Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о Красной книге Мурманской области
(утв. постановлением Губернатора Мурманской области от 4 сентября 2002 г. N 325-ПП)
II. Структура Красной книги Мурманской области
2.1. Красная книга Мурманской области включает разделы по различным систематическим группам объектов растительного и животного мира и может состоять из отдельных томов.
2.2. Каждый том Красной книги Мурманской области должен содержать настоящее Положение и другие нормативные документы в части, касающейся Красной книги Мурманской области, перечни видов, исчезнувших с территории Мурманской области - приложение N 1, а также перечень видов, исключенных из Красной книги Мурманской области - приложение N 2.
2.3. Каждый объект растительного и животного мира, занесенный в Красную книгу Мурманской области, должен быть отнесен к одной из приведенных ниже категорий статуса видов, характеризующих состояние вида на территории Мурманской области.
Категория 0. Исчезнувшие виды - виды, встречи которых не зарегистрированы в течение последних 50 лет (для позвоночных животных) или 100 лет (для прочих объектов растительного и животного мира).
Категория 1. Исчезающие виды. Данная категория статуса видов подразделяется на две подкатегории:
Подкатегория 1а. Виды, находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения (за основу для выделения подкатегории взяты категория Critically Endangered Красной книги МСОП и категория I Красной книги РФ), - виды, численность которых опустилась ниже критического уровня или же места их обитания претерпели настолько сильные изменения, что в ближайшее время эти виды исчезнут. Выживание таких видов возможно только при условии принятия срочных мер по охране и восстановлению условий их обитания. Для любого вида данной категории статуса подлежит охране в качестве особо охраняемой природной территории с заповедным режимом (заповедник, особо защитные участки заказника, государственный памятник природы, заповедное ядро национального или природного парка) не только каждое выявленное место обитания (произрастания) данного вида, но и весь вмещающий данное место обитания (произрастания) ландшафт. Режим особо охраняемой природной территории должен быть таким, какой предусмотрен в необходимых мерах охраны данного вида, или более жестким.
Создание особо охраняемой природной территории должно осуществляться в соответствии с действующим на данный момент законодательством.
Подкатегория 1б. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения (за основу для выделения подкатегории взяты категория Endangered Красной книги МСОП и категория I и, частично, категория II Красной книги РФ), - виды, численность которых опустилась до критического уровня или же территория, занимаемая всеми местами их обитания, сократилась настолько, что в ближайшее время эти виды могут исчезнуть. Выживание таких видов возможно только при условии принятия срочных мер по охране условий их обитания. Для любого вида данной категории статуса охране подлежит каждое выявленное место обитания (произрастания) данного вида с режимом, предусмотренным в необходимых мерах охраны данного вида.
Категория 2. Уязвимые виды (за основу для выделения категории взяты категория Vulnerable Красной книги МСОП и категория II Красной книги РФ) - виды, численность которых быстро сокращается и которые в ближайшем будущем, если не устранить неблагоприятные воздействия, перейдут в категорию 1, и виды с низкой численностью, для которых существует непосредственная опасность вымирания. Для любого вида данной категории статуса охране подлежат все критические участки каждого выявленного места обитания (произрастания) данного вида с режимом, предусмотренным в необходимых мерах охраны данного вида.
Категория 3. Редкие виды (за основу для выделения категории взяты категория Lower risk Красной книги МСОП и категория III Красной книги РФ) - виды с низкой численностью, не подверженные непосредственной опасности вымирания, в том числе:
- естественно редкие (виды, для которых низкая численность является нормой);
- виды, находящиеся на границе ареала;
- виды, ставшие редкими в результате деятельности человека (но численность их стабилизировалась на достаточно низком уровне и дальнейшего ее сокращения не наблюдается);
- восстанавливающиеся виды - виды, являющиеся редкими в результате действия естественных или антропогенных факторов, численность которых имеет тенденцию к росту и (или) ареал которых имеет тенденцию к расширению (в том числе восстанавливающиеся в результате принятых мер охраны).
