Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Мурманска
от 30.07.2010 N 1328
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования город Мурманск" на 2011-2014 годы
Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности территории муниципального образования город Мурманск" на 2011-2014 годы (далее - Программа) |
Основание разработки программы |
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности"; - постановление Правительства Мурманской области от 06.04.2010 N 142-ПП "О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Мурманской области"; - постановление администрации города Мурманска от 22.01.2009 N 115 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Мурманска и их формирования и реализации" (в ред. постановления администрации города Мурманска от 04.05.2010 N 686). |
Заказчик программы |
Комитет по образованию администрации города Мурманска, комитет по здравоохранению и социальной поддержке администрации города Мурманска, комитет по культуре администрации города Мурманска. |
Заказчик-координатор программы |
Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска. |
Разработчики программы |
Структурные подразделения администрации города Мурманска, жилищно-коммунальные предприятия города Мурманска, муниципальные учреждения и предприятия города Мурманска. |
Цели и задачи программы |
Основными целями Программы являются: - повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в муниципальном образовании город Мурманск; снижение к 2014 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления муниципальных учреждений на 15 процентов; - создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования город Мурманск на энергосберегающий путь развития. Задачи Программы: - проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории; - расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов энергетики и коммунального комплекса; - проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов; - организация ведения топливно-энергетических балансов. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); - удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека). |
Сроки и этапы реализации программы |
2011-2014 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
1. Финансирование мероприятий по энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве: - 846 133,2 тыс. рублей - всего, из них средства: внебюджетных источников: - 846 133,2 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 426 882,2 тыс. рублей; 2012 год - 156 627,0 тыс. рублей; 2013 год - 143 162,0 тыс. рублей; 2014 год - 119 462,0 тыс. рублей. 2. Финансирование мероприятий по энергоэффективности в бюджетных учреждениях: - 1 056 233,1 тыс. рублей - всего, из них средства: бюджета муниципального образования город Мурманск: - 1 056 233,1 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 222 826,5 тыс. рублей; 2012 год - 313 495,9 тыс. рублей; 2013 год - 271 001,6 тыс. рублей; 2014 год - 248 909,1 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- наличие в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях: энергетических паспортов; топливно-энергетических балансов; актов энергетических обследований; - сокращение удельных показателей энергопотребления на 15 процентов; - полный переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса; - создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время экономика и бюджетная сфера муниципального образования город Мурманск характеризуется повышенной энергоемкостью.
Вопросы рационального использования ресурсов, экономии топлива и энергосбережения приобретают все большую актуальность в современном мире. Экономия топливно-энергетических ресурсов, внедрение энергоэффективных технологий и материалов являются приоритетными направлениями в развитии как российской, так и мировой экономики.
В России, являющейся одной из ведущих энергетических стран мира, уровень затрат важнейших видов энергии превосходит аналогичные показатели в развитых зарубежных странах и свидетельствует о значительных резервах экономии энергоресурсов, масштабы которых оцениваются по разным данным от 25 до 45% от уровня потребляемых топливно-энергетических ресурсов.
Особое внимание следует обратить на проблему теплоснабжения, поскольку на него в настоящее время затрачивается до 45% всех расходуемых энергетических ресурсов. В общем расходе тепловой энергии на сегодняшний день до 40% приходится на отопление и горячее водоснабжение непроизводственной сферы, большую часть которой составляют образовательные учреждения и объекты здравоохранения. Поэтому от состояния и направления развития теплоснабжения этой сферы существенно зависит экономика страны в целом и регионов в частности.
Основа развития любого государства - его энергетическая безопасность. Соответственно, повышение энергоэффективности, реализация мероприятий в области энергосбережения - одна из гарантий такой безопасности и, как следствие, важнейший ресурс ускорения экономического роста.
Эффективное использование энергетических ресурсов, энергии и энергоносителей, сокращение тепловых потерь в процессе функционирования инженерной инфраструктуры зданий, решение вопросов энергосбережения в жилом и социальном секторе - вопросы, представляющие собой сегодня глобальную проблему.
Внедрение современных энергосберегающих технологий равносильно производству энергоресурсов и зачастую именно оно представляет собой более рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию.
Именно для этих целей Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены меры по стимулированию повышения эффективности использования энергоресурсов во всех субъектах Российской Федерации, в т.ч. и бюджетных организациях через разработку отраслевых и региональных программ энергосбережения.
Потребление коммунальных ресурсов на территории муниципального образования город Мурманск в 2009 году составило:
Объем отпуска холодной воды |
тыс.куб.м |
36087,1 |
Объем отпуска горячей воды |
тыс.куб.м |
9591,8 |
Объем отпуска газа |
тыс.куб.м |
3258,6 |
Объем отпуска электрической энергии |
тыс.кВт/час |
694471,2 |
Объем отпуска тепловой энергии |
Гкал |
3034816,7 |
В условиях роста тарифов на энергоресурсы одной из основных угроз социально-экономическому развитию муниципального образования город Мурманск становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Рост стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
- росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.п., и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования город Мурманск и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, который заключается в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования город Мурманск и, прежде всего, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
1.1. В социальной сфере
Особый интерес в вопросе энергосбережения вызывают объекты бюджетной сферы, так как данные учреждения потребляют достаточно большое количество ресурсов, в то же время их потенциал энергосбережения весьма высокий.
Так, согласно оценкам Центра по эффективному использованию энергии по России, потенциал энергосбережения бюджетных учреждений по тепловой и электрической энергии до 80%, по холодной воде до 50%.
Одними из основных проблем теплоснабжения в зданиях бюджетной сферы города Мурманска являются изношенность внутридомовых инженерных сетей, значительные тепловые потери через ограждающие конструкции зданий, а также разрегулированный гидравлический режим и отсутствие энергосберегающего оборудования, тогда как в регулировании гидравлики потребителей и внедрении прогрессивных энергоэффективных технологий скрыт основной резерв энергосбережения.
Анализ существующего положения в области энергосбережения в городе Мурманске показал, что мероприятия по энергосбережению в зданиях бюджетной сферы практически не реализуются.
Основными причинами, помимо низких объемов финансирования, являются отсутствие четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики и отсутствие должного контроля за осуществлением энергосберегающих проектов и мероприятий.
При дальнейшем сохранении таких тенденций неизбежно увеличение потребления коммунальных ресурсов бюджетными организациями из-за увеличения сверхнормативных потерь ресурсов вследствие физического износа инженерных сетей и оборудования, что приведет к значительному увеличению финансовых средств, расходуемых на оплату коммунальных ресурсов и работ по поддержанию объектов инженерной инфраструктуры в технически исправном состоянии.
