Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 24 марта 2014 г. N 240 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к постановлению
администрации ЗАТО г. Североморск
от 28.08.2013 N 870
Методические указания
по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск
24 марта 2014 г.
1. Общие положения
1. Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск определяют требования к разработке проектов муниципальных программ, проведению мониторинга реализации муниципальных программ, подготовке отчетов о ходе реализации и оценке их эффективности.
2. Структура муниципальной программы
2.1. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
- паспорт программы;
- содержательная часть;
- подпрограммы.
2.2. Муниципальная программа должна обладать:
- четко сформулированной целью (целями), соответствующей приоритетным направлениям развития муниципального образования ЗАТО г. Североморск;
- системой абсолютных и относительных показателей для измерения результатов реализации муниципальной программы, то есть описанием поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- обоснованием ресурсного обеспечения достижения цели (целей) и результатов муниципальной программы.
3. Требования к заполнению паспорта муниципальной программы
3.1. Паспорт муниципальной программы заполняется по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
3.2. Цели, задачи, целевые показатели, сроки и этапы реализации муниципальной программы, финансовое обеспечение и ожидаемые конечные результаты должны соответствовать их описанию в содержательной части муниципальной программы (п. 4 настоящих Методических указаний).
Целями муниципальной программы должны являться цели входящих в нее подпрограмм.
Задачами муниципальной программы должны являться задачи входящих в нее подпрограмм.
Важнейшими целевыми показателями (индикаторами) реализации программы должны являться показатели цели входящих в нее подпрограмм.
3.3. В графе "Сроки и этапы реализации муниципальной программы" указывается общий срок реализации муниципальной программы с выделением этапов реализации (при наличии).
3.4. Финансовое обеспечение муниципальной программы указывается по программе в целом, а также по каждой подпрограмме в разрезе источников финансирования (областной, федеральный, местные бюджеты, иные внебюджетные средства) и по годам реализации в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
Объемы финансирования за счет средств федерального, областного бюджета и иных внебюджетных средств указываются прогнозно.
3.5. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы должны характеризовать изменения, отражающие эффект, вызванный реализацией муниципальной программы в соответствующей сфере социально-экономического развития ЗАТО г. Североморск.
4. Требования к заполнению содержательной части муниципальной программы
4.1. Содержательная часть муниципальной программы включает следующие разделы:
- характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития ЗАТО г. Североморск;
- описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы;
- перечень и краткое описание подпрограмм;
- сведения об объемах финансирования муниципальной программы;
- механизм реализации муниципальной программы, включающий в себя механизм управления рисками;
- оценка эффективности муниципальной программы.
4.2. Раздел 1 "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития ЗАТО г. Североморск" должен содержать:
- описание текущего состояния сферы реализации муниципальной программы с указанием основных показателей, характеризующих уровень ее развития;
- определение основных проблем, анализ причин их возникновения.
4.3. При формировании раздела 2 "Описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы" необходимо учитывать следующее:
1). Цель муниципальной программы - основной ожидаемый (планируемый) конечный результат реализации муниципальной программы, характеризуемый количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели. При необходимости муниципальная программа может иметь несколько целей.
2). Достижение цели (целей) муниципальной программы обеспечивается за счет решения задач. Задача - планируемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных мероприятий и (или) осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы, характеризуемый количественными и (или) качественными показателями. Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм.
Не допускается совпадение формулировок целей и задач муниципальной программы (Подпрограмм) с формулировками целей и задач иных муниципальных программ (Подпрограмм).
3). Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции ее развития и планируемые экономические показатели по итогам реализации муниципальной программы, учитывать стратегические документы в соответствующей сфере и ее текущее состояние.
Раздел должен содержать наименование цели и задач муниципальной программы с указанием планируемых целевых показателей (индикаторов), позволяющих оценить ход реализации программы по годам (в табличной форме).
