Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о системе оповещения и информирования населения Мурманской области в чрезвычайных ситуациях
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 21 мая 2002 г. N 162-ПП)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оповещения и информирования населения Мурманской области в чрезвычайных ситуациях (далее - Положение) определяет организацию, структуру, задачи, порядок создания, функционирования, совершенствования (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию территориальной системы оповещения населения при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при возникновении опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1.2. Территориальная система оповещения ГО является составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляет собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
1.3. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию территориальной системы оповещения ГО является составной частью мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Мурманской области.
1.4. Руководители органов местного самоуправления муниципальных образований области, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию местных систем оповещения ГО.
1.5. Основной задачей территориальной системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов оповещения и информации от органов, осуществляющих управление гражданской обороной Мурманской области, до:
- органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории муниципального образования;
- оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
- населения, проживающего на территории Мурманской области.
1.6. Территориальная система оповещения включает в себя:
- объектовые, локальные и местные системы оповещения;
- технические средства и сети связи для передачи сигналов оповещения ГО и информации на территории муниципальных образований;
- технические средства оповещения (сирены, ревуны, гудки и другие сигнальные средства, теле- радиоприемники, громкоговорители, звукоусилительные установки и т.п.) объектов экономики и населения.
1.7. Системы оповещения объектов экономики включают в себя:
- орган управления оповещением;
- технические средства связи и оповещения.
Системы оповещения объектов экономики подразделяются на:
объектовые - для оповещения должностных лиц, рабочих и служащих только этих объектов (в рабочее и нерабочее время), в зависимости от стоящих задач и своих особенностей;
локальные (потенциально опасные объекты) - для оповещения должностных лиц, рабочих и служащих этих объектов, а также объектов экономики и населения на прилегающих территориях, которые могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов на людей в случае возникновения ЧС на этих объектах;
объединенные локальные системы оповещения - для групп потециально опасных объектов независимо от форм собственности, размещенных компактно в пределах крупных промышленных зон
1.8. Технические средства и сети связи для передачи информации включают в себя:
- технические средства и сети эфирного и проводного радио и телевизионного вещания;
- технические средства и сети телефонной связи, персонального радиовызова;
- подвижные и стационарные средства вещания.
1.9. Диспетчерские (дежурные) службы объектов экономики осуществляют:
- оценку масштабов и последствий чрезвычайных ситуации (при необходимости);
- информирование о ЧС должностных лиц, имеющих право принять решение на приведение в действие соответствующей системы оповещения,
- запуск объектовых и локальных систем оповещения.
Оперативная служба Главного управления по делам ГО и ЧС Мурманской области (оперативный дежурный ГУГОЧС ) является органом повседневного управления областной системой оповещения.
1.10. Главное управление по делам ГО и ЧС области является постоянно действующим органом управления и осуществляет:
- общее руководство и координацию действий по созданию. совершенствованию (реконструкции) и поддержанию в готовности к задействованию территориальной системы оповещения ГО;
- планирование и проведение проверок и тренировок систем оповещения;
- анализ состояния систем оповещения и выработку предложений по их совершенствованию (реконструкции);
- подготовку оперативных дежурных (диспетчерских) служб;
- порядок взаимодействия оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и информации по сетям вещания.
1.11. Руководители объектов экономики области несут ответственность за выполнение возложенных на системы оповещения задач в соответствии с п. 1.3 настоящего Положения.
1.12. Руководители теле-радиокомпаний, организаций связи и информации, включенных в структуру системы оповещения, обеспечивают:
- готовность персонала, технических средств связи к передаче речевой информации и условных сигналов;
- приоритетное предоставление линий и каналов связи в интересах систем оповещения;
- учет выдаваемых Минсвязи России лицензий на осуществление деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания, а также разрешений на использование частот и радиосредств частными (коммерческими) фирмами (организациями, предприятиями) с целью обеспечения возможности использования радиовещательных и телевизионных передатчиков для оповещения населения в чрезвычайных ситуациях;
- запись речевых сообщений для населения на магнитные носители по заявкам управлений, отделов по делам ГО и ЧС городов и районов области.