Недостаточная эффективность использования потребляемых топливно-энергетических ресурсов ежегодно увеличивает финансовые затраты на эти цели, что неизбежно влечет за собой увеличение бюджетных расходов на содержание социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства и негативным образом сказывается на процессе социально-экономического развития города Мурманска.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат городского бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения, и, как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению администрацией города Мурманска политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Данная политика должна предусматривать необходимость следующих подходов:
- оценка состояния эффективности использования энергоресурсов. Обследования муниципальных зданий выявят источники непроизводительных потерь энергоресурсов, определятся оптимальные пути их устранения;
- разработка целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях города Мурманска;
- создание системы энергетического менеджмента;
- обеспечение последовательного внедрения механизмов энергосбережения;
- обеспечение постоянного контроля эффективности проводимых мероприятий;
- внедрение в муниципальных учреждениях системы поощрительных мер в целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В городе Мурманске существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, больниц, детских садов, а также в административных зданиях. Для обеспечения эффективного использования энергоресурсов необходимо комплексно и системно подходить к решению финансовых, организационно-методических, технических вопросов.
Такой процесс энергосбережения в городе можно обеспечить только программно-целевым методом, в рамках которого необходимо в течение 2010 года сформировать структуру управления, нормативно-правовую основу и финансово-экономические механизмы, способствующие развитию энергосбережения, а с 2011 года приступить к реализации программных мероприятий.
1.2. В жилищно-коммунальном комплексе
В состав организаций коммунального комплекса муниципального образования город Мурманск входят предприятия и организации, занимающиеся производством, передачей и сбытом электрической, тепловой энергии, газа и твердого топлива, водоснабжением и водоотведением, утилизацией твердых бытовых отходов.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью города Мурманска, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
Объем потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования характеризуется следующими данными:
Виды энергоресурсов |
Потребление по годам |
||
2007 |
2008 |
2009 . |
|
Электроэнергия, тыс.кВт/ч |
614617,6 |
693499,5 |
694471,2 |
Тепловая энергия, тыс.Гкал |
2964,14 |
3178,38 |
3034,82 |
Природный газ, тыс.куб.м |
4689,6 |
4300,0 |
3258,6 |
Водоснабжение, тыс.куб.м |
38828,2 |
35516,1 |
45678,9 |
Характеристика основных поставщиков топливно-энергетических и коммунальных ресурсов муниципального образования город Мурманск.
1.2.1. Водоснабжение (водопровод):
Поставщиком ресурса является ГОУП "Мурманскводоканал". В систему водоснабжения входит 5 открытых источников водоснабжения: река Кола (водозабор Кола - Мурманск), река Тулома (водозабор Тулома - Мурманск), система озер Рогозера и Большого (для нужд города Мурманска), река Большая Лавна (для нужд микрорайона Абрам-Мыс), озеро Первое (для нужд микрорайона Дровяное); 2 очистных сооружения (станции водоподготовки), из всего объема поданной воды водоподготовке подвергается 74%. Установленная производственная мощность водопровода - 328,7 тыс.куб.м/сут. Протяженность водопроводных сетей - 345,2 км. Износ основных фондов составляет 55%, износ сетей водоснабжения - 83,8%.
1.2.2. Водоотведение (канализация):
Поставщиком ресурса является ГОУП "Мурманскводоканал". Схема канализации - полная раздельная (для Мурманска, микрорайона Абрам-Мыс, микрорайона Дровяное). В схему включаются 2 водоприемника сточных вод: Кольский залив Баренцева моря, река Роста. Город Мурманск разделен на 4 бассейна канализования: Южный, Центральный, Северный, п. Роста. В систему водоотведения входят очистные сооружения - Северные КОС, проектная производительность -100 тыс.куб.м/сут., канализационные насосные станции (КНС) - 8 ед.. Протяженность канализационных сетей - 277,6 км. Износ основных фондов составляет 55%, износ сетей водоотведения - 60,4%.
1.2.3. Теплоснабжение:
Поставщиками ресурса являются ОАО "Мурманская ТЭЦ", ГОУТП "ТЭКОС", ММУП "Жилищная сервисная компания", ОАО "Мурманский морской рыбный порт".
ОАО "Мурманская ТЭЦ": источники тепловой энергии - мазутные котельные: котлотурбинный цех (КТЦ), котельный цех N 1 (КЦ-1, Южная котельная), котельный цех N 2 (КЦ-2, Восточная котельная). Мощность источников теплоснабжения: располагаемая мощность - 1111 Гкал/час, фактическая нагрузка - 733,40 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении - 50,8 км, в том числе отработавших нормативный срок службы (свыше 30 лет) -16,7 км. Износ тепловых сетей - 86%. Общая потребность в теплоэнергии потребителей ОАО "Мурманская ТЭЦ" - 2392,3 тыс. Гкал/год, в том числе: на нужды населения -1937,8 тыс.Гкал/год (81% от общего объема), на нужды учреждений бюджетной сферы - 284,9 тыс.Гкал./год (12% от общего объема), расход теплоэнергии прочими потребителями - 169,6 тыс.Гкал/год (7% от общего объема).
ГОУТП "ТЭКОС": источники тепловой энергии - мазутные котельные: котельная "Северная", котельная "Роста", котельная п. Абрам-мыс. Мощность источников теплоснабжения: располагаемая мощность - 547,58 Гкал/час, фактическая нагрузка - 294,806 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении - 228,7 км. Общая потребность в теплоэнергии потребителей ГОУТП "ТЭКОС" - 741,652 тыс. Гкал/год, в том числе: количество теплоэнергии, расходуемое на нужды населения - 590,166 тыс.Гкал/год, 80% от общего объема, количество теплоэнергии, потребляемое учреждениями бюджетной сферы - 82,246 тыс. Гкал/год, 11% от общего объема, расход теплоэнергии прочими потребителями, включая собственные нужды промышленных организаций - 69,240 тыс. Гкал/год, 9% от общего объема.
ММУП "Жилищная сервисная компания": источники тепловой энергии: угольная котельная (микрорайон Дровяное), дизельная котельная (микрорайон Дровяное). Мощность источников теплоснабжения: располагаемая мощность - 5,062 Гкал/час, фактическая нагрузка - 2,111 Гкал/час, в том числе: угольная котельная - располагаемая мощность 3,0 Гкал/час, фактическая нагрузка 1,049 Гкал/час; дизельная котельная - располагаемая мощность 2,062 Гкал/час, фактическая нагрузка 1,062 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении - 1,547 км. общая потребность в теплоэнергии потребителей МУП "Жилищная сервисная компания" - 7739,0 Гкал/год, в том числе: количество теплоэнергии, расходуемое на нужды населения - 6956,524 Гкал/год, 89,9% от общего объема, количество теплоэнергии, потребляемое учреждениями бюджетной сферы - 474,931 Гкал./год, 6,1% от общего объема, расход теплоэнергии прочими потребителями, включая собственные нужды - 307,545 Гкал/год, 4,0% от общего объема.
ОАО "Мурманский морской рыбный порт": источник тепловой энергии - мазутная котельная. Мощность источника теплоснабжения: располагаемая мощность - 175 Гкал/час, фактическая нагрузка - 56,4 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении: паропровод - 8,843 км, отопление - 5,505 км, ГВС - 3,640 км. Общая потребность в теплоэнергии потребителей ОАО "Мурманский морской рыбный порт" - 107,994 тыс.Гкал/год, в том числе: количество теплоэнергии, расходуемое на нужды населения - 12,713 тыс.Гкал/год, 12% от общего объема, количество теплоэнергии, потребляемое учреждениями бюджетной сферы - 5,075 тыс.Гкал/год, 5% от общего объема, расход теплоэнергии прочими потребителями, включая собственные нужды - 90,205 тыс.Гкал/год, 83% от общего объема.
