Постановлением Администрации Кольского района Мурманской области от 24 декабря 2010 г. N 1273 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области
от 14 октября 2010 г. N 953
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области" на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года"
(с изменениями от 24 декабря 2010 г.)
В рамках реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", постановления Правительства Мурманской области от 06.04.2010 N 142-ПП "О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Мурманской области", постановления администрации Кольского района Мурманской области от 17.09.2010 N 859 "О разработке долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кольском районе Мурманской области", а также в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов, постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кольском районе Мурманской области" на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Программа) согласно приложению.
2. Финансовому отделу администрации Кольского района Мурманской области финансирование расходов на реализацию данного постановления производить в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования Кольский район Мурманской области.
3. Отделу образования администрации Кольского района, отделу культуры администрации Кольского района, МУЗ "Кольская центральная районная больница", сектору хозяйственного обеспечения администрации Кольского района обеспечить своевременное:
- выполнение мероприятий, предусмотренных Программой;
- предоставление информации в отдел архитектуры, строительства и транспорта Кольского района о ходе выполнения Программы, согласно срокам, установленным Программой.
4. Опубликовать настоящее постановление с приложением в газете "Кольское слово".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Кольского района Лихолата Александра Павловича.
Глава администрации |
М.В. Чекрыгин |
Постановлением Администрации Кольского района Мурманской области от 24 декабря 2010 г. N 1273 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Кольский район Мурманской области
от 14.10.2010 N 953
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года
(с изменениями от 24 декабря 2010 г.)
Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области" на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Программа) |
Основание разработки программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности"; - постановление Правительства Мурманской области от 06.04.2010 N 142-ПП "О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Мурманской области"; - постановление администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области от 17.09.2010 N 859 "О разработке долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кольском районе Мурманской области" |
Муниципальные Заказчики программы |
Отдел образования администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области; Отдел культуры администрации муниципального образования Кольский район Мурманской области; Муниципальное учреждение здравоохранения "Кольская центральная районная Больница" Кольского района Мурманской области; Администрация Кольского района Мурманской области (сектор хозяйственного обеспечения). |
Заказчик-координатор программы |
Администрация Кольского района Мурманской области (структурные подразделения) |
Разработчики программы |
Отдел архитектуры, строительства и транспорта администрации Кольский район Мурманской области; Автономная некоммерческая организация "Центр энергетической эффективности Мурманской области" |
Цели и задачи программы |
Основными целями Программы являются: - повышение энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов в муниципальном образовании Кольский район Мурманской области; снижение к 2014 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления муниципальных учреждений на 15 процентов; - создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования Кольский район Мурманской области на энергосберегающий путь развития. |
Задачи Программы: - проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории; - расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов образования, культуры и здравоохранения; - проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
Сроки и этапы реализации программы |
2011-2014 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий по энергоэффективности в бюджетных учреждениях: Всего - 67590 тыс.руб. в том числе: 2011 год - 8829 тыс. рублей; 2012 год- 12136 тыс. рублей; 2013 год - 17565 тыс. рублей; 2014 год - 29060 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1) наличие в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях: - энергетических паспортов; - топливно-энергетических балансов; - актов энергетических обследований; 2) сокращение удельных показателей энергопотребления на 15 процентов; 3) полный переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса; - создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
В настоящее время экономика бюджетной сферы муниципального образования Кольский район Мурманской области характеризуется повышенной энергоемкостью.
Вопросы рационального использования ресурсов и энергосбережения приобретают все большую актуальность в современном мире. Экономия топливно-энергетических ресурсов, внедрение энергоэффективных технологий и материалов являются приоритетными направлениями в развитии как российской, так и мировой экономики.
В России, являющейся одной из ведущих энергетических стран мира, уровень затрат важнейших видов энергии превосходит аналогичные показатели в развитых зарубежных странах и свидетельствует о значительных резервах экономии энергоресурсов, масштабы которых оцениваются по разным данным от 25 до 45% от уровня потребляемых топливно- энергетических ресурсов.
Особое внимание следует обратить на проблему теплоснабжения, поскольку на него в настоящее время затрачивается до 45% всех расходуемых энергетических ресурсов. В общем расходе тепловой энергии на сегодняшний день до 40% приходится на отопление и горячее водоснабжение непроизводственной сферы, большую часть которой составляют объекты образовательных учреждений, здравоохранения и культуры. Поэтому от состояния и направления развития теплоснабжения этой сферы существенно зависит экономика страны в целом и её муниципальных районов в частности.