Для любого вида данной категории статуса в качестве необходимой меры охраны достаточно наличие одного наиболее репрезентативного для данного района Мурманской области места обитания (произрастания) данного вида в охраняемой природной территории с заповедным режимом (заповедник, особо защитные участки заказника, государственный памятник природы, заповедное ядро национального или природного парка) в каждом административном районе Мурманской области, в котором этот вид обитает или произрастает.
Категория 4. Виды с неопределенным статусом (за основу для выделения категории взяты категории Data Deficient и Not Evaluated Красной книги МСОП и категория IV Красной книги РФ) - малоизвестные, недостаточно изученные или систематически неясные виды, для которых нет достаточных данных, чтобы конкретизировать их статус. Для любого вида данной категории статуса в качестве необходимой меры охраны достаточно наличие одного наиболее репрезентативного для данного района Мурманской области места обитания (произрастания) данного вида в охраняемой природной территории с заповедным режимом (заповедник, особо защитные участки заказника, государственный памятник природы, заповедное ядро национального или природного парка) в каждом административном районе Мурманской области, в котором этот вид обитает или произрастает.
Категория 5. Поддерживаемые виды (за основу для выделения взята частично категория V Красной книги РФ) - виды, численность которых на территории Мурманской области восстановилась и остается стабильной за счет функционирования особо охраняемых природных территорий с заповедным режимом. Для любого вида данной категории в качестве необходимой меры охраны достаточным является обеспечение функционирования существующих особо охраняемых природных территорий с заповедным режимом, в которой данный вид обитает (произрастает). Для сохранения видов этой категории достаточно обеспечивать функционирование существующей сети особо охраняемых природных территорий.
Категория 6. Специально контролируемые виды - виды, занесенные в вышестоящие Красные книги с категорий статуса, требующих строгих мер охраны, однако столь распространенные на территории Мурманской области, что принятие таких мер приведет к существенному сокращению хозяйственной деятельности, при этом существующие объемы и формы хозяйственной деятельности на территории области не ведут к сокращению их численности и территории, занятой местами их обитания. Для любого вида данной категории статуса в качестве необходимой меры охраны достаточно наличие одного наиболее репрезентативного для данного района Мурманской области места обитания (произрастания) данного вида в охраняемой природной территории с заповедным режимом (заповедник, особо защитные участки заказника, государственный памятник природы, заповедное ядро национального или природного парка) в каждом административном районе Мурманской области, в котором этот вид обитает или произрастает.
Кроме указанных категорий в приложении к Красной книге Мурманской области "Аннотированный список таксонов и популяций животных, растений и грибов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде Мурманской области" заносятся виды, которые не требуют мер специальной государственной охраны на территории области, но могут потребовать таких мер в дальнейшем. Для любого таксона или популяции, занесенных в данное приложение, необходимо наличие одного наиболее репрезентативного для данного района Мурманской области места обитания (произрастания) в охраняемой природной территории с заповедным режимом (заповедник, особо защитные участки заказника, государственный памятник природы, заповедное ядро национального или природного парка) в каждом административном районе Мурманской области, в котором этот таксон или популяция обитает или произрастает.
2.4. Информация о каждом объекте животного или растительного мира, занесенном в Красную книгу Мурманской области, должна быть представлена в Красной книге Мурманской области.
Для всех видов, занесенных в Красную книгу Мурманской области, информация представляется в виде сводной таблицы, в которой виды приведены в систематическом порядке, обязательно включающей следующие графы:
1) русское и латинское название вида,
2) категория статуса в Красной книге Мурманской области
3) категория статуса в Красной книге СНГ (до принятия Красной книги СНГ настоящее положение распространяется на Красную книгу СССР) и категория статуса в Красной книге РФ (до принятия Красной книги РФ настоящее положение распространяется на Красную книгу РСФСР), если вид включен в указанные Красные книги.
