурманской области), в том числе земли города - 24 кв.км.
Категория земель - особо охраняемая природная территория рекреационного значения для организуемого "Хибинского природного парка регионального значения" и рекреационные зоны в границах городов.
Специализация зоны - предоставление туристско-рекреационных услуг на международном, общероссийском, региональном и местном рынках туристских услуг. Базовые условия для развития туризма и рекреации характеризуются, во-первых, наличием природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов:
- уникальные в мировом масштабе минерально-геологические (около 500 различных минералов) самые северные в мире таежные экосистемы, археологические памятники эпохи неолита, петроглифы;
- уникальные в национальном масштабе (самый северный в РФ и второй в мире ботанический сад - Полярно-альпийский ботанический сад-институт, северные сияния, продолжительность сохранения снежного покрова, сертифицированные горнолыжные трассы). С 1992 г. Хибинские горы официально признаны альпинистским объектом, Федерацией альпинизма России составлен и утвержден каталог 12 маршрутов по единственному в стране альпинистскому району за Полярным кругом.
Во-вторых, существуют благоприятные социально-экономические условия для развития различных видов туризма и спортивно-оздоровительного отдыха населения:
- развитая транспортная инфраструктура (аэропорт, железнодорожное сообщение, автомобильная дорога федерального значения, близость международных погранично-пропускных пунктов с Финляндией и Норвегией);
- развитая система связи;
- высокая степень благоустройства жилого фонда;
- наличие объектов туристского показа и рекреационных объектов.
В качестве въездных туристов Хибины посещают ежегодно 800 групп организованных горнолыжников и неорганизованные самодеятельные туристы. Численность туристов-горнолыжников и спортсменов зимних видов спорта составляет более 20 тыс. человек и ежегодно возрастает. Количество иностранных туристов в 2007 году составило почти 2 тысячи человек. На территории зоны функционируют (круглогодично и сезонно) более 40 рекреационных объектов.
Визитной карточкой территории Хибин является горнолыжный туризм. С 1937 года на склонах гор Айкуайвенчорр и Кукисвумчорр проводились всесоюзные и республиканские соревнования по горным лыжам. В Хибинах были проведены первые в СССР соревнования по альпинизму союзного значения. В 80-е годы прошлого века в Хибинах проходили массовые всесоюзные туристские маршруты. На этот же период приходилось максимальное количество отдыхающих - до 500 тысяч человек в год (внутренний и въездной туризм). С 1987 года город Кировск стал центром лыжного фристайла страны, а с 1990 года - базой олимпийской подготовки по фристайлу. С осени 1999 года Кировск собирает у себя национальные сборные по лыжным гонкам и биатлону на тренировочный период и международную "Хибинскую гонку".
Наиболее востребованными видами туристских услуг являются:
1. Зимние виды туризма:
- традиционные: лыжи горные и беговые, снегоходные маршруты;
- новые: фрирайд (свободное катание), хели-ски (заброска на вертолете для катания), кайтинг, парапланеризм;
2. Другие виды туризма: альпинизм, ски-альпинизм, водный, пешеходный, экологический, минералогический, рыболовный, охотничий, этнографический туризм.
Туристско - рекреационная территория "Ловозерская"
ТРТ "Ловозерская" представляет собой природно-рекреационный и культурно-исторический территориальный комплекс, ядром которого может стать центр саамской культуры и быта.
Муниципальное образование Ловозерский район расположено в центральной и восточной части Кольского полуострова. Рельеф местности - тундра. Берега района омываются Баренцевым и Белым морями. В районе проживают более половины коренных малочисленных народностей Севера Мурманской области - саамов. Это основное место жительства саамов в России. Расстояние от районного центра до г. Мурманска - 199 км.
Особенность района - ярко выраженный национальный колорит. С 1968 года в селе Ловозеро открыт музей саамского быта, который пользуется большим интересом у посетителей села Ловозеро.
Почти вся территория района находится в тундровой и лесотундровой зонах севернее Полярного круга. Две трети территории Ловозерского района покрыто лесотундрой. Водоемы района (свыше 2 тысяч рек, речек и ручьев разной величины и 5 тысяч озер) богаты рыбой: семга (лосось атлантический), форель, кумжа, голец и т.д. (около 30 видов). На территории Ловозерского района расположены многочисленные горные массивы, возвышающиеся над уровнем моря на 800-1100 метров. В районе 2 заказника, одна особо охраняемая территория и более 100 памятников истории и культуры.
