Постановление Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 г. N 487-ПП
"О долгосрочной целевой программе "Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2014 годы"
16 марта 2012 г.
Во исполнение подпункта "а" пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 18 апреля 2011 г. в г. Иркутске, в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации", распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 N 217-РП "Об утверждении модельной схемы системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области", в целях принятия превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий, вызванных распространением наркомании и алкоголизма в регионе, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2014 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.
3. Контроль за реализацией программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Губернатор |
Д. Дмитриенко |
Долгосрочная целевая программа
"Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 г. N 487-ПП)
16 марта 2012 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2014 годы
Наименование программы |
"Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2014 годы |
Дата принятия решения о разработке ДЦП, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Правительства Мурманской области от 29.09.2011 N 473-ПП "О разработке долгосрочной целевой программы "Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2014 годы |
Государственные заказчики |
- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области; - Комитет по физической культуре спорту Мурманской области |
Государственный заказчик-координатор |
- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области |
Основные разработчики программы |
- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области; - Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области; - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области; - Антинаркотическая комиссия Мурманской области (далее - исполнители Программы) |
Цель и задачи программы |
Цель: формирование в молодежной среде негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблению алкоголем. Задачи: - пропаганда здорового образа жизни и формирование в молодежной среде отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и потреблению наркотических веществ, а также к лицам, распространяющим и употребляющим наркотические и психотропные вещества; - вовлечение молодежи в профилактические мероприятия направленные на профилактику наркомании, токсикомании и алкоголизма |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Показатели достижения цели: - доля утвердительных ответов молодых людей в анонимных опросах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ (2012 год - 35%, 2013 год - 34,5%, 2014 год - 34%); - доля молодежи, вовлеченной в мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма (2012 год - 26%, 2013 год - 27%, 2014 год - 28%). Показатели достижения задач: - количество молодежи, охваченной кампаниями по профилактике употребления наркотических средств, психоактивных веществ и алкоголя (2012 год - 99,6 тыс.чел., 2013 год - 101 тыс.чел., 2014 год - 103 тыс.чел.); - количество общественных объединений, вовлеченных в проведение профилактических мероприятий (2012 год - 49 организаций, 2013 год - 51 организация, 2014 год - 53 организации) |
Сроки и этапы реализации программы |
2012-1014 годы |
Объемы и источники финансирования |
- общие затраты на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составят 7084,9 тыс.руб., в том числе: в 2012 году - 2349,9 тыс.руб., в 2013 году - 2373,0 тыс.руб., в 2014 году - 2362,0 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- снижение доли утвердительных ответов в анонимных опросах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ (до 34% к 2014 году); - доля молодежи, вовлеченной в мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма (до 27% к 2014 году); - увеличение количества молодежи, охваченной кампаниями по профилактике употребления наркотических средств, психоактивных веществ и алкоголя (до 103 тыс.чел. к 2014 году); - увеличение количества общественных объединений, вовлеченных в проведение профилактических мероприятий (до 53 ед. к 2014 году); - повышение уровня компетентности специалистов, работающих с несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и алкоголизма (ежегодное не менее 200 специалистов) |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Необходимость подготовки и реализации Программы обусловлена сохраняющимися в настоящее время значительными масштабами незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики) в Российской Федерации в целом и на территории Мурманской области в частности.
Актуальность решения обозначенных вопросов определяется Федеральным законом от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указами Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года".
В силу многогранности решаемой проблемы возникает необходимость координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных организаций, что обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Наркоситуация в Мурманской области характеризуется увеличением общего количества состоящих на учете больных наркоманией и незначительным снижением по показателю первичной заболеваемости наркоманией.
Так, по статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации показатель общей заболеваемости наркоманией населения Мурманской области за 2010 год составляет 230,9 на 100 тыс. населения или 1932 человека (2009 год - 211,1 на 100 тыс. населения или 1778 человек).
По сведениям государственного областного учреждения здравоохранения "Мурманский областной наркологический диспансер" (далее - МОНД) превышение среднеобластного показателя общей заболеваемости наркоманией на 100 тыс. населения отмечается в следующих муниципальных образованиях региона: Кольский район - 375; г. Мурманск - 338,4; Ковдорский район - 313,4; Полярные Зори - 281,8; г. Мончегорск - 281.
Показатель первичной заболеваемости наркоманией среди населения за 2010 год составляет 32,9 на 100 тыс. населения или 275 человек (2009 год - 35,3 или 297 человек).
Число несовершеннолетних, зарегистрированных с диагнозом "наркомания", в 2010 году составляет 7 человек (6 из которых - вследствие потребления опиоидов). От общего количества лиц с диагнозом "наркомания" данный показатель составляет 0,4%. В 2009 году число несовершеннолетних с диагнозом "наркомания" составляло 10, (7 из которых - вследствие потребления опиоидов). От общего количества лиц с диагнозом "наркомания" в 2009 году данный показатель составляет 0,5%.
В 2010 году зарегистрировано 6 несовершеннолетних с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания", 5 из которых - вследствие потребления опиоидов (в 2009 г. - 7 и 5 соответственно).