Для видов, отнесенных к категориям статуса 1а, 1б и 2 информация представляется в виде отдельной статьи, обязательно включающей следующие пункты:
1) русское и латинское название вида,
2) систематическое положение вида (для растений и грибов - до семейства, для животных - до отряда),
3) категория статуса в Красной книге Мурманской области, категория статуса в Красной книге СНГ (до принятия Красной книги СНГ настоящее положение распространяется на Красную книгу СССР) для видов, включенных в нее, и категория статуса в Красной книге РФ (до принятия Красной книги РФ настоящее положение распространяется на Красную книгу РСФСР) для видов, включенных в нее,
4) описание вида,
5) распространение вида на территории Мурманской области, в России и в мире,
6) экологические особенности вида,
7) оценка численности вида на территории Мурманской области и ее динамики,
8) лимитирующие факторы,
9) принятые меры охраны,
10) необходимые меры охраны, включающие в себя:
- определение территорий, являющихся ландшафтом, вмещающим место обитания (произрастания), или территорий, являющихся местом обитания (произрастания), или территорий, являющихся критическими участками места обитания (произрастания) (приводится в том случае, если определения, приведенные в пункте 8.3, являются для данного вида недостаточными);
- режим особой охраны данных территорий, разработанный на основе пункта 8.5 настоящего положения;
-необходимые для охраны и восстановления вида мероприятия,
11) список источников информации, в том числе литературных источников,
12) автор (авторы) очерка,
13) схематическая карта Мурманской области, на которой показаны основные места распространения вида.
Статья может сопровождаться цветным или черно-белым рисунком, изображающим данный объект животного или растительного мира.
Для групп видов, отнесенных к категориям статуса 3, 4 и 6 и сходных по своей экологии вне таблицы должны быть приведены:
1) экологическое название группы, даваемое по типу мест обитания (произрастания) отнесенных к ней видов,
2) перечень латинских названий отнесенных к данной группе видов, приведенный в алфавитном порядке,
3) необходимые меры охраны, включающие в себя:
- определение территорий, являющихся местом обитания (произрастания) (приводится в том случае, если определения, приведенные в пункте 8.3, являются для данного вида недостаточными);
- режим особой охраны данных территорий, разработанный на основе пункта 8.5 настоящего положения.
Для видов, отнесенных к категории статуса 6, обязательно должно приводится обоснование отнесения вида к данной категории.
Кроме обязательной информации в таблице для любого из видов, отнесенных к категории статуса 3, 4, 5 и 6, в Красной книге Мурманской области может быть приведена отдельная статья, включающая пункты, предусмотренные для статей о видах, отнесенных к категориям статуса 1 и 2.
Для удобства пользования книгой в каждом разделе Красной книги приводится алфавитный указатель занесенных в него видов.
III. Ведение Красной книги Мурманской области
3.1. Ведение Красной книги Мурманской области включает:
- сбор информации об объектах растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, а также хранение информации и других материалов, касающихся этих видов;
- занесение в Красную книгу Мурманской области (или исключение из нее) того или иного объекта животного или растительного мира;
- подготовку и издание Красной книги Мурманской области;
- обеспечение мониторинга состояния на территории Мурманской области объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области;
- регистрацию центров по разведению и содержанию объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области;
- подготовку предписаний о взятии под охрану выявленных мест обитания (произрастания) или их критических участков для видов, занесенных в Красную книгу Мурманской области, подготовку предложений по организации особо охраняемых природных территорий, а также разработку и внедрение других мероприятий с целью сохранения объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области;
- подготовку и редактирование электронной формы (компьютерной версии) Красной книги Мурманской области, которая является эталонной и размещается в специально уполномоченном государственном органе.
3.2. Электронная форма (компьютерная версия) Красной книги Мурманской области является кадастром информации об объектах растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области. Данный кадастр служит основанием для осуществляемого в процессе экологической экспертизы отягчения природоохранными требованиями проектов хозяйственной и иной деятельности.
IV. Сбор и хранение информации о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов
4.1. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с охраной, восстановлением, использованием и мониторингом растительного и животного мира, обязаны представлять информацию о состоянии, фактах нарушения среды обитания и обо всех установленных случаях незаконного добывания, уничтожения, заболевания, гибели или угрозы исчезновения объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, в специально уполномоченный государственный орган и в органы исполнительной власти Мурманской области.