Ресурсы позволяют формировать разнообразные, ориентированные на конкретных потребителей, туристские продукты. Это - рекреационный лов сёмги и рыбы других пород, горнолыжные туры, скалолазные маршруты, экстремальное авторалли "Арктик-Трофи", водный туризм по рекам, озерам, минералогические экскурсии по Ловозерскому горному массиву, охотничьи туры; познавательные, экологические, приключенческие, историко-этнографические туры и экскурсии, рассчитанные на самые различные категории туристов.
Край полярной зимы и незаходящего летнего солнца привлекает российских и иностранных граждан одной из самых увлекательных сказочных историй ХХ века - о существовании на Кольском полуострове протоцивилизации Гипербореи, культурными и историческими памятниками прошлых веков, времён Второй мировой войны, эпохи социалистического строительства. Возрастающим спросом пользуются бизнес-мероприятия и научные конференции, фольклорные фестивали, культурно-познавательные экскурсии по Ловозерскому району, посещение саамских и поморских селений, а также различные мероприятия, проводимые в рамках Праздника Севера, праздника "Здравствуй солнце".
Визитная карточка въездного туризма Ловозерского района - священное озеро саамов Сейдозеро, которое раскинулось посреди Ловозерского горного массива. Сейдозеро круглогодично имеет большую популярность как среди организованных, так и среди самодеятельных туристов, посещающих Ловозерский район.
Хотя Ловозерский район не имеет общей границы с Европейским Союзом, тем не менее село Ловозеро осуществляет широкие связи с приграничными странами, являясь побратимом коммуны Карашйок (Королевство Норвегия). Соседство и близкие связи с Финляндией, Норвегией, Швецией, имеющими на туристских рынках Европы положительный имидж, могут позволить развивать туризм в рамках уже имеющихся международных проектов: "Мурманский коридор", "Баренцева зона" и "Баренцев путь", межграничные сафари.
Транспортная инфраструктура района развита слабо. До районного центра село Ловозеро и п.г.т. Ревда связь осуществляется по автотрассе автомобильным транспортом, с отдаленными селами Краснощелье, Каневка и Сосновка - воздушным транспортом, морским - только до села Сосновка в навигационный период.
В Ловозерском районе осуществляют свою деятельность 6 туроператоров, которые оказывают услуги по организации рыболовного туризма на самых популярных для рыбалки реках: Рында, Харловка, Варзина, Йоканьга, Поной. На этих и других реках в летний период функционируют 15 рыболовных баз и лагерей международного класса. Общий объем принимаемых туристов на реках составляет 3 тыс. человек.
Специализация зоны - предоставление туристско-рекреационных услуг на международном, общероссийском, региональном и местном рынках. Базовые условия для развития туризма и рекреации характеризуются наличием природно-рекреационных (большое количество семужьих рек) и культурно-исторических ресурсов.
Туристско - рекреационная территория "Терская"
ТРТ "Терская" представляет собой природно-рекреационный и культурно-исторический территориальный комплекс.
Терский район является одним из красивейших и крупнейших в Мурманской области и занимает южную и юго-восточную часть Кольского полуострова общей площадью около 19,3 тыс.кв.км (13,3 % территории Мурманской области). Начинается от Кандалакшского залива и тянется субширотной полосой около 60 км шириной и более 300 км протяжённостью вдоль южного побережья Белого моря.
Специализация ТРТ "Терская" - предоставление туристско-рекреационных услуг на международном, общероссийском, региональном и местном рынках туристских услуг.
Терский район отличается от других местностей Мурманской области тем, что он сохранил культурно-историческое своеобразие. Сегодня активно развивается рыболовный туризм, появился большой интерес к экологическому и культурному туризму. Огромный интерес представляют история и культура Терского берега. Сохранились памятники археологии, истории и культуры. Открытие на берегах и островах озера Канозеро Терского района многочисленных наскальных изображений (петроглифов) явилось научной археологической сенсацией. На мысе Аннин крест, в 13 км от Умбы к западу, находится лабиринт ("Вавилон"), называемый "Умбским". В Терском районе известно несколько стоянок и захоронений, относящихся к различным периодам. Стоянка древних людей известна и недалеко от Умбы. Известны самые ранние из постоянных селений на Кольской земле - Корельский погост и Умбский погост.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Варзуга является одной из самых красивейших деревянных одноглавых шатровых церквей (1674 год). В конце 1990-х годов была восстановлена Афанасьевская церковь и построены колокольня и дом священника. На левом берегу реки находятся многократно перестраивавшиеся церкви Николы Чудотворца, а также Петра и Павла. Недалеко (в 3-4 км) от левобережной части села Варзуга находится святой родник Владимирской иконы Божьей Матери.
