Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов г. Мурманска
от 17.11.2008 N 55-698
Муниципальная целевая программа
"Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске" на 2009-2013 годы
30 декабря 2009 г., 23 июля 2010 г.
1. Понятия и термины.
Управление отходами - технологический процесс, включающий системно связанные между собой операции сбора, удаления (транспортировки), использования, обезвреживания и размещения отходов.
Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом реализация государственной политики Мурманской области в сфере обращения с отходами должна обеспечивать приведение управления отходами в соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в интересах охраны окружающей среды и здоровья человека.
В настоящее время отходы с территории города Мурманска поступают для обезвреживания на завод по термической обработке ОАО "Завод ТО ТБО", деятельность которого осуществляется с 26.12.1986 года. Сжигание твердых бытовых отходов (далее - ТБО) происходит без предварительной сортировки и отделения вторичного сырья.
Также неотсортированные отходы размещаются на городской свалке твердых отходов, расположенной в поселке Дровяное, деятельность которой осуществляется с 31.08.1971 года. Существующая свалка твердых отходов, расположенная в поселке Дровяное, не соответствует современным требованиям природоохранного законодательства.
Несовершенство существующего контроля за деятельностью по сбору, вывозу, размещению и утилизации отходов и низкая экологическая культура населения приводят к росту количества несанкционированных мест размещения отходов.
Несанкционированное размещение отходов на территории города Мурманска осуществляют физические лица, предприятия и организации всех форм собственности. Основными несанкционированными местами размещения отходов являются склоны, прилегающие к автогаражным кооперативам, овраги вдоль магистральных трасс, окраины города. В основном вывозится бытовой и строительный мусор, крупногабаритные отходы, автомобильные покрышки.
Несанкционированное размещение отходов приводит к ухудшению экологической обстановки в городе Мурманске. Многие виды отходов в естественных условиях разлагаются, вырабатывая биогаз, возгораются и образовывают химические вещества, загрязняющие воздух и водные объекты. Некоторые виды отходов сами по себе содержат высокотоксичные соединения. К наиболее опасным экологическим факторам влияния несанкционированных мест размещения отходов на окружающую среду относится фильтрат, который образуется при просачивании атмосферных осадков через свалочные массы.
Кроме того, зачастую захламлению подвергаются несанкционированные места отдыха горожан, расположенные на землях запаса города, в следствии чего происходит загрязнение бытовыми отходами как водных объектов, так и лесных участков.
Проведенный анализ технологического процесса размещения отходов в городе Мурманске показывает необходимость оперативных и кардинальных изменений в сфере управления отходами в целях увеличения объемов извлекаемого из них вторичного сырья, сокращения отходов, подлежащих захоронению и организации производства по получению из него конечной продукции, а именно:
1. Создание в городе Мурманске на базе городской свалки твердых отходов в районе поселка Дровяное современного комплекса по сортировке и переработке отходов, включающего в себя отходосортировочный комплекс (ОСК) и отходоперерабатывающее предприятие (ОПП), а также современного полигона для размещения (захоронения) неутилизируемой части ТБО, в соответствии с разработанным проектом, прошедшим государственную экологическую экспертизу.
2. Разработка и реализация мероприятий по внедрению селективного сбора ТБО в городе Мурманске.
3. Организация экологического просвещения населения путем проведения разъяснительной и информационной работы по вопросам обращения с отходами.
Проблема оптимизации управления отходами на территории города Мурманска является комплексной, и ее решение наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации Программы, консолидации усилий органов местного самоуправления города Мурманска, органов исполнительной власти Мурманской области, коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализация программных мероприятий позволит:
- рекультивировать существующую свалку (полигон) ТБО, не отвечающую современным требованиям природоохранного законодательства;
- обеспечить строительство нового современного полигона ТБО с соблюдением санитарных и экологических норм, в том числе с организацией контроля за газовыми выбросами, оборудования полигона контрольными скважинами, противофильтрационным экраном и др.;
- обеспечить строительство отходосортировочного комплекса (далее - ОСК) с контрольным пунктом, системой мониторинга за влиянием предприятия на окружающую среду, весовым контролем учета, дезинфекционной ванной и дозиметрическим контролем;
- обеспечить строительство отходоперерабатывающего предприятия (далее - ОПП), которое позволит увеличить долю отходов, используемых в качестве вторичного сырья;
- провести мероприятия по внедрению селективного сбора ТБО на территории города, в том числе: разработать модель управления отходами, основанной на внедрении систем селективного сбора отходов, сортировки отходов, двухэтапного вывоза ТБО; подготовить технико-экономического обоснования и реализация пилотного проекта по селективному сбору отходов от населения в микрорайоне, с численностью населения 10; разработать проектную документацию, обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию мусороперегрузочной станции.
