Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам в муниципальном образовании город Мурманск
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам в муниципальном образовании город Мурманск (далее - Порядок) устанавливает правила проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам (далее - оценка эффективности налоговых льгот) - земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
1.2. Целью проведения оценки эффективности налоговых льгот является определение эффективности каждой из предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.
1.3. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере.
1.4. Налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления.
1.5. Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера и предоставляются в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
1.6. Инициатором предоставления налоговой льготы (далее - инициатор) могут выступать субъекты правотворческой инициативы, а также налогоплательщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели.
1.7. Источниками информации для оценки эффективности налоговых льгот являются ИФНС России по г. Мурманску, Федеральная служба государственной статистики, органы государственной власти, органы местного самоуправления, налогоплательщики, получающие льготу или претендующие на ее получение, и другие источники официальной информации.
2. Организация проведения оценки эффективности налоговых льгот
2.1. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется уполномоченным органом по проведению оценки эффективности налоговых льгот (далее - уполномоченный орган по проведению оценки).
2.2. Последовательность мероприятий по оценке эффективности налоговых льгот, а также сроки их выполнения представлены в календарном плане мероприятий согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.3. При оценке эффективности налоговых льгот за отчетный период принимается год, предшествующий году поступления обращения о предоставлении налоговой льготы; за текущий период - текущий финансовый год, в котором поступает обращение о предоставлении налоговой льготы и в котором проводится оценка эффективности налоговой льготы; за плановый период - год, в котором планируется предоставление налоговой льготы.
2.4. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по каждому виду налога в отношении каждой из предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот и по каждой категории их получателей.
2.5. Оценка эффективности установленных налоговых льгот осуществляется по отчетным данным за истекший период действия льготы.
Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот проводится по прогнозным данным на планируемый период действия льготы.
2.6. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется на основании обращения инициатора.
Уполномоченным органом по проведению оценки принимаются к рассмотрению обращения, поступившие в администрацию города Мурманска до 1 июня текущего финансового года.
2.7. Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется ежегодно в срок до 15 августа текущего финансового года на основании сведений, предоставленных ИФНС России по г. Мурманску в рамках действующего законодательства.
Оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы в отношении обратившегося налогоплательщика производится в течение месяца со дня поступления обращения о предоставлении налоговой льготы. Оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы в отношении категории налогоплательщиков осуществляется до 15 августа текущего финансового года.
2.8. Для рассмотрения возможности предоставления налоговых льгот инициатором в срок до 1 июня текущего финансового года представляются следующие документы:
- обращение о предоставлении льготы с обоснованием необходимости получения льготы, описанием целей и задач, на достижение которых будет направлено предоставление налоговой льготы;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей - справка из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на последнюю отчетную дату;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей - копию декларации, предоставленной в налоговые органы по итогам деятельности за отчетный год с отметкой ИФНС России по г. Мурманску; для организаций, применяющих общую систему налогообложения, дополнительно - копии бухгалтерского баланса (форма N 1) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2) с отметкой ИФНС России по г. Мурманску;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей - перечень показателей согласно приложению N 2 к настоящему Порядку для расчета эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы.
3. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот
3.1. Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот предусматривает анализ выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск за отчетный период согласно пункту 3.2.1 настоящего Порядка.
Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот предусматривает наряду с анализом выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск в плановом периоде определение бюджетной, экономической и социальной эффективности их применения согласно пунктам 3.2.2-3.2.4. настоящего Порядка.
3.2. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется в четыре этапа.
3.2.1. Первый этап - инвентаризация предоставленных налоговых льгот.
3.2.2. Второй этап - оценка размера выпадающих доходов бюджета при предоставлении планируемых налоговых льгот.
3.2.3. Третий этап - оценка бюджетной, экономической и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.
3.2.4. Четвертый этап - условия признания налоговой льготы эффективной.
4. Инвентаризация предоставленных налоговых льгот
4.1. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Совета депутатов города Мурманска налоговых льгот, по результатам которой составляется реестр предоставленных налоговых льгот в муниципальном образовании город Мурманск (далее - реестр).
4.2. Ведение реестра осуществляется ежегодно по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
5. Оценка размера выпадающих доходов бюджета при предоставлении планируемых налоговых льгот
5.1. На втором этапе производится оценка размера выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск при предоставлении планируемых налоговых льгот.