1.2.4. Электроснабжение:
ОАО "Мурманская горэлектросеть": Сетевая организация, источников электрической энергии нет. Протяженность кабельных линий электропередач (КЛ-6/0,4 кВт) -1406,3 км. Протяженность воздушных линий электропередач (ВЛ-6/0,4 кВт) -131,3 км. Распределительные пункты - 54 ед.; Трансформаторные подстанции - 585 ед. Количество присоединенных точек учета электроэнергии -171106 ед.;
ОАО "Мурманская ТЭЦ": источники электрической энергии: турбина Р-6-35/6, генератор Т-2-6-2-1 ед., турбина ПР-6-35/10/1,2, генератор Т-2-6-2-1 ед.
1.2.5. Газоснабжение:
Поставщиком ресурса является ОАО "Мурманоблгаз". В состав системы входит газонаполнительная станция: производительность по проекту - 12000 т/год, фактическая производительность за 2007 год - 12871 т/год; количество резервуаров сжиженных углеводородных газов (СУГ) - 1385 ед. протяженность наружных газопроводов 110,74 км (на балансе -101,49 км). Износ основных фондов по городу Мурманску составляет 76,8%. Объем реализации газа всем потребителям - 9426 т/год, в том числе: населению - 6993 т/год, коммунально-бытовые нужды - 55 т/год, прочим потребителям - 2378 т/год.
1.2.6. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов:
ОАО "Завод по термической обработке твердых бытовых отходов" (ОАО "Завод ТО ТБО"). В состав входят 2 мусоросжигательных котлоагрегата, паропровод от ОАО "Завод ТО ТБО" до коллектора Восточной котельной - 0,68 км; паропровод от ОАО "Завод ТО ТБО" до коллектора Северной котельной - 3,24 км. Проектные технологические показатели: годовое количество сжигаемых твердых бытовых отходов -101,616 тыс.т/год, годовой отпуск тепла от котельной - 149,686 тыс.Гкал/год; температура сжигания ТБО - 800-1100°С; передача излишков тепла в виде пара в количестве 17,0-23,0 т/час на паровой коллектор Восточной котельной.
1.2.7. Характеристика жилищного фонда города Мурманска
- общая площадь жилых помещений многоквартирных домов - 6809,7 тыс.кв.м.;
- количество многоквартирных домов - 2466 ед.;
- количество квартир -140234 ед.;
- общая площадь муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах - 636,3 тыс.кв.м;
- общая площадь ветхого жилищного фонда - 180,9 тыс.кв.м.
Общая площадь жилищного фонда муниципального образования город Мурманск составляет 6809,7 тыс.кв. метров (2466 домов), в том числе в муниципальной собственности 636,3 тыс.кв.м.
В жилищном фонде муниципального образования город Мурманск насчитывается 140234 квартир, средний размер квартиры составляет 48,5 кв. метра.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Основными целями Программы являются:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в муниципальном образовании город Мурманск, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития;
- переход на расчет с ресурсоснабжающими организациями по показаниям приборов учета;
- сокращение удельных расходов коммунальных ресурсов без ущемления интересов организаций бюджетной сферы;
- достижение реальной экономии потребляемых ресурсов и средств, расходуемых на их оплату;
- повышение качества предоставляемых потребителю услуг по тепло-, водо- и энергоснабжению;
- улучшение микроклимата в помещениях за счет регулирования температуры и уменьшения сквозняков;
- внедрение системы диспетчерского (дистанционного) управления режимом работы инженерных систем зданий.
2.2. Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи в области жилищно-коммунального комплекса и в части бюджетных учреждений.
2.2.1. В жилищно-коммунальном комплексе необходимо провести следующую работу:
1) Модернизация существующих мощностей производства, передачи и потребления энергетических ресурсов.
Для решения данного вопроса необходимо:
- при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению, соответствующих требованиям федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение;
- сократить непроизводительный расход энергоресурсов за счет внедрения системы перспективных технических регламентов, отраслевых стандартов и норм расхода энергоресурсов;
- обеспечить наличие у всех энергоснабжающих организаций нормативов потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии;
- провести техническое перевооружение и модернизацию производства с целью повышения его энергетической эффективности и сокращения сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве, передаче и распределении ТЭР;
- отработать технологии и перейти к промышленному использованию современных возобновляемых топливных ресурсов (дрова, уголь и т.п.) и нетрадиционных (тепло Земли, ветер и т.п.) энергетических ресурсов;
- повысить эффективность функционирования энергоснабжающих предприятий и реализации программ снижения потерь и издержек, включающих в себя работы по следующим направлениям:
сокращение расходов на топливообеспечение;
снижение потерь энергии;
повышение эффективности проведения ремонтных работ;
оптимизация численности персонала и оплаты труда;
упорядочение использования сырья и материалов, запасов товарно-материальных ценностей;
внедрение установок, обеспечивающих комбинированное производство энергии;
- оснастить предприятия современными техническими средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, в том числе автоматизированной системой коммерческого учета электроэнергии и автоматизированной системой контроля и учета расхода газа, развивать инновационную деятельность по созданию и внедрению энергосберегающего оборудования, техники и технологий на предприятиях комплекса и у потребителей энергоресурсов;
- организовать долгосрочное планирование деятельности по повышению эффективности использования ТЭР и участие в работах по повышению энергоэффективности у потребителей электрической и тепловой энергии;
2) Включение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии в технические задания по разработке инвестиционных программ, а также в производственные и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
2.2.2. В бюджетных учреждениях необходимо провести следующую работу:
- разработать целевые программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальных учреждениях города Мурманска;
- создать в администрации города Мурманска группу энергетической эффективности;
- создать базу данных о потреблении энергоресурсов муниципальными учреждениями;
- разработать и внедрить систему мониторинга энергопотребления;
- обучить работников муниципальных учреждений в области энергосбережения и эффективного энергетического потребления;
- создать условия для заключения муниципальными учреждениями энергосервисных контрактов (соглашений) в целях достижения экономии энергетических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- применять в муниципальных учреждениях системы поощрительных мер за экономию энергоресурсов.
Процесс планирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предусматривает ряд действий, позволяющих с наименьшими затратами выявить здания с наибольшим потенциалом энергосбережения, и включает в себя:
- идентификацию (выявление зданий с наибольшим потреблением энергии на квадратный метр отапливаемой площади);
- сканирование (первоначальный осмотр зданий и выявление реальной возможности реализовать энергосберегающие мероприятия, предварительная техникоэкономическая оценка);
- энергоаудит (детальное обследование муниципальных зданий с целью выявления потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выработки мер по его реализации).
