Постановление Правительства Мурманской области от 2 июня 2014 г. N 284-ПП/8
"О Стратегии развития физической культуры и спорта в Мурманской области на период до 2020 года"
В целях определения основных направлений развития физической культуры и спорта в Мурманской области до 2020 года Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Мурманской области на период до 2020 года (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области при разработке программ в сфере физической культуры и спорта руководствоваться основными положениями Стратегии.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Стратия Г.И.
Врио Губернатора |
М. Ковтун |
Стратегия
развития физической культуры и спорта Мурманской области на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 2 июня 2014 г. N 284-ПП/8)
Введение
Стратегия развития физической культуры и спорта Мурманской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года и направлена на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения Мурманской области.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.
Стратегия физической культуры и спорта Мурманской области до 2020 года предполагает проведение модернизации в сфере физической культуры и спорта с учётом климатических, экономических, экологических и социокультурных факторов, влияющих на развитие и оптимальное функционирование отрасли.
Основным условием успешной реализации Стратегии является эффективное взаимодействие всех ветвей власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Мурманской области, общественных объединений.
Реализация Стратегии предполагает координацию действий всех заинтересованных институтов гражданского общества, консолидированные усилия которых будут направлены на выработку подходов к развитию региональной системы физической культуры и спорта, на решение задач материально-технического, кадрового, финансового, информационного обеспечения сферы физической культуры и спорта, комплексного мониторинга развития отрасли.
В Стратегии сформулированы:
- результаты анализа и оценка текущего состояния физической культуры и спорта в Мурманской области;
- стратегические цели, задачи и планируемые показатели развития физической культуры и спорта в Мурманской области;
- основные направления развития физической культуры и спорта в Мурманской области с учетом вызовов предстоящего периода;
- порядок мониторинга и оценки результативности и эффективности реализации Стратегии;
- описание механизмов управления рисками.
Предусматривается два этапа реализации Стратегии:
- первый этап: 2014-2016 годы;
- второй этап: 2017-2020 годы.
В Стратегии используются основные термины и понятия:
1) лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, - физические лица, занимающиеся избранным видом спорта или общей физической подготовкой в организованной форме занятий (кроме урочной формы занятий в образовательных организациях) не менее 3 раз или 3 суммарных часов в неделю;
2) массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
3) национальные виды спорта - виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации;
4) организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия;
5) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения;
6) общероссийская (областная) спортивная федерация - общероссийская (областная) общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд;
7) официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Российской Федерации, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
8) подготовка спортивного резерва - многолетний целенаправленный тренировочный процесс по видам спорта в организациях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
9) профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;
10) спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;
11) спортсмен высокого класса - спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов;
12) студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях;
13) спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы;
14) спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту);
15) спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов;
16) спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
17) спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;
18) физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;
19) физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;
20) физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик;
21) физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой;
22) физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности;
23) школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных организациях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
1. Характеристика состояния физической культуры и спорта в Мурманской области
В условиях Кольского Заполярья одной из главных проблем является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Экстремальные климатические факторы северных территорий - низкая температура, напряжённость геомагнитного поля, выраженные колебания атмосферного давления, синдром полярного напряжения (полярная ночь и полярный день) - приводят к крайне неблагоприятным последствиям для здоровья северян. Эффект внешних факторов проявляется в виде сокращения резервного потенциала организма, более раннего истощения жизненно важных функций, и, как следствие, более высокого уровня заболеваемости, ухудшения качества здоровья.
По данным статистического отчета, в 2013 году в Мурманской области только 17,5% от общего числа жителей систематически занимались физической культурой и спортом, что явно недостаточно в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера. Вместе с тем по сравнению с 2012 годом численность населения региона, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась на 41 тысячу 492 человека. Следует отметить, что за последние годы наблюдается устойчивая положительная динамика изменения данного (2010 г. - 11,0%, 2011 г. - 11,4%, 2012 г. - 12,0%).
На начало 2014 года сеть спортивных сооружений Мурманской области составляет 1079 единиц, в том числе 6 стадионов на 1500 мест и более, 3 Дворца спорта с искусственным льдом, 371 спортивный зал, 32 плавательных бассейна, 264 плоскостных сооружения (площадки, футбольные поля и др.).