4.2. Для сбора информации по биологии, численности и распространению на территории Мурманской области объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, об изменении условий их обитания, а также для координации исследований и широкого привлечения к их выполнению научных и иных организаций, органы исполнительной власти Мурманской области, по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды по Мурманской области, определяют учреждения-кураторы из числа научно-исследовательских организаций, связанных по характеру своей деятельности с изучением этих объектов на территории Мурманской области. Учреждения-кураторы из числа своих научных сотрудников назначают лиц-кураторов, ответственных за сбор информации по конкретным группам объектов растительного и животного мира.Функции учреждений-кураторов осуществляются ими на договорной основе.
4.3. Задачами лиц-кураторов являются:
- организация и проведение сбора, обобщения и хранения научной информации о состоянии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области (в том числе формирование и ведение электронной версии Красной книги Мурманской области - базы данных);
- подготовка и обоснование предложений по сохранению и восстановлению объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области;
- разработка в случае необходимости программ и мероприятий по искусственному разведению объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области;
- анализ предложений о занесении в Красную книгу Мурманской области (исключении из Красной книги Мурманской области) редких, находящихся под угрозой исчезновения или нуждающихся в особой охране видов животных, растений, грибов и других организмов, или изменении категории статуса объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области;
- передача соответствующих материалов в установленном порядке в органы исполнительной власти Мурманской области и в специально уполномоченный государственный орган по Мурманской области.
Лица-кураторы удостоверяют на официальном бланке учреждения-куратора любое сообщение об обнаружении на территории Мурманской области места обитания (произрастания) вида, занесенного в Красную книгу Мурманской области, или об исчезновении таких видов из ранее выявленных мест их обитания (произрастания). На основании удостоверенного лицом-куратором сообщения об обнаружении места обитания (произрастания) вида, занесенного в Красную книгу Мурманской области, специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области выдает предписание о приостановлении хозяйственной и иной деятельности (о запрете видов деятельности, указанных в необходимых мерах охраны для данного вида) в выявленном месте обитания (произрастания), или во вмещающем данное местообитание ландшафте, или в критических участках данного местообитания вида, занесенного в Красную книгу Мурманской области. На основании удостоверенного лицом-куратором сообщения об исчезновении вида, занесенного в Красную книгу Мурманской области, в ранее выявленном месте его обитания (произрастания), специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области отзывает предписание о приостановлении хозяйственной и иной деятельности. В случае исчезновения вида, занесенного в Красную книгу Мурманской области, в ранее выявленном месте его обитания (произрастания), если не будет доказан естественный характер данного исчезновения или не будет найдено лицо, ответственное за данное исчезновение, виновным в уничтожении данного места обитания (произрастания) признается юридическое или физическое лицо, которому было выдано предписание о приостановлении хозяйственной и иной деятельности.
Специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области регулярно (один раз в пять лет) организует проверку лицом-куратором всех выявленных и охраняемых согласно предписаниям мест обитания (произрастания) видов, занесенных в Красную книгу Мурманской области.
Если такая проверка не организуется, то вид считается обитающим (произрастающим) в данном месте без изменений, и специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области обязан выдать новое предписание о приостановлении хозяйственной и иной деятельности в отношении данного места обитания (произрастания) на следующий срок (следующие пять лет). Если через следующие пять лет вторично не будет организована проверка данной территории, то новое предписание не выдается, а лицо (лица), ответственное за то, что такая проверка не была организована, признается виновным в уничтожении данного места обитания (произрастания).
4.4. Органы исполнительной власти Мурманской области, специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области и учреждения-кураторы в обязательном порядке производят взаимный обмен вновь поступающей информацией об объектах растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, не реже одного раза в год.
4.5. Информация о принятых и необходимых мерах охраны объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, должна доводиться до сведения всех заинтересованных предприятий и учреждений, а также граждан, в том числе через средства массовой информации.