Основа развития любого государства - его энергетическая безопасность. Соответственно, повышение энергоэффективности, реализация мероприятий в области энергосбережения - одна из гарантий такой безопасности и, как следствие, важнейший ресурс ускорения экономического роста.
Эффективное использование энергетических ресурсов, энергии и энергоносителей, сокращение тепловых потерь в процессе функционирования инженерной инфраструктуры зданий, решение вопросов энергосбережения в социальном секторе - вопросы, представляющие собой сегодня глобальную проблему.
Внедрение современных энергосберегающих технологий равносильно производству энергоресурсов и зачастую именно оно представляет собой более рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию.
Именно для этих целей Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены меры по стимулированию повышения эффективности использования энергоресурсов во всех субъектах Российской Федерации, в т.ч. и бюджетных организациях через разработку отраслевых, региональных и муниципальных программ энергосбережения.
Потребление коммунальных ресурсов на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области в 2009 году составило:
Ресурсы потребления |
Ед.изм. |
Всего 2009 |
в том числе |
|||
здравоохранение |
Образование |
Культкра# |
другие |
|||
Холодной воды |
тыс.куб.м |
278 |
108 |
167 |
2 |
1 |
Электрической энергии |
тыс.кВт/ч |
7 522 |
2 163 |
5 122 |
127 |
110 |
Тепловой энергии |
Гкал |
32 173 |
7548 |
22964 |
1083 |
578 |
В условиях роста тарифов на энергоресурсы одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального образования Кольский район становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.п. и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования Кольский район Мурманской области и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, который заключается в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории Кольского района Мурманской области и, прежде всего, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
1.1. В социальной сфере
Особый интерес в вопросе энергосбережения вызывают объекты бюджетной сферы, так как данные учреждения потребляют достаточно большое количество ресурсов, в то же время их потенциал энергосбережения весьма высокий.
Так, согласно оценкам Центра по эффективному использованию энергии по России, потенциал энергосбережения бюджетных учреждений по тепловой и электрической энергии до 80%, по холодной воде до 50%.
Одними из основных проблем теплоснабжения в зданиях бюджетной сферы Кольского района являются изношенность внутридомовых инженерных сетей, значительные тепловые потери через ограждающие конструкции зданий, а также разрегулированный гидравлический режим и отсутствие энергосберегающего оборудования, тогда как в регулировании гидравлики потребителей и внедрении прогрессивных энергоэффективных технологий скрыт основной резерв энергосбережения.
Анализ существующего положения в области энергосбережения в Кольском районе показал, что мероприятия по энергосбережению в зданиях бюджетной сферы практически не реализуются.
Основными причинами, помимо низких объемов финансирования, являются отсутствие четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики и отсутствие должного контроля за осуществлением энергосберегающих проектов и мероприятий.
При дальнейшем сохранении таких тенденций неизбежно увеличение потребления коммунальных ресурсов бюджетными организациями из-за увеличения сверхнормативных потерь ресурсов вследствие физического износа инженерных сетей и оборудования, что приведет к значительному увеличению финансовых средств, расходуемых на оплату коммунальных ресурсов и работ по поддержанию объектов инженерной инфраструктуры в технически исправном состоянии.
Недостаточная эффективность использования потребляемых топливно-энергетических ресурсов ежегодно увеличивает финансовые затраты на эти цели, что неизбежно влечет за собой увеличение бюджетных расходов на содержание социальной сферы и негативным образом сказывается на процессе социально-экономического развития Кольского района.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат районного бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения, и, как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению администрацией Кольского района политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Данная политика должна предусматривать необходимость следующих подходов:
- оценка состояния эффективности использования энергоресурсов. Обследования муниципальных зданий выявят источники непроизводительных потерь энергоресурсов, определятся оптимальные пути их устранения;
- разработка целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях Кольского района Мурманской области;
- создание системы энергетического менеджмента;
- обеспечение последовательного внедрения механизмов энергосбережения;
- обеспечение постоянного контроля эффективности проводимых мероприятий;
- внедрение в муниципальных учреждениях системы поощрительных мер в целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В Кольском районе существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, больниц, детских садов, а также в административных зданиях. Для обеспечения эффективного использования энергоресурсов необходимо комплексно и системно подходить к решению финансовых, организационно-методических, технических вопросов.