В целом уровень обеспечения спортивными сооружениями на территории Мурманской области в процентном отношении к утвержденному всероссийскому показателю составляет:
- бассейнами - 12,5%;
- спортивными залами - 37,0%;
- плоскостными сооружениями - 34,2%.
Единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений - 17,9% от всероссийского норматива.
В Мурманской области функционируют 46 организации дополнительного образования детей в сфере физической культуры. Из них 12 - имеют статус школ олимпийского резерва и 34 - детско-юношеские спортивные школы. На базе данных организаций работают 705 тренеров-преподавателей, что составляет 40% от утвержденного всероссийского норматива - 25 человек на 10 000 населения. Количество занимающихся в организациях дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта составляет 25059 человек (в 2012 году - 25027 человек).
Успешное развитие физической культуры и массового спорта имеет приоритетное значение для укрепления здоровья граждан и повышения качества их жизни и в связи с этим является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие региона.
На основе анализа ситуации в сфере физической культуры и спорта в Мурманской области определены существующие сильные и слабые стороны данной сферы деятельности.
Среди наиболее сильных сторон отрасли можно выделить:
1. Стабильное функционирование на региональном уровне Комитета по физической культуре и спорту как самостоятельного исполнительного органа государственной власти, реализующего политику в сфере физической культуры и спорта на территории Мурманской области.
2. Наличие областных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.
3. Наличие кадрового ресурса для осуществления деятельности в учреждениях физической культуры и спорта.
4. Наличие положительной динамики увеличения количества новых спортивных сооружений и численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, во всех муниципальных образованиях.
5. Успешный опыт подготовки и проведения спортивных мероприятий различного уровня, в том числе международного.
6. Успешный опыт участия спортсменов в межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях.
7. Культивирование в Мурманской области традиционных и новых успешно развивающихся видов спорта.
8. Наличие на областном уровне сформированных общественных, коллегиальных органов по вопросам реализации и развития физической культуры и спорта.
9. Наличие успешного опыта совместной деятельности по реализации проектов в сфере физической культуры у органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
10. Сформированная отраслевая нормативно-правовая база, позволяющая субъектам физической культуры и спорта с достаточной степенью эффективности осуществлять собственную и совместную деятельность.
11. Выгодное географическое положение и климатические условия среди субъектов Российской Федерации для проведения тренировочных сборов и спортивных мероприятий по зимним видам спорта.
К слабым сторонам отрасли в регионе можно отнести следующие:
1. Разная ведомственная принадлежность организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне.
2. Отсутствие у Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области реальных механизмов контроля за качеством и эффективностью работы органов местного самоуправления, общественных и коммерческих организаций, а также инструментов влияния и воздействия на эти организации, позволяющих обеспечить полное и качественное исполнение ими своих обязанностей, соблюдение прав и гарантий граждан на занятия физической культурой и спортом.
3. Недостаточное финансирование отрасли на региональном и местном уровнях.
4. Малочисленность управленческих кадров, курирующих вопросы физической культуры и спорта, в системе органов местного самоуправления.
5. Процесс "старения" квалифицированных кадров и отсутствие программ материальной поддержки молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта.
6. Несоответствие качества действующей спортивной инфраструктуры современным потребностям отрасли и населения.
7. Недостаточная оснащенность материально-технической базы организаций физической культуры и спорта, осуществляющих спортивную подготовку.
8. Межведомственная разобщенность в вопросах управления отраслевыми направлениями деятельности в сфере физической культуры и спорта на областном и муниципальном уровнях.
9. Недостаточно полная и объективная информация об имеющихся и потенциальных отраслевых ресурсах и активах, а также о реальных потребностях и отношении населения к физической культуре и спорту в регионе.
10. Отсутствие системного подхода к организации занятий физической культурой, адаптивным спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях управления физической культурой и спортом.
11. Отсутствие опыта в развитии спортивной инфраструктуры и обеспечении доступности спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг в рамках государственно-частного партнерства.
На основании сравнительного анализа сильных и слабых сторон физической культуры и спорта в регионе приоритетным направлением государственной политики отрасли должна стать поддержка данной сферы деятельности и принятие необходимых системных мер по созданию условий для обеспечения гражданам возможности систематически заниматься физической культурой и спортом.
Для достижения поставленной цели определены существующие возможности внешней среды в сфере физической культуры и спорта в Мурманской области:
1. Наличие в регионе общественных физкультурных и спортивных организаций, в том числе имеющих значительный многолетний опыт работы и устойчивые связи с всероссийскими организациями.