V. Занесение объектов растительного и животного мира в Красную книгу Мурманской области, их исключение из Красной книги и изменение категорий статуса
5.1. В Красную книгу Мурманской области заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, постоянно или временно обитающие в состоянии естественной свободы или произрастающие в естественных условиях на территории Мурманской области (включая все внутренние акватории) и в 12-мильной прибрежной морской зоне Мурманской области, которые нуждаются в специальных государственно-правовых действиях, направленных на установление и осуществление особой охраны и на разработку мер по их восстановлению.
5.2. Предложения о занесении в Красную книгу Мурманской области (исключении из Красной книги Мурманской области) или о переводе указанных видов из одной категории статуса редкости в другую, направляются юридическими и физическими лицами в органы исполнительной власти Мурманской области и в специально уполномоченный государственный орган по Мурманской области для последующего их рассмотрения лицами-кураторами Красной книги Мурманской области.
5.3. Основанием для занесения в Красную книгу Мурманской области редкого или находящегося под угрозой исчезновения вида животных, растений или грибов или повышении категории его статуса служат данные об опасном сокращении его численности и (или) распространении на территории Мурманской области, о неблагоприятных изменениях условий существования этого вида или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия особых мер по его сохранению и восстановлению.
5.4. Основанием для исключения из Красной книги Мурманской области или понижении категории статуса того или иного вида животных, растений или грибов служат данные о восстановлении его численности и (или) распространении на территории Мурманской области, о положительных изменениях условий его существования на территории Мурманской области или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия особых мер по его охране и восстановлению.
5.5. Решение о занесении в Красную книгу Мурманской области (исключении из Красной книги Мурманской области) или изменении категории статуса вида животного, растения, гриба или другого живого организма принимается органами исполнительной власти Мурманской области по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды по Мурманской области на основании совместного заключения всех учреждений-кураторов Красной книги Мурманской области, ведающих данной группой живых организмов.
VI. Издание и распространение Красной книги Мурманской области
6.1. Издание Красной книги Мурманской области осуществляется не реже одного раза в 10 лет, в компьютерную версию Красной книги Мурманской области изменения вносятся регулярно (ежегодно).
6.2. Порядок издания и распространения Красной книги Мурманской области устанавливается органами исполнительной власти Мурманской области по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по Мурманской области.
6.3. Часть тиража издания Красной книги Мурманской области в обязательном порядке направляется в органы исполнительной власти Мурманской области и администрации городов и районов Мурманской области, в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурманской области и его структурные подразделения, в районные отделы народного образования, организациям-кураторам, лицам-кураторам, заповедникам и администрациям других особо охраняемых природных территорий, ФГУ "Мурманрыбвод", в областную прокуратуру, управление охотничьего хозяйства Мурманской области, управление ФСБ РФ по Мурманской области, Арктическое региональное управление ФПС РФ, таможенные органы области.
6.4. Для обеспечения эффективной охраны объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, и оперативного планирования мероприятий по их сохранению и восстановлению, независимо от издания и распространения Красной книги Мурманской области, органы исполнительной власти Мурманской области и специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области обеспечивают распространение по перечисленным в пункте 6.3. учреждениям и организациям Перечней (списков) видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Мурманской области и исключенных из нее, соответствующих изменений и дополнений к ним. Структура данных документов должна соответствовать структуре Красной книги Мурманской области. Юридическое значение данных документов такое же, как и у Красной книги Мурманской области.
Составление и распространение указанных перечней и приложений определяется органами исполнительной власти Мурманской области и специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по Мурманской области в соответствии с пунктами 5.5 и 6.3 настоящего Положения.
VII. Добывание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Мурманской области
7.1. Добывание (отлов, отстрел, мечение, выкопка, сбор и любое другое изъятие из естественной среды) организмов (их частей или продуктов), относящихся к объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Мурманской области, за исключением объектов растительного и животного мира занесенных в Красную книгу Российской Федерации, может производиться в исключительных случаях в целях сохранения и восстановления (для искусственного разведения в неволе или в культуре, для воспроизводства в естественных условиях, для проведения научно-исследовательских работ, для пополнения зоопарков и питомников) по специальному разрешению, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по Мурманской области после получения экспертного заключения лица-куратора. Добывание (отлов, отстрел, мечение, выкопка, сбор и любое другое изъятие из естественной среды) организмов (их частей или продуктов), относящихся к объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, регулируется действующим федеральным законодательством.