Такой процесс энергосбережения в городе можно обеспечить только программно- целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010-2011 года сформировать структуру управления, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения, а с 2012 года приступить к реализации программных мероприятий.
Нумерация разделов приведена в соответствии с источником
II. Цели и задачи программы, целевые показатели и индикаторы
2.1. Основными целями Программы являются:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном образовании Кольский район Мурманской области, создание условий для перевода экономики бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития;
- переход на расчет с ресурсоснабжающими организациями по показаниям приборов учета;
- сокращение удельных расходов коммунальных ресурсов без ущемления интересов организаций бюджетной сферы;
- достижение реальной экономии потребляемых ресурсов и средств, расходуемых на их оплату;
- повышение качества предоставляемых потребителю услуг по тепло-, водо- и энергоснабжению;
- улучшение микроклимата в помещениях за счет регулированиях температуры и уменьшения сквозняков;
- внедрение системы диспетчерского (дистанционного) управления режимом работы инженерных систем зданий.
2.2. Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи в части бюджетных учреждений.
2.2.1. В бюджетных учреждениях необходимо провести следующую работу:
- разработать целевые программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях Кольского района;
- создать в администрации Кольского района группу энергетической эффективности;
- создать базу данных о потреблении энергоресурсов муниципальными учреждениями;
- разработать и внедрить систему мониторинга энергопотребления;
- обучить работников муниципальных учреждений в области энергосбережения и эффективного энергетического потребления;
- создать условия для заключения муниципальными учреждениями энергосервисных контрактов (соглашений) в целях достижения экономии энергетических. ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- применять в муниципальных учреждениях системы поощрительных мер за экономию энергоресурсов.
Процесс планирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предусматривает ряд действий, позволяющих с наименьшими затратами выявить здания с наибольшим потенциалом энергосбережения, и включает в себя:
- идентификацию (выявление зданий с наибольшим потреблением энергии на квадратный метр отапливаемой площади);
- сканирование (первоначальный осмотр зданий и выявление реальной возможности реализовать энергосберегающие мероприятия, предварительная технико-экономическая оценка);
- энергоаудит (детальное обследование муниципальных зданий с целью выявления потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выработки мер по его реализации).
При формировании мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляются следующие действия:
- формирование по результатам идентификации перечня муниципальных зданий с наибольшим энергопотреблением на квадратный метр отапливаемой площади для включения их в план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на соответствующий год;
- на основании отчета по энергоаудиту разработка:
а) проектно-сметной документации и определение объемов финансирования;
б) плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципального здания с расчетом экономической эффективности от их внедрения;
- реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- проведение энергомониторинга, включающее в себя регулярный (ежемесячный) сбор данных по энергопотреблению муниципальными учреждениями, сравнение их с нормативными данными.
Проведение энергомониторинга муниципальных зданий после реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит оценить фактическую экономию;
- использование сэкономленных средств для стимулирования и внедрения энергосберегающих мероприятий.
2.2.2 Пропаганда повышения энергетической эффективности и энергосбережения путем вовлечения всех групп потребителей в энергосбережение:
- подготовка кадров в области энергосбережения, в том числе:
- включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;
- проведение систематических мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в средних общеобразовательных учебных заведениях;
- внедрение элементов системы энергетического менеджмента на муниципальных предприятиях и в муниципальных учреждениях;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах по энергосбережению;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории.
