Постановление Правительства Мурманской области
от 1 марта 2011 г. N 89-ПП
"О долгосрочной целевой программе "Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы"
Во исполнение подпункта "а" пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 и в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
2. Исключить из долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 14.09.2010 N 416-ПП/14 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 21.02.2011 N 73-ПП), подпрограмму "Старшее поколение" с 1 января 2012 года.
3. Министерству финансов Мурманской области (Поронова Т.М.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2011-2013 годы ассигнования на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.
5. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Врио Губернатора |
Н. Портная |
Долгосрочная целевая программа
"Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы
(утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 1 марта 2011 г. N 89-ПП)
Паспорт программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одной из особенностей демографической ситуации в Российской Федерации является старение населения. Сегодня каждый пятый житель России (30,7 млн. человек) старше трудоспособного возраста. Продолжительность жизни в 2009 году возросла до 69 лет (по сравнению с 2006 годом на 2,4 года больше) и составила 62,9 года у мужчин и 75 лет у женщин. Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения возросла до 21,6%. По прогнозу Росстата, до 2021 года доля лиц в возрасте 65 лет и старше составит 22 миллиона человек, в возрасте 80 лет и старше - 5,2 миллиона человек. Опережающими темпами будет расти численность лиц старше 80 лет.
В Мурманской области доля лиц старше трудоспособного возраста в 2010 году составила 16,8%. По оценкам экспертов, в предстоящее десятилетие число пожилых граждан будет расти и, согласно прогнозу, к 2031 году достигнет 21,2%.
В этих условиях возникает необходимость обеспечения со стороны государства и общества социальной защищенности пожилых людей, принятия дополнительных мер по предоставлению доступных и качественных услуг в системе социального обслуживания, оказанию медицинской помощи, развитию систем дополнительного образования, профессиональной переподготовки и переобучения пожилых людей.
Основными стратегическими целями социально-экономического развития Мурманской области являются создание эффективной системы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения.
Для их достижения в области последовательно проводятся мероприятия по оказанию государственной социальной помощи социально уязвимым группам населения и профилактике социального неблагополучия пожилых людей. Для этого определяется потребность наиболее незащищенных групп населения, для которых государственная социальная помощь жизненно необходима, и формируется система социального обслуживания, обеспечивающая доступность и качество социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости граждан.
Социальное обслуживание пожилых граждан в Мурманской области осуществляют 23 государственных областных учреждения социального обслуживания населения. В 2010 году социальными услугами обеспечены 48,4 тыс. человек, что на 25,4% больше, чем в 2008 году. Этому способствовало открытие новых отделений социального обслуживания, внедрение новых форм работы с данными категориями граждан.
Вместе с тем не все еще проблемы решены. Обеспеченность домами-интернатами для престарелых и инвалидов на 10 тысяч населения составляет 20,9 места, или 69,7% от норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-Р (30 мест на 10 тысяч жителей).
На 1 января 2011 года на очереди в стационарные учреждения социального обслуживания населения стоят 620 человек, из них в дома-интернаты общего типа - 155, в психоневрологические интернаты - 465.
Не все нуждающиеся граждане пожилого возраста охвачены социальным обслуживанием на дому. На 1 января 2011 года на очереди в отделения социального обслуживания на дому стоят более 200 человек.
Не решены проблемы социального обслуживания на дому пожилых людей, находящихся длительное время на постельном режиме и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. В области пока не создана служба сиделок, поэтому данной категории граждан услуги оказываются только в условиях стационара.
Особенностью старения населения будет являться то, что опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше. Это неизбежно повлечет за собой рост потребности населения в количестве коек в стационарных учреждениях социального обслуживания. Учитывая, что потребность населения в стационарном социальном обслуживании в настоящее время не удовлетворяется, существует острая необходимость в расширении действующей сети учреждений социального обслуживания населения, укреплении их материально-технической базы, развитии альтернативных форм социального обслуживания, создании служб "Надомные сиделки".
Одной из проблем продолжает оставаться недостаточная доступность гарантированных государством социальных услуг для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных населенных районах. Для решения проблемы требуются увеличение численности социальных работников, расширение действующих социальных служб. Альтернативной и наиболее эффективной формой обслуживания является выездное обслуживание социальными бригадами. В настоящее время выезды социальными службами осуществляются лишь периодически из-за отсутствия специализированного автотранспорта и необходимого штата сотрудников.
Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Для многих нерешенной остается проблема одиночества. Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста. В связи с ухудшением состояния здоровья и отсутствием родственников, которые бы могли осуществлять необходимый уход, значительная часть пожилых людей нуждается в постоянной посторонней помощи. На решение данных проблем направлены мероприятия Программы по развитию системы услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им паллиативной помощи, а также института опеки и приемной семьи для пожилых граждан.