7.2. Вывоз из Мурманской области организмов (живых, чучел, коллекционных образцов, гербарных экземпляров и других их частей и дериватов), относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Мурманской области (за исключением видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), а также их частей или продуктов, производится по лицензиям (разрешениям), выдаваемым специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по Мурманской области.
7.3. Юридические и физические лица, виновные в незаконном добывании или уничтожении, а также в незаконном вывозе за границу, скупке, продаже, приобретении, обмене, пересылке, содержании и (или) хранении организмов (их частей, продуктов или изделий из них), относящихся к объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Мурманской области, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Мурманской области.
7.4. Ущерб, причиненный незаконным добыванием объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, взыскивается в порядке, установленном законодательством РФ, а также в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти Мурманской области по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по Мурманской области.
VIII. Охрана и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Мурманской области
8.1. Природопользователи, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, на территории (землях, угодьях) которых имеются объекты растительного и животного мира, занесенные в Красную книгу Мурманской области, обязаны принимать меры по охране и восстановлению этих объектов.
8.2. На территории Мурманской области подлежат особой охране и исключению из хозяйственного использования:
а) все ландшафты, вмещающие места обитания (произрастания) объектов животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области и отнесенных к подкатегории статуса 1а;
б) все места обитания (произрастания) объектов животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области и отнесенных к подкатегории статуса 1б;
в) все критические участки каждого места обитания (произрастания) объектов животного или растительного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области и отнесенных к категории статуса 2;
г) наиболее репрезентативное для данного района Мурманской области место обитания (произрастания) объекта растительного или животного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области и отнесенного к любой другой категории или занесенного в приложение к Красной книге Мурманской области "Аннотированный список таксонов и популяций животных, растений и грибов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде Мурманской области".
8.3. Критическим участком места обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, может быть:
- территория (акватория), на которой произрастает данное растение, гриб или другой неподвижный организм;
- территория (акватория), на которой находится нора, гнездо, убежище, постоянная присада, лежбище или любое другое место постоянного пребывания данного животного;
- территория (акватория), на которой нет места постоянного пребывания животного, но животное данного вида встречается на данной территории (акватории) постоянно (пять или более раз за один год);
- территория (акватория), на которой не встречается объект животного или растительного мира, занесенный в Красную книгу Мурманской области, но определяющая метеорологический режим и (или) гидрологический режим, и (или) геохимический режим, и (или) режим покоя, и (или) другой естественный режим любой из перечисленных выше территорий (акваторий), находящихся в непосредственной близости, но не обязательно непосредственно граничащих с ней.
Критическими являются следующие участки, в границах которых расположены любые из указанных территорий:
а) выдел земельного фонда, если рассматриваемая территория расположена вне лесного фонда;
б) выдел лесного фонда, если рассматриваемая территория расположена в лесном фонде и связана с объектом, не повторяющимся в соседних выделах (скальный выход, обнажение грунта и другие подобные объекты);
в) группа граничащих между собой выделов лесного фонда, сходных по преобладающей породе и по классу возраста, если рассматриваемая территория расположена в лесном фонде и связана с объектом, повторяющимся в соседних выделах (дерево, кустарник, почвенный покров и другие подобные объекты);
г) группу выделов лесного и (или) земельного фонда, включающих в себя полностью болото или заболоченный участок в границах нулевой залежи, если рассматриваемая территория расположена на разведанном торфяном месторождении;
д) водоем или его часть (озеро, залив, пролив, участок прибрежной акватории, ограниченный видимыми ориентирами), включающий сам водоем или его часть и группу выделов лесного и (или) земельного фонда, граничащую с ним (ней) и включающую в себя прилегающую к водоему или его части водоохранную зону, если рассматривается акватория.