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед.изм. |
Значение показателя (индикатора) |
||||
Отчетный год |
Текущий год |
Годы реализации подпрограммы |
|||||
20_ год |
... |
20_ год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Цель: |
||||||
|
1-й целевой показатель (индикатор) программы: |
|
|
|
|
|
|
|
2-й целевой показатель (индикатор) программы: |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
2 |
Задача 1: |
||||||
2.1 |
Подпрограмма 1 "___" |
|
|
|
|
|
|
2.1.1 |
Наименование показателя (индикатора) 1 для подпрограммы 1 |
|
|
|
|
|
|
2.1.2 |
Наименование показателя (индикатора) 2 для подпрограммы 1 |
|
|
|
|
|
|
... |
... |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2: |
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Подпрограмма 2 "__" |
|
|
|
|
|
|
2.2.1 |
Наименование показателя (индикатора) 1 для подпрограммы 2 |
|
|
|
|
|
|
2.2.2 |
Наименование показателя (индикатора) 2 для подпрограммы 2 |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
и т.д. по задачам |
|
|
|
|
|
|
4.4. Раздел 3 "Перечень и краткое описание подпрограмм" должен содержать краткое описание Подпрограмм муниципальной программы, их цели и задачи, обоснование выделения Подпрограмм, описание взаимосвязи конечных результатов Подпрограмм с конечными результатами муниципальной программы.
4.5. Раздел 4 "Сведения об объемах финансирования муниципальной программы". Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ осуществляется с учетом положений нормативных правовых актов, определяющих порядок составления проекта бюджета ЗАТО г. Североморск.
В качестве финансового обеспечения муниципальной программы кроме средств местного бюджета могут быть предусмотрены средства областного бюджета, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, средства, полученные от бюджетов государственных внебюджетных фондов, средства юридических и физических лиц.
Объем расходов на реализацию муниципальной программы при ее формировании определяется исходя из объема расходов на мероприятия программы с учетом всех финансовых источников.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представляется по годам реализации, с расшифровкой по источникам финансирования, главным распорядителям средств местного бюджета, Подпрограммам в табличной форме.
Наименование |
Всего, тыс.руб. |
В том числе по годам реализации, тыс.руб. |
|||
20__год |
... |
20__год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Всего по муниципальной программе: |
|
|
|
|
|
В том числе муниципальный заказчик 1 |
|
|
|
|
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
|
|
|
|
|
средств областного бюджета |
|
|
|
|
|
средств федерального бюджета |
|
|
|
|
|
внебюджетных средств |
|
|
|
|
|
В том числе муниципальный заказчик 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе подпрограмма 1 "__" |
|
|
|
|
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
|
|
|
|
средств областного бюджета |
|
|
|
|
|
средств федерального бюджета |
|
|
|
|
|
внебюджетных средств |
|
|
|
|
|
В том числе подпрограмма 2 "__" |
|
|
|
|
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
|
|
|
|
|
средств областного бюджета |
|
|
|
|
|
средств федерального бюджета |
|
|
|
|
|
внебюджетных средств |
|
|
|
|
В том числе подпрограмма 3 "__" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и т.д. |
|
|
|
|
Расходы на содержание органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск включаются в муниципальную программу, в которой орган местного самоуправления является заказчиком-координатором, либо в которой отражаются мероприятия органа местного самоуправления в установленной сфере деятельности, и отражаются в составе отдельной подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы.
4.6. Раздел 5 "Механизм реализации муниципальной программы, включающий в себя механизм управления рисками" описывает управление реализацией муниципальной программы, контроль за ходом ее выполнения и должен предусматривать:
- определение факторов риска с указанием источников их возникновения и характера влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- меры управления рисками реализации муниципальной программы.
В качестве факторов риска рассматриваются вероятные явления, события, условия, процессы, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы.
В составе мер управления рисками реализации муниципальной программы приводятся:
- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов);
- основные мероприятия Подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
- основные мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию государственной программы.
