Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Мурманска
от 10.10.2011 N 1862
Долгосрочная целевая программа
"Информатизация органов управления муниципального образования город Мурманск" на 2012-2014 годы
Паспорт
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Информационно-коммуникационные технологии играют постоянно возрастающую роль в жизни современного общества, являясь и самостоятельной отраслью экономики и инструментом и катализатором развития социально-экономических, политических, научных, культурных и иных процессов.
Состояние информатизации сферы управления муниципальным образованием город Мурманск характеризуется тем, что в настоящее время практически завершен этап первоначального оснащения структурных подразделений администрации города Мурманска оргтехникой и создания основы информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности.
Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в управление городским хозяйством и социальной сферой носят преимущественно отраслевой характер, что не позволяет значительно улучшить межотраслевое информационное взаимодействие и приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации, значительным временным задержкам и, в итоге, отрицательно сказывается на оперативности и качестве административно-управленческих процессов.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура полноценного межотраслевого обмена данными в электронной форме (прежде всего - электронный документооборот), что ограничивает возможность эффективного применения автоматизированных систем поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем.
В сфере оказания муниципальных услуг на сегодняшний день в городе недостаточно развиты средства автоматизированного предоставления организациям и гражданам города муниципальных услуг в режиме удаленного доступа.
Низкий уровень информатизации не позволяет обеспечить современный уровень качества и оперативности управления городским хозяйством и социальной сферой и оказания муниципальных услуг гражданам и организациям на основе использования ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие муниципальных информационных систем.
Актуальность разработки настоящей Программы определяется необходимостью обеспечения координации процессов развития и использования ИКТ в администрации города Мурманска на основе действующих федеральных и региональных нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих процессы социально-экономического развития, совершенствования системы государственного и муниципального управления, развития отрасли ИКТ в системе управления муниципалитетом.
Настоящая Программа предназначена для решения преимущественно межотраслевых задач информатизации, предусматривает выполнение мероприятий, формирующих инфраструктурную основу для совершенствования управления городским хозяйством, а также необходимых условий для организации единого информационного пространства органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск.
Исходя из вышеизложенного и учитывая низкий качественный уровень оснащенности вычислительной техникой и средствами телекоммуникаций, а также иные характеристики развития ИКТ в области информатизации, муниципальная сфера управления города Мурманска находится в положении "догоняющей". Причины такого положения в следующем:
1. Недостаточно развитая, разобщённая информационно-коммуникационная среда муниципального образования город Мурманск, низкий уровень интегрированности локальных вычислительных сетей (далее - ЛВС) структурных подразделений администрации города Мурманска вплоть до полного отсутствия ЛВС. Недостаточно эффективный доступ к надёжным каналам телекоммуникации с высокой пропускной способностью и скоростью передачи данных.
2. Межведомственная разобщённость. Сегодня все органы управления муниципальным образованием город Мурманск, обрабатывающие оперативные данные, необходимые для их функционирования, в том числе персональные данные граждан, имеют в своём распоряжении, создают или развивают собственные информационные системы. В итоге могут многократно тратиться ресурсы на создание таких систем и обрабатываемые данные могут дублироваться. В ходе обработки данных базы замкнутых систем одних подразделений недоступны другим заинтересованным пользователям.
3. Интеграция и централизация информационных ресурсов позволит снизить бюджетные расходы при сохранении качественного доступа к этим ресурсам.
4. Отсутствие муниципальных нормативных актов, регламентирующих процессы информатизации. Требуется нормативно - правовое регулирование вопросов использования информационных технологий.
5. Несоблюдение федерального законодательства в сфере соблюдения авторских и смежных прав, усугубляющееся рисками использования нелицензированного программного обеспечения, выявление которого на любом персональном компьютере администрации города Мурманска может привести к изъятию на законных основаниях данного вычислительного средства сотрудниками органов внутренних дел до решения суда без права доступа к находящейся на нем информации.
6. Недостаточный уровень обеспечения информационной безопасности, защиты телекоммуникационной инфраструктуры и информационных систем в структурных подразделениях администрации города Мурманска.
Проблема информатизации, так или иначе, затрагивает интересы значительной доли горожан, а также всех категорий граждан, пользующихся муниципальными услугами, оказываемыми администрацией города Мурманска, а также представителей населения и организаций, реализующих свои права на получение достоверной и своевременной информации о деятельности администрации города Мурманска.