1.13. Несвоевременная передача информации о чрезвычайной ситуации диспетчерским (дежурным) службам, передача заведомо ложной информации, а также невыполнение возложенных на системы оповещения задач в соответствии с п. 1.3 Положения влечет за собой ответственность физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок создания, функционирования и поддержания в готовности систем оповещения.
2.1. Полномочия и функции по созданию, совершенствованию и поддержанию территориальной системы оповещения ГО в постоянной готовности к задействованию возложены на Правительство области с участием органов управления по делам ГО и ЧС.
2.2. Сигналы оповещения и информация передаются оперативными диспетчерскими (дежурными) службами вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
2.3. Все объекты экономики области должны создавать объектовые системы оповещения. Кроме того, потенциально опасные объекты обязаны создавать локальные системы оповещения с радиусом действия максимально возможных зон воздействия поражающих факторов на людей, но не превышающим:
- для радиационно опасных объектов - 5 км;
- для химически опасных объектов - 2,5 км;
- для гидротехнических объектов - 6 км.
Перечень потенциально опасных объектов, для которых обязательно создание локальных систем оповещения, определяет Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области и представляет на утверждение Правительству Мурманской области.
Протоколы проведения тренировок локальных систем оповещения согласовываются с Главным управлением по делам ГО и ЧС области.
2.4. Системы оповещения потенциально опасных объектов и территориальная система оповещения должны функционировать в тесном взаимодействии с системами наблюдения и лабораторного контроля этих объектов, местными системами оповещения городов и районов области.
2.5. Руководители объектов экономики, где возникла или создана реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации, должны немедленно информировать об этом:
- диспетчерские (дежурные) службы органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые, в свою очередь, осуществляют взаимный обмен информацией;
- диспетчерские (дежурные) службы объектов экономики и населения, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов.
Руководители объектов экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов, должны обеспечить оповещение персонала и организовать мероприятия по его защите.
2.6. Для привлечения внимания населения, рабочих и служащих объектов экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов, перед передачей речевого сообщения по средствам вещания, включаются электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства.
Передача речевого сообщения населению, рабочим и служащим по использованию ими средств и способов защиты осуществляется:
- в объектовых (локальных) системах оповещения - по техническим средствам и сетям уличного и другого вещания:
- в городской (районной) системе - по техническим средствам и сетям проводного и эфирного радио и телевизионного вещания;
- в территориальной системе - по техническим средствам и сетям проводного и эфирного радио и телевизионного вещания.
Для оповещения населения также могут привлекаться на договорной основе:
- специальные машины (с громкоговорителями) УВД;
- передвижные звукоусилительные станции Мурманского городского радиотрансляционного узла ОАО "Мурманэлектросвязь".
2.7. Территориальная система оповещения задействуется, если масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах области выходят или могут выйти за пределы зоны действия локальных систем оповещения и если последствия других чрезвычайных ситуаций создают угрозу жизни и здоровью людей.
Решение о приведении в действие территориальной системы оповещения принимает начальник гражданской обороны области, его заместители и начальник Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, а в случаях, не терпящих отлагательства, при угрозе жизни и здоровью людей - оперативный дежурный Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОД ГУГОЧС).
2.8. В городах, районах области системы оповещения задействуются, если масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах области выходят или могут выйти за пределы зоны действия локальных систем оповещения и если последствия других чрезвычайных ситуаций создают угрозу жизни и здоровью людей города, района.
Решение на приведение в действие местной системы оповещения принимает начальник гражданской обороны города, района или его заместители.
2.9. Включение электросирен объектов экономики области, подключенных к системе централизованного оповещения (СЦО), осуществляет ОД ГУГОЧС.