- ликвидировать несанкционированные места размещения отходов с земель запаса города и обеспечить проведение мероприятий по предупреждению их появления;
- обеспечить поддержание удовлетворительного санитарного состояния несанкционированных мест отдыха горожан;
- повысить уровень экологической культуры населения города.
Рекультивация существующей свалки (полигона) ТБО направлена на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемой территории, а также на улучшение окружающей среды. Проведение рекультивации позволит в дальнейшем использовать данную территорию в народном хозяйстве (сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное или строительное использование).
Строительство ОСК и ОПП направлено на сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению, и максимальное вторичное их использование. Общая производительность отходосортировочного комплекса должна составлять ориентировочно 150 тыс. т/год и быть рассчитана на сортировку ТБО от 300-350 тысяч жителей. В среднем в год на ОСК можно отсортировывать по массе 20 % ТБО, пригодных для вторичного использования, в том числе 9 % - бумага, картон, 11 % - стекло, металл, пластик.
В настоящее время для решения вопроса внедрения сортировки и переработки отходов производства и потребления на территории города Мурманска оформлен отвод земельного участка для строительства современного полигона ТБО, площадью 358496 кв.м.
Постановлением Администрации г. Мурманска от 23 июля 2010 г. N 1294 в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Паспорт муниципальной целевой программы "Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске" на 2009-2013 годы.
3.1. Полное наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске" на 2009-2013 годы |
||||||||
3.2. Основание для разработки |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Постановление Правительства Мурманской области от 22.02.2008 N 74-ПП/3 "О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области" Решение Совета депутатов города Мурманска от 06.04.2007 N 35-424 "Об утверждении Положения о муниципальных целевых программах города Мурманска". Постановление администрации города Мурманска от 10.05.2007 N 604 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных целевых программ города Мурманска". Распоряжение администрации города Мурманска от 15.07.2008 N 375-р "О разработке проектов муниципальных целевых программ города Мурманска". |
||||||||
3.3. Муниципальный заказчик-координатор |
I-III кв. 2009 года - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, председатель комитета - Доцник Валентина Александровна, г. Мурманск, 183038, ул. Профсоюзов, д. 20, тел. 45-90-58, факс 45-76-24, murzkh@mail.ru IV кв. 2009 года-2013 год - администрация города Мурманска в лице комитета по охране окружающей среды (далее - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска), председатель комитета - Хорева Галина Александровна, г. Мурманск, 183038, пр. Ленина, д. 75, тел. 42-86-02 |
||||||||
3.4. Разработчики, исполнители, участники Программы: | |||||||||
разработчики Программы |
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска |
||||||||
исполнители Программы |
I-III кв. 2009 года - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, IV кв. 2009 года-2013 год - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
||||||||
участники Программы |
- структурные подразделения администрации города Мурманска; - Комитет природопользования и экологии Мурманской области; - коммерческие и некоммерческие организации |
||||||||
3.5. Цели Программы |
1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления путем организации и обеспечения экологически безопасного управления отходами, увеличения объемов их использования в качестве вторичного сырья, экологически безопасного размещения и обезвреживания, проведения рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов. 2. Улучшение санитарного состояния территорий города Мурманска. 3. Повышение уровня экологической культуры населения города. |
||||||||
- категория горожан; |
Население города Мурманска и близлежащих муниципальных образований |
||||||||
- результат достижения цели; |
Обеспечение безопасности окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Мурманской области. |
||||||||
- последствия достижения цели; |
1. Улучшение экологической обстановки в городе и уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; 2. Сокращение количества вредных выбросов в атмосферный воздух от сжигания отходов на ОАО "Завод ТО ТБО"; 3. Сокращение количества захораниваемых отходов; 4. Уменьшение количества несанкционированных мест размещения отходов на территории города и предотвращение их появления; 5. Уменьшение количество отходов, приводящих к захламлению дворов и улиц города. |
||||||||
3.6. Задачи Программы. | |||||||||
Задачи |
Результат |
Показатель |
Количество |
Время выполнения, годы |
Требования по качеству |
||||
- осуществление комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; |
разработка проектной документации для строительства мусоросортировочного и мусороперерабатывающего комплексов на базе современного полигона ТБО; |
- |
- |
2010 |
- |
||||
- проведение рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов; |
- рекультивация отработанных участков свалки (полигона) ТБО; |
% от площади свалки |
100% |
2010-2013 |
- |
||||
|
- вывоз и ликвидация отходов с несанкционированных мест их размещения на землях запаса города; |