При реализации комплекса мероприятий Программы следует учитывать риски, связанные с её выполнением. Это риски взаимосвязаны с общими рисками, связанными с комплексным решением проблем информатизации программно-целевыми методами как на региональном и муниципальном уровне, так и на федеральном (государственная программа "Информационное общество" на 2011-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р). Среди таких рисков:
- пассивное сопротивление распространению и использованию структурными подразделениями результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предлагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных подразделений для планирования уровня использования ИКТ и оперативной координации их поэтапной реализации. При разработке нормативных актов, регламентирующих деятельность администрации, необходимо также сделать раздел, связанный с использованием ИКТ, обязательным;
- низкая эффективность реализации мероприятий Программы и недостижение запланированных результатов ее выполнения. Этот риск должен минимизироваться путем внедрения в систему управления реализацией Программы механизмов независимой экспертизы программ, проектов, проектных решений, полного раскрытия для общества результатов реализации Программы, а также усиления личной ответственности сотрудников структурных подразделений администрации за достижение запланированных результатов их выполнения;
- недостаточная гибкость и адаптивность Программы к изменениям в организации и деятельности администрации города Мурманска. В целях минимизации этого риска предполагается осуществление мониторинга использования ИКТ в структурных подразделениях и контроля достижения запланированных результатов реализации Программы, обеспечивающие получение данных о соответствии выполняемых в рамках Программы мероприятий основным потребностям муниципального образования город Мурманск в области повышения эффективности и качества деятельности;
- дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках Программы и других программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий. В целях минимизации этого риска в рамках выполнения Программы также планируется обеспечить постоянный мониторинг подготовки и реализации планируемых мероприятий.
Кроме того, имеется риск компрометации Программы из-за ее недофинансирования и (или) длительного периода реализации Программы. Сфера ИКТ развивается столь интенсивно, что конкретные решения, связанные с внедрением современных технологий в управление муниципалитетом, могут при значительном отставании от графика выполнения Программы устареть до ее завершения. Способы минимизации этого риска - энергичные действия ответственных за реализацию Программы структурных подразделений, ее гибкость, отсутствие жестких условий в отношении конкретных технологий, позволяющая заменять их в случае необходимости на более современные и отвечающие требованиям момента.
Прогнозируемая положительная динамика социально-экономического развития города, совпадающая с периодом действия Программы, позволяет высказать обоснованное предположение в том, что при наличии решимости со стороны органов местного самоуправления города Мурманска и обеспечении её необходимыми ресурсами, обозначенные выше риски, будут успешно преодолены.
При формировании и уточнении перечня мероприятий Программы следует учитывать, что решение проблем информатизации в муниципальном образовании город Мурманск возможно при участии органов государственной власти (региональной или федеральной) на тех приоритетных направлениях, в которых принимают активное участие сами эти органы власти. Среди этих направлений:
- взаимодействие государственных и муниципальных информационных систем при реализации концепции "Электронного Правительства" Мурманской области;
- оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде.
Основные относительные показатели, характеризующие уровень информатизации администрации города Мурманска и её структурных подразделений по состоянию на июнь 2011 года, следующие:
- доля автоматизированных рабочих мест в структурных подразделениях администрации города Мурманска, оснащённых персональными компьютерами с тактовой частотой процессора не ниже 1,5 ГГц - 73%;
- доля персональных компьютеров с объёмом оперативной памяти не ниже 1 Гб - 35%;
- доля персональных компьютеров, функционирующих под управлением операционной системы Windows XP professional и выше - 77%;
- доля персональных компьютеров с установленным пакетом офисных приложений MS Office версии 2000 и выше - 79%.
В ходе качественной оценки состояния следует учитывать, что вышеприведённые характеристики, являющиеся на сегодняшний день вполне приемлемыми и отражающими средний уровень по муниципальным образованиям Мурманской области, по прошествии одного - полутора лет при отсутствии качественного развития из положительных качеств станут показателями отставания. Реализация мероприятий Программы позволит довести вышеприведённые показатели к значениям, близким к ста процентам, с учётом уровня развития информационных технологий в реальном времени.
В связи с тем, что мониторинг в структурных подразделениях администрации города Мурманска за период, предшествующий 2011 году, не осуществлялся, определить динамику показателей по данной проблеме за предыдущие годы развития ИКТ муниципального образования город Мурманск не представляется возможным. В соответствии с Паспортом информатизации муниципального образования город Мурманск за 2009 год одним из основных показателей, характеризующих состояние информатизации муниципальной сферы управления, является "Доля автоматизированных рабочих мест, подключённых к единой системе электронного документооборота (СЭД)" (Справочно: аналогичный показатель для исполнительных органов государственной власти Мурманской области - 65%, для органов местного самоуправления - 0%). В администрации города Мурманска этот показатель равен нулю, если не считать развёрнутую в аппарате и ряде структурных подразделений системы электронной регистрации входящих и исходящих документов при полном сохранении традиционного бумажного документооборота и делопроизводства.
Реализация мероприятий Программы в части решения вопросов межведомственного взаимодействия (например, организация оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде) позволит повысить качество оказываемых муниципальных услуг и сократить сроки их предоставления.