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы в части бюджетных учреждений
Для муниципальных учреждений образования:
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед.изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
Удельный расход тепловой энергии (в расчёте на 1 кв.м) |
Гкал |
0,228 |
0,221 |
0,214 |
0,207 |
0,201 |
0,194 |
2 |
Удельный расход электрической энергии, (в расчёте на 1 чел.) |
тыс.квт/ч |
2,55 |
2,47 |
2,40 |
2,32 |
2,24 |
2,17 |
Для муниципальных учреждений здравоохранения
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед.изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
Удельный расход тепловой энергии (в расчёте на 1 кв. м) |
Гкал |
0,245 |
0,237 |
0,230 |
0,223 |
0,216 |
0,208 |
2 |
Удельный расход электрической энергии (в расчёте на 1 человека) |
тыс.квт/ч |
1,962 |
1,904 |
1,844 |
1,785 |
1,726 |
1,668 |
Для муниципальных учреждений культуры
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед.изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
Удельный расход тепловой энергии |
Гкал |
0,041 |
0,040 |
0,39 |
0,37 |
0,036 |
0,035 |
2 |
Удельный расход электрической энергии (в расчёте на 1 человека) |
тыс.квт/ч |
0,882 |
0,856 |
0,830 |
0,803 |
0,776 |
0,785 |
Для объектов администрации Кольского района
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед.изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
Удельный расход тепловой энергии |
Гкал |
0,102 |
0,099 |
0,096 |
0,093 |
0,090 |
0,870 |
2 |
Удельный расход электрической энергии (в расчёте на 1 человека) |
тыс.квт/ч |
0,504 |
0,488 |
0,474 |
0,459 |
0,444 |
0,428 |
III. Перечень программных мероприятий
Отдел образования администрации Кольского района Мурманской области
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
39260 |
7600 |
6320 |
6940 |
18400 |
МУЗ "Кольская центральная районная больница"
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
17600 |
3000 |
3000 |
3000 |
8600 |
Отдел культуры администрации Кольского района
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
3900 |
1400 |
400 |
400 |
1700 |
Администрация Кольского района
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
4810 |
1010 |
3610 |
110 |
110 |
Система мероприятий по достижению целей и показателей Программы состоит из семи блоков, обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности социальной сферы:
1. Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятие целевых программ по повышению энергоэффективности использования энергии.
2. применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
3. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов.
4. Учёт энергетических ресурсов.
5. Разработка и ведение топливно-энергетических балансов.
6. Нормирование потребления энергетических ресурсов.
7. Мониторинг потребления энергетических ресурсов и их эффективного использования. Перечень мероприятий, реализуемых в рамках Программы, прилагается (приложение N 1).
Для реализации поставленных целей необходима разработка следующих ведомственных целевых программ:
3.1 Программа по внедрению энергосберегающих ламп в зданиях бюджетной сферы
Программа энергосберегающих ламп и светильников в учреждениях бюджетной сферы является важным шагом в снижении затрат бюджетных учреждений в расчётах за электроэнергию.
На сегодняшний день практически повсеместно используются лампы накаливания.
Главными достоинствами таких ламп выступают относительно низкая стоимость, простота изготовления, компактность, удобство и простота эксплуатации. Существенными недостатками ламп накаливания являются: низкая световая отдача, неэкономичность эксплуатации, небольшой срок службы.
Энергосберегающие лампы представляют собой компактную люминесцентную лампу со встроенной пускорегулирующей аппаратурой, предназначенную для замены ламп накаливания в осветительных системах.
Энергосберегающая лампа имеет высокий КПД, расходуя на 80% меньше электроэнергии, чем обычная лампа накаливания. Энергосберегающая лампа не боится перепадов напряжения, почти не нагревается при работе, имеет длительный срок службы - от 3 до 15 тыс. часов.
Энергосберегающие лампы выпускаются мощностью от 5 до 85 Вт, что соответствует лампам с нитью накаливания от 25 до 425 Вт.
Энергосберегающие лампы формируют мягкий рассеянный свет, близкий по спектру к дневному, который создаёт оптимальные условия для зрения, что важно для детей дошкольного и школьного возраста, особенно для страдающих дефектами зрения.
3.2. Программа по внедрению систем автоматического управления освещением в зданиях бюджетной сферы
Для управления наружным освещением используются датчики освещенности (сумеречные выключатели). Для управления освещенностью мест с периодическим пребыванием людей датчики присутствия различных типов (микроволновые, акустические, инфракрасные). Эти простейшие (и достаточно дешевые) элементы автоматики позволяют сократить потребление электрической энергии на 8-10%.
Дополнительной мерой для снижения потребления может быть замена выключателей на мощных приборах освещения таймерами, обеспечивающими принудительное выключение по истечению заданного времени.
Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5-10%.
3.3.Программа по снижению потребления тепловой энергии в зданиях бюджетной сферы
3.3.1. Внедрение узлов учёта тепловой энергии и регуляторов системы отопления в зданиях бюджетной сферы
Учёт тепловой энергии в области теплоснабжения лежит в основе энергосберегающих мероприятий. Мероприятия по учёту и регистрации потребления тепловой энергии организуются с целью:
- осуществления финансовых расчётов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии;
- контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем тепловых схем, теплоснабжением и теплопотреблением;
- контроля над рациональным использованием тепловой энергии;
- документирования параметров тепловых схем: массы(объёма), температуры и давления теплоносителя.