4.7. Раздел 6 "Оценка эффективности муниципальной программы" должен содержать количественные и качественные оценки ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, оценку эффективности расходования бюджетных средств, а также общую оценку вклада муниципальной программы в социально-экономическое развитие муниципального образования в течение всего срока реализации муниципальной программы, а при необходимости и после ее реализации.
Оценка эффективности муниципальной программы выполняется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ ЗАТО г. Североморск (приложение N 5 к настоящим Методическим указаниям).
5. Требования к разработке подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы
5.1. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
Подпрограмма имеет следующую структуру:
- паспорт подпрограммы;
- содержательная часть подпрограммы.
5.2. Паспорт подпрограммы заполняется по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим указаниям.
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
5.3. Содержательная часть подпрограммы состоит из следующих разделов:
1). Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма муниципальной программы.
В разделе приводится:
- развернутая постановка проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с целями, задачами, приоритетами социально-экономического развития ЗАТО г. Североморск;
- основные итоги реализации ранее действующей программы (подпрограммы, ведомственной целевой программы), направленной на решение аналогичной проблемы (при наличии);
- основные отличия разработанной Подпрограммы от ранее действующей аналогичной целевой программы (при наличии).
Главная цель раздела - выявление причин проблемной ситуации и определение путей ее решения.
2). Основные цели и задачи подпрограммы, целевые показатели (индикаторы) реализации подпрограммы
Раздел должен содержать наименование цели и задач подпрограммы с указанием планируемых целевых показателей (индикаторов), позволяющих оценить ход реализации подпрограммы по годам (в табличной форме).
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед.изм. |
Значение показателя (индикатора) |
||||
Отчетный год |
Текущий год |
Годы реализации подпрограммы |
|||||
20__ год |
... |
20__ год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Цель: |
||||||
|
1-й целевой показатель (индикатор) подпрограммы: |
|
|
|
|
|
|
|
2-й целевой показатель (индикатор) подпрограммы: |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
1 |
Задача 1: |
||||||
1.1 |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
1.2 |
... |
|
|
|
|
|
|
... |
... |
|
|
|
|
|
|
2 |
Задача 2: |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Показатель (индикатор) |
|
|
|
|
|
|
2.2 |
... |
|
|
|
|
|
|
|
и т.д. по задачам |
|
|
|
|
|
|
Требования, предъявляемые к цели подпрограммы:
- специфичность (цель должна соответствовать компетенции Заказчиков);
- достижимость (цель должна быть потенциально достижима);
- измеримость (должна существовать возможность проверки достижения цели);
- привязка к временному графику (устанавливается срок достижения цели и этапы реализации подпрограммы).
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации подпрограммы должны удовлетворять следующим функциональным критериям:
- отражать специфику и решение проблемных ситуаций по приоритетным тематическим направлениям подпрограммы;
- устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных величинах;
- иметь количественные и качественные значения;
- определяться на основе данных статистического или ведомственного наблюдения;
- иметь динамичный характер.
Не допускается совпадение формулировки показателей цели с показателями задач и показателями мероприятий подпрограммы, а также совпадение формулировки цели, задач и показателей (индикаторов) подпрограммы с формулировками целей, задач и показателей (индикаторов) иных подпрограмм и ведомственных целевых программ.
3). Перечень основных программных мероприятий
Перечень основных мероприятий подпрограммы оформляется в соответствии с приложением N 3 к настоящим Методическим указаниям.
Система основных программных мероприятий должна обеспечивать выполнение задач и достижение цели подпрограммы.
При формулировке основных программных мероприятий необходимо обеспечить:
- соответствие программных мероприятий цели и задачам подпрограммы (достаточность, но не избыточность), компетенции Заказчиков подпрограммы;
- направленность на решение проблемы.
Показатели (индикаторы) реализации основных программных мероприятий являются необходимым элементом, который используется для организации Заказчиками подпрограммы системы контроля реализации подпрограммы.
4). Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации подпрограммы, оформляется в форме таблицы.