На 108 км дороги Умба - Варзуга на берегу моря поставлена часовня Преподобного безымянного инока Терского, с другой стороны дороги находится святой источник.
Деревни района очень самобытны, несут отпечаток многовековой истории и уклада старинных поморских деревень. На 27 км дороги Умба - Варзуга на берегу Белого моря находится историко-этнографический комплекс тоня "Тетрино". Терские поморы сохранили свою самобытную культуру, обряды, песни, народные промыслы и своеобразный быт. Традиционно один раз в три года (очередной раз - летом 2008 года) в Умбе проходит Международный фестиваль фольклора, куда съезжаются песенные и танцевальные коллективы Северо-Запада России и Баренцева Евро-Арктического региона. Умба - родина "Поморской гребной регаты" и "Поморских игр", которые проходят ежегодно.
Базовые условия для развития туризма и рекреации в Терском районе характеризуются:
- наличием природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов;
- благоприятными социально-экономическими условиями для развития различных видов туризма (рыболовный, паломнический, культурный и т.д.) и оздоровительного отдыха населения;
- наличием транспортной инфраструктуры (аэропорт, автомобильная дорога, близость международных погранично-пропускных пунктов с Финляндией);
- развитой системой связи.
В качестве организованных туристов Терский район посещают ежегодно около 2,5 тыс. человек (в том числе: 700 чел. - иностранные граждане, 1800 чел. - граждане РФ). Численность туристов-рыболовов с каждым годом возрастает.
На первом этапе создания ТРТ будут проведены исследования потенциала и экономические эффекты комплексного освоения для всех ТРТ, включающие в себя следующие шаги:
Укрупненный анализ потенциала (туристско-рекреационного, природного, историко-культурного) для каждой ТРТ, выявление инвестиционно привлекательных направлений развития туристического сектора, анализ совместимости выбранных направлений.
Оценка конкурентоспособности туристического ресурса территории: сравнение района с существующими и возможными конкурентами.
Оценка перспектив роста рынка выбранных направлений. Потенциал и масштаб позиционирования. Оценка возможности и стоимости коммерциализации туристических ресурсов.
Выбор приоритетных туристических продуктов для каждой ТРТ.
Оценка потенциального спроса на туристические услуги в рамках выбранных направлений. Определение перспектив роста спроса по основным сегментам.
Характеристика групп потребителей. Определение основных требований к инфраструктурам. Расчет потенциального туристического потока.
Второй этап будет посвящен непосредственно разработке концепций развития каждой ТРТ по следующим направлениям:
Разработка перечня проектов развития туристической инфраструктуры для каждой ТРТ. Выявление основных параметров проектов, расчет объема инвестиций, сроков реализации, определение требований к инфраструктуре и размещению.
Анализ заявленных инвестиционных проектов в туристической сфере, предполагаемых к реализации на территории выбранных муниципальных образований.
Третий этап работ предполагает оценку и проектирование инфраструктуры приема туристов, в частности планируются:
Разработка перечня необходимых основных инфраструктур приема туристов.
Определение основных параметров работы и характеристик проектируемых инфраструктур.
Оценка инвестиционной привлекательности проектов: расчет объемов капиталовложений, выполнение оценки стоимости строительства инфраструктуры, определение сроков окупаемости.
Комплексный анализ и зонирование для каждой ТРТ.
Разработка нескольких крупных инвестиционно привлекательных проектов, запускающих процессы качественного изменения территории. Разработка концепции проектов. Обоснование инвестиционной привлекательности проектов.
Оценка ресурсов, необходимых для реализации проектов. Изменение нормативно-правовой базы, требуемое для реализации проектов. Механизмы управления реализацией проекта.
Разработка мероприятий для привлечения инвестиций и публичного продвижения концепции развития ТРТ и инвестиционных проектов.