2. Наличие профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по направлениям деятельности физической культуры и спорта, а также подготовку и переподготовку специалистов отрасли.
3. Повышение мотивации у населения, особенно молодёжи, к занятиям физической культурой и спортом.
4. Усиление внимания к вопросам спортивной подготовки на федеральном уровне и объемов финансирования подготовки спортивного резерва из федерального бюджета.
5. Увеличение количества организаций, осуществляющих предоставление физкультурных и спортивных услуг населению на коммерческой основе.
6. Наличие у Мурманской области устойчивых, развивающихся связей и соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами, в том числе по вопросам развития спорта стран Баренцева региона.
2. Цель, основные направления и задачи Стратегии
Целью Стратегии является создание условий для максимальной вовлеченности населения Мурманской области в систематические занятия физической культурой и спортом.
Для достижения цели определены следующие основные направления реализации Стратегии:
1) модернизация функционирования региональной системы физической культуры и спорта;
2) развитие физической культуры и спорта среди различных категорий и групп населения (массовый спорт);
3) развитие спорта высших достижений и социальной защиты спортсменов и тренеров;
4) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
2.1. Модернизация функционирования региональной системы физической культуры и спорта.
По данному направлению необходимо решение следующих задач:
- разработка и формирование обновлённой организационной основы управления развитием физической культуры и спорта с учетом улучшения взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях;
- повышение качества организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий;
- разработка параметров двигательной активности для населения;
- повышение качества взаимодействия со средствами массовой информации.
Для модернизации функционирования региональной системы физической культуры и спорта необходима реализация комплекса мер:
- открытие сети спортивных клубов в образовательных организациях области;
- разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности населения;
- обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных организациях с учетом интеграции основного и дополнительного физкультурного образования;
- реализация системного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в области видов спорта;
- разработка и реализация региональной программы подготовки спортивного резерва;
- разработка и реализация программы развития школьных спортивных лиг по игровым видам спорта;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов отрасли физической культуры и спорта на базе образовательных организаций Мурманской области;
- совершенствование нормативно-правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях;
- проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги;
- формирование заказа на создание и распространение печатной и наглядной продукции, интернет-продуктов по формированию здорового образа жизни, повышению мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом всех групп населения Мурманской области.
Ожидаемыми результатами модернизации функционирования региональной системы физической культуры и спорта являются:
1) на первом этапе:
- организация проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения Мурманской области;
- создание и организация деятельности спортивных лиг по игровым видам спорта в образовательных организациях;
- разработка и реализация программ подготовки спортивного резерва по базовым видам спорта в Мурманской области;
- доведение до 15% количества образовательных организаций, имеющих спортивные клубы;
- увеличение числа лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
2) на втором этапе:
- доведение до 30% количества образовательных организаций, имеющих спортивные клубы;
- увеличение числа лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
- регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения Мурманской области;
- увеличение количества публикаций в средствах массовой информации региона о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом (особенно среди молодежи).
2.2. Развитие физической культуры и спорта среди различных категорий и групп населения.