Наименование |
Всего, тыс.руб. |
В том числе по годам |
|||
реализации, тыс.руб. | |||||
20__ год |
... |
20__ год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
всего по подпрограмме: |
|
|
|
|
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
|
|
|
|
средств областного бюджета |
|
|
|
|
|
средств федерального бюджета |
|
|
|
|
|
внебюджетных средств |
|
|
|
|
|
в том числе по Заказчикам |
|
|
|
|
|
Заказчик 1 |
|
|
|
|
|
|
в т.ч. средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
|
|
|
|
|
средств областного бюджета |
|
|
|
|
|
средств федерального бюджета |
|
|
|
|
|
внебюджетных средств |
|
|
|
|
Заказчик 2 |
|
|
|
|
|
|
в т.ч. средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
|
|
|
|
средств областного бюджета |
|
|
|
|
|
средств федерального бюджета |
|
|
|
|
|
внебюджетных средств |
|
|
|
|
5). Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы определяется как взаимоувязанный комплекс мер и действий участников подпрограммы в целях обеспечения ее реализации и достижения конкретных результатов. В разделе дается описание организации управления подпрограммой и контроля за ее выполнением, включая систему мониторинга подпрограммы, схему взаимодействия Заказчиков, Заказчика-координатора и Исполнителей программных мероприятий, распределение полномочий и ответственности между ними.
6). Оценка эффективности подпрограммы, рисков ее реализации
Раздел должен содержать количественные и качественные оценки ожидаемых результатов реализации подпрограммы, а также общую оценку вклада подпрограммы в социально-экономическое развитие города в течение всего срока реализации подпрограммы, а при необходимости и после ее реализации.
Оценка рисков, влияющих на реализацию подпрограммы, производится с выделением внутренних и внешних рисков.
Внешние риски зависят от внешних факторов, которые могут негативно повлиять на реализацию подпрограммы. Под внешними факторами подразумеваются явления, на которые Заказчик не может повлиять самостоятельно, например, изменения федерального и областного законодательства.
Внутренние риски зависят от деятельности Заказчика и могут быть им предотвращены. В качестве внутренних рисков реализации подпрограммы могут быть указаны:
- риски реализации отдельных программных мероприятий (при наличии специфических рисков, связанных с конкретными программными мероприятиями);
- риски отклонения сроков реализации подпрограммы (программных мероприятий) от установленных в подпрограмме.
При подготовке проекта подпрограммы следует максимально учесть внутренние риски ее реализации и минимизировать их, в том числе путем поиска оптимальной системы управления подпрограммой.
6. Требования к подготовке отчетов о реализации муниципальных программ (Подпрограмм)
6.1. Заказчик-координатор муниципальной программы ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании информации, предоставленной заказчиками и исполнителями муниципальной программы (Подпрограммы), формирует отчет о ходе реализации муниципальной программы за отчетный период (6 месяцев, 9 месяцев) по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим указаниям, представляет его в отдел экономического развития администрации ЗАТО г. Североморск.
6.2. Годовой отчет о ходе реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется заказчиком-координатором с учетом информации, полученной от заказчиков и исполнителей муниципальной программы (Подпрограммы) по форме согласно приложению N 4 к настоящим Методическим указаниям, представляется в отдел экономического развития администрации ЗАТО г. Североморск в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным.
6.3. Годовой отчет имеет следующую структуру:
- конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;
- результаты использования бюджетных и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
- информация о внесенных изменениях в муниципальную программу;
- предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
6.4. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- основные результаты, достигнутые в отчетном году;
- сведения о достижении значений показателей муниципальной программы, подпрограмм, задач подпрограмм (по форме в соответствии с приложением N 4 к настоящим Методическим указаниям), с обоснованием причин отклонений по показателям, плановые значения по которым не достигнуты;
- сведения о достижении значений показателей муниципальной программы, подпрограмм;
- запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и причин их реализации не в полном объеме;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
- результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году.
6.5. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ за отчетный год, подготовленный отделом экономического развития рассматривается на заседании Программно-целевого совета ЗАТО г. Североморск и размещается на официальном сайте администрации ЗАТО г. Североморск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.