Планируется также подготовка презентационных материалов для стратегических и финансовых инвесторов ТРТ, будет обеспечено необходимое информационное обеспечение для ТРТ (публикации в деловых СМИ, создание интернет-сайтов ТРТ, адресная рассылка презентационных материалов, продвижение ТРТ в федеральных органах исполнительной власти), проведены целевые презентации и пресс-конференции.
В результате будет разработана концепция развития для каждой ТРТ, содержащая перечень и параметры проектов комплексного развития ТРТ, расчет потребности в финансировании и экономический эффект реализации проектов, макеты и эскизные рисунки предлагаемых инвестиционных проектов.
Результаты проделанной работы будут использованы для корректировки и наполнения генерального плана, привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру. Создание ТРТ позволит сформировать новые туристские центры на основе принципов устойчивого развития существующих туристских ресурсов и создания новых туристских ресурсов в целях улучшения качества отдыха населения и массового привлечения туристов, охраны природных и культурных туристских ресурсов Мурманской области, имеющих особое значение для развития туристско-рекреационной отрасли (как отдельных муниципальных образований, так и области в целом), упорядочения использования туристских ресурсов, компактного расположения туристских ресурсов на ограниченных территориях в целях усиления режима охраны, усиления транспортной доступности и развития сопутствующей инфраструктуры, оптимизации усилий по привлечению российских и иностранных инвестиций в туристско-рекреационную отрасль Мурманской области.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
В целях эффективного исполнения и контроля за реализацией программных мероприятий и целевым использованием бюджетных средств, главным распорядителем финансов и координатором Программы определен Министерство экономического развития Мурманской области.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Мурманской области определяется соглашениями (договорами) о намерениях между Министерством экономического развития Мурманской области и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников определяется соглашениями (договорами) о намерениях между Министерством экономического развития Мурманской области и заинтересованными предприятиями и организациями.
Предполагается привлечение средств федерального бюджета, которое будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.2005 N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
Общий объем финансирования Программы составляет 412264,8 тыс. руб., в том числе:
- из средств областного бюджета - 36907,8 тыс. руб.;
- из средств местных бюджетов - 225 тыс. руб.;
- из внебюджетных источников - 375132 тыс. руб.
Таблица 5
Распределение объемов финансирования Программы по источникам расходования средств и годам (тыс. руб.)
Источники финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
В том числе по годам |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Всего по Программе |
412264,8 |
195139,8 |
189850 |
27275 |
в том числе: |
|
|
|
|
областной бюджет |
36907,8 |
9782,8 |
14020 |
13105 |
местные бюджеты |
225 |
75 |
150 |
|
внебюджетные источники |
375132 |
185282 |
175680 |
14170 |
Объемы финансирования Программы на 2009-2011 годы за счет средств областного бюджета и из других источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов законов Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Министерство экономического развития Мурманской области и Министерство строительства и территориального развития Мурманской области. Координатором Программы является Министерство экономического развития Мурманской области.
Министерство строительства и территориального развития Мурманской области ежегодно, до 20 января, направляет в Министерство экономического развития Мурманской области доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Министерство экономического развития Мурманской области ежегодно, до 1 февраля, подготавливает и предоставляет в Правительство Мурманской области доклад о ходе реализации Программы за отчетный период.