По данному направлению необходимо решение следующих задач:
- повышение качества обязательного физкультурного образования и воспитания обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций Мурманской области;
- развитие физического воспитания взрослого населения Мурманской области на основе реальных запросов и потребностей;
- создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов с целью привлечения их к занятиям физической культурой и спортом;
- повышение уровня физической подготовки допризывной молодежи;
- развитие ветеранского спорта;
- развитие школьного спорта;
- разработка и реализация плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Для развития физической культуры и спорта различных категорий и групп населения необходима реализация комплекса следующих мер:
1) в системе физического воспитания обучающихся:
- сохранение обязательных уроков физической культуры в объеме не менее 3 часов в неделю в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
- существенное увеличение объема физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время;
- повсеместное применение оптимальных объёмов двигательной активности в системе здоровье сберегающих технологий обучения детей дошкольного и школьного возраста с учётом климато-географических особенностей Заполярья;
- реконструкция и строительство новых спортивных залов и пришкольных стадионов (спортплощадок), обеспечение их современным инвентарём и оборудованием в организациях образования для повышения качества проведения уроков по физической культуре и проведения внеклассной физкультурно-спортивной работы;
- повышение численности обучающихся общеобразовательных организаций, участвующих в школьных этапах Президентских состязаний и Президентских спортивных игр;
- совершенствование внеурочных форм организации физической культуры, дополняющих содержание уроков физического воспитания и направленных на развитие школьного спорта;
- расширение системы соревнований (спартакиад) по популярным видам спорта для школьников на уровне образовательной организации, района, города и области;
- разработка и внедрение образовательных программ по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
- разработка программ и проведение регулярных курсов повышения квалификации для учителей физической культуры, тренеров и тренеров-преподавателей с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов к квалификации педагогических работников в системе общего и дополнительного образования;
- совершенствование работы по формированию регионального и муниципальных календарных планов официальных физкультурных мероприятий и официальных спортивных мероприятий;
2) в системе физического воспитания взрослого населения:
- разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим строительство спортивных сооружений;
- разработка программ развития национальных видов спорта народов Севера;
- разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
- совершенствование организации проведения спортивных мероприятий среди ветеранов;
- разработка программного обеспечения для активизации спортивно-массовой работы активного семейного отдыха населения по месту жительства;
3) в системе физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
- разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
- обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
- разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
4) в системе физического воспитания молодежи допризывного возраста:
- участие в разработке программ спортивной подготовки допризывной молодежи;
- проведение на регулярной основе спортивно-массовых мероприятий военно-прикладной направленности, в том числе ежегодных региональных спартакиад, для юношей допризывного и призывного возраста.
Ожидаемыми результатами в развитии физической культуры различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:
1) на первом этапе:
- обеспечение недельного двигательного режима обучающихся детей и молодёжи в объеме не менее 3 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;
- увеличение до 60,0% доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов;
- увеличение до 70% доли обучающихся детей и молодёжи, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 3% от общей численности лиц данной категории населения;
2) на втором этапе:
- увеличение до 70,0% доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов;
- обеспечение образовательных организаций объектами спорта;
- увеличение до 80% доли обучающихся детей и молодёжи, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой;
- увеличение численности занимающихся производственно-прикладной физической культурой в учреждениях, организациях и предприятиях региона;
- увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 7% от общей численности лиц данной категории населения.
2.3. Развитие спорта высших достижений, социальная защита спортсменов и тренеров.
По данному направлению необходимо решение следующих задач:
1) дальнейшее развитие детско-юношеского спорта, совершенствование системы отбора и подготовки спортивного резерва;
2) развитие студенческого спорта;
3) повышение качества тренировочного процесса и системы развития спорта высших достижений;
4) усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров.
Для развития спорта высших достижений и социальной защиты спортсменов и тренеров необходима реализация комплекса следующих мер:
1) оптимизировать тренировочный процесс на основе внедрения современных спортивно-педагогических технологий в системе образовательных организаций дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР);
2) разработать систему врачебного контроля и медико-биологическое обеспечение подготовки спортивного резерва на основе регулярной диспансеризации;
3) разработать и внедрить системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов по различным видам спорта на основе показателей физического развития и результатов оценки состояния здоровья;
4) разработать нормативно-правовые требования к организации специализированных классов по видам спорта с углубленным тренировочным процессом с учетом наполняемости, возраста и спортивной специализации обучающихся;
5) совершенствовать работу регионального центра спортивной подготовки;
6) модернизировать систему управления подготовкой спортсменов высокого класса;
7) разработать региональную программу развития спортивного резерва по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта до 2020 года;
8) разработать систему подготовки спортсменов - кандидатов в состав спортивных сборных команд Мурманской области по видам спорта, а также заключить соглашения с организациями физкультурно-спортивной направленности о целевой подготовке спортсменов - членов спортивных сборных команд России по базовым видам спорта;
9) развивать взаимодействие с общественными организациями по вопросам физической культуры и спорта;
10) принять меры по развитию студенческого спорта в Мурманской области, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки по формированию здорового образа жизни в молодёжной среде;
11) увеличить количество организаций - участников областных спартакиад по зимним и летним видам спорта;
12) провести отбор перспективных спортсменов в спортивные сборные команды Мурманской области, разработать для них индивидуальные целевые программы подготовки, повысить уровень ответственности тренеров сборных команд Мурманской области за эффективность тренировочного процесса и систему контроля;
13) обеспечить медицинское сопровождение спортсменов сборных спортивных команд области;
14) провести работу по инвентаризации и обновлению спортивного инвентаря, оборудования и экипировки для сборных команд Мурманской области;
15) организовать работу по прохождению плановых стажировок ведущих тренеров Мурманской области по базовым видам спорта в спортивных сборных командах России;
16) разработать систему мер по усилению ответственности лиц, применяющих запрещенные препараты и фармакологические средства в спорте;
17) обеспечить дальнейшее развитие системы мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи выдающимся спортсменам Мурманской области;
18) разработать предложения о медицинском страховании спортсменов - членов спортивных сборных команд Мурманской области.
