Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 18.11.2013 N 671-ПП
"Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Мурманской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Мурманской области.
1.2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Мурманской области (далее - СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Мурманской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
1.3. Координация деятельности учреждений СНЛК Мурманской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Правительства Мурманской области.
Контроль за готовностью учреждений СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени рекомендуется осуществлять Главному управлению МЧС России по Мурманской области.
2. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
Функционирование СНЛК Мурманской области осуществляется в трёх режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом в соответствии с областью аккредитации.
Текущая информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию, учреждение по ведомственной подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение радиационной, химической, микробиологической, сейсмической, гидрометеорологической, производственно-промышленной обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации, террористического акта, угрозе начала ведения боевых действий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и других средах радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) в концентрациях (уровнях ионизирующего излучения), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни) (далее - ПДК (ПДУ); о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения объектов окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию, учреждение по ведомственной подчиненности и одновременно в органы повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровня.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном виде по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Оперативная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, ОВ, БС, АХОВ в концентрациях (уровнях ионизирующего излучения), значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ); о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения объектов окружающей среды передаётся учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию, учреждение по ведомственной подчиненности и одновременно в органы повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровня.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
3. Организация наблюдения и лабораторного контроля
3.1. Основу СНЛК на территории области составляют головные учреждения.
Головные учреждения СНЛК являются силами постоянной готовности Мурманской территориальной подсистемы РСЧС.
Головные учреждения СНЛК:
- отбирают и исследуют пробы, определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных ведомственных учреждений СНЛК;
- осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которых возлагаются функции головных учреждений СНЛК.
Кроме головных учреждений в структуру СНЛК Мурманской области входят учреждения СНЛК, создаваемые на базах организаций (предприятий) городов и районов области, лаборатории мониторинга окружающей среды и гидрометеорологические посты ФГБУ "Мурманское УГМС", посты радиационного и химического наблюдения (далее - ПРХН) организаций (предприятий), расположенных на территории Мурманской области.
Учреждения СНЛК:
- отбирают и исследуют пробы (передают на исследование в головные учреждения), определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС (в зависимости от оснащения лабораторным оборудованием);
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на подведомственной территории;
- осуществляют подготовку специалистов СНЛК по разработанным программам.
3.2. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 118" ФМБА России, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 120" ФМБА России выполняют следующие функции:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения;
- установление вида возбудителей инфекционных заболеваний человека при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в клиническом и/или ином материале (специфическая индикация);
- осуществление идентификации выделенных штаммов патогенных биологических агентов (далее - ПБА);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб объектов окружающей среды;
- определение степени зараженности контролируемых объектов, исследование проб пищевых продуктов, питьевой воды, пищевого сырья, почвы, воздуха БС, РВ, ОВ и АХОВ;
- осуществление методического руководства подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований (только для ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области).
С целью повышения устойчивости функционирования СНЛК дублером головного учреждения СНЛК ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" назначен филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в городах Кировске, Апатиты и Ковдорском районе".
3.3. Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области", Мурманский филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" выполняют следующие функции:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний человека при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды на зараженность известными возбудителями 3-4 группы патогенности;
- установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ, проведение их предварительной идентификации;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения в районе расположения учреждения;
- отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС и доставка их в головное учреждение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
3.4. ЦМС ФГБУ "Мурманское УГМС" выполняет следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности;
определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и АХОВ;
- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах ЧС;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- подготовка специалистов гидрометеорологических постов и лабораторий мониторинга окружающей среды по ведению радиационного и химического наблюдения.
ЦМС ФГБУ "Мурманское УГМС" является ответственным за сбор, хранение, анализ данных радиационного контроля с постов, входящих в Мурманскую территориальную автоматизированную систему контроля радиационной обстановки (далее - МТ АСКРО).
Лаборатории мониторинга окружающей среды и гидрометеорологические посты ФГБУ "Мурманское УГМС" выполняют следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности;
- установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоёмов и на местности;
- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоёмов и доставка их в ЦМС ФГБУ "Мурманское УГМС".
3.5. ГОВУ "Мурманская областная ветеринарная лаборатория" выполняет следующие функции:
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);
- проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;
- осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;
- определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды ОВ, АХОВ, а также осуществление их индикации;
- проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных РВ, ОВ, АХОВ;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также фуражного сырья, зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;
- оказание методической помощи ветеринарным лабораториям на закрепленной территории и подготовка кадров-специалистов.
3.6. ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Мурманская" выполняет следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;
- проведение химической разведки на объектах сельского хозяйства, наблюдение, отбор проб, доставка их в лабораторию;
- определение зараженности ОВ почвы, растений, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды, воды для водопоя сельскохозяйственных животных;
- сбор, обобщение и анализ информации о химическом заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при ЧС мирного и военного времени;
- проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода (Кн и Кп);
- оценка химического заражения (загрязнения) путём проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов.
3.7. ФБУ "Мурманский ЦСМ" выполняет следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- установление наличия в воздухе, почве, растительности в районе расположения учреждения ОВ и АХОВ и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод;
- установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции;
- установление вида БС боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при ЧС мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды;
- отбор и доставка проб в учреждение СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
3.8. "ЦЛАТИ по Мурманской области" выполняет следующие функции:
- контроль загрязнения природных вод, атмосферного воздуха, почв;
- определение токсичности воды и почв;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения.
3.9. Лаборатории объектов экономики, научно-исследовательских учреждений, входящих в состав учреждений СНЛК Мурманской области, независимо от принадлежности и форм собственности выполняют следующие функции:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоёмов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
- установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды и др. ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
- установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
3.10. Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют наблюдение при ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения на территории РВ, ОВ, АХОВ и их индикации.
4. Перечень документов, разрабатываемых учреждениями СНЛК:
- ведомственное Положение о работе СНЛК;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план перевода учреждения с мирного на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
- схема оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждения;
- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений (для профильных учреждений СНЛК);
- перечень АХОВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории области;
- перечень радиационно и химически опасных объектов области;
- инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и о порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля
5.1. Оснащение учреждений СНЛК табелями, приборами, лабораторным оборудованием, химической посудой, реактивами и другими техническими средствами, предусмотренными табелями оснащения, производится за счет средств, выделяемых соответствующими территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами исполнительной власти Мурманской области, организаций, на базе которых они созданы.
5.2. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время или при чрезвычайной ситуации мирного времени, хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению.
5.3. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивается путём подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. В целях совершенствования специалистов учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
5.4. Ежегодно к 1 декабря учреждения СНЛК представляют в Главное управление МЧС России по Мурманской области и ГОКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Мурманской области", а также в соответствующие федеральные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти Мурманской области по подчиненности годовые отчеты о работе и состоянии готовности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 18 ноября 2013 г. N 671-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.