Исполнителями Программы являются: Министерство экономического развития Мурманской области, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, органы местного самоуправления Мурманской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Мурманскстат), Главное управление МЧС России по Мурманской области, субъекты туриндустрии Мурманской области.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации"
Министерство экономического развития Мурманской области несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация Программы способствует достижению целей и задач Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системы целей социально - экономической политики Правительства Мурманской области: обеспечению занятости населения и созданию достойных условий труда, обеспечению макроэкономической стабильности и экономического роста, повышению конкурентоспособности экономики региона, формированию условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу, а также развитию потенциала государственного управления.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
- формировании привлекательного туристского имиджа Мурманской области, интеграции региона в российский и международный туристские рынки, увеличении в 2011 году въездного туристского потока в Мурманскую область на 30 % по отношению к 2008 году;
- привлечении в сферу туризма 380,0 млн.руб. из внебюджетных источников, создании 5 новых туристских объектов и модернизации двух существующих, а также в создании 300 дополнительных рабочих мест;
- создании условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения "Печенгская", "Ловозерская", "Терская" и "Хибинская";
- росте числа туристских организаций (турфирм) с 74 до 100, или на 35 %;
- росте числа КСР (коллективных средств размещения) со 111 до 137 ед., или на 23,5 %;
- увеличении числа мест размещения в КСР области с 7,8 до 9,5 тыс.ед., или на 22 %;
- увеличении объемов платных туристских услуг населению с 230,5 до 280,5 млн.руб., или на 22 %;
- увеличении объемов платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения с 475,5 до 670,4 млн.руб., или на 41 %;
- увеличении экспорта туристских услуг с 3,8 до 5,0 млн.руб., или на 32 %;
- увеличении экспорта услуг гостиниц c 3,2 до 4,4 млн.руб., или на 37,5 %;
- росте числа иностранных граждан, зарегистрированных в Мурманской области, с 34,3 до 43,0 тыс.чел., или на 25 %;
- увеличении числа лиц, размещенных за год в КСР, с 240 до 294,8 тыс.чел., или на 23 %;
- совершенствовании структуры туристского рынка Мурманской области, эффективном использовании туристско-рекреационных ресурсов муниципальных образований Мурманской области, создании новых туристских сетей и конкурентоспособных продуктов.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно согласно методике, которая является обязательным приложением к Программе (приложение N 2).
Постановлением Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 г. N 305-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Программе
Перечень мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы, сроки их реализации и объемы финансирования
(с изменениями от 26 декабря 2008 г., 10 июля 2009 г.)
Приложение N 2
к Программе
Методика
оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011годы
1. Назначение методики
Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
2. Критерии, применяемые для оценки планируемой эффективности Программы
Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) обоснование целей и задач Программы в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Мурманской области, системой целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области;
в) обоснование решения системных проблем отрасли через программно-целевой метод;
г) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики и решение задач по проблемам, отраженным в Программе, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость от реализации мер государственной поддержки, динамичный характер и изменяемость показателей;
д) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры. Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.
3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
Для оценки экономической эффективности используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают конечный результат выполнение Программы по годам.
N |
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1. |
Платные услуги населению, млн.руб.: - туристские; - услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. руб. |
230,5 475,5 |
255,8 488,9 |
260,5 505,5 |
280,5 670,4 |
2. |
Экспорт туристских услуг, млн.дол. |
3,8 |
4,2 |
4,5 |
5,0 |
3. |
Число иностранных граждан, зарегистрированных в Мурманской области |
34,3 |
35,0 |
40,5 |
43,0 |
4. |
Число размещенных лиц за год в КСР, тыс.чел. |
240,0 |
260,5 |
270,8 |
294,8 |
Оценка эффективности реализации программы базируется на предположении о достижении в заданные сроки установленных целевых индикаторов, при этом учитываются темпы роста аналогичных показателей, используемых в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации и утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года".
Программа предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации. Оценка эффективности основывается на сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода, однако учитывая, что все статистические показатели, используемые в качестве индикаторов, подсчитываются в конце 1 квартала года, следующего за отчетным, в качестве фактических показателей в конце каждого года могут быть использованы экспертные оценки Министерство экономического развития Мурманской области с их уточнением после получения фактических статистических данных. Экономическая эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по формуле:
1 2 n
I I I
ф ф ф
--- + --- + ... + ---
1 2 n
I I I
н н н
E = ----------------------- x 100%,
n
где:
E - эффективность реализации Программы (процентов);
n
I - фактический индикатор, достигнутый в ходе реализации
ф
Программы;
n
I - нормативный индикатор, утвержденный Программой;
н
n - количество индикаторов Программы.
Оценка эффективности реализации Программы выражается в следующих категориях:
- до 70 % - низкая;
- от 70 % до 90 % - ниже средней;
- от 80 % до 110 %- средняя;
- от 110 % - высокая.
3.2. Критерий социальной эффективности
Социальная эффективность, учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается:
- в социально-экономическом развитии туристско-рекреационных территорий регионального значения "Печенгская", "Ловозерская", "Терская", "Хибинская", в повышении эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов как отдельных муниципальных образований, так и области в целом;
- в формировании привлекательного туристского имиджа Мурманской области как региона, благоприятного для развития туризма;
- в создании 300 дополнительных рабочих мест в сфере туризма;
- в повышении качества туристских услуг, предоставляемых в Мурманской области.