Местом обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, является ограниченная визуально наблюдаемыми естественными или искусственными границами территория, включающая зону, заключенную между отрезками, связывающими крайние точки критических участков для данной особи или группы особей объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области.
Ландшафтом, вмещающим место обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, является территория, вмещающая определенное выше место обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, и ограниченная рекой (реками) и (или) водоразделом (водоразделами). При проведении такой границы недопустимо пересечение любых водных потоков, в том числе сезонных, участвующих в образовании водных потоков на территории данного места обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области. Граница может быть проведена по другим визуально наблюдаемым естественным или искусственным границам, но обязательно с полным включением определенного в настоящем пункте ландшафта, вмещающего место обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области.
В Красной книге Мурманской области в очерках для конкретных видов, отнесенных к категориям статуса 1 и 2, или в мерах охраны для групп видов, отнесенных к категориям статуса 3, 4 и 6 могут быть приведены отличные от данных в настоящем пункте определения территорий, являющихся ландшафтом, вмещающим место обитания (произрастания), или территорий, являющихся местом обитания (произрастания), или территорий, являющихся критическими участками места обитания (произрастания). В таком случае действовать будет определение, приведенное в Красной книге Мурманской области.
8.4. Режим особой охраны на перечисленных в пункте 8.2 настоящего Положения территориях вводится предписанием специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды по Мурманской области по инициативе любых заинтересованных организаций и граждан на основании акта обследования территории, утвержденного лицом-куратором Красной книги Мурманской области.
Для случая, предусмотренного подпунктом а) пункта 8.2, такое предписание выдается до создания особо охраняемой природной территории с заповедным режимом, включающей данный ландшафт, вмещающий место обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области. Данное предписание выдается сроком не более чем на три года. Органы исполнительной власти Мурманской области и специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области обязаны в течение срока действия предписания создать на данной территории особо охраняемую природную территорию с заповедным режимом (включить данную территорию в особо охраняемую природную территорию с заповедным режимом на данном участке) в соответствии с действующим законодательством РФ с привлечением к данной работе организации-куратора по данному объекту животного или растительного мира.
Для случая, предусмотренного подпунктом г) пункта 8.2, такое предписание выдается до организации особо охраняемой природной территории с заповедным режимом, включающей наиболее репрезентативное место обитания (произрастания) рассматриваемого вида в данном административном районе, но сроком не более чем на пять лет. Органы исполнительной власти Мурманской области и специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области обязаны в течение срока действия предписания организовать выявление наиболее репрезентативного места обитания (произрастания) рассматриваемого вида и создать на нем такую особо охраняемую природную территорию с заповедным режимом в данном административном районе (включить наиболее репрезентативное место обитания (произрастания) рассматриваемого вида в особо охраняемую природную территорию с заповедным режимом в данном административном районе) в соответствии с действующим законодательством РФ с привлечением к данной работе организации-куратора по данному объекту животного или растительного мира. После создания такой особо охраняемой природной территории все предписания о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, выданные для сохранения менее репрезентативных мест обитания (произрастания) рассматриваемого вида в данном административном районе, отзываются и режим особой охраны таких мест обитания (произрастания) рассматриваемого вида прекращается, если для территорий, на которых расположены такие места обитания (произрастания), нет иных показаний к охране.
Для случая, предусмотренного подпунктом б) или подпунктом в) пункта 8.2, такое предписание выдается сроком на пять лет. Если через пять лет при проверке данной территории лицом-куратором согласно пункту 4.3 выявляется, что она перестала служить местом обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, режим особой охраны прекращается. Если такое обследование не проводилось, то данная территория продолжает считаться местом обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, и специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды по Мурманской области обязан выдать предписание, продляющее режим особой охраны на данной территории, на следующие пять лет. Если через следующие пять лет вторично не будет организована проверка данной территории, то новое предписание не выдается, а лицо (лица), ответственное за то, что такая проверка не была организована, признается виновным в уничтожении данного места обитания (произрастания). Регулярные проверки с выдачей новых предписаний могут быть прекращены в случае организации особо охраняемой природной территории с заповедным режимом (заповедник, особо защитные участки заказника, государственный памятник природы, заповедное ядро национального или природного парка), полностью включающей данное место обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области.