II. Основные цели и задачи Программы
Долгосрочной целью Программы является расширение применения информационных технологий в органах управления муниципального образования город Мурманск путем построения интегрированной автоматизированной системы информационного обеспечения деятельности всех звеньев администрации города Мурманска в соответствии с требованиями законодательства в рамках системы электронного документооборота для достижения эффективности и повышения оперативности взаимодействия структурных подразделений администрации и пользователей муниципальных услуг (жителей и организаций города).
Вышеприведённые цели Программы находятся в пределах компетенции структурных подразделений администрации города Мурманска, участвующих в реализации мероприятий Программы. При этом они потенциально достижимы при условии поэтапного выполнения комплекса предусмотренных Программой мероприятий и на всех этапах реализации Программа допускает возможность контроля и проверки достижения заявленных целей в сроки, предусмотренные перечнем программных мероприятий.
Для достижения поставленных целей в течение 2012-2014 годов необходимо решение следующих задач:
1. Создание центрального узла для объединённой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов местного самоуправления города Мурманска. Внедрение системы электронного документооборота в деятельность органов местного самоуправления города Мурманска.
2. Развитие интегрированной информационной среды на базе единого информационного пространства, объединяющего информационные и телекоммуникационные ресурсы, системы и сети.
3. Окончательное формирование объединенной информационной системы органов управления муниципального образования город Мурманск.
4. Внедрение современных средств телекоммуникации (IP-телефония, видеоконференцсвязь) в деятельность органов местного самоуправления города Мурманска.
При системном и комплексном решении поставленных задач необходимо:
- проводить единую техническую и технологическую политику при решении задач использования ИКТ для развития муниципального образования город Мурманск;
- обеспечить концентрацию ресурсов, направляемых на решение общих задач в области развития и использования ИКТ;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и внедрение ИКТ, в том числе за счет координации работ и устранения возможного дублирования мероприятий в области ИКТ;
- обеспечить эффективное взаимодействие структурных подразделений администрации города Мурманска в сфере развития и использования ИКТ;
- обеспечить создание технической и технологической платформы "Электронного муниципалитета" и участие в мероприятиях по созданию "Электронного Правительства" Мурманской области.
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
III. Перечень программных мероприятий Программы
Перечень основных мероприятий Программы содержится в приложении N 2 к Программе.
Заказчиком в соответствии с Программой (главными распорядителем бюджетных средств) является администрация города Мурманска.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы производится за счет средств местного бюджета.
Общий объем средств местного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 34 013 тысяч рублей.
Объемы ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению.
V. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется администрацией города Мурманска.
Структурным подразделением администрации города Мурманска, ответственным за координацию деятельности по реализации Программы (Заказчик-координатор), является отдел информационно-технического обеспечения и защиты информации администрации города Мурманска.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Заказчик-координатор с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по мероприятиям Программы и с учетом этого - целевые показатели Программы.
Контроль предусматривает сопровождение реализации мероприятий Заказчиком-координатором Программы, внутриведомственный контроль и проведение комплексных проверок с участием представителей финансовых контролирующих органов в установленном действующим законодательством порядке.
В ходе реализации Программы Заказчики Программы ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом) представляют Заказчику-координатору отчёты об исполнении мероприятий Программы. В случае невыполнения мероприятий (этапов, видов работ) указывается причина неисполнения.
Заказчик-координатор Программы осуществляет постоянный ежеквартальный мониторинг Программы и готовит сводный отчёт (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом) для представления в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска с предложениями по устранению причин невыполнения конкретных мероприятий Программы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Мурманска и их формирования и реализации, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 22.01.2009 N 115. На основании ежеквартального мониторинга Заказчик-координатор Программы разрабатывает при необходимости с привлечением Заказчиков Программы предложения по внесению корректировок в Программу на соответствующих этапах её реализации.
Ответственность за исполнение конкретных мероприятий Программы несут Заказчики Программы, за координацию реализации Программы в целом - Заказчик-координатор.
VI. Оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- создание современной интегрированной информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения управленческих процессов, подключение до 2014 года 100% структурных подразделений администрации города Мурманска к общей мультисервисной сети и создание центра обработки данных;
- подключение к единой системе электронного документооборота к 2014 году практически всех структурных подразделений администрации города Мурманска;
- модернизация процессов системы управления муниципалитетом с использованием ИКТ, которая позволит обеспечить подготовку и исполнение эффективных и своевременных управленческих решений (в том числе за счет подключения руководителей структурных подразделений администрации города Мурманска и ее центрального аппарата к системе видеоконференцсвязи);
- повышение информационной открытости органов местного самоуправления, обеспечение равных возможностей для доступа граждан и юридических лиц к необходимым информационным ресурсам;
- развитие системы нормативного правового регулирования процессов информатизации муниципального образования;
- доведение уровня защищенности муниципальных информационных ресурсов и систем до нормативных требований;
- противодействие коррупции вследствие повышения прозрачности процессов принятия управленческих решений;
- содействие повышению инвестиционной привлекательности города Мурманска.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 09.09.2010 N 1589.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.