объем отходов, м3 |
40 000 |
2009-2013 |
- |
||||
- разработка мероприятий по предотвращению несанкционированного размещения отходов; |
- мероприятия по предупреждению образования несанкционированных мест размещения отходов на землях запаса города; |
- |
- |
2009-2013 |
- |
||||
- поддержание удовлетворительного санитарного состояния несанкционированных мест отдыха горожан; |
- установка контейнеров для сбора ТБО в несанкционированных местах отдыха горожан на землях запаса города |
контейнеры шт. |
7 |
2009-2013 |
- |
||||
- создание и обеспечение функционирования системы обращения с отходами, системы сортировки и переработки отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья; |
строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочного и мусороперерабатывающего комплексов на базе современного полигона ТБО; |
- |
- |
2011-2013 |
- |
||||
- строительство полигона для размещения отходов производства и потребления, отвечающего экологическим, санитарным и противопожарным правилам. |
строительство и ввод в эксплуатацию современного полигона ТБО. |
- |
- |
2011-2013 |
- |
||||
- повышение уровня экологической культуры населения города. |
организация экологического просвещения населения путем проведения разъяснительной и информационной работы по вопросам обращения с отходами |
количество проведенных публикаций в СМИ, изготовленных брошюр и пр. |
50 и более |
2009-2013 |
- |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
3.7. Этапы и сроки реализации Программы и входящих в нее подпрограмм | |||||||||
N |
Программа |
Исполнители |
Сроки |
Сумма и источники финансирования |
|||||
1 |
Муниципальная целевая программа "Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске" на 2009-2013 годы |
I-III кв. 2009 года - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, IV кв. 2009 года-2013 год - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
исполнения 2009-2013 годы |
194,0856 млн.руб. - местный бюджет; 120,0 млн.руб. - областной бюджет; 407,74 млн.руб. - средства инвесторов. Всего: 721,8256 млн.руб. |
|||||
3.8. Объемы финансирования по источникам и срокам | |||||||||
Общие затраты на Программу: |
721,8256 млн.руб., в том числе: а) на разработку проекта - 0 млн.руб. б) на реализацию проекта - 721,8256 млн.руб. Главный распорядитель бюджетных средств - администрация города Мурманска |
N |
Задача |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Срок действия. Объем финансирования из городского бюджета по годам, млн.руб. |
Объем финансирования, млн.руб. |
|||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
Областной бюджет |
Городской бюджет |
Внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Оптимизация системы сортировки и переработки отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья |
1.1. Разработка проектной документации, строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочного и мусороперерабатывающего комплексов на базе современного полигона ТБО |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
3,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
303,0 |
30,0 в том числе: 2011 - 12,0; 2012 - 9,0; 2013 - 9,0. |
33,0 |
240,0 в том числе: 2011 - 80,0; 2012 - 80,0; 2013 - 80,0. |
2 |
Проведение рекультивации территорий, деградированных в результате размещения отходов, и разработка мероприятий по предотвращению несанкционированного размещения отходов |
2.1. Рекультивация отработанных участков городской свалки твердых отходов |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
- |
- |
- |
- |
10,0 |
- |
- |
10,0 в том числе: 2010 - 3,0; 2011 - 3,0; 2012 - 2,0; 2013 - 2,0. |
2.2. Вывоз и ликвидация отходов с несанкционированных мест их размещения на землях запаса города |
I-III кв. 2009 года - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска |
10,4 |
- |
- |
- |
- |
10,4 |
- |
- |
|
||
IV кв. 2009 года-2013 год-комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
1,6 |
12,0 |
12,0 |
10,0 |
10,0 |
51,6 |
6,0 в том числе: 2012 - 3,0; 2013 - 0 |
45,6 |
- |
|||
Итого по мероприятию: |
|
12,0 |
12,0 |
12,0 |
10,0 |
10,0 |
62,0 |
6,0 |
56,0 |
- |
||
2.3. Очистка прибрежной зоны озера Семеновское путем сбора, вывоза и утилизации отходов |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
1,54 |
- |
- |
- |
1,54 |
- |
1,54 |
- |
||
2.4. Мероприятия по предупреждению образования несанкционированных мест размещения отходов на землях запаса города |
I-III кв. 2009 года - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
0,3 |
- |
0,3 |
- |
||
IV кв. 2009 год -2013 год - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,2 |
- |
2,2 |
|
|||
Итого по мероприятию: |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
- |
2,5 |
- |
||
3 |
Поддержание удовлетворительного санитарного состояния несанкционированных мест отдыха горожан |
3.1. Установ-ка# контейнеров в несанкционированных местах отдыха горожан на землях запаса города |
2009 год - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска |
0,0356 |
- |
- |
- |
- |
0,0356 |
- |
0,0356 |
- |
2010 год-2013 год - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
0,08 |
0,045 |
0,05 |
0,055 |
0,23 |
- |
0,23 |
- |
|||
Итого по мероприятию: |
|
0,0356 |
0,08 |
0,045 |
0,05 |
0,055 |
0,2656 |
- |
0,2656 |
- |
||
4 |
Строительство полигона для размещения отходов производства и потребления, отвечающего экологическим, санитарным и противопожарным правилам |