Таким образом, узел учёта тепла позволяет:
- получать в реальном времени достоверные данные о потребляемых энергоресурсах;
- реализовать различные схемы управления энергопотреблением в учреждениях;
- фиксировать значение величин энергоучёта в тепловых схемах с целью планирования энергопотребления.
Для измерений (учёта) тепловой энергии используются теплосчётчики. Теплосчётчик состоит из тепловычислителя, а также измерительных преобразователей расхода и температуры теплоносителя. Преобразователи монтируются на трубопроводах системы теплоснабжения и измеряют, как это следует из их названий, расход и температуру воды в каждом из трубопроводов.
Тепловычислитель собирает показания преобразователей и на их основе по специальным алгоритмам вычисляют значения тепловой энергии, переданной потребителю теплоносителем. Кроме того, вычислитель обычно ведёт и так называемые архивы, в которых сохраняются значения потреблённой энергии за ряд последних часов, суток, месяцев.
Правильный выбор средств коммерческого учёта тепловой энергии определяет в дальнейшем надёжность функционирования системы оплаты тепла по фактически потреблённым величинам. Из-за неправильного выбора моделей теплосчётчиков срок окупаемости узла коммерческого учёта теплоэнергии может превышать срок их эксплуатации вплоть до их полной замены.
Для учреждений бюджетной сферы вопрос правильного выбора моделей теплосчётчиков имеет определяющее значение. Особое внимание должно быть обращено на технические характеристики теплосчётчиков, в том числе на такие как динамический диапазон расхода теплоносителя, минимальная скорость потока, соотношение максимального к минимальному расходу, сложность монтажа, межповерочный интервал, чувствительность к качеству теплоносителя, возможность работы в информационной сети.
Очень большое количество тепла теряется из-за неотрегулированности систем теплоснабжения, плохой подготовки их и самих зданий к отопительному сезону. В этой связи наиболее эффективным мероприятие может служить установка регуляторов на системы отопления. Регулирующий прибор, получая информацию о наружной температуре воздуха по датчику температуры, поддерживает температурный график в подающей магистрали системы отопления, а также осуществляет контроль температуры теплоносителя в обратном трубопроводе системы отопления. Регулирующий прибор поддерживает соответствующий данной местности и данному объекту отопительный график через регулирующий клапан с электроприводом, изменяя количество теплоносителя, поступающего в систему отопления. Регулирующий прибор обладает качествами, особо полезными для применения в зданиях бюджетной сферы, а именно: может осуществлять ночное понижение температурного графика, а также понижение графика в выходные дни в соответствии с таймером и регулировать быстрый нагрев помещения в сечении одного часа после ночного снижения температуры. Если произойдёт понижение наружной температуры ниже заданного уровня, но регулирующий прибор имеет возможность прекращения ночного снижения температуры.
В зданиях бюджетной сферы (школах, детских садах, поликлиниках и т.д) люди находятся только в рабочее время. В это время здесь необходим нормальный режим отопления. В остальное время (ночное, выходные и праздничные дни) нет необходимости поддерживать температуру внутреннего воздуха помещений, равную 18-22 градусов. Температурна# может быть снижена до 10-14 градусов, что даст существенную реальную экономию тепла и снизит затраты.
При 5-дневной рабочей неделе и 10-часовым пребывании людей в помещениях нормальный режим отопления потребуется в течение 50 часов из общего числа часов за неделю, в остальные 118 часов температура может быть снижена. Для введения режимного регулирования температуры в отапливаемых помещениях устанавливаются программируемые регуляторы температуры, которые автоматически понижают температуру в помещениях, а следовательно, и расход теплоносителя, по одной из программ:
- каждую ночь;
- каждую ночь и круглосуточно в воскресенье;
- каждую ночь и круглосуточно в субботу и воскресенье, или поддерживает её на заданном уровне, что особенно важно в конце отопительного периода, когда отпуск тепловой энергии существенно превышает потребности потребителя.
Экономический эффект от внедрения регуляторов расхода тепловой энергии имеет следующие составляющие:
- поддержание комфортной температуры воздуха в помещениях путём соблюдения заданного графика зависимости температуры теплоносителя, поступающего в систему отопления, от температуры наружного воздуха;
- ликвидация весеннее-осенних перерасходов тепловой энергии вследствие повышения температуры наружного воздуха;
- автоматическое снижение потребления тепловой энергии системой отопления здания в нерабочее время, в выходные и праздничные дни;
- ограничение температуры теплоносителя, возвращаемого в тепловую сеть. Экономия тепла после внедрения узлов учёта тепловой энергии и регуляторов системы отопления в зданиях бюджетной сферы составит приблизительно 25%.