Ожидаемыми результатами развития спорта высших достижений и социальной защиты спортсменов и тренеров являются:
1) на первом этапе:
- увеличение численности детей 6-15 лет, занимающихся в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности, до 25500 человек, или 32% от общей численности детей данной возрастной категории;
- привлечение лиц с ограниченными возможностями к занятиям паралимпийскими и сурдлимпийским видами спорта в Мурманской области;
- улучшение материально-технического обеспечения приоритетных видов спорта Мурманской области;
- повышение уровня квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта и внедрение в тренировочный процесс инновационных спортивных технологий;
- разработка комплекса мер по обеспечению отрасли квалифицированными специалистами с привлечением региональных профессиональных образовательных организаций;
2) на втором этапе:
- увеличение численности детей 6-15 лет, занимающихся в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности, до 35000 человек, или 45% от общей численности детей данной возрастной категории;
- увеличение численности спортсменов Мурманской области - членов сборных команд Российской Федерации до 80 чел.;
- увеличение числа лиц с ограниченными возможностями - членов сборных команд Российской Федерации по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта до 2 чел;
- увеличение численности спортсменов из числа студенческой молодёжи, являющихся членами сборных команд по приоритетным видам спорта Мурманской области, до 30 чел.;
- увеличение количества физкультурно-спортивных диспансеров (филиалов) в Мурманской области до 2 единиц;
- оснащение сборных спортивных команд Мурманской области современной экипировкой, инвентарём и оборудованием в соответствии с федеральными стандартами по видам спорта;
- увеличение представительства Мурманской области в рабочих и руководящих органах федеральных спортивных федераций и организаций до 5 чел.;
- повышение уровня материальной поддержки ведущих тренеров, перспективных спортсменов Мурманской области, инструкторов, медицинских работников, занятых в сфере физической культуры и спорта, с учётом результативности их профессиональной деятельности.
2.4. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
По данному направлению необходимо решение следующих задач:
1) разработка мер по дальнейшему развитию инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
2) определение показателей эффективности использования объектов спорта;
3) улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;
4) развитие базы подготовки спортсменов высокого класса Мурманской области, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;
5) разработка ведомственных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
6) совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;
7) привлечение внебюджетных средств и инвестиций в сферу физической культуры и спорта.
Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:
1) улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта;
2) разработка системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;
3) разработка регламентов физкультурно-оздоровительных услуг, реализуемых организациями на территории Мурманской области.
Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:
1) на первом этапе:
- строительство различных объектов спорта в муниципальных образованиях, универсальных спортивных и специализированных плоскостных сооружений на пришкольных территориях, в микрорайонах, парках, зонах отдыха;
- открытие филиалов регионального центра спортивной подготовки Мурманской области в городах Кировск и Полярные Зори;
- увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта до 30% от всероссийского норматива;
2) на втором этапе:
- обеспечение муниципальных образований объектами спорта, необходимыми для организации и проведения физкультурных и спортивно-массовых мероприятий, в соответствии с потребностями населения;
- создание областного реестра объектов спорта всех видов собственности;
- увеличение количества спортивных сооружений в Мурманской области;
- строительство различных объектов спорта в муниципальных образованиях за счет внебюджетных средств;
- увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта до 48% от всероссийского норматива.