При формировании мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляются следующие действия:
- формирование по результатам идентификации перечня муниципальных зданий с наибольшим энергопотреблением на квадратный метр отапливаемой площади для включения их в план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на соответствующий год;
- на основании отчета по энергоаудиту разработка:
а) проектно-сметной документации и определение объемов финансирования;
б) плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности муниципального здания с расчетом экономической эффективности от их внедрения;
- реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- проведение энергомониторинга, включающее в себя регулярный (ежемесячный) сбор данных по энергопотреблению муниципальными учреждениями, сравнение их с нормативными данными.
Проведение энергомониторинга муниципальных зданий после реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит оценить фактическую экономию;
- использование сэкономленных средств для стимулирования и внедрения энергосберегающих мероприятий.
2.2.3 Пропаганда повышения энергетической эффективности и энергосбережения путем вовлечения всех групп потребителей в энергосбережение.
- подготовка кадров в области энергосбережения, в том числе:
- включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;
- проведение систематических мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в средних общеобразовательных учебных заведений;
- внедрение элементов системы энергетического менеджмента на муниципальных предприятиях и в муниципальных учреждениях;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах по энергосбережению;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории.
Основные целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации Программы в части бюджетных учреждений
Для муниципальных учреждений образования:
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед.изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал |
0,217 |
0,213 |
0,207 |
0,202 |
0,192 |
0,181 |
2 |
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
тыс.кВт/ч |
1,904 |
1,899 |
1,842 |
1,804 |
1,709 |
1,614 |
Для муниципальных учреждений здравоохранения:
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед. изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал |
0,571 |
0,568 |
0,551 |
0,5396 |
0,5112 |
0,4828 |
2 |
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
тыс.кВт/ч |
4,722 |
4,698 |
4,557 |
4,463 |
4,228 |
3,993 |
Для муниципальных учреждений культуры:
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед.изм. |
Величина показателя в 2009 году |
Прогнозируемая величина показателя в 2010 году |
Значение показателя |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1 |
удельный расход тепловой энергии бюджетными учреждениями, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади) |
Гкал |
0,189 |
0,185 |
0,179 |
0,176 |
0,167 |
0,157 |
2 |
удельный расход электрической энергии на обеспечение бюджетных учреждений, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 человека) |
тыс.кВт/ч |
1,203 |
1,199 |
1,163 |
1,139 |
1,079 |
1,019 |
3. Перечень программных мероприятий
Распорядители бюджетных средств:
1. Комитет по образованию администрации города Мурманска:
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
920 582,0 |
174 645,0 |
266 775,0 |
248 232,0 |
230 930,0 |
2. Комитет по здравоохранению и социальной поддержке администрации города Мурманска:
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
121 250,1 |
43 909,0 |
41 352,4 |
18 828,6 |
17 160,1 |
3. Комитет по культуре администрации города Мурманска:
Всего тыс.руб. |
в том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
14 401,0 |
4 272,5 |
5 368,5 |
3 941,0 |
819,0 |
Система мероприятий по достижению целей и показателей Программы состоит из семи блоков, обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности жилищно-коммунальной отрасли и социальной сферы:
1. Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятое целевых программ по повышению эффективности использования энергии.
2. Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
3. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов.
4. Учет энергетических ресурсов.
5. Разработка и ведение топливно-энергетических балансов.
6. Нормирование потребления энергетических ресурсов.
7. Мониторинг потребления энергетических ресурсов и их эффективного использования.
Перечень мероприятий, реализуемых в рамках Программы, прилагается (приложение N 1, приложение N 2).
Для реализации поставленных целей необходимо разработка следующих ведомственных целевых программ:
3.1. Программа по внедрению энергосберегающих ламп в зданиях бюджетной сфере
Внедрение энергосберегающих ламп и светильников в учреждениях бюджетной сферы является важным шагом в снижении затрат бюджетных учреждениях в расчетах за электроэнергию.
На сегодняшний день практически повсеместно используются лампы накаливания. Главными достоинствами таких ламп выступают относительно низкая стоимость, простота изготовления, компактность, удобство и простота эксплуатации. Существенными недостатками ламп накаливания являются: низкая световая отдача, неэкономичность эксплуатации, небольшой срок службы.
Энергосберегающие лампы представляют компактную люминесцентную лампу со встроенной пускорегулирующей аппаратурой, предназначенную для замены ламп накаливания в осветительных системах.
Энергосберегающая лампа имеет высокий КПД, расходуя на 80% меньше электроэнергии, чем обычная лампа накаливания. Энергосберегающая лампа не боится перепадов напряжения, почти не нагревается при работе, имеет длительный срок службы - от 3 до 15 тыс. часов.
Энергосберегающие лампы выпускаются мощностью от 5 до 85 Вт, что соответствует лампам с нитью накаливания от 25 до 425 Вт.
Энергосберегающие лампы формируют мягкий рассеянный свет, близкий по спектру к дневному, который создает оптимальные условия для зрения, что важно для детей дошкольного и школьного возраста, особенно для страдающих дефектами зрения.
3.2. Программа по внедрению узлов учета тепловой энергии и регуляторов системы отопления в зданиях бюджетной сферы
Учет тепловой энергии в области теплоснабжения лежит в основе энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия по учету и регистрации потребления тепловой энергии организуются с целью:
- осуществления финансовых расчетов между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии;
- контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем тепловых схем, теплоснабжением и теплопотреблением;
- контроля над рациональным использованием тепловой энергии;
- документирования параметров тепловых схем: массы (объема), температуры и давления теплоносителя.
Таким образом, узел учета тепла позволяет:
- получать в реальном времени достоверные данные о потребляемых энергоресурсах;
- реализовать различные схемы управления энергопотреблением на предприятии;
- фиксировать любые отклонения величин;
- прогнозировать значение величин энергоучета в тепловых схемах с целью планирования энергопотребления.
Для измерений (учета) тепловой энергии используются теплосчетчики. Теплосчетчик состоит из тепловычислителя, а также измерительных преобразователей расхода и температуры теплоносителя. Преобразователи монтируются на трубопроводах системы теплоснабжения и измеряют, как это следует из их названий, расход и температуру воды в каждом из трубопроводов.
Тепловычислитель собирает показания преобразователей и на их основе по специальным алгоритмам вычисляет значения тепловой энергии, переданной потребителю горячим теплоносителем. Кроме того, вычислитель обычно ведет и так называемые архивы, в которых сохраняются значения потребленной энергии за ряд последних часов, суток, месяцев.
Правильный выбор средств коммерческого учета тепловой энергии определяет в дальнейшем надежность функционирования системы оплаты тепла по фактически потребленным величинам. Из-за неправильного выбора моделей теплосчетчиков срок окупаемости узла коммерческого учета теплоэнергии может превышать срок их эксплуатации вплоть до их полной замены.
Для Мурманска вопрос правильного выбора моделей теплосчетчиков имеет определяющее значение.
Особое внимание должно быть обращено на технические характеристики теплосчетчиков, в том числе на такие как динамический диапазон расхода теплоносителя, минимальная скорость потока, соотношение максимального к минимальному расходу, сложность монтажа, межповерочный интервал, чувствительность к качеству теплоносителя, возможность работы в информационной сети.
Естественно, что одним из основных критериев выбора теплосчетчиков является их стоимость.