3.3.2 Установка пластинчатых теплообменников с регуляторами температуры горячей воды
Создание в бюджетных учреждениях администрации Кольского района современных автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), имеющих в своем составе узел учета тепловой энергии, пластинчатый теплообменник с системой автоматической регулировки температуры горячей воды и блок автоматической регулировки подачи теплоносителя в систему отопления.
Установка ИТП дает следующие эффекты:
- регулирование непосредственно в здании температуры воды в системе отопления в зависимости от параметров самого здания и температуры наружного воздуха дает экономию тепла;
- учет тепла ведется непосредственно у каждого потребителя, он является точным и справедливым; в расчет не входят тепловые потери до точки передачи тепла на вводе в отапливаемый объект; при неоплате потребителем за тепло имеется возможность индивидуальный тепловой пункт потребителя отключить от сети централизованного теплоснабжения;
- не требуется установка дроссельных шайб, каждый индивидуальный тепловой пункт снабжен автоматическими регуляторами температуры, которые не позволят перегреть здание потребителя и горячую воду.
Установка узлов учета тепловой энергии и регуляторов системы отопления предусмотрена отдельной программой, которая обозначена в пункте 3.2.
Установка пластинчатых теплообменников с регуляторами температуры горячей воды позволяет экономить до 10% тепловой энергии, экономить или высвобождать площади; эффективно решать задачи энергосбережения; компоновать и создавать блочные изделия (тепловые пункты), повышать надежность систем теплоснабжения, снижать капитальные затраты на этапе закупки оборудования; снижать затраты на монтаж и обслуживание.
Пластинчатые теплообменники выгодно отличаются в сравнении с их технологическими предшественниками - кожухотрубными теплообменниками - по технико-экономическим показателям.
В следующей таблице приведена сравнительная характеристика кожухотрубного и пластинчатого теплообменников:
Характеристика |
Кожухотрубный теплообменник |
Пластинчатый теплообменник |
КПД установки |
60% |
95% |
Разность температур теплоносителя и нагреваемой среды на выходе |
10°С |
1-2°С |
Соединение при сборке |
Вальцовка |
Разъемный |
Время разборки |
90-120 мин |
15 мин |
Обнаружение течи |
Сложно обнаружить без разборки |
Визуально после возникновения |
Теплоизоляция |
Необходима |
Не требуется |
Ресурс работы до капитального ремонта |
5-10 лет |
15-20 лет |
Пластинчатый теплообменник с системой автоматической регулировки температуры горячей воды позволяет точно поддерживать нормативную температуру горячей воды, что помимо экономии тепла повышает качество этой услуги.
3.3.3. Замена изношенных сетей теплоснабжения
Основными причинами значительных тепловых потерь через трубопроводы систем отопления и горячего водоснабжения являются износ труб и низкое качество материала изоляции.
Изношенность сетей (внутренняя коррозия) и значительные потери тепловой энергии приводят к снижению качества предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению, а также неоправданным расходам бюджетных средств на оплату коммунальных ресурсов.
В этой связи необходимо решение вопроса о начале плановой и систематической работы по восстановлению изношенных систем теплоснабжения бюджетных учреждений путем замены существующих внутридомовых сетей, выполненных из стальных трубопроводов, на современные армированные полипропиленовые трубы с повышенной теплоизоляцией.
Эффект от внедрения указанных трубопроводов следующий:
- физическая долговечность - гарантия более 25 лет;
- более низкая теплопроводность - отсутствие потери тепла, что дает возможность не применять изоляцию труб. Как следствие - отсутствие конденсата на наружных стенках трубы;
- экономия тепла при транспортировке в полипропиленовых трубах горячей воды составляет до 10%, по сравнению с металлическими трубами;
- отсутствие химической коррозии в трубах;
- простота установки - монтаж полипропиленовой трубы в 2-4 раза быстрее, чем стальной.
3.3.4. Снижение тепловых потерь зданий через ограждающие конструкции
В рамках данной подпрограммы необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
1) качественное остекление окон за счет установки вентилируемых ПВХ окон с простым поворотным открыванием.