4.1. Строительство и ввод в эксплуатацию современного полигона ТБО |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
- |
- |
42,0 |
42,0 |
280,0 |
84,0 в том числе: 2012 - 42,0; 2013 - 42,0 |
84,0 |
112,0 в том числе: 2011 - 56,0; 2012 - 56,0 |
5 |
Повышение уровня экологической культуры населения города |
5.1. Осуществление мероприятий по повышению экологической культуры у населения (изготовление и размещение агитационных материалов) |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
0,3 |
0,4 |
0,36 |
0,4 |
0,5 |
1,96 |
- |
1,96 |
- |
6 |
Разработка проектной документации корпоративной информационной системы с использованием новейших информационных технологий, системы автоматизации документооборота (программное обеспечение) |
6.1. Разработка проектной документации корпоративной информационной системы с использованием новейших информационных технологий, системы автоматизации документооборота (программное обеспечение) |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
0,3 |
- |
- |
- |
1,5 |
- |
0,3 |
1,2 в том числе: 2010 - 1,2 |
7 |
Проведение научно- исследовательских изысканий по вопросу промышленного использования свалочного газа, с целью создания альтернативных источников энергии |
7.1. Проведение научно- исследовательских изысканий по вопросу промышленного использования свалочного газа, с целью создания альтернативных источников энергии |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
|
0,36 |
|
|
|
1,8 |
|
0,36 |
1,44 в том числе: 2010 - 1,44 |
8 |
Оптимизация системы сбора и транспортировки отходов на территории города Мурманска |
8.1. Разработка модели управления отходами, основанной на внедрении систем селективного сбора отходов, сортировки отходов, двухэтапного вывоза ТБО |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
0,2 |
- |
- |
- |
0,8 |
- |
0,2 |
0,6 в том числе: 2010 - 0,6 |
|
8.2. Подготовка технико-экономического обоснования и реализация пилотного проекта по селективному сбору отходов от населения в микрорайоне с численностью населения 10 тыс.чел. |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
1,96 |
- |
- |
- |
14,46 |
- |
1,96 |
12,5 в том числе: 2010 - 12,5 |
|
8.3. Разработка проектной документации, строительство и ввод в эксплуатацию мусороперегрузочной станции |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
0,6 |
11,4 |
- |
- |
42,0 |
- |
12,0 |
30,0 в том числе: 2010 - 1,9; 2011 - 28,1 |
||
9 |
Обеспечение безопасной утилизации биологических отходов и отходов лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ) |
9.1. При участии комитета по здравоохранению и социальной поддержке администрации города Мурманска проведение мероприятий, направленных на обеспечение заключения договоров на вывоз и утилизацию биологических отходов, отходов ЛПУ |
Комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по Программе: |
12,8356 |
20,94 |
34,305 |
62,95 |
63,055 |
721,8256 |
120,0 |
194,0856 |
407,74 |
||
Объем финансирования по годам, млн.руб.: | ||||||||||||
|
Всего: |
12,8356 |
41,58 |
213,405 |
254,95 |
199,055 |
721,8256 |
|
||||
областной бюджет - |
|
|
12,0 |
54,0 |
54,0 |
120,0 |
||||||
городской бюджет - |
12,8356 |
20,94 |
34,305 |
62,95 |
63,055 |
194,0856 |
||||||
средства инвесторов - |
- |
20,64 |
167,1 |
138,0 |
82,0 |
407,74 |
4. Оценка рисков.
При реализации Программы основным возможным фактором, препятствующим проведению мероприятий в полном объеме является изменение законодательной базы, отсутствие или недостаточный объем финансирования из областного и городского бюджетов, отсутствие инвесторов.
5. Механизм реализации Программы.
Реализация Программы обеспечивается администрацией города Мурманска (структурными подразделениями администрации города Мурманска) совместно с Комитетом природопользования и экологии Мурманской области, а также коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в области обращения с отходами производства и потребления или заинтересованными в решении вопросов оптимизации управления отходами производства и потребления в городе Мурманске.
Исполнителями Программы являются:
I-III кв. 2009 года - комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска;
IV кв. 2009 года - 2013 год - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска.
Привлечение предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации в качестве участников настоящей Программы осуществляется на договорной основе.
Подготовку обоснований, соглашений и договоров с коммерческими и иными организациями, заинтересованными в выполнении мероприятий Программы, а также взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляет отдел по охране окружающей природной среды комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска.
Отчёт о реализации Программы осуществляет отдел по охране окружающей природной среды комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска в соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 06.04.2007 N 35-424 "Об утверждении Положения о муниципальных целевых программах" и постановлением администрации города Мурманска от 10.05.2007 N 604 "Об утверждении Порядка разработки муниципальных целевых программ города Мурманска".
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов г. Мурманска от 17 ноября 2008 г. N 55-698 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Оптимизация... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.