Руководители объектов экономики, электросирены которых не подключены к системе централизованного оповещения, должны обеспечить их включение при получении соответствующей информации по средствам вещания, а также при срабатывании электросирен близлежащих объектов экономики (после уточнения причины срабатывания у ОД ГУГОЧС или через диспетчерскую (дежурную) службу этого объекта).
Запрещено отключение электросирен от СЦО и сети электропитания, а также абонентских телефонов диспетчерских (дежурных) служб областной системы оповещения без согласования с управлениями по делам ГО и ЧС категорированных городов или отделами по делам ГО и ЧС муниципальных образований.
О неисправностях электросирен и принимаемых мерах по их устранению руководители объектов экономики обязаны в течение суток информировать управления по делам ГО и ЧС категорированных городов и отделы по делам ГО и ЧС муниципальных образований.
2.10. Передача речевой информации по техническим средствам и сетям радио и телевизионного вещания с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут, при двухтрехкратном ее повторении, осуществляется:
- в рабочее время - профессиональными дикторами из студий ГТРК "Мурман";
- в нерабочее время и в случаях, не терпящих отлагательства, если создана угроза жизни и здоровью людей - способом прямой передачи или в магнитной записи кратких стандартных речевых сообщений с рабочего места оперативного дежурного ГУГОЧС, дежурных ГТРК "Мурман" и радиотрансляционных узлов городов и районов области.
Содержание речевой информации определяют и заранее готовят управления (отделы) по делам ГО и ЧС городов и районов области.
Факт перерыва вещательных программ должен фиксироваться ОД ГУГОЧС и дежурными организаций телерадиовещания.
О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения ГО докладывается в Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области.
2.11. Готовность территориальной системы оповещения обеспечивается поддержанием в постоянной готовности к использованию сил и средств оповещения, а также проведением проверок их функционирования по планам начальника гражданской обороны области не реже одного раза в год, по планам Главного управления по делам ГО и ЧС Мурманской области не реже одного раза в квартал.
Сведения о результатах проверок функционирования территориальной системы оповещения представляются в Главное управление по делам ГО и ЧС области в десятидневный срок.
2.12. Диспетчерские (дежурные) службы должны быть обеспечены:
- оперативно-технической документацией по действиям в чрезвычайных ситуациях;
- техническими средствами связи и оповещения.
Кроме того, диспетчерские (дежурные) службы потенциально опасных объектов должны иметь:
- методики расчетов и оценки масштабов и последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- планшет обстановки;
- инструкцию (порядок) и средства получения метеоданных;
- тексты стандартных речевых сообщений по локальной системе оповещения.
2.13. Сведения о создании и поддержании в готовности объектовых (локальных) систем оповещения отражаются в декларации безопасности объектов экономики и ежегодных докладах о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Порядок финансирования систем оповещения ГО.
3.1. Создание, совершенствование и поддержание в готовности объектовых систем оповещения ГО осуществляется за счет средств объектов экономики, локальных систем оповещения - за счет средств потенциально опасных объектов.
Создание и поддержание в готовности объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов в пределах перекрываемых зон действия осуществляется за счет долевого участия этих объектов.
3.2. Финансирование мероприятий по модернизации и реконструкции систем оповещения ГО (замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования (аппаратуры), приобретение и установка электросирен и уличных громкоговорителей) осуществляется:
- ведомственных и входящих в состав объектовых систем оповещения за счет собственных средств объектов экономики;
- входящих в состав локальных систем оповещения - за счет собственных средств потенциально опасных объектов;
- территориальных (местных) систем оповещения - за счет областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Мурманской области.
Эксплуатационно-техническое обслуживание средств связи и оповещения системы централизованного оповещения осуществляется специалистами акционерного общества "Мурманэлектросвязь" на договорных условиях за счет средств областного бюджета и закрытых административно-территориальных образований области.
И.О. управляющего делами администрации |
В. Миколюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.