В регионе сохраняется высокий уровень заражения ВИЧ-инфекцией, имеющей тенденцию к росту.
Общее число зарегистрированных в 2010 году ВИЧ-инфицированных составило 3632 человека (2009 год - 3241).
В 2010 году по сравнению с 2009 годом число потребителей наркотиков, употребляющих наркотики инъекционным способом, возросло с 2097 человек до 2268 человек.
Количество вновь выявленных ВИЧ-инфицированных лиц в 2010 году составило 391, в 2009 году - 455.
Основными видами наркотических средств, незаконное потребление которых получило широкое распространение в Мурманской области, являются: героин, амфетамин, наркотики каннабисной группы.
Правоохранительными органами Мурманской области в 2010 году из незаконного оборота наркотиков изъято 30,6 кг наркотических средств и психотропных веществ, в I квартале 2011 года - 18,8 кг.
По данным Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области в первом квартале 2011 года зарегистрировано 4208 преступлений, что на 1,6% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года (4140). В то же время количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составило 504 (в первом квартале 2010 года - 388), т.е. выросло почти на 30% (29,9%). При этом в структуре всей зарегистрированной преступности удельный вес наркопреступлений имеет выраженную тенденцию с росту. Так, в 2009 году доля указанных преступлений составила 8,8% от общего количества преступлений. В 2010 году этот показатель достиг 9,7%, а в первом квартале 2011 года - 12%.
Такая динамика может свидетельствовать как об обострении наркоситуации в области, так и об активизации деятельности правоохранительных органов по противодействию наркопреступности.
Половина всех зарегистрированных наркопреступлений (251 или 49,8%) приходится на областной центр, доля наркопреступлений в нём составляет 13,2%, превышая среднеобластной показатель. Также выше средней по области доля преступлений в общем массиве зарегистрированной преступности в Кольском (12,6%) и Ловозерском (23,1%) районах, городе Мончегорске (14,4%) и в ЗАТО г. Североморск (12,8%).
Вышеизложенные данные свидетельствуют о высоком уровне наркотизации населения региона. Рост заболеваемости наркоманией, распространение ВИЧ-инфекции, активизация наркопреступности указывает на необходимость принятия дополнительных мер, адекватных имеющимся проблемам, а также на необходимость создания условий для эффективного противодействия незаконному обороту наркотических средств.
2.Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов её реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Цель: формирование в молодежной среде негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблению алкоголем.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни и формирование в молодежной среде отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и потреблению наркотических веществ, а также к лицам, распространяющим и употребляющим наркотические и психотропные вещества;
- вовлечение молодежи в мероприятия, направленные на профилактику наркомании, токсикомании и алкоголизма.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 3-летний период с 2012 по 2014 годы.
Цель Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателей (индикаторов) на достижение тактической цели
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед. изм. |
Значение показателя (индикатора) |
Источник данных |
Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%) |
||||||
Отчетный год |
Текущий год |
Годы реализации Программы |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. |
Цель: формирование в молодежной среде негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблению алкоголем |
||||||||||
1.1. |
Доля утвердительных ответов молодых людей в анонимных опросах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ |
% |
36,0 |
35,5 |
35,0 |
34,5 |
34,0 |
Опрос Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи |
|
||
1.2. |
Доля молодежи, вовлеченной в мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма |
% |
23 |
27 |
26 |
27 |
28 |
Отчеты исполнителей Программы |
|
||
2. |
Задача 1: Пропаганда здорового образа жизни и формирование в молодежной среде отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и потреблению наркотических веществ, а также к лицам, распространяющим и употребляющим наркотические и психотропные вещества |
||||||||||
2.1. |
Кол-во молодежи, охваченной кампаниями по профилактике потребления наркотических средств, психоактивных веществ и алкоголя |
тыс.чел. |
96,8 |
99,8 |
99,6 |
101 |
103 |
Отчеты исполнителей Программы |
55% |
||
3. |
Задача 2: Вовлечение молодежи в мероприятия, направленные на профилактику наркомании, токсикомании и алкоголизма |
||||||||||
3.1. |
Кол-во общественных объединений, вовлеченных в проведение профилактических мероприятий |
Ед. |
45 |
47 |
49 |
51 |
53 |
Отчеты исполнителей Программы |
45% |
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы определены согласно основным направлениям деятельности в сфере реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей. Подробный перечень программных мероприятий приведен в приложении к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств областного бюджета в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Государственные заказчики ежегодно составляют и представляют в Министерство экономического развития Мурманской области заявку на финансирование Программы в сроки, предусмотренные законодательством о бюджетном процессе.
Министерство финансов Мурманской области и Министерство экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных бюджетных заявок и прогнозируемых ресурсных возможностей уточняют с государственными заказчиками объемы финансирования Программы.
Приведенные ниже объемы финансирования Программы на 2012-2014 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Общие затраты на реализацию Программы в 2012-2014 годах за счет средств областного бюджета составят 7084,9 тыс.руб.