5.2. В случае, если предоставление налоговой льготы заключается в освобождении от налогообложения отдельных объектов налоговой базы или полном (частичном) освобождении от уплаты налога, оценка производится по следующей формуле:
, где:
- размер выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск при условии предоставления налоговой льготы, тыс.руб.;
- размер налоговой базы, исключенной из налогообложения в результате предоставления налоговой льготы, тыс.руб.;
- действующая в период предоставления налоговой льготы ставка налога, %.
5.3. В случае, если предоставление налоговой льготы заключается в применении пониженной налоговой ставки к налогооблагаемой базе (или ее части), оценка производится по следующей формуле:
, где:
- размер выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск при условии предоставления налоговой льготы, тыс.руб.;
- размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной ставки налога, тыс.руб.;
- действующая в период предоставления льготы базовая ставка налога, %;
- льготная ставка налога, %.
5.4. Размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготы, представляет собой:
- по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке;
- по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость имущества, освобождаемого от налогообложения или облагаемого по более низкой налоговой ставке.
6. Оценка бюджетной, экономической и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот
6.1. На третьем этапе производится оценка бюджетной, экономической и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.
6.2. Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании результатов хозяйственной деятельности категории налогоплательщиков при условии предоставления налоговых льгот.
При расчете бюджетной эффективности оценивается прирост налоговых поступлений в бюджет муниципального образования город Мурманск в результате предоставления налоговой льготы, снижение (оптимизация) расходов бюджета муниципального образования город Мурманск.
6.2.1. Расчет бюджетной эффективности не производится в случае, если получателями налоговых льгот выступают физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
6.2.2. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот определяется по формуле:
, где:
- сумма бюджетной эффективности, тыс.руб.;
- размер налоговой базы в плановом периоде, тыс.руб.;
- размер налоговой базы в текущем периоде, тыс.руб.;
- соответствующая виду налоговой льготы и категории налогоплательщика ставка налога в плановом периоде, %;
- соответствующая виду налоговой льготы и категории налогоплательщика ставка налога в текущем периоде, %;
- размер фонда оплаты труда за плановый период, тыс.руб.;
- размер фонда оплаты труда за текущий период, тыс.руб.;
- ставка налога на доходы физических лиц, %;
- норматив отчислений от суммы налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования город Мурманск, %;
- размер снижения расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на закупку товаров, оплату работ и услуг при условии предоставления налоговой льготы, тыс.руб.
В случае отсутствия данных по какому-либо из показателей или невозможности расчета показателя его значение принимается равным нулю.
6.2.3. Оценка бюджетной эффективности производится на основании расчета коэффициента бюджетной эффективности по формуле:
, где:
- коэффициент бюджетной эффективности;
- сумма бюджетной эффективности, тыс.руб.;
- размер выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск при условии предоставления налоговой льготы, тыс.руб.
Если значение коэффициента бюджетной эффективности налоговой льготы больше или равно единице, то бюджетная эффективность налоговой льготы признается положительной. Если меньше единицы - бюджетная эффективность налоговой льготы отсутствует.
6.3. Оценка экономической эффективности налоговых льгот осуществляется на основании анализа динамики финансово-экономических результатов деятельности категорий налогоплательщиков, использующих налоговые льготы.
Для определения экономической эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы осуществляется анализ показателей, указанных в пунктах 10, 11, 13-18 приложения N 2 к настоящему Порядку.
В случае, если количество показателей с положительной динамикой преобладает над количеством показателей с отрицательной динамикой или равно ему, предоставление налоговой льготы считается экономически эффективным.
В случае, если количество показателей с положительной динамикой меньше количества показателей с отрицательной динамикой, предоставление налоговой льготы признается экономически неэффективным.
6.4. Оценка социальной эффективности налоговых льгот осуществляется на основании анализа изменений условий жизнедеятельности населения муниципального образования город Мурманск.
6.4.1. Социальная эффективность предоставления налоговых льгот признается положительной в случае достижения социально значимого эффекта в результате реализации налогоплательщиком мер, направленных на содержание и развитие социальной инфраструктуры и (или) повышение благосостояния населения муниципального образования город Мурманск.
6.4.2. Социальная эффективность налоговых льгот для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, признается положительной в случае их предоставления социально незащищенным категориям населения в целях реализации мер социальной поддержки населения муниципального образования город Мурманск.
6.4.3. Социальная эффективность налоговых льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не связана с оказанием услуг населению, признается положительной в случае создания (сохранения) рабочих мест и роста среднемесячной заработной платы работников списочного состава, превышающего запланированный уровень инфляции на плановый период, при условии сохранения или улучшения значения показателя рентабельности согласно пункту 15 приложения N 2 к настоящему Порядку.