Особое значение имеют меры, направленные на предоставление пожилым людям возможностей для активного самовыражения и саморазвития в интеллектуальной сфере, сфере культурного развития. Проведение общественно значимых мероприятий способствует поддержке пожилых людей, пропаганде здорового и активного образа жизни, обмену достижениями в области культуры и искусства.
Для людей пожилого возраста занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного долголетия. Также важное место в жизни пожилых людей в современных условиях занимает возможность доступа к сети Интернет. Для многих пожилых людей, учитывая их ограниченные доходы, это является недоступным.
Долгосрочная целевая программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный подход к решению проблем пожилых людей, скоординировать действия исполнительных органов государственной власти и должностных лиц, участвующих в реализации Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Указанная цель соответствуют стратегии государства - обеспечить достойное существование пожилых людей посредством улучшения условий и качества жизни, облегчить их доступ к основным видам социальных услуг при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни пожилых людей;
- предоставление адресной помощи и социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности и достойному образу жизни в пожилом возрасте;
- развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им паллиативной помощи;
- развитие сети и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
- расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям;
- обеспечение доступности транспортных услуг для маломобильных групп населения, в том числе в сельской местности;
- расширение сети организаций розничной торговли по продаже гражданам пожилого возраста товаров по льготным ценам;
- предоставление возможности участия пожилых людей в спортивных и культурных мероприятиях;
- создание условий для самореализации пожилых людей в жизни общества;
- повышение уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочение социальных связей.
Цели и задачи Программы соответствуют основным направлениям государственной политики в отношении граждан пожилого возраста, а также целям и задачам социально-экономического развития Мурманской области.
Общим итоговым результатом реализации задач Программы будет являться устойчивое повышение качества жизни людей пожилого возраста.
Прогнозируемые целевые индикаторы и показатели Программы: | ||||
Индикаторы и показатели |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальные услуги, в общей численности пенсионеров Мурманской области |
% |
|
18,9 |
19,1 |
Темпы роста численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в государственных областных учреждениях социального обслуживания, к предыдущему году |
% |
|
101,7 |
101,4 |
Число отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов |
ед. |
|
41 |
42 |
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальное обслуживание на дому |
чел. |
|
5560 |
5620 |
Число служб "Социальное такси" |
ед. |
|
6 |
8 |
Численность граждан, получивших транспортные услуги службы "Социальное такси" |
чел. |
|
2100 |
2450 |
Численность граждан, обслуженных службами "Мобильная социальная бригада" |
чел. |
|
560 |
1100 |
Число учреждений, обеспечивающих пожилым гражданам свободный доступ к сети Интернет |
ед. |
|
13 |
26 |
Доля граждан пожилого возраста, охваченных дополнительной социальной поддержкой, от общего количества граждан пожилого возраста |
% |
|
47 |
47,5 |
Доля трудоустроенных граждан пожилого возраста от общего числа обратившихся в службу занятости |
% |
|
23,5 |
25 |
Количество участников массовых мероприятий - граждан старшего поколения |
чел. |
|
9486 |
10435 |
Доля граждан пожилого возраста в общем количестве граждан, принимавших участие в ярмарках свободных рабочих мест |
% |
|
5,2 |
6,8 |
Доля граждан пожилого возраста, принимавших участие в традиционных выставках-ярмарках изделий народных ремесел и промыслов, в общем количестве участников мероприятий |
% |
|
8,6 |
9,4 |
Доля граждан пожилого возраста, принимавших участие в общественных работах, от общего количества участников мероприятий |
% |
|
1,1 |
1,2 |
Количество мероприятий для граждан старшего поколения, организуемых областными учреждениями культуры |
ед. |
|
9 |
9 |
Доля лиц среднего и старшего возраста, принимающих участие в спортивных мероприятиях |
% |
|
5 |
5 |
Количество организаций розничной торговли, предоставляющих скидки по социальным картам "Спасибо за Победу" |
ед. |
|
95 |
100 |
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий содержит 9 разделов, включающих мероприятия, направленные на комплексную реализацию целей Программы.
В рамках раздела 1 "Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей" планируется совершенствование регионального законодательства в сфере социального обслуживания пожилых людей.
В разделе 2 "Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей" предусмотрены оказание пожилым людям материальной помощи, предоставление единовременных денежных выплат и дополнительных мер социальной поддержки, создание областной межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей, проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста, подготовка ежегодной аналитической записки о положении пожилых людей в Мурманской области.
Разделом 3 "Меры по укреплению здоровья пожилых людей" предусматривается приобретение средств для ухода за пожилыми людьми, создание пунктов проката средств и предметов ухода за пожилыми людьми, внедрение в практику деятельности учреждений социального обслуживания новых эффективных технологий и методов работы с пожилыми людьми.