3.3. Критерий бюджетной эффективности
Критерий бюджетной эффективности учитывает сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от туристской деятельности за период реализации мероприятий по их полному циклу, основную часть которой составляют поступления от предприятий туриндустрии. В целом экономический эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения, предприятий частного бизнеса, федерального и местных бюджетов. Реализация Программы приведет к:
а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение туристов означает расширение производства и сбыта продукции местной промышленности;
б) возрастанию доходов предприятий;
в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;
г) росту поступлений от налогов и платежей от предприятий туристской индустрии и смежных отраслей. Бюджетную эффективность от реализации Программы целесообразно рассматривать в двух аспектах:
эффект от поступлений в бюджет через систему налогов и платежей от предприятий туристской индустрии и смежных отраслей, который будет увеличиваться с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия;
эффект для экономики области, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате реализации программных мероприятий.
Расчет эффективности бюджетных вложений будет осуществляться по соотношению между дополнительными доходами и налоговыми поступлениями от прироста туристских потоков Мурманскую область, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:
Эб = П/Б х 100%,
где: Эб - эффективность бюджетных вложений (в процентах),
П - дополнительный налоговый доход от прироста потоков туристов (рассчитывается по формуле
П = ТхД,
Т - прирост потоков туристов, Д - доход бюджета в виде налогов в расчете на одного туриста);
Б - расходы на программные мероприятия из областного бюджета за отчетный период.
Примечание: расходы туристов в месте пребывания складываются из нескольких составляющих, которые включают в себя в качестве основных расходов следующие: расходы на проживание, транспортные расходы, расходы на питание, в качестве дополнительных: расходы на сувениры, развлечения, приобретение товаров и другие.
Исходя из мировой практики, средние расходы туриста в месте пребывания составляют 600 дол., следовательно, дополнительный доход бюджета в виде налогов в расчете на 1 туриста составляет 2,2 тыс.рублей.
Другими словами, производится сопоставление объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий туризма и смежных отраслей с учетом туристского мультипликатора с расходами бюджета на финансирование программных мероприятий. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета области. Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах:
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков меньше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (убыточное);
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков равны расходы бюджета на реализацию программных мероприятий;
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков больше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (прибыльное).
Расчет ежегодного объема турпотоков в Мурманской области будет определяться в соответствии с методикой, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 N 69 "Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ" (таблица 1). При отсутствии статистических данных по некоторым показателям будут использованы экспертные оценки Министерство экономического развития Мурманской области.
Таблица 1
Объём туристского потока в Мурманской области
N п/п |
Показатели, тыс. чел. |
1. |
Количество КСР / номеров/мест, всего, ед. |
2. |
Средний коэффициент загрузки КСР по региону (К), % |
3. |
Число туристов, размещённых в КСР, всего, из них: |
3.1. |
Граждан России |
3.2. |
Иностранных граждан |
4. |
Число туристов, размещённых не в КСР, всего, из них: |
4.1. |
Граждан России |
4.2. |
Иностранных граждан |
5. |
Коэффициент досчёта Q (частное от деления строки 4 на строку 3) |
6. |
Общий объём туристского потока в регионе (в год обследования - сумма строк 3 и 4; в годы между обследованиями - сумма строки 3 и произведения строки 3 на строку 5), всего, из них: |
6.1. |
Граждан России (в год обследования - сумма строк 3.1 и 4.1; в годы между обследованиями - сумма строки 3.1 и произведения строки 3.1 на строку 5) |
6.2. |
Иностранных граждан (в год обследования - сумма строк 3.2 и 4.2; в годы между обследованиями - сумма строки 3.2 и произведения строки 3.2 на строку 5) |
Объемы планируемой экономической и бюджетной эффективности от реализации мероприятий Программы основываются на экспертных оценках проведенных Министерством экономического развития Мурманской области совместно с Управлением по налогам и сборам по Мурманской области, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Численность размещенных лиц за год в КСР, тыс. чел. |
