Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 25. Регистрация кандидатов на должность главы муниципального образования
1. Для регистрации кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
3) утратил силу;
См. текст подпункта 3 пункта 1 статьи 25
4) если кандидат одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, - письменное уведомление о его выдвижении кандидатом на других выборах;
5) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии со статьями 20 и 23 настоящего Закона;
6) первый финансовый отчет кандидата (если кандидат не финансирует свою избирательную кампанию и в соответствии с пунктом 2 статьи 36 настоящего Закона уведомил об этом при выдвижении избирательную комиссию муниципального образования, избирательные фонды не создаются, финансовые отчеты не представляются);
7) в случае назначения уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам - документы о его назначении, оформленные с учетом требований статьи 36 настоящего Закона, а также копию доверенности уполномоченного представителя по финансовым вопросам (при предъявлении ее оригинала).
2. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено Федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на четыре подписи.
3. При приеме избирательных документов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату подтверждение в письменной форме о приеме избирательных документов по форме, утвержденной указанной избирательной комиссией, с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов.
4. Избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, в течение шести дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Законом Мурманской области от 19 декабря 2013 г. N 1699-01-ЗМО в пункт 5 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
5. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 20 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Законом Мурманской области от 19 декабря 2013 г. N 1699-01-ЗМО статья 25 главы 4 настоящего Закона дополнена пунктом 5.1
5.1. При проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, кандидат представляет в избирательную комиссию письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в пункт 6 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
6. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, иных органов и учреждений в соответствии с Федеральным законом. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными данных, содержащихся в подписных листах.
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО статья 25 главы 4 настоящего Закона дополнена пунктом 6.1
6.1. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Мурманской области может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в пункт 7 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
7. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, а также соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. В случае если для регистрации кандидата достаточно менее одной тысячи подписей избирателей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией, организующей выборы. При проведении жеребьевки при проверке подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его доверенные лица, уполномоченные представители любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата. О времени проведения соответствующих жеребьевки и проверки подписных листов должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Утратил силу.
См. текст пункта 8 статьи 25
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО пункт 9 статьи 25 главы 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
9. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
10. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в подпункт 2 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 6 статьи;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в подпункт 3 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в подпункт 5 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в подпункт 6 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО подпункт 7 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
7) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем представления в избирательную комиссию муниципального образования документов о выдвижении, предусмотренных статьями 20 - 23 настоящего Закона;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО подпункт 9 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
9) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО подпункт 11 пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
11) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 6 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Закона.
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона дополнен подпунктом 12
12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО пункта 10 статьи 25 главы 4 настоящего Закона дополнен подпунктом 13
13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в пункт 11 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных и подпунктами 7, 11 и 13 пункта 10 настоящей статьи.
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в пункт 12 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
12. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами 7, 11 и 13 пункта 10 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
13. При проведении проверки, в том числе при выборке подписей для проверки подписей избирателей, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, или его доверенные лица. О проведении проверки подписей кандидаты должны извещаться избирательной комиссией муниципального образования.
14. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
В случае если проведенная избирательной комиссией муниципального образования проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом 7 пункта 23 настоящей статьи, кандидат вправе получить в избирательной комиссии муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией муниципального образования указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Пункты 15-19 утратили силу.
См. текст пунктов 15-19 статьи 25
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО пункт 20 статьи 25 главы 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
20. Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
21. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии муниципального образования указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения.
22. В случае отказа в регистрации кандидата избирательная комиссия муниципального образования в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
23. В соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
Законом Мурманской области от 19 декабря 2013 г. N 1699-01-ЗМО пункт 23 статьи 25 главы 4 настоящего Закона дополнен подпунктом 1.1
1.1) при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов несоблюдение требований, установленных пунктом 3.3 статьи 20 настоящего Закона;";
2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований статьи 23 настоящего Закона;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в подпункт 3 пункта 23 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и (или) о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления и регистрации кандидата;
4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона;
Законом Мурманской области от 19 декабря 2013 г. N 1699-01-ЗМО в подпункт 5 пункта 23 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 Федерального закона, настоящим Законом;
6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
Законом Мурманской области от 6 июля 2012 г. N 1498-01-ЗМО в подпункт 7 пункта 23 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
8) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона;
9) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
10) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
11) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного пунктом 15 статьи 36 настоящего Закона предельного размера расходования средств избирательного фонда;
12) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;
13) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
14) утратил силу;
См. текст подпункта 14 пункта 23 статьи 25
15) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
24. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных настоящим Законом порядка и сроков их выдвижения.
Законом Мурманской области от 27 мая 2013 г. N 1612-01-ЗМО в пункт 25 статьи 25 главы 4 настоящего Закона внесены изменения
25. Кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования вправе представить в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято данное решение, и выдает ему копию решения.
26. Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования, вправе не позднее чем за пять дней до дня голосования отозвать выдвинутого им кандидата. Если кандидат был зарегистрирован, избирательная комиссия муниципального образования принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято данное решение, и выдает ему копию решения.
Законом Мурманской области от 27 мая 2013 г. N 1612-01-ЗМО пункт 27 статьи 25 главы 4 настоящего Закона изложен в новой редакции
27. Если ко дню голосования будет зарегистрирован только один кандидат или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, голосование по решению избирательной комиссии, организующей выборы, откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
28. В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, либо в связи с тем, что регистрация кандидата была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией муниципального образования на основании, предусмотренном Федеральным законом, все расходы, понесенные избирательной комиссией, организующей выборы, при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет такого кандидата, избирательного объединения.
29. Утратил силу.
См. текст пункта 29 статьи 25
30. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников, а также избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, Уставом Мурманской области, законом Мурманской области, уставом муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.