3. Целевые показатели реализации Стратегии
В качестве основных показателей развития физической культуры и спорта в Мурманской области определены:
1) доля населения Мурманской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Мурманской области;
2) доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов;
3) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;
4) численность детей 6-15 лет, занимающихся в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности;
5) количество спортивных сооружений в Мурманской области, ед. на 100 тысяч населения;
6) численность спортсменов Мурманской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации;
7) количество мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества стран Баренцева/Евроарктического региона;
8) единовременная пропускная способность объектов спорта, % от всероссийского норматива;
9) отраслевой показатель прироста кадров, % от всероссийского норматива.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
4. Описание механизмов управления рисками
При реализации Стратегии и для достижения поставленных ею целевых индикаторов необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации Стратегии являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей Стратегии.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Стратегии существенными являются макроэкономические и финансовые риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости физкультурно-спортивных услуг, снизить их доступность и сократить инвестиции в инфраструктуру спорта высших достижений.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств областного и федерального бюджетов, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в реализации Стратегии.
Существенным риском является неоднородность финансовых возможностей муниципальных образований Мурманской области, что может привести к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в установленных сферах деятельности.
Минимизация рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности достижения плановых показателей Стратегии;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры и спорта;
своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Стратегии.
Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Стратегии, а также на основе обеспечения эффективной координации деятельности соисполнителей и иных организаций, участвующих в реализации мероприятий муниципальных и государственных программ Мурманской области.
5. Механизмы реализации и контроля реализации Стратегии
В реализации Стратегии участвуют органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления, а также общественные организации Мурманской области, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Основным механизмом реализации Стратегии является реализация мероприятий государственных программ Мурманской области, а также федеральных и муниципальных целевых программ.
Расходы, связанные с реализацией Стратегии, осуществляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, бюджетах муниципальных образований, и из внебюджетных источников.
Мониторинг и контроль реализации Стратегии осуществляются Комитетом по физической культуре и спорту Мурманской области с участием общественного совета.
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области ежегодно до 15 марта готовит отчёт о ходе реализации Стратегии для Правительства Мурманской области, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по повышению эффективности реализации Стратегии.
Отчёт должен содержать информацию:
- о ходе реализации Стратегии в части результатов контроля за динамикой целевых показателей;
- о результатах обратной связи, а именно общественном мнении различных групп населения Мурманской области о степени удовлетворённости предоставляемыми услугами в сфере физической культуры и спорта;
- о причинах невыполнения и отклонения от плановых показателей, если таковые имеются;
- о предложениях по корректировке направлений Стратегии, где ожидаемый эффект в течение года не был достигнут.
Приоритетными принципами проведения мониторинга определены информационная открытость всех субъектов отраслевой деятельности и независимость оценки результатов реализации Стратегии.
6. Заключение
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Мурманской области.
Реализация Стратегии окажет положительное воздействие на развитие физической культуры и спорта в Мурманской области, повысит качество оказания государственных услуг и обеспечит их максимальную доступность для всех категорий и целевых групп, привлечёт население области к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщит к здоровому образу жизни, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Мурманской области.
Приложение
к Стратегии
Целевые показатели
реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Мурманской области на период до 2020 года
|
Целевые показатели |
Значение показателя в 2013 году |
Целевое значение показателя в 2016 году |
Целевое значение показателя в 2020 году |
1. |
Доля населения Мурманской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Мурманской области, % |
17,5 |
30 |
40 |
2. |
Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, % |
49,4 |
60,0 |
70,0 |
3. |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % |
1,2 |
3,0 |
7,0 |
4. |
Численность детей 6-15 лет, занимающихся в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности, чел. |
22246 |
25500 |
35000 |
5. |
Количество спортивных сооружений в Мурманской области, ед. на 100 тыс. населения |
139,9 |
147,7 |
155,3 |
6. |
Численность спортсменов Мурманской области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, чел. |
52 |
60 |
80 |
7. |
Количество мероприятий, проводимых в рамках международного сотрудничества стран Баренцева/Евроарктического региона, ед. |
8 |
10 |
14 |
8. |
Единовременная пропускная способность объектов спорта, %от всероссийского норматива |
17,9 |
30 |
48 |
9. |
Отраслевой показатель прироста кадров, % от всероссийского норматива |
34 |
46 |
61 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 2 июня 2014 г. N 284-ПП/8 "О Стратегии развития физической культуры и спорта в Мурманской области на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Мурманской области (http://npa.gov-murman.ru/) в электронном бюллетене "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" 4 июня 2014 г., информация об официальном опубликовании постановления содержится в газете "Мурманский Вестник" от 4 июня 2014 г. N 100
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 3 марта 2020 г. N 91-ПП
Изменения вступают в силу с 6 марта 2020 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 31 мая 2018 г. N 250-ПП
Изменения вступают в силу с 4 июня 2018 г.