240,0 |
260,5 |
270,8 |
294,8 |
Прирост численности размещенных лиц, тыс. чел. |
|
20,5 |
10,3 |
24,0 |
Выручка организаций туриндустрии и сопутствующих отраслей Мурманской области от продаж услуг и товаров 1 туристу (с учетом инфляции), руб. |
13800 |
15249 |
16545 |
17786 |
Прирост выручки организаций туриндустрии и сопутствующих отраслей Мурманской области от продаж услуг и товаров 1 туристу, руб. |
|
1449 |
1296 |
1241 |
Доход экономики региона от продаж услуг и товаров туристам, млн. руб. |
3312,0 |
3972,4 |
4480,4 |
5243,3 |
Прирост дохода экономики региона от продаж услуг и товаров туристам, млн. руб. |
|
660,4 |
508,0 |
762,9 |
Доход бюджета в виде налогов от 1 туриста, руб. |
2146 |
2371 |
2572 |
2765 |
Прирост дохода бюджета в виде налогов от 1 туриста, руб. |
|
225 |
201 |
193 |
Доход бюджета в виде налогов от туристов, млн. руб. |
514,9 |
617,6 |
669,6 |
815,2 |
Прирост дохода бюджета в виде налогов от туристов, млн. руб. |
|
102,7 |
52,0 |
145,6 |
Общий объем финансирования из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на реализацию программных мероприятий, млн. руб. |
|
15,2 |
14,2 |
13,1 |
Рентабельность бюджетных вложений, % |
|
319,8 |
186,6 |
506,6 |
Сумма налоговых поступлений на 1 рубль вложенных бюджетных средств, руб. |
|
3,2 |
1,9 |
5,0 |
При проведении оценки планируемой экономической и бюджетной эффективности от реализации мероприятий Программы используется расчет влияния расходов одного туриста на уровень доходов в виде налогов, приведенный в таблице 3.
Таблица 3
Расчет влияния расходов одного туриста на уровень доходов в виде налогов
|
|
|
2007 год |
Расходы 1 туриста за 1 турпоездку (из расчета 600$), руб. (со средним сроком пребывания 3 суток) |
Доход бюджета в виде налогов в расчете на 1 туриста, руб. |
||
|
Наименование ВЭД |
Код по ОКВЭД |
Оборот организаций по ВЭД (в действ. ценах по данным Мурманскстата), млн. руб. |
Всего поступило в бюджетную систему (по данным отчета ф. 1-НОМ) млн. руб. |
Налоговая нагрузка на 1 руб. в 2007 году, коп. |
||
|
Всего |
|
57163,9 |
8887,6 |
15,55 |
13800 |
2146 |
|
|
|
|
|
|
В том числе |
|
1 |
Гостиницы и рестораны |
Н 55 |
1532,4 |
326,4 |
21,30 |
7763 |
1654 |
2 |
Розничная торговля, кроме торговли а/транспортными средствами и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
G 52, I 60-63, O 90-93 |
24705,6 |
1202,4 |
4,87 |
1088 |
53 |
3 |
Транспорт, связь, прочие услуги |
|
30925,9 |
7358,8 |
23,79 |
4949 |
439 |
Ввиду отсутствия ряда методик, необходимых для определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации, а также универсальных общероссийских методик оценки совокупного вклада туристской индустрии и сопутствующих отраслей в экономику субъектов Российской Федерации в качестве одного из мероприятий Программы (раздел 1, подпункт 1.2.2) планируется реализовать мероприятие "Проведение исследований по определению показателей, характеризующих вклад туризма в экономику области с учетом мультипликативного эффекта", в результате чего будут получены данные, позволяющие провести указанную оценку, а также оценку количества занятых в туризме с учетом сопутствующих отраслей.
При проведении оценки бюджетной эффективности рекомендуется исключить расходы на проведение данных исследований как расходы бюджета, прямо не влияющие на результаты количественных показателей Программы.
Раздел Программы N 5 "Создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения" предусматривает реализацию мероприятий, результатом которых будут разработанные концепции развития туристско-рекреационных территорий "Терская", "Хибинская", "Ловозерская", "Печенгская", которые, в свою очередь, станут основой для привлечения инвестиций в конкретные инфраструктурные проекты. Таким образом, затраты бюджета, предусмотренные в этом разделе, также не могут учитываться при определении бюджетной эффективности, так как экономический и бюджетный эффект от реализации этих мероприятий наступит через 5-7 лет после реализации инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 22 августа 2008 г. N 400-ПП/14 "О долгосрочной целевой программе "Развитие туризма в Мурманской области" на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 9 сентября 2008 г. N 170
Постановлением Правительства Мурманской области от 15 сентября 2010 г. N 420-ПП/13 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 г. N 597-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 10 июля 2009 г. N 305-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 26 декабря 2008 г. N 651-ПП