Значительная доля теплопотерь через ограждающие конструкции здания приходится на нагревание инфильтрационного холодного воздуха, основная часть которого поступает через притворы и неплотности окон, поэтому необходима замена старых деревянных окон на новые вентилируемые из ПВХ;
2) капитальный ремонт кровель с использованием современных теплоизоляционных материалов;
3) снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения дверных проемов и установкой тепловых завес;
4) утепление и ремонт фасадов зданий.
3.4. Программа по модернизации систем холодного водоснабжения в зданиях бюджетной сферы
Целями Программы являются:
- повышение надежности и устойчивости водоснабжения;
- значительное снижение нерациональных потерь воды;
- сокращение подачи воды за счет уменьшения неучтенных расходов;
- упорядочение расчетов в соответствии с фактическим потреблением воды;
- создание экономической заинтересованности к рациональному расходованию воды и самостоятельному устранению утечек воды путем своевременного ремонта и замены неисправной водоразборной и водосливной арматуры.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Установка узлов учета холодного водоснабжения, что позволит перейти на расчет с ресурсоснабжающими организациями исходя из показаний приборов учета.
2. Замена изношенных трубопроводов холодного водоснабжения на трубопроводы из полимерных материалов.
3. Замена устаревшей водоразборной арматуры на более современную с автоматической системой отключения, что позволит снизить нерациональный расход холодной воды.
3.5. Программа по внедрению единой системы диспетчерского контроля и управления инженерными системами зданий бюджетной сферы
Установка многофункциональной системы диспетчерского контроля и управления инженерными системами зданий позволяет помимо мониторинга текущих параметров коммунальных ресурсов дистанционно вмешиваться в работу оборудования, оперативно решая вопросы его отключения, контроля доступа в помещения ИТП, а также накопление статистических данных о работе оборудования и формирование отчетов. Внедрение данной системы обеспечивает:
- контроль состояния инженерного оборудования тепловых пунктов, систем холодного и горячего водоснабжения, систем отопления;
- контроль дискретных (сигнализация аварий) и интегральных (текущих) параметров инженерных систем;
- автоматический сбор, обработка по заданному алгоритму, отображение в удобном для диспетчера виде, документирование и архивирование полученной информации о работе инженерных систем.
Система автоматизации теплового пункта выполнена в клиент-серверной архитектуре. Для диспетчеризации теплового пункта может использоваться любой компьютер, имеющий выход в Интернет. Управление работой теплового пункта происходит через глобальный сервер, осуществляющий обмен между всеми доступными контроллерами и любым доступным компьютером.
Создание диспетчерской, осуществляющей дистанционный контроль за работой инженерной инфраструктуры зданий бюджетной сферы и сбор информации, необходимо предусмотреть на базе имеющегося или создаваемого для этих целей муниципального предприятия.
Возможности системы автоматизированного теплового пункта с системой диспетчеризации:
- круглосуточное наблюдение за состоянием объектов и значениями параметров;
- возможность удаленного управления объектом;
- выбор и архивация параметров с возможностью построения графиков;
- оповещение об отказах системы по SMS, электронной почте с архивацией этих отказов;
- задание времени включения-выключения оборудования, смены режима, изменения параметров и т.п. (функция планировщика);
- осуществление охраны объекта с помощью охранных датчиков.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Целесообразно выделять следующие основные виды ресурсов, необходимые для реализации Программы: финансовые; материально-технические; информационные и трудовые.
Основным источником финансовых средств является бюджет муниципального образования Кольский район Мурманской области в размере тыс.руб.
При определении объема затрат следует руководствоваться следующими принципами:
- стоимость Программы складывается из стоимости входящих в ее состав проектов, мероприятий, заданий;
- учитываются все затраты, имеющие отношение к Программе, независимо от источников их возмещения;
- стоимость Программы целесообразно оценить в сопоставимых ценах. Стоимость Программы необходимо выражать двумя способами: в форме "итоговой стоимости" и в форме "потока затрат".
Обеспечение Программы материально-техническими ресурсами осуществляется через закупки продукции исполнителями Программы.
Трудовые ресурсы складываются из ресурсов в зоне функционирования Программы и не этой зоны и рассчитываются исходя из необходимости реализации всех программных мероприятий с учетом этапов и сроков их осуществления.
V. Механизм реализации программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- муниципального учреждения;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий на предприятии (в организации) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в организации).