Очень большое количество тепла теряется из-за неотрегулированности систем теплоснабжения, плохой подготовки их и самих зданий к отопительному сезону.
В этой связи наиболее эффективным мероприятием может служить установка регуляторов на системы отопления.
Практически все известные системы регулирования теплопотребления основаны на принципе лимитированной подачи тепла. Ограничение подачи может быть реализовано с помощью регуляторов системы отопления.
Регулирующий прибор, получая информацию о наружной температуре по датчику наружной температуры воздуха, поддерживает температурный график в подающей магистрали системы отопления, а также осуществляет контроль температуры воды в обратном трубопроводе системы отопления. Регулирующий прибор поддерживает соответствующий данной местности и данному объекту отопительный график через регулирующий клапан с электроприводом, изменяя количество теплоносителя, поступающего в систему отопления. Регулирующий прибор обладает качествами, особенно полезными для применения его в зданиях бюджетной сферы, а именно: может осуществлять ночное понижение температурного графика, а также понижение графика в выходные дни в соответствии с таймером и регулировать быстрый нагрев помещения в течение одного часа после ночного снижения температуры. Если произойдет понижение наружной температуры ниже заданного уровня, то регулирующий прибор имеет возможность прекращения ночного снижения температуры.
В зданиях бюджетной сферы (школах, детских садах, поликлиниках и т.д.) люди находятся только в рабочее время. В это время здесь необходим нормальный режим отопления. В остальное время (ночное, в выходные дни) нет необходимости поддерживать в помещениях температуру, равную + 18-20°С, она может быть снижена до +10-14°С, что даст существенную реальную экономию тепла и снизит затраты.
При 5-дневной рабочей неделе и 10-часовом пребывании людей в помещениях нормальный режим отопления потребуется в течение 50 часов из общего числа часов за неделю, в остальные 118 часов температура может быть снижена. Экономия тепла за этот счет достигает 25%.
Для введения режимного регулирования температуры в отапливаемых помещениях устанавливаются программируемые регуляторы температуры, которые автоматически понижают температуру в помещениях, а следовательно, и расход теплоносителя, по одной из программ:
- каждую ночь;
- каждую ночь и круглосуточно в воскресенье;
- каждую ночь и круглосуточно в субботу и воскресенье или поддерживают ее на заданном уровне, что особенно важно в конце отопительного периода, когда отпуск тепловой энергии существенно превышает потребности потребителя.
Экономический эффект от внедрения регуляторов расхода тепловой энергии имеет следующие составляющие:
- поддержание комфортной температуры воздуха в помещениях путем соблюдения заданного графика зависимости температуры теплоносителя, поступающего в систему отопления, от температуры наружного воздуха;
- ликвидация весенне-осенних перерасходов тепловой энергии, вследствие повышения температуры наружного воздуха;
- автоматическое снижение потребления тепловой энергии системой отопления здания в нерабочее время, в выходные и праздничные дни;
- ограничение температуры теплоносителя, возвращаемого в тепловую сеть.
3.3. Программа по снижению потребления тепловой энергии в зданиях бюджетной сферы
Острой проблемой теплоснабжения в зданиях бюджетной сферы является разрегулированный гидравлический режим, отсутствие энергосберегающего оборудования, изношенность инженерных сетей и значительные тепловые потери через ограждающие конструкции.
Вариантом решения данных проблем является реализация следующих подпрограмм:
3.3.1. Установка пластинчатых теплообменников с регуляторами температуры горячей воды
Создание в бюджетных учреждениях города Мурманска современных автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), имеющих в своем составе узел учета тепловой энергии, пластинчатый теплообменник с системой автоматической регулировки температуры горячей воды и блок автоматической регулировки подачи теплоносителя в систему отопления.
Установка ИТП дает следующие эффекты:
- регулирование непосредственно в здании температуры воды в системе отопления в зависимости от параметров самого здания и температуры наружного воздуха дает экономию тепла;
- учет тепла ведется непосредственно у каждого потребителя, он является точным и справедливым; в расчет не входят тепловые потери до точки передачи тепла на вводе в отапливаемый объект; при неоплате потребителем за тепло имеется возможность индивидуальный тепловой пункт потребителя отключить от сети централизованного теплоснабжения;
- не требуется установка дроссельных шайб, каждый индивидуальный тепловой пункт снабжен автоматическими регуляторами температуры, которые не позволят перегреть здание потребителя и горячую воду.
Установка узлов учета тепловой энергии и регуляторов системы отопления предусмотрена отдельной программой, которая обозначена в пункте 3.2.
Установка пластинчатых теплообменников с регуляторами температуры горячей воды позволяет экономить до 10% тепловой энергии, экономить или высвобождать площади; эффективно решать задачи энергосбережения; компоновать и создавать блочные изделия (тепловые пункты), повышать надежность систем теплоснабжения, снижать капитальные затраты на этапе закупки оборудования; снижать затраты на монтаж и обслуживание.
Пластинчатые теплообменники выгодно отличаются в сравнении с их технологическими предшественниками - кожухотрубными теплообменниками - по технико-экономическим показателям.
В следующей таблице приведена сравнительная характеристика кожухотрубного и пластинчатого теплообменников:
Характеристика |
Кожухотрубный теплообменник |
Пластинчатый теплообменник |
КПД установки |
60% |
95% |
Разность температур теплоносителя и нагреваемой среды на выходе |
10°С |
1-2°С |
Соединение при сборке |
Вальцовка |
Разъемный |
Время разборки |
90-120 мин. |
15 мин |
Обнаружение течи |
Сложно обнаружить без разборки. |
Визуально после возникновения. |
Теплоизоляция |
Необходима |
Не требуется |
Ресурс работы до капитального ремонта |
5-10 лет |
15-20 лет |
Пластинчатый теплообменник с системой автоматической регулировки температуры горячей воды позволяют точно поддерживать нормативную температуру горячей воды, что помимо экономии тепла, повышает качество этой услуги.
3.3.2. Замена изношенных сетей теплоснабжения
Основными причинами значительных тепловых потерь через трубопроводы систем отопления и горячего водоснабжения являются износ труб и низкое качество материала изоляции.
Изношенность сетей (внутренняя коррозия) и значительные потери тепловой энергии приводят к снижению качества предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению, а также неоправданным расходам бюджетных средств на оплату коммунальных ресурсов.
В этой связи необходимо решение вопроса о начале плановой и систематической работы по восстановлению изношенных систем теплоснабжения бюджетных учреждений путем замены существующих внутридомовых сетей, выполненных из стальных трубопроводов, на современные армированные полипропиленовые трубы с повышенной теплоизоляцией.
Эффект от внедрения указанных трубопроводов следующий:
- физическая долговечность - гарантия более 25 лет;
- более низкая теплопроводность - отсутствие потери тепла, что дает возможность не применять изоляцию труб. Как следствие - отсутствие конденсата на наружных стенках трубы;
- экономия тепла при транспортировке в полипропиленовых трубах горячей воды составляет до 10%, по сравнению с металлическими трубами;
- отсутствие химической коррозии в трубах;
- простота установки - монтаж полипропиленовой трубы в 24 раза быстрее, чем стальной.