В разделе 4 "Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей" запланированы мероприятия по разработке перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года, расширению сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания, расширению сети организаций розничной торговли, предоставляющих скидки по социальным картам "Спасибо за Победу".
Раздел 5 "Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности" предусматривает организацию мобильных бригад социального обслуживания для работы с пожилыми людьми, проживающими в сельской местности и отдаленных населенных пунктах, развитие службы "Социальное такси", осуществление выездных приемов сотрудниками центров социальной поддержки населения для приема документов на предоставление государственных услуг, обеспечение заполнения и актуализации "Социальных паспортов" одиноко проживающих граждан и одиноко проживающих супружеских пар пожилого возраста.
В раздел 6 "Меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала пожилых людей" вошли мероприятия по содействию временному трудоустройству лиц пожилого возраста, обеспечению доступа пожилых людей к сети Интернет.
В разделе 7 "Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей" предусмотрены участие пожилых людей в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, укрепление материально-технической базы библиотек.
В раздел 8 "Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами" вошли мероприятия по повышению квалификации социальных работников, проведению семинаров, конференций, круглых столов по обмену опытом работы с пожилыми людьми.
В рамках раздела 9 "Научное, научно-методическое и информационное сопровождение Программы" запланировано издание информационно-методических материалов по вопросам оказания социальной поддержки и укреплению здоровья пожилых людей.
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию целей Программы, согласно приложению к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объемы финансирования Программы на 2011-2013 годы определяются при рассмотрении проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год с учетом возможностей областного бюджета.
Общий объем прогнозируемых затрат на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составит 82542,8 тыс. рублей.
Финансовые и имущественные взаимоотношения участников Программы регулируются договорами о совместной деятельности по реализации Программы, являющимися неотъемлемой частью Программы.
5. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство труда и социального развития Мурманской области.
Государственные заказчики Программы - Министерство труда и социального развития Мурманской области, Министерство здравоохранения Мурманской области, Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, Министерство экономического развития Мурманской области, Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области, Управление государственной службы занятости населения Мурманской области.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственными заказчиками при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
В ходе реализации Программы Министерство труда и социального развития Мурманской области обеспечивает координацию деятельности всех государственных заказчиков и исполнителей.
Государственные заказчики и исполнители Программы реализуют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий, несут ответственность за их своевременное выполнение, а также за рациональное использование выделяемых средств.
Государственные заказчики на основании сведений, предоставляемых ежеквартально исполнителями мероприятий, направляют в Министерство труда и социального развития Мурманской области:
- ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации Программы;
- ежегодно, до 20 января, доклад о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Мурманской области.
На основании сведений, представленных государственными заказчиками, государственный заказчик-координатор направляет в Министерство экономического развития Мурманской области ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации Программы, доклад о ходе работ по выполнению Программы - ежегодно до 1 февраля.
Министерство труда и социального развития Мурманской области в срок до 1 марта 2014 года представляет в Правительство Мурманской области доклад о реализации Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы организует размещение информации о реализации Программы в соответствии с порядком, установленным Правительством Мурманской области.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации" (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 22.10.2010 N 483-ПП).
Экономическая эффективность определяется вкладом результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области.
Социальная эффективность Программы оценивается по степени достижения целевых значений показателей в социальной сфере, установленных в разделе 2 паспорта Программы и соответствующих целям и задачам социально-экономического развития Мурманской области.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена по объемам привлечения средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы, а также по полноте финансирования мероприятий.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы заключается в:
- повышении качества жизни пожилых людей путем оказания дополнительных мер социальной поддержки;
- укреплении здоровья пожилых людей;
- расширении сети учреждений (отделений, служб), оказывающих социальные услуги пожилым людям;
- укреплении материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
- повышении качества и доступности социальных услуг, предоставляемых пожилым людям;
- развитии служб "Мобильная социальная бригада" для обслуживания жителей сельской местности и отдаленных населенных пунктов и оснащении их автотранспортом;
- создании условий для активного участия пожилых людей в жизни общества;
- повышении уровня социальной адаптации пожилых людей и упрочении социальных связей.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.
Приложение
к Программе
Перечень
программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 1 марта 2011 г. N 89-ПП "О долгосрочной целевой программе "Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 15 марта 2011 г. N 42/1
Постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 г. N 497-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2012 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 5 марта 2012 г. N 60-ПП пункт 3 названного постановления, признающий утратившим силу настоящее постановление, отменен
Постановлением Правительства Мурманской области от 19 марта 2012 г. N 107-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 30 мая 2011 г. N 262-ПП
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.