Распределение объемов финансирования на реализацию Программы по исполнителям Программы и годам реализации Программы
|
Объемы и источники финансирования |
|||
|
Всего |
2012 год |
2013 год |
2014 од# |
Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области |
|
|
|
|
ОБ |
5115,0 |
1705,0 |
1705,0 |
1705,0 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
|
|
|
|
ОБ |
1162,0 |
364,0 |
368,0 |
430,0 |
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
|
|
|
|
ОБ |
141,9 |
68,9 |
73,0 |
0 |
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области |
|
|
|
|
ОБ |
666,0 |
212,0 |
227,0 |
227,0 |
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области.
Государственными заказчиками Программы являются:
- Министерство образования и науки Мурманской области;
- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;
- Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области;
- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области.
Финансовые и имущественные взаимоотношения участников Программы регулируются договорами о совместной деятельности.
Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, осуществляет контроль деятельности государственных заказчиков Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию мероприятий Программы;
- ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Мурманской области информацию о ходе реализации Программы, ежегодно до 1 февраля - доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств;
- по завершении реализации Программы до 1 марта 2014 года предоставляет доклад о ее выполнении, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации в Правительство Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, Министерство экономического развития Мурманской области;
- вносит в Министерство экономического развития Мурманской области и Министерство финансов Мурманской области предложения о корректировке мероприятий Программы либо о прекращении ее выполнения;
- организует размещение на официальном сайте Правительства Мурманской области информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов;
- представляет Программу в электронной форме сбора данных системы мониторинга и анализа "ДРОНД", разрабатываемой Министерством экономического развития Мурманской области.
Государственные заказчики Программы:
- осуществляют текущее управление реализацией Программы;
- вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий Программы и подпрограмм, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
- обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также проводят мониторинг выполнения программных мероприятий;
- осуществляют управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
- осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также заключение государственных контрактов (договоров);
- организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля за реализацией Программы, обеспечивают размещение в сети Интернет текста Программы, материалов о ходе и результатах реализации Программы;
- согласуют с государственным заказчиком-координатором Программы и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- ежеквартально предоставляют государственному заказчику-координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
- при необходимости предоставляют государственному заказчику-координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
- ежегодно до 25 января предоставляют государственному заказчику-координатору Программы по установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах, эффективности использования финансовых средств.
Закупки и поставки продукции (товаров, работ и услуг), осуществляемые государственными заказчиками при реализации Программы, проводятся в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, регулирующими вопросы закупок и поставок продукции для государственных нужд.
6. Оценка экономической, социальной и бюджетной эффективности Программы
Цель и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Мурманской области.
Экономическая эффективность и результативность реализации Программы зависят от степени достижения целевых показателей.
В результате реализации Программы предполагается:
- уменьшить в анонимных опросах долю утвердительных ответов молодых людей на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ (до 34% к 2014 году);
- увеличить долю молодежи, вовлеченной в мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма (до 28% к 2014 году);
- повысить уровень компетентности не менее 200 специалистов (ежегодно), работающих с детьми, несовершеннолетними и молодежью и осуществляющих деятельность по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма.
Специфика Программы и ее ярко выраженный социально-профилактический характер предопределяет в качестве эффекта от реализации программных мероприятий предотвращение вовлечения в употребление наркотиков посредством проведения профилактических антинаркотических и антиалкогольных мероприятий, формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков.
Реализация Программы позволит не допустить ухудшения ситуации с распространением наркомании, обеспечит формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью.
В целом реализация Программы позволит создать необходимые условия для увеличения доходов бюджета за счет исключения работоспособных граждан из сферы незаконного потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем, а также за счет недопущения отвлечения финансовых средств из экономики региона в нелегальный оборот наркотиков посредством недопущения вовлечения в потребление наркотиков новых лиц.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы будет ежегодно производиться путем сравнения достигнутых значений основных целевых показателей с установленными Программой значениями. Задачи Программы являются последовательными шагами в достижении указанной выше цели, реализация мероприятий является механизмом их решения.
Данная Программа носит социальный характер.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода. Оценка эффективности реализации Программы в отчетном году проводится государственным заказчиком-координатором по двум направлениям:
а) оценка достижений плановых значений индикаторов, измеряющих достижение целей, решение задач и выполнение мероприятий Программы (результативность Программы);
б) оценка полноты финансирования Программы.
При оценке используется методика оценки планируемой эффективности Программы, утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2009 N 309-ПП "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 309-ПП следует читать как "30.06.2008"
Постановлением Правительства Мурманской области от 16 марта 2012 г. N 96-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Программе
Перечень
программных мероприятий
16 марта 2012 г.
Используемые сокращения:
- МОиНМО - Министерство образования и науки Мурманской области;
- ГБОУ ДПО "МОИПКРОиК" - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 г. N 487-ПП "О долгосрочной целевой программе "Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде" на 2012-2016 годы"
Текст постановления опубликован в "Мурманском Вестнике" от 12 октября 2011 г. N 192, N 193
Постановлением Правительства Мурманской области от 30 декабря 2013 г. N 781-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 15 августа 2013 г. N 460-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 1 октября 2012 г. N 474-ПП
Постановление Правительства Мурманской области от 16 марта 2012 г. N 96-ПП