3.3.3. Снижение тепловых потерь зданий через ограждающие конструкции
В рамках данной подпрограммы необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
1) качественное остекление окон за счет установки вентилируемых ПВХ окон с простым поворотным открыванием.
Значительная доля теплопотерь через ограждающие конструкции здания приходится на нагревание инфильтрационного холодного воздуха, основная часть которого поступает через притворы и неплотности окон, поэтому необходима замена старых деревянных окон на новые вентилируемые из ПВХ;
2) капитальный ремонт кровель с использованием современных теплоизоляционных материалов;
3) снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения дверных проемов и установкой тепловых завес;
4) утепление и ремонт фасадов зданий.
3.4. Программа по модернизации систем холодного водоснабжения в зданиях бюджетной сферы
Целями Программы являются:
- повышение надежности и устойчивости водоснабжения;
- значительное снижение нерациональных потерь воды;
- сокращение подачи воды за счет уменьшения неучтенных расходов;
- упорядочение расчетов в соответствии с фактическим потреблением воды;
- создание экономической заинтересованности к рациональному расходованию воды и самостоятельному устранению утечек воды путем своевременного ремонта и замены неисправной водоразборной и водосливной арматуры.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Установка узлов учета холодного водоснабжения, что позволит перейти на расчет с ресурсоснабжающими организациями исходя из показаний приборов учета.
2. Замена изношенных трубопроводов холодного водоснабжения на трубопроводы из полимерных материалов.
3. Замена устаревшей водоразборной арматуры на более современную с автоматической системой отключения, что позволит снизить нерациональный расход холодной воды.
3.5. Программа по внедрению единой системы диспетчерского контроля и управления инженерными системами зданий бюджетной сферы
Установка многофункциональной системы диспетчерского контроля и управления инженерными системами зданий позволяет помимо мониторинга текущих параметров коммунальных ресурсов дистанционно вмешиваться в работу оборудования, оперативно решая вопросы его отключения, контроля доступа в помещения ИТП, а также накопление статистических данных о работе оборудования и формирование отчетов.
Внедрение данной системы обеспечивает:
- контроль состояния инженерного оборудования тепловых пунктов, систем холодного и горячего водоснабжения, систем отопления;
- контроль дискретных (сигнализация аварий) и интегральных (текущих) параметров инженерных систем;
- автоматический сбор, обработка по заданному алгоритму, отображение в удобном для диспетчера виде, документирование и архивирование полученной информации о работе инженерных систем.
Система автоматизации теплового пункта выполнена в клиент-серверной архитектуре. Для диспетчеризации теплового пункта может использоваться любой компьютер, имеющий выход в Интернет. Управление работой теплового пункта происходит через глобальный сервер, осуществляющий обмен между всеми доступными контроллерами и любым доступным компьютером.
Создание диспетчерской, осуществляющей дистанционный контроль за работой инженерной инфраструктуры зданий бюджетной сферы и сбор информации, необходимо предусмотреть на базе имеющегося или создаваемого для этих целей муниципального предприятия.
Возможности системы автоматизированного теплового пункта с системой диспетчеризации:
- круглосуточное наблюдение за состоянием объектов и значениями параметров;
- возможность удаленного управления объектом;
- выбор и архивация параметров с возможностью построения графиков;
- оповещение об отказах системы по SMS, электронной почте с архивацией этих отказов;
- задание времени включения-выключения оборудования, смены режима,
изменения параметров и т.п. (функция планировщика);
- осуществление охраны объекта с помощью охранных датчиков.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Целесообразно выделять следующие основные виды ресурсов, необходимые для реализации Программы: финансовые; материально-технические; информационные и трудовые.
Основным источником финансовых средств является бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 1 056 233,1 тыс. руб., а также прибыль предприятий и организаций - участников Программы в размере 846 133,2 тыс. руб.
При определении объема затрат следует руководствоваться следующими принципами:
- стоимость Программы складывается из стоимости входящих в ее состав проектов, мероприятий, заданий;
- учитываются все затраты, имеющие отношение к Программе, независимо от источников из возмещения;
- стоимость Программы целесообразно оценить в сопоставимых ценах. Стоимость Программы необходимо выражать двумя способами: в форме "итоговой стоимости" и в форме "потока затрат".
Обеспечение Программы материально-техническими ресурсами осуществляется через закупки продукции исполнителями Программы.
Трудовые ресурсы складываются из ресурсов в зоне функционирования Программы и не этой зоны и рассчитываются исходя из необходимости реализации всех программных мероприятий с учетом этапов и сроков их осуществления.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет проведения программных мероприятий на следующих уровнях:
- предприятия и организации;
- органы местного самоуправления.
При реализации программных мероприятий на предприятии (в организации) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации), организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в организации).
Заказчик Программы организует размещение информации об объемах потребления топливно-энергетических ресурсов, ходе реализации и результатах программных мероприятий на своих сайтах в сети Интернет.
Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в бюджетных организациях, муниципальных учреждениях и предприятиях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы. Ответственность за невыполнение указанных функций устанавливается приказом руководителя или решением вышестоящего органа управления.
Разработчики Программы определяют по согласованию с заказчиком-координатором Программы основные направления и плановые показатели деятельности по управлению энергосбережением, обеспечивают мотивацию и контроль достижения установленных отраслевых показателей энергоэффективности, а также несут ответственность за достижение утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в отрасли.
В отношении муниципальных организаций: бюджетных учреждений, муниципальных предприятий - управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.
Управление со стороны администрации города Мурманска за реализацией программных мероприятий в коммерческом секторе экономики, а также в некоммерческих организациях, осуществляется через применение экономических стимулов, в том числе координацию и укрупнение спроса, а также снижение издержек на получение информации и доступа к эффективным энергосберегающим технологиям.
При подготовке и согласовании программ социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск вопросы управления энергосбережением должны быть выделены в отдельный раздел.
Периодичность рассмотрения вопросов о выполнении программных мероприятий в муниципальных учреждениях - один раз в квартал. По итогам работы в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, заказчику-координатору Программы направляется отчет установленной формы. Заказчик-координатор Программы в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет сводный отчет в комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска.
Сроки и форму учета мероприятий и контроля за выполнением утвержденных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы в коммерческом секторе экономики, муниципальных и некоммерческих организациях отрасли, устанавливает координатор Программы.
Заказчики Программы в сроки, установленные администрацией города Мурманска, направляют заказчику-координатору Программы:
- информацию о реализации программных мероприятий по формам, установленным заказчиком-координатором Программы;
- ежегодные доклады о ходе реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Ежегодные доклады должны содержать:
- сведения о результатах реализации программных мероприятий в отрасли за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах средств, привлеченных из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы (подпрограммы) утвержденным показателям;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенных мероприятий, в том числе по реконструкции и строительству объектов, включенных в Программу;
- оценку эффективности результатов реализации Программы.