Заказчик Программы организует размещение информации об объемах потребления топливно-энергетических ресурсов, ходе реализации и результатах программных мероприятий на своих сайтах в сети Интернет.
Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в бюджетных организациях, муниципальных учреждениях и предприятиях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы. Ответственность за невыполнение указанных функций устанавливается приказом руководителя или решением вышестоящего органа управления.
Разработчики Программы определяют по согласованию с заказчиком-координатором Программы основные направления и плановые показатели деятельности по управлению энергосбережением, обеспечивают мотивацию и контроль достижения установленных отраслевых показателей энергоэффективности, а также несут ответственность за достижение утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в отрасли.
В отношении муниципальных организаций: бюджетных учреждений, муниципальных предприятий - управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в - сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.
Управление со стороны администрации Кольского района за реализацией программных мероприятий в коммерческом секторе экономики, а также в некоммерческих организациях, осуществляется через применение экономических стимулов, в том числе координацию и укрупнение спроса, а также снижение издержек на получение информации и доступа к эффективным энергосберегающим технологиям.
При подготовке и согласовании программ социально-экономического развития муниципального образования Кольский район вопросы управления энергосбережением должны быть выделены в отдельный раздел.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий в муниципальных учреждениях - один раз в квартал. По итогам работы в срок до 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, заказчику-координатору Программы направляется отчет установленной формы. Заказчик-координатор Программы в срок до 2-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет сводный отчет в сектор экономического развития и ЗПП администрации Кольского района.
Заказчики Программы в сроки, установленные администрацией Кольского района, направляют заказчику-координатору Программы:
- информацию о реализации программных мероприятий по формам, установленным заказчиком-координатором Программы;
- ежегодные доклады о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Ежегодные доклады должны содержать:
- сведения о результатах реализации программных мероприятий в отрасли за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах средств, привлеченных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы (подпрограммы) утвержденным показателям;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенных мероприятий, в том числе по реконструкции и строительству объектов, включенных в Программу;
- оценку эффективности результатов реализации Программы.
С учетом положений Программы заказчик-координатор Программы:
- обеспечивает реализацию программных мероприятий и координирует деятельность заказчиков, участвующих в Программе;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации об эффективности использования энергетических ресурсов, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;
- планирует программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке Программы и в установленном порядке представляет их на утверждение в администрацию города Мурманска;
- готовит и (или) согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения;
- публикует в средствах массовой информации с одновременным размещением в сети Интернет основных сведений о результатах реализации Программы, состоянии целевых показателей и индикаторов, объеме финансовых ресурсов, затраченных на выполнение Программы, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий;
- выполняет иные функции по управлению программными мероприятиями в соответствии с действующим законодательством и Программой.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
VI. Оценка экономической, социальной, бюджетной эффективности программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
1) наличия в бюджетных учреждениях, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях:
- энергетических паспортов;
- топливно-энергетических балансов;
- актов энергетических обследований;
- установленных нормативов и лимитов энергопотребления,
2) сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления муниципальных учреждений (предприятий) Кольского района на 15 процентов;
3) снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
1) формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
2) снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
3) создания условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения, разработки и ведения топливно-энергетического баланса муниципального образования;
4) создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;
5) внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования; применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
1. Энергоэффективность в бюджетных учреждениях
(с изменениями от 24 декабря 2010 г.)
Текст приложений N 2, 3 к долгосрочной целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года" в первоначальной редакции не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 14 октября 2010 г. N 953 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Кольский район Мурманской области" на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года"
Текст постановления опубликован в "Кольском Слове" от 5-11 ноября 2010 г. N 44 (без приложения 2, 3 к программе, 4 к постановлению)
Постановлением Администрации Кольского района Мурманской области от 22 октября 2013 г. N 1484 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 22 ноября 2013 г. N 1678
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 5 ноября 2013 г. N 1529
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 18 июля 2013 г. N 1020
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 31 января 2013 г. N 88
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 5 декабря 2012 г. N 1587
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 15 октября 2012 г. N 1310
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 5 сентября 2012 г. N 1122
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 2 марта 2012 г. N 227
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 14 декабря 2011 г. N 1387
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 28 октября 2011 г. N 1128
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 14 сентября 2011 г. N 946
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 26 мая 2011 г. N 506
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 20 апреля 2011 г. N 337
Постановление Администрации Кольского района Мурманской области от 24 декабря 2010 г. N 1273