6.4.4. Социальная эффективность налоговых льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению, признается положительной в случае соответствия критериям пункта 6.4.3 настоящего Порядка и (или) удовлетворения условию:
, где:
- количество услуг, предоставленных населению города в текущем периоде, тыс.руб.;
- количество услуг, планируемых к предоставлению населению города в плановом периоде1, тыс.руб.;
- годовое потенциальное количество услуг, требуемое населению города в текущем периоде2, тыс.руб.;
- годовое потенциальное количество услуг, требуемое населению города в плановом периоде2, тыс.руб.
В случае отсутствия данных по какому-либо из показателей или невозможности расчета показателя его значение принимается равным нулю.
7. Условия признания налоговой льготы эффективной
7.1. На четвертом этапе в зависимости от категории налогоплательщика определяются обязательные и достаточные условия признания налоговой льготы эффективной, составляется сводная оценка эффективности предоставления налоговой льготы согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
7.1.1. В отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, достаточным условием для признания налоговой льготы эффективной является ее положительная социальная эффективность.
7.1.2. В отношении налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей обязательным условием для признания налоговой льготы эффективной является ее положительная бюджетная эффективность, а также наличие положительной экономической и (или) социальной эффективности.
7.1.3. В случае невыполнения условий пунктов 7.1.1 и 7.1.2 настоящего Порядка предоставление налоговой льготы признается неэффективным.
7.2. В случае признания планируемой к предоставлению налоговой льготы эффективной в отношении налогоплательщика, по данным которого производился расчет, уполномоченным органом по проведению оценки осуществляется анализ возможных выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск в условиях предоставления льготы соответствующей категории налогоплательщиков.
В случае признания планируемой к предоставлению налоговой льготы неэффективной в отношении налогоплательщика, по данным которого производился расчет, дальнейшая оценка эффективности налоговой льготы для категории налогоплательщиков не осуществляется.
7.3. Налогоплательщики, по данным которых производится расчет эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот, не позднее 1 мая года, следующего за годом использования налоговой льготы, направляют в уполномоченный орган по проведению оценки информацию, включающую сведения о целевом использовании высвободившихся в результате предоставления налоговой льготы денежных средств за налоговый период, в котором предоставлялась налоговая льгота, а также значения показателей за указанный период согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
8. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
8.1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом по проведению оценки составляется аналитическая записка по предоставленным за отчетный финансовый год и планируемым к предоставлению в следующем финансовом году налоговым льготам, которая направляется главе администрации города Мурманска и в Совет депутатов города Мурманска до 15 августа текущего финансового года.
Аналитическая записка включает информацию о перечне предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот, результатах каждого этапа оценки эффективности налоговых льгот и предложения по предоставлению, отмене и (или) изменению содержания предоставленных льгот по местным налогам.
8.2. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются в целях разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск и проекта бюджета муниципального образования город Мурманск на очередной финансовый год и плановый период.
8.3. При положительной оценке эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы для категории налогоплательщиков, а также в случае предполагаемой отмены или изменения содержания предоставленных налоговых льгот согласно аналитической записке в срок до 10 сентября текущего финансового года уполномоченным органом по проведению оценки осуществляется подготовка соответствующего проекта решения Совета депутатов города Мурманска.
8.4. Принятие решения Советом депутатов города Мурманска об утверждении или отклонении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах осуществляется не позднее 1 октября текущего финансового года.
8.5. Уполномоченный орган по проведению оценки в срок не позднее 10 дней после принятия Советом депутатов города Мурманска решения об утверждении или отклонении проекта изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах направляет информацию о принятом решении в адрес ИФНС России по г. Мурманску и управления финансов администрации города Мурманска, включая сведения о размере выпадающих доходов бюджета муниципального образования город Мурманск при условии предоставления налоговой льготы в плановом периоде.
Уполномоченный орган по проведению оценки в течение 10 дней после принятия Советом депутатов города Мурманска решения об утверждении или отклонении проекта изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах информирует о принятом решении инициатора предоставления налоговой льготы.
1 Указывается значение показателя в результате расширения деятельности за счет получения льготы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на получение налоговой льготы, по данному показателю предоставляют обоснованный расчет в произвольной форме.
2 Указывается объем спроса населения на услуги конкретной организации (индивидуального предпринимателя) в течение указанного периода. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на получение налоговой льготы, по данному показателю предоставляют обоснованный расчет в произвольной форме.
Заместитель |
М.Ю. Соколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.