С учетом положений Программы заказчик-координатор Программы:
- обеспечивает реализацию программных мероприятий и координирует деятельность заказчиков, участвующих в Программе;
- осуществляет мониторинг хода реализации Программы, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации об эффективности использования энергетических ресурсов, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;
- планирует программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке Программы и в установленном порядке представляет их на утверждение в администрацию города Мурманска;
- готовит и (или) согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения;
- публикует в средствах массовой информации с одновременным размещением в сети Интернет основных сведений о результатах реализации Программы, состоянии целевых показателей и индикаторов, объеме финансовых ресурсов, затраченных на выполнение Программы, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий;
- выполняет иные функции по управлению программными мероприятиями в соответствии с действующим законодательством и Программой.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
6. Оценка экономической, социальной, бюджетной эффективности Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
1) наличия в бюджетных учреждениях, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях:
- энергетических паспортов;
- топливно-энергетических балансов;
- актов энергетических обследований;
- установленных нормативов и лимитов энергопотребления,
2) сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления муниципальных учреждений города Мурманск на 15 процентов;
3) снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
1) формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
2) снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
3) создания условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения, разработки и ведения топливно-энергетического баланса муниципального образования;
4) создание условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;
5) внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования; применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности
на территории муниципального
образования город Мурманск"
на 2011-2014 годы
1. Энергоэффективность в коммунальном хозяйстве
ОАО "Мурманская ТЭЦ" | |||||||||
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования, тыс.руб. |
Источник финансирования |
Срок выполнения |
Исполнители |
||||
|
|
всего |
в том числе по годам |
|
|
|
|||
|
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
|
|
1. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
||||||||
1.1. |
Очистка внутренних поверхностей нагрева котлов |
10,0 |
5,0 |
5,0 |
0,0 |
0,0 |
Собственные средства |
постоянно |
ОАО "Мурманская ТЭЦ" |
1.2. |
Внедрение систем подготовки жидкого топлива (наноприсадки) |
34000,0 |
17000,0 |
17000,0 |
0,0 |
0,0 |
Собственные средства |
по результатам испытаний |
|
1.3. |
Мероприятия, выполняемые во время капитального, среднего или текущего ремонтов основного оборудования |
30000,0 |
30000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Собственные средства |
2011 |
По результатам тендеров |
1.4. |
Внедрение установок беспарового разогрева мазута в цистернах при сливе на ТЭЦ |
3000,0 |
1000,0 |
2000,0 |
0,0 |
0,0 |
Собственные средства |
2011 |
ОАО "Мурманская ТЭЦ" |
1.5. |
Установка частотных преобразователей на сетевых насосах насосных станций N 1,7 теплосети |
1300,0 |
0,0 |
1300,0 |
0,0 |
0,0 |
Собственные средства |
2012 |
ОАО "Мурманская ТЭЦ" |
Всего: |
68310,0 |
48005,0 |
20305,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|||
2. |
Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов |
||||||||
2.1. |
Проведение повторного энергетического обследования объектов ОАО "Мурманская ТЭЦ" |
1000,0 |
1000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Собственные средства |
2011 |
Окончательная стоимость и исполнители определяются по результатам тендеров |
2.2. |
Проведение повторного энергетического обследования системы транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) ОАО "Мурманская ТЭЦ" |
1000,0 |
0,0 |
0,0 |
.1000,0 |
0,0 |
|
2013 |
|
2.3. |
Экспертиза: нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии; удельных расходов топлива при производстве тепловой и электрической энергии; запасов топлива |
1520,0 |
350,0 |
370,0 |
390,0 |
410,0 |
|
ежегодно |
|
Всего: |
3520,0 |
1350,0 |
370,0 |
1390,0 |
410,0 |
|
|||
3. |
Учет энергетических ресурсов |
||||||||
3.1. |
Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии на Южной и Восточной котельных |
4400,0 |
0,0 |
2200,0 |
2200,0 |
0,0 |
амортизация |
2012 - Южная котельная; 2013 г. - Восточная котельная |
Стоимость и исполнители работ определяются по результатам тендеров |
Всего: |
4400,0 |
0,0 |
2200,0 |
2200,0 |
0,0 |
|
|||
Итого |
76 230,0 |
49 355,0 |
22 875,0 |
3 590,0 |
410,0 |
|
ГОУТП "ТЭКОС"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования, тыс.руб. |
Источник финансирования |
Срок выполнения |
Исполнители |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
||||||||
1.1. |
Реконструкция сетей горячего водоснабжения в г. Мурманске путем замены стальных трубопроводов на трубы из полимерных материалов (всего 27 км трубопроводов) при замене в год 2,7 км трубопроводов |
19550,0 |
19550,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
амортизация, прибыль |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
1.2. |
Реконструкция тепловых сетей г. Мурманска путем замены трубопроводов на трубы в ППУ-изоляции (в год 3,0 км трубопроводов) |
60000,0 |
60000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
амортизация, прибыль |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
1.3. |
Реконструкция системы теплоснабжения пос. Абрам-Мыс путем монтажа на котельной 2-х ПСВ, 3-х сетевых насосов, 3-х подпиточных насосов, прокладки тепловой сети 2Ду200 L=500 м от котельной до ЦТП, закрытие ЦТП. |
12500,0 |
12500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
амортизация, прибыль |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
1.4. |
Перевод насосных кв. 62, кв. 69 Ленинского округа г. Мурманска на независимую схему подключения тепловых сетей, монтаж систем телемеханники, датчиков и КИП, арматуры с дистанционным приводом и переводом управления на диспетчерский пульт кот. "Северная". |
5800,0 |
5800,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
амортизация, прибыль |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
1.5. |
Замена ламп накаливания на энергосберегающие |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
амортизация |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
1.6. |
Установка преобразователей частоты на насосах гоячего# водоснабжения на ЦТП г. Мурманска |
500,0 |
500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
прибыль |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
1.7. |
Реконструкция схемы внешнего электроснабжения котельной "Северная". Прокладка кабельной линии от РУ 6 кВ котельной "Северная" к ПС N 6 "Колэнерго" (900 м 2КЛ 3x150), выполнение мероприятий по технологическому присоединению к ПС-6 |
2750,0 |
2750,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
амортизация |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
Всего: |
101200,0 |
101200,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|||
2. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
||||||||
2.1. |
Подключение потребителей мкр. Роста к котельной 'Северная" с закрытием котельной "Роста" |
96 250,0 |
96 250,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Амортизация |
2011 |
ГОУТП "ТЭКОС" |
2.2. |
Реконструкция тепловых пунктов (117 шт.) потребителей мкр. Роста в связи с подключением к котельной "Северная" и переводом их на температурный график 150/70 град. С. |
38 000,0 |
38 000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Не определен |
2011 |
Потребители тепловой энергии мкр. Роста |
Всего: |
134 250,0 |
134 250,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|||
Итого |
235 450,0 |