8.5. Режим особой охраны территорий, перечисленных в пункте 8.2, должен включать все необходимые меры охраны, указанные в информации по данному виду или группе видов в Красной книге Мурманской области, и кроме них должен включать все меры, обеспечивающие безусловное сохранение объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, в данном месте обитания (произрастания). В случае, если необходимые меры охраны для виды или группы видов в Красной книге Мурманской области не приводятся, то режим особой охраны территорий, перечисленных в пункте 8.2, должен включать исключительно меры, обеспечивающие безусловное сохранение объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, в данном месте обитания (произрастания). Режим особой охраны может включать в себя запрет:
- изменения режима землевладения и землепользования;
- отвода земель под любые виды пользования;
- строительства;
- прокладывания любых новых коммуникаций;
- рубок леса, в том числе санитарных;
- подсочки деревьев;
- повреждения деревьев и кустарников;
- изменения видового состава фауны и флоры, в том числе акклиматизации новых видов;
- нарушения травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового яруса до степени, приводящей к снижению проективного покрытия яруса или выпадению отдельных видов;
- применения любых ядохимикатов, химухода за лесом;
- изыскательских, геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых;
- добычи торфа и сапропеля;
- мелиоративных работ;
- нарушения гидрологического режима территории;
- проезда и стоянки автомототранспорта;
- рекреации;
- разбивки туристических стоянок и разведения костров;
- загрязнения и захламления территории;
- сенокошения;
- выпаса и прогона скота, включая домашних северных оленей;
- охоты;
- рыбной ловли;
- использования водных моторных транспортных средств;
- судоходства;
- сбора морепродуктов;
- проведения стрельб;
- пролета авиасредств на малой высоте (менее 500 метров);
- высадки на берег экипажей судов;
- проведения гидрографических и землеустроительных, дноуглубительных, инженерных работ без согласования их сроков и порядка с природоохранными органами и организациями-кураторами;
- а также любых других видов хозяйственной деятельности человека.
Если на территории критического участка места обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, или на территории такого места обитания (произрастания), или на территории вмещающего такое место обитания (произрастания) ландшафта находятся коммуникации федерального или областного значения или земли населенного пункта, то на полосе отчуждения вдоль этих коммуникаций или на землях населенного пункта указанный режим вводится в части, не препятствующей выполнению основных задач данных коммуникаций или данного населенного пункта.
Если на территории критического участка места обитания (произрастания) объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, или на территории такого места обитания (произрастания), или на территории вмещающего такое место обитания (произрастания) ландшафта находятся объекты федерального значения, для которых введение данного режима особой охраны режима исключит их целевое использование, то до выдачи предписания, предусматривающего введение природоохранного режима, организуется согласительная комиссия, целью которой является определение наиболее эффективных мер, позволяющих безусловно сохранить особи объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, в данном месте обитания (произрастания) при осуществлении хозяйственной деятельности. В исключительных случаях возможен временный перенос особей объекта животного или растительного мира, занесенного в Красную книгу Мурманской области, в другое подобное место обитания (произрастания) или временный перенос их в культуру с возвращением после хозяйственного использования территории в данное место обитания (произрастания). Оплата данных дополнительных работ осуществляется за счет юридического лица, заинтересованного в хозяйственном использовании участка.
8.6. Ущерб, причиненный уничтожением объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, а также нарушением мест их обитания, взыскивается в порядке, установленном законодательством РФ, а также в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти Мурманской области по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды по Мурманской области.
IX. Порядок внесения изменений и дополнений в положение о Красной книге Мурманской области
9.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в порядке, установленном для его утверждения.
<< Назад |
>> I. Общая часть |
|
Содержание Постановление Правительства Мурманской области от 4 сентября 2002 г. N 325-ПП "О Красной книге Мурманской области" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.