235 450,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ГОУП "Мурманскводоканал"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования, тыс.руб. |
Источник финансирования |
Срок выполнения |
Исполнители |
|||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||||
1. |
Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятие целевых программ по повышению эффективности использования энергии |
|||||||||||
1.1. |
Анализ ситуации и разработка проектов оптимизации схем электро- и водоснабжения |
23515,0 |
21315,0 |
1100,0 |
1100,0 |
0,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
Всего: |
23515,0 |
21315,0 |
1100,0 |
1100,0 |
0,0 |
|
||||||
2. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
|||||||||||
2.1. |
Реализация комплекса энергоресурсо-сберегающих мероприятий в коммунальном хозяйстве муниципального образования по: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
- применению частотного регулирования на электроприводах; |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
0,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
|
- замене конвективного электрообогрева на инфракрасные излучатели; |
70,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
70,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
|
- проведению мероприятий по оптимизации режимов функционирования тепловых сетей; |
4890,0 |
750,0 |
2000,0 |
2140,0 |
0,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
Всего: |
5110,0 |
800,0 |
2050,0 |
2190,0 |
70,0 |
|
|
|
||||
3. |
Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов |
|||||||||||
3.1. |
Проведение обязательных энергетических обследований энергоснабжающих предприятий области с годовым потреблением энергетических ресурсов более шести тысяч тонн условного топлива |
480,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
Всего: |
480,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
|
||||||
4. |
Учет энергетических ресурсов |
|||||||||||
4.1. |
Оснащение предприятий современными техническими средствами учета и контроля на всех этапах выработки, передачи и потребления ТЭР |
3500,0 |
1250,0 |
1250,0 |
1000,0 |
0,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
|
|
31000,0 |
10000,0 |
11000,0 |
10000,0 |
0,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
4.1. |
Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета водопотребления |
6000,0 |
1000,0 |
3000,0 |
2000,0 |
0,0 |
средства предприятия |
2011-2014 |
ГОУП "Мурманскводоканал" |
|||
Всего: |
40500,0 |
12250,0 |
15250,0 |
13000,0 |
0,0 |
|
||||||
Итого |
69 605,0 |
34 485,0 |
18 520,0 |
16 410,0 |
190,0 |
|
ОАО "Мурманоблгаз"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Объем финансирования, тыс. руб |
Источник финансирования |
Срок выполнения |
Исполнители |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1. |
Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятие целевых программ по повышению эффективности использования энергии |
||||||||
1.1. |
Подготовка кадров в области энергосбережения |
30,2 |
30,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
собственные средства |
01.12.2011 |
ОАО "Мурманоблгаз" |
Всего: |
30,2 |
30,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
||||||||
2.1. |
Замена оборудования насосно-компрессорного отделения Мурманской газонаполнительной станции |
1648,0 |
412,0 |
412,0 |
412,0 |
412,0 |
собственные средства предприятия согласно сметному расчету с учетом стоимости оборудования |
01.12.2014 |
ОАО "Мурманоблгаз" |
2.2. |
Реконструкция системы отопления МГНС с заменой котельного оборудования. |
11500,0 |
1000,0 |
2000,0 |
4000,0 |
4500,0 |
собственные средства предприятия согласно сметному расчету с учетом стоимости оборудования |
01.12.2014 |
ОАО "Мурманоблгаз" |
Всего: |
13148,0 |
1412,0 |
2412,0 |
4412,0 |
4912,0 |
|
|||
Итого |
13 178,2 |
1 442,2 |
2 412,0 |
4 412,0 |
4 912,0 |
|
ОАО "Мурманский морской торговый порт"
1. |
Организационные мероприятия, подготовка кадров и принятие целевых программ по повышению эффективности использования |
||||||||
1.1 |
Обучение персонала и информационное обеспечение энергосберегающих мероприятий |
600,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
1.2 |
Материальное стимулирование участников энергосберегающих мероприятий |
3200,0 |
200,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
1.3 |
Организация учета всех видов энергетических ресурсов |
4000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
Всего: |
7800,0 |
1350,0 |
2150,0 |
2150,0 |
2150,0 |
|
|
|
|
2. |
Применение энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов |
||||||||
2.1 |
Оптимизация режимов потребления энергоресурсов (теплоснабжение): совершенствование тепловой изоляции зданий, выявление и устранение непроизводственных потерь, оптимальная настройка подачи тепла в здания, устранение перетопов. |
5520,0 |
1200,0 |
1320,0 |
1400,0 |
1600,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
2.2 |
Совершенствование схем электроснабжения: |
23900,0 |
5700,0 |
5700,0 |
6000,0 |
6500,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
установка компенсаторов реактивной мощности; замена масляных трансформаторов на сухие; установка вакуумных выключателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Совершенствование схем теплоснабжения: |
23000,0 |
7000,0 |
7000,0 |
7000,0 |
2000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
гидравлический расчет тепловой сети; замена трубопроводов тепловой сети |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4 |
Совершенствование схем водоснабжения: |
24500,0 |
7500,0 |
7500,0 |
7500,0 |
2000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
замена трубопроводов сети водоснабжения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5 |
модернизация портальных кранов: п/к "Сокол" N 20 п/к "Сокол" N 5 |
290000,0 |
65000,0 |
70000,0 |
75000,0 |
80000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
2.6 |
Реконструкция и модернизация энергоиспользующего оборудования (теплоснабжение): |
32800,0 |
8400,0 |
8400,0 |
8000,0 |
8000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
|
балансировочные клапана на систему теплоснабжения здания (18 зданий); узлы смешения на систему теплоснабжения зданий (4 объекта); тепловые пункты (4 шт); |
|
|
|
|
|
|
|
|
регуляторы и теплообменники на ГВС (5 объектов). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.7 |
Реконструкция и модернизация энергетических установок (теплоснабжение) |
6200,0 |
1500,0 |
1500,0 |
1600,0 |
1600,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
2.8. |
Внедрение новых технологий и оборудования (электроэнергия). |
13500,0 |
3000,0 |
3300,0 |
3600,0 |
3600,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
2.9. |
Внедрение новых технологий и оборудования (водоснабжение) |
9200,0 |
2000,0 |
2200,0 |
2500,0 |
2500,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
2.10. |
Совершенствование средств и систем учета энергоресурсов; создание системы коммерческого учета эл. энергии |
11250,0 |
2500,0 |
2750,0 |
3000,0 |
3000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
Всего: |
439870,0 |
103800,0 |
109670,0 |
115600,0 |
110800,0 |
|
|
|
|
3. |
Учет энергетических ресурсов |
||||||||
3.1. |
Внедрение АСУТП, АСТЭУ и АСКУЭ для оптимизации потребления энергоресурсов, в т. ч. топлива; создание системы контроля за расходом/ поступлением топлива на предприятие (50 единиц техники) |
4000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Собственные средства |
2014 |
ОАО "ММТП" |
Всего: |
4000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
|
|||
Итого |
451 670,0 |
106 150,0 |
112 820,0 |
118 750,0 |
113 950,0 |
||||
|
|
Объем финансирования, тыс.руб. |
|||||||
|
|
всего |
в том числе по годам |
||||||
|
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Всего с 2011 по 2014 гг. |
846 133,2 |
426 882,2 |
156 627,0 |
143 162,0 |
119 462,0 |
Текст приложения N 2 к долгосрочной целевой программе в первоначальной редакции не приводится
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Мурманска от 30 июля